Лидером рейтинга национального инвестиционного климата регионов 2023 года среди дальневосточных субъектов стала Сахалинская область. Регион занял четвертое место по стране, поднявшись на одну позицию с прошлого года.
Результаты десятого нацрейтинга огласила генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Светлана Чупшева в рамках ПМЭФ. По ее словам, из 67 оцениваемых параметров по 49 есть улучшения, а относительно поддержки СМП – рост по всем показателям рейтинга.
Впервые в первую десятку рейтинга вошла Магаданская область, оказавшись на девятом месте (в прошлом году область была на 14 позиции). Приморский край занял 13 строчку рейтинга (улучшение позиций на две строчки), Хабаровский край – 14 место, Якутия – на 15-м. Традиционно первое место рейтинга занимает Москва. По динамике роста лидером стал Забайкальский край.
По одному из основных показателей – регуляторная среда – Сахалинская область заняла второе место после Москвы, замыкает первую пятерку лидеров Якутия.
По итогам прошлогоднего рейтинга Сахалинская область также стала лидером среди дальневосточных регионов (в 2021 году у региона – восьмая позиция).
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности Хабаровский край занимает 40-ю строчку, среди дальневосточных территорий регион 8-й из 11-ти. При этом набрал почти семь баллов – лучший результат по динамике среди соседей по ДФО. Противоречивую ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Хабаровском крае обсудили на заседании проектного офиса. Корреспондент EastRussia выяснил, за счет чего случился рост, чем недовольны бизнесмены региона, где местные власти не дорабатывают и что грозит чиновникам, которые провалят работу по улучшению инвестиционного климата.
Составитель Национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ - «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» действует с каждым годом всё дотошнее. Параметры, по которым оцениваются регионы, видоизменяются, дополняются, уточняются. В 2021-м учитывались 67 показателей, вместо привычных 44-х. Прибавило в объёме и весе направление «Регуляторная среда», куда вошли все показатели по разрешениям на строительство, вводу в эксплуатацию, подключение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и прочим сетям. Новые оценки появились и в других блоках – «Институты для бизнеса», «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры» и «эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства».
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
Улучшить свою позицию Хабаровский край смог главным образом за счет непосредственной работы с инвесторами, малым и средним бизнесом. Видоизменённый инвестпортал, центр «Мой бизнес», поддержка экспортёров, аренда земли без торгов – всё это предприниматели разного калибра оценили по достоинству. По 33 показателям из 67 регион находится в «топовых группах» - «А» и «B», по ещё 17-ти – в группе «С» и целых 26 показателей, т.е. 40% - находятся в «красной зоне» - группах «D» и «Е».
изображение - фрагмент презентации правительства Хабаровского края
— Это то, над чем нужно работать, - сказала Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края — это наш потенциал для дальнейшего наращивания позиций по инвестиционному климату.
Первую позицию по приложению сил в этом направлении предложила руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. Она указала на непомерный объем проверок, проводимый ведомствами регионального уровня, при том, что в 2020-м и 2021-м годах проверки были запрещены.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Мы видим, что больше всего проверяет региональный уровень надзора, - сказала она. – Надо посмотреть и проанализировать эти проверки. Может они были связаны с пандемией. Во многих регионах, однако, в эти ковидные годы было много проверок муниципальных, во время которых контролировались требования эпидемиологического характера. Но в Хабаровском крае муниципальных как раз меньше всех. Если говорить по ведомствам, традиционно большое для региона количество проверок проводит ФНС, и высокие показатели по проверкам МВД и прокуратуры. Здесь тоже нужно проанализировать все проверки, практически каждый предприниматель отмечал, что сталкивался с давлением со стороны правоохранительных органов. По Дальнему Востоку у нас два таких региона, и один из них – Хабаровский край.
Но если бы только проверки. Практически все опрошенные АСИ предприниматели сообщили о случаях коррупции, как со стороны органов власти разного уровня и ведомственного подчинения, так и со стороны естественных монополий.
фрагмент презентации АСИ
фото: EastRussia
Как приговор прозвучали данные из направления «Регуляторная среда». В этом году были добавлены показатели по водоотведению, водоснабжению, подключению к газу и теплу, то есть все те шаги, которые составляют «клиентский путь инвестора». Получение разрешение на строительство в Хабаровском крае приходится ждать 120 дней, следует из данных АСИ, при этом надой пройти 12 процедур. Подключение к электросетям – 104 дня, к газу – 162 дня, к сетям водоснабжения – 139 дней, водоотведения – 122 дня.
– Эффективность по водоснабжению, водоотведению, газопроводу, получению земельных участков, как с торгами, так и без них – показатели по этим критериям очень низкие, - отметила Ольга Курилова. – Хабаровский край по ним в самом конце списка регионов ДФО. Занимает предпоследнюю строчку.
При этом регион демонстрирует один из лучших результатов в стране по эффективности процедур ввода объектов в эксплуатацию, отметила Курилова. То есть по некоторым направлениям местным чиновникам удаётся выстроить работу.
В ответном слове губернатор края Михаил Дегтярёв отметил, что на дно инвестрейтинга тянут показатели, за которые отвечают крупные муниципалитеты, где дислоцируются ключевые стройки – Хабаровск, Хабаровский район, Комсомольск-на-Амуре. Руководителям этих образований он посулил организовать контроль за показателями эффективности.
Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Установим KPI, коллеги. Когда будете идти на второй, третий, четвёртый срок, будем это дело учитывать при согласовании кандидатур глав городов и районов, - подвёл черту Михаил Дегтярёв. – По правоохранительному блоку тоже надо разобраться. Почему у нас выросли в таком объёме претензии к правоохранителям.
Какие оргвыводы последуют в отношении естественных монополий, глава региона не уточнил. Однако поставил задачу – вывести край в двадцатку регионов лидеров до 2026 года. Попутно заметив, что высокая позиция в национальном рейтинге – не самоцель, самое главное – создать максимально комфортные условия для инвесторов. Если учесть динамику движения региона по рейтингу за последние три года придется потрудиться.
На Дальнем Востоке предполагается развивать жилищное строительство с привлечением крупных федеральных компаний-застройщиков. Комплексная застройка предполагает также возведение социальной инфраструктуры. В рамках преференциальных экономических режимов в регионах создаются новые производства строительных материалов, рассчитанных на удовлетворение спроса на внутреннем рынке.
В дальневосточных регионах по динамике объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в первом квартале текущего года (Таблица 1) самый существенный рост демонстрировали Магаданская область (на 63,6%) и Еврейская АО (на 55,5%). Кроме того, на 23,1% вырос объем строительства в Амурской области.
Также положительная динамика наблюдалась в Хабаровском крае (+17,1%), Приморском крае (+12,6%) и Якутии (+7,7%), где темпы роста превышали средний показатель по РФ (+3,5%). В Магаданской области рост связан со строительством инфраструктурных объектов (в т.ч. продолжается строительство аэровокзального комплекса), социальных объектов и др. В Еврейской области существенно вырос объем жилищного строительства, в том числе индивидуального.
Отрицательная динамика в строительстве в первом квартале зафиксирована в шести регионах – в Бурятии (78,6%), Иркутской области (84,6%), Забайкальском крае (88,5%), Сахалинской области (89,1%), Камчатском крае (93%), Чукотском АО (94,2%).
При этом в денежном исчислении по объемам строительства в первом квартале (Таблица 2) лидируют Якутия (более 57,4 млрд рублей), Амурская область (порядка 50,2 млрд рублей) и Иркутская область (44 млрд рублей), тогда как в Еврейской АО, Чукотском АО и Камчатском крае стоимостной объем строительства относительно небольшой.
По динамике ввода жилья (с учетом ИЖС, Таблица 3) в январе-марте 2024 г. лидерами являются Еврейская АО с ростом на 77,6% и Чукотский АО с ростом 75,1%. Рост в сфере жилищного строительства также демонстрируют Иркутская область (+38,3%), Приморский край (+21,3%), Якутия (+20,3%), Амурская область (+11,9%), Бурятия (+9%) и Забайкальский край (+3,9%). Отрицательная динамика по вводу жилья в первом квартале отмечалась в Камчатском крае (индекс - 93,9%), Магаданской области (92,3%), Сахалинской области (90,6%) и, наконец, самое существенное падение зафиксировано в Хабаровском крае (69,3%).
Следует напомнить, что по итогам 2023 г. наиболее существенный рост по объемам строительных работ (Таблица 5) относительно 2022 г. был зафиксирован в Чукотском АО (более чем в два раза), а также в Еврейской АО (+46,3%) и Якутии (+40,3%). В денежном исчислении наибольший объем строительных работ в 2023 г. приходился на Амурскую область (более 355,3 млрд рублей), Якутию (более 318,6 млрд рублей), Хабаровский край (около 182,6 млрд рублей) и Приморский край (порядка 174,9 млрд рублей).
В то же время по площади введенного жилья в этом году в ДФО лидирует Приморский край (417,6 тыс. кв. м в первом квартале 2024 г.). Более значительные объемы ввода зафиксированы только в относящейся к СФО Иркутской области (495,8 тыс. кв. м). Далее с отрывом следуют Бурятия (202,2 тыс. кв. м), Якутия (183,6 тыс. кв. м) и Амурская область (146,2 тыс. кв. м), а также Забайкальский край (136,4 тыс. кв. м). Менее 100 тыс. кв. м в январе-марте введено в Хабаровском крае (96,7 тыс. кв. м), Сахалинской области (67,6 тыс. кв. м), Камчатском крае (24,3 тыс. кв. м), Еврейской АО (14,1 тыс. кв. м), Чукотском АО (2,5 тыс. кв. м) и Магаданской области (1,6 тыс. кв. м).
Темпы ввода жилья в регионах планируется увеличивать с помощью программы «Дальневосточный квартал». В конце прошлого года был определен застройщик для возведения домов в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Чите – им стала компания «СЗ «Проект-С-47» (группа «Самолет»). Под комплексную жилую застройку в черте Читы выделены более 36,7 га. До 2033 г. проект предполагает поэтапное возведение 238 тыс. кв. м жилья, а также детского сада на 600 детей и школы на 1,1 тыс. учеников. Не менее 44 тыс. кв. м от общей площади квартир застройщик предоставит к выкупу для социальных нужд. Ввод в эксплуатацию первой очереди строительства в объеме не менее 27 тыс. кв. м должен состояться не позднее декабря 2026 г. Возведение «Дальневосточного квартала» в январе текущего года началось в Петропавловске-Камчатском. Предполагается возвести 120 тыс. кв. м жилья, из которых 29 тыс. кв. м планируется сдать до конца 2025 г. Застройщиком микрорайона Северный выступает камчатская компания «Стройсистема-Маркет»[1].
В конце февраля строительство «Дальневосточного квартала» началось в Благовещенске. ООО «Специализированный застройщик ПИК-Благовещенск» до 2026 г. рассчитывает возвести более 334,1 тыс. кв. м жилья, общий объем инвестиций в проект оценивается в 33,9 млрд рублей. Также разрешение на строительство получил застройщик «Дальневосточного квартала» в Корсакове «СЗ «Проект-Страна-3» (группа «Самолет»). Он намерен возвести 460,9 тыс. кв. м (сдача первых объектов намечена на 2025 г.). Объем инвестиций составляет 65,8 млрд рублей.
По итогам прошлого года лидирующее положение среди регионов Дальневосточного ФО по площади введенного жилья также занимал Приморский край – там построили 1 209,1 тыс. кв. м (Таблица 8). В регионе, помимо «Дальневосточного квартала» реализуется ряд крупных проектов, в том числе с участием федеральных застройщиков. В ТОР «Приморье» застройщик СЗ «ДНС ДОМ» (группа «DNS Девелопмент») в феврале ввел в эксплуатацию двенадцатый жилой дом в жилом комплексе «Формат» в поселке Зима Южная[2] (Надеждинский район). В целом проект включает 16 жилых домов, торговый центр со сквером, школу и детский сад. Еще одним крупным проектом застройки на территории Владивостока может стать жилой квартал компании «Атлант-ДВ»[3] в районе Второй Речки – на территории бывшего парка «Фантазия» и бывшего рынка «Самоцвет». Этот же застройщик намерен создать к 2032 г. искусственную насыпь в восточной части Амурского залива (между мысами Боброва и Кузнецова) площадью 23,4 га для строительства и благоустройства.
Кроме того, в марте компания «ФСК Регион» (ГК «ФСК») получила разрешение на строительство во Владивостоке жилого комплекса бизнес-класса «Философия» в районе Голубиной пади. Проект будет включать семь корпусов от 12 до 24 этажей общей площадью свыше 24 тыс. кв. м (437 квартир). Завершение строительства намечено на третий квартал 2026 г.
В Минвостокразвития сообщали о перспективах проекта по возведению города Спутник под Владивостоком. Его возведение планируется начать в текущем году, для строительства предполагается применить механизм концессии. В Спутнике планируется построить не менее 2,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Инвестиции оцениваются в сумму около 1,4 трлн рублей, в том числе 1 трлн рублей частных инвестиций. Город-спутник внесен в мастер-план развития Владивостокской агломерации, но инвестор проекта пока не определен. Подразумевается, что отведенная для Спутника часть Надеждинского района должна войти в состав Владивостокской городской агломерации. Депутаты Думы Владивостока ранее проголосовали за присоединение, но депутаты совета Надеждинского района решение не поддерживают.
Что касается проектов по выпуску строительных материалов, то в регионах Дальнего Востока планируются к запуску предприятия по выпуску кирпича, бетонных плит, металлоконструкций, труб, извести. Большинство проектов реализуется в рамках преференциальных экономических режимов. В Приморском крае в рамках СПВ планируется создать кирпичный завод (ООО «Приморский кирпичный завод»[4]) с собственным карьером для получения сырья. Завод будет выпускать крупноформатные блоки, а также лицевые и рядовые керамические кирпичи с производительностью до 30 млн штук в год. Производство предполагается начать в конце 2026 г.
В Уссурийске резидент СПВ компания «Центр комплексной безопасности и актуальной информации»[5] («ЦКБ и АИ») рассчитывает построить завод по выпуску блоков и плит из ячеистого бетона, инвестировав более 22 млн рублей. Ожидается, что в сутки предприятие будет выпускать 200 куб. м строительных материалов.
Резидент СПВ «Известь ДВ» рассчитывает построить в Приморье (промышленная площадка «Раздольное» Надеждинского района) завод по производству извести с ежегодным объемом выпуска порядка 116 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций в проект составляет 225 млн рублей. Завод должен начать работу в 2025 г.
В ТОР «Большой Камень» планируется создание нового домостроительного комбината с объемом инвестиций свыше 1 млрд рублей. Проект реализует ООО «СЗ Трест-Востокжилстрой». Производительность первого блока комбината составит 40 тыс. куб. м бетона в год, что должно обеспечить возведение 60-80 тыс. кв. м жилья в год.
На Камчатке в марте в Петропавловске-Камчатском запустило производство ООО «Завод металлоконструкций 41» мощностью до 1,5 тыс. тонн металлоконструкций в месяц. Завод специализируется на производстве плит для дорожного строительства.
В Хабаровском крае в ТОР «Хабаровск» компания ООО «Дальневосточный завод полиэтиленовых труб»[6] в феврале начала строительство в селе Ракитное завода по производству полиэтиленовых труб диаметром от 50 до 500 мм. Запуск предприятия намечен на третий квартал текущего года. Годовой объем выпуска продукции должен составить 903,93 тонны в год. Завод станет вторым производством компании в регионе, первое работает в селе Ильинка (Хабаровский район).
Также в феврале группа компаний «Корфовский каменный карьер» (резидент ТОР «Хабаровск») ввела в эксплуатацию цех по производству строительных материалов и товарного бетона на своем предприятии «Карьер-бетон ДВ» в Хабаровском крае. Инвестиции в проект составили около 100 млн рублей. Цех рассчитан на выпуск 3 млн стеновых пустотелых отсевоблоков (тротуарной брусчатки) и 36 тыс. куб. м товарного бетона в год. Следует отметить, что «Корфовский каменный карьер» также включает одноименный карьер по производству щебня (объем производства – более 1,5 млн куб. м в год), АО «Хабаровск автомост» (производство железобетонных изделий для мостов, путепроводов и инженерных сооружений), АО «ДВ-ВБР» (буровзрывные работы), дорожно-строительную компанию «ДСК ДВ».
Кроме того, резидент ТОР «Забайкалье» компания «Глубокинское» планирует до конца года запустить производство железобетонных изделий и инертных строительных материалов в Чите. Объем инвестиций составляет 24,5 млн рублей. Объем производства должен достичь 14 тыс. куб. м железобетонного каркаса и инертных материалов в год.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-март 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,5 |
Сибирский федеральный округ |
114,5 |
Иркутская область |
84,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
109,4 |
Магаданская область |
163,6 |
Еврейская авт. область |
155,5 |
Амурская область |
123,1 |
Хабаровский край |
117,1 |
Приморский край |
112,6 |
Республика Саха (Якутия) |
107,7 |
Чукотский авт. округ |
94,2 |
Камчатский край |
93,0 |
Сахалинская область |
89,1 |
Забайкальский край |
88,5 |
Республика Бурятия |
78,6 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-март 2024 года, млн рублей.
Регион |
|
Российская Федерация |
2 579 293,4 |
Сибирский федеральный округ |
319 910,3 |
Иркутская область |
44 097,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
238 394,0 |
Республика Саха (Якутия) |
57 438,9 |
Амурская область |
50 621,3 |
Хабаровский край |
35 530,0 |
Приморский край |
32 277,2 |
Сахалинская область |
19 402,2 |
Забайкальский край |
12 880,6 |
Республика Бурятия |
8 069,9 |
Магаданская область |
6 922,9 |
Еврейская авт. область |
5 202,5 |
Камчатский край |
5 090,2 |
Чукотский авт. округ |
4 958,2 |
Таблица 3. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-март 2024 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,5 |
Сибирский федеральный округ |
106,6 |
Иркутская область |
138,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
108,1 |
Еврейская авт. область |
177,6 |
Чукотский авт. округ |
175,1 |
Приморский край |
121,3 |
Республика Саха (Якутия) |
120,3 |
Амурская область |
111,9 |
Республика Бурятия |
109,0 |
Забайкальский край |
103,9 |
Камчатский край |
93,9 |
Магаданская область |
92,3 |
Сахалинская область |
90,6 |
Хабаровский край |
69,3 |
Таблица 4. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-март 2024 г., тыс. кв. м общей площади жилых помещений.
Регион |
|
Российская Федерация, млн. кв. м |
29,4 |
Сибирский федеральный округ |
2 896,1 |
Иркутская область |
495,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 292,8 |
Приморский край |
417,6 |
Республика Бурятия |
202,2 |
Республика Саха (Якутия) |
183,6 |
Амурская область |
146,2 |
Забайкальский край |
136,4 |
Хабаровский край |
96,7 |
Сахалинская область |
67,6 |
Камчатский край |
24,3 |
Еврейская авт. область |
14,1 |
Чукотский авт. округ |
2,5 |
Магаданская область |
1,6 |
Таблица 5. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-декабрь 2023 года, в % к 2022 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,9 |
Сибирский федеральный округ |
93,2 |
Иркутская область |
65,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
119,3 |
Чукотский авт. округ |
262,0 |
Еврейская авт. область |
146,3 |
Республика Саха (Якутия) |
140,3 |
Хабаровский край |
133,7 |
Амурская область |
128,5 |
Забайкальский край |
119,3 |
Магаданская область |
115,6 |
Приморский край |
109,7 |
Камчатский край |
88,4 |
Республика Бурятия |
83,4 |
Сахалинская область |
79,2 |
Таблица 6. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-декабрь 2023 г., млн рублей
Регион |
|
Российская Федерация |
15 092 344,9 |
Сибирский федеральный округ |
1 542 115,6 |
Иркутская область |
285 032,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 442 211,7 |
Амурская область |
355 273,9 |
Республика Саха (Якутия) |
318 593,1 |
Хабаровский край |
182 641,5 |
Приморский край |
174 882,3 |
Сахалинская область |
112 524,9 |
Забайкальский край |
82 611,1 |
Республика Бурятия |
78 927,6 |
Магаданская область |
40 361,2 |
Камчатский край |
38 990,8 |
Чукотский авт. округ |
32 178,7 |
Еврейская авт. область |
25 226,6 |
Таблица 7. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-декабрь 2023 г., в % к 2022 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,5 |
Сибирский федеральный округ |
120,7 |
Иркутская область |
119,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
125,6 |
Чукотский авт. округ |
176,4 |
Республика Бурятия |
160,9 |
Хабаровский край |
154,4 |
Забайкальский край |
134,2 |
Амурская область |
131,1 |
Камчатский край |
129,1 |
Республика Саха (Якутия) |
120,8 |
Приморский край |
115,8 |
Магаданская область |
103,8 |
Сахалинская область |
101,7 |
Еврейская авт. область |
101,6 |
Таблица 8. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-декабрь 2023 г., тыс. кв. м.
Регион |
|
Российская Федерация |
110,4[7] |
Сибирский федеральный округ |
10 001,4 |
Иркутская область |
1 490,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
4 481,7 |
Приморский край |
1 209,1 |
Республика Саха (Якутия) |
705,1 |
Хабаровский край |
577,8 |
Сахалинская область |
512,9 |
Амурская область |
496,2 |
Республика Бурятия |
469,5 |
Забайкальский край |
380,2 |
Камчатский край |
87,0 |
Еврейская авт. область |
25,7 |
Магаданская область |
12,0 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владельцы – Д.Котова, Н.Куйбида.
