Поделиться
Якутия задумалась над производством бензина
Поделиться

Почему в республику пока выгоднее завозить топливо, выясняло EastRussia

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев объявил о начале работы над созданием в регионе производства собственного моторного топлива. В республике сформирована рабочая группа из чиновников, представителей бизнеса и общественности, которая начала подбор места, разработку финансовой модели и технического обоснования. Предыдущий якутский проект в Алдане, рассчитанный на полное покрытие нужд республики в топливе, оценивался в 64 млрд руб. Эксперты сходятся в том, что крупная нефтепереработка в Якутии не выживет в конкуренции с НПЗ вертикально-интегрированных нефтекомпаний.

Роман Кордонский / khab-npz.ru
В минувшее воскресенье глава Якутии Айсен Николаев заявил о необходимости создания в регионе собственного производства топлива. Инициатива вызвана низким качеством и высокими ценами топлива в розничном сегменте, где преобладают независимые нефтетрейдеры.

Как сообщил во вторник министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко, в соответствии с поручением главы, в настоящее время сформирована рабочая группа из представителей правительства Якутии, бизнес-сообщества, общественности. «Ведется рассмотрение реализованных и перспективных проектов, оценка возможного места расположения, разработка финансовой модели и технико-экономического обоснования. Результаты проведенной работы будут в дальнейшем представлены на рассмотрение и обсуждение», — сказал чиновник.


В работе участвует и один из крупнейших игроков топливного рынка республики ОАО «Саханефтегазсбыт». «Такие проработки (создания в Якутии производства топлива) у правительства есть, и мы такую инициативу поддерживаем. Наша компания, в том числе, продолжает работу по поиску возможностей нефтепереработки, но эти проекты чрезвычайно дорогостоящие», — сообщил гендиректор компании Игорь Никитин. По его словам, пока нет ясности в инвестиционной составляющей, — не определено, будет ли проект реализован на условиях государственно-частного партнерства или на частные инвестиции.


Перед этим вопрос об организации собственного производства в республике поднимал и прежний глава Егор Борисов. Тогда, в 2014-2016 годах, предполагалось полностью покрыть потребности в топливе за счет проекта Алданского НПЗ. ОАО «НК Туймаада-нефть» намеревалась построить в Алдане НПЗ мощностью переработки до 2 млн т нефти в год и глубиной переработки 93%. Проект оценивался предварительно в 64 млрд руб., инвесторов искали в Китае, но безуспешно.


Одним из рассматриваемых вариантов является производство по переработке природного газа из Отраднинского и Средневилюйского месторождений. О планах по созданию акционерного общества с участием правительства республики местным СМИ сообщил предприниматель Афанасий Максимов. По его словам, речь идет о трех установках по переработке природного газа в синтетическое моторное топливо мощностью 90 т в сутки. Они могут располагаться в Ленске, близ Якутска и в Вилюйской группе улусов. Реализация проекта, по подсчетам предпринимателя, потребует порядка 9 млрд руб., срок окупаемости - семь лет. При этом запустить производство Афанасий Максимов предполагает через три года. Источники финансирования - заемные средства. По его словам, местные власти готовы предоставить доступ к сырью и магистральным сетям.


По мнению бывшего замминистра ЖКХ Якутии Александра Корякина, несколько лет работавшего в «Сахаэнерго», есть смысл в строительстве мини-НПЗ с объемом производства в 100 тыс. т в год. С крупным же производителем вроде Ангарского НПЗ конкурировать не получится. «У Ангарска эффект масштаба, и они доставляют и по железной дороге, и водным транспортом — себестоимость копеечная. Мы должны найти «золотую середину», — к примеру, если взять Севморпуть, то может выйти дешевле. Еще зависит от того, какие технологии будут использоваться. Но даже если будем производить у себя, потребности рынка закроем всего на 30-40%, и на ценовую политику это мало повлияет», — говорит эксперт. Вместе с тем, господин Корякин признает необходимость «когда-то начать перерабатывать, оставлять добавленную стоимость на своей территории». По его оценкам, республике требуется порядка 1 млн т светлых нефтепродуктов в год.


Старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН, к.э.н. Ольга Дёмина оценивает емкость внутреннего рынка Якутии в 1,5-2 млн т топлива в год, что «недостаточно для создания современного НПЗ». В свою очередь, спрос на нефтепродукты на Дальнем Востоке оценивается в 12 млн т ежегодно, в перспективе — с ростом до 15 млн т. При этом рынок уже поделен: спрос обеспечивают поставки Хабаровского (принадлежит ННК), Комсомольского и Ангарского (входят в «Роснефть») НПЗ, имеющие запас устойчивости за счет диверсификации деятельности в рамках вертикально-интегрированных нефтекомпаний и перераспределения доходов между разными направлениями деятельности. «Возникает вопрос об экономической устойчивости нового независимого производителя нефтепродуктов, особенно в суровых климатических условиях, удорожающих производство. Вероятно, для компенсации высоких производственных издержек при регулировании цен на нефтепродукты для потребителей республики потребуются специальные меры поддержки в отношении нового производителя», — полагает эксперт.



Туяра Филиппова, Якутск Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов