В ближайшие два года Хабаровский край получит из федерального бюджета 838 млн рублей, эти средства пойдут на обновление коммунальной инфраструктуры. Соответствующее распоряжение накануне подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.
Как рассказали EastRussia в правительстве Хабаровского края, в текущем году регион получит 193,4 млн рублей, в следующем – 644,6 млн рублей. Обязательное условие для получения средств на обновление коммунальной инфраструктуры – софинансирование со стороны субъектов.
В Хабаровском крае планируется обновить почти 66 километров инженерных сетей, а также реконструировать сети водоснабжения в Солнечном и Монгохто. В Майском и Высокогорном отремонтируют теплосети, в Советской Гавани – канализацию. В самом Хабаровске начнется строительство водопроводной сети в частном секторе.
Всего, с учетом средств краевого бюджета, будет потрачено 1,4 млрд рублей.
EastRussia продолжает выяснять, как живут и развиваются дальневосточные компании в условиях санкционного давления. Речь сегодня идет о стратегически важном объекте Хабаровска – МУП «Водоканал».
Качество воды – качество жизни. Бесперебойная подача качественной воды и отвод стоков – необходимые условия для функционирования муниципалитета и сохранения здоровья его жителей. Протяженность водопроводных и канализационных сетей Хабаровска составляет сотни километров. И все эти артерии необходимо обслуживать, модернизировать, устранять аварийные ситуации. В настоящее время привычные схемы для обеспечения качественной работы российских водоканалов приходится менять из-за влияния антироссийских санкций: бывшие партнеры вынуждают искать новые решения. Курс на импортозамещение был взят еще в 2014 году, в первую волну санкций из-за крымского вопроса. Импортозамещение в России наполнилось более глубоким смыслом после начала Россией специальной военной операции
Мэрия Хабаровска работает в тесной связке с городским водоканалом. Муниципалитет является собственником объектов водоснабжения и водоотведения, водоканал занимается эксплуатацией этих объектов. По словам главы администрации Хабаровска Сергея Кравчука, муниципальное предприятие «Водоканал» успешно реализуют программу импортозамещения, по многим параметрам водоканал перешел на отечественное оборудование.
«С началом специальной военной операции звучали прогнозы, что экономика остановится, все встанет – нет, ничего этого не произошло. Можно сказать, что экономика адаптируется к тем вызовам, которые обозначило нашей стране западное мировое сообщество. С Россией воевать не надо. Ни на поле боя, ни на экономическом и финансовом рынках, Россия все равно окажется победителем», – отметил Сергей Кравчук.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
По словам директора предприятия Андрея Трость, санкции недружественных западных стран лишь косвенно затронули производственный процесс водоканала, водоснабжение Хабаровска защищено от прямого влияния санкций. Запасные части и трубы есть в наличии в достаточном количестве, проверенные поставщики продолжают сотрудничать, в большей степени сохранены отработанные логистические схемы, налаживаются новые. Трубы ВЧШГ (высокопрочный чугун с шаровидным графитом) для капитального ремонта коммунальных сетей будут поступать из КНР. Эти трубы востребованы в российской промышленности – они высокоустойчивы к коррозии и являются наилучшей заменой трубам из стали. Высококачественные полиэтиленовые трубы МУП «Водоканал» Хабаровска приобретает в России.
«Предприятие продолжает успешно реализовывать политику импортозамещения и противодействия санкционному давлению. Руководство предприятия проработало риски от введения запретов на ввоз в Россию импортного оборудования и запасных частей. Поставленную задачу – быстро адаптироваться к санкционному давлению и перестроить необходимые процессы – стараемся выполнять. Задвижки, гидранты и прочее необходимое для производственного процесса оборудование находится на складах в достаточном количестве», – пояснил Андрей Трость.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
Глава предприятия добавил, что в октябре в полном объеме отгружены железобетонные изделия и стальные трубы, запорная арматура и инертные материалы (такие как сланец и щебень), а также пожарное оборудование и средства оказания первой помощи.
Оборудованию, необходимому для стратегически важных объектов, найдена достойная замена. К примеру, ранее предприятие планировало модернизировать электролизную станцию головных очистных сооружений водопровода за счет приобретения комплекса итальянского производства. Сейчас уже найдены качественные аналоги у китайских производителей.
Заместитель директора по охране труда и инвестиционной деятельности Виктор Гончаров сообщил, что на объектах предприятия продолжают использовать импортное оборудование и спецтехнику, которую планируют постепенно замещать продукцией отечественного производства или продукцией из тех стран, которые не ввели ограничения на поставку.