[2] Поселок Зима Южная наряду с рядом других населенных пунктов входит в Надеждинское сельское поселение. В 2023 г. региональные власти сообщали, что в состав Владивостока планируется включить поселок Вольно-Надеждинское, Тавричанское сельское поселение (без поселка Тавричанка), поселки Западный, Новый, Шмидтовка, Зима Южная, Де-Фриз, село Прохладное.
[3] Принадлежит И.Шаповалову (51%) и А.Евдокимову (49%). А.Евдокимов является одним из основных акционеров Владивостокского рыбного порта и владеет ООО «СЗ «НК Траст», которое занимается строительством 28-этажного ЖК «Нефрит».
[4] Принадлежит ООО «Партнер», учредителями которого являются П.Крель и Н.Чадова.
[5] Принадлежит А.Абрамовичу (80%) и И.Журавлеву (20%).
[6] Принадлежит А.Коваленко (80,5%) и Д.Когану (19,5%).
[7] Млн кв. м.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Осенью 2023 года в Сахалинской области заявили о планах на развитие яхтенного туризма недешевого, но весьма востребованного направления активного отдыха. На руку островному региону играют география, внимание федеральных властей и уже стартовавшие смежные инвестиционные проекты, а против — обстоятельства, туманность перспектив и, далеко не в последнюю очередь, рентабельность. Eastrussia.ru следит за историей, которая тянется около 6 лет.
Первый блин комом
Разговоры о яхтенном туризме на Сахалине не в новинку. Еще в 2017 году компания «Флагман» предлагала к реализации проект полноценного яхтенного порта с благоустройством участка и созданием сопутствующей коммерческой инфраструктуры. На площадке, которую местные власти предложили под бизнес-идею, в три этапа могли появиться стоянка катеров и эллинг (сооружение для ремонта судов. — Прим. Eastrussia.ru), магазин, кафе, а также яхтенная школа. В перспективе этот комплекс мог пополниться еще и развлекательными объектами — разработчики проекта предлагали несколько идей.
Кроме того, один из этапов реализации предполагал отсыпку искусственного острова и создание причальных сооружений с 50 местами под стоянку маломерных судов. Стоимость проекта уже тогда превышала 1 млрд рублей, и представители ООО «Флагман» сразу заявили о том, что нуждаются в поддержке инвесторов, которых еще предстояло найти. Предприятие даже стало резидентом свободного порта Владивосток и заявило концепцию яхтенного порта в качестве инвестиционного проекта.
«В рамках проекта планируется создать курортно-гостиничный комплекс, что создаст комфортные условия для туристов из регионов России и стран АТР. К первому шагу по проекту — проектно-изыскательским работам и затем строительству — приступим уже в августе 2017 года. Запуск проекта планируем осуществить в третьем квартале 2019 года. Проект станет визитной карточкой Корсакова и юга Сахалина, а территория яхтенного порта — деловой и культурной площадкой области», — говорил летом 2017 года генеральный директор ООО «Флагман» Александр Клетченко.
Концепцию развития яхтенного порта с опорой на туристическую привлекательность даже вынесли на общественные слушания, где она получила ряд замечаний и предложений. В частности, главный архитектор Корсаковского городского округа тогда напомнил, что необходимо соблюдать единый стиль проекта, а также обеспечить возможность свободного доступа местных жителей к воде. В связи с этим «Флагману» настоятельно рекомендовали доработать инициативу и включить туда полноценную набережную с работами по благоустройству. Однако получивший поддержку проект был свернут, а в сентябре 2020 года ООО «Флагман» расторгло договор об осуществлении деятельности на территории СПВ. Кроме того, у юрлица сменился руководитель, но компания существует и по сей день — правда, основным видом ее деятельности являются грузоперевозки.
На планах сделать юг Сахалина центром яхтенного туризма на Дальнем Востоке не ставили крест, однако в режим паузы их перевела в том числе смена губернатора в островном регионе. Олег Кожемяко, который изначально одобрял проект, возглавил Приморский край — и вскоре заявил о грядущем строительстве яхтенного порта уже там. А вскоре началась коронавирусная пандемия, которая отложила креативные инициативы по развитию туризма в Сахалинской области на неопределенный срок.
Новый шанс
Вторую серьезную попытку реализовать в островном регионе уже обсуждаемый ранее проект предприняли уже после того, как в 2021 году правительство РФ приняло концепцию развития яхтенного туризма до 2030 года. У истоков ее разработки стоял эксперт Федерального агентства по туризму «Ростуризм», заместитель руководителя секции по яхтенному туризму научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, советник РААСН Николай Гришин, который и призвал вернуться к рассмотрению инициативы. Осенью 2022 года на 30-м международном архитектурном фестивале «Зодчество» специалист выступил с докладом, посвященным перспективам развития инфраструктуры яхтенного туризма и водного транспорта на юге Сахалина.
«Территория обладает всеми необходимыми возможностями для создания района интенсивного яхтинга. Кроме того, на южном побережье Сахалина есть несколько природных и искусственных акваторий, которые могут предоставить возможность безопасной стоянки при неблагоприятных погодных условиях для маломерных, промысловых судов и даже крупных яхт. Общая протяженность морской береговой зоны южной части острова — около 600 км и на этом участке берега расположено много уникальных природных образований, доступных с моря, что способствует развитию яхтинга и водного туризма», — подчеркнул Николай Гришин.
Эксперт также согласился с тем, что именно портовый город Корсаков является оптимальной территорией для яхтенного проекта. Однако, по словам Гришина, это невозможно без возведения новых оградительных и причальных гидротехнических сооружений, или же без восстановления существующих. Об этом же ранее заявлял полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, настаивая на ускорении масштабной модернизации Корсаковского морского порта.
В сентябре 2022 года компания «Бау Микс», известная по разработке проекта Южно-Курильского рыбоперерабатывающего комбината на острове Кунашир, представила свой вариант яхт-клуба в Корсакове. По этому плану площадь потенциально реализуемого объекта составила около 10 тысяч квадратных метров, а вот концепцию серьезно скорректировали. У все еще виртуального клуба появилась зона рекреации с пляжем и прогулочной террасой, смотровая площадка-маяк, зона отдыха на 1600 мест с сервисными и коммерческими объектами, парковка на 70 машиномест и яхтенная стоянка на 46 мест. Проектировщики предусмотрели даже медицинский пункт, спасательный пост и прокат водного прогулочного транспорта.
Сами авторы, презентовав проект яхтенного клуба, отметили: сооружения, которые нужно было разработать, были не очень сложными, кроме гидротехнического. Для последнего необходимо применять особые строительные технологии. Кроме того, при реализации необходимо в обязательном порядке заручиться разрешением Росприроднадзора и других инстанций. Однако финальный результат разработки настолько впечатлил заказчиков, что ее даже отметили благодарственным письмом.
«В дополнение к разработке проектной документации в „Бау Микс“ нам помогли с оформлением документов для управления Росприроднадзора для оценки ущерба воздействия на флору и фауну. Также были реализованы компактное и надежное решение системы эллингового типа по подъему судов. И идея современного подвижного понтонного причала, вместо неподвижного железобетонного основания. Тем самым, специалисты „Бау Микс“ проявили компетентность и высокий уровень заинтересованности в реализации нашего объекта», — отметил генеральный директор ООО «Корсаковская гавань» Игорь Чугай.
Еще одна попытка
Детализированный на картинке проект, созданный материковыми специалистами, тем не менее, до сих пор не повлек за собой сколько-нибудь конкретных сроков реализации. В ушедшем 2023 году в Сахалинской области вновь заговорили о реализации идеи яхтенного порта, на этот раз — с еще более крупным масштабом. Министр туризма островного региона Артем Лазарев в публичном поле заявил о том, что юг Сахалина и Курильские острова может объединить единая концепция развития яхтенного туризмма, а для ее развития будут создавать необходимую инфраструктуру, в том числе — и здесь ничего нового — современные гидротехнические сооружения.
Значительная часть этих работ уже предусмотрена в плане модернизации порта Корсакова, однако он, по всей видимости, обрастает новыми идеями и предложениями. Так, одной из инициатив, о которой упомянул господин Лазарев, стал как раз запуск пилотного проекта по строительству яхтенных марин (гаваней. — Прим. Eastrussia.ru). Помимо этого, нужно запускать строительство маломерного флота и обслуживающей инфраструктуры. Все это, по мнению министра, не только окажет положительное влияние на мощности Корсаковского порта, но и даст еще один толчок развитию Сахалинской области — впрочем, как и любой другой инвестиционный проект с заявленной пользой в виде новых рабочих мест и налоговых поступлений в региональный бюджет.
«Важно сделать это комплексно со всей необходимой прибрежной инфраструктурой, которая впишется в культурный код наших городов и позволит создать дополнительные туристические локации», — подчеркнул Лазарев.
Вместе с министерством туризма за реализацию идей по развитию яхтенного порта взялось АО «Юматекс», которое строит верфь в Корсаковском районе. Именно там начнут выпускать морские суда малого класса, которые в дальнейшем задействуют при организации туристических поездок. А сама марина для яхт, как ожидается, появится на въезде в Корсаков. Проект хотят вписать в уже существующие архитектурные решения для местной набережной.
При этом о финансовой составляющей пока не говорят — но, даже по предварительным оценкам, стоимость идеи рискует стать немалой в сравнении с другими туристическими проектами Сахалинской области. В 2017 году разработчики обозначали сумму в 1 млрд рублей, уже тогда говоря о необходимости привлечения инвестиций из бизнеса. За шесть лет в экономике России и, разумеется, Сахалинской области, изменилось многое: пандемия, СВО и санкции обеспечили резкий рост цен буквально на все. И вряд ли спецкорреспондент EastRussia.ru фундаментально ошибется, если предположит, что новая стоимость яхтенного порта будет колебаться в пределах 6 млрд рублей.
Скептическая реальность
Представители мелких предприятий, которые работают в сфере туризма, к вопросу о перспективах реализации громкого проекта относятся скептически. По мнению коммерсантов, яхтенный порт даже в долгосрочном прогнозе не окупит себя и будет балластом на содержании либо у Корсаковского порта, либо у правительства Сахалинской области.
«Яхтенный туризм — это недешевое удовольствие, совсем недешевое в том виде, как его видят власти. Сахалин — это не условные Монако и Монте-Карло, и даже не Санкт-Петербург. Чтобы строить полноценную марину, даже если она будет вмещать 20-30 яхт, понадобятся сотни миллионов рублей, не считая затрат на обслуживание. Представляете, сколько должны будут стоить услуги этого причала, чтобы „отбить“ затраты на возведение хотя бы за 5-10 лет? И какой уровень дохода должен быть у туристов, чтобы они за это платили? И сразу следующий вопрос: что обеспеченным туристам делать в Корсакове? Нужна инфраструктура соответствующего уровня, нужен сервис, нужны развлекательные программы. Со всем этим не только в Корсакове, на всем Сахалине огромные проблемы. Значит, создавать эти коммерческие объекты тоже нужно с нуля. Но кому они будут нужны, кроме гипотетических богатых туристов? В целом проект выглядит как гигантский сферический конь в вакууме: масштаб огромный, хотелок много, но очень далеко от реальности», — поделился сахалинский предприниматель в сфере туризма Игорь Лебедев.
Еще один представитель сферы туристических услуг отметила, что яхт-клуб как таковой вблизи Корсакова уже есть. И, по мнению островитянки, было бы лучше направить ресурсы на его поддержку и развитие вместо того, чтобы пытаться реализовать многомиллиардные проекты с сомнительной и подчас заведомо отсутствующей окупаемостью.
«В Первой Пади, недалеко от Корсакова, работает спортивно-туристический яхтенный клуб „Сахалин Зюйд Марин“. Небольшое учреждение, маленькая гавань, неглубокая: с осадкой больше 2, 5 метра туда уже не рискуют заходить. И базовая инфраструктура там есть: вода, электросети, рядом есть заправочная станция, недалеко проходит железнодорожная линия до Южно-Сахалинска. Пассажирская станция тоже рядом. Спуск на воду очень удобный, сотрудники — профессионалы. Туда приезжают и туристы, которые просто хотят на яхте прокатиться, и те, кого привлекает сахалинская рыбалка. Но это общественная организация со всеми вытекающими. На мой взгляд, было бы лучше развивать именно этот клуб, потому что он уже существует, у него есть база и перспективы, есть опыт работы. Это логичнее, чем строить с нуля с непонятным прогнозом, а потом терпеть убытки», — считает частный гид Ольга Матвеева.
Приведет ли очередная попытка реализации к запуску на юге Сахалина полноценного яхтенного туризма — неизвестно. Но перспективы этой идеи, какими бы привлекательными они не выглядели на картинках, фактически выглядят весьма туманными. Проект модернизации морского порта в Корсакове ориентирован приоритетно на переработку рыбы — об этом неоднократно заявляли в правительстве Сахалинской области. Конечно, мощности этой гавани после завершения всех работ позволят содержать и туристическую зону, но целесообразность такого решения сомнительна. По итогам прошедшей осенью стратегической сессии, посвященной все тому же яхтенному туризму, заявлялось о разработке дорожной карты по реализации проекта, а дедлайном обозначили конец 2023 года. Помимо объединения всех идей в единую концепцию, «защитники» инициативы должны были предложить варианты модели финансирования — от государственных источников до привлечения инвестиций. Но к январю 2024 года разговоры об этом стихли.
Воздерживается от комментариев и министерство туризма Сахалинской области: на запрос EastRussia.ru в ведомстве сообщили, что высказываться по этому проекту будут не раньше, чем туда зайдет бизнес. Желающих, очевидно, пока нет.
Проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий ограничения для резидентов преференциальных зон в части налоговых льгот, вызвал широкий резонанс. Оппоненты Минфина опасаются снижения инвестиционной привлекательности таких режимов. Против выносимых на обсуждение поправок выступает и Минвостокразвития.
Свести к одному
Минфином разработан законопроект, касающийся налогового регулирования преференциальных режимов. Документ предполагает в рамках льготного налогообложения ограничения для новых резидентов с 1 января 2025 года. В частности, предлагается ограничить сумму налоговых льгот (обычно речь идет о налогах на прибыль, имущество и землю) размером фактических расходов на капитальные вложения и НИОКР.
«Это связано с принципом справедливости. Мы, как государство, инвестируем рубль в виде налоговых расходов. Уважаемый бизнес, будьте добры, инвестируйте тоже рубль…Сам критерий один к одному является достаточно мягким», – говорит директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина РФ Денис Борисов.
Однако законопроект о донастройке налоговых льгот вызвал отрицательные отзывы. Высказываются опасения, что это может привести к ухудшению условий применения префрежимов, в том числе таких, как территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток и Арктическая зона РФ.
Справка: По данным Минвостокразвития, за счет преференциальных зон на Дальнем Востоке и в Арктике к реализации запланировано более 3,5 тыс. проектов с объемом заявляемых инвестиций 9 трлн руб. и созданием 298 тыс. рабочих мест. В экономику макро-региона уже вложено 3,7 трлн руб. На сегодня реализовано 833 проекта.
По состоянию на 11 октября 2023 года в рамках режима ТОР осуществляют деятельность 742 резидента с общим объемом инвестиций по соглашениям 5,5 трлн руб. (фактически осуществлено инвестиций в размере 2,6 трлн руб.), в эксплуатацию введено 227 предприятий. В рамках режима СПВ действуют 2 тыс. резидентов с объемом инвестиций по соглашениям 1,6 трлн руб. (405 млрд руб.), введено в эксплуатацию 451 предприятие. В рамках режима АЗРФ зарегистрировано 664 резидента с объемом инвестиций по соглашениям 824 млрд руб. (109 млрд руб.), введено в эксплуатацию 138 предприятий.
Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что законопроект не в полной мере учитывает социально-экономические особенности отдаленных регионов. «Принятие такого решения на наш взгляд негативно повлияет на резидентов, а именно на субъектов малого и среднего бизнеса, а также на инвесторов, реализующих инвестпроекты в отраслях с низким объемом капвложений. Это сфера услуг, общественного питания, туризм, IT-сфера и т.д., где относительно небольшие инвестиции, но большое количество людей. А одна из основных льгот, которая там есть – это страховые взносы – 7,6% на десять лет», – рассказал он.
Другой вопрос вызывает перечень ограничения номенклатуры финансовых средств, признаваемых капиталовложениями для расчета максимальной величины налоговых льгот. К примеру, предлагается не учитывать затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, прогулочных судов, организацией спортивных объектов, но, что более важно, с реконструкцией и строительством жилья.
«То есть мы развиваем Удокан (крупнейшее месторождения меди – прим. ред.) и там же строим жилые кварталы. То же самое относится в Амурскому газоперерабатывающему заводу, где «Газпром» строит огромное количество жилья, чтобы [работающие] люди там жили. И это предлагают не рассматривать при расчете инвестиций», – обеспокоен первый замглавы Минвостокразвития.
В условиях высокой волатильности представляется сомнительной целесообразность применять льготный механизм лишь при выполнении резидентом контролируемых показателей. «Если инвестор не выполняет условия по годам инвестиционного соглашения, которое заключается с ним, то в следующем году он не может рассчитывать на налоговые льготы. Понимаю, есть разные инвесторы, но мы же не можем не принимать во внимание те объективные факторы, которые у нас складываются по ходу жизни. Кто прогнозировал кризис, СВО, увеличение стоимости денег? Кто прогнозировал ключевую ставку в 15%, ставку по займу в 17-20%», – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.
От сумы и от маржи
Как заверили в Минфине, за счет разработанной совместно с ФНС автоматизированной системы «Эффективность льгот» есть возможность получать независимую оценку того, как налоговые послабления влияют на финансово-экономические показатели налогоплательщиков. Так, сообщил Денис Борисов, в рамках дальневосточных ТОР по ряду отраслей операционная рентабельность превышает 30%, в то время как в среднем по российской экономике эта величина оценивается в 12-15%.
«Было бы все хорошо, мы не против, но проблема в том, что такие доходности получаются в условиях, когда по сути государство фактически субсидирует через налоговые расходы такой высокомаржинальный бизнес. Оно нам надо?», – считает представитель Минфина.
По его данным, три года назад объем налоговых расходов по ТОР в ДФО был более 10 млрд руб., в 2021-м он превысил 20 млрд, и есть прогноз на дальнейшее увеличение.
В Министерстве финансов не видят опасений по поводу ухудшения инвестиционной активности. Принцип, когда размер налоговых льгот ограничен фактическими капвложениями, уже реализован в региональных инвестиционных проектах (РИП) и специальных инвестиционных контрактах (СПИК), уточнил чиновник.
«Когда мы выдвигали эти условия, мы собирали статистику – у подавляющего числа резидентов уровень инвестиций кратно превышает объем получаемых ими налоговых льгот. Они все соответствуют этим критериям», – сказал Денис Борисов.
Между тем свои возражения высказали в Министерстве экономического развития РФ. «У меня 50 особых экономических зон, в них фактически инвестировано 1 трлн руб., а налоговых льгот на 124 млрд руб. Минфин, верните остальные деньги, если по такой логике идти», – рассуждает заместитель министра Дмитрий Вахруков.
По его мнению, цель стимулировать больше инвестиций на самом деле теряется в этой инициативе и более очевидной становится цель борьбы с недобросовестными резидентами. «Хорошо, покажите их нам. Принесите список этих резидентов, отдайте в регионы, в Минэк, и мы их выгоним, если они недобросовестные», – заявил Дмитрий Вахруков.
Регионы хотят постоянства
Реализация законопроекта станет дополнительным барьером на пути к привлечению инвестиций и в целом деятельности преференциальных зон, как эффективного инструмента развития экономики страны, полагает директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин.
«Исходя из опыта ОАЭ или стран ЕАЭС, преференциальные условия свободных экономических зон работают на привлечение инвесторов, а не наоборот. Только за последние недели мы получили информацию от представителей ОЭЗ, что порядка 20 проектов на сумму 15 млрд руб. находятся в зоне риска», – сказал Михаил Лабудин.
Подсчитано, что в случае принятия предложений Минфина потери инвестиций могут составить 236 млрд руб., проинформировал председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. От регионов поступило 200 негативных отзывов на данный пакет поправок, уточнил он.
Сенатор предлагает снять этот законопроект с обсуждения в нынешней редакции и в координации с предпринимателями и главами субъектов РФ разработать новый документ. «На моем комитете мы его зарубим, не дадим положительного заключения», – пообещал он, добавив, что регионы крайне заинтересованы в том, чтобы у них льготные режимы существовали в прежнем качестве дальше.
Как бы то ни было, поправки Минфина заставили свежим взглядом посмотреть на преференциальные зоны, в том числе в ДФО. Сенатор Андрей Епишин предлагает распространить режим ТОР на весь Дальний Востоке. При этом, убежден он, надо сосредоточить льготы на тех проектах, которые создают постоянные рабочие места, закрепляют население на той или иной территории. Многие добывающие производства, предусматривая, главным образом, вахтовый метод работы, не сильно помогают регионам с точки зрения демографии, пояснил сенатор.
С ним согласен Гаджимагомед Гусейнов. «Сейчас у нас нет ограничений по расширению границ ТОР, но получается, все процессы, связанные с расширением границы занимают порядка шести месяцев. Но без расширения границы ТОР инвесторы не вкладывают деньги. Все, что будет [сделано] до ТОР, инвестор потом не сможет предъявить к возмещению. Следовательно, получается, что границы ТОР являются естественным препятствием для привлечения инвестиций на Дальний Восток», – заключил представитель Минвостокразвития.