Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Железнодорожный путь резидента

Как "Колмару" получить плюс 12 млн тонн пропускной способности в Якутии, разбирался Юрий Трутнев

В ходе рабочей поездки на юг Якутии вице-премьер РФ – дальневосточный полпред Юрий Трутнев призвал «Российские железные дороги» обеспечить возможность перевозки продукции резидентов ТОР и других предприятий Дальнего Востока, соответствующим образом формируя свою инвестпрограмму. В планах монополии относительно развития железнодорожного транспорта в регионе разбиралось East Russia.

Железнодорожный путь резидента
Фото: sakhatimes.ru
В Нерюнгринском районе Республики Саха, где 2 февраля побывал Юрий Трутнев, активно развивает свой бизнес группа компаний «Колмар», являющаяся якорным инвестором ТОР «Южная Якутия». Ее специализацией является добыча и переработка коксующихся углей для поставки на российский рынок и в страны АТР. У «Колмара» уже действуют два горно-обогатительных комплекса на Чульмаканском и Денисовском месторождениях («Инаглинский» и «Денисовский»).

«Раньше мы добывали коксующийся уголь и продавали его как энергетический по очень низкой цене. Первое, к чему мы пришли, это то, что нужно строить обогатительные фабрики. Сейчас мы экспортируем наш уголь, это брендовые марки. Наш уголь приравнивается к премиальному австралийскому», – отметила заместитель гендиректора группы компаний «Колмар» Анна Цивилева.

В настоящее время у экспортера заключены договоры на поставку коксующегося концентрата с Baosteel Resources, JFE, Guangxi Metallurgy Group. Также «Колмар» планирует расширять пул потенциальных потребителей и выходить на такие крупные металлургические компании Юго-Восточной Азии, как Nippon Steel (Япония), Hyundai Steel (Южная Корея), Capital Steel, Hebei Steel (Китай) и другие.

Вложения инвестора в якутский проект уже составили около 25 млрд руб., и он намерен расширять свое присутствие в регионе. Почти месяц назад компания получила лицензию на разработку Верхне-Толуминского разреза, где возможно добывать уголь открытым способом порядка 15 лет. Сейчас на месторождении идет геологоразведка, начало производственных работ намечено на июнь этого года.
Суммарно «Колмар» планирует нарастить добычу угля к 2021 году до 20 млн т ежегодно. Большая часть топлива будет экспортироваться через терминал его «дочки» «ВаниноТрансУголь», который строится на северном берегу бухты Мучке в районе поселка Токи. Первая очередь комплекса мощностью 12 млн т должна быть введена в действие во второй половине 2019 года, на полную мощность - до 24 млн т ежегодно – он ориентировочно выйдет в 2023 году.

Естественно, встает вопрос о вывозе топлива за пределы республики. В этой связи «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) практически завершили модернизацию парка тепловозов под рост угольных перевозок. По словам гендиректора ЖДЯ Василия Шимохина, перевозчик готов к перевозкам до 8-12 млн т угля, которые планирует отгружать в ближайшие четыре года «Колмар» по станциям Чульбасс и Денисовский.  

Между тем планы грузоотправителя во многом зависят и от технических возможностей однопутной линии Бестужево – Нерюнгри (ДВЖД), которая связывает «Железные дороги Якутии» с БАМом. Сейчас ее провозная способность почти исчерпана. Это и стало одной из тем совещания под председательством Юрия Трутнева в Нерюнгри. По словам вице-премьера, в ТОР «Южная Якутия» с учетом новых мощностей предприятий компании «Колмар» необходимо к уже имеющимся возможностям обеспечить вывоз еще 12 млн т грузов.

«Задача РЖД - сформировать инвестиционную программу так, чтобы обеспечить всех новых резидентов ТОР и все новые предприятия на Дальнем Востоке возможностями перевозки грузов до места назначения», – подчеркнул Юрий Трутнев. «Строятся проекты, люди трудятся, вкладывают деньги, и необходимо сделать так, чтобы не было простоев, железная дорога не стала узким местом в работе», - добавил он.


Сегодня многие ТОР имеют или строят примыкания к железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Некоторые резиденты уже пользуются услугами железнодорожников, например, завод «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток», который везет часть своей продукции (базальтовую теплоизоляцию) из Хабаровска до китайского Суйфэньхэ по железной дороге. Но в целом объем грузовых перевозок по ДВЖД участники ТОР генерируют пока небольшой.

С «Колмаром» ситуация вышла особая. В свое время компания, которая еще не являлась резидентом территории опережающего развития (получила такой статус в 2017 году), заключила соглашение с РЖД, которое предусматривало дополнительный вывоз угля из Якутии до 12 млн т ежегодно. И вопрос с этими перевозками возник сразу, отмечают в руководстве Дальневосточной магистрали.

Программа первого этапа модернизации БАМа и Транссиба, или Восточного полигона, рассчитанная до 2021 года, формировалась в 2012-2013 годах, когда проект освоения Инаглинского месторождения фактически был заморожен. Поэтому средства на реконструкцию линии Бестужево – Нерюнгри протяженностью более 200 км первоначально не закладывались. В последующем при господдержке «Колмар» смог развернуть угледобывающее и перерабатывающее производство. В свою очередь, специалистами ДВЖД было подготовлено техническое обоснование развития участка Бестужево – Нерюнгри.

Проект модернизации этой линии, включающий в себя реконструкцию 8 станций, оснащение перегонов автоматической блокировкой и другие меры, получил положительную оценку экспертного совета РЖД и вошел в скорректированную программу Восточного полигона. На днях стало известно, что до 2021 года на эти цели планируется направить 6,5 млрд руб. Кроме того, Институт экономики и развития транспорта предложил госмонополии выделить еще 7,5 млрд руб. на дальнейшую реконструкцию участка Бестужево – Нерюнгри в рамках второго этапа развития Восточного полигона.

Всего в ближайшие три года в Дальневосточную магистраль планируется инвестировать 218 млрд руб. Это составляет более 60% от объема средств, вложенных в дорогу за последние 15 лет. В частности, большие инвестиции пойдут в электрификацию участка Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре, что увеличит способности железнодорожной инфраструктуры в пропуске грузопотока к портам Ванинского узла.

Для освоения перспективных перевозок будет пополняться локомотивный парк. В настоящее время на ДВЖД проходит испытание нового тепловоза 3ТЭ25К2М «Пересвет», за счет которого планируется организовать движение поездов повышенной массы. Решается также вопрос с контингентом. Как сообщили в Дальневосточной дирекции тяги, в связи с сложной демографической ситуацией в зоне БАМа предполагается активно использовать труд работников вахтовым методом. Для командированных будут построены дома отдыха локомотивных бригад на станциях Юктали, Тында, Февральск, Верхнезейск, Новый Ургал, Постышево.

Стоит сказать, нынешней весной должно завершиться строительство отвода от магистрального трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан к Комсомольскому НПЗ. В результате с железной дороги уйдет в трубу минимум 6,5 млн т нефти в год. Тем самым железнодорожная инфраструктура получит резерв в пропускной способности, который сможет быть заполнен потребностями других грузополучателей, хотя перевозка нефти для РЖД с точки зрения тарифа более выгодна, чем транспортировка твердого топлива.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow