Фильм о Хабаровском крае вышел на интернет-площадке VK Места. Экспедиция, участниками которой стали блогер, ведущая, а также певица была одной из самых продолжительных медиа проекта.
Как сообщает пресс-служба краевого правительства, познакомиться с колоритом региона в конце августа 2023 года приезжали телеведущая Елена Летучая, блогер Роман Гриценко и певица Ася Зыкова.
Снятый фильм расскажет о Шантарских островах, Охотском море, бухте Врангеля и бухте Онгачан. Также зрители познакомились с одним из самых известных сел Хабаровского края – Сикачи-Алян. Местные экскурсоводы рассказали гостям о петроглифах, национальных обрядах, угощали участников экспедиции традиционными блюдами, которые готовили на берегу Амура.
Съемочная группа побывала на улиточной ферме, прокаталась на речном трамвае по Амуру, посетила музей истории Амурского моста, порыбачила на реке Хор, отдохнула в современном глэмпинге и попробовала меню хабаровских ресторанов.
Проект VK Места реализуется при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Авторы планируют выпустить к концу 2024 года 70 видеороликов о регионах России. Съемочная группа побывала уже в 41 субъекте.
Кино, снятое в Якутии или о Якутии, уже давно вышло за рамки республики: якутские режиссёры регулярно берут награды на фестивалях, документальная лента якутских авторов номинировалась на Оскар, якутское кино показывает 1 канал, и его даже запрещает Роскомнадзор (фильм «Айта» реж. Степан Бурнашёв) — это ли не успех и признание?
По данным на 2022 год в Якутии работали больше 20 кинокомпаний и продакшенов. Каждый год в прокат выходит не меньше десятка местных картин. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, была произведена в Якутии. И это в республике с населением меньше миллиона человек.
Корреспондент EastRussia решил побеседовать с участниками съёмочного процесса, чтобы попытаться выяснить – «В чём же сила, брат?»
Справка
27 якутских кинокартин, включая десять премьер, заработали в 2023 году рекордные 100 млн рублей. При этом около 10% выручки собрано за пределами республики Саха (Якутия).
«Белый пароход»
В этом году на экраны выйдет художественный фильм «Белый пароход», режиссёром которого выступила Инга Шепелева. Картина сейчас находится на стадии пост-продакшн, идет работа над звуком. Фильм полностью снимали в Якутии, где родилась и выросла не только Инга, но и оператор-постановщик фильма Вероника Соловьева.
«Мы жили там наше детство и юность, и, собственно, сценарий фильма основан на моём дебютном романе, который я написала в 21 год, когда ещё воспоминания о детстве были очень живыми и плотными», — рассказала EastRussia Инга Шепелева.
«Белый пароход» — история любви якутской учительницы и русского директора школы на фоне перестройки. Чтобы получилось реалистичнее, снимать картину решили в ретро-эстетике, для этого в республику «киношники» привезли свои специальные объективы от пленочных камер. В остальном, рассказывает Инга Шепелева, в Якутии есть всё необходимое, даже морозоустойчивые камеры. А за счет того, что группа по составу значительно меньше на выездных съемках, то процесс получается более душевным.
«В отличии от крупных студий, как-то по-семейному получается: группа маленькая, все друг у друга на подхвате, вместе преодолевают природные суровые условия. Душевно получается и это привлекает», — вспоминает съёмочный процесс Инга Шепелева.
В регионах снимать дешевле
«Кино — это в большей степени индустрия, чем искусство, где финансы и инфраструктура играют главную роль», — уверен продюсер, главный редактор сайта «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов, с которым также удалось пообщаться на тему феномена якутского кино.
«Феномен [якутский] уже настолько окреп и стал частью ландшафта российского и мирового кино, что это уже не феномен, а полноценная самодостаточная индустрия, которая способна производить фильмы и зарабатывать на них столько, чтобы снимать следующие, то есть всё готово к самопроизводству», — поделился Жан Просянов.
По его мнению, «якутское кино» не возникло из ниоткуда, это результат кропотливого труда всех жителей республики: людей, властей, бизнеса.
«Как сказал Айсен Николаев, отвечая на вопрос "Как завести себе в регион кинематограф? " — "Нужно 20 лет газон постригать". Они занимаются кино со школьного уровня. Я в этом году был на фестивале «Республика кино» и мне показалось, что секрет в том, что они занимаются этим очень системно. Мне показывали кино школьного уровня, студенческого, полупрофессионального, любительского. Они очень грамотно подхватывают людей на любом уровне, оказывают им поддержку — инфраструктурную, творческую, продюсерскую, стараются их максимально быстро довести до результата. Такой вертикально интегрированной структуры обучения и дальнейшей реализации фильмов, пожалуй, нет ни в одном регионе», — отметил Жан Просянов.
Кстати, Жан приложил свою руку и к созданию «Белого парохода», он выступает в роли продюсера. Судя по эмоциям во время разговора, сотрудничество с Якутией ему понравилось.
«Это уникальный случай, когда в рамках одной страны есть еще одна кинематография. Я жду, что якутское кино все больше будет появляться на федеральных экранах. И что в стране будут показывать не только блокбастеры и «Чебурашку», но и авторское кино. Есть знаковые имена, которые должны ярче звучать на мировой арене, на фестивальных площадках: Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв. На сегодня это самые яркие представители якутского кино. Необходимо, чтобы проходило межрегиональное сотрудничество и взаимная интеграция», — рассказал Жан Просянов.
Ай да «Айта»!
