Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование авиакатастрофы Ан-26, которая произошла в Большехехцирском заповеднике недалеко от Хабаровска в сентябре 2021 года. К столкновению со склоном горы привело выполнение полета ниже установленной минимальной безопасной высоты.
Об этом говорится в отчете МАК. Специалисты также пришли к выводу, что к крушению могла привести недостаточная предварительная подготовка экипажа, наличие в экипаже штурмана-стажера, недостаточное взаимодействие экипажа и специалистов управления воздушным движением, самостоятельная корректировка маршрута штурманом при отсутствии контроля со стороны командира Ан-26. Кроме того, вероятно, не были учтены особенности рельефа местности.
В отчете сказано, что есть вероятность, что система раннего предупреждения столкновения с землей была отключена экипажем. Ее наличие могло бы предотвратить авиакатастрофу.
Специалисты МАК также пришли к выводу, что штурман-стажер не использовал оборудование воздушного судна для точного самолетовождения, выдерживания безопасных высот и своевременного информирования экипажа о выполнении разворотов, а штурман-инструктор не контролировал его действия. Кроме того, отсутствовал контроль за полетом и со стороны диспетчера-стажера и диспетчера-инструктора.
Самолет Ан-26 пропал с радаров в 38 километрах от Хабаровска 22 сентября 2021 года. В тот же день началась поисково-спасательная операция, но облететь территорию не удалось из-за плохой погоды и тумана. Обломки нашли 23 сентября на горе Хребтовая в Большехехцирском заповеднике. Высота горы около 900 метров.
Из-за плотного леса и уклона вертолет не смог сразу приземлиться на место крушения. Также не удалось десантировать спасателей. Поисковая группа направилась туда пешком. Сейчас на месте работают в том числе спасатели. Они разбили лагерь и готовят площадку для посадки вертолета.
Среди шести членов экипажа самолета Ан-26 не было жителей Хабаровска. В техническом полете участвовали гражданские специалисты из разных городов страны. Все они погибли.
Путешественники летели полюбоваться красотами Камчатки, но авиакатастрофа перечеркнула их жизни – восьмерым на «до и после», восьмерым навсегда. Ми-8 с туристами на борту рухнул в Курильское озеро - одно из самых уникальных мест России, расположенное на особо охраняемой природной территории Камчатки. До места посадки он не дотянул считанные метры
Вертолет Ми-8, принадлежащий компании «Витязь-Аэро», поднялся в воздух с аэродрома базирования в поселке Николаевка (населенный пункт в Елизовском районе Камчатского края) около 8:30 утра 12 августа и взял курс на знаменитое Курильское озеро в Кроноцкого заповедника. Маршрут экипажу был хорошо знаком. По нему в летний сезон курсирует по несколько винтокрылых машин в день с гостями и жителями полуострова. Люди летят посмотреть на медведей в естественной среде обитания. Все было как обычно и в этот раз. На борту находилось 13 туристов и три члена экипажа. Главным в «восьмерке» был Сорокин Николай Михайлович. На кресле второго пилота находился Медведев Яков Николаевич. Бортмеханик машины — Мадиев Марат Саматович.
Полет проходил в штатном режиме, но над озером стоял густой туман, за несколько минут до посадки вертолет ударился об воду и начал стремительно уходить на глубину. Все произошло за секунды.
Сразу после падения вертолета инспекторы Кроноцкого заповедника бросились на помощь
Фото: Кроноцкий заповедник
Самыми первыми на помощь бросились сотрудники Кроноцкого заповедники. Многие слышали звуки приближающегося вертолета, за которым последовал нехарактерный для посадки хлопок.
«В 9.25 утра на озере был туман, видимость не превышала 100 метров. Мы услышали шум вертолета, но не видели его. Судя по звуку, он пролетел над озером и начал поворачивать в сторону кордона. Потом раздался громкий хлопок – вертолет ударился о воду. Мы тут же спустили на воду 2 катера и за 3-4 минуты добрались до места крушения, которое определили по волне. На поверхности воды было 8 человек, которых сразу подняли на борт и отвезли на кордон. У двоих были серьезные ранения. Мы начали оказывать пострадавшим первую помощь, отогревать их. Мы несколько раз объехали озеро в поисках остальных людей, но никого не обнаружили», – рассказал Евгений Денгес, участковый государственный инспектор ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник".
В числе восьми спасенных оказался Виктор Стрелкин. Он прилетел на Камчатку 10 августа из Санкт-Петербурга, а уже на 12 число была запланирована вертолетная экскурсия на Курильское озеро. Во время полета путешественник задремал. А разбудил его удар и поток воды, хлынувший в салон.
«Рядом со мной сидел сын моего друга. Он был пристегнут ремнями безопасности, и я не успел его выдернуть из-за того, что поздно очнулся. Успел только отстегнуть себя, после чего меня сразу подняло наверх в кабине вертолета. Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть. После этого вертолет сразу заполнился водой. Сидел я на первом ряду. Дверь в кабину пилотов оказалась распахнутой, стекло разбито и через это отверстие я стал подниматься наверх. По моим ощущениям, поскольку я занимаюсь фридайвингом, глубина, с которой я всплыл на поверхность составляла порядка 8-9 метров», — рассказывает Виктор.
Виктор Стрелкин, выживший в катастрофе Ми-8
Фото: правительство Камчатского края
«Вода была очень холодная, низкий туман. Вокруг уже барахтались люди, зовущие на помощь. Самостоятельно спастись дальше я не мог. Кроссовки тянули меня на дно. Мне едва удалось их снять. Плыть на животе я не мог и понимал, что в таких условиях долго не продержусь. К счастью буквально через 5 минут подоспели две лодки с людьми. Меня достали из воды первым. Второй, кого спасли стала гид Анастасия. Затем достали второго пилота и механика. По словам других выживших второй пилот вылетел из кабины вместе с креслом».
Быстрая реакция инспекторов заповедника спасла жизни тем, кто находился в воде, На берегу пострадавших укутали в пледы, дали теплое питье и оказали необходимую медицинскую помощь. Температура воды в озере – не более 5-6 градусов, долго находиться в ней невозможно.
Ми-8 упал недалеко от острова Сердце Алаида, который расположен в Курильском озере приблизительно в 5 километрах от берега. Как рассказывали уцелевшие, находившиеся в момент крушения в вертолете, он начал тонуть носом вниз, а от удара о воду открылись задние створки воздушного судна.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Спустя некоторое время стала приходить помощь из Петропавловска-Камчатского. Прибыли спасатели МЧС, в воду погрузились водолазы, но больше на месте крушения вертолета никого не нашли. Всех спасенных в результате крушения вертолета Ми-8 принято решение отправили в главную больницу Камчатки.
В 13:15 по местному времени спецборт совершил посадку на специальной площадке в черте Петропавловска-Камчатского. Там уже ждали несколько карет скорой помощи и Центра медицины катастроф.
Фото: правительство Камчатского края
«Бортом санавиации к нам поступило четыре пациента, двое из которых были госпитализированы в реанимацию. Пришлось провести оперативное вмешательство. У одного из пациентов открытый оскольчатый перелом правой голени, контузия грудной клетки, перелом ключицы и травматический шок второй-третьей степени. Гемодинамически он был крайне нестабилен, поэтому в течение 30 минут была проведена предоперационная подготовка в палате интенсивной терапии, потом выполнено оперативное вмешательство по поводу открытого перелома. Сегодня у него стабильно тяжёлое состояние, дыхание самостоятельное, пациент в сознании, но под медикаментозной седацией. Прооперированная конечность на данный момент жизнеспособна, признаков воспаления или гангрены пока нет. Второй пациент поступил с открытым переломом грудины. Рана проникала в передние средостения, кроме того, у него открытый перелом крыла подвздошной кости. Он также находится в реанимации в стабильно тяжёлом состоянии под интенсивной терапией. На данный час его состояние не ухудшилось, оно стабилизировано»», – рассказал утром пятницы 13-го августа заместитель главного врача по хирургической помощи Камчатской краевой больницы, хирург высшей категории Олег Кузьменков. «Девушка-гид 27 лет получила черепно-мозговую травму. Ей предложили госпитализацию, но она отказалась. Мужчина обращался с ушибами, ссадинами, то есть амбулаторными травмами», - добавил он.
Среди спасенных экономист и журналист Николай Корженевский, бывший ведущий программы «Экономика: Курс дня» на канале «Россия 24», директор лаборатории «СберИндекс». Николай — стипендиат Оксфордского фонда, стажировался в Стэнфорде. Его называют одним из самых молодых и авторитетных в россии специалистов по биржевой торговле.
