Работа в такси стала «палочкой-выручалочкой» для жителя Амурской области с ограничениями по слуху
Сергей Гераськин восьмой месяц сотрудничает с Яндекс.Такси в Благовещенске Амурской области. Родился он здесь же 24 года назад здоровым ребёнком, но ещё в младенчестве из-за болезни потерял слух. В специализированной школе для глухих выучил русский жестовый язык и предметы общеобразовательной программы. После — взрослая жизнь и поиски подходящей работы.
Узнать, каково это — работать с людьми и техникой, когда ничего не слышишь — EastRussia помогла сурдопереводчик Мария Духненко.
— Сергей, как стали таксистом?
— Раньше работал строителем долгое время, но там все время были задержки с зарплатой длительные. Бывало, что и вовсе не оплачивали мою работу. Выгоняли, потом опять возвращали, затем снова выгоняли без причин. Я вынужден был уволиться, потом подрабатывал грузчиком, затем друг мне предложил арендовать машину. Я попробовал: взял машину в таксопарке, и до сих пор здесь работаю — вот уже семь месяцев. Работа мне нравится, работа спокойная, я сам выбираю график. В такси у нас еще двое глухих работают: один три года, второй — два года. Я планирую и дальше работать.
— Сколько часов в день работаете?
— По 12-14 часов в день, но заказы выполняю, конечно, не все это время подряд
— Сколько заявок в день?
— Бывает, что заказов нет, простои. А один раз было 60 заказов в день.
— Работаете ночью?
— Нет, нет и еще раз нет! Ночью очень много нетрезвых людей, а я не люблю отношение пьяных людей к таксистам, поэтому только утром и днем: люди ведут себя более культурно, более спокойно.
— На машине есть значок «Глухой водитель»?
— Нет. У меня в салоне на подголовнике есть табличка, где указано, что я глухой. А на самой машине нет.
— А в приложении это указано? Пользователи видят, когда делают заказ?
— Да, но бывает такое, что люди не читают и не видят, что написано на подголовнике и не обращают внимание на уведомление в приложении, начинают со мной разговаривать. А я еду, смотрю на дорогу и не обращаю внимания, люди начинают думать, что я их игнорирую. А я просто не слышу, но я отношусь к этому с пониманием.
— Как происходит общение с клиентом? Например, ему необходимо изменить маршрут или остановка по требованию?
— Они просто показывают пальцем: мне туда. Я уточню с помощью жестов – в какую сторону? И они мне с помощью жестов показывают. Также в приложении есть специальный чат, который доступен во время всей поездки с глухим водителем, но большинству пассажиров удобнее и быстрее показать рукой, куда ехать, чем писать.
— В Благовещенске много китайцев. Как с ними общение происходит?
— Они садятся в машину, машут рукой, здороваются и показывают на телефоне, куда им нужно ехать.
— Как в целом реагируют клиенты, когда видят, что к ним приезжает слабослышащий водитель?
— Как правило, здороваются жестами. Некоторые смотрят с недоверием, думают — опасен ли водитель такой? Смотрят, пристегнут ли я? Следят за моим поведением. Я пристегиваюсь всегда, вожу спокойно. Люди это видят и дальше спокойно едут. Молодые чаще общаются, например, с помощью заметок в телефон спрашивают, как я работаю, как справляюсь. Я стараюсь всегда с человеком голосом разговаривать, потому что отвлекаться от дороги и писать во время поездки в телефоне небезопасно.
— Попадались глухие или слабослышащие пассажиры?
— Нет, ни разу. Я все жду, когда ко мне кто-то из них сядет и мы сможем пообщаться, но пока не было такого.
— Как происходит ежедневное техобслуживание машины? Иногда ведь надо услышать — скрипят ли тормоза, ровно ли работает двигатель?
— По ощущениям. Я чувствую, если какой-то скрип в машине происходит или вибрация. Когда с машиной все хорошо, то одна вибрация, а если что-то ломается, то другая. Ты чувствуешь этот диссонанс и обращаешься в сервис. Я привык к одному темпу вибрации, и если что-то меняется, то сразу это чувствую.
— Какая основная сложность, с которой приходится сталкиваться во время работы в такси?
— Ничего сложного нет, уже привык водить машину, все нормально.
— А как происходит общение с инспектором ДПС на дороге?
— Тоже нормально. Как с обычным человеком: меня просят показать документы, я говорю: «Здравствуйте» и показываю. Никаких проблем нет. Говорят: «Всего доброго!».
— Забавные истории были?
— 30 декабря забирал из гипермаркета пассажира, подъехал на парковку. Клиент был мужчина, у которого было очень много покупок. Он сел в машину, мы поехали. В дороге он вспомнил, что не все пакеты забрал, один оставил на парковке. Мы вернулись, пакет оказался на месте, мы его забрали. Мужчина в благодарность мне оставил чаевые и написал в отзыве «Извините за доставленные неудобства».
А однажды был сильный снегопад, я получил заказ из Благовещенска до Свободного — это примерно 150 километров. В машину сели четверо, погода сначала была нормальная, я спросил: «Почему вы не поехали на автобусе?». Они ответили, что его отменили из-за погоды. Когда мы выехали, начался сильный ветер, пурга, я ехал 40 км/час, потому что плохая видимость была. Мы ехали три часа, дорогу было практически не видно, а она там очень извилистая, с перепадами высот. Когда мы приехали в Свободный, я хотел поехать обратно домой в Благовещенск, но женщина-клиент мне сказала: «Нет, давайте я оплачу вам гостиницу». Я ей говорю: «Нет, неудобно, посторонний человек, некомфортно». Она сказала: «Не хочу, чтобы вы пострадали на обратном пути из-за погодных условий». Оплатила мне гостиницу и оставила чаевые, утром я уехал в Благовещенск, погода была хорошая уже.
— Семья есть?
— Жена, дети. Сейчас маленький ребенок, ему один месяц, мальчик. Жена слабослышащая, а ребенок без нарушений слуха.
— Как к вашей работе относятся близкие? Переживают?
— Нормально. Работа в такси удобна тем, что если что-то нужно помочь семье, забрать, например, то я могу это сделать, например, отвезти жену с ребенком в поликлинику.
— Удачи на дорогах!
— Спасибо!
беседовал Алексей Елаш– Татьяна, знаю, что в спортзал вы пришли после плавания. Чем вы занимались до нынешней спортивной карьеры?
– Я родилась в Чите, в 9 лет пришла плавать и до 16 лет занималась чистым плаванием. Причём мои родители были против того, чтобы я плавала. Вообще в бассейне я оказалась в шесть лет, но это было пару раз. Уже в школе к нам в класс пришли из секции – раньше ходили по школам и очень хорошо мотивировали, прямо приходили и агитировали в классах идти на какой-то вид спорта, часто записывался сразу весь класс. Но родители твердили: «Плавать ты не пойдёшь. Занимайся лёгкой атлетикой, танцами, пением», – и всё. Я не понимала почему.
Я туда, сюда сходила – всё не моё. Уговаривала маму, а время шло. В 9 лет приходить в плавание очень поздно, начинать надо в 6-7 лет. Но я тайно взяла мамин раздельный купальник, ушила его и пошла в бассейн. Прихожу к тренеру, а там на стенах висят фотографии ребят-чемпионов. «Я тоже здесь буду висеть», - подумала я тогда. Тренер меня поспрашивала и сказала, что уже поздно и она меня не возьмёт. Я ей сказала, что не уйду из бассейна, пока она меня не возьмёт тренировать. И она меня взяла. И только через много лет она мне рассказала, что взяла меня только потому, что тогда, при первой встрече, увидела мой напористый характер.
Подарила мне спортивный купальник, чтобы я тренировалась. Я после тренировок забегала к подруге и сушила его. Мама, когда узнала про это, ругалась, но я сказала, что из бассейна не уйду.
В 16 начала заниматься подводным ориентированием – на ногах большая моноласта из стеклотекстолита, впереди баллон со сжатым воздухом, на котором – глубиномер, компас и прибор для измерения метража.
Это очень интересный вид спорта: сначала происходит геодезия на берегу: снимают ориентиры по градусам, по метрам, потом ты это всё записываешь простым карандашом на компас, прикручиваешь к своему оборудованию и плывёшь. Глубина должна быть небольшая, полтора-два метра от поверхности.
Я была кандидатом в сборную РСФСР. Раньше, чтобы попасть сборную СССР, надо было оказаться в сборной России.
Сейчас подводного спортивного ориентирования в Забайкалье нет, потому что, когда наступили 1991-1992 годы, спорт перестали финансировать. На последних соревнованиях мы уже часть расходов на дорогу оплачивали сами, и тренеры решили продать всё оборудование. Так моя карьера в подводном спортивном ориентировании оборвалась.
– А что потом?
– У меня после ухода из спортивного ориентирования появились дети, а чтобы их кормить позже появился бизнес. При этом я пыталась заниматься: ходила то на шейпинг, то на аэробику, но это все не мое. Я считаю, что после 30 лет вообще нельзя на групповые занятия ходить. Это же прыжки, интенсив, кардионагрузки – можно спокойно повредить и связку, и мышцу, тренер за тобой не смотрит, он смотрит за группой.
– Каким бизнесом вы занимались?
– Девяностые годы, все торговали. У меня родился первенец, нечем было накормить, нечего было надеть. Я заняла деньги и поехала в Москву. Москва нас ненавидела, нас называли челноками, а здесь, в Чите, на рынке были бандиты. Но даже так приходилось работать, поэтому я в жизни прошла огонь, воду и медные трубы. Двадцать лет торговала, и десять из них на рынке в разное время года, в любую погоду. Тогда в моей жизни спорту не было места, но, когда приглашали выступить – я всегда отзывалась.
Сейчас я почему-то не хожу на рынок, меня туда не тянет.
– Вы авантюристка?
– Когда поступает какое-то предложение, я начинаю думать. В себе я всё время прорабатываю мысль, что надо сразу принимать решение. Но в детстве я маялась, мучилась, потому что всё хотела, но боялась покинуть зону комфорта.
– Существует мнение, что девушка серьезно занимается спортом до замужества и особенно до родов. А как у вас было? Как коррелировались личная жизнь и карьера, можно ли их миксовать?
– Не просто можно, а нужно! Чтобы в семье сохранить добрые, слаженные отношения и с детьми, и с мужем, нужно заниматься спортом, потому что голова думает по-другому, мысли всегда светлые, никаких депрессий, уныний, упадка нет. Сходил на тренировку - и уже иначе думаешь, расставляешь приоритеты.
– Как так получилось, что двое детей из трех, два старших сына, начали серьезно заниматься спортом?
У меня старший сын, Кирилл, родился гиперактивным. Ему нужно было уделять очень много внимания, а в 90-е годы были постоянные разъезды. Я отвела его на гимнастику, он окончил художественную школу, греко-римской борьбой занимался и другими видами спорта. Всех своих детей я научила плавать, потому что это для каждого из них жизненно важно. Многие люди боятся, когда находятся в воде, а в основном ведь тонут из-за страха.
В результате Кирилл в 16 лет сам выбрал «свой» вид спорта, начал заниматься именно пауэрлифтингом – троеборьем со штангой, а бодибилдинге тогда и разговоров не было, это пришло позже.
Второй сын, Владимир, у меня биатлонист, хорошо бегает на любые дистанции, но спортивной карьерой не занимается.
Дочке 14 лет, она у меня более творческий, чем братья, человек: учит китайский и английский языки, недавно пошла играть на гитаре. Ей это так зашло! А мне очень понравилось, что ей нравится музыка нашей молодости: Цой, ДДТ. Слушает, играет, поёт. На плавание я ее увела в 5 лет, в фитнес-зал она пока не хочет ходить.
– И вот сейчас вы – чемпион Забайкалья, вице-чемпион России, успешно выступаете на мировом первенстве по бодибилдингу. Как?!!
– Когда ставишь цель – препятствий нет, появляются все инструменты помощи и физические, и материальные, без зависти и без зацикленности, на положительных эмоциях, когда в радость все действия.
Конкретно в моем виде спорта нет преград и ограничений по возрасту, чем и привлекателен бодибилдинг: тело и организм не имеет границ, если с ним правильно и заботливо обращаться.
– Какие ваши победы сделали ваш 2023 год?
– У меня были не очень удачные весенние старты. Хотя как раз после бронзы на мире у меня была просто офигенная форма. Вице-чемпионство на России осенью. Пожалуй, вот эти победы и сделали мой год. Кстати, в 2021 году подготовилась и на ступеньку ближе была к чемпионству на мире – взяла серебро, а потом было и второе место на России.
Сейчас у меня стоит задача стать первой, занять первое место. Я добиваюсь того, чтобы судейская панель увидела, рассмотрела меня. В этом году арбитры выбрали просто больших, мышечно-объемных девочек. Но я всегда считаю так: если чего-то хочешь добиться - построй план и шагай. Шагай, работай и верь в себя.
– После выступления на соревнованиях вы кому первому звоните?
– Маме. Потом пишу в общий чат своим клиентам. Дочке могу позвонить.
– Что бы вы сказали той Татьяне Парфеновой, которая была 10 лет назад? От чего бы предостерегли? Что бы, наоборот, посоветовали?
– Я бы сказала той Тане: «Люби себя больше, делай то, что тебе нравится, занимайся тем, от чего ты кайфуешь, никого не слушай, кроме своего сердца».
Еще час назад он готовил нежнейший стейк из мраморной говядины на ресторанной кухне, а после смены – уже высекает искры из глыбы мрамора на пустыре. Стоять близко во время этого светопреставления чревато: можно надышаться каменной пылью, «поймать» летящий на бешеной скорости осколок, или оглохнуть от рёва болгарок. При работе с крупными массивами камня Андрей Шумилов облачается в защитный костюм, очки и респиратор и становится похожим на астронавта. Оседающая вокруг серая взвесь добавляет пейзажу космичности, прибирает резкие грани реальности... начинается новый акт сотворения.
КАМЕНЬ В ОГОРОД
Чтобы не мешать семье и соседям – у Андрея свой дом на окраине Хабаровска – мастерскую он оборудовал под открытым небом.
«Я отсыпал площадь ниже всех участков, поставил старый стол, провел ток и воду, здесь у меня романтика с комарами», - рассказывает мастер. «Если облако летит, то в противоположную сторону, где овраг и железная дорога. Здесь я делаю грязную большую работу с камнями. Это тяжело, порой само сырье может весить от 50 до 120 кг, приходится тащить его на двухколесной тележке по тропинке с большим градусом уклона, или волочить на пузе вниз по скользкой почве. И хотя соседи частенько помогают, бывает, я ловлю деревья вместе с этим булыжником и телегой, а к ночи ноги подкашиваются. Зато кайф - непередаваемый!»
Фото из личного архива Андрея Шумилова
«Отсекая лишнее, я всегда стараюсь сохранить уникальную форму камня, задуманную природой», - продолжает камнерез. «После придумываю фэнтезийный узор и выбиваю его - это самая кропотливая часть. Мои работы часто ассиметричны и не имеют ничего общего со штамповкой. На воздухе я делаю крупные вещи: раковины, вазоны, основы для фонтанчиков. Но мне ближе всевозможная посуда, тарелки, блюда, я же повар! Также из камня я создаю функциональные ступки для измельчения трав и приправ, ножи, соусники. Мелкие ювелирные вещи я делаю в бойлерной, нашем коммуникационном узле дома. Там у меня маленькая циркулярочка, три бор-машинки и куча других «приблуд».
Но это по вечерам и в выходные. В рабочее время хабаровчанин слушает музыку кастрюль и шкворчащих сковородок. Свой путь к высокой кухне герой начал еще в нулевые: после школы окончил курсы поваров-кондитеров в торгово-экономическом техникуме Хабаровска, где его сразу приметили и позвали в кафе.
Фото из личного архива Андрея Шумилова
МОНУМЕНТ ОТ ШЕФ-ПОВАРА
В команде необычного шеф-повара - «холодник», «горячник», повар на мангале, кондитер и две посудницы. Начальство знает про двойную жизнь Андрея Шумилова не только потому, что в ресторане завелась эксклюзивная посуда, а сам «старший по тарелочкам» активно светится со своим ремеслом в соцсетях.
Фото из личного архива Андрея Шумилова
Во время ковидных ограничений шеф-повар показал, что умеет не только крутить ореховое гофре и эмульгировать айоли, но и обращаться с тяжелым инструментом. Тогда вместе с двумя коллегами по кухне они своими руками отремонтировали террасу заведения, уложили камень и смастерили лавочки.
«Из пушистого музыкального мечтателя в мужчину я начал превращаться в 2009 году, когда старшего мужчины в доме, моего отчима не стало. Я понял, что песни песнями, мечты мечтами, но тут реальность, жена беременная, и надо работать руками! Я стал хозяином, а это всё, от бинта до ваты, ты сам себе ТСЖ, крыша потекла - почини, где-то нужно заварить, где-то гвоздь забить, саморез закрутить, что-то построить. Однажды мне понадобилось соорудить простенький заборчик из палочек и сеточки, чтобы собака не топтала помидорные грядки. Вместо этого я сделал нечто монументальное с основанием из армированной каменной кладки, на это ушло три тонны средней фракции гранита. Тогда я впервые коснулся камня, и меня как током ударило! А поскольку я шеф-повар, я стал мечтать о ступке ручной работы. В ресторане была однообразная посуда, а мне хотелось привнести что-то древнее, этническое, магическое, чтобы не просто белый фаянс, а с изюмом. Я сделал ступку из базальта, причем кусок камня нашел в овраге за нашим огородом, выточил, там была черная гравировка, хаотические узоры. Ее купил шеф-повар хабаровского ресторана «Луга», - делится Андрей Шумилов.
Фото из личного архива Андрея Шумилова
На деньги от продажи первой ступки начинающий камнерез купил алмазную оснастку. После, чтобы набить руку, делал пепельницы друзьям из подножного камня, или менял свои творения, например, на ведро абрикосов. Позже стал продавать работы в интернете, а на вырученные деньги покупать инструменты. В камнерезном «меню» появились сливочники, конфетницы, чарки, ложки, икорники, соусники, ножи для пуэра и трав, а также визитницы, карандашницы и подсвечники причудливых расцветок и форм. Причем не только из камня, но и из дерева. Мастерскую Шумилов назвал «Varuna stone» (Варуна – ведийское божество; stone – с англ. камень).
Фото из личного архива Андрея Шумилова
«Каждый завиток формы, каждая деталька - это отдельная фреза. В основном, у меня роторный щеточный ручной инструмент, в простонародье болгарки, и масса алмазных насадок разных конфигураций, фрез, шлифовальных дисков, полировальных на болгарку. Как правило, все производства КНР, это все-таки самая камнерезная страна, самая лучшая алмазная оснастка - китайская, и цена радует. Арсенал составляют также угловые шлифовальные машины на 2200 и 1000 Вт., бормашина и около сотни алмазных дисков, боров, включая стоматологические, сварочный аппарат для армирования крупных изделий из камня и бетона, перфоратор и бетоносмеситель. Самая большая болгарка на 350 мм весит 20 кг, это пауэрлифтинг, причем жесткий, с вибрациями и дождиком, так как к кожуху еще и подключается шланг для подачи воды», - говорит мастер-многостаночник.