Названный среди прочих Степан Бурнашёв — одна из знаковых фигур в якутском кино, после скандала, связанного с его фильмом «Айта» его известность выросла в разы. Мы решили у него выяснить слагаемые успеха кинематографа в республике. Правда, Степан оказался немногословен.
— Степан, как удается так много снимать в Якутии?
— Сложно ответить за всех. Наверное, есть какое-то лютое желание снимать кино
— Почему в Якутию переезжают «киношники» из западных регионов России?
— Таких примеров на самом деле мало. Но от них слышал, что им нравится честность в рассказах, неиспорченность большими деньгами и люди.
— Почему якутское кино стало таким качественным?
— Количество порождает качество. Есть стремление у многих ребят снимать все лучше и лучше.
Последний тезис особенно актуален: на якутское кино стали давать деньги, а это показатель. К примеру, «Белый пароход» стал первым якутским фильмом, на производство которого Минкульт РФ выделил субсидию.
Такой расклад вызывает у коллег из соседних дальневосточных территорий «белую зависть». Сергей Яковлев из Хабаровска и режиссер, и продюсер, и сценарист короткометражных художественных и документальных фильмов, но пока зарабатывать этим на жизнь не получается. И присматривается к опыту Якутии.
«У них есть свой бюджет, дотации — это все способствует, креативный кластер у них первый появился. Там одновременно выросли и спрос, и предложение. И оно начало само себя раскручивать», — считает Сергей Яковлев.
«Феномен якутского кино заключается в том, что природа, мысли, восприятие мира народа Саха — очень образные, как и язык Саха. Предания, мифология, образная знаковая система языка и культуры — всё основано на образах и нарративе, который очень сильно связан с изображением. Ведь издревле ходили из села в село олонхосуты (они показаны в фильме «Не хороните меня без Ивана» — прим. EastRussia), которые были сказителями, они были заменой телевизора и интернета, рассказывали новости из соседних сёл, так как расстояния огромные, а населённых пунктов мало, они были связующим звеном и вплетали в это всё как рассказы о происходящем в данный момент, так и о прошлом: мифы, сказания, поверья», — размышляет Инга Шепелева.
Кстати, именно из-за мифов, шаманизма, суровой природы изначально в Якутии много фильмов в жанре «хоррор».
«Уникальная самобытность якутской культуры, которая многогранна, неповторима, в которой есть своя особенность, которая выражается в индивидуальном языке. И эта культура — питательная среда для появления фильмов в жанре «хоррор», таких картин довольно много в этом жанре. Кино, прежде всего, должно вызывать эмоции, а страх и смех — эмоции, которые для людей максимально естественные и кажется, что их максимально просто «добывать», но это на самом деле сложно», — полагает Жан Просянов.
«Народ Саха очень близок к миру духов, очень одушевляет вещи, природу и поэтому это все крепко сплелось с медиумом кинематографа, потому что это было и остается абсолютно естественным: люди не подходят к кино сточки зрения академизма, с точки зрения правил, а действуют от души, по наитию. В итоге получается очень естественно и интересно», — говорит Инга Шепелева.
Есть и более реалистичные аспекты, считает Сергей Яковлев.
«У них своя устоявшаяся культура. И вот есть якутский народ, есть собственный язык, и никто другой им, как зрителям, подобный контент предоставить не может. Например, если бы у нас был свой, дальневосточный язык, нам бы тоже было важно, чтобы для нас кто-то что-то подобное делал», — размышляет он.
По его мнению, также важен тот факт, что в Якутии всего лишь миллион жителей. В итоге все так или иначе участвуют в «киношном» процессе.
«Вся Якутия завязана в кино, они любят кино, любят, что кино создается: «Я пойду, посмотрю, поддержу, поаплодирую, потом с актером обсужу». У них кино не заканчивается просмотром, просмотром оно лишь начинается. Друг друга поджигают новыми идеями. Это стало не только частью их культуры, это стало частью их жизни», — говорит Сергей.
То, что в Якутии все друг друга так или иначе знают, сыграло еще одну положительную роль – уверен Жан Просянов.
«Если по всей России у нас кинотеатрами владеют сети, что означает, что кинотеатры программируются по всей стране в едином ключе: какой-то человек решает — какой фильм будут показывать, то в Якутии большинство кинотеатров — частные: есть конкретный человек, к которому можно прийти и сказать: «Давай покажем моё кино». Экономическая составляющая якутского феномена началась с того, что один конкретный якутский режиссёр набрал одного конкретного директора кинотеатра и они договорились о том, чтобы конкретный фильм показывали в конкретном кинотеатре. Тогда суммарные сборы составили полмиллиона рублей, что перекрыло производственные затраты и с этого момента всё и началось», — рассказывает Жан Просянов.
Кстати, маленький бюджет — как съемочный, так и кассовые сборы — еще плюс в копилку якутского кино, говорит Сергей Яковлев.
«Малый бюджет для полного метра, а охват для возврата вложенных средств — 10-15 млн рублей. Это рабочая формула в наших условиях. К примеру, бюджет фильма «Золото Умальты» — 200 млн., рублей, его сложнее будет окупить», — рассуждает Сергей Яковлев.
А вот в массовый успех якутского кино на просторах всей страны Сергей Яковлев не сильно верит. И тому есть одна причина.
«Якутское кино не выходит на российский рынок, потому что русский зритель не любит читать: кино же на якутском, а титры на русском, и их нужно читать», — уверен Сергей Яковлев.
Жан Просянов напротив — говорит, что якутское «зрительское» кино, нацеленное на локальный рынок, должно выходить в российский прокат.
«Самый яркий пример этого года — эдакий якутский Уэс Андерсон — Николай Корякин с фильмом называется «Тимир», который был отмечен на фестивале «Зимний» за режиссуру и собрал в якутском прокате почти 13 млн рублей, отбив производственный бюджет. Мне кажется, такие вещи должны максимально ярко подсвечиваться на федеральном уровне, а в идеальной системе координат должны демонстрироваться не только в Якутии, но и в каждом регионе, где есть какие-то очаги кинематографии: своя киностудия, кадры, техника — к этому надо стремиться, чтобы выпускалось локальное кино, чтобы в региональном прокате оно собирало столько, чтобы могло окупаться. Тогда наше кино станет сильнее и появится шанс услышать большее количество интересных и ярких голосов» — резюмирует наш разговор Жан Просянов.
Справедливости ради стоит отметить, что локальное кино есть не только в Якутии: снимают в Бурятии, в Хакасии построили большую студию, где был снят фильм режиссера Николая Рыбникова «Чекаго». Своеобразной киностолицей нашей страны стал Калининград, где сегодня снимается огромное количество фильмов. В Екатеринбурге, где три года назад на Свердловской киностудии поменялось руководство, идет активное движение.
«В целом, если говорить о развитии регионального кино, то оно наиболее активно развивается там, где есть рибейты — возврат средств продюсерам, потраченным в этом регионе. Многократно доказано ассоциацией продюсеров кино и телевидения, что на каждый возвращённый продюсеру рубль регион по факту получает три, а если грамотно этим управлять, то шесть. Но для этого также должна быть развита инфраструктура: в городе должно быть много кафе, гостиниц, транспортная сеть, кадры второго состава, техника, хоть какой-то культурный вуз», —рассказывает об экономической и инфраструктурной стороне якутского феномена Жан Просянов.
Кстати, сайт «Кино-Театр.Ру» сейчас делает проект под названием «Кинокарта России», в рамках которого будут отмечены места, где снимались те или иные фильмы, чтобы появлялась локальная гордость и туристическая привлекательность. Судя по всему, Якутия будет на этой карте представлена весьма значительно.
Премьеры кино Якутии в 2024 году:
«Кыталыктаах кырдалларым» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на апрель
«Легенды вечных снегов» - режиссер Алексей Романов, премьера намечена на октябрь
«Триумф» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на октябрь
«СпидСтар» - режиссер Алексей Амбросьев
Капитан «Антареса» Николай Зайцев рассказал EastRussia, как проходила экспедиция, что увидели и испытали путешественники, а также почему люди — лишний элемент на острове Ионы.
«Антарес» держал курс в открытое море. Шел четвертый день перехода из Николаевска-на-Амуре. Все эти дни экипаж российского парусного катамарана находился один на один с суровым Охотским морем.
К северу от Сахалина, ветер стих, сменившись туманом. Видимость резко упала, исчезло ощущение открытого моря. А над водой — стали появляться стайки птиц. Их становилось больше, и это — явный признак того, что суша близко.
В глухом тумане члены команды услышали шум прибоя и рев сивучей. Сам же остров увидели, только когда подошли к нему практически вплотную. Выглянули громады скал, вздымаясь вверх, насколько туман позволял рассмотреть. Неприступная стена камня -посреди моря. «Антарес» достиг своей цели — острова Ионы. Самой труднодоступной, малоизученной, таинственной точки Охотского моря. Места, где за всю историю мореходства побывало меньше людей, чем на Эвересте или в космосе…
Рождение путеводной звезды
Захватывающая история приключений «Антареса» будет неполной, если мы не расскажем, откуда взялся сам катамаран и его экипаж. Это как видеть свет звезды и воспринимать его просто как точку на небосклоне. Но ведь у каждой из них есть имя, история и судьба!
«Антарес» — задумка команды единомышленников из Хабаровска, и заключается она в том, чтобы открыть Дальний Восток по-новому, для всех — через объективы видеокамер. Какие красоты, богатства и тайны скрыты на бескрайних и мало обжитых просторах страны? Что там — за горизонтом? А там — водопады и скалы, суровые шторма и тихие бухты, царство зверей и птиц, большинство из которых впервые видят человека!
Команда приступила к строительству судна, способного ходить по морю, при этом обладающего небольшой осадкой, чтобы заходить в малые реки. Идеей создания заинтересовалась одна из строительных компаний Хабаровска.
«Мы даже не рассчитывали на такой быстрый и живой отклик, — рассказывает путешественник Николай Зайцев, капитан катамарана «Антарес». — Думаю, дело здесь в патриотизме, любви к родному краю — это у нас общее! Компания занимается строительством домов, и дает им имена русских землепроходцев, тех, кто внес вклад в развитие Дальнего Востока — «Корф», «Невельской». И когда мы предложили снимать фильмы о Тихоокеанском побережье — к нашему удивлению, никто не покрутил у виска».
Был создан проект разборного катамарана с надувными корпусами из ПВХ. Такая конструкция уменьшила вес судна и дала ему возможность причаливать в неприспособленных местах, а парусное вооружение увеличило автономность хода. Строили судно сами, и в 2020 году Антарес был спущен на воду.
— Николай, а почему «Антарес»? По-моему, это имя звезды в созвездии Скорпиона?
— Антарес, если смотреть невооруженным глазом, выглядит как одна светящаяся точка, на самом деле — это двойная звезда. Так и наш катамаран — на двух корпусах, но судно одно!
Тогда путешественники не могли и предположить, что имя звезды станет путеводным, и проложит маршруты туда, где бывали лишь единицы, подарит виды и атмосферу мест, о которых почти никто не слышал.
Два года испытаний на реке и на море, поход из Хабаровска во Владивосток и обратно — «Антарес» и его экипаж были готовы отправиться в свою первую экспедицию. Задачей ее было — добраться и непременно высадиться на самом загадочном острове Хабаровского края.
Не просто точка на карте
Итак, остров Ионы — или остров святого Ионы. Известно о нем немного, а то, что известно — только добавляет загадочности. С 1994 года — это памятник природы краевого значения. На скалистой площадке сохранились обломки метеостанции, которая сыграла немалую роль в истории Охотского моря.
В ту пору многие страны вели добычу ресурсов в его акватории, варварски опустошая ее. И это не было запрещено, поскольку Россия не единственная имела выход к Охотоморью. Кусочек суши, именуемый сегодня островом Ионы, на одних картах значился скалой, на других островом. И вот чтобы статус острова закрепить, на нем соорудили постройку — метеостанцию. По инициативе Хабаровского филиала РГО статус острова был зафиксирован официально, что закрепило за Россией 200-мильную исключительную экономическую зону вокруг него. Это положило начало работе, результатом которой стало присвоение Охотскому морю статуса внутреннего моря России. Вот вам и точка на карте!
«Сам по себе остров и его судьба необычны, — рассказывает Николай Зайцев. —Главным аргументом для нас был, пожалуй, тот факт, что никто еще полноценных фильмов о нем не снимал. Даже высадиться там за всю историю исследований смогли единицы. Представьте: посреди цивилизации — кусок земли, на котором никто не бывает! Ну а дальше, наверно, азарт! Тот самый, что был у первооткрывателей, пока на картах еще оставались белые пятна. Нужно было успеть, пока никто не сделал этого раньше нас».
К этой необитаемой скалистой вершине горы, миллионы лет назад погрузившейся на дно океана — аккурат посреди нынешнего Охотского моря — и держали курс путешественники. Но так ли остров необитаем?
Живое Сердце Охотского моря
«Первое ощущение было — восторг! – рассказывает Николай. — Это самый красивый остров, который я видел. Атмосфера невероятная! Кайры, сивучи, крики птиц — жизнь пульсирует, бьет ключом. Птичьи гнезда — на каждом шагу. Яйца, птенцы, их родители — наивные, они не видели и не боятся людей. Невероятное место! Кому-то очертания этого острова напоминают сноп сена, а как по мне, он похож на сердце. Сердце Охотского моря».
Сотни километров ледяных вод и отвесные скалы охраняют этот оазис дикой природы от незваных гостей. Известно о многих экспедициях знаменитых путешественников, которым так и не удалось высадиться здесь. Но нашим землякам улыбнулась удача: волнение было умеренным, а местные сивучи благородно уступили двуногим часть единственного на острове галечного пляжа.
Галька в Охотском море — не в пример популярным пляжам. Окатанные зимними штормами камни величиной с приличный арбуз! Но здесь, в накатывающих волнах, сивучи как дома. Это их вечный курорт. А летом остров становится гостеприимным домом для пернатых: они прилетают сюда, чтобы вывести птенцов, и для этого здешние неприступные скалы — просто райское место.
Ну а сам остров будто почувствовал, что в помыслах людей нет зла. Незадолго до отхода экспедиции, густой туман на вершине рассеялся. Сердце моря предстало во всей красе.
«С каким чувством я покидал остров? — говорит Николай и ненадолго замолкает, собираясь с мыслями. — Да чуть не плакал! Это сложное чувство. Там прекрасно настолько, что хочется возвращаться туда. А с другой стороны, с первых шагов по острову чувствуешь, что ты там не нужен. Здесь хорошо, пока нет людей. Повсеместно там гнезда птиц, и, как бы мы ни старались ступать аккуратно, — понимали, что их тревожим. Птичьи базары, сивучи. Пока мы были на острове, к берегу подошли три касатки — так вот тюлени не ушли на берег, а спокойно плавали среди них. И я дал слово себе, что, если и вернусь на остров Ионы — то только в составе какой-нибудь научной экспедиции — если позовут. Это настоящий оазис, мир природы, и не нужно тревожить его из праздного любопытства».
Мир крупным планом
Это была удивительная экспедиция с самого начала, и удивить документалистам из Хабаровского края удалось весь мир. Фильм о затерянном острове взял гран-при московского международного фестиваля «Вертикаль», первое место и гран-при фестиваля «Золотой компас». Участники экспедиции, того не подозревая, поставили два рекорда: рекорд России присвоен за первое пересечение Охотского моря на надувном катамаране, и мировой рекорд самого длинного водного путешествия в пределах одного государства.
Сейчас документалисты работают над фильмом о путешествии на Чукотку, за время которого «Антарес» прошел по таинственным ледяным водам почти семь тысяч миль. Параллельно идет подготовка к новым путешествиям, и несмотря на сложность и во всех смыслах экстрим такой документалистики, идей еще немало.
«Ведь как обычно снимаются документальные фильмы? Выезжает режиссер, подбирает локации, время суток, свет, и только когда все продумано до мелочей — группа выезжает работать. У нас ВСЁ не так, — смеется Николай. — К намеченной точке мы прорываемся сквозь шторма, которые длятся по несколько суток, и мы не знаем, что ждет нас там. Что позволит море, что позволит Север — то и снимаем! А потом из этого в муках рождается фильм. Хочется показать больше, но многими красивыми планами приходится жертвовать в пользу смысла, и это тоже большая работа».
— Русский Север — он какой?
—Мудрый. — Николай отвечает, не задумываясь. — Сильный.
— Справедливый?
— Море всегда справедливое. Людей меньше, жизнь суровее. И люди лучше! Вот у стариков на Татарском проливе как? Лодка причалила — помогут вытянуть, предложат чаю, обогреют. На воде расходимся — помашут. Мудрость Севера — это его энергетика. И, может, это сентиментально, ведь мы планировали снимать фильмы о природе — но хочется снимать про людей. На Севере в них уживается загадка, мистика — при этом простота. Старинные ремесла и современные проблемы. Народные промыслы, простой быт без излишеств в гармонии с этой удивительной природой. И мы понимаем, как ни прекрасна она сама — эти люди от нее неотделимы!
Морское побережье России — огромно. Там живут смелые, сильные люди с настоящим дальневосточным «стержнем», сами того не предполагая, взяли на себя очень важную для их современников миссию. Показать, что горизонты можно отодвигать едва ли не бесконечно, а «белые пятна» — пусть их и нет на современных картах — все еще есть в умах и душах людей. Что мы знаем о России? Какой он — русский Север? Что там — за горизонтом? Они обязательно отправятся туда, чтобы показать это тем, кто остался дома. Чтобы каждый, пропустив через себя эти кадры, с гордостью говорил, что живет в прекраснейшей стране мира, гордился быть русским, быть дальневосточником.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
EastRussia задала вопросы белорусскому видеоблогеру Артему Рындевичу, автору проекта «Едзем», который побывал на Шантарах и сделал полуторачасовой репортаж об этом уникальном уголке Земли.
– Давно увидел у блогеров, в частности, у Димы Куликова (известный дальневосточный блогер-путешественник из Хабаровска, мы рассказывали о нем – EastRussia), видел красивые кадры, где люди катаются на sup`ах рядом с китами – что-то нетипичное и удивительное. Для меня было шоком, что это в России находится. И я захотел посетить это место. Это стало моей мечтой. К тому же, мало, кто снимал Шантары, хотелось быть в рядах первых. И вот в сентябре 2022 года это случилось.
– 99% живущих на Дальнем Востоке никогда на Шантарах не были и вряд ли будут по причине дороговизны тура. У вас это был рекламный тур?
– Нет, я сам все оплачивал. Без учета перелета до Хабаровска тур на одного обходится в 250 тысяч рублей. Конечно, для путешествий по России это дорого. Но я бы не сравнивал это ни с чем, потому что это уникальный опыт. Туда попасть может ограниченное количество людей, потому что это регулируется биологами, которые там находятся. И такая цена – она регулирует количество людей, которые могут туда попасть. И это хорошо, потому что если будет больше людей, то для китов это не совсем приемлемо.
Конечно, для людей, живущих в России, это кажется какой-то запредельной стоимостью. Но сервис там хороший. Не отельные условия, но они там и не нужны. Для таких диких условий все супер комфортно, команда очень крутая там работает – мы ездили с «Far East expedition» - повар, база, столовая…
– Да, я видел ролик. А это стандартный хронометраж для выпуска? Или про Шантары решили побольше рассказать? Просто 1,5 часа это много…
– Обычно час-полтора. Но в случае с Шантарами мы максимально сокращали, потому что материала было часов на пять. Столько всего хотелось рассказать! Я в подобных местах не бывал. Это что-то инопланетное, другое, такое вряд ли можно где-то встретить. Хотя я много, где бывал: и в Азии, и в Штатах, но таких мест я не встречал. По пейзажам чем-то похоже на Аляску, Камчатку, но нет аналогов.
– Вы не один катаетесь?
– Изначально начинал путешествовать по Белоруссии с друзьями. Сейчас тоже всегда с собой кого-то беру, в большинстве случаев с девушкой путешествую – так веселее и интереснее, и контент разнообразнее.
– А на Дальнем Востоке где еще были?
– Нигде. Про Камчатку могу по кадрам лишь судить. Сейчас изучаю, куда ехать.
– С чем можно сравнить поездку на Шантары? С каким направлением?
Я в подобных местах не бывал. Это что-то инопланетное, другое, такое вряд ли можно где-то встретить. Хотя я много, где бывал: и в Азии, и в Штатах, но таких мест я не встречал. По пейзажам чем-то похоже на Аляску, Камчатку, но нет аналогов.
– Китов-то увидели в том объеме, как хотели?
– Китов увидели – и это уже хорошо, потому что мы попали в тайфун и вообще могли их не встретить, потому что в такую погоду они не приходят. Но мы сами острова толком не посетили, там каждый остров сильно отличается от другого по пейзажам, по флоре, по фауне. Да и в целом туда хочется возвращаться снова и снова. Об этом, кстати, говорили те, кто там был со мной уже не в первый раз.
– Тем, кому еще только предстоит поехать на Шантары, что посоветуете?
– Я бы посоветовал, в первую очередь, ничего не ожидать. Понятно, что едут увидеть китов, но много больше эффект будет от самой поездки, так как оттуда уже другим человеком возвращаешься. Ехать с открытой душой, там можно сильно «наполниться».
Если говорить о практических вещах, то одежду нужно брать на два сезона, обязательно теплую непромокаемую, потому что погода суровая.
– Какая следующая точка?
– Не хочется «палиться» перед аудиторией, но я Камчатку в этом году точно сниму. Возможно, еще Чукотка.В интервью EastRussia министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус рассказала о ключевых событиях в локальной туриндустрии, новых локациях, авиационных и железнодорожных маршрутах, а также о том, как реализуется проект горнолыжного и рекреационного комплекса «Хехцир» и о том, что ждёт туристическую жемчужину региона – Шантарские острова.
