Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Все идет по плану

Все идет по плану

Сергей Надсадин

Мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин – о том, почему работу сотрудников надо тщательно планировать и контролировать, собственные обещания выполнять, а с гражданами общаться на равных.

- Сергей Александрович, пост мэра Южно-Сахалинска вы заняли сравнительно недавно – в 2014 году. Но в системе исполнительной власти города к этому моменту вы уже проработали семь лет. Что вам подсказывает опыт, какие перемены для города сейчас особенно важны?

- Я пришел в мэрию из бизнеса, и этот опыт для меня очень ценен. Он позволяет точно расставлять приоритеты. В бизнесе важен результат, поэтому для меня в системе управления муниципалитетом одна из главных задач - наладить систему планирования и персональной ответственности всех сотрудников администрации города. При этом совершенно не мой стиль что-то менять, что называется, ломая через колено: я сторонник эволюционного пути развития и соответствующих методов руководства. Думаю, это наглядно показывает наша программа действий – «Стратегия 2020», которая продолжает курс на развитие Южно-Сахалинска. Приоритетами в развитии Южно-Сахалинска являются совершенствование транспортной системы города и модернизация городского пассажирского транспорта, благоустройство дворов, комплексная реконструкция коммунальных сетей, озеленение города, жилищное строительство и возведение социальных объектов. И что особенно важно – работа над «Стратегией» шла в плотном контакте с горожанами. От них поступило свыше 3 тыс. предложений, большинство из которых мы учли в итоговом документе. Теперь остается лишь точно следовать ему.

Ну и конечно же, важнейшим принципом работы мэрии должна стать ее открытость перед горожанами. Только общаясь на равных с жителями, понимая и пропуская через себя их проблемы, вместе находя пути решения, мы сможем улучшить качество жизни каждого южносахалинца.

- А хватит ли на это денег? На какие источники дополнительного финансирования, кроме бюджета города, вы реально можете рассчитывать?

- Я отвечу вам максимально конкретно и с цифрами в руках. Общий объем доходов ГО «Город Южно-Сахалинск» на 2015 год утвержден в рекордной сумме 21,3 млрд рублей. Из них 7,7 млрд рублей – это собственные доходы города, 13,5 млрд рублей — финансовая помощь из областного бюджета. При формировании бюджета на этот год пришлось сделать некоторые корректировки, связанные с изменением регионального законодательства. Так, с 1 января 2015 года на 10% увеличился единый норматив отчислений в городской бюджет по налогу на доходы физических лиц, общий норматив отчислений по НДФЛ составил 35%. Кроме того, в муниципальный бюджет с областного уровня передано 20% налога на имущество организаций (до 2015 года эти поступления полностью шли в бюджет области). Таким образом, город в 2015 году получил по сравнению с 2014-м дополнительные 1,9 млрд рублей.

Расходная часть бюджета составляет 20,9 млрд рублей. Эти средства будут направлены на обеспечение всех социальных обязательств городского округа — среди них заработная плата работников бюджетной сферы и начисления на нее (причем с учетом повышения ставок с 1 января), оплата коммунальных услуг муниципальным учреждениям, мероприятия программ «Социальная поддержка населения» и «Город без границ», строительство и капремонт детских садов (в 2015 году мы планируем сдать 5 детских садов: в Дальнем, Ново-Александровске, Хомутово, 8-ом и 12-ом микрорайонах города), предоставление гражданам соцвыплат для строительства жилья и т.д. Еще одна не менее важная особенность нынешнего бюджета - высокий уровень бюджетных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности. На эти цели планируется направить порядка 40 % общего объема всех расходов бюджета. Для сравнения: в 2014 году на эти цели шло 33%.

Ощутимую поддержку окажет нам правительство Сахалинской области. За счет консолидации средств областного и местного бюджетов планируется выделить 3,5 млрд рублей на своевременное и качественное вхождение в отопительный сезон (как говорится, «готовь сани летом»), модернизацию и развитие систем коммунальной инфраструктуры, 2,4 млрд рублей — на строительство и реконструкцию городских дорог, ремонт дворовых территорий и т. п. Еще 1,7 млрд рублей - на финансовое обеспечение строительства и помощь в приобретении жилья для граждан, в том числе бюджетников, молодых семей, ученых и др.; наконец,1,6 млрд рублей — на строительство, реконструкцию и приобретение детских садов.

Суммы внушительные, и наша задача - распорядиться ими максимально эффективно, с пользой для всех южносахалинцев.

- Дальний Восток является одним из общероссийских приоритетов развития экономики, а Сахалинская область всегда была регионом передовым. Сейчас 95% бюджета области формируется за счет собственных ресурсов. Сюда активно идут инвесторы – например, в сферу энергетики. Но не «перегревает» ли это цены и зарплаты? И как быть тем, кто работает не в энергетическом комплексе?

- Да, цены у нас не низкие. И, безусловно, реализация энергетических проектов подстегнула рост зарплат в некоторых профессиях. Однако в целом цены все-таки выросли не слишком сильно и далеко не на все виды товаров и услуг. Гораздо больше на них влияет оторванность региона от основных поставщиков товаров – транспортная составляющая в стоимости достигает 30%, плюс складские затраты. Исторически и цены, и заработки у нас всегда были выше общероссийских – Сахалинская область входила в так называемый третий пояс. Сейчас нам удалось «подтянуть» жалованье служащих в социальном секторе (бюджетников) до среднего уровня во исполнение майских указов президента. Так что высокие зарплаты не только у энергетиков, слишком сильного дисбаланса нет.

- Напомню одну пословицу: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Время сейчас не лучшее - кризис. Не получится ли так, что и областной бюджет не сможет выполнить все свои обязательства, вам придется несколько «секвестировать» расходы и социальная обстановка при этом резко осложнится? Многие эксперты предупреждают, что риск достаточно велик.

- Я бы не стал так сильно сгущать краски. Прежде всего потому, что ситуацию оцениваю трезво и с фактами в руках, а не в виде умозрительных «страшилок».

Анализ основных экономических показателей города за 2014 год доказывает: уже несколько лет мы демонстрируем тенденцию к устойчивому развитию. Неблагоприятные факторы, которые усилились в последнем квартале прошлого года, в начале 2015-го тоже дают о себе знать. Но надо понимать и то, что общероссийские «волны» (как позитив, так и негатив) до Сахалина доходят с небольшим опозданием. Этот отрезок времени мы как раз и должны использовать для того, чтобы встретить кризис во всеоружии и с минимальными потерями. Возможно, какие-то графики нам действительно придется скорректировать. Но глобальных провалов в финансировании быть не должно.

Мы уже сейчас работаем на упреждение, чтобы сохранить устойчивое развитие экономики и социальной сферы города. В первую очередь будут пересмотрены затраты на приобретение техники, оборудования, на капремонты учреждений. Мы готовы сокращать расходы, которые не являются социально значимыми или жизненно важными для Южно-Сахалинска. Даже с учетом инфляции такая экономия позволит в полном объеме выполнить все наши расходные обязательства, в первую очередь в социальной сфере и ЖКХ.

У нас есть основания думать, что мы сможем пережить этот кризис и от своих социальных обязательств не откажемся. Мы не свернули ни один проект, направленный на возведение детских садов, идет строительство музыкальной школы, планируем мероприятия по ремонту дорог и дворов. Принят областной бюджет, сформированы трехгодичные государственные программы, под которые есть финансирование, и они будут выполняться. Здесь у моего оптимизма тоже есть веские основания. Специфика формирования областного бюджета, от которого во многом зависят все муниципальные образования, и Южно-Сахалинск в их числе, в том, что значительная часть региональной казны — это отчисления от реализации шельфовых проектов на территории острова. Так что Сахалин в этом смысле более защищен, чем другие субъекты Федерации.

Это не значит, что все будет гладко и просто. Например, кризис всегда влечет за собой рост цен. Чтобы не допустить резких скачков, в Южно-Сахалинске уже разработан и внедрен механизм, обеспечивающий продовольственную безопасность населения в условиях экономической рецессии и повышения цен на товары. В январе 2015 года оптовые поставщики продукции, местные товаропроизводители и собственники розничных продовольственных сетей подписали декларацию, в рамках которой обязуются устанавливать минимальную торговую наценку на конкретный список из двадцати пяти товаров первой необходимости.

При администрации города создан штаб по оперативному контролю за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (я председатель этого штаба), ежедневно идет мониторинг цен на товары первой необходимости.

Спору нет, наступило не самое простое время. Но мы должны спокойно и планомерно подготовиться ко всем рискам, принять их, и более того — извлечь из минусов плюсы, сделать взлетом падение.

- Бюджет не бездонный и не резиновый, многие проекты не потянуть без помощи привлеченных средств. Насколько активно вы призываете бизнес к социальной ответственности и находите ли отклик?

- Да, сегодня общество ждет от бизнеса большего, нежели просто честная уплата налогов и создание рабочих мест. И должен сказать, что чувство ответственности нашим бизнесменам не чуждо. Они вносят солидный вклад в развитие города. Так, бизнес-сообщество активно участвует в таких социальных программах, как «Сахалинская лента памяти», «Георгиевская лента», «Рябиновая аллея», «Спеши делать добро», «Помоги собраться в школу» и т. д. В 2014 году благотворители помогли реконструировать сквер «Асахикава». Был заложен первый камень и ведутся работы по возведению сквера российско-японской дружбы, благоустроена прилегающая территория и сквер в селе Дальнем и т. д. Представители бизнеса много помогают школам, детским садам, больницам… Увеличивается и объем денежных средств, направленных бизнесом на благотворительность (в 2004 году - 3,6 млн рублей, в 2013 - 615,5 млн рублей, в 2014 - 237 млн рублей). Мы не оставляем подобные добрые дела без внимания и благодарности. Вот уже более 10 лет проводится городской конкурс «Благотворитель года Южно-Сахалинска». Количество его участников постоянно растет. Я считаю, что социальная ответственность бизнеса не просто норма, а мерило здоровья и адекватности нашего общества.

- Социальная ответственность сильна взаимностью. Можно ли рассказать подробнее о программах поддержки местных товаропроизводителей? Среди них немало предприятий малого и среднего бизнеса – самых уязвимых в экономически нестабильные времена. Чем администрация города готова им помочь?

- Здесь тоже все идет «по плану» - в соответствии с новой муниципальной программой «Поддержка малого и среднего бизнеса ГО «Город Южно-Сахалинск» на 2015-2020 годы». На ее реализацию город выделил почти 150 млн рублей. До этого по аналогичной программе в 2012-2014 годы из бюджета была оказана помощь 50 субъектам малого и среднего предпринимательства. В чем конкретно поддержка выражается? Мы возмещаем хозяйствующим субъектам затраты по процентам и лизинговым платежам, проводим образовательные семинары, компенсируем часть затрат на реализацию бизнес-плана начинающим предпринимателям и многое другое. Кроме того, город частично гасит расходы малого и среднего бизнеса на аренду площадей в муниципальных помещениях - ставка по аренде для таких компаний в 2-3 раза меньше. Есть система субсидий на возмещение части расходов по уплате процентных ставок по кредитам. Так, в 2014 году была предоставлена имущественная поддержка 16 хозяйствующим субъектам, общая площадь переданного в аренду имущества составила более 5 тыс. кв. м.

