Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Southern Kurils: while in the dialogue format

Putin and Abe spoke at the APEC summit on joint economic activities on disputed islands

10 November, Russian President Vladimir Putin and Japanese Prime Minister Shinzo Abe met on the margins of the APEC summit in the Vietnamese city of Danang. This was already the twentieth rendezvous of the two heads of state, taking into account their meetings during Abe's first prime time in 2006-2007. Against the backdrop of Putin's virtually collapsed summit with US President Donald Trump, the dialogue between the Russian and Japanese leaders is impressive for their duration. According to Japanese media, the conversation lasted about an hour, from within 15 minutes - face to face, in the presence of only translators.

Southern Kurils: while in the dialogue format
Photo by: kremlin.ru

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
The Russian President congratulated the Prime Minister of Japan on the victory of his party in the recent parliamentary elections. He said (quoted with the preservation of punctuation from kremlin.ru): “First of all, I would like to congratulate you, Shinzo, on your convincing victory in the elections. I hope this will enable us to implement all our plans. " In addition, Putin expressed his joy at the ongoing development of bilateral relations. He also noted the intensification of political dialogue and the development of economic ties. At the same time, the Russian president made a reservation that there are always issues that require additional discussion.

In addition to the burning nuclear missile problem of the DPRK, at the meeting of the two leaders, the joint economic activities of Russia and Japan on the four islands of the southern Kuriles (Iturup, Kunashir, Shikotan and Habomai) were subjected to "additional discussion". They are claimed by Tokyo, calling them its northern territories. The agreement on joint management in the disputed territories was reached during the official visit of the Russian President to Japan in December 2016. Since then, a dialogue has been held between the two countries at different levels and in different formats to implement the decisions of their leaders. However, apparently, the negotiations are not easy due to the differences in the target approaches of the parties to the specified management.  

At a press conference in Da Nang, after speaking with Putin, Abe said that they had agreed to accelerate the pace of preparation of joint economic programs on the islands, which are disputed by the two countries. As the Japanese newspaper Mainichi Shimbun reported on November 11, it was during the mentioned quarter of an hour that the problems related to the disputed islands were intensively discussed. However, the details of the discussion were not disclosed by officials of both countries.

During a meeting between Putin and Abe in early September this year in Vladivostok, on the sidelines of the Eastern Economic Forum, five areas were outlined in which joint projects would be implemented, and the two leaders agreed to start implementing them as soon as possible. These areas include fishing, tourism, wind power, medicine, and the environment. To get acquainted with the situation on the spot, a delegation consisting of representatives of government agencies and private business of Japan has twice visited the southern Kuriles this year. In September, for the first time, ex-Japanese residents of the islands visited the graves of their ancestors using a charter flight. Putin and Abe have agreed to ease the procedures for these residents' travel to the islands.  

According to Abe, in Da Nang, he agreed with Putin to speed up the preparation of projects in the five listed areas for their implementation next spring.
In addition, Abe himself plans to visit Russia again in May 2018. The Mainichi Shimbun writes that Japan is committed to making visible progress on projects as soon as possible, and the two sides have agreed to hold senior officials' meetings early next year. By the end of this year, a visit to Russia by Japanese Foreign Minister Taro Kono may take place.

At the same time, Japan still retains critical assessments of how Russia and Japan are moving towards joint economic activities in the "northern territories." The Hokkaido Shimbun newspaper published on the island of the same name, for obvious reasons, was the first to respond with its editorial article to the meeting between Putin and Abe in Da Nang. In the issue of November 11, the newspaper notes that this was the twentieth meeting of the leaders of the two countries, but casts doubt on the correspondence of the results of these meetings to their number. 

The Hokkaido Shimbun writes that the two leaders agreed on a course to concretize joint economic activities in the "northern territories" next spring. However, in her opinion, the real image of a "special system" is still not visible, which for Japan is a prerequisite for this activity (by this system, Tokyo means a kind of "special regime" in which the laws of neither Russia nor Japan are in force in the southern Kuriles - EastRussia.). The publication regrets that the discussion of the legal framework for this activity at the level of deputy ministers was postponed to early next year.

For Japan, the newspaper believes, the calculation seems to be to quickly concretize the work, based on the assumption that if a "special system" comes to the fore, this could cause opposition within Russia and disrupt consultations. However, the article says, the Russian side aims to conduct joint activities only on the basis of the laws of its own country. The newspaper expresses concern that, due to the accelerated implementation of specific projects, this may become a fait accompli. For Japan, she emphasizes, it is important to confirm that the islands belong to Japan. In the pursuit of short-term gain, principles cannot be compromised, warns the Hokkaido Shimbun in its lightning-fast editorial.

The idea that Russia and Japan pursue different ultimate goals in joint economic activities in the southern Kuril Islands sounds like a refrain in many other publications of the Japanese media devoted to this activity. For example, the Japan Times newspaper published an article in its October 31 issue that speaks of Tokyo's hopes that joint economic projects will pave the way for a solution to a decades-old territorial dispute with Russia, while Moscow seeks only to attract Japanese investment to the underdeveloped islands. next to Hokkaido. In a July 27 issue, the major newspaper Yomiuri Shimbun also states: "While Japan hopes that joint economic activities will pave the way for the return of the northern territories, Russia intends to revive the economy there." The newspaper predicts that while the Russian government and local residents of the four islands have high hopes for Japanese money as a means of economic revitalization on the islands, Russia will change its attitude when Japan touches on the topic of their return. There is still a big gap in the expectations of Japan and Russia - sums up the most widely read newspaper in Japan.

Incidentally, Abe also played on the topic of the territorial dispute with Russia during his campaign in the October parliamentary elections, on which Putin congratulated his Japanese counterpart. Speaking at a rally in Sapporo on the island of Hokkaido bordering the southern Kurils, he said that the return of the islands to Japan is the heartfelt desire of Japanese citizens, and the signing of a peace treaty between Tokyo and Moscow is beneficial for both sides. Abe also declared his determination to return these territories during the lifetime of the present generation. Such a statement, one can assume, brought him many votes of Japanese voters, especially in Hokkaido, which is the center of the movement for the return of the "northern territories" in Japan.

As for the peace treaty between Russia and Japan, as RIA Novosti reports, at a press conference in Da Nang, Putin said: “This is all part of our common plans. There are many questions about the peace treaty here. It is no secret that we must also see here what obligations Japan has with its partners in the field of defense and security, how this will affect the course of the peace process under the peace treaty between Russia and Japan, what obligations Japan has, and what it can and cannot do it yourself. "

As you know, the Russian side has already raised the issue of the possibility of deploying American troops in the southern Kuriles in accordance with the Japanese-American security treaty in the event of the transfer of the islands to Japan. Japanese officials did not deny this possibility.

Also in Danang, Putin said that negotiations on a peace treaty could take years. It should be borne in mind, however, that in fact, Japan does not need the treaty itself, which it has imposed on Russia for decades and which practically does not change anything in Russian-Japanese relations, but the South Kuril Islands themselves.

As a result of the victory in the aforementioned parliamentary elections, Abe has the prospect of an unprecedented third consecutive re-election as head of the ruling Liberal Democratic Party in September 2018 and, accordingly, for the first time in Japanese history, to extend his tenure as prime minister for a third term - until 2021 year.

Few doubt that in Russia in March 2018, Putin will again be elected to the post of President of Russia for the next six years. Apparently, this was what the Russian leader had in mind when he said at the last meeting with Abe that his victory in the elections "will allow us to realize all our plans." It is possible, however, that everyone sees these plans differently.
April 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Южные Курилы: пока в формате диалога

Путин и Абэ поговорили на саммите АТЭС о совместной хозяйственной деятельности на спорных островах

10 ноября президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ провели встречу на полях саммита АТЭС во вьетнамском городе Дананг. Это было уже двадцатое рандеву двух глав государств с учетом их встреч во время первого премьерского срока Абэ в 2006-2007 гг. На фоне фактически сорвавшегося саммита Путина с президентом США Дональдом Трампом общение российского и японского лидеров впечатляет своей продолжительностью. По информации японских СМИ, беседа длилась около часа, из него в течение 15 минут - с глазу на глаз, в присутствии лишь переводчиков.

Южные Курилы: пока в формате диалога
Фото: kremlin.ru

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
Президент РФ поздравил премьер-министра Японии с победой его партии на недавних выборах в  парламент. Он сказал (цит. с сохранением пунктуации по kremlin.ru): «Прежде всего хочу поздравить тебя, Синдзо, с убедительной победой на выборах. Надеюсь, что это позволит нам реализовывать все наши планы». Кроме того, Путин выразил радость по поводу поступательного развития двусторонних отношений. Он отметил также активизацию политического диалога и развитие экономических связей. При этом российский президент сделал оговорку, что всегда есть вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения.

Помимо животрепещущей ракетно-ядерной проблемы КНДР, на встрече двух лидеров «дополнительному обсуждению» подверглась совместная экономическая деятельность России и Японии на четырех островах южных Курил (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомай). На них претендует Токио, называя  своими северными территориями. Договоренность о совместном хозяйствовании на спорных территориях была достигнута во время официального визита российского  президента в Японию в декабре 2016 года. С тех пор между двумя странами  на разных уровнях и в разных форматах ведется диалог о претворении в жизнь решения их руководителей.  Однако, судя по всему, переговоры идут непросто в связи с различиями в целевых подходах  сторон  к указанному хозяйствованию.  

На пресс-конференции в Дананге после разговора с Путиным Абэ сказал, что они договорились ускорить темпы подготовки  совместных экономических программ на островах, которые оспариваются  двумя странами. Как сообщает японская газета «Майнити симбун» от 11 ноября, именно в течение упомянутой  четверти часа интенсивно обсуждались проблемы, связанные со спорными островами. Однако детали дискуссии официальными лицами обеих стран не раскрываются.

Во время встречи Путина и Абэ в начале сентября этого года  во Владивостоке на полях Восточного экономического форума были намечены пять областей, в которых будут осуществляться совместные проекты,  и два руководителя условились приступить к их реализации как можно скорее. Указанные области  включают рыболовство, туризм, ветряную электроэнергию, медицину и экологию.  Для знакомства с ситуацией на месте  в нынешнем  году  южные Курилы  дважды посетила делегация, состоящая из представителей государственных структур и частного бизнеса Японии.  В сентябре впервые   с помощью чартерного авиарейса было организовано посещение бывшими японскими жителями островов могил своих предков. Путин и Абэ договорились об облегчении процедур, связанных с поездками на острова этих жителей.  

По словам Абэ, в Дананге он договорился с Путиным ускорить подготовку проектов в пяти  перечисленных  областях для их реализации весной  следующего года.
Кроме того, сам Абэ планирует вновь посетить Россию в мае 2018 года. «Майнити симбун» пишет, что Япония стремится как можно скорее  достичь видимого прогресса в реализации проектов, и обе стороны договорились провести встречи старших должностных лиц в начале следующего года.  А до конца текущего года может состояться визит в Россию министра иностранных дел Японии Таро Коно.

Вместе с тем в Японии по-прежнему сохраняются критические оценки  того, как Россия и Япония продвигаются к совместной экономической деятельности на «северных территориях». Издающаяся на одноименном острове газета «Хоккайдо симбун», по понятным причинам, первой откликнулась своей редакционной статьей на встречу Путина и Абэ в Дананге. В номере от 11 ноября газета отмечает, что это была двадцатая встреча лидеров двух стран, но ставит под сомнение соответствие результатов этих  встреч их количеству. 

«Хоккайдо симбун» пишет, что оба лидера согласились в отношении курса на конкретизацию весной следующего года совместной экономической деятельности на «северных территориях». Однако, по ее мнению,  все еще не просматривается реальный образ «специальной системы», которая для Японии является предпосылкой указанной деятельности (под этой системой Токио подразумевает некий «особый режим», при котором на южных Курилах не действуют законы ни России, ни Японии – EastRussia.).  Издание сожалеет о том, что обсуждение юридических рамок этой деятельности  на уровне заместителей министров было перенесено на начало  следующего года.

Для Японии, считает издание,  расчет видимо заключается в том, чтобы быстрее конкретизировать работу, исходя из предположения, что если на передний план  выйдет  «специальная система», то это может вызвать противодействие внутри России и сорвать консультации. Однако, говорится в статье,  российская сторона нацелена на то, чтобы вести совместную деятельность только на основе законов собственной страны. Газета высказывает опасение, что из-за  ускоренной реализации  конкретных  проектов это может  стать свершившимся фактом.  Для Японии,  подчеркивает она, важным является подтверждение принадлежности островов Японии. В погоне за краткосрочной выгодой нельзя поступаться принципами – предупреждает  «Хоккайдо симбун» в своей молниеносной редакционной статье.

Мысль о том, что Россия и Япония преследуют разные конечные цели в совместной экономической деятельности на южных Курилах,  звучит рефреном и во многих других публикациях японских СМИ, посвящённых этой деятельности.  Так, газета Japan Times в номере от 31 октября помещает статью, где говорится о надеждах Токио на то, что совместные экономические проекты вымостят дорогу к решению насчитывающего несколько десятилетий территориального спора с Россией, в то время как Москва стремится лишь  привлечь японские инвестиции на недоразвитые острова рядом с Хоккайдо. В выпуске от 27 июля крупнейшая газета «Йомиури симбун» также утверждает: «В то время как Япония надеется, что совместная экономическая деятельность проложит путь к возвращению северных территорий, Россия намерена оживить там экономику». Газета прогнозирует, что хотя правительство России и местные жители четырех островов возлагают большие надежды на японские деньги как на средство экономического оживления на островах, Россия изменит свое отношение, когда Япония  затронет тему их возвращения. Все еще остается большой разрыв в ожиданиях  Японии и России – резюмирует самое читаемое в Японии газетное  издание.

Между прочим, тему территориального спора с Россией Абэ обыгрывал и в ходе своей кампании на октябрьских парламентских выборах, с победой на которых Путин поздравил своего японского визави.  Выступая на митинге  в г. Саппоро на острове Хоккайдо,  граничащим с южными Курилами, он сказал, что  возвращение островов Японии является сердечным желанием японских граждан, а подписание мирного договора между Токио и Москвой несет в себе выгоду для обеих сторон.  Абэ также заявил о своей решимости вернуть эти территории при жизни нынешнего поколения. Такое заявление, можно полагать, принесло ему немало голосов японских избирателей, особенно на Хоккайдо, который является в Японии центром движения за возвращение «северных территорий».

Что касается мирного договора между Россией и Японией, то, как сообщает РИА Новости, на  пресс-конференции в Дананге Путин сказал: «Это все входит в наши общие планы. Здесь много вопросов по мирному договору. Не секрет, мы здесь тоже должны посмотреть, какие обязательства у Японии есть с ее партнерами в сфере обороны и безопасности, как это повлияет на ход мирного процесса по мирному договору России с Японией, какие обязательства Япония имеет, и что она может и что не может делать самостоятельно".

Как известно, ранее российская сторона уже ставила вопрос о возможности размещения американских войск на территории южных Курил в соответствии с японо-американским договором безопасности в случае  передачи островов Японии. Официальные японские представители не отрицали такой возможности.

Там же в Дананге Путин заявил, что на переговоры по мирному договору могут потребоваться годы. Следует, однако, иметь в виду, что на самом деле Японии нужен не сам договор, который она в течение десятилетий навязывает России и который практически ничего не меняет в российско-японских отношениях, а сами южнокурильские острова.

В результате победы на упомянутых парламентских выборах перед  Абэ открывается перспектива беспрецедентно в третий раз подряд переизбраться на посту главы правящей Либерально-демократической партии в сентябре 2018 года и, соответственно, впервые в истории Японии продлить свое пребывание в кресле премьер-министра на третий срок – до 2021 года.

Мало кто сомневается, что и в России  в марте 2018 года на пост президента России на очередные шесть лет вновь будет избран Путин. Видимо, это имел в виду российский лидер, когда сказал на последней встрече с Абэ, что его победа на выборах  «позволит нам реализовывать все наши планы». Не исключено, однако, что эти планы каждый видит по-своему.