– Туристы едут активно и это главное. Да, пока мы не дотягиваем чуть-чуть до «допандемийных» показателей, но именно чуть-чуть. В 2019 году к нам приехали 570 тысяч туристов, а сейчас на конец года – 550 тысяч. Это я говорю про внутренний туризм. Иностранцы едут, поменялся, конечно, их состав, мы сейчас анализируем, откуда конкретно они прибыли, но уже можно сказать, что в этом году к нам приехали три тысячи туристов из-за рубежа. Дальнее это зарубежье, или ближнее, повторюсь, мы сейчас определяем, а что касается чисел, то в 2019 Хабаровский край посетили шесть тысяч иностранцев. Проседание есть, но мы все ждём, что обстановка изменится к лучшему.
Кстати буквально накануне о возможном оживлении туристических связей с Южной Кореей шла речь во время визита в Хабаровск генконсула Республики Корея Ха Бён Кю. Он отметил возобновление паромного сообщения с Приморьем и выразил согласие с тем, что необходимо восстанавливать прямое авиасообщение Хабаровском и городами Южной Кореи. Кстати у корейцев большой запрос к так называемому некропольному туризму в Хабаровском крае – к местам захоронения родственников.
– Правильно ли я понимаю, что тем, кто до нас добрался, в гостиницах тесно не было? Как у нас дела с номерным фондом? Было где жить приезжим?
– Где жить, конечно же было! В периоды проведения мероприятий различных – форумов, совещаний федерального масштаба – загрузка гостиниц у нас была 100% - что в Хабаровске, что в Комсомольске, например, в дни Инженерного форума. Средняя загрузка по году – 45%, но для наших широт это очень приличный показатель. Краснодарскому краю мы в этом отношении не конкуренты. Пока.
– Какие из событий этого года стали для туротрасли края знаковыми?
– Ключевым отраслевым мероприятием стал, конечно же, форум «Открой Дальний Восток», который в сентябре прошёл в Хабаровске. Отзывы, отклики о нём потрясающие! Сразу после его окончания к нам приехали съёмочные группы сразу нескольких телекомпаний – от РенТВ до «Моя планета». Сначала на сам форум мы приглашали их представителей – редакторов, ведущих. Они так впечатлились увиденным и услышанным, что захотели непременно рассказать и показть своей аудитории: и о природных красотах, и возможностях их посетить. Информация о Хабаровском крае, о возможностях провести здесь время интересно и с пользой разлетелась по всей стране. Уже только ради этого стоило организовать такой форум. Наш китолёт стал настоящим хитом!
изображение: министерство туризма Хабаровского края
Мы заключили два соглашения. Казалось бы – и что тут такого? Но это ключевые соглашения для всей туротрасли Хабаровского края – одно из них с туроператором федерального масштаба Fun&Sun, другое – с федеральной ассоциацией отельеров. Когда организации такого уровня заходят в регион, это свидетельствует о том, что наш рынок им интересен, но и заставляет держать высокую планку по качеству оказания услуг. Репутация этих туристических гигантов не терпит компромиссов – всё должно быть на высочайшем уровне.
Сейчас с Fun&Sun мы прорабатываем возможности организации региональных туров по Дальнему Востоку, в перспективе и работа по зарубежным направлениям.
Ещё одно позитивное последствие форума – возросшая активность бизнеса. Нас накрыло волной запросов по организации новых глэмпингов, другой туристической инфраструктуры, по возмещению затрат, где что можно сделать/построить, где нельзя.
– Появились ли новые объекты туристические, инфраструктурные?
– У нас открываются новые базы отдыха, глэмпинга – вот, например с сентября заработал экопарк-глэмпинг «Шале на воде» – в окрестностях Хабаровска, у подножия Хехцира. В районе имени Лазо 31 декабря откроетя база «Заимка Узалы» - очень стильный проект, домики со всеми удобствами, с кухнями – на реке Хор. Некоторые проекты расширяются – например в «Беловодье» - также в окрестностях Хабаровска – появится полноценная гостиница.
Из инфраструктурных объектов можно назвать капитальный ремонт дороги к экопарку «Воронеж» и горнолыжному комплексу «Снеговик». Теперь автомобилистам намного проще туда добраться и нет нужды опасаться за свои машины. Дорога европейского качества. На нее потратили почти 180 млн рублей – большая часть 144 миллиона – федеральные деньги по программе Ростуризма.
Идёт масштабное строительство новой базы в районе Петропавловского озера – там появится комплекс «Хутор Петропавловка». Проект частный, занимается им наш известный путешественник, краевед Игорь Борисович Ольховский. Здесь будут восемь домов для проживания, пять бань-бочек; четыре японские бани (фурако); зоны барбекю; отдельно-стоящие беседки. В день отдохнуть здесь смогут порядка 200 человек.
Из крупных ожидаемых проектов можно и нужно назвать уникальный для всего Дальнего Востока комплекс «Волна», который объединит в себе аквапарк, спа, гостиницу, а также фудкорт и торговый центр. Его открытия мы ждём к концу 2023 года
– В этом году много говорилось про будущий магнит Хабаровского края – комплекс «Хехцир». На какой стадии проект находится сейчас? Не превратится ли он в «долгострой» с вечными – завтра, завтра?
– Не превратится. Некоторые трансформации проект претерпевает, конечно, но конечная цель остаётся неизменной – в 2028 году все локации этого мега-комплекса должны принимать гостей. Некоторые заработают раньше – ввод в эксплуатацию разных участков будет идти постепенно.