У нас успешно работает консультативный Совет при администрации города по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Успешно – это значит с видимым результатом. В 2015 году в два раза увеличено количество механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (с 7 до 14). Помощь в первую очередь получили те, кто занимается дошкольным образованием, пассажирскими перевозками на автобусах или автомобилях, народными ремеслами или инновационными проектами. Кризис кризисом, но в этом году мы увеличим число хозяйствующих субъектов, которым город окажет помощь, с 50 до 60. Будем всячески стимулировать деловую активность малого бизнеса и способствовать его популярности, уже запланированы различные конкурсы, форумы, конференции городского масштаба, День российского предпринимательства и т.д. И естественно, будут внедряться в практику различные новые формы муниципально-частного партнерства на территории областного центра. Опыт реализации крупных инфраструктурных проектов на началах такого партнерства у нас уже есть.

Что же касается местных товаропроизводителей, то на них ориентирована концепция создания агропромпарка в черте города (проект может быть реализован с привлечением зарубежных инвесторов). При финансовой поддержке областного бюджета расширяются и модернизируются крупнейшие предприятия городского округа. Например, птицефабрика «Островная» (в планах на ближайшую перспективу — строительство цеха по производству бройлерного мяса), совхоз «Тепличный» (в этом году запланировано строительство новых теплиц, в рамках проекта модернизации предприятия, что позволит увеличить объемы производства свежих овощей защищенного грунта до 5440 тонн к 2017 году или в 1,8 раз) и др. К вводу в эксплуатацию готовится современный свинокомплекс в п. Таранай Анивского района, граничащего с Южно-Сахалинском. Уже в конце этого года предприятие сможет обеспечивать сахалинцев свежим мясом. Поддержку получат и фермеры. Сразу эти усилия заметны не бывают – вложения в сельское хозяйство редко дают немедленный эффект. Но задел на будущее уже хороший.

Особенность Южно-Сахалинска – то, что здесь практически нет промышленности в традиционном смысле этого слова: непосредственно на территории нашего городского округа развиты только строительство, торговля, пищевая отрасль, сельское хозяйство, услуги, администрирование и др. Все отрасли требуют своего подхода в изменяющихся условиях. И, безусловно, нельзя забывать про привлечение инвестиций. Наша задача создать инвесторам на территории города комфортные условия для работы.

- Что вы вкладываете в понятие «комфорт»?

- Режим максимального благоприятствования, в том числе, упрощение всех бумажных и бюрократических процедур. Для этого мы формируем реестр земельных участков, которые возможно использовать при реализации инвестиционных проектов, предоставляем субсидии на возмещение процентных ставок по инвестиционным кредитам и лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), обеспечиваем льготные условия пользования землей и уплаты налогов.

Вообще, Южно-Сахалинск по «инвестиционному климату» выгодно отличается от других городов Дальнего Востока. Он удачно расположен, имеет прочные побратимские связи со многими городами стран АТР (Японии, Южной Кореи, Китая). Но главное, что наш город - столица крупнейшего нефтяного региона России, и этим все сказано. Именно здесь находятся офисы нефте- и газодобывающих компаний с мировыми именами. Реализация шельфовых проектов как раз и стала тем катализатором, который вывел развитие города на новый уровень. Сейчас вкладывать средства в его инфраструктуру для частных российских и зарубежных инвесторов стало не только выгодно, но и престижно. Все чаще у нас появляются объекты с приставкой «лучший» (самый большой, первый и т. п.) на Дальнем Востоке. Причем здесь нет хвастовства – чистая констатация факта. Достаточно вспомнить ТРК «Сити-Молл» и «Горный воздух», новую гимназию (кстати, это самая современная школа в ДВФО), многое другое. За последние несколько лет за счет частных инвестиций были построены и сданы в эксплуатацию более 30 объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания и др. Такие перемены повлекли за собой так называемый мультипликативный эффект: создается все больше новых рабочих мест (что немаловажно в нынешней экономической ситуации), увеличивается уровень налоговых поступлений в бюджет города, расширяется спектр предоставляемых населению услуг и так далее. Сейчас мы на пороге реализации крупнейших инвестиционных проектов. Один из них — новый аэропорт, ввод которого в эксплуатацию через 2-3 года также подстегнет развитие Южно-Сахалинска.

