Поделиться
Французские комплектующие для двигателей мешают больше летать Sukhoi Superjet 100
Поделиться

Первому российскому гражданскому самолету Sukhoi Superjet 100, который производят в Комсомольске-на-Амуре, не удается показывать нормальный налет, прежде всего, из-за проблем с двигателями. Об этом «Ведомостям» рассказали топ-менеджеры четырех авиакомпаний, эксплуатирующих эти лайнеры, и три человека, близких к лизинговым компаниям, покупающим такие воздушные суда.

Средний налет в России SSJ100 в 2017 году составил мизерные 3,3 часа в сутки. Причина – нехватка и длительные сроки поставки запчастей при поломках. SSJ100 комплектуют двумя двигателями SaM146, которые созданы специально под этот проект. Их производит совместное предприятие российской «ОДК-Сатурн» и французской Safran — Powerjet. Проблемы возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. Как утверждают все собеседники издания, ее поставляет Safran.

Трещины в камерах сгорания или маслосборниках могут появляться уже после 2000–4000 часов полета — уже на втором году эксплуатации самолета. Двигатель нужно отправлять на капитальный ремонт, хотя производитель обещает, что до него двигатель должен работать 7500–8000 часов. Safran производит и другие авиадвигатели, однако проблемы возникают только с SaM146. При этом поставщики комплектующих те же, что для остальной линейки.

Ремонт вышедшего из строя двигателя стоит два-пять млн долларов и длится два месяца. Поскольку это конструктивный недостаток, производитель ремонтирует двигатель за свой счет, однако авиакомпаниям приходится оплачивать аренду подменного двигателя, а их остро не хватает. Для исправления проблем нужны серьезные инвестиции, в том числе в расширение производства, но Safran не хочет этого делать, ведь на старте программы планировалось выпустить 1300 самолетов, потом планы сократили примерно до 900, а в 2015 году — до 595 судов. Это коммерчески менее перспективно для поставщика двигателей.

Из-за неисправных двигателей на земле стоят несколько SSJ100 у «Ямала» и «Якутии». Последняя и вовсе планировала отказаться от «Суперджетов» в пользу Boeing после очередной проблемы с двигателем. Крупнейший эксплуатант SSJ100 — «Аэрофлот». В его парке 50 таких судов, однако топ-менеджеры компании не раз рассказывали, что в строю в лучшем случае находится лишь половина.

Несмотря на эти проблемы, правительство России в октябре выделило Государственной транспортной лизинговой компании 9,8 млрд рублей на покупку восьми самолетов Sukhoi Superjet 100 общей стоимостью 18,7 млрд рублей. Их передадут в лизинг региональным авиакомпаниям. Поставка лайнеров начнется в этом году и продолжится в 2019-м. Уже известно, что «Алроса» получит в лизинг два самолета на 12 лет.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Больше материалов