Для сборки для импортозамещенной версии Sukhoi Superjet 100 – SSJ-New – потребуется 50 млрд рублей без учета двигателей. Объединенная авиастроительная корпорация назвала основные компоненты, которые нужно произвести в России.
Как сообщают «Ведомости», этот перечень еще может обновляться и дополняться. Всего в списке ОАК указаны 24 компании и 64 наименования необходимых комплектующих. В их числе бортовое радиоэлектронное оборудование, системы кондиционирования, светотехника, шасси, противообледенительная система, устройства для пассажирского салона и кабины экипажа. Среди компаний в списке есть как структуры «Ростеха», так и частные.
По словам представителя корпорации «Иркут», сейчас более 30 российских компаний участвуют в поставках комплектующих для модификации SSJ-New, нужно заменить порядка 40 импортных систем и компонентов. SSJ-New планируется сертифицировать в 2023 году, а через год в Комсомольске-на-Амуре должно начаться полноценное серийное производство.
Текущая версия SSJ-100 на 70% состоит из импортных деталей. Ранее EastRussia сообщало, что российский двигатель ПД-8, предназначенный для суперджетов в мае уже продемонстрировали на площадке его сборки. Стендовые испытания завершились. Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров, ожидается, что сертификат, позволяющий эксплуатировать ПД-8 на SSJ-100, будет получен уже в следующем году.
Минпромторг заказал подготовку и проведение испытаний самолета SSJ-New за 15,6 млрд рублей. Импортозамещенная на 97% модификация суперджета должна появиться к 2024 году. Ее разработку оценили в 120 млрд рублей.
В сфере гражданского самолетостроения ожидается запуск в ближайший год новой модификации самолета SSJ 100. Несмотря на планы начать производство новой модификации уже в текущем году, пока не завершена сертификация российских двигателей. В конце августа в Комсомольске-на-Амуре первый полет совершил опытный образец ближнемагистрального самолета SJ-100 (версия SSJ 100 с комплектующими российского производства), изготовленного производственным центром ПАО «Яковлев» (бывший «Иркут», «Объединенная авиастроительная корпорация» «Ростеха»).
Полет длился 54 минуты на высоте 3 тыс. м при скорости до 343 км/ч. Была выполнена проверка характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе, проверка системы автоматического регулирования давления в кабине, произведен заход на посадку с уходом на второй круг. Опытный образец оснащен авионикой, шасси, вспомогательной силовой установкой, комплексной системой управления, системой электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты российского производства. Тем не менее полет осуществлялся самолетом на французско-российских двигателях SaM-146.
По данным Минпромторга, второй опытный образец SJ-100 уже с российскими двигателями ПД-8 должен начать программу летных испытаний в ближайшее время. Летом текущего года глава ведомства Д.Мантуров заявлял, что получение сертификата должно произойти до конца текущего года.
ПАО «Яковлев» рассчитывает, что SJ-100 выйдет на плановые показатели коммерчески эффективного налета в 7,3 часа в сутки через два года после начала эксплуатации. Целевым среднемесячным налетом для самолета SJ-100 производитель считает 220 часов. Сопоставимые с SJ-100 по вместимости бразильские самолеты Embraer E-170 летают в РФ около шести часов в сутки.
На показатель налета будет в том числе влиять ресурс российского двигателя ПД-8. В «Объединенной двигателестроительной корпорации» («Ростех») допускают, что в первые годы эксплуатации ресурс двигателей может быть ограничен. Сложности в процессе подготовки к сертификации ПД-8 могут сдвинуть сроки эксплуатации или привести к сертификации двигателя с ограничениями по ресурсу и режимам эксплуатации (ограничения по ресурсу двигателя влияют на экономику его эксплуатации, но не на безопасность). По предварительным данным, согласно первоначальному графику испытаний, испытания ПД-8 на SJ-100 должны были начаться весной текущего года, но точная дата до сих пор не определена. Известно, что в ходе наземных испытаний весной в горячую часть двигателя были внесены изменения.
При этом SSJ 100 за последние четыре года увеличил налет на 45%, в том числе в 2022 г. он вырос на фоне санкционных ограничений (в среднем по 8-9 часов в день). Наибольшие результаты налета демонстрировали авиакомпании «ИрАэро» (почти 305 часов в месяц), Red Wings (285 часов), «Азимут» (264 часа), «Якутия» (231 час). Налет самого крупного эксплуатанта SSJ, компании «Россия», с 2018 г. почти не изменился, он остался наименьшим – 3,8 часа в сутки.
Предполагается, что в 2024 г. российские авиаперевозчики получат 22 лайнера SJ-100. Изначально первые два воздушных судна планировалось поставить до конца текущего года, но сроки были перенесены в связи с продолжающимися испытаниями двигателя ПД-8. Первые SJ-100 должна получить авиакомпания «Россия». Регулярные рейсы на данных самолетах могут начаться не ранее второй половины или конца 2024 г. Техническая приемка самолетов может состояться раньше – после формальной передачи самолетов авиакомпании, но они останутся на площадке производителя до завершения работ по сертификации всех российских систем и агрегатов. Всего до 2025 г. группа «Аэрофлот» должна получить 34 таких самолета (твердый контракт подписан в сентябре между «Аэрофлотом» и лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис»).
Между тем итальянская компания SuperJet International (SJI, совместное предприятие ОАК и итальянской Leonardo, создано в 2007 г. для экспорта SSJ 100 ) ведет переговоры с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) о возможности получения европейского сертификата типа на самолет SSJ 100, держателем которого остается его производитель ПАО «Яковлев» (действие сертификата приостановлено из-за санкций).
Передача сертификата и всей технической документации на самолет является одним из условий, при которых инвестиционная компания MarkAB Capital (Объединенные Арабские Эмираты) готова приобрести долю ОАК в SJI. MarkAB Capital рассчитывает при участии итальянской стороны организовать производство самолетов в ОАЭ. В настоящее время доля ОАК арестована в рамках санкций (с лета 2022 г.). При этом параллельно SJI ведет переговоры с властями Италии о снятии ареста. Предположительно снятие ареста может произойти при обмене замороженными акциями с иностранцами. Всего ОАК принадлежит 90% акций на 160 млн долларов. В феврале текущего года SJI анонсировала, что MarkAB Capital готова приобрести пакет акций ОАК в 49%. Еще 41% в таком случае могли бы перейти к итальянской компании Studio Guidotti International.
Известно, что инвестиционный офис Абу-Даби (ADIO, Abu Dhabi Investment Office) одобрил проект строительства в городе Аль-Айне линии сборки региональных самолетов (их марка не уточняется). В SJI сообщали, что завод в Аль-Айне планируется построить в 2025 г., а к 2026 г. - наладить цепочку поставок необходимых комплектующих в ОАЭ и Италии. Размер инвестиций на первом этапе оценивается в 200 млн евро.
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) выдало сертификат типа A-176 на Sukhoi Superjet 100 в феврале 2012 г. Процесс валидации начался параллельно с прохождением сертификации самолета в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) в России с 2004 г. SSJ 100 стал первым российским пассажирским лайнером, сертифицированным согласно авиационным правилам CS-25 EASA, что позволило поставлять его в ЕС. Случаи передачи сертификатов типа редки . Утвержденная EASA процедура передачи сертификата типа предполагает обязательное подтверждение сертификата разработчика (Design Organisation Approvals, DOA)
Теоретически EASA может передавать сертификат и без участия текущего держателя, но только в том случае, если он прекратил свое юридическое существование и не может предоставить техническое заключение, связанное с поддержанием летной годности. При этом потенциальный новый держатель должен доказать, что сможет нести ответственность за летную годность воздушных судов. Такой претендент должен обладать полным комплектом рабоче-конструкторской документации. В случае SSJ 100 документацией владеет только «Яковлев», что делает необходимым взаимодействие всех трех сторон – EASA, «Яковлева» и SJI.
Что касается легких многоцелевых самолетов «Байкал» (ЛМС-901), то их ориентировочная базовая стоимость выросла до порядка 178 млн рублей (с 120 млн рублей). В 117 млн рублей оценивается дополнительное оборудование. Напомним, что самолет разрабатывается на смену устаревшим Ан-2. Первый полет самолета состоялся в январе 2022 г. с использованием мотора General Electric H80-100. Для самолета «Уральским заводом гражданской авиации» разрабатывается российский двигатель ВК-800, но он будет готов не ранее 2024 г. Авиакомпания «Аврора» оценивает потребность в таких самолетах в 105 машин до 2030 г. Самолет предполагается использовать для коммерческих перевозок, авиалесоохраны и санитарной авиации.