- Одно из направлений, которому на Дальнем Востоке стали уделять повышенное внимание, - туризм. Но даже в центральных регионах России его развитие движется нелегко. А что по силам далекому от столиц и транспортных артерий Южно-Сахалинску?

- Очень многое. Дело лишь в том, как построить работу. В этой сфере у нас тоже есть особая программа, рассчитанная на 2015-2020 годы. На развитие въездного туризма город собирается за это время потратить из своего бюджета почти 85 млн рублей. Южно-Сахалинск может стать невероятно интересным для туристов! Это видно уже сейчас, когда мы с 2013 года возобновили автобусные экскурсии по городу летом и осенью, а число иностранных граждан, посетивших наши края, резко увеличилось за счет пассажиров круизных лайнеров, курсирующих вдоль побережья Сахалина. Но ничто не делается само собой. И достопримечательность в чистом поле иметь мало. Для массового отдыха нужно проложить маршруты, облагородить объекты массового интереса, построить кемпинги, кафе, подъездные пути, абсолютно все – вплоть до туалетов. Исторических мест и достопримечательностей у нас немало – это, например, останец Лягушка, грязевой вулкан, пик Чехова в окрестностях Южно-Сахалинска и многое другое. Не обойтись и без современных технологий, телемостов и интернет-конференций, различных форумов. Некоторые из них уже позволили получить неплохую отдачу – например городская конференция «Сахалинский туристский кластер. Индустрия гостеприимства», «Форум клубной жизни», выставка «Сахалин ЭКСПО», ярмарки и международные конференции. Все это призвано не только привлечь в областную столицу значительное число туристов, но и сформировать позитивный имидж города как одного из международных центров делового, научного, образовательного и культурного сотрудничества.

- Приток туристов – дело, конечно, важное. Но как обстоит дело с обычными, коренными жителями? Одной из главных геополитических задач на Дальнем Востоке правительство РФ назвало борьбу с оттоком населения. По силам ли администрации города бороться с законами демографии?

- Я снова приведу цифры. С 2008 года у нас отмечается естественный прирост населения. В 2014 году он составил 770 человек, в то время как сальдо оттока — 483 человека (убыло 8538, прибыло 8055). Поэтому мы в плюсе, пусть и в небольшом. На сегодняшний день численность населения Южно-Сахалинска — 199,8 тыс. человек. Чем мы привлекаем и чем удерживаем людей? Основной фактор – успешная реализация тех проектов, о которых мы с вами уже говорили. Кроме того, мы считаем своим «основным капиталом» молодых специалистов. За ними будущее. А значит, надо их поддерживать и беречь. Поэтому в городе предоставляют служебное жилье молодым специалистам, работающим в бюджетной сфере (а из областного бюджета выплачивают подъемные тем, кто сюда переселяется и начинает работать). Но самая важная наша задача – создать тысячам горожан комфортную среду, чтобы никуда уезжать им просто не хотелось. Город растет. За последние годы у нас появилось несколько новых жилых микрорайонов, каждый год строим по нескольку детских садов, в прошлом году возвели новое здание гимназии, в этом — продолжаем строительство Центральной музыкальной школы. Развиваем детский и массовый спорт. В планах — при поддержке областного правительства — строительство биатлонного стадиона, спортивных комплексов и многое другое.

Собственно, в этом и есть критерий разумности любых бюджетных расходов: город должен стать для людей комфортным, чтобы они сами почувствовали ощутимые перемены к лучшему. В конце концов власть именно для этого и работает.

- А как вы узнаете мнение горожан о своей работе? Помощники докладывают?

- Ну зачем же. Система обратной связи должна быть простой и прямой, в ином случае она просто не действует. Для меня и администрации города очень важно, чтобы диалог с жителями Южно-Сахалинска шел качественно и постоянно. Мы заговорили с ними «на равных», когда почти год назад создали Общественный совет при мэрии. В него вошли представители общественности – люди с ярко выраженной гражданской позицией, резкие, активные, небезразличные ко всему, что в городе происходит и что с ним будет дальше. С момента создания Совета проведено 18 тематических круглых столов с экспертами из числа горожан, руководителями различных предприятий и организаций города и 14 заседаний Совета в рамках работы по обновлению Стратегии развития города. Создана также интернет-приемная Общественного совета (на сайте «Южно-Сахалинск - город как на ладони», раздел Общественный совет), куда может обратиться любой желающий. Мы открыты для диалога с населением. Регулярно я сам и руководители структурных подразделений администрации города проводят приемы граждан. В прошлом году в мэрию от горожан поступило свыше 5 тыс. различных вопросов, жалоб и предложений. Лично я только за прошлый год провел более 100 встреч с южносахалинцами.

- О чем же вас чаще всего спрашивают или просят?

- Больше всего вопросов к мэру на личном приеме – по проблемам с жильем, о благоустройстве дворов и т.д. По мере сил пытаемся их решать. Разумеется, не всегда удается сделать это именно так, как хотят наши посетители. Но в любом случае мы действуем в рамках правового поля и индивидуально подходим к каждому конкретному случаю.

Должен сказать, что очень часто люди жалуются на работу управляющих компаний. И эти претензии вполне обоснованы. Сейчас мы заняты именно тем, чтобы их работа в сфере ЖКХ была бесперебойной и не вызывала нареканий. Мы создали первую на Дальнем Востоке Ассоциацию собственников жилья «Мой дом» - сейчас в нее входят порядка 300 многоквартирных домов. На цивилизованный уровень работу УК поможет вывести и грядущее лицензирование управляющих компаний. До 1 апреля их руководители должны сдать квалификационный экзамен, получить аттестат и подать заявку на лицензирование. С 1 мая работа управляющих компаний без лицензии будет запрещена.

Видите ли, все, о чем мы с вами сегодня говорили, это повседневная, нормальная, рутинная работа. Наша задача и дальше делать так, чтобы все хорошее в жизни города воспринималось как норма, а не исключение или достижение. Говорить о работе городских властей люди начинают только тогда, когда ее результат их не устраивает (помните знаменитый рассказ о мальчике, который начал разговаривать только когда «суп оказался пересолен»?) Поэтому мы готовы и дальше делать свое дело спокойно, методично, без шума и восклицаний. Лишней соли и перца нам не надо, а за качество нашей управленческой «кухни» мы готовы нести полную ответственность.

Справка:

В течение 10 лет на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» отмечен рост объема промышленного производства по всем видам экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки). В 2014 году объем производства крупных и средних предприятий составил 45,4 млрд рублей, или 123,3% к уровню 2013 года.

Общий объем инвестиций в основной капитал за период с 2004 по 2014 годы составил более 200,0 млрд рублей, в том числе за 2014 год - 26,0 млрд рублей.

За последние 10 лет уровень заработной платы увеличился в 3,6 раза. В настоящее время среднемесячная заработная плата в Южно-Сахалинске составляет 60,8 тыс. рублей.

10 лет назад уровень безработицы в городе составлял 0,3% от всего экономически активного населения. По состоянию на 1 января текущего года - 0,2%. По этому показателю Сахалинская область – лидер в РФ. В регионе уровень безработицы составляет 0,6%, в то время как в целом по ДВФО - 1,5%, по РФ — 5,6%. В 2005 году в Южно-Сахалинске было официально зарегистрировано 298 безработных граждан, по состоянию на 1 января 2015 года - 170 человек.

Данные предоставлены пресс-службой администрации города.