Экипаж:
Сорокин Николай — командир воздушного судна
Медведев Яков — штурман
Мадиев Марат — механик
Пассажиры:
Пономарева Анастасия
Стрелкин Виктор
Маляков Михаил
Кованцев Георгий
Корженевский Николай
Антипина Елена
Кулаков Евгений
Кремнева Ольга
Маляков Даниил
Мозолева Ирина
Скварников Кирилл
Чернова Эльвира
Харитонова Елена
По факту крушения в Курильское озеро вертолета Ми-8 возбудили уголовное дело. Как рассказали рассказали в Восточном управлении на транспорте СКР, расследуется по факту нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта.
В качестве причин крушения рассматриваются три стандартные версии: неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Помимо сбора улик на месте ЧП, следователи работали и на посадочной площадке Николаевка (аэропортовый комплекс "Витязь - Аэро") – они изъяли образцы топлива, которым был заправлен вертолет. По топливу назначена судебная химическая экспертиза. Также назначены судебно-медицинские экспертизы пострадавших.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Кроме того, допрошен генеральный директор ООО АК «Витязь-Аэро», который является эксплуатантом воздушного судна, а также технический персонал, осуществлявший предполетную подготовку воздушного судна, изучаются документы туроператора и перевозчика, а также техническая документация на вертолет, в том числе и в части ремонта воздушного судна, который проводился в 2020 году.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Поисковая операция на Курильском озере продолжалась весь день 12 августа до захода солнца и возобновилась с рассвета. Вертолет, который так и не совершил посадку в пункте назначения, лег на недоступную пока для водолазов глубину — более 145 метров.
«Обломки вертолета находятся на удалении примерно 800 метров от берега и на большой глубине. Водолазы МЧС не могут работать на ней. Поэтому сейчас мы обратились к министерству обороны за содействием. Военные подтвердили направление подводных роботизированных аппаратов, которые могут помочь в поисках обломков и пропавших. Роботы будут обследовать дно Курильского озера в районе авиакатастрофы. Поисковые работы продолжаются. На месте работают спасатели МЧС, водолазы, развернут полевой лагерь. Следственные органы в настоящее время устанавливают возможные версии и обстоятельства произошедшего», - рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю
Утонувшая в озере с туристами машина, принадлежит компании «Витязь-Аэро». Один из ее совладельцев – депутат заксобрания Камчатского края Игорь Редькин. Накануне он был арестован по делу об убийстве мужчиныв поселке Озерновском.
Катастрофа Ми-8 на Курильском озере стала шестым по счету серьезным происшествием с вертолетами авиакомпании «Витязь-Аэро» на Камчатке.
Одним из самых серьезны оказался инцидент в декабре 2015 года. Тогда машина компании совершила жесткую посадку в Соболевском районе. На борту было 25 человек. Вертолет перевозил дежурную смену компании «Газпром добыча Ноябрьск». Погиб один человек и 11 пострадали. Весной того же года жесткая посадка была и в Быстринском районе. Никто из шести человек, находящихся на борту вертолета, не пострадал. Также в апреле 2017 года вертолет Ми-8 «витязей» совершил жесткую посадку в районе Мутновского вулкана. На борту было 19 человек. Травмы получили три пассажира. В январе прошлого года Ми-8 «замерз» на Мутновском вулкане. Сильное обледенение помешало поднять машину воздух. Группа из 18 туристов и экипаж были эвакуированы другим вертолетом авиакомпании. В 2016 году техника повредила стойку шасси при посадки в Долине Гейзеров.
ЧП с Ми-8 это уже вторая авиакатастрофа, произошедшая на Камчатке эти летом. 6 июля на полуострове потерпел крушение самолет Ан-26 летевший из Петропавловска-Камчатского в Палану (населенный пункт Камчатского края). Машина врезалась в скалу при заходе на посадку. Никто из 28 человек, находившихся на борту, не выжил.
«Почему?» и «Можно ли было избежать катастрофы?» - эти вопросы неотступно следуют за каждым крушением самолета. Ответы иногда помогают предотвратить будущие трагедии, но не в этот раз - практически в этом же месте в 2012-м году разбился самолет. Неужели сценарий повторился?