Программу организации производства «Байкала» реализует АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Производство «Байкала» должно разместиться в рамках ТОР «Комсомольск», где запланировано открытие сборочного, испытательного цехов и авиационного учебного центра по подготовке летного и технического состава. Ожидается, что выпуск первых серийных самолетов «Байкал» (на 9-12 мест) состоится в 2024 г., тогда же возможны их первые поставки (пять воздушных судов). В дальнейшем темпы производства планируется наращивать – до 15 самолетов в 2025 г. и до 25 машин в год с 2026 г.
Наконец, в сфере военного авиастроения в октябре ОАК передала Минобороны четвертую партию многофункциональных истребителей Су-35С, изготовленных на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (предыдущие партии были поставлены в июне, июле и сентябре). До конца года КнААЗ также должен передать партию истребителей пятого поколения Су-57.
Производственная компания смогла получить кредит в 14 млн рублей на создание дизельного багажного тягача, необходимого в аэропортах для доставки багажа, грузов и даже для буксировки малых воздушных судов. Такую технику впервые соберут в России. Для получения такой суммы в банке были необходимы гарантии –региональный Гарантийный фонд дал поручительство на 70% выданной суммы.
ООО «Региональный технический центр» появилось в 2009 году как технический сервисный центр по гарантийному и послегарантийному обслуживанию аэродромной техники и технологического оборудования на территории Дальнего Востока. Сейчас в линейке предприятия – 36 наименований техники и оборудования, среди них – обогреватели воздушных судов, кэйтеринговые и амбулаторные автолифты, пассажирские трапы разных типов, тележки, багажники, источники электропитания, ленточные транспортеры, противообледенительные установки. Почти в каждом российском аэропорту есть техника, выпущенная хабаровским предприятием.
По словам гендиректора «Регионального технического центра» Евгения Стадникова, 70% техники, которая участвует в обслуживании самолетов, производится на предприятии. Предприятие имеет свое конструкторское бюро, первые образцы техники разработаны около восьми лет назад. Первыми стали выпускать обогреватели воздушных судов.
Евгений Стадников, гендиректора «Регионального технического центра»
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
В Хабаровске также производят ремонт оборудования для аэропортов – хабаровский центр обслуживает весь Дальний Восток. Также у компании есть ремонтные центры в Москве, Новосибирске и Сочи. Специалисты там ремонтируют и обслуживают не только российскую технику, но и иностранную, поступившую ранее на вооружение аэропортов.
Евгений Стадников отметил, что, несмотря на проблемы, вызванные пандемией коронавируса, предприятие не останавливалось. Однако по заказам была отрицательная динамика, возникали вопросы по финансированию проектов, вопрос своевременности платежей стоял остро. Планы по строительству новых цехов пришлось заморозить.
Тем не менее, пул заказов достаточно объемный и в настоящее время расписан наперед. А текущая экономическая ситуация открывает новые перспективы – освобождается рынок, который занимала иностранная техника.
«Наша техника надежная, хорошо работает, зарекомендовала себя на рынке. Она сильно отличается от зарубежных аналогов – большей мощностью, лучшей модификацией и адаптированностью под условия разных российских регионов, доступностью по цене. Конкурентов на территории Сибири и Дальнего Востока у нас нет. Есть постоянные заказчики, в этом году уже выполнили заказов на 170 млн рублей», – сказал Стадников.
Начиная с этого года, «Региональный технический центр» начал экспортировать свою продукцию – два обогревателя воздушных судов поставили в Китай, вскоре туда отправят еще две единицы этой техники. Также подписан контракт с Узбекистаном на шесть спецмашин - для заправки воздушных судов питьевой водой, туалет-сервис, амбулаторные автолифты. На предприятии ждут делегацию из Казахстана, которая планирует разместить большой заказ. Выход на экспортный рынок планировался еще в 2020 году, но пандемия внесла коррективы.
Стадников отметил, что поручительство со стороны властей — действенная мера, которая позволяет справиться со многими трудностями. Благодаря помощи Гарантийного фонда компания получила 14 млн рублей на пополнение оборотных средств.
«Гарантийный фонд – это буфер, который помогает справиться с проблемами: неплатежами со стороны заказчика, срывом графика поставок, недостаточностью оборотных средств. Фонд существенно помогает, гарантируя наши обязательства перед банком», – добавил он.
Генеральный директор Гарантийного фонда Хабаровского края Анастасия Танаева отмечает, что «Региональный технический центр» с 2018 года обращается за помощью уже не первый раз, и предприятие показало себя с положительной стороны.
«Предприятие обратилось за кредитом в 14 млн рублей, фонд поручился на 70% – 9,8 млн рублей. Услугой поручительства пользуются достаточно активно, каждый год идет положительная динамика: несмотря на то что была пандемия, а сейчас другие события не дают стабильности предпринимателям, все равно услугой пользуются все больше. В нашем портфеле было около 9% промышленных предприятий, получивших кредиты с поручительством, а в этом году уже 10% получили средства», – уточнила Анастасия Танаева.
Анастасия Танаева, генеральный директор Гарантийного фонда Хабаровского края
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
В целом по результатам семи месяцев текущего года Гарантийный фонд региона предоставил 140 поручительств на сумму 717 млн рублей – предприниматели смогли получить 1,9 млрд рублей. Спектр отраслей получателей кредитов в регионе с поддержкой фонда широк – это и образовательная, медицинская, строительная, лесоперерабатывающая, сельскохозяйственная, торговая сферы.
Танаева добавила, что критерии для получателей кредита с поручительством просты: предприниматель должен значиться в реестре МСП, должен быть зарегистрирован в Хабаровском крае, не должен находиться в стадии ликвидации или банкротства и должен иметь положительную кредитную историю. Бизнес напрямую не приходит в фонд – банки сами подают заявки. В отдаленных местностях края заявки на получение поддержки от Гарантийного фонда передает Фонд поддержки предпринимательства. В случае, когда предприниматель не имеет возможности вернуть кредит банку, фонд выплачивает банкам объем поручительства, который был заявлен.В правительстве обсуждаются дополнительные меры поддержки отрасли, связанные в том числе с ограничениями в поставках импортного оборудования. В марте вице-премьер Ю.Трутнев допустил возможность применения сниженной процентной ставки для предприятий, строящих краболовные суда на Дальнем Востоке. Росрыболовству было поручено представить предложения по субсидированию процентной ставки по кредитам инвесторам, строящим рыбопромысловые суда в рамках программы инвестиционных квот.
Для судостроения негативный эффект несут ограничения США и ЕС на импорт Россией судового комплектующего оборудования. Ю.Трутнев также поручил Минпромторгу и АО «Объединенная судостроительная корпорация» подготовить план-график по импортозамещению санкционных судовых узлов и компонентов на дальневосточных судостроительных заводах, поставка или замена которых на альтернативные аналоги невозможна. В санкционные списки ранее вошли предприятия Объединенной судостроительной корпорации – Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ) и Амурский судостроительный завод (АСЗ).
В апреле Ю.Трутнев поручил Минпромторгу, Минфину и ОСК подготовить план финансового оздоровления ХСЗ. На заводе в настоящее время строятся краболовные судна для магаданской компании «Маг-Си Интернешнл» (один из двух краболовов – «Омолон», был спущен на воду в мае), их готовность составляет более 60%, а сдача намечена на 2023 г. Также на предприятии ведется подготовка к закладке технического судна – земснаряда для ФБУ «Администрация Амурводпуть».
Вице-премьер Ю.Трутнев также просил руководство предприятия представить предложения по строительству круизных пассажирских морских судов для Курильских островов с обоснованием стоимости выполнения заказа. Следует отметить, что в настоящее время есть регулярные рейсы между Сахалином и Курилами, которые осуществляют новые грузопассажирские теплоходы проекта PV22 – «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов» (были построены по заказу компании «Сахалинлизингфлот» на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Ленинградской области), а также построенный в 1991 г. в Польше теплоход «Игорь Фархутдинов».
Тем временем Амурский судостроительный завод в настоящее время полностью загружен заказами, в основном – оборонными: в 2021 г. на нем были заложены два корвета проекта 20380 и проекта 20385 – «Грозный» и «Буйный», в июне состоялась закладка нового корвета «Разумный» (проект 20385), а в июле – закладка корвета «Быстрый» (проект 20385) для Тихоокеанского флота. Также на предприятии строится спасательное судно MPSV06 для Морспасслужбы.
Следует отметить, что на Амурском судостроительном заводе в рамках программы модернизации планируется построить новый транспортно-спусковой док вместо пришедшего в негодность и новый док-понтон с улучшенными характеристиками. На строительство транспортно-спускового дока будет выделено 8,2 млрд рублей из федерального бюджета, о чем на минувшей неделе сообщил генеральный директор АСЗ В.Кулаков. Также предусмотрен капитальный ремонт гидротехнического узла, отвечающего за вывод из цеха и перевод заказов к достроечному пирсу.
Ранее Росрыболовство и Минсельхоз подготовили изменения в нормативно-правовые акты в части продления на два года срока реализации проектов по строительству судов, поскольку при создании рыбопромыслового флота в рамках инвестквот в структуре материалов и оборудования 50% занимают импортные комплектующие.
При этом в конце марта Росрыболовство совместно с Минпромторгом, ОСК и представителями отрасли сформировали рабочую группу по импортозамещению в строительстве рыбопромысловых судов. Эксперты отрасли отмечают, что серьезное влияние санкций на судостроение в РФ произойдет уже в 2023 г., при этом в наибольшей степени оно отразится на строительстве гражданских судов – рыболовных, краболовных, пассажирских и научных. На сухогрузных судах, тем временем, меньше импортного оборудования. Также в меньшей степени может пострадать сектор гособоронзаказа.
В частности, в текущем году ожидается сохранение уровня сдачи гражданских судов в РФ на уровне 2021 г. – 50 судов, поскольку часть из них уже находится в высокой степени готовности, и закупка ключевого иностранного оборудования осуществлена. При этом сроки строительства судов, планируемых к сдаче в 2023-25 гг., могут сдвинуться, поскольку замена импортного судового комплектующего оборудования потребует перепроектирования и времени на изготовление и монтаж нового оборудования, что в свою очередь значительно увеличит стоимость судостроения (на 20-40% на фоне инфляции). В частности, в РФ не налажено производство судового рыбоперерабатывающего оборудования (рыбные фабрики). По данным Росрыболовства, перепроектирование в большинстве случаев требуется для силовых энергоустановок, навигационного и промыслового оборудования, а также двигателей.
Следует отметить, что в прошлом году в целом наблюдался спад в гражданском судостроении РФ. Так, рынок гражданского судостроения сократился на 43%, до 273 тыс. тонн (в отсутствие сдачи крупнотоннажных судов на ССК «Звезда»). Напротив, в военном кораблестроении зафиксирован рост – на 15%, до 80 тыс. тонн (максимальное значение за последние восемь лет).
Предложения о поддержки верфей в сложившихся условиях включают установление моратория до 2024 г. на возврат основного долга и уплату процентов по кредитам на строительство судов, которое верфи приостанавливают из-за санкций (предложение ВАРПЭ), докапитализацию верфей, разрешение беспошлинного ввоза оборудования, освобождение от НДС (предложения Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота). Общий объем оборудования для строящихся рыбопромысловых судов, заказанного за границей, превышает 140 млрд рублей (из них 25 млрд рублей уже оплачено). Вице-премьер, глава Минпромторга Д.Мантуров предлагал выделить на перепроектирование судов под российское оборудование 7 млрд рублей.
В Минвостокразвития считают необходимым предоставление преференций для отрасли судоремонта – снижение страховых взносов с 30% до 7,6% в Арктической зоне РФ. В ведомстве отмечают наличие дефицита судоремонтных мощностей для обеспечения достаточных объемов перевозки грузов по Северному морскому пути (по плану - 90 млн тонн грузов к 2024 г.)
В рамках преференциальных экономических режимов создаются производства, направленные на развитие отрасли, в том числе производство необходимых компонентов, однако пока их мощности ограничены. Новый резидент СПВ - ООО «Международный инновационный центр морских конструкций и судоремонта» (МИЦ МКС) - в сентябре 2023 г. намерен приступить к ремонту в Советской Гавани Хабаровского края рыболовного и транспортного флота, к строительству краболовов по собственному проекту и изготовлению закрытых секций судов для судостроительного комплекса «Звезда». На четвертый квартал 2024 г. намечен выход предприятия на проектную мощность – производство порядка 30 тыс. тонн металлоконструкций в год, строительство десяти судов и ремонт от 12 судов. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,2 млрд рублей. На предприятии планируется осуществлять ремонт транспортного флота – буксиров, танкеров, сухогрузов, а также рыболовных судов.
Тем временем ООО «Навада резидент» в рамках СПВ рассчитывает открыть во Владивостоке производство по импортозамещению запчастей, узлов и машин для рыбоперерабатывающего оборудования, устанавливаемых в том числе на рыбопромысловых судах в ДФО. Инвестор также намерен создать совместный с ФГБОУ «Дальрыбвтуз» (региональный отраслевой университет Росрыболовства) учебный центр по подготовке специалистов по наладке и ремонту рыбообрабатывающего оборудования. Объем инвестиций должен составить 59 млн рублей, предприятие предполагается запустить в текущем году.
В Камчатском крае холдинг «Норебо» (его дочерняя компания – «Рем-Нова ДВ») реализует проект создания судоремонтного комплекса на площадках действующих судоремонтных предприятий «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» и «Судоремсервис». Первый этап реализации проекта предполагается завершить до 2024 г., второй – до 2027 г. Ежегодный объем ремонта и технического обслуживания должен составить свыше 60 морских судов разного класса. Для реализации проекта правительством РФ решено расширить границы ТОР «Камчатка».
Что касается процесса строительства Жатайской судоверфи (ЖСВ) в Якутии, то в настоящее время смонтирована основная масса металлоконструкций, ведутся строительство блока корпусных производств (отставание от графика – более двух месяцев), работа по укреплению и усилению металлоконструкций, подготовка к монтажу рельс для площадки спуска судов. Следует отметить, что Якутия получит в собственность 100% «Жатайской судоверфи» (в настоящее время 82,19% - у Росимущества, совладельцами являются «Корпорация развития Якутии» и ПАО «Ленское объединенное речное пароходство), что позволит республике управлять процессами по контрактам и следить за соблюдением сроков. Подрядчики (ООО «Элтера», ООО «Гарт», ООО «Русстрой») в рамках строительства столкнулись с увеличением цен на металлоконструкции и их доставку в республику. По состоянию на апрель готовность объекта составляла 34%.
Прежде Минпромторг предлагал сдвинуть с 2021 г. на 2023 г. завершение строительства Жатайской судоверфи из-за проблем с финансированием. Отставание от графика было связано с несвоевременным привлечением кредитных средств для покупки оборудования, вызванным тем, что компания не могла получить гарантии Якутии в части компенсации затрат на оплату основного долга и процентов по кредиту, а также в связи с отказом Росимущества согласовать проведение конкурса на привлечение кредитных средств из-за внесения АО «Жатайская судоверфь» в прогнозный план приватизации федерального имущества на период до 2023 г. Срыв сроков также связывали с низкими температурами в зимний период и пандемийными ограничениями. На судоверфи в Якутии планируется ежегодно строить десять речных судов, модернизировать шесть судов, утилизировать по два списанных судна, выполнять 432 тыс. нормо-часов ремонта и межнавигационного обслуживания.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Проекты в сфере гражданского самолетостроения предполагается развивать с учетом импортозамещения, тем не менее, в текущей ситуации существует риск увеличения сроков работы над моделями, предполагающими использование импортозамещенных компонентов. В правительстве намерены принять меры для ускорения работы и предоставления результатов в более сжатые сроки.
Предприятия авиастроительной отрасли оказались в числе попавших под санкции США и ЕС – на Дальнем Востоке в группу таких предприятий входят Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ, филиал компании «Сухой», производство истребителей), комсомольский филиал авиастроительной корпорации «Иркут» (гражданские лайнеры SSJ 100), Иркутский авиационный завод (производство истребителей, учебно-боевых самолетов и проект гражданского лайнера МС-21). Предприятиям отрасли запрещено поставлять товары и технологии, оказывать финансовую помощь. Крупные проекты «Объединенной авиастроительной корпорации» в сфере гражданского самолетостроения предполагается развивать с учетом импортозамещения. Тем не менее, сертификация и запуск в производство моделей с комплектующими российского производства могут оказаться затянутыми по срокам.
В ноябре 2021 г. корпорация «Иркут» («Объединенная авиастроительная корпорация» «Ростеха») завершила постройку первого среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства (предприятие «АэроКомпозит-Ульяновск» (ОАК)). Самолет был переведен из цеха окончательной сборки Иркутского авиационного завода в летно-испытательное подразделение. Доля композитов в конструкции самолета составляет порядка 40%. В декабре новый самолет в рамках контрольных испытаний совершил перелет из подмосковного аэропорта «Жуковский» в Иркутск.
В конце декабря 2021 г. самолет МС-21 также получил базовый сертификат типа1, подтверждающий соответствие его конструкции нормам летной годности, в текущем году предполагается внести изменения, разрешающие применение в лайнере российского композитного крыла и двигателя ПД-14, поскольку выданный базовый сертификат предполагает использование американского двигателя производства Pratt & Whitney (PW140) и крыла из импортных материалов. Серийное производство МС-21 с двигателями российского производства должно начаться в 2024 г. На 2022 г. был намечен выпуск первых серийных самолетов с двигателями американского производства. Согласно планам, в 2023 г. должно быть выпущено шесть лайнеров, в 2024 г. – 12 лайнеров, в 2025 г. – 32 лайнера, в 2027 г. – 76 лайнеров. Летом минувшего года подготовку к началу эксплуатации МС-21 начала авиакомпания «Россия» (группа «Аэрофлот»).
Из федерального бюджета было решено дополнительно выделить на проект самолета МС-21 61,2 млрд рублей. Распоряжение было подписано главой правительства М.Мишустиным в декабре прошлого года. Средства должны быть направлены на проведение опытно-конструкторских работ по проекту МС-21, импортозамещение комплектующих, производство и послепродажное обслуживание самолетов. Также в конце декабря первый полет на аэродроме Иркутского авиационного завода выполнил лайнер МС-21 с крылом, изготовленным из полимерных композиционных материалов российского производства. Тогда генеральный директор корпорации «Иркут» А.Богинский сообщал, что поставка МС-21 с российскими композиционными материалами может начаться во второй половине 2022 г. В то же время проблемой в Минпромторге назвали полный отказ от поставок импортных компонентов для МС-21.
Между тем в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) сообщили о намерении увеличить производство лайнеров SSJ 100 до 40 самолетов в год. Ранее в компании намеревались выпустить в текущем году 32 самолета. При этом глава Минпромторга Д.Мантуров поручил ускорить работы по сертификации российского двигателя ПД-8 для SSJ 100 («Объединенная двигателестроительная корпорация», сертификация была запланирована на 2023 г., серийный выпуск – на 2025 г.), завершив их в ближайшие 12-14 месяцев. В текущем месяце Минпромторг объявил конкурс на 15,6 млрд рублей на проведение наземных и летных испытаний модификации SSJ-New, которая предполагает максимальное импортозамещение.
До 15 ноября 2023 г. предполагается подготовить стендовую базу, провести испытания агрегатов планера и его систем и изготовить опытные образцы. На сегодняшний день доля импортных составляющих в SSJ 100 составляет не менее 70%. В конце 2020 г. глава «Ростеха» С.Чемезов заявлял о том, что импортозамещенная на 97% модель лайнера должна быть выпущена в 2024 г., стоимость разработки была оценена в 120 млрд рублей. Тем не менее, представители отрасли заявляют об отсутствии в техзадании сформулированного конечного результата, в частности, силовые установки самолета предусмотрены на базе двигателей ПД-8 и французского SaM-146 (производства PowerJet – СП «ОДК-Сатурн» и французской Safran). По этой причине завершение основных работ в 2023-24 гг. рассматривается как маловероятное, предполагается, что они будут выполнены не ранее 2025 г., несмотря на намерения ОАК и Минпромторга ускорить работу. Также в техзадании не обозначены сроки получения сертификата, отсутствует детальный перечень комплектующих и систем, которые требуется заменить (помимо разработки конструкторской документации дверей).
В целом с 2020 г. «Иркут» объявлял свыше 20 тендеров на изготовление и поставку систем для SSJ-New, включающих комплекты пассажирских кресел, прототипы аварийных трапов, системы регистрации полетной информации и датчики температуры воздуха. Общая сумма контрактов составляла порядка 4 млрд рублей, самой дорогостоящей при этом стала разработка и поставка прототипов системы шасси за 1,1 млрд рублей. Следует отметить, что к настоящему времени было выпущено 200 самолетов SSJ 100, в эксплуатации из них находятся 170 машин (авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Азимут», Red Wings, «Ямал», «Газпром авиа»).
При этом в конце прошлого года возникали разногласия по поводу несоответствия реальной стоимости лайнера SSJ 100 его закупочной цене. Глава «ВТБ Лизинга» Д.Ивантер заявлял, что компания не заинтересована в участии в программе Минпромторга по поддержке продаж самолетов российского производства, предполагающей софинансирование из средств ФНБ. В частности, глава Минпромторга Д.Мантуров сообщал, что в 2022 г. на поддержку лизинга авиатехники из ФНБ будет выделено 79 млрд рублей и еще по 100 млрд рублей в 2023-24 гг.
В «ВТБ Лизинге» в свою очередь указывали на то, что закупочная цена лайнера составляет 33 млн долларов, тогда как рыночная стоимость – 15,9 млн долларов (за лайнер, выпущенный в 2021 г., по оценкам британской Ascend By Cirium). В ОАК со своей стороны отметили, что данная оценка не учитывает меры государственной поддержки, а также принятые практики гарантии остаточной стоимости (производитель готов выкупить лайнер через 12 лет минимум за 40% от исходной цены за свой счет). При этом в ОАК подчеркивают, что реальный вторичный рынок SSJ 100 начнет формироваться только с 2023 г., когда завершатся первые долгосрочные контракты по лизингу.
Также в Хабаровском крае на мощностях Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) планируется собирать ориентированные на экспорт однодвигательные истребители пятого поколения Checkmate (Су-75). В ноябре 2021 г. на заводе сообщали о старте производства первых образцов. Начало серийных поставок было намечено на 2026 г.
Что касается легкого многоцелевого самолета «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2 в региональной авиации, то авиастроительная компания «Байкал-Инжиниринг» (дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации») предполагает осуществлять его производство в Хабаровском крае. В регионе планируется создать авиационный центр по региональной и беспилотной авиации (в 2022-24 гг.). Проектом предусмотрено создание сборочного испытательного центра и авиационного учебного центра по подготовке летного и технического состава. В этих целях в рамках ТОР «Хабаровск» планируется создание новой инвестплощадки «Амур».
В январе текущего года самолет ЛМС-901 «Байкал» совершил первый сертификационный полет в Свердловской области. Предполагается, что основной заказчик – единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», получит два первых самолета в 2023 г., еще десять машин – до конца 2025 г. Следует отметить, что согласно планам, парк «Авроры» должен включать 45 самолетов российского производства (SSJ 100, Ил-114, L-410, «Байкал»). Их предполагалось передать компании в финансовый лизинг (на срок в 15-20 лет), после чего они перейдут во владение перевозчика (пока парк «Авроры» составляют импортные лайнеры). По расчетам авиакомпании, для покрытия затрат на владение 45 новыми российскими самолетами потребуется порядка 112,5 млрд рублей до 2044 г., источник которых пока не определен.
В целом объем рынка госзаказа для «Байкала» оценивается в 300 машин до 2030 г. Объем инвестиций в проект составил на сегодняшний день 1,25 млрд рублей. Тем не менее, пока «Байкал» также оснащен импортным двигателем американской компании General Electric, его планируется заменить на двигатель ВК-800СМ разработки и производства УЗГА к 2024 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Сертификат типа – документ, выдаваемый государством разработчика воздушного судна для определения типовой конструкции воздушного судна (двигателя или винта) и подтверждения соответствия этой конструкции нормам летной годности данного государства.