СЪЕДОБНОЕ НЕСЪЕДОБНОЕ (УМЫВАЛЬНИК СРЕДНЕЙ ПРОЖАРКИ)
Септариум из жерла потухшего вулкана Собер-Баш на Кубани, агаты, сердолики, марионы и окаменелое опализированное дерево – из Приморья, богатый на ирризацию – синие и серебристые переливы – лабрадорит – из Хабаровского края, кальцифер с невероятными узорами – из ЕАО. Сырье у мастера-самоучки, как и клиентура, со всей России. Самые габаритные и дорогие работы – раковины по цене неплохого авто – украшают с десяток квартир в престижных районах Москвы и Санкт-Петербурга, несколько творений уехали заграницу. Если первые сантехнические диковинки были данью моде, с диким краем и гладкой внутренней частью, теперь раковины практичны, «зализаны» со всех сторон, уточняет Шумилов. Что-то похожее он видел только у американцев.
Фото из личного архива Андрея Шумилова
«Кто-то верит, кто-то нет, но камни, минералы это форма жизни, тут к тёте не ходи. А еще они разные на вкус! Как бы я не защищался в процессе, всё равно всё попадает на слизистую, в итоге я невольно дегустирую те или иные горные породы. Мой любимый нефрит, например, органолептически ощущается как нечто приятное, камень породистый. Еще к благоприятным можно отнести сердолики и халцедоны, это наши пресловутые дальневосточные «кремушки». Когда мы всей семьей гуляем у Амура, я даю сыновьям команду - ищем «кремушки» без трещин, это наш с вами хлебушек, он идет на украшения. Тактильно тоже чувствуется, что это непростой камень. А пыль от некоторых камней, бывает, раздражает и кожу, и слизистую, но эти ощущения трудно описать, можно язык сломать.
Фото из личного архива Андрея Шумилова
Камни учат безмолвию, спокойствию и концентрации внимания», - добавляет Андрей Шумилов. «Это очень сакральный момент, если ты не будешь бдительным за работой, то обязательно получишь травму, что бывало со мной неоднократно. Офтальмологический травмпункт это мой любимый кабинет был. Причем я работаю в маске, но мне залетает через какие-то непонятные миллиметровые щели или просачивается сквозь вентиляцию в очках поток, струи вот этой пыли с осколками. Бывало, перчатки наматывались на руку, сегменты от диска подлетали и втыкались в тело, страшно было. Стоит начать работать на эмоциях, камни тебя наказывают».
ШОУ И БИЗНЕС
Но зато именно экспрессивная подача принесла автору более 40 тысяч фолловеров в «Тик-Токе». В онлайне порой трудносовместимые в реальности навыки хабаровчанина объединились, усилили друг друга и отстроили от конкурентов. Кто еще из мастеров-рукоделов может хорошо поставленным баритоном спеть о шелесте древних деревьев в светильнике, сложить стихи от имени чаши, в жилах которой течет «лютая сибирская речка», или сыграть мелодию льда на нефритовой вазе? Приправьте это брутальным закулисьем из мастерской, юмором, сельским лайфстайлом, и получите успешный блог.
«Так вышло, что коллеги из разных городов и стран стали делать комплименты, что я вдохновляю их на творчество своими музыкальными подачами, отношением к камням, к работе. Теперь меня куда только не зовут. В России и на Байкал, и на Кавказ, и в Приморье, и на Камчатку, много знакомых завелось! Вот на днях еду к берегам Японского моря, будем с таким же, как я «больным по камням» человеком искать интересные образцы. Познакомились в интернете», - делится хабаровчанин.
Подписчики часто советуют хозяину странички озвучивать сказки, или идти в шоу-бизнес. «Там грязь похлеще, чем от камнерезки», - отвечает на это мастер, и вспоминает свою попытку покорить столичный музыкальный Олимп. В 2005-м Андрей Шумилов и вместе со звукорежиссером Андреем Ткачуком делали уже более лёгкий проект «Аэро», песни крутились на хабаровском радио. Через пару лет «Европа +» позвало коллектив на конкурс «5 звезд» в Москву.
«Мы поехали и увидели воочию тот самый пресловутый российский шоу-бизнес, увидели знаменитых продюсеров», - вспоминает Шумилов. «Впечатление не из приятных. Все было такое сопливое, намазанное, натянутые улыбки, чувствовалась фальшивка. В жюри сидели Бабкина, Кобзон, Дробыш, все топали, хлопали. Это категорически не соответствовало тому, к чему я стремился, к чему я шел, в этом не было творчества. Я прикоснулся к своей мечте и похоронил ее там же, в московском клубе «Шоколад». Потом я походил по мегаполису, меня оттолкнули шум, гам, плотность и серая атмосфера, я понял, что это не мой город точно».
«Отличительная черта же нашего региона, что тут никому нафиг ничего не надо в плане искусства, творчества», - добавляет «горчицы» рифмующий повар-камнерез. «И из-за того, что во многих сферах всё тухло, таланты опускают руки, а этого делать ни в коем случае не следует. На самом деле хорошо там, где ты, если в тебе есть хозяин, твоя истинная сущность. Если она в тебе есть, то тебе хорошо везде. А если в голове каша, то куда бы ты ни поехал, где бы ни пытался скрыться от этого агрессивного мира в тайгу, в горы, в пещеры, на дно океана, тебя везде достанет. Я считаю, что искать какое-то особенное место - это бег от реальности. У нас край экологичный, плотность населения невысокая, засоряющих атмосферу предприятий особо нет, не такая концентрация, как на том же Урале. Тихо, спокойно, нет шума и напряженности, нет загаженности пространства, есть леса вокруг, воздух, классные люди. Дальний Восток я просто люблю. Это моё место».
Михаил Костыря родился в 1980 году на Камчатке, окончил КамГУ им.В.Беринга по специальности «История и английский язык», с 2011 года возглавляет КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2023 года применяет педагогические и туристические навыки на сыне Тихоне. Женат на прекрасной женщине.
— Михаил, в моем понимании ты — до мозга костей человек природы, ты всегда в каких-то походах, покорениях горных вершин и в планах о дальнейших подобных событиях. Как пришла такая привязанность к туризму?
— В первый свой большой многодневный поход я отправился в возрасте 11 лет и до сих пор не могу с этой темы соскочить. Тогда я записался в туристический клуб «Землепроходцы», который работал при школе, где я учился, и занимался там до окончания школы, после устроился работать в этот клуб инструктором. В трудовой книжке с тех пор — одно место работы — Камчатский дом детского туризма, который, правда, периодически немного менял названия. Надо сказать, я благодарен родителям, что они доверяли мне и поддержали мое увлечение.