Машина со всей скорости врезалась в кромку скалы, где начинается растительность, оставив лишь черный след от пожара. А все, что уцелело, обрушилось вниз. Выжить после столкновения шансов не было. Уцелей кто-то 6 июля в салоне Ан-26 после сильного удара о вершину скалы, неминуемо бы погиб после падения с высоты почти 100 метров на камни узкой береговой полосы уходящей в залив Шелихова Охотского моря. При этом самолету не хватило совсем немного, чтобы пройти низко над возвышенностью. Летчики не видели куда летели? Они не замечали перед собой препятствия? Аппаратура не предупредила их о столкновении? Самолет провалился в «воздушную яму»? Впереди долгое расследование, сейчас можно лишь перечислить факты.
После вылета из аэропорта Петропавловска-Камчатского Ан-26 «Камчатского авиационного предприятия» должен был провести в воздухе чуть более трех часов и преодолеть 680 километров. Но при заходе на посадку, в нескольких минутах и считанных километрах от ВПП он пропал с радаров и ушел со связи. Вплоть до этого момента все было штатно, и даже задержка - вылететь по расписанию в Палану не позволила погода в месте посадки – чем-то необычным не являлась. Рейсу РТК-251 дали разрешение на взлет на два часа позже запланированного, около 13-00, когда облака поднялись над землей выше минимальных значений, разрешенных для выполнения полетов. Наземный осмотр самолета не вызвал вопросов.
«Видимость на аэродроме вылета весь день была хорошей — более 10 километров. Ветер в районе аэропорта назначения был юго-западный и дул с моря силой 7-8 метров в секунду. Осадков не было. Утром облачность была низкой, и пилоты ждали улучшения погоды, что вызвало задержку вылета судна. Позже облачность приподнялась и стала выше минимума: при заходе на посадку с моря видимость на аэродроме должна быть 3000 метров, а нижняя граница облачности на 400 метров. Посмотрели, что синоптическая обстановка во второй половине дня благоприятствует для выполнения полета. И приняли решение на вылет», - сообщили EastRussia авиационной метеослужбе аэропорта Петропавловска-Камчатского.
На борту Ан-26 находились 22 пассажирами и 6 членов экипажа. В списках значились два несовершеннолетних – 6-летняя девочка и 17-летний парень. В кресле командира был опытный пилот Дмитрий Никифоров. Он считался одним из лучших, и уже далеко не в первый раз летал по этому маршруту.
«Проход через диспетчерские пункты круга и районного центра выполнен без замечаний. В 14 часов 09 минут местного времени данный борт передан под управление диспетчера поселка Тигиль. В 14 часов 39 минут передан под управление диспетчера Паланы. Перед тем как выйти из зоны Тигиля, экипаж Ан-26 получил из Паланы полную сводку о метеоусловиях в аэропорту назначения. В дальнейшем, при работе с диспетчером Паланы, на конечном этапе захода воздушному судну был передан прямой пеленг в азимуте 340 градусов. Примерно через две минуты судну был выдан пеленг 320 градусов на удалении 9 километров. После этого связь прервалась», - говорит Владимир Датиашвили, директор филиала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
По расчетам, самолет должен был коснуться взлетно-посадочной полосы в 14 часов 50 минут. Но этого не произошло. Экипаж на запросы диспетчера не отвечал. «Далее диспетчер доложил руководителю полетов сюда в Петропавловск-Камчатский о произошедшем. И были предприняты все действия по объявлении стадии бедствия», - отметил Владимир Датиашвили.
На поиски пропавшего самолета были подняты вертолеты. К работе подключились наземные службы. Обломки нашли не сразу. Их заметили с военного самолета, который также привлекался для поисков. Его экипаж и передал на землю новость в десятом часу вечера 6 июля. Отчетливый черный след на верху скалы уже не оставлял никаких сомнений, да и уничтожил все надежды.
Встречающие родных в Палане гнали от себя мысли о худшем, и даже через несколько часов после надежда все еще боролась с переданной информацией. «Когда я узнала о трагедии, сразу поняла что моей Кати больше нет в живых. Ведь если на радаре нет самолета, значит он упал в море. Там невозможно выжить и пяти минут. Но небольшая надежда все-таки была. Я думала, может она раненная где-то лежит. Она у меня была крепкой и спортом занималась. А теперь ее уже нет», - Ольга Ладынская, мать погибшей Екатерины Паникаровой.
Ровесница Екатерины – Татьяна Майорова вместе со своей шестилетней дочерью летела в Палану к своему отцу. Он попал в больницу. Дочь и внучка хотели его там навестить, чтобы папа и дедушка быстрее выздоравливал.
Не долетела до дома и хозяйка местной администрации Ольга Мохирева. Она возвращалась из командировки. С ней в самолете были и несколько подчиненных, в том числе Александр и Ольга Андрейкины. Катастрофа оставила детей этой пары сиротами…. Горе и у Бояршиных – глава семьи – отец и любимый дед восьми внуков Сергей Вячеславович возвращался из Петропавловска после медицинского обследования.
На месте крушения самолета развернули масштабную поисково-спасательную операцию. На полуострове работает комиссия по расследованию авиакатастрофы. Уже найдено 19 тел погибших (по данным на вечер 8 июля). Одного уже опознали. Сейчас различные комиссии и следственная группа разбираются в причинах. Никто никаких выводов пока не делает. Рассматривают три стандартные версии – погода, подвела техника или ошибся экипаж. Но некоторые родственники погибших в последнюю версию верить отказываются.
«Ну это не летчики, я могу сразу сказать. Туда летают асы, а вот на каких самолетах, просто ужас. Я сама лично на них летала. Надо менять самолеты, а не летчиков ругать бедных. Знаете, как там страшно летать!? Это просто ужас. Летишь в самолете, а у тебя с боку дверка с иллюминатором открывается и закрывается», - делится переживаниями от своих полетов Ольга Ладынская, мать погибшей Екатерины Паникаровой.
«У меня молодость вся прошла в Соболеве. И мне кажется, с тех пор никогда парк самолетов не менялся. Это же страшно», - говорит Ольга Охтерова, жительница Камчатки, пассажирка рейса в Соболево (населенный пункт Камчатского края).
«Новых самолетов нет. Поэтому и бьются. Техники нет нормальной. Самолеты менять надо. Россия же делает технику. Почему нам не поставляют?», - Александр Колиниченко, житель Камчатки, пассажир рейса в Соболево (населенный пункт Камчатского края).
Разбившемуся самолету Ан-26 было без малого 39 лет. Несмотря на это «на пенсию» он не собирался, и вовремя проходил все технические осмотры. Последний был за неделю до крушения.
«Такие самолеты, как АН-26, ЯК-40, находящиеся в нашем авиапарке, не так давно прошли капитальный ремонт. То есть у них есть действующие сертификаты летной годности. Они ежегодно проходят специальный осмотр с участием представителей заводов. Буквально неделю назад такие специалисты были у нас. Кроме того, информация о том, что к августу потерпевший крушение самолет АН-26 готовился к списанию, не соответствует действительности. Сертификат самолету АН-26 был выдан два года назад, его продлили до конца 2021 года. В августе мы планировали по определенному налету часов поставить машину на профилактический осмотр. Поэтому отмечу, что версия крушения судна из-за неудовлетворительного технического состояния очень маловероятна», — комментирует Сергей Горб, заместитель генерального директора по организации летной работы Камчатского авиационного предприятия.
Но если не человеческий фактор, не техника, и не погода, то что стало причиной катастрофы, оборвавшей жизни 28 человек и разделившей ее на «до» и «после» у родных на земле? Возможно, ответ дадут «черные ящики», но они в море. Их ищут водолазы, привлечь к поисковой операции планирую плавкран. Но на его переход из Петропавловска-Камчатского потребуется несколько дней.
Тем временем в интернете появились рассуждения диспетчера, который не исключает ошибки пилотов. Телеграм-канал Baza приводит мнение анонима, который отмечает, что пилотам давали хороший заход с благоприятными погодными условиями.
«Все было спокойно, ровно. Все хорошо было. На команды он не реагировал. Говорили ему: в море не снижайся, а он все равно в море снижался. Сразу ему рекомендовали заход, с хорошими условиями, а он собрался в море снижаться, где не было ни видимости, а туман и облака. Кого они слушают? Никогда не слушают диспетчеров, пока выпендриваются. А как случится что, так диспетчер, чур, крайний. Он изначально выбрал схему захода такую, что он будет заходить в плохие погодные условия. И было ему рекомендовано три раза: не снижаться в море и не выполнять заход с хорошими погодными условиями. Он их игнорировал. Как всегда, они все знают. Точно также, как с Ан-28 в 2012 году», - говорит на записи мужчина, достоверность слов которого сейчас подтвердить или опровергнуть не представляется возможным. Все, кто так или иначе вовлечен в расследование, от любых комментариев воздерживаются.
Это уже вторая трагедия для Паланы за последние 10 лет. В сентябре 2012 года при схожих обстоятельствах также при заходе на посадку здесь разбился Ан-28. Он рухнул на склоне горы Пятибратка на высоте около 200 м в 10 км от аэропорта. Погибли 10 человек. В живых тогда остались только четверо. По заключению Межгосударственного авиационного комитета: «Причиной катастрофы самолета Ан-28 RA-28715 явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана, выразившееся в выполнении полета вне маршрута подхода и преждевременном снижении до высоты ниже минимально безопасной при полете в горной местности, в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с земными ориентирами, что привело к столкновению ВС со склоном горы, его разрушению и гибели экипажа и пассажиров». В крови обоих членов экипажа обнаружен алкоголь.
Пассажиры рейса РТК-251:
Широкова Мария Витальевна
Андрейкин Александр Николаевич
Андрейкина Ольга Леонтьевна
Кудашкин Михаил Вячеславович
Майорова Татьяна Евгеньевна
Хвалеева Алиса Вячеславовна
Лисичкина Алена Олеговна
Левицкий Евгений Михайлович
Тищенко Артем Вячеславович
Устинова Ольга Анатольевна
Поникарова Екатерина Валерьевна
Попель Анастасия Александровна
Суровцева Юлия Борисовна
Мохирева Ольга Петровна
Аяни Петр Григорьевич
Нестерук Евгений Александрович
Сивак Иван Витальевич
Столяров Юрий Федорович
Нестерова Мария Максимовна
Бояршин Сергей Вячеславович
Лаптев Константин Алексеевич
Каримулин Александр Анатольевич
- Да какая рыбалка?! Холодрыга такая на улице! – говорили мне знакомые, заслышав о моих планах отправиться на выходные за ленком и хариусом.
В Хабаровске и правда морозы под 40, но желание «вырваться на оперативные просторы» пересилило – сидеть в городе надоело, да и на «зимней» я бывал лишь единожды: на севере Камчатки, в заливе Корфа. Было это лет 10 назад, ловили мы камбалу и корюшку в заранее подготовленных лунках, так что, можно сказать, это не в счет.
Изначальную идею ехать на «зимнюю горную» и жить в отапливаемой палатке, мы, внимательно изучив показания термометра и прогноз, все же отвергли. Решили остановиться на базе на берегу реки в поселке Сукпай, что примерно в 200 километрах от Хабаровска, в том числе, по «бамовской» трассе (она же «бетонка», она же дорога «Восток», она же федеральная трасса А375) Хабаровск – Находка, которая, на самом деле, никуда не ведет и теряется в тайге сразу после пересечения административной границы между Хабаровским краем и Приморьем.
Неделя до поездки прошла в бурных обсуждениях «сколько брать», «вся рыба наша» и «на что лучше ловится». В итоге решили, что короед (20 рублей за штучку) – наше все и вот уже два боевых экипажа на «Паджерике» и «Форике» (Субару Форестер – прим. ред.) быстро преодолевают «бетонку» сворачивают на «гравийку», ведущую до бывших леспромхозховских некогда богатых поселков. На развилке Мухен – Сукпай заправляемся по полной (раньше на этой АЗС принимали только «налик») и вот она – Сидима (обычно поем про нее на манер «розенбаумовской» «Ах, зима ты, моя, зима», вместо «зимы» вставляя «Сидима»): здесь есть кафе, борщ и можно уже не бояться постов ГИБДД впереди, так что «рыбалка официально открыта».
Филиал Кубы на Дальнем Востоке
Дорога в Сукпай идет по тайге: перевалы, елки, сосны, где среди них где-то бродит амба (Амба –великий, большой, огромный так коренные жители Дальнего Востока называли тигра – прим. ред). Примерно на полпути попадается поселок Золотой – нынче уже наполовину заброшенный. А ведь еще до конца 80-х это были места, куда ехали зарабатывать. Причем, со всего мира. Сукпай, к примеру, строили (а потом и жили здесь) кубинцы: братья с острова Свободы приезжали в глухую дальневосточную тайгу, чтобы строить целый город лесозаготовителей (проект был рассчитан на 50 тысяч жителей), а взамен для своей социалистической республики рубили лес и бесплатно отправляли его к себе на родину. Сукпай, кстати, и переводится, как «луч солнца», правда, в переводе с удэгейского.