«Предприятие приобретает оборудование у посреднических организаций через конкурсные закупки, в результате чего, налаживанием логистики занимаются непосредственно дистрибьютеры. Производитель определяется в процессе конкурсных процедур, согласно заданным техническим характеристикам. Предприятием оперативно принимаются необходимые меры и решения при возникновении проблем, связанных с обеспечением населения холодным водоснабжением и канализацией», – добавил он.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
При этом в августе 2022 года участники XIV ежегодной Всероссийской конференции Водоканалов приехавшие в Хабаровск со всей страны признали систему очистных сооружений города лучшими на всей территории Сибири и Дальнего Востока.
«Вода перед сбросом в Амур очищается на 95%, – рассказал Андрей Додусов, ведущий инженер-технолог очистных сооружений и канализации МУП «Водоканал». – У нас большая, разработанная совместно с администрацией Хабаровска программа модернизации оборудования: в 2020 году заменены автоматические ступенчатые решётки с прозором 5 мм, установлен современный комплекс по сбору и обезвреживанию отбросов с решёток. На вторичных отстойниках в 2021 году был заменён илосос. Стоимость этих работ составила 35 млн рублей, зато такого оборудования нет почти нигде в России, да и за рубежом встречается не часто».
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Также не так давно построен и оборудован цех ультрафиолетового обеззараживания сточной воды и насыщения кислородом. Мониторинг очистки сточных вод ежедневно проводит лаборатория, в штате которой 15 человек. Ежедневно контролируются порядка 14 показателей: ионы аммония, нитраты, нитриты, взвешенные вещества, железо. Контроль и поступающей воды, и воды на выходе проводится в нескольких точках
«По некоторым показателям стоки, которые сбрасываются в Амур после того, как пройдут через очистные сооружения, чище, чем вода, которая из Амура поступает в систему водоснабжения», - рассказала Ольга Костюк, начальник испытательной химической лаборатории сточной воды МУП «Водоканал».
В нашумевшей истории со случившемся ровно год назад провалом на одной из основных транспортных артерий Хабаровска – улице Павла Морозова – наметился счастливый конец. Напомним, в августе 2021-го поднявшиеся из-за вышедшего из берегов Амура грунтовые воды подмыли старый коллектор. Он располагался аккурат под проезжей частью. Перекрытую наполовину дорогу чинили всю осень, зиму. Худо-бедно движение по трассе открыли ближе к лету. На этой неделе стартовал финишный этап ликвидации прошлогодней аварии. Ростовская компания «СоюзДонСтрой» начала прокладку микротоннеля под новый коллектор методом горизонтального бурения.
На премьеру – а прокладка микротоннеля такого масштаба в Хабаровске осуществляется впервые - городской водоканал пригласил практически все местные СМИ. Эксперимент призван избавить город от необходимости рытья огромных траншей, без которых не обходится ни одна подготовка к отопительному сезону.
Ожидавшие динамичного и зрелищного действа журналисты были несколько обескуражены - проходка микротоннеля оказалась делом небыстрым в прямом и переносном смыслах. Одетые по всем правилам безопасности в яркие жилеты и каски журналисты после отмашки прораба наблюдали, как гигантский пресс на дне огромного стартового котлована буквально по миллиметрам вдавливает в грунт очередную бетонную трубу. За неделю одиннадцатую по счёту.
- Сейчас скорость 100 миллиметров в минуту, - объясняет оператор проходческого щита, который словно капитан в рубке наблюдает за процессом под землей на мониторах с множеством датчиков.
Вообще-то, изначально было объявлено, что первый хабаровский микротоннель должен быть построен к концу апреля 2022 года. Так было указано в паспорте объекта. Уже в мае заказчик обозначил новый час Ч – 15 августа. Летом появилась новая формулировка: срок окончания работ 2022 год.
- Мы люди суеверные. Остерегаемся называть какие-то конкретные даты. Мало ли как себя поведут грунты, может какая-то поломка случиться. Пока всё по мелочи. Быстро устраняем, работа идёт успешно, - сказал начальник участка компании-подрядчика «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. – Вообще-то у нас большой опыт прокладки микротоннелей в Севастополе, Нижнекамске, Омске, Минске, Владивостоке. География очень большая. Под рекой Леной в Якутии две ветки по полтора километра каждая для газопровода «Сила Сибири».
Задержку объясняют совпавшей с началом активных работ СВО – специальной военной операцией по освобождению Донбасса. Особые трубы для первого хабаровского микротоннеля заказали в Санкт-Петербурге. Хоть конструкция и обозначена словом «микро» - не такие уж они и маленькие – примерно два метра в диаметре. В полувагоне помещается не больше двух – трёх. А железная дорога в это время оказалась перегружена другими более важными грузами. Вот и пришлось со стройкой микротоннеля подождать, пока доставят все 193 трубы.