— Ты много путешествуешь, расскажи о своем самом крутом переживании, связанном с природой, на Камчатке и за ее пределами.
— На самом деле, хотелось бы путешествовать больше. В моем личном топе — два приключения на Камчатке. Первое — вулкан Камень.
Все хорошо знают вулкан Ключевская сопка, это такой местный бренд. Но удивительно, что мало кто знает его соседа — вулкан Камень, который соединен с Ключевской сопкой перевалом Вулканологов. Это довольно высокая гора высотой более 4 тыс. метров, склоны которой – это не столько шлак и снежники, а сплошной монолитный лед. Можно сказать, альпинизмом я занялся, еще только на фотографии увидев этот вулкан. При подъеме на Камень я испытал одно из мощнейших эстетических и духовных переживаний в своей жизни. Зимой в ночь перед восхождением, в домике на перевале Вулканологов, я вышел и увидел с одной стороны огромный Ключевской, у которого светилась верхушка (начиналось извержение), услышал его рокот, который чувствовался скорее диафрагмой, чем ушами. С другой стороны от меня был Камень — в свете луны его ледяные склоны сияли, а его льды периодически издавали громкий треск, похожий на выстрелы. Получается, с одной стороны огненная гора, с другой — ледяная, над ними луна, и ты между всем этим просто теряешься — это очень мощно.
Второе невероятное по силе ощущение — поход в район Ичинского вулкана. Там есть стойбище под вулканом, где мы встретили бригаду эвенов, которые перегоняли оленей. Там очень красивая местность, мало посещаемая (надеюсь, такой и останется), со здоровенными отвесными стенами гор, похожими на вершины Патагонии, с огромными лавовыми полями, настоящей тундрой, где много ягоды, медведей и оленей. Никогда не забуду, как мы перевалили через застывший лавовый поток и далеко внизу увидели абсолютно плоскую равнину около озера Кетачан. Подходил циклон, сильный ветер гнал облака и по этой плоской равнине мощно двигались столбы золотого света из прорех в тучах, а в этих столбах золотого света – сотни северных оленей.
За пределами Камчатского края абсолютный мой максимум и по сложности, и по ощущениям это — пик Озоди в Таджикистане (бывший пик Корженевской). Один из семитысячников бывшего Советского Союза. Когда нам удалось туда сделать восхождение — это были очень сильные ощущения: огромное напряжение сил на грани моих возможностей и навыков — и такое невероятное воздаяние за потраченные силы! Моральное, эстетическое, духовное переживание, подобного которому не было, но, надеюсь, еще будет.
— Для того, чтобы быть наставником для других, нужно самому иметь за плечами богатый опыт — и он у тебя есть, — причем то, как ты рассказываешь, думаю, также является вдохновением для детей и подростков к погружению в природу. Расскажи, что получают обучающиеся в Доме туризма?
— То, что ребята получают у нас — универсальные компетенции по умению обеспечить свою безопасность, оценивать риски, работать в ситуации стресса, усталости, принимать оптимальные решения в сложных ситуациях. Все это применимо в любой сфере жизни. Кроме того, Камчатка — это место, где вероятность оказаться в дикой природе у любого человека довольна велика, и, если он умеет вести себя там правильно, это уже большой плюс.
Основной ресурс Камчатки — это природа. Если мы ребенка максимально погружаем в природу — мы «якорим» его на Камчатке. Если уникальная природа становится естественной для человека с детства — он понимает этот кайф, и есть большая вероятность того, что он здесь останется. А проблема оттока населения, к сожалению, на Камчатке, как и на всем Дальнем Востоке, является существенной. Кстати, мы сделали исследование среди людей, кто занимается коммерческим туризмом на полуострове – спросили, кто из них пришел в профессию из детского туризма. Оказалось, больше 60% в детстве занимались в туристических клубах при школах или ходили в походы с семьей. Получается, когда человек с детства погружен в такую среду, он с большой вероятностью продолжит этим заниматься. Получается, в меру своих сил, создаем базу для формирования кадров для турима.
— Какие-то официальные документы по окончании обучения выдаете?
— Документов, которые дают право вести профессиональную туристическую деятельность — нет. Это может быть плюсом к портфолио выпускника. Центр — образовательная организация и наша миссия — привести ребят в мир дикой Камчатки, сделать это безопасно, с удовольствием и в перспективе дать импульс в выборе профессии. У нас занимается около тысячи ребят по всей Камчатке. Наши клубы работают на базе школ — таких более 30 по краю. Ребята занимаются по направлениям: «Спортивный туризм» (маршруты, дистанции, первые шаги), «Юный путешественник», «Основы туризма», «Твоя Камчатка» и ряд других. Стремимся покрыть весь спектр деятельности, который связан с активным туризмом. Хотим, чтобы появилось новое направление «Водный туризм». Строим обучающую программу как некую цепочку приключений, которые постепенно усложняются и в итоге выливаются в большой поход.
— Для взрослых есть какие-то «детско-юношеские» программы — для начинающих?
— Делали пилотные наборы для взрослых людей, желающих обучиться туризму с нуля. Первые шаги человеку трудно сделать, но желающие есть. За два последних года сделали четыре набора — около 60 человек прошли у нас обучение. И планируем развивать это направление, спрос есть. Дети обучаются бесплатно, взрослые — на платной основе.
— Куда бы ты посоветовал пойти гостям Камчатки, не боящимся туристических нагрузок, но не профессиональным туристам?
— Если говорить о людях, которые готовы «встать под рюкзак», я рекомендую Налычевский природный парк. Это простая и недорогая логистика. Можно доехать даже рейсовым автобусом. Тут такой срез Камчатки, очень компактно расположенный – действующие вулканы, горячие источники, нерестовые реки, медведи. А если осенью туда попасть — это просто сумасшествие: золото листвы, багряная тундра, белые вершины и синее небо. Если нет желания с рюкзаком путешествовать — можно попробовать взойти на Авачинский вулкан — он очень доступный с точки зрения логистики, на вершину ведет хорошая тропа, при этом это – полноценный действующий вулкан высотой более 2700 метров. Когда подходишь к кратеру, к лавовой пробке, которая его покрывает – видишь серные отложения, дымящиеся фумаролы, можно руками почувствовать тепло недр – это очень сильные ощущения. Надо сразу сказать, что без опытного проводника ходить туда не рекомендуется, и нужно иметь соответствующую подготовку и экипировку. Обязательно к посещению побережье океана.
Еще относительно доступное место — район Мутновского и Горелого вулканов — там все, что есть на Камчатке, компактно расположено. Если есть желание с пользой потратить время и деньги — надо попасть в район Ключевской группы вулканов — там совершенно другая Камчатка, нежели вокруг Петропавловска. Там надо постараться побывать хотя бы раз в жизни, если тебе интересен Камчатский край.
— Я так понимаю, что все эти локации — и не только эти — ты планируешь показать своему сыну? В каком возрасте он впервые начал изучать Камчатку и приобщаться к спортивному туризму?
— На природе он первый раз переночевал в четыре месяца. Тихон Михайлович очень внимательно смотрел на костер и крепко спал в палатке. Думаю, он остался доволен. Мы ходили с семьей на океан.
— Ты используешь профессиональные навыки в воспитании сына?
— Это один из самых больших моих страхов. Объясню: я очень хочу, чтоб мои профессиональные навыки пригодились сыну. Мечтаю с ним, когда подрастет, заниматься активным туризмом. Я ему могу качественно и полноценно это дать, но боюсь, что ему не понравится, ведь так бывает… Очень многие делают такую ошибку – занимаются активным туризмом так, чтобы ребенок был рядом – чтоб под присмотром. А чтобы заниматься туризмом с ребенком, нужно полностью подстроиться под него – выбрать нужные нагрузки, маршрут, содержание. Я очень надеюсь, что я смогу, вооруженный своим опытом, сделать так, чтобы Тихон тащился от этого также, как и я тащусь. Я постараюсь сделать все правильно.
Сергей Гераськин восьмой месяц сотрудничает с Яндекс.Такси в Благовещенске Амурской области. Родился он здесь же 24 года назад здоровым ребёнком, но ещё в младенчестве из-за болезни потерял слух. В специализированной школе для глухих выучил русский жестовый язык и предметы общеобразовательной программы. После — взрослая жизнь и поиски подходящей работы.
Узнать, каково это — работать с людьми и техникой, когда ничего не слышишь — EastRussia помогла сурдопереводчик Мария Духненко.
— Сергей, как стали таксистом?
— Раньше работал строителем долгое время, но там все время были задержки с зарплатой длительные. Бывало, что и вовсе не оплачивали мою работу. Выгоняли, потом опять возвращали, затем снова выгоняли без причин. Я вынужден был уволиться, потом подрабатывал грузчиком, затем друг мне предложил арендовать машину. Я попробовал: взял машину в таксопарке, и до сих пор здесь работаю — вот уже семь месяцев. Работа мне нравится, работа спокойная, я сам выбираю график. В такси у нас еще двое глухих работают: один три года, второй — два года. Я планирую и дальше работать.
— Сколько часов в день работаете?
— По 12-14 часов в день, но заказы выполняю, конечно, не все это время подряд
— Сколько заявок в день?
— Бывает, что заказов нет, простои. А один раз было 60 заказов в день.
— Работаете ночью?
— Нет, нет и еще раз нет! Ночью очень много нетрезвых людей, а я не люблю отношение пьяных людей к таксистам, поэтому только утром и днем: люди ведут себя более культурно, более спокойно.
— На машине есть значок «Глухой водитель»?
— Нет. У меня в салоне на подголовнике есть табличка, где указано, что я глухой. А на самой машине нет.
— А в приложении это указано? Пользователи видят, когда делают заказ?
— Да, но бывает такое, что люди не читают и не видят, что написано на подголовнике и не обращают внимание на уведомление в приложении, начинают со мной разговаривать. А я еду, смотрю на дорогу и не обращаю внимания, люди начинают думать, что я их игнорирую. А я просто не слышу, но я отношусь к этому с пониманием.
— Как происходит общение с клиентом? Например, ему необходимо изменить маршрут или остановка по требованию?
— Они просто показывают пальцем: мне туда. Я уточню с помощью жестов – в какую сторону? И они мне с помощью жестов показывают. Также в приложении есть специальный чат, который доступен во время всей поездки с глухим водителем, но большинству пассажиров удобнее и быстрее показать рукой, куда ехать, чем писать.
— В Благовещенске много китайцев. Как с ними общение происходит?
— Они садятся в машину, машут рукой, здороваются и показывают на телефоне, куда им нужно ехать.
— Как в целом реагируют клиенты, когда видят, что к ним приезжает слабослышащий водитель?
— Как правило, здороваются жестами. Некоторые смотрят с недоверием, думают — опасен ли водитель такой? Смотрят, пристегнут ли я? Следят за моим поведением. Я пристегиваюсь всегда, вожу спокойно. Люди это видят и дальше спокойно едут. Молодые чаще общаются, например, с помощью заметок в телефон спрашивают, как я работаю, как справляюсь. Я стараюсь всегда с человеком голосом разговаривать, потому что отвлекаться от дороги и писать во время поездки в телефоне небезопасно.
— Попадались глухие или слабослышащие пассажиры?
— Нет, ни разу. Я все жду, когда ко мне кто-то из них сядет и мы сможем пообщаться, но пока не было такого.
— Как происходит ежедневное техобслуживание машины? Иногда ведь надо услышать — скрипят ли тормоза, ровно ли работает двигатель?
— По ощущениям. Я чувствую, если какой-то скрип в машине происходит или вибрация. Когда с машиной все хорошо, то одна вибрация, а если что-то ломается, то другая. Ты чувствуешь этот диссонанс и обращаешься в сервис. Я привык к одному темпу вибрации, и если что-то меняется, то сразу это чувствую.
— Какая основная сложность, с которой приходится сталкиваться во время работы в такси?
— Ничего сложного нет, уже привык водить машину, все нормально.
— А как происходит общение с инспектором ДПС на дороге?
— Тоже нормально. Как с обычным человеком: меня просят показать документы, я говорю: «Здравствуйте» и показываю. Никаких проблем нет. Говорят: «Всего доброго!».
— Забавные истории были?
— 30 декабря забирал из гипермаркета пассажира, подъехал на парковку. Клиент был мужчина, у которого было очень много покупок. Он сел в машину, мы поехали. В дороге он вспомнил, что не все пакеты забрал, один оставил на парковке. Мы вернулись, пакет оказался на месте, мы его забрали. Мужчина в благодарность мне оставил чаевые и написал в отзыве «Извините за доставленные неудобства».
А однажды был сильный снегопад, я получил заказ из Благовещенска до Свободного — это примерно 150 километров. В машину сели четверо, погода сначала была нормальная, я спросил: «Почему вы не поехали на автобусе?». Они ответили, что его отменили из-за погоды. Когда мы выехали, начался сильный ветер, пурга, я ехал 40 км/час, потому что плохая видимость была. Мы ехали три часа, дорогу было практически не видно, а она там очень извилистая, с перепадами высот. Когда мы приехали в Свободный, я хотел поехать обратно домой в Благовещенск, но женщина-клиент мне сказала: «Нет, давайте я оплачу вам гостиницу». Я ей говорю: «Нет, неудобно, посторонний человек, некомфортно». Она сказала: «Не хочу, чтобы вы пострадали на обратном пути из-за погодных условий». Оплатила мне гостиницу и оставила чаевые, утром я уехал в Благовещенск, погода была хорошая уже.
— Семья есть?
— Жена, дети. Сейчас маленький ребенок, ему один месяц, мальчик. Жена слабослышащая, а ребенок без нарушений слуха.
— Как к вашей работе относятся близкие? Переживают?
— Нормально. Работа в такси удобна тем, что если что-то нужно помочь семье, забрать, например, то я могу это сделать, например, отвезти жену с ребенком в поликлинику.
— Удачи на дорогах!
— Спасибо!
Сергей Гераськин восьмой месяц сотрудничает с Яндекс.Такси в Благовещенске Амурской области. Родился он здесь же 24 года назад здоровым ребёнком, но ещё в младенчестве из-за болезни потерял слух. В специализированной школе для глухих выучил русский жестовый язык и предметы общеобразовательной программы. После — взрослая жизнь и поиски подходящей работы.
Узнать, каково это — работать с людьми и техникой, когда ничего не слышишь — EastRussia помогла сурдопереводчик Мария Духненко.
— Сергей, как стали таксистом?
— Раньше работал строителем долгое время, но там все время были задержки с зарплатой длительные. Бывало, что и вовсе не оплачивали мою работу. Выгоняли, потом опять возвращали, затем снова выгоняли без причин. Я вынужден был уволиться, потом подрабатывал грузчиком, затем друг мне предложил арендовать машину. Я попробовал: взял машину в таксопарке, и до сих пор здесь работаю — вот уже семь месяцев. Работа мне нравится, работа спокойная, я сам выбираю график. В такси у нас еще двое глухих работают: один три года, второй — два года. Я планирую и дальше работать.
— Сколько часов в день работаете?
— По 12-14 часов в день, но заказы выполняю, конечно, не все это время подряд
— Сколько заявок в день?
— Бывает, что заказов нет, простои. А один раз было 60 заказов в день.
— Работаете ночью?
— Нет, нет и еще раз нет! Ночью очень много нетрезвых людей, а я не люблю отношение пьяных людей к таксистам, поэтому только утром и днем: люди ведут себя более культурно, более спокойно.
— На машине есть значок «Глухой водитель»?
— Нет. У меня в салоне на подголовнике есть табличка, где указано, что я глухой. А на самой машине нет.
— А в приложении это указано? Пользователи видят, когда делают заказ?
— Да, но бывает такое, что люди не читают и не видят, что написано на подголовнике и не обращают внимание на уведомление в приложении, начинают со мной разговаривать. А я еду, смотрю на дорогу и не обращаю внимания, люди начинают думать, что я их игнорирую. А я просто не слышу, но я отношусь к этому с пониманием.
— Как происходит общение с клиентом? Например, ему необходимо изменить маршрут или остановка по требованию?
— Они просто показывают пальцем: мне туда. Я уточню с помощью жестов – в какую сторону? И они мне с помощью жестов показывают. Также в приложении есть специальный чат, который доступен во время всей поездки с глухим водителем, но большинству пассажиров удобнее и быстрее показать рукой, куда ехать, чем писать.
— В Благовещенске много китайцев. Как с ними общение происходит?
— Они садятся в машину, машут рукой, здороваются и показывают на телефоне, куда им нужно ехать.
— Как в целом реагируют клиенты, когда видят, что к ним приезжает слабослышащий водитель?
— Как правило, здороваются жестами. Некоторые смотрят с недоверием, думают — опасен ли водитель такой? Смотрят, пристегнут ли я? Следят за моим поведением. Я пристегиваюсь всегда, вожу спокойно. Люди это видят и дальше спокойно едут. Молодые чаще общаются, например, с помощью заметок в телефон спрашивают, как я работаю, как справляюсь. Я стараюсь всегда с человеком голосом разговаривать, потому что отвлекаться от дороги и писать во время поездки в телефоне небезопасно.
— Попадались глухие или слабослышащие пассажиры?
— Нет, ни разу. Я все жду, когда ко мне кто-то из них сядет и мы сможем пообщаться, но пока не было такого.
— Как происходит ежедневное техобслуживание машины? Иногда ведь надо услышать — скрипят ли тормоза, ровно ли работает двигатель?
— По ощущениям. Я чувствую, если какой-то скрип в машине происходит или вибрация. Когда с машиной все хорошо, то одна вибрация, а если что-то ломается, то другая. Ты чувствуешь этот диссонанс и обращаешься в сервис. Я привык к одному темпу вибрации, и если что-то меняется, то сразу это чувствую.
— Какая основная сложность, с которой приходится сталкиваться во время работы в такси?
— Ничего сложного нет, уже привык водить машину, все нормально.
— А как происходит общение с инспектором ДПС на дороге?
— Тоже нормально. Как с обычным человеком: меня просят показать документы, я говорю: «Здравствуйте» и показываю. Никаких проблем нет. Говорят: «Всего доброго!».
— Забавные истории были?
— 30 декабря забирал из гипермаркета пассажира, подъехал на парковку. Клиент был мужчина, у которого было очень много покупок. Он сел в машину, мы поехали. В дороге он вспомнил, что не все пакеты забрал, один оставил на парковке. Мы вернулись, пакет оказался на месте, мы его забрали. Мужчина в благодарность мне оставил чаевые и написал в отзыве «Извините за доставленные неудобства».
А однажды был сильный снегопад, я получил заказ из Благовещенска до Свободного — это примерно 150 километров. В машину сели четверо, погода сначала была нормальная, я спросил: «Почему вы не поехали на автобусе?». Они ответили, что его отменили из-за погоды. Когда мы выехали, начался сильный ветер, пурга, я ехал 40 км/час, потому что плохая видимость была. Мы ехали три часа, дорогу было практически не видно, а она там очень извилистая, с перепадами высот. Когда мы приехали в Свободный, я хотел поехать обратно домой в Благовещенск, но женщина-клиент мне сказала: «Нет, давайте я оплачу вам гостиницу». Я ей говорю: «Нет, неудобно, посторонний человек, некомфортно». Она сказала: «Не хочу, чтобы вы пострадали на обратном пути из-за погодных условий». Оплатила мне гостиницу и оставила чаевые, утром я уехал в Благовещенск, погода была хорошая уже.
— Семья есть?
— Жена, дети. Сейчас маленький ребенок, ему один месяц, мальчик. Жена слабослышащая, а ребенок без нарушений слуха.
— Как к вашей работе относятся близкие? Переживают?
— Нормально. Работа в такси удобна тем, что если что-то нужно помочь семье, забрать, например, то я могу это сделать, например, отвезти жену с ребенком в поликлинику.
— Удачи на дорогах!
— Спасибо!
Сергей Гераськин восьмой месяц сотрудничает с Яндекс.Такси в Благовещенске Амурской области. Родился он здесь же 24 года назад здоровым ребёнком, но ещё в младенчестве из-за болезни потерял слух. В специализированной школе для глухих выучил русский жестовый язык и предметы общеобразовательной программы. После — взрослая жизнь и поиски подходящей работы.
Узнать, каково это — работать с людьми и техникой, когда ничего не слышишь — EastRussia помогла сурдопереводчик Мария Духненко.
— Сергей, как стали таксистом?
— Раньше работал строителем долгое время, но там все время были задержки с зарплатой длительные. Бывало, что и вовсе не оплачивали мою работу. Выгоняли, потом опять возвращали, затем снова выгоняли без причин. Я вынужден был уволиться, потом подрабатывал грузчиком, затем друг мне предложил арендовать машину. Я попробовал: взял машину в таксопарке, и до сих пор здесь работаю — вот уже семь месяцев. Работа мне нравится, работа спокойная, я сам выбираю график. В такси у нас еще двое глухих работают: один три года, второй — два года. Я планирую и дальше работать.
— Сколько часов в день работаете?
— По 12-14 часов в день, но заказы выполняю, конечно, не все это время подряд
— Сколько заявок в день?
— Бывает, что заказов нет, простои. А один раз было 60 заказов в день.
— Работаете ночью?
— Нет, нет и еще раз нет! Ночью очень много нетрезвых людей, а я не люблю отношение пьяных людей к таксистам, поэтому только утром и днем: люди ведут себя более культурно, более спокойно.
— На машине есть значок «Глухой водитель»?
— Нет. У меня в салоне на подголовнике есть табличка, где указано, что я глухой. А на самой машине нет.
— А в приложении это указано? Пользователи видят, когда делают заказ?
— Да, но бывает такое, что люди не читают и не видят, что написано на подголовнике и не обращают внимание на уведомление в приложении, начинают со мной разговаривать. А я еду, смотрю на дорогу и не обращаю внимания, люди начинают думать, что я их игнорирую. А я просто не слышу, но я отношусь к этому с пониманием.
— Как происходит общение с клиентом? Например, ему необходимо изменить маршрут или остановка по требованию?
— Они просто показывают пальцем: мне туда. Я уточню с помощью жестов – в какую сторону? И они мне с помощью жестов показывают. Также в приложении есть специальный чат, который доступен во время всей поездки с глухим водителем, но большинству пассажиров удобнее и быстрее показать рукой, куда ехать, чем писать.
— В Благовещенске много китайцев. Как с ними общение происходит?
— Они садятся в машину, машут рукой, здороваются и показывают на телефоне, куда им нужно ехать.
— Как в целом реагируют клиенты, когда видят, что к ним приезжает слабослышащий водитель?
— Как правило, здороваются жестами. Некоторые смотрят с недоверием, думают — опасен ли водитель такой? Смотрят, пристегнут ли я? Следят за моим поведением. Я пристегиваюсь всегда, вожу спокойно. Люди это видят и дальше спокойно едут. Молодые чаще общаются, например, с помощью заметок в телефон спрашивают, как я работаю, как справляюсь. Я стараюсь всегда с человеком голосом разговаривать, потому что отвлекаться от дороги и писать во время поездки в телефоне небезопасно.
— Попадались глухие или слабослышащие пассажиры?
— Нет, ни разу. Я все жду, когда ко мне кто-то из них сядет и мы сможем пообщаться, но пока не было такого.
— Как происходит ежедневное техобслуживание машины? Иногда ведь надо услышать — скрипят ли тормоза, ровно ли работает двигатель?
— По ощущениям. Я чувствую, если какой-то скрип в машине происходит или вибрация. Когда с машиной все хорошо, то одна вибрация, а если что-то ломается, то другая. Ты чувствуешь этот диссонанс и обращаешься в сервис. Я привык к одному темпу вибрации, и если что-то меняется, то сразу это чувствую.
— Какая основная сложность, с которой приходится сталкиваться во время работы в такси?
— Ничего сложного нет, уже привык водить машину, все нормально.
— А как происходит общение с инспектором ДПС на дороге?
— Тоже нормально. Как с обычным человеком: меня просят показать документы, я говорю: «Здравствуйте» и показываю. Никаких проблем нет. Говорят: «Всего доброго!».
— Забавные истории были?
— 30 декабря забирал из гипермаркета пассажира, подъехал на парковку. Клиент был мужчина, у которого было очень много покупок. Он сел в машину, мы поехали. В дороге он вспомнил, что не все пакеты забрал, один оставил на парковке. Мы вернулись, пакет оказался на месте, мы его забрали. Мужчина в благодарность мне оставил чаевые и написал в отзыве «Извините за доставленные неудобства».
А однажды был сильный снегопад, я получил заказ из Благовещенска до Свободного — это примерно 150 километров. В машину сели четверо, погода сначала была нормальная, я спросил: «Почему вы не поехали на автобусе?». Они ответили, что его отменили из-за погоды. Когда мы выехали, начался сильный ветер, пурга, я ехал 40 км/час, потому что плохая видимость была. Мы ехали три часа, дорогу было практически не видно, а она там очень извилистая, с перепадами высот. Когда мы приехали в Свободный, я хотел поехать обратно домой в Благовещенск, но женщина-клиент мне сказала: «Нет, давайте я оплачу вам гостиницу». Я ей говорю: «Нет, неудобно, посторонний человек, некомфортно». Она сказала: «Не хочу, чтобы вы пострадали на обратном пути из-за погодных условий». Оплатила мне гостиницу и оставила чаевые, утром я уехал в Благовещенск, погода была хорошая уже.
— Семья есть?
— Жена, дети. Сейчас маленький ребенок, ему один месяц, мальчик. Жена слабослышащая, а ребенок без нарушений слуха.
— Как к вашей работе относятся близкие? Переживают?
— Нормально. Работа в такси удобна тем, что если что-то нужно помочь семье, забрать, например, то я могу это сделать, например, отвезти жену с ребенком в поликлинику.
— Удачи на дорогах!
— Спасибо!