фрагмент презентации проектной компании «Новый проект»
Из свежих новостей – мы отказались от механизма концессии, и сейчас планируем реализовывать этот проект совместно с госкорпорацией Туризм.РФ. Это по-прежнему будет краевой проект, концепция остаётся неизменной, но с корпорацией Туризм.РФ нам будет проще привлекать финансирование, в том числе на федеральные на инфраструктурные объекты – на дорогу, сети итп. И вместе же с Туризм.РФ мы продолжаем поиск якорного инвестора, либо инвесторов, каждый из которых будет реализовывать конкретный слот проекта. По нашим оценкам общий объём инвестиций – это 17 млрд рублей.
Мы проделали уже большую работу по оформлению территории под будущий комплекс. На финальной стадии оформление вывода участка в 360 га из зеленой зоны. Это позволит начать изыскания и проектирование. Пакет документов принят Рослесхозом на рассмотрение, до конца года ожидаем положительное решение. В процессе было много сложностей, как это часто бывает с земельными вопросами, но нам удалось остаться в запланированных сроках.
– Что в этом году предложит жителям и гостям края предложит действующий «магнит» -горнолыжный комплекс «Холдоми»? Ведётся ли работа по оптимизации логистики? Можно ли, скажем, туристу переночевать в Комсомольске сесть в шаттл, который его отвезёт прямо к подъёмнику?
– Принципиально предложение Холдоми не изменилось – как и на любом солидном горнолыжном курорте, турист найдёт здесь катание на лыжах, сноубордах, обучение для взрослых, обучение для детей, рестораны, водно-оздоровительные процедуры. Вместимость гостиничного комплекса 250 мест.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Новинки касаются скорее логистики и организации визитов на Холдоми. В кооперации с РЖД мы запустили «Лыжную стрелу» в Холдоми! Причем «Стрела» хоть и одна, но из двух точек «выстреливает» - из Хабаровска и Владивостока. Если коротко, то это мультимодальная история – за 11 500 рублей из Хабаровска и за 15 тыс. из Владивостока турист едет на поезде до Комсомольска-на-Амуре. Там он пересаживается в ожидающий его автобус-шаттл, который идёт прямиком на «Холдоми». Там турист проводит три дня с двумя ночёвками, катается, отдыхает, а затем шаттл везёт его на вокзал, и затем поездом - домой. В стоимость входит и проезд, и проживание! Спрос просто потрясающий на эти туры. Кстати всего в России только три таких «Стрелы» - в Сочи и в Хибинах, а также у нас в Хабаровском крае
– А если кому-то не удалось попасть в гостиницу «Холдоми», если человек живёт в Комсомольске – нет ли специального шаттла для таких туристов? Понятно, что есть междугородний автобус, есть такси, но – вот специальный шаттл, который бы объезжал гостиницы Комсомольска-на-Амуре, собирал лыжников-сноубордистов и вёз их на «покатушки»?
– Мы проговариваем и такой сценарий. Такой шаттл в высокий лыжный сезон очень нужен, но есть нюансы в организации такого маршрута, мы работаем над этим. Сейчас туда ходит рейсовый автобус, так что добраться из Комсомольска до лыжной трассы особого труда не составит.
– Что можно сказать про выездной туризм? Летом после Вашего визита во Вьетнам в местных СМИ появлялась информация о возможных полётах во Вьетнам из Хабаровска – каковы перспективы на этом направлении? Каковы вообще перспективы международного авиасообщения из Хабаровска?
– С Вьетнамом ситуация получилась сложная – наши среднемагистральные лайнеры туда не долетают из Хабаровска. Нужны дальнемагистральные, а это значит подключать туроператоров федерального масштаба – с одним из них мы уже ведём работу.
Заинтересованность есть огромная и с нашей стороны, и со стороны Вьетнама, однако геополитическая ситуация, опасения вьетнамской стороны попасть под вторичные санкции – это, конечно, сильно осложняет процесс. Тем не менее, работа в этом направлении не останавливается, практически в ежедневном режиме у меня связь с коллегами из Вьетнама. Там очень ждут наших туристов. Дальневосточники и жители Хабаровского края составляли внушительную часть российских туристов, приезжавших во Вьетнам на отдых. Мы надеемся в ближайшее время организовать пробный полёт туда, но … не хотелось бы пока раскрывать все детали.
По остальным направлениям – активно полетели наши земляки в Таиланд. Четыре прямых рейса в неделю организовали два больших туроператора: Pegas Touristik и Anex Tour.
Открылось из Хабаровска и авиасообщение с Китаем, но, увы, пока не туристическое – воспользоваться этим перелётом могут граждане КНР и россияне, обладатели некоторого вида виз – рабочих, учебных итп.
С 15 декабря мы открываем авиасообщение с Казахстаном. Помимо того, что путешествие туда само по себе может подарить незабываемые впечатления, это направление можно использовать как транзитное на пути в Индию, Дубай, Турцию… Широчайшая палитра открывается для туристов одним словом.
– Возвращаясь к местным «местам силы» - какие перспективы у, пожалуй, самого знакового туристического аттракциона Хабаровского края – Шантарских островов? Как будет развиваться это направление, есть ли данные по количеству туристов, которое киты и нетронутая природа архипелага смогут вынести, не испытывая негативных последствий?
– Шантары, это, конечно отдельная история. Они пользуются невероятным спросом, особенно у приезжих из Москвы, Санкт-Петербурга. Это такая экзотика, сравниться с которой мало что может. И тут сразу несколько принципиальных моментов, и первый из них – массового туризма там быть не может. Сколько людей могут туда попасть в каждый год так, чтобы не навредить китам и природе Шантар определяют учёные. От года к году эти цифры разнятся, но речь точно не о десятках тысячах человек в год. Полторы, две тысячи, а может и меньше – это зависит от множества факторов.
фото: Бахт Мавланов, «Дальневосточные экспедиции»
Второй момент – это туроператоры, турфирмы, которые организуют туда туры, обустраивают на Шантарах свои базы. И к большинству из них у нас, как у министерства, много вопросов по соблюдению всех правил и норм, которые гарантируют безопасный отдых – как для туристов, так и для природы. Вопросов у нас нет к ООО «Экскурсии к китам», а также к ООО «Дальневосточные экспедиции». Они работают в связке с учёными, выполняют их рекомендации и требования, обустроили свои базы с соблюдением всех требований законодательства. С остальными – а их восемь, но количество год от года меняется – мы, повторюсь, ведём работу, кого-то выводим из «серой зоны», кому то помогаем устранить недостатки в качестве оказания услуг и работе персонала.
– А как выглядит логистика поездки и сам тур на Шантары? На какой бюджет рассчитывать?
– Точкой входа для туристов желающих посетить побережье Николаевского района и острова Шантарского архипелага является аэропорт имени Невельского в Хабаровске. Отсюда регулярным рейсом турист летит в Николаевск-на-Амуре, оттуда автотранспортом – на побережье Николаевского района. Далее пассажирскими яхтами, катамаранами морского класса туристов доставляют к местам базирования туристических городков.
В зависимости от выбранного туристического оператора проживание может быть как в домиках, так и в глэмпингах или палаточных городках. Туристические группы постоянно сопровождают опытные гиды-проводники и капитаны. Во время морской прогулки можно увидеть китов, косаток, тюленей, медведей и великое множество уникальных птиц - белоплечих орланов, топорков. На острове Большой Шантар можно назначить встречу с работниками метеостанции, которые проведут экскурсию и расскажут о своей работе. Тут же можно увидеть экспонаты музея под открытым небом - оборудование завода по переработке китового жира, действовавшего еще в начале прошлого века до запрета охоты на кита.
фото: Бахт Мавланов, «Дальневосточные экспедиции»
Стоимость такого тура составляет порядка 170 тысяч рублей у туроператора. Есть варианты с вертолётной заброской прямо из Хабаровска – время в полете 4-6 часов с для посадкой дозаправки – их цена уже в разы выше – в районе 500 тыс. рублей, но это информация, как говорится, для того, чтобы «иметь представление». Конкретные суммы и детали – это всё сообщит туроператор.
Тур на Шантары, как и в любой труднодоступный уголок природы, не может быть дешёвым. Если вам обещают большие скидки, то следует насторожиться – экономия, как правило, достигается за счёт безопасности, за счёт отказа от санитарных требований, за счёт использования ненадёжных способов доставки. Всех, кто планирует свой отдых на Шантарах, мы призываем быть внимательными и обещаем проконсультировать, если есть вопросы.
– Как восстанавливается турбизнес после пандемии?
– По поручению губернатора Михаила Владимировича Дегтярева объем субсидий, выделяемых турбизнесу края на возмещение фактических затрат, в 2023 году повысится более чем в три раза: с 6 до 20 миллионов рублей.
Напомню, что конкурс по предоставлению субсидий проводится ежегодно. Благодаря этой поддержке предприниматели могут частично компенсировать средства, направленные на ремонт номерного фонда, изготовление и установку указателей, обустройство глэмпингов, покупку специального туристического снаряжения и обрудования.
Итоги конкурса-2022 планируем подвести до 15 декабря, а довести деньги до победителей до конца года. В этот раз на получение субсидии претендуют 22 предпринимателя, у них будет возможность возместить до 85% понесенных затрат.
– Все ли туристические места Хабаровского края Вы уже посетили лично?
– Признаюсь – не все. Уж очень огромен Хабаровский край, так и хочется сказать – он бескрайний! Я в должности чуть больше года и ближайшую округу, конечно уже объездила - Бикинский район, район имени Лазо, Нанайский – ближнюю округу уже всю практически освоила. Это ведь легко сказать – «район», а сколько сейчас везде глэмпингов, своих локальных туристических точек притяжения, достопримечательностей, а ведь бумажную работу никто не отменял! Пока не удалось объездить северные территории, но они стоят в плане на следующий год.
остров Токи
фото: EastRussia
И раз уж заговорили про краевые маршруты, хочу напомнить про инициативу нашего губернатора «Отдыхаем в крае». Она подразумевает скидки для жителей Хабаровского края, которым интересен внутренний туризм, которые хотят узнать и увидеть собственный регион. Турбизнес активно подключился к этому проекту – сейчас уже 51 организация – базы отдыха, глэмпинги, горнолыжные комплексы, отели, операторы предоставляет свои продукты по сниженным ценам. В аккаунтах министерства туризма Хабаровского края в соцсетях еженедельно публикуются актуальные предложения – на ближайшие выходные, на предстоящую неделю. Есть предложения с дальним горизонтом планирования, есть и для спонтанных поездок. Основной прицел, конечно, на ближнюю перспективу – каникулы, праздничные дни, выходные, но есть у нас и участники проекта – например лагерь в Дуссе-Алине, которые сейчас готовят программу в рамках проекта «Отдыхаем в крае» уже и на следующий год. Это туристический лагерь, с организацией походов различных уровней сложности – от пяти до десяти дней.
Повторюсь – подписывайтесь на наши аккаунты, вы будете в курсе всех самых интересных маршрутов, экскурсий, скидок и специальных предложений. Призываю всех путешествовать по нашему удивительному краю, он столько сюрпризов ещё готов раскрыть – и для гостей из других регионов, и для тех, кто здесь живёт и думает, что уже всё видел!