- Это были не проволочки, задержки объясняются объективными причинами. Связаны они с проведением специальной военной операции. У нас есть официальное заключение Торговой палаты, что действительно нашему подрядчику не представлялось возможным предоставить достаточное количество подвижного состава для перевозки труб в Хабаровск, - объяснил заместитель директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» Николай Лысенко. – Сейчас все трубы будущего микротоннеля в Хабаровске. Это позволило начать его проходку. Процесс этот прерывать нельзя, поэтому пока не был доставлен весь комплект, его и не начинали.
Полностью работы на аварийном участке должны быть завершены в мае следующего года. Это значит, что к тому времени с поверхности земли в готовый микротоннель уберут временный трубопровод, по которому сейчас текут стоки с самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска.
Каким бы долгим не казалось возведение первого в краевой столице микротоннеля, но опыт этот местные коммунальщики планируют использовать как можно шире.
- Согласитесь, работы ведутся под землёй. Это не создаёт той массы проблем для жителей города, как если бы мы строили новый коллектор привычным траншейным способом. Здесь всё бы пришлось разрыть на 8-метровую глубину. Движение по Павла Морозова пришлось бы перекрывать. Плюс этому нужно было бы переносить все коммуникации на пути стройки, восстанавливать их и благоустройство, когда траншею зароют, - привёл аргументы в пользу подземной проходки начальник отдела капитального строительства МУП г. Хабаровска «Водоканал» Евгений Шилко.
- По окончательной стоимости начавшегося микротоннелирования еще уточняются некоторые моменты. Но оно обойдётся в сумму примерно до одного миллиарда рублей. При традиционном способе с рытьём траншеи, переносом и восстановлением коммуникаций, благоустройства заплатить пришлось бы почти в два раза больше, - добавил он.
Полученный опыт микротоннелирования коммунальные службы Хабаровска уже высоко оценили. Его они намерены применять при строительстве аналогичных коллекторов к будущим микрорайонам новостроек, а также при расширении пропускной способности уже действующих коммуникаций.
В Хабаровском крае в рамках оптимизации клиентского пути инвестора планируют на 40% сократить сроки процедур получения земли в аренду, подключения к сетям электро- и газоснабжения, а также доступа к дорожной инфраструктуре. По ряду параметров срок получения документов уменьшится на 100 дней.
В представленном Национальным рейтинговым агентством (НРА) рейтинге оценки инвестиционной привлекательности регионов России за 2022 год Хабаровский край смог подняться на 11 позиций до 21 места, войдя в группу субъектов с высокой инвестиционной привлекательностью. Регион значительно улучшил свою позицию за счет развития институциональной среды и инфраструктуры, однако по ряду параметров есть серьёзные просадки, особенно в части подключения к сетям и по земельным вопросам.
Хабаровский край внедряет новый инвестиционный стандарт и выявленные слабые места были проанализированы в диалоге инвесторов, представителей ресурсоснабжающих организаций, деловых объединений и органов власти. При помощи такого инструмента как картирование были оценены результаты текущей деятельности, визуализированы и плюсы, и недостатки системы взаимодействия.
Для облегчения работы инвесторов разработаны 11 алгоритмов. Они как раз фиксируют прохождение всех необходимых процедур в процессе подключения к газовым и электрическим сетям, получения земельного участка в аренду на торгах и без них, обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Как рассказала первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, работа по картированию позволила отсечь все лишнее и сократить сроки.
«Процедура подключения к электросетям сократилась на рекордные 113 дней – со 175 до 62 дней при проведении проектно-изыскательских работ, и в два раза – с 16 до восьми рабочих дней – при рассмотрении заявки и заключении договора. Сроки технического присоединения к сетям газораспределения уменьшились на 87 календарных дней при проведении проектно-изыскательских работ и на 14 дней при рассмотрении заявки и заключении договора. Почти вдвое сократились сроки получения земельного участка на торгах – до 107 календарных дней. 80 дней сэкономили инвестору в ходе картирования процедуры обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре», – сообщила она.
Эксперты регионального Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций (АПИРИ) разработали свои механизмы помощи инвесторам. «Зеленая папка для инвестора» гарантирует, что процесс выдачи разрешений будет ускорен на срок от восьми до 14 дней, а оформление документов возьмет на себя АПИРИ. Механизм «Заинтересованные сетедержатели» максимально упростит инвестору проведение проектно-изыскательских работ на срок от 87 до 113 дней.
Директор АО «Хабаровская горэлектросеть» Ирина Максимова отметила, что в процессе картирования в компании был выявлен ряд проблем.
«У нас уходит много времени на нахождение технических решений, у нас нехватка рабочего персонала, опытных сотрудников, выявлены несовершенства законодательства. Нет типовых проектов – для каждого разрабатывается свой план и поэтому уходит много времени. Вместе с АПИРИ разработали “Зеленую карту инвестора”, по которой мы планируем сократить сроки подключения к электросетям хотя бы на 78 дней с 200 дней. Основная проблема – в затягивании сроков получения разрешительной документации. Срок в 300-400 дней был неприемлем для инвестора», – рассказала она.
Председатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, работавший в составе группы по оптимизации сроков техприсоединения газоиспользующего оборудования и объектов капстроительства к сетям газораспределения, сообщил, что сроки могут быть сокращены вдвое – до восьми рабочих дней по выдаче договора, на 30% может быть сокращены сроки на этапе проектирования.
«АПИРИ включается в процесс ускоряет процедуру сбора исходных документов для заключения договора. По итогам работы расшили "узкие места" в каждом процессе, исследовали причины потерь, в первую очередь временных», – уточнил он.
Как подчеркнула зампред Мария Авилова, проведенная работа по картированию стала важным шагом выстраивания коммуникаций по взаимодействию инвесторов со всеми заинтересованными сторонами.
«Потенциал и возможности для сокращения, оптимизации сроков для выстраивания сквозного пути инвестора в Хабаровском крае есть. Результатом сегодняшней работы станет переутверждение всех алгоритмов действий, свода инвестиционных правил. За основу возьмем то количество дней, которое сегодня было заложено, однако продолжаем работу по усовершенствованию. Предлагаю пропустить первых инвесторов по новым алгоритмам и посмотреть, где еще есть сложности и недоработки, чтобы оптимизированные сроки осуществились на практике», – подытожила она.
Вопросы вне компетенции региона, в части изменения федерального законодательства, будут направлены для решения в Минэкономразвития России.
– Виталий Леонидович, как бы Вы охарактеризовали минувший год в целом? Как шла работа, было ли всё по плану?
– Год был насыщенным и плодотворным. Практически все наши планы выполнены. Это и подготовка к сосредоточению в Системном операторе всех функций по перспективному развитию электроэнергетики, а также к принятию функций оперативно-диспетчерского управления в изолированных энергосистемах, и выполнение режимных мероприятий для реализации ремонтных программ субъектов электроэнергетики региона, и непрерывное оперативно-диспетчерское управление «большой» энергетикой Дальнего Востока.
– Какие события Вы отметили бы особо? Почему?
– Одним из ключевых событий минувшего года стало принятие Федерального закона № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ законодательно закрепляет изменения в системе перспективного планирования в отрасли, а также создает правовую основу для обеспечения централизованного оперативно-диспетчерского управления изолированными энергосистемами. Согласно ему, с 1 января 2024 года Системный оператор будет обеспечивать единоличное оперативно-диспетчерское управление не только в ЕЭС России, но и в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах – Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Первые четыре из них расположены в Дальневосточном федеральном округе.
Мы уже начали подготовку к принятию и обеспечению дальнейшей непрерывности выполнения функций оперативно-диспетчерского управления в них. Между АО «СО ЕЭС» и ПАО «РусГидро», чьи дочерние общества сейчас управляют изолированными энергосистемами, подписано Соглашение о взаимодействии при расширении зоны диспетчерской ответственности АО «СО ЕЭС» на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем Дальневосточного округа. Этот документ, заключенный на переходный период до передачи Системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению ТИТЭС, определяет порядок взаимодействия с подконтрольными обществами ПАО «РусГидро» — ПАО «Камчатскэнерго», ПАО «Магаданэнерго», ПАО «Сахалинэнерго» и АО «Чукотэнерго». Кроме того, утверждена Концепция осуществления и развития оперативно-диспетчерского управления в этих энергосистемах.
– Почему перевод технологически изолированных энергосистем Дальнего Востока на единое оперативно-диспетчерское управление Системным оператором – это так важно? Что еще для этого нужно?
Энергосистемы Камчатки, Чукотки, Магадана и Сахалина в силу географических особенностей не связаны с Единой энергосистемой России – то есть технологически изолированы. Но это не значит, что них плохое управление, энергосистемы до сих пор нормально работали и будут работать. В чем же смысл преобразований? В том, что государство должно обеспечить единство экономического пространства Российской Федерации. А энергетика, как мы знаем, – основа экономики. Поэтому логичным выглядит решение, что теперь в масштабах всей энергетики должны применяться единые принципы планирования и управления работой энергосистем – вне зависимости от их географического положения. Наработанная и проверенная годами практика Системного оператора такова, что компания везде, где присутствует, работает по единым стандартам, по принятым государством обязательным требованиям, по унифицированным технологиям. В Москве и на Камчатке, в Сочи и на Сахалине должны применяться единые, принятые в ЕЭС России, стандарты работы энергокомплекса. Это позволит добиться равного уровня энергетической обеспеченности регионов, а значит, создаст новые возможности для социально-экономического развития, обеспечит повышение уровня жизни в этих регионах. Учитывая суровые климатические условия и удаленность от центра изолированных энергорайонов, это особенно важно. Кроме того, приход Системного оператора придаст импульс внедрению инновационных технологий, уже опробованных в Единой энергосистеме.
Нам нужно сделать так, чтобы потребитель электрической энергии не почувствовал этот переход. И для того, чтобы завершить его, и завершить безболезненно для потребителей, мы подписали совместные приказы с дочерними обществами ПАО «РусГидро» – АО-энерго, которыми утвердили планы мероприятий по подготовке и поэтапной передаче Системному оператору функций оперативно-диспетчерского управления от этих компаний, а также соглашения, которые определяют порядок технологического и информационного взаимодействия филиалов Системного оператора (ОДУ Востока и Хабаровского РДУ) с АО-энерго в переходный период. Эти документы также будут действовать до момента передачи Системному оператору функций оперативно-диспетчерского управления на этих территориях. Системный оператор будет участвовать в деловых процессах АО-энерго по планированию и управлению электроэнергетическими режимами, разработке и реализации мероприятий по их перспективному развитию и технологическому присоединению к электрическим сетям, а также повышению надежности функционирования входящих в их состав энергообъектов. И, конечно, предусмотрено взаимодействие по вопросам подготовки, повышения и поддержания квалификации как персонала Хабаровского РДУ, так и персонала АО-энерго. Пока что все идет по плану, и я уверен, что установленные государством сроки передачи Системному оператору новых функций будут выдержаны.
– В августе на территории пяти субъектов ДФО отмечались максимальные уровни потребления мощности – чем это было вызвано и каков объём энергопотребления в регионах Дальнего Востока в целом? О чём говорят эти показатели?
– Летом 2022 года в ОЭС Востока зафиксированы длительные периоды повышенных относительно среднемноголетних значений температур, что сказалось на росте электропотребления. Кроме температурного фактора на рост потребления оказала влияние работа крупных промышленных предприятий: рост нагрузки объектов ВСТО, РЖД, предприятий угольной и золотодобывающей промышленности.
Объем электропотребления в регионах Дальнего Востока в целом (кроме Забайкальского края и Бурятии, относящих к операционной зоне ОДУ Сибири) за 11 месяцев вырос на 3,6 % (или на 1,7 млрд кВт·ч.) и составил 46,3 млрд. По энергосистемам, входящим в ОЭС Востока, величина прироста составила 1,5 млрд кВт·ч. (или 3,9 %). Величина прироста существенно выше среднероссийских показателей за этот период (1,6 %), что говорит об увеличении темпов развития региона.
– Во время VII Восточного экономического форума Председатель Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий анонсировал запуск аналога балансирующего рынка на Дальнем Востоке - пока без конкурентного ценообразования, но который должен стать одной из ступеней перехода к модели конкурентного энергорынка на Дальнем Востоке. Случился ли этот запуск, в чем суть и необходимость перехода?
– Да, внутрисуточный расчет диспетчерского графика был запущен 1 октября этого года. Проводятся ежесуточные расчеты уточненного диспетчерского графика, пока только два раза в сутки. С 1 апреля 2023 года будет осуществлен переход на круглосуточные расчеты с 4-часовыми интервалами (6 раз в сутки). Эта технология – полный аналог расчетов планов балансирующего рынка, применяющихся в ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности с 2005 года. Необходимость перехода связана как раз с подготовкой к запуску конкурентного энергорынка на Дальнем Востоке, так как балансирующий рынок является частью оптового рынка. Внутрисуточные расчеты позволяют осуществлять более точный оперативный учет изменений схемно-режимных условий работы ОЭС Востока, связанных как с отключениями сетевого или генерирующего оборудования, так и с отклонениями перетоков в КНР или потребления крупными потребителями.
– В ноябре состоялись натурные испытания по переносу точки деления электрической сети 220 кВ Транссибирской железнодорожной магистрали. Могли бы вы понятным нашим читателям языком объяснить, в чём необходимость, сложность этого мероприятия?
– Межсистемная электропередача 220 кВ Чита – Сковородино, питающая тяговые подстанции Забайкальской железной дороги, является единственной электрической связью между ОЭС Сибири и ОЭС Востока. Ее пропускная способность недостаточна для обеспечения длительной устойчивой параллельной синхронной работы двух энергосистем, поэтому она постоянно находится в разомкнутом состоянии с точкой деления сети на одной из подстанций. При этом для обеспечения нормальной работы электросетевой инфраструктуры Транссиба, проведения ремонтов энергообъектов, а также для перераспределения нагрузки при возникновении дефицита мощности в ОЭС Востока или ОЭС Сибири периодически осуществляется перенос точки деления с одной подстанции на другую. Раньше для этого мы отключали целый отрезок сети между этими подстанциями с соответствующим прекращением электроснабжения объектов РЖД и других потребителей на период до одного часа, что приводило, в том числе, к остановке движения электропоездов по Транссибу.
В этом году мы опробовали и начали применять новый порядок переноса точки раздела – с кратковременной параллельной работой ОЭС Востока и ОЭС Сибири. Таким образом, ремонты ЛЭП и оборудования, предотвращение и ликвидация нарушений нормального режима работы энергосистемы, связанные с переносом точки раздела, выполняются теперь без погашения потребителей в операционных зонах ОДУ Востока и ОДУ Сибири.
Сложности на сегодняшний день нет. После замены ОАО «РЖД» части оборудования на ПС 220 кВ Ерофей Павлович/т мы провели в ноябре натурные испытания по переносу точки деления. С момента проведения испытаний мы уже четыре раза переносили точку деления сети без погашения потребителей.
– Помимо того, что это важно для бесперебойного энергоснабжения Транссиба, можно ли назвать это событие значимым шагом на пути к объединению энергосистем Сибири и Востока? Когда можно ждать этого объединения? Что оно принесёт, кто и в чём выиграет?
С точки зрения наработки технологий и опыта, да, безусловно. Однако для объединения энергосистем, запланированного в горизонте 2028 года, в дополнение к уже принятым решениям в рамках плана ускоренной модернизации БАМа и Транссиба нужно построить еще две ЛЭП 220 кВ, установить дополнительные устройства противоаварийной автоматики, перенастроить действующие устройства РЗА. После этого параллельная синхронная работа ОЭС Сибири и ОЭС Востока сможет осуществляться постоянно по семи ЛЭП 220 кВ. А для того, чтобы усилить электрические связи между ОЭС Сибири и ОЭС Востока и передавать между энергообъединениями больше электроэнергии и мощности, после 2028 года потребуется сооружение еще трех ЛЭП 500 кВ: ВЛ 500 кВ Таксимо – Чара, ВЛ 500 кВ Тында – Чара и ВЛ 500 кВ Даурия – Тында.
Положительные эффекты от объединения ОЭС Сибири и ОЭС Востока, при условии, что мы сможем обеспечить достаточную величину обмена мощностью, заключаются в том, что это позволит сократить в этой части ЕЭС России общую потребность в генерируемой мощности, в том числе за счет разницы часовых поясов. Более эффективное использование пропускной способности межсистемных связей также снизит потребности в резервной мощности электростанций. Кроме того, это позволит запустить на территории ОЭС Востока действующие в ценовых зонах рыночные механизмы. Немаловажный результат объединения энергосистем – повышение надежности и качества электроснабжения потребителей, прежде всего тяговых транзитов БАМа и Транссиба. В конечном итоге должны выиграть все: и потребители, и Системный оператор, и ПАО «Россети», и РЖД.
– Неизбежный для 2022 года вопрос – как сказались (если сказались) санкции недружественных стран в отношении России? Были ли трудности с приобретением оборудования, программного обеспечения? Пришлось ли корректировать планы, «сдвигать вправо» реализацию каких-то проектов?
Да, санкции сказались. Из-за ухода с рынка поставщиков телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники практически все текущие проекты по созданию, модернизации или расширению систем диспетчерского и технологического управления были так или иначе затронуты – в основном сдвинуты на более поздние сроки. Энергокомпаниям приходится вносить корректировки в свои проекты, переходить на доступные на рынке решения, что повышает затраты. Отдельно стоит сказать об информационной безопасности. Сейчас – в постоянно меняющихся условиях – она ужесточается. Требования к программно-техническим средствам защиты постоянно меняются, что также несколько удорожает реализацию проектов.
– Чего вы ждёте от 2023 года?
– Несмотря на все сложности, я с уверенностью смотрю в будущее. Думаю, что следующий год будет еще интереснее в плане задач, поставленных перед нами, ведь энергетика развивается и не стоит на месте. А коллективу ОДУ Востока любые задачи по плечу.
Транспортный сектор является одним из основных эмитентов парниковых газов. По данным Минэкономразвития, в России примерно 60 млн автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, в том числе 45 млн легковых машин, которые дают 10-15% выбросов СО2. Экологически приемлемым решением вопроса видится массовый переход на электротранспорт, правда, его развитие пока сдерживается рядом факторов, в том числе нехваткой зарядных станций. На Дальнем Востоке, как и в целом по стране, число электрозаправок будет расти, но, отмечают представители бизнеса, без помощи власти на местах решать этот вопрос сложно.
Аренда за символическую плату
Дальний Восток является одним из продвинутых российских регионов с точки зрения использования личного электротранспорта. Здесь насчитывается примерно 25% от общего парка электромобилей в России (в первом полугодии 2021 года их число превышало в стране 12 тыс. единиц). Это объяснимо тем, что большое количество электрокаров поступает из Японии через Владивосток, в том числе популярные модели Nissan Leaf.
Сейчас ежемесячно на электрозарядных станциях ПАО «РусГидро» в Дальневосточном федеральном округе заряжается порядка 10 тыс. электромобилей. К началу 2023 года энергохолдинг планирует втрое увеличить число ЭЗС на Дальнем Востоке – с нынешних 50 до 150.
Однако в компании говорят о недостаточном содействии в этом деле со стороны местной власти. По словам директора департамента стратегических сделок «РусГидро» Дмитрия Беляева, на уровне муниципалитетов отсутствует какая-либо программа, помогающая выделять оператору участки земли под обустройство электрозарядных станций. В ряде случаев компания пытается разместить электрозаправки на территории коммерческих структур (у торговых и бизнес-центров, кинотеатров, гостиниц), но не всегда удается договориться с арендодателями.
«К сожалению, нас воспринимают как коммерческого клиента. Предлагается full-time арендовать парковочные места у торгового центра, но мы понимаем, что зарядная станция не может работать, если в месяц за нее платить арендную плату, к примеру, 15 тыс. руб. Мы можем платить символические деньги – несколько тысяч рублей. Поэтому от многих мест приходится отказываться», – подчеркнул менеджер.
Для дальневосточников вопрос расширения сети зарядных станций достаточно актуальный, рассказывает Дмитрий Беляев. Если у европейских Porsche, Audi, Mercedes или американской Tesla емкость аккумуляторной батареи составляет 60-90 кВт/ч и более, то у японского Nissan Leaf или гибридов типа Mitsubishi Outlander – 20-30 кВт/ч. Это делает пробег автомобиля от одной зарядки аккумулятора весьма ограниченным.
Нехватка зарядной инфраструктуры будет сдерживать спрос на экологичный вид транспорта. Согласно опросу, который в этом году проводил автопортал «Дром» (проголосовало 10,1 тыс. участников), 63% хотели бы купить электромобиль в обозримом будущем. Но 28% опрошенных откладывают покупку из-за высокой цены и небольшого выбора транспортных средств, а 23% – из-за отсутствия ЭЗС.
На зарядку становись
Подходы к развитию зарядных станций в регионах ДФО не одинаковы. На Сахалине под эгидой областного правительства не первый год реализуется специальная программа, которая предусматривает поддержку инвесторов, вкладывающих средства в такие объекты. В островном регионе ставят амбициозную задачу – в ближайшее время число ЭЗС должно возрасти до 500 (сейчас примерно 45). Этому, отмечают в министерстве энергетики Сахалинской области, должно способствовать сопровождение органами исполнительной власти и муниципальными образованиями вопросов размещения и технологического присоединения зарядных станций.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Неоднозначная ситуация в Хабаровском крае. В компании «EVcar27», которая занимается поставкой и монтажом зарядных станций, рассказали, что сталкиваются с постоянной проблемой согласования мест для их размещения. «Мы лучше знаем город, лучше знаем локации, которые интересны для жителей. Но при обращении в департаменты городской администрации с просьбой рассмотреть возможность установки станций в разных частях Хабаровска, получаем ответы, что либо это не их профиль, либо нас перекидывают на другие департаменты, но вопрос так и не решается», – посетовал собеседник EastRussia.
По его словам, зачастую оборудование, первоначально предназначенное для Хабаровского края, продается на Сахалин, где расширяется сеть ЭЗС. «Если в Сахалинской области вводится зарядная станция, то существенная часть стоимости субсидируется. У нас такого нет. У них введен льготный тариф на электроэнергию, тогда как в нашем регионе такая льгота отсутствует», – рассказали в «EVcar27».
Преференции целесообразны, поскольку в условиях низкого трафика зарядная инфраструктура (стоимость одной станции – от 1,5 млн руб.) не окупается. По данным «РусГидро», каждая ЭЗС обслуживает в среднем не более 10-20 машин в день.
В управлении промышленности, транспорта и связи Хабаровска заверили, что плотно работают в данном направлении с инвесторами. Но есть определенный регламент, который необходимо выдерживать, в частности, что касается проведения конкурсных процедур на получение участка в аренду. Тем не менее в прошлом месяце мэрия предложила «РусГидро» несколько мест под размещение зарядных станций.
Церемония открытия зарядной станции в Хабаровске
Фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Кроме того, под патронажем краевого правительства должен быть сформирован перечень территорий и автодорог, где ЭЗС будут установлены в первую очередь. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края на соответствующий запрос EastRussia не ответили.
Согласно официальным данным, в Хабаровске действует примерно 25 зарядных станций, основная часть из которых расположена на автозаправках «Роснефти» (в рамках партнерства с «РусГидро»). Если все они стабильно работают, это достаточно неплохой результат для города, где на середину этого года было зарегистрировано чуть более 800 электромобилей, считает исполнительный директор межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Александр Головко. Вместе с тем, признает он, среди местного предпринимательского сообщества особо нет желающих инвестировать в рынок зарядной инфраструктуры для легкового электротранспорта. «Есть понимание, что это пока не столь востребовано, чтобы вкладывать средства. Тем не менее имеются примеры, когда девелоперская компания реализует проект застройки и рядом с жилкомплексом на парковке размещает заправку для электромобилей», – рассказал Александр Головко.
Участие в градостроительных программах может способствовать расширению сети ЭЗС, отмечают в компании «Россети». Правда, по какому сценарию пойдет развитие этой инфраструктуры, остаются вопросы. «Если по автомагистралям еще более-менее понятно, на каждые 100 км нужно ставить станцию, то в городах это предстоит изучить. Все зависит от того, кто будет собственником зарядной станции (частные владельцы, такси, каршеринг), в каком секторе застройки она будет расположена: в одноэтажной – одна история, в многоэтажной – совсем другая», – пояснил и.о. заместителя гендиректора по цифровой трансформации ПАО «Россети» Константин Кравченко.
Зарядные инвестиции
В августе этого года в стране принята Концепция развития электротранспорта до 2030 года, согласно которой ожидается, что производство электромобилей в РФ должно быть не менее 10% от общего объема выпуска автотранспортных средств. Чтобы добиться этого, нужно решить ряд задач. В частности, стимулировать спрос на электрокары, цена на которые сейчас гораздо выше, чем на аналоги с двигателем внутреннего сгорания. По данным автопортала «Дром», средняя стоимость электромобиля – 1,4 млн руб., что вдвое дороже машины с ДВС (632 тыс. руб.)
В этой связи по линии государства запланированы 25-процентные скидки, но не более 625 тыс. руб. Под данную программу попадут электромобили, производители которых заключили с российским правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК) и планируют локализовать производство или организовать крупную узловую сборку в РФ.
Насколько автолюбители будут активно пересаживаться в электрокары, сказать пока сложно. По оценке правительства РФ к 2030 году парк легковых электромобилей в стране составит 1,4 млн единиц, включая легкие коммерческие автомобили. Прогноз PwC гораздо скромнее: через восемь лет эта цифра не превысит 630 тыс.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
В любом случае прогноз свидетельствует о многократном росте личного электротранспорта, а значит понадобится много ЭЗС. Всего к 2025 году, согласно планам Минэкономразвития, в России предполагается возвести 3 тыс. быстро зарядных станций (мощностью по 150 кВт на 2 зарядных порта), к 2030-му – порядка 28 тыс. Как отмечают в министерстве, ввиду пока недостаточного объема электромобилей в стране, нужно оказать господдержку по созданию сопутствующей инфраструктуры, причем опережающими темпами. С 2022 по 2024 год на эти цели из федерального бюджета предусматривается 8,1 млрд руб.
«Игроки, которые сейчас находятся на рынке, действительно смогут ускорить развитие инфраструктуры и реализовать те зарядные точки, которые пока не могут сделать самостоятельно. С учетом помощи государства это станет возможно», - считает Дмитрий Беляев.
Александр Головко подчеркивает, что сейчас федеральные власти озабочены борьбой с последствиями пандемии и вряд ли стоит ждать активного госфинансирования электрозарядной сети. Поэтому пока ситуация будет зависеть, главным образом, от частной инициативы.
Между тем появляется возможность для решения ряда оргвопросов, например, связанных с техническим присоединением. В настоящий момент сетевая инфраструктура энергетиков обеспечивает потребности появляющихся зарядных станций, но нужно быть готовым, когда начнется их бурный рост. Поскольку этот рынок только формируется, важно уже сейчас выработать правильный подход к управлению как самих ЭЗС, так и сбалансированной мощности, которую необходимо будет поддерживать для технологической устойчивости сетей распределения, говорит Константин Кравченко.