Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Japan and India looked back at China

Shinzo Abe and Narendra Modi strengthen military and economic cooperation

Japan and India looked back at China
Photo: http://www.hindustantimes.com

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
In the second decade of September, the Prime Minister of Japan Shinzo Abe paid an official visit to India. He was warmly and cordially received by his Indian colleague Narendra Modi. It was the 10th meeting of the two leaders since Modi came to power in 2014. In recent years, relations between Asia's second and third economies have deepened significantly as Abe and Modi, who have established a close relationship with each other, intend to work together to balance China as the dominant power in Asia. According to the American news agency Reuters, quoted by the Tokyo-based newspaper Asahi Shimbun on the eve of the Japan-India summit, a Eurasian analyst said: "Almost everything that happens during the visit will be partially done with China in mind."

Notably, Abe's visit came just days after New Delhi and Beijing agreed to end the longest and most serious military confrontation in decades in a disputed stretch of territory along their common border. This dispute has raised concerns in the world about a border conflict between Asian giants with unpredictable consequences. During the meeting, the two prime ministers reaffirmed their countries' security and economic cooperation aimed at confronting, according to Japanese and Indian analysts, China's territorial and military expansion.

In the military sphere, India and Japan intend to rely on a powerful naval presence in the region of the United States, the main potential enemy of the PRC. The heads of both states agreed to expand the joint exercises conducted by the Indian and US Navy, as well as the Japanese Marine Self-Defense Forces. In a joint press conference with Modi, Abe said: "We will continue to promote cooperation between Japan, India and the US based on the relationship of mutual trust with President Donald Trump." The two leaders also discussed, one-on-one, the discussions on the suspension of the deal on the acquisition of several Japanese amphibious aircraft by India. In addition, the agenda of economic cooperation between the two countries is the construction of nuclear power plants in India on Japanese technologies.

Abe and Modi again agreed on the need to ensure freedom of navigation in the face of the growing, in their opinion, China's expansionist activities in the seas and oceans. As the Japanese commentators point out, both figures actually spoke in favor of cooperation in the creation of a united anti-China maritime security front with the participation of Washington as well. On this occasion, Abe said: "We will strengthen the cooperation of like-minded countries that share our values."

The Chinese factor is behind the building up of economic cooperation between the second and third economic powers in Asia. The Japanese-Indian infrastructure deal also refers to China. Abe and Modi have agreed to create a new India-Japan Act East Forum to develop roads, electricity and other projects in Northeast India. Japan provided the Indian government with 38,6 billion yen ($ 349 million) to develop the road network there. In this regard, the Japanese Prime Minister said: "We will provide comprehensive support to the northeastern states of India, and both countries will continue to contribute to the prosperity of the entire region." However, these beautiful words conceal specific practical calculations.

The fact is that this region of India is located not far from the Doklam Plateau, a border area disputed by China and Bhutan, an ally of India. The construction of the road by China in the disputed area, discovered in mid-June, led to a confrontation between the Chinese and Indian military, which lasted two and a half months. Thus, with the help of the development of Northeast India, Tokyo and New Delhi intend to hinder Beijing’s potential advancement to the Indian Ocean.

For their part, Japan and India intend to actively develop the coast of this ocean with the help of investments. So, both countries are already cooperating in the construction of a terminal for the import of liquefied gas at the port of Colombo in Sri Lanka - in the very island state where China is already promoting the development of the specified port. Beijing's Belt and Road Initiative aims to create an international infrastructure corridor to Europe by land and to Africa by sea. Japan and India intend to oppose China in this area by creating their own sea and land lines.

A joint statement following Abe's visit to India, released by the two prime ministers, underlines the "importance of freedom of navigation" as well as "peace, stability and development in the Indo-Pacific region." These expressions combine Abe's maritime strategy, which he put forward last year, to what he claims is freedom of navigation in the Pacific and Indian Oceans, and Modi's Act East policy, which focuses on India's cooperation with East Asian countries. ...

It should be noted, however, that while New Delhi is increasing its wariness of China's so-called maritime expansion, as demonstrated by the aforementioned participation of the Indian fleet in joint naval exercises with Japan and the United States in July this year, India maintains extensive economic ties with China. on the land. Not to mention the fact that both countries are members of the BRICS economic grouping that is increasing its influence on the world arena. For Japan, China has also recently become the number one foreign economic partner.

These moments should serve as a certain brake on the path of transforming the military and economic link between Tokyo and New Delhi into a structure openly aimed at containing China. It is also obvious that the sophisticated Indian leadership will not allow anyone to play their country as an anti-Chinese card. There are also certain differences in the approaches of Japan and India to their great neighbor. Thus, in contrast to India, which unequivocally negatively views Beijing's One Belt, One Road initiative as a competitive strategic project, Japan has recently begun to give more positive assessments of this initiative and is even considering its participation in it.

According to a high-ranking official of the Japanese Foreign Ministry, if Japan squeezes in creating an anti-Chinese tandem in Japan and India, then New Delhi may distance itself from its Far Eastern partner. Let's add, at least to maintain its own image of a state that has not changed its policy of non-alignment.
March 3: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Япония и Индия оглянулись на Китай

Синдзо Абэ и Нарендра Моди укрепляют военное и экономическое сотрудничество

Япония и Индия оглянулись на Китай
Фото: http://www.hindustantimes.com

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
Во второй декаде сентября Индию с официальным визитом посетил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Он был тепло и радушно принят его индийским коллегой Нарендрой Моди. Это была 10-я встреча двух лидеров после того, как в Моди пришел к власти в 2014 году. В последние годы отношения между второй и третьей экономиками Азии значительно углубились в связи с тем, что Абэ и Моди, которые установили между собой тесные отношения, намерены совместными усилиями сбалансировать Китай как доминирующую в Азии державу. По сообщению американского информационного агентства Рейтер, которое накануне японо-индийского саммита процитировала издающаяся в Токио  газета «Асахи симбун», один из евразийских аналитиков сказал: «Почти все, что произойдет во время визита, частично будет сделано с Китаем в голове».

Примечательно, что визит Абэ произошел спустя всего несколько дней после того, как Нью-Дели и Пекин договорились прекратить наиболее длительную и самую серьезную за последние десятилетия военную конфронтацию на оспариваемом ими  участке территории вдоль  их общей границы. Этот спор породил в мире опасения о пограничном конфликте между азиатскими гигантами с непредсказуемыми последствиями. В ходе встречи два премьер-министра подтвердили сотрудничество их стран в сфере безопасности и экономики, нацеленное на противостояние, как считают японские и индийские  аналитики, территориальной и военной экспансии Китая.

В военной сфере Индия и Япония намерены опираться на мощное военно-морское присутствие в регионе Соединенных Штатов – главного потенциального противника КНР. Главы обоих государств договорились расширить совместные учения, проводимые ВМС Индии и США, а также Морскими Силами самообороны Японии. На совместной с Моди пресс-конференции Абэ сказал: «Мы и далее будем продвигать сотрудничество между Японией, Индией и США, основываясь на отношениях взаимного доверия с президентом Дональдом Трампом». Два лидера также обсудили с глазу на глаз продолжение дискуссий относительно подвешенной пока сделки по приобретению Индией нескольких самолетов-амфибий японского производства. Кроме того, в повестке экономического сотрудничества двух стран стоит строительство в Индии атомных электростанций по японским технологиям.

Абэ и Моди вновь согласились с необходимостью обеспечения свободы навигации  перед лицом нарастающей, по их мнению, экспансионистской деятельности Китая на морях и океанах. Как указывают японские комментаторы, оба деятеля фактически выступили за сотрудничество в создании единого антикитайского фронта морской безопасности с участием также Вашингтона. По этому поводу Абэ заявил: «Мы  укрепим сотрудничество одинаково мыслящих стран, которые разделяют наши ценности».

Китайский фактор стоит и за наращиванием экономического взаимодействия второй и третьей экономических держав Азии. Сделка Японии и Индии в сфере инфраструктуры тоже  имеет в виду Китай. Абэ и Моди договорились создать новый  Индийско-японский восточный форум действия (India-Japan Act East Forum) с целью развития дорог, электроснабжения и других проектов на Северо-востоке Индии. На развитие сети дорог там  Япония предоставила  индийскому правительству 38,6 млрд. иен (349 млн. долл.). В связи с этим японский премьер-министр  сказал: «Мы окажем всестороннюю поддержку северо-восточным штатам Индии, и обе страны и далее будут способствовать процветанию всего региона». Однако за этими красивыми словами кроются конкретные практические расчеты.

Дело в том, что указанный район Индии расположен недалеко от плато Доклам, пограничной территории, оспариваемой Китаем и Бутаном – союзником Индии. Строительство дороги Китаем на спорном участке, обнаруженное в середине июня, привело к противостоянию между китайскими и индийскими военными, которое продолжалось два с половиной месяца. Таким образом, с помощью развития Северо-востока Индии Токио и Нью-Дели намерены воспрепятствовать потенциальному продвижению Пекина к Индийскому океану.

Со своей стороны, Япония и Индия с помощью инвестиций намерены активно осваивать побережье этого  океана. Так, обе сраны уже  сотрудничают в строительстве  терминала по импорту сжиженного газа в порту Коломбо в Шри-Ланке – в том самом островном государстве, где Китай уже содействует развитию указанного порта. Инициатива Пекина «Один пояс, один путь» имеет целью создание международного инфраструктурного коридора в Европу по суше и в Африку по морю. Япония и Индия намерены  противостоять в этой области Китаю за счет создания собственных морских и сухопутных линий.

Совместное заявление по итогам визита Абэ в Индию, обнародованное двумя премьер-министрами, подчеркивает «важность свободы судоходства», а также «мира, стабильности и развития в Индо-Тихоокеанском регионе». Эти выражения сочетают морскую стратегию Абэ, выдвинутую им в прошлом году с целью, как он утверждает, обеспечения свободы судоходства в Тихом и Индийском океанах, и политику Моди  «Действовать на  Востоке» (Act East policy), сфокусированную на сотрудничестве Индии со странами Восточной Азии.

Однако следует отметить, что  хотя Нью-Дели усиливает свою настороженность в отношении так называемой морской экспансии Китая, как это было продемонстрировано  вышеупомянутым  участием индийского флота  в совместных с Японией и США военно-морских учениях в июле этого года, Индия поддерживает широкие экономические связи с Китаем на суше. Не говоря уже о том, что обе страны являются членами усиливающей свое влияние на мировой арене экономической группировки БРИКС. Для Японии Китай также не столь давно превратился во внешнеэкономического партнёра номер один.

Эти моменты должны послужить определенным тормозом  на пути превращения военной и экономической связки  Токио – Нью-Дели в структуру, откровенно направленную на сдерживание Китая.  Очевидно также, что умудренное опытом индийское руководство не даст возможность кому-либо разыгрывать свою страну  в качестве антикитайской карты.  Есть и определённые расхождения в подходах Японии и Индии к их великому соседу. Так, в отличие от Индии, которая однозначно негативно рассматривает инициативу Пекина «Один пояс, один путь» как конкурентный стратегический  проект,  Япония в последнее время стала давать более позитивные оценки этой инициативе и даже подумывает о своем в участии в нем.

По признанию высокопоставленного сотрудника японского МИДа, если Япония будет пережимать по части создания антикитайского тандема в составе Японии и Индии, то Нью-Дели может дистанцироваться от своего дальневосточного партнера.  Добавим, хотя бы для поддержания собственного имиджа государства, не изменившего своей политике неприсоединения.