Поделиться
Япония и Индия оглянулись на Китай
Поделиться

Синдзо Абэ и Нарендра Моди укрепляют военное и экономическое сотрудничество

http://www.hindustantimes.com
Во второй декаде сентября Индию с официальным визитом посетил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Он был тепло и радушно принят его индийским коллегой Нарендрой Моди. Это была 10-я встреча двух лидеров после того, как в Моди пришел к власти в 2014 году. В последние годы отношения между второй и третьей экономиками Азии значительно углубились в связи с тем, что Абэ и Моди, которые установили между собой тесные отношения, намерены совместными усилиями сбалансировать Китай как доминирующую в Азии державу. По сообщению американского информационного агентства Рейтер, которое накануне японо-индийского саммита процитировала издающаяся в Токио  газета «Асахи симбун», один из евразийских аналитиков сказал: «Почти все, что произойдет во время визита, частично будет сделано с Китаем в голове».

Примечательно, что визит Абэ произошел спустя всего несколько дней после того, как Нью-Дели и Пекин договорились прекратить наиболее длительную и самую серьезную за последние десятилетия военную конфронтацию на оспариваемом ими  участке территории вдоль  их общей границы. Этот спор породил в мире опасения о пограничном конфликте между азиатскими гигантами с непредсказуемыми последствиями. В ходе встречи два премьер-министра подтвердили сотрудничество их стран в сфере безопасности и экономики, нацеленное на противостояние, как считают японские и индийские  аналитики, территориальной и военной экспансии Китая.

В военной сфере Индия и Япония намерены опираться на мощное военно-морское присутствие в регионе Соединенных Штатов – главного потенциального противника КНР. Главы обоих государств договорились расширить совместные учения, проводимые ВМС Индии и США, а также Морскими Силами самообороны Японии. На совместной с Моди пресс-конференции Абэ сказал: «Мы и далее будем продвигать сотрудничество между Японией, Индией и США, основываясь на отношениях взаимного доверия с президентом Дональдом Трампом». Два лидера также обсудили с глазу на глаз продолжение дискуссий относительно подвешенной пока сделки по приобретению Индией нескольких самолетов-амфибий японского производства. Кроме того, в повестке экономического сотрудничества двух стран стоит строительство в Индии атомных электростанций по японским технологиям.

Абэ и Моди вновь согласились с необходимостью обеспечения свободы навигации  перед лицом нарастающей, по их мнению, экспансионистской деятельности Китая на морях и океанах. Как указывают японские комментаторы, оба деятеля фактически выступили за сотрудничество в создании единого антикитайского фронта морской безопасности с участием также Вашингтона. По этому поводу Абэ заявил: «Мы  укрепим сотрудничество одинаково мыслящих стран, которые разделяют наши ценности».

Китайский фактор стоит и за наращиванием экономического взаимодействия второй и третьей экономических держав Азии. Сделка Японии и Индии в сфере инфраструктуры тоже  имеет в виду Китай. Абэ и Моди договорились создать новый  Индийско-японский восточный форум действия (India-Japan Act East Forum) с целью развития дорог, электроснабжения и других проектов на Северо-востоке Индии. На развитие сети дорог там  Япония предоставила  индийскому правительству 38,6 млрд. иен (349 млн. долл.). В связи с этим японский премьер-министр  сказал: «Мы окажем всестороннюю поддержку северо-восточным штатам Индии, и обе страны и далее будут способствовать процветанию всего региона». Однако за этими красивыми словами кроются конкретные практические расчеты.

Дело в том, что указанный район Индии расположен недалеко от плато Доклам, пограничной территории, оспариваемой Китаем и Бутаном – союзником Индии. Строительство дороги Китаем на спорном участке, обнаруженное в середине июня, привело к противостоянию между китайскими и индийскими военными, которое продолжалось два с половиной месяца. Таким образом, с помощью развития Северо-востока Индии Токио и Нью-Дели намерены воспрепятствовать потенциальному продвижению Пекина к Индийскому океану.

Со своей стороны, Япония и Индия с помощью инвестиций намерены активно осваивать побережье этого  океана. Так, обе сраны уже  сотрудничают в строительстве  терминала по импорту сжиженного газа в порту Коломбо в Шри-Ланке – в том самом островном государстве, где Китай уже содействует развитию указанного порта. Инициатива Пекина «Один пояс, один путь» имеет целью создание международного инфраструктурного коридора в Европу по суше и в Африку по морю. Япония и Индия намерены  противостоять в этой области Китаю за счет создания собственных морских и сухопутных линий.

Совместное заявление по итогам визита Абэ в Индию, обнародованное двумя премьер-министрами, подчеркивает «важность свободы судоходства», а также «мира, стабильности и развития в Индо-Тихоокеанском регионе». Эти выражения сочетают морскую стратегию Абэ, выдвинутую им в прошлом году с целью, как он утверждает, обеспечения свободы судоходства в Тихом и Индийском океанах, и политику Моди  «Действовать на  Востоке» (Act East policy), сфокусированную на сотрудничестве Индии со странами Восточной Азии.

Однако следует отметить, что  хотя Нью-Дели усиливает свою настороженность в отношении так называемой морской экспансии Китая, как это было продемонстрировано  вышеупомянутым  участием индийского флота  в совместных с Японией и США военно-морских учениях в июле этого года, Индия поддерживает широкие экономические связи с Китаем на суше. Не говоря уже о том, что обе страны являются членами усиливающей свое влияние на мировой арене экономической группировки БРИКС. Для Японии Китай также не столь давно превратился во внешнеэкономического партнёра номер один.

Эти моменты должны послужить определенным тормозом  на пути превращения военной и экономической связки  Токио – Нью-Дели в структуру, откровенно направленную на сдерживание Китая.  Очевидно также, что умудренное опытом индийское руководство не даст возможность кому-либо разыгрывать свою страну  в качестве антикитайской карты.  Есть и определённые расхождения в подходах Японии и Индии к их великому соседу. Так, в отличие от Индии, которая однозначно негативно рассматривает инициативу Пекина «Один пояс, один путь» как конкурентный стратегический  проект,  Япония в последнее время стала давать более позитивные оценки этой инициативе и даже подумывает о своем в участии в нем.

По признанию высокопоставленного сотрудника японского МИДа, если Япония будет пережимать по части создания антикитайского тандема в составе Японии и Индии, то Нью-Дели может дистанцироваться от своего дальневосточного партнера.  Добавим, хотя бы для поддержания собственного имиджа государства, не изменившего своей политике неприсоединения.
Валерий Кистанов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов