Лишь пятое место занял ДФО по объемам лесозаготовок по итогам прошлого года – в макрорегионе заготовили 17,5 млн куб метров древесины, что составляет около 8% от общероссийских показателей. Такие данные приводит ФАНУ «Востокгосплан».
Больше всего древесины заготавливается в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах, хотя ДФО находится на втором месте после Сибири по объемам запасов леса, при этом инвестиции в лесозаготовку на Дальнем Востоке в прошлом году выросли на 62,5%.
Такую диспропорцию эксперты объясняют тем, что запасы древесины в ДФО распределены неравномерно: более половины допустимого объема изъятия древесины приходится на Якутию – 30% или 35,5 млн кубометров и Хабаровский край – 26 % или 31,5 млн кубометров в год. При этом далеко не все участки находятся в транспортной доступности. Хорошие показатели лишь в Приморье – там транспортная доступность лесосеки превышает показатели по России в 1,9 раза, по ДФО – в 5,8 раза.
Также эксперты отмечают, что за последние пять лет объемы лесозаготовок на Дальнем Востоке сократились, в среднем на 1,75% ежегодно.
Руководитель Востокгосплана Михаил Кузнецов рассказал EastRussia, как совместная работа с учёными поможет увеличить объемы транспортировки грузов по СМП и повысить привлекательность этого маршрута для участников рынка.
– Михаил Евгеньевич, Вы подписали соглашение с МГУ. О чём оно? Почему именно МГУ?
– Мы работаем с МГУ уже давно и по разным самым направлениям. У нас такая политика – мы находим умные головы по всей стране и считаем, что каждая умная голова хотя бы часть дня должна думать о нашем Дальнем Востоке. Мы активно привлекаем экспертов в свои приоритетные задачи и с учёными МГУ мы тесно работаем по изменению климата в вечной мерзлоте, и в том числе по экологической тематике.
В каких-то ситуациях мы сами готовим исследования и отдаём на экспертизу, в других – наоборот заказываем разработку того или иного аспекта знающим людям. При этом у нас есть правило – не заключать соглашений ради соглашений. Мы подписываем договорённости, только если есть содержательная совместная деятельность, когда мы усиливаем друг друга.
Центр морских исследований МГУ в том числе занимается очень близкой и очень важной для нас тематикой: экологическими рисками вдоль трассы Северного морского пути. Как их мониторить, как ими управлять, каким образом выстраивать систему межведомственного взаимодействия, чтобы выявлять угрозы экологической безопасности, предупреждать и их устранять, если подобная ситуация всё же произошла. На основе исследований мы будем давать предложения по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды. Одним словом фронт работ весьма обширный.
Они много лет проводят различные исследования по экологической тематике в Арктической зоне. Мы на это смотрим с точки зрения экономики: сколько стоит система мониторинга, как её разворачивать, какие ведомства вовлечь, и мы в этой конкретно ситуации друг друга дополняем в диалоге.
– Вы ещё чего-то не знаете про Северный морской путь? У вас же есть система «СМП-прогноз», которая может много чего: моделировать сценарии, анализировать потенциал развития проектов в Арктике, выявлять «узкие места» инфраструктуры…
– Всё так, но в основе любой информационной технологии все равно лежат экспертные оценки и чем качественнее эти экспертные оценки, тем лучше. Вот пример - какими темпами будет изменяться состояние вечной мерзлоты до 2050 года? Сейчас пока даже адекватных данных по этому вопросу нет. Есть предположения, ограниченные по территориям наблюдения, но чтобы превратить эту информацию в управленческий сценарий необходимо подключить к решению вопроса умных людей. И вот этим соглашением, которое мы сегодня подписали с Центром морских исследований МГУ мы это и делаем.
– Кстати про изменение вечной мерзлоты – существующая модель «СМП-прогноза» учитывает усиливающийся эффект глобального потепления? Может скоро ледоколы и вовсе не понадобятся и не нужны будут те титанические усилия по развитию СМП, которые сейчас выглядят жизненно необходимыми?
– Наука говорит, что тренд на потепление действительно есть, льды отступаю, но ситуация эта цикличная. За циклом уменьшения ледового покрытия, снова наступает период, когда льда становится больше. Конечно, тут тоже нужны наблюдения и исследования, но пока эксперты не ждут чистой воды на СМП до 2050 года точно. Так что все наши программы, связанные со строительством ледокольного флота нужны, полезны и необходимы.
Кроме того, пусть льды отступают, но все равно есть сезон, когда без ледокола там не пройти сейчас. Плюс есть дрейфующие льды, довольно большие ледовые поля, айсберги и так далее. Поэтому безопасное движение по трассе СМП всё равно требует наличия ледокольной группировки.
Наша модель, само собой, учитывает разные сценарии, в том числе без ледокольной проводки. Это все обсчитывается, оценивается, чтобы быть готовыми к любому варианту развития событий.
– А что насчёт структуры перевозимых грузов? Сейчас по СМП доставляют главным образом углеводороды – СПГ, нефть, но в мире растёт спрос на контейнерные перевозки, а вот их на СМП совсем немного. Что нужно сделать, что должно произойти, чтобы СМП стал интересным для транспортировки контейнеров, если не в таких, же масштабах, как сейчас дело обстоит с углеводородами, но хотя бы сопоставимыми?
- Да, ожидается,что контейнерные перевозки в мире до 2030 года вырастут в шесть раз. Это как минимум. Понятно, что углеводороды на СМП востребованы и они будут доминировать, но их надо дополнить это перевозками контейнеров. Это хорошая стратегия, и она предусмотрена в планах развития СМП. Там сказано, что действительно отечественная контейнерная линия должна появиться и Востокгосплан делал расчёты по этой контейнерной линии: есть предполагаемые объёмы перевозок, они могут доходить до нескольких десятков миллионов тонн к 2035 году.
Мы видим, что последние годы объём транзитных перевозок нарастает, и чем проще будет процедура прохождения СМП, чем ниже будет стоимость страховки, чем развитее инфраструктура – в том числе и спасательная, тем больше будет желающих. Основная идея заключается в том, чтобы как раз обеспечить сервис должного уровня для этого транзита. Мы вместе с Росатомом делали такие расчёты и да, это проект, который существует.
Скажем так, потребителя интересует не Севморпуть сам по себе, а некий сервис быстрой мультимодальной перевозки, правильно? То есть ему надо из точки «А» в точку «Б» доставить свой груз по минимальной цене. Поэтому здесь нужно исходить из того, чтобы СМП был конкурентоспособен и в этой связи. Если мы ничего не будем делать, конечно, будут суда там ходить по чистой или относительно чистой воде, или с зарубежными ледоколами мимо нас и мы с этим мало что сможем сделать.
Но мы собираемся предложить удобный конкурентоспособный сервис. Например, японцы грузятся у себя на наше судно ледового класса, оно идёт до Мурманска, там всё перегружается на обычный лихтеровоз, и груз идёт дальше в Европу – отличный сценарий! Или они вообще дотягиваются сами до Авачинской бухты, там происходит перегрузка на судно ледового класса и дальше по тому же сценарию. Есть, конечно, разные варианты – смотря какие грузы, какое им нужно сопровождение, какая будет себестоимостью этой перевозки. Это все мы считаем и учитываем. То есть мы подготовились даже до того, как эти проекты активно стартуют. У нас есть расчёты, есть примерное понимание и класса судов и подходов к этому с учётом имеющейся инфраструктуры и той, которая появится в ближайшие годы. Мы во всеоружии!
Северный завоз – сложная система многоступенчатого снабжения арктических и других северных территорий. От своевременных и качественных поставок топлива, продовольствия, стройматериалов зависят почти 3 млн жителей из 25 субъектов России. В минувшем году общий объем грузов, доставленных в рамках северного завоза, превысил 3,8 млн тонн. Чтобы сделать снабжение сбалансированным и устойчивым, эксперты Востокгосплана приняли участие в разработке законопроекта о северном завозе и его научно-экономическом обосновании.
– Михаил Евгеньевич, на минувшей неделе Президент подписал закон «О северном завозе». Важность северного завоза неоспорима, но давайте всё же ещё раз пройдёмся по причинам появления отдельного закона? Жили же без него сколько лет!
– Основная причина проста – северный завоз критически важен для уровня жизни людей на Севере, снабжать грузами по этой программе приходится 25 территорий. Отдельные регионы и раньше принимали своё законодательство – например, Якутия. У кого-то этот завоз осуществляется частным образом, где-то государство чуть большую играет роль, где-то чуть меньшую – единого подхода не было. Возникли диспропорции в поддержке, в организации. К тому же, например, стоимость топлива на севере в последние годы росла с опережением инфляции, а это тревожный знак. Поэтому при задумке закона основная идея была в том, чтобы создать общую правовую основу для поддержки северного завоза.
Во всех странах, которые сталкиваются с необходимостью обеспечения своих северных труднодоступных территорий, подобный завоз всегда существует при поддержке государства.Есть субсидирование, финансирование необходимой опорной логистической инфраструктуры – прежде всего складской, портовой. Без продуманной поддержки федерального центра сбалансировать такой механизм сложно. И чтобы создать юридическую основу для государственной поддержки, правовую основу был принят закон «О северном завозе».
– И вот теперь все механизмы формализованы?
– Да, но основная задача закона – не только прописать понятия и определения: хотя ранее даже сам термин «северный завоз» законодательно не был оформлен. Задача закона описать механизмы поддержки, чтобы унифицировать региональные и закрепить федеральные механизмы, обозначить роль и ответственность всех участников процесса. Каждый год северный завоз становится немножко войсковой операцией с большим количеством участников, у каждого из которых есть своя роль определённая. Вот, и поэтому была потребность как раз прописать эти роли более чётко, и мне кажется, эта задача была выполнена.
Представьте, когда мы говорим «cеверный завоз» это означает: 1016 уникальных потребителей (населенные пункты, конечные получатели грузов завоза), 1392 объекта хранения грузов, 15 видов транспортных средств, включая беспилотные летательные аппараты и малую авиацию, которые передвигаются по более чем 10 000 маршрутам.
Накладки, ошибки в планировании неизбежны. Осенью суда «Инженер Трубин» и «Ямал Ирбис» застряли в Карском море, ориентируясь на ошибочный прогноз ледообразования, они решили сэкономить на ледокольной проводке. На их борту было 19 тыс. тонн грузов, необходимых для капитального ремонта ВПП аэропорта «Певек», материалы и оборудование для строительства ЛЭП «Певек-Билибино», вахтового городка АО «Эльконский ГМК», возведения мостовых переходов в рамках строительства дороги «Омсукчан – Омолон – Магадан», оборудование для ПАТЭС и многих других клиентов региона. Видите цену ошибки? Перевозчики надеялись «проскочить». И это не единичный пример.
Роль регионов с вступлением закона в силу не меняется – каждый будет обеспечивать поставки в свои территории. Некоторые вещи за много лет хорошо отлажены, здесь как раз проблем нет. Но в некоторых аспектах существует возможность серьёзной оптимизации. Например – Чукотка, Камчатка, Магаданская область – там, где возможна единая морская поставка, там есть смысл укрупнять эти поставки за счёт этого, снижая стоимость. Особенно это касается топлива – будь то уголь или нефтепродукты. И одно дело если каждый регион сам закупает его себе, и совсем другое если мы укрупняем эту закупку, делаем оптовую скидку и максимально оптимизируем логистику поставок. Снижаем стоимость и груза, и поставки, а за счёт этого, собственно, решаем конечную цель – повышение качества жизни жителей труднодоступных северных регионов за счет удешевления товаров и услуг.
– Не позднее 1 января 2026 должен появится единый морской оператор, который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Не кроется ли в создании очередного единого механизма, опасности появления монополии? Не начнёт ли этот оператор диктовать какие-то свои правила игры регионам или участникам процессов, которые захотят войти в эти поставки и снабженческие схемы.
– Никакой монополии не будет. Подчеркну, речь идёт только о поставках энергоносителей. Прежде всего там, где это целесообразно и оправдано.
– Кто тогда будет контролировать этого оператора, и в целом осуществлять контроль за размером торговых надбавок, наценок?
– Я бы, честно говоря, не драматизировал и не демонизировал этого оператора, потому что его появление не самая основная идея в законе. Да, действительно, появится морской оператор, который будет организовывать поставки, и он будет делать это дешевле для конечных потребителей, чем прежде. Но конкурентные процедуры будут осуществляться точно также. Поставки будут на конкурсной основе, а координирующая роль за деятельностью единого оператора будет за Минвостокразвития.
– Предполагается также создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза – ФГИС «Северный завоз». Она будет создаваться на базе созданного Востокгоспланом «Цифрового двойника северного завоза»?
– Наш цифровой двойник – это mvp-продукт. Это такой мини образ ГИС, её мониторинговой части, то есть там, где собирается и аккумулируется статистика. Необходим ещё целый ряд модулей, которые отвечают за мониторинг поставок, за оптимизацию и так далее. Но создание федеральных информационных систем все-таки не в сфере ответственности Востокгосплана.
Изначально, информация, накопленная в цифровом двойнике, стала обоснованием для оценки эффективности существующей логистики северного завоза, для разработки мер поддержки, и в итоге эта информация стала обоснованием для создания закона. Будет ли цифровой двойник использоваться в дальнейшем зависит от масштабов системы, которая будет разработана.
– Госдума приняла закон о Северном завозе во втором и третьем чтениях. Что дальше?
– Сейчас основная работа будет связана с подзаконными актами, которые будут описывать вопросы нормирования, сроков планирования, системы мониторинга, категоризацию. В законе уже дана укрупнённая категоризация, которая расставляет приоритеты государства с точки зрения поддержки и это именно грузы социального назначения: тоже самое топливо, часть продуктов питания, хотя, конечно не все: понятно, что какой-нибудь рахат-лукум или паштет из гусиной печени будет завозиться по коммерческой линии, но вот базовые продукты туда войдут и у каждого региона будет возможность работать с этим списком.
Вообще, говоря про работу над законом, я, наверное, отмечу процесс его создания. Закон о Северном завозе затрагивает интересы всех северян, и в его создании, в его критике, дополнениях участвовали очень активно и депутаты Госдумы, и члены Совета федерации, и представители общественности и первую скрипку играли люди, которые там живут и понимают, что такое снабжение северных территорий. Важно, что все, кто работал над законом, побывали в удаленных поселках, посмотрели на эти ценники с морковкой по 700 рублей и так далее. Поговорили с людьми, изучили всю цепочку поставок. Это важно и должно стать залогом эффективной работы принятого закона. Но сейчас наступает не менее важная часть – непосредственная работа на земле, в регионах, чтобы регионы эту поддержку ощутили и увидели федеральную поддержку и координацию этой работы.
– Если говорить про конкретных жителей этих территорий северного завоза: в какой срок они смогут лично оценить плоды этого работа этого закона, когда они реально увидят снижение цен?
– Если бы я был политиком, я бы ответил:«В скорейшем времени! Не далее, чем в марте или в феврале!». Но поскольку я экономист, то так скажу: снижение инфляции по продуктам на северных территориях ниже среднероссийской – важная задача. Цены на продовольствие должны, как минимум либо остаться на прежнем уровне, либо снизиться с учетом роста реальных доходов населения. Но я не взялся бы называть конкретные цифры и обещать, что снижение составит, например, 20%. Эти процессы связаны уже не с законодательной работой, это работа по закону. Это более сложная работа, связанная с логистикой, с эффективностью мер поддержки. У нас иногда бывает так – меры поддержки выдали, и кто-то умыкнул их себе в прибыль, в карман положил, а цены как были, так и остались. Вот этого не должно происходить. Но через год-полтора полтора эффект от работы всем мы должны увидеть.
— Как в целом выглядит актуальная картина по товарообороту между Россией и КНР?
— Мы всегда берём длинные ряды данных, потому что наша задача не просто поймать конъюнктуру процентов за полгода, а посмотреть тенденции. Если посмотреть с 2010 года, то товарооборот между Россией и КНР вырос в 2,6 раза до 145,7 млрд $ в прошлом году. Темп роста очень высокий – 9,2%.
При этом по объему внешнеторговых операций среди торговых партнёров Китая мы занимаем лишь 12 место. Это 2,0% экспорта, и 2,8% импорта - за счёт поставляемых нами энергоносителей. В течение последних четырех лет у России 10 место в рейтинге основных стран-экспортеров продукции в КНР и 12 место в рейтинге импортеров из КНР.
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
Если смотреть динамику, то за последние 10 лет экспорт из России вырос в три раза и составил 78,1 млрд $ в 2021 году, а импорт увеличился в 2,3 раза. При этом темп роста экспорта составил 10,6% против 7,8% импорта – то есть мы наращиваем наш экспорт, получая при этом положительный торговый баланс – экспорт превышает импорт на 15,7 процентов. Хотя ситуация может измениться в ближайшее время, потому что Россия сейчас резко наращивает импорт – в особенности критически важного промышленного оборудования, так что баланс, повторюсь может измениться.
— Если смотреть только на цифры, то баланс сейчас положительный, но если говорить про структуру экспорта и импорта РФ и КНР, там есть серьёзный и, увы, традиционный дисбаланс, так?
- Это естественный ход вещей, как я думаю. Не стоит грустить по поводу сырьевой ориентации нашего экспорта. Надо продолжать работать с этой структурой. Мы богаты, чем богаты – нашими углеводородами, металлами, сельхозпродукцией, рыбой. Почему это всё не продавать? Вопрос в переработке и том, как мы на этом делаем добавленную стоимость. Мой любимый пример с кедровым орехом – здесь собирается мешок шишек, который стоит условные 100 рублей, потом китайский предприниматель покупает за эти деньги здесь мешок, вылущил орехи – они уже стоят – опять же условно – 1000 рублей, потом отжал масло из этих орехов – за него он выручит уже 10 тысяч. Поэтому, повторюсь, надо работать в сторону высокого передела, и мы работаем – всё, что будет производить и продавать Амурский газоперерабатывающий завод Газпрома, газохимический комплекс Сибура – это продукция с высокой добавленной стоимостью.
Сейчас, да – 66,6% экспорта за период с 2017 по 2021 годы составили энергоносители, показав при этом двукратный рост. Среди крупнейших импортёров КНР мы занимаем первое место сырой нефти, древесине, рыбе и морепродуктам. По стоимости наши поставки сырой нефти в Китай составляют 15,2% от всего объема и по этому показателю мы опережаем даже Саудовскую Аравию, которая находится на втором месте. Мы также лидируем в поставках древесины в КНР – с долей в 12% и в поставках рыбной продукции – 15,1%. При этом, несмотря на все сложности вызванные пандемией, экспорт по этой статье не обрушился. Наше преимущество в том, что мы поставляем не выращенную, а дикую рыбу, которая по вкусовым качествам гораздо лучше. Это эксклюзивная продукция и наша позиция в этом сегменте очень крепки, главное в этом случае – следить за нашей собственной сырьевой базой.
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
По углю мы занимаем третье место среди партнёров Китая – после Австралии и Индонезии. Это если говорить про последние пять лет. Россия наращивает в последнее время экспорт металлов – здесь мы занимаем 8-е место.
По природному газу мы всего лишь девятые с долей 3,3%. Картина здесь может поменяться, когда заработают арктические проекты СПГ и с развитием восточного коридора поставок. Не стоит забывать и климатическую повестку, ESG – здесь газу альтернатив серьёзных пока нет, а Китай очень серьёзно смотрит на изменение климата, глобальное потепление, потому что повышение уровня мирового океана угрожает огромному числу населения, городской и промышленной инфраструктуры – тому же Шанхаю. Стоит ждать повышения спроса на газ, потому что он является таким промежуточным звеном энергоперехода. По оценкам экспертов потребление газа КНР в период с 2025 по 2030 годы может удвоиться.
— Каков вклад Дальнего Востока в общероссийский экспорт?
— С 2017 по 2021 экспорт увеличился в 1,7 раза – до 8,7 млрд $. Но доля макрорегиона в общероссийском экспорте при этом снизилась и сейчас составляет 12,7% (в 2010-м – 15,1%). Основные причины – падение цен на нефть, которое произошло в 2015-2016 годах, а также в 2020-м, и ограничения из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Рост экспорта произошёл в основном благодаря энергоносителям – их продажа в Китай увеличилась в 2,2 раза в стоимостном выражении, а также за счет резко увеличившегося – в 7,7 раза – экспорта руды (до 1,91 млрд $ в денежном выражении).
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
Импорт из Китая в ДФО вырос сопоставимо – в 1,9 раза до 5,2 млрд $. Рост в этом случае вызван увеличением поставок промышленного оборудования – в 2,9 раза. Надо сказать, что экспорт промышленного оборудования – основная категория китайского экспорта вообще. На его долю приходится 43,6% общего экспорта страны. В объеме китайского экспорта в Россию промышленное оборудование также составляет внушительные 42,6%. И эти показатели будут только расти, потому что теперь КНР наш главный контрагент в плане поставок оборудования.
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
— КНР не упускает случая и пользуется тем, что оставшись без западных потребителей, Россия предлагает энергоносители со значительной скидкой. Чуть ли не диктует цену. Не окажемся ли мы в ситуации полной зависимости от КНР, или мы уже в этой ситуации?
— Определённого роста зависимости, скорее всего, не избежать, но КНР всё-таки не единственная страна в Азии, с которой мы работаем. К тому же целесообразно смотреть на ситуацию и в долгосрочной перспективе. Я думаю, что через не такое уж и продолжительное время произойдёт перестройка всех потоков, возникнет новый баланс, когда Россия увеличит свой портфель контрагентов.
Если же говорить про скидку, предлагаемую нами КНР по энергоносителям, то не нужно забывать, что наши соседи достаточно активно работают со всеми своими партнёрами в этом отношении. Мы специально сравнивали – скажем, Китай берёт нашу нефть по 67,45 $ за баррель, а в Африке – по 67,27, у Омана – ещё дешевле, у Ирака – ещё дешевле. То есть они используют нас как рычаг в переговорах с другими. Такая же ситуация и с каменным углём – Монголия им поставляет дешевле чем мы, Индонезия тоже.
— Едва ли есть кто-то ещё не слышавший про «Разворот на Восток», но стремление нарастить товарооборот между Россией и Китаем вдруг столкнулось с узкими местами – особенно в части логистики. Насколько всё серьёзно и преодолимо?
— Это правда проблема, и основным сдерживающим фактором является пропускная способность железных дорог – сейчас она составляет 127,7 млн тонн в год, в то время как порты дальневосточные уже в состоянии обработать порядка 175 млн тонн. Кроме того мы говорим про ограниченную пропускную способность пунктов пропуска на границе. Текущий дефицит в дополнительных пропускных мощностях оценивается нами в 19,5 млн тонн в год. Плюс необходимо модернизировать порты, создавая специализированные мощности по обработке контейнеров. Сейчас они бОльшей частью специализированы под перевалку угля. Много можно добиться и за счёт правильной диспетчеризации и специализации портов.
Мы – Востогосплан – совместно с Дальневосточным университетом путей сообщения и РАН запустили совместный проект создания цифровой модели Восточного полигона. То есть мы создадим комплексную модель, которая объединит и железные, и автомобильные дороги, и всю прочую инфраструктуру. Имея такой инструмент, можно будет экспериментировать и с точки зрения «быстрых побед» в повышении пропускной способности, и с точки зрения инвестиционных проектов по расширению полигона, специализацией портов. Такой цифровой «двойник» даст возможность увидеть всю картину целиком, определить узкие места, смоделировать необходимые решения, имея в виду широкую перспективу.
— Почему не оставить создание такого двойника самой железной дороге?
— В РЖД есть подобные инструменты, но они ограничены в основном самой железной дорогой. А весь смысл в том, чтобы сделать мультимодальный, межотраслевой, межфункциональный инструмент, с объективной оценкой экономических последствий.
У нас есть опыт создания подобных «двойников» - мы делали цифровые модели по северному завозу, по Северному морскому пути. Как раз наша разработка СМП сыграла ключевую роль в планировании развития инфраструктуры Севморпути с расчётом потребности в судах, в ледокольном сопровождении, сопутствующей инфраструктуре – там наши расчёты активно применяются.
— И каковы прогнозы, быть может, рекомендации на будущее? Что надо делать в первую очередь?
- На мой взгляд, какой бы турбулентной ни была ситуация, Дальний Восток играет все более значимую роль. Это и переориентация транспортных потоков, перестройка их структуры. Имея в виду замещение востребованной продукции, надо заняться локализацией производств с высокой добавленной стоимостью, высоким переделом. Это особенно касается Хабаровска. Местной промышленности необходимо новое дыхание, толчок, потому что она, деликатно выражаясь, в «боковом тренде» находится.
С одной стороны, вряд ли можно дать принципиально новые рекомендации в отношении дальнейшего сотрудничества России и Китая, но нужно тщательнее и интенсивнее работать над ликвидацией уже известных узких мест – строить новые пункты перехода, вовлекать малый и средний бизнес в реализацию совместных инвестпроектов, да и просто учиться работать с китайскими контрагентами – это отдельная наука.
Межрегиональное научно-технологическое, деловое и образовательное партнерство «Устойчивое развитие Дальнего Востока и Арктики» и международная организация северных регионов «Северный Форум» предложили властям Якутии испытать разработку Уфимского государственного нефтяного технического университета для оперативной локализации природных пожаров. Об этом EastRussia сообщил исполнительный директор Северного форума Владимир Васильев.
«Испытания разработки в условиях Якутии состоятся с наступлением пожароопасного сезона. Если они покажут эффективность и получат поддержку министерства по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), предложим сторонам разработать проект по совершенствованию методов профилактики и тушения пожаров», — сказал Владимир Васильев.
Он уточнил, что создание проектной группы позволит наладить обмен опытом и технологиями при борьбе с пожарами в Арктике, которые приводят к таянию мерзлоты.
«Хотим выйти с предложением к Арктическому совету, в рамках которого Норвегия, которая сейчас является председателем в организации, предложила реализацию проекта по борьбе с природными, в том числе лесными и ландшафтными пожарами», — добавил собеседник издания.
Как локализовать возгорания
Как уточнил Васильев, научно-внедренческий центр «Вершина» Уфимского государственного нефтяного технического университета разработал средство для быстрой локализации ландшафтных пожаров.
«Его уникальность состоит в том, что им можно обработать территорию вокруг пожара для его локализации без необходимости рытья траншей. Средство устойчиво к дождям в течение двух недель. Оно также эффективно для локализации низового торфяного пожара», — отметил исполнительный директор Северного форума.
По словам директора по инновациям и развитию бизнеса научно-внедренческого центра «Вершина» Алексея Трушкова, противопожарный реагент разработан в 2022 году и проходил полевые испытания в Республике Башкортостан и в Свердловской области совместно с подразделениями центра по тушению лесных пожаров в Республике Башкортостан и ФБУ «Авиалесоохрана России».
«Специалисты по тушению пожаров, применявшие реагент, свидетельствуют о его высокой эффективности, оперативности и удобстве применения в полевых условиях при отсутствии любых технических средств для локализации пожаров», — отметил Алексей Трушков.
Он добавил, что реагент абсолютно безопасен для человека, животных, растений.
«Реагент производится на 100% из российского сырья и не имеет мировых аналогов, сравнимых по экологической безопасности и стоимости», — рассказал собеседник EastRussia.
«Это чистая органика, никакого вреда для окружающей среды нет. В этом его отличие от противопожарных препаратов, большинство из которых сделано на основе фосфора и прочих веществ, после которых ничего не растет. После нашего реагента все отлично растет — в сельском хозяйстве он с небольшими добавками используется для ускорения проращивания семян и как БАД для крупного рогатого скота, — отметил директор научно-внедренческого центра «Вершина», помощник президента УГНТУ Эрик Ахтямов в интервью газете «Республика Башкортостан».
По словам разработчиков, реагент основан на высокомолекулярных поверхностно-активных веществах, в частности мицеллообразующих ПАВ, как агента в композициях, функцией которых является гидрофилизация (придание поверхности способности смачиваться водой — прим. ред.) поверхностей. Реагент представляет собой порошок, который перед применением разводят водой. При распылении он образует на поверхности растений пленку, которая предотвращает доступ кислорода. Чтобы остановить распространение огня, создается минерализованная полоса, которую он не переходит. Если сравнивать с привычным опахиванием, то этот способ обходится в три раза дешевле. При сухой погоде эффект сохраняется до четырех недель, заверил Эрик Ахтямов.
Подготовка к пожароопасному сезону
Предстоящий пожароопасный сезон ожидается более сложным, чем предыдущий, обратила внимание замглавы российского правительства Виктории Абрамченко. Она отметила, что особая подготовка требуется в традиционно высокогоримых регионах: Красноярском крае, Якутии, Свердловской и Тюменской областях.
Как отметил министр экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Андрей Коноплев, спокойным для лесопожарных будет только май. В остальную часть сезона — с июня по август — прогнозируется высокая степень горимости.
«К июлю-августу эта горимость поднимается на севере», — сказал министр, выступая на правительственном часе в парламенте Якутии.
Власти региона сообщили о начале подготовки к удару стихии. В этом году для защиты населенных пунктов от лесных и ландшафтных пожаров планируется обустроить одну тыс. км минерализованных полос и 600 км противопожарных разрывов. Будет продолжена практика вызывания искусственных осадков — она показала свою эффективность. На эти цели в 2024 году выделят 130 млн рублей.
Якутия — один из самых пожароопасных регионов страны. Общая площадь лесов составляет 256,1 млн га (83,4% территории). Напомним, летом 2021 года в Якутии стояла аномально жаркая и сухая погода, на территории региона были зарегистрированы 1 696 лесных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, превысила 7,9 млн га.Только за прошедшие сутки в Приморье зарегистрировано четыре пожара общей площадью 421 га. На утро 11 марта, по данным регионального правительства, все возгорания в крае ликвидированы. Пожары произошли в Чугуевском и Тернейском округах. Но большая часть затронутых последними возгораниями территорий находится в Хасанском муниципальном округе. Пожар площадью 400 га был ликвидирован в районе села Гвоздево.
Палы начали фиксировать в Хасанском округе с первых чисел марта. Главу окружной администрации Ивана Степанова всю прошлую неделю невозможно было застать на рабочем месте, но в личном ТГ-канале можно было отследить его маршруты. То он сообщал о том, что от огня отбивали Гвоздево, вот спасают Зарубино, Сухановку... Пал шел и в направлении Андреевки. В поселениях в общей сложности проживает более 3,5 тыс. человек.
«Сегодня на межведомственном совещании сотрудники пожарных служб сказали о том, что ситуация контролируется. Группировка привлеченных из соседних районов сил и средств рассредоточена по местам постоянной дислокации, — уточнила помощник главы Хасанского муниципального округа Ольга Куличенко. — Несмотря на стабилизацию ситуации, глава округа еще раз обратил внимание отдела надзорной деятельности, полиции о необходимости проводить рейды, штрафовать граждан, которые своевременно не привели свои земельные участки в соответствие с требованиями пожарной безопасности».
Как рассказала Ольга Куличенко, один из местных жителей был замечен главой округа за сжиганием мусора, несмотря на то, что объявлен пожароопасный период. Иван Степанов передал информацию в полицию, на нарушителя составлен протокол.
Ситуацию на личном контроле держит и губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он побывал в очагах палов в районе этих населенных пунктов.
«Благодаря усилиям пожарных подразделений и спасателей жилые дома не пострадали. Есть несколько сгоревших построек и один нежилой дом. На местах работает тяжелая техника, делаются минерализованные полосы. Группировка спасателей будет находиться на местах до тех пор, пока не убедимся, что все пожары потушены и жители находятся в безопасности», — сказал губернатор, находясь в Хасанском районе 4 марта.
В эти дни Хасанском муниципальном округе впервые было зафиксировано уникальное для Приморья явление — огненный смерч. Его засняли местные жители на дороге между населенными пунктами Краскино и Хасаном.
«Это редкое природное явление. Оно возникает в местах природных пожаров, когда сочетаются несколько факторов: огонь, пожар, ветер, — сказала ведущий специалист по связям с общественностью ФГБУ "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Варвара Коридзе. — Однако в тот день в районе поселка Барабаш, где очевидцы снимали видео, ветер был несильный. Метеостанции зафиксировали западный, юго-западный ветер 0,5 метра в секунду с порывами 2-3 метра в секунду, при температуре воздуха 3-4 градуса мороза, осадков не было».
С 6 марта в 22 муниципалитетах Приморского края объявлен противопожарный режим. Особые требования действуют в южных и восточных муниципалитетах края.
Типичная для Приморья ситуация с пожарами в этом году отличается более ранними сроками появления палов, а также возникновением необычных для региона природных явлений.
«Противопожарный режим в южных территориях края начал действовать раньше из-за малоснежной зимы и раннего схода снежного покрова в южных и восточных районах края, — отмечает заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, начальник отдела административной практики и дознания ГУ МЧС России по Приморскому краю Максим Саполович. — Основной причиной природных пожаров остается неосторожное обращение с огнем. А в этом году распространению огня способствуют малое количество осадков зимой и частые ветра».
Во время действия особого противопожарного режима на территориях вводится ряд рекомендаций. В их числе запрет на пребывание граждан в лесах, запрет на разведение открытого огня и сжигание мусора, запрет на проведение опасных работ на землях лесного фонда и землях других категорий.
«В населенных пунктах необходимо вовремя убирать сухостой, мусор. Все, что можно отнести к горючим материалам, — продолжает Максим Саполович. — Создавать у жилых строений сопредельных с лесными массивами запас воды для тушения пожара и восстанавливать противопожарные минерализованные полосы».
За нарушение этих требований предполагается административная ответственность. Для граждан — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. рублей, для предпринимателей без образования юридического лица от 60 тыс. до 80 тыс. рублей, для юридических лиц от 400 тыс. до 800 тыс. рублей.
Помимо населенных пунктов, в опасности находились и особо охраняемые природные территории. На территории Хасанского округа расположены национальный парк «Земля леопарда» и Дальневосточный морской заповедник.
«5 марта у границ участка "Гамовский" нацпарка "Земля леопарда" на неохраняемой территории в районе села Аднреевка был ликвидирован крупный пал площадью 1 380 га. Эта территория не имеет отношения к заповедным, — уточнил ситуацию начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ "Земля леопард" Иван Раков. — Сейчас нет природных пожаров, затрагивающих особо охраняемые природные территории федерального значения под управлением дирекции заповедников "Земля леопарда". Угрозы диким животным нет».
Иван Раков также добавил, что пожары происходят ежегодно и, как правило, в одних и тех же местах. «Земля леопарда» остается единственным нетронутым огнем зеленым «островом» в этом районе. Для профилактики участки земли там также делятся противопожарными минполосами. В этом году проложено 220 км таких разрывов.
В том, что лесные массивы, подобные «Земле леопарда», в долгосрочной перспективе могут способствовать решению проблемы весенних и осенних палов уверена кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории лесных экосистем ДВО РАН Ольга Ухваткина.
«В тех районах, где сейчас возникают пожары, раньше было больше леса. Сейчас это остепненные участки и ветру там есть где разгуляться, — отмечает ученый. — В этом случае снизить горимость хорошо помогает лес. И лучший вариант — это ненарушенный лес — уссурийская тайга. Она не горит. Даже если в таком лесу в дерево попадет молния, пожар не распространится, потому что там большие запасы влажного питательного субстракта и мало горимого вещества».
Как объяснила Ольга Ухваткина, небольшие лесные островки или лесопосадки вдоль дорог не дают ветру разгуляться. Большие лесные массивы работают как биотический насос – леса притягивают влажность, сохраняют ее, формируют облака за счет испарения воды с листовой поверхности, не дают пересыхать рекам.
Леса растут долго, погода тоже, как говорят синоптики, в ближайшее время на ситуацию не повлияет. Снег, выпавший в выходные, территорию наиболее пострадавшего от пожаров Хасанского округа, не затронул.
«На юге края зима была практически бесснежной. И в феврале осадков было мало. Человеческий фактор стал причиной возгораний, а вот отсутствие снежного покрова способствовало распространению пожаров, — отметила Варвара Коридзе. — Погода — подвижный механизм. Более точную информацию мы можем сказать на ближайшую неделю. Снег, выпавший, 8 марта на ситуацию не повлияет. Если брать более широкие временные рамки, то тут нельзя сказать однозначно, потому что все может остаться по-прежнему, а может зародиться циклон и затронуть территорию Приморского края».
Жителям Приморья остается надеяться на силы пожарных и спасателей, которые сейчас работают в усиленном режиме и следовать их советам.
«Сейчас наступает пора, когда дачники, жители частного сектора начнут готовить свои участки к посадкам. Многие будут сжигать сухую растительность. Порекомендовал бы жителям Приморья обойтись без сжигания мусора до снятия особого противопожарного режима, тем самым избежать возникновения пожаров и штрафных санкций», — подчеркнул Максим Саполович.
В целом в РФ в первом полугодии 2023 г. сократилось производство почти всех видов лесопромышленной продукции. Так, выпуск пиломатериалов в стране в январе-июне снизился на 9,1%, до 14 млн куб. м, производство фанеры – на 16,4%, до 1,58 млн куб. м, древесноволокнистых плит – на 15,7%, до 309 млн условных кв. м., топливных пеллет – на 44,6%, до 646 тыс. тонн. Также на 3,5% упало производство целлюлозы, составив 4,3 млн тонн. Снижение в производстве бумаги и картона составило 4,6%, до 4,9 млн тонн. Объем лесозаготовки в стране в январе-августе текущего года снизился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 112,9 млн куб. м.
При этом заготовка леса на Дальнем Востоке в январе-июле 2023 г. составила 8,1 млн куб. м, что соответствует допандемийным показателям. Три четверти заготовленной древесины составили хвойные породы – лиственница, сосна, ель. На дуб, березу и осину приходится 25% заготовки.
За первое полугодие 2023 г. объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий лесного комплекса Дальнего Востока составил порядка 2 млрд рублей. В том числе инвестиции в производство мебели достигли 19 млн рублей, тогда как в 2022 г. они полностью отсутствовали. Также за первое полугодие 2023 г. Дальневосточный ФО направил в консолидированный бюджет РФ более 5,8 млрд рублей доходов от использования лесов, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Поскольку дальневосточный лесной комплекс традиционно ориентирован на экспортные поставки в КНР и страны Юго-Восточной Азии, он в меньшей степени пострадал от введения санкционных ограничений. Тем не менее в макрорегионе по-прежнему слабо развита глубокая переработка древесины. Кроме того, в условиях закрытия европейского рынка производители лесной продукции Северо-Западного и Центрального макрорегионов России вынуждены были перенаправить часть продукции на азиатское направление, что привело к значительному росту предложения и снижению цен.
При этом в Китае, напротив, ожидается снижение спроса, в связи с замедлением темпов строительства. Внутренний спрос предполагается развивать за счет увеличения объемов деревянного домостроения. В частности, в Хабаровском крае данное направление намерена развивать местная компания ООО «Леспром ДВ»[1]. Летом текущего года компания завершила монтаж оборудования для производства деревянных домокомплектов. Мощности рассчитаны на ежегодный выпуск более 15 тыс. кв. м деревянного жилья. Еще одной компанией, заинтересованной в реализации проекта в сфере индустриального деревянного домостроения, является ООО «ИК Эфам», рассматривающая участки леса с запасами древесины в объеме 450 тыс. куб. м. Тем не менее подобные проекты пока все еще являются единичными.
Стоит отметить, что в Хабаровском крае летом было принято постановление, устанавливающее для лесопромышленных предприятий региона возможность отсрочки по внесению арендной платы за использование лесов для заготовки древесины в 2023 г.
О сохранении объемов отгрузки лесоматериалов на экспорт в 2023 г. на уровне прошлого года летом отчитались в Иркутской области. При этом точные цифры экспортных отгрузок леса из региона за 2022-23 гг. не раскрывались властями, а также в таможенной статистике. Тем не менее производство пиломатериалов в Иркутской области в январе-сентябре текущего года снизилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., составив 3,2 тыс. куб. м. Также в регионе за отчетный период было выпущено 1,3 млн тонн целлюлозы (99,5% от уровня девяти месяцев 2022 г.), 226,6 тыс. тонн картона (97,7% от уровня девяти месяцев 2022 г.), 196,1 тыс. топливных гранул (только 71,9% от уровня девяти месяцев 2022 г.).
Основным направлением экспорта остается Китай. Отдельные предприятия предпринимают попытки развивать новые направления экспорта. Компания из Хабаровского края ООО «Амурская лесопромышленная компания» (г. Амурск, RFP Group[2]) в сентябре впервые отправила на экспорт в Турцию партию шпона из лиственницы (40 куб. м), соответствующую требованиям страны-импортера. Ранее, в феврале текущего года предприятие направило пробную партию шпона в Индию.
В рамках преференциальных экономических режимов создаются новые лесоперерабатывающие производства, хотя их мощности, как правило, небольшие. Резидент ТОР «Хабаровск» компания «Тумнинский прииск»[3] организует деревообрабатывающее производство для выпуска продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью – пиломатериалы, шпон лущеный, фанера, топливные гранулы, арболитовые блоки (производятся из отходов деревообработки и низкосортной древесины, щепы).
Предприятие будет включать сушильный комплекс, цеха лесопиления, обработки тонкомерной древесины. При выходе предприятия на проектную мощность предполагается производить 163 тыс. куб. м продукции ежегодно. Ввод производственных мощностей в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2024 г. Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 180 млн рублей. Достигнуть проектной мощности планируется к четвертому кварталу 2026 г. Пока компания экспортирует в Китай 25 тыс. куб. м шпона в год.
Что касается вопросов лесовосстановления, то в Сахалинской области хабаровская компания ООО «Ванинский центр лесоводства»[4] (ВЦЛ) в течение осени высадила 100 га лесных культур (сеянцы даурской лиственницы) на территории Поронайского лесничества. Площадь посадок составила 6 тыс. га. Данные работы в том числе направлены на реализацию в регионе климатического проекта. За время действия проекта планируется получить 1,5 млн углеродных единиц[5]. Общий объем инвестиций оценивается в сумму около 1 млрд рублей.
В целом ВЦЛ выращивает более 7 млн сеянцев с закрытой корневой системой в год, поставляя их в Приморский край, Магаданскую область, Еврейскую АО, Сахалинскую область, Хабаровский край и Якутию. Кроме того, весной текущего года компания подписала соглашение с КРДВ, став резидентом ТОР «Хабаровск» с проектом создания центра лесоводства на площадке «Ракитное», где планируется выращивать 9 млн сеянцев в год. Объем инвестиций в проект должен превысить 200 млн рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владелец – И.Акопян.
[2] В 2021 г. холдинг продан японской Iida Group Holdings.
[3] г. Хабаровск, владельцы – Р.Добродеев, Л.Ненуженко.
[4] Владелец – В.Москвичев.
[5] В сентябре 2022 г. в РФ заработал реестр углеродных единиц в качестве механизма сокращения выбросов парниковых газов компаний в рамках стратегии низкоуглеродного развития. Предприятия, которые не могут соблюсти установленные квоты на выбросы, имеют право приобрести недостающие углеродные единицы у климатических проектов или заплатить в бюджет штраф за каждую тонну углеродного эквивалента сверх нормы.