Обложка книги Джанси Кимонко "Там, где бежит Сукпай"
Места эти живописно описывал удэгейский писатель Джанси Кимонко в повести «Там, где бежит Сукпай», но каждый раз, когда приезжаешь, открываешь что-то новое.
На въезде в «нижний» поселок
В Сукпай от Транссиба раньше вела Оборская железная дорога, протяженностью около 150 километров – по ней отсюда и соседних поселков - Мухена, Дурмина – вывозили лес (пассажирский поезд тоже был). Сейчас от ветки осталась лишь насыпь, да железобетонные мосты. Впрочем, и поселок нынче оставляет удручающее впечатление. Особенно, «верхний» (или «новый», как его еще называют) – как раз тот, который строили кубинцы. Панельные дома зияют выбитыми стеклами, некоторые из них так вообще разобрали.
«Верхний» поселок, построенный кубинцами
Жилищная афера
Лет 10 назад в Сукпае случился «бум» - в поселке стали скупать квартиры, особенно 3-х комнатные. В роли покупателей, как правило, выступали жители севера Сахалина. Как оказалось, это была схема по обналичиванию жилищных сертификатов для выезжающих из районов Крайнего Севера – благоустроенное жилье посреди тайги покупалось за копейки, а по сертификату за него давали кратно больше. Теперь это – те самые квартиры с выбитыми стеклами: понятное дело, что никто сюда переезжать и не думал.
Впрочем, финиш у нас не в Сукпае, а примерно в пяти километрах, недалеко от вожделенной речки, на базе, где нас встречает Игорь – мужчина лет 50-60-ти.
Таежная база
Работает здесь смотрителем/распорядителем. Сам родом из Амурской области, год назад уехал домой к дочерям, но началась «СВО» и владелец базы вместе с сыном попали под мобилизацию. Тогда супруга (она же мать) мобилизованных позвонила Игорю и сказала «приезжай, без тебя не справиться». Вот и живет теперь с лошадью, двумя собаками и кучей кошек.
Елка по-сукпайски, украшенная компакт-дисками
Кошки, кстати, опасные: куриную кость, нечаянно уроненную со стола, подхватят на лету, да перегрызут тут же – настоящие дальневосточные коты. А еще они сидят возле домика, где мы остановились, и мяукают, когда ты выходишь – мол, дай пожрать! А вот если заходить в дом, то молчат – понимают.
Те самые кошки
То, что мы сняли домик на базе – это правильно. Света в нем хоть и нет (LED-освещение от солнечных батарей не в счет), но «буржуйка» греет, а за окном – 40. Чтобы не бегать к машине, ставим брелоки в режим «прогрев каждые четыре часа» и понеслось: UNO, нарды, «разговоры разговариваем». Завтра – на рыбалку.
На лед!
До реки Сукпай, скованной льдом, не больше километра – загружаем в сани-волокуши все необходимое и отправляемся на рыбалку.
На льду Сукпая
Через минут 40, выйдя на лед, и подобрав место под «завалом» (в этом смысле горная рыбалка зимой мало чем отличается от осенне-летне-весенней – выбираем те места, где любит прятаться рыба), ставим палатку без дна – в ней можно укрыться от ветра и отгородить рыбу от солнечного света, который может пробиться через пробуренную лунку и вспугнуть рыбу, и бурим лунки.
Алексей за работой
Тут стоит сказать, что у нас с собой был мотобур. Без него было бы тяжело – лед на Сукпае хоть и метра не достиг, но вручную было бы сложно.
Владелец бура – Алексей, кстати, также впервые оказавшийся на зимней горной рыбалке, провел разъяснительную работу: ножи для бура на "горняшке" (горная рыбалка - прим. ред.) подходят любые, а вот для бурения на Амуре далеко не все - лед на главной дальневосточной реке и «горняшке» абсолютно разный.
В ожидании рыбы
Стоит ли говорить, что мы ничего не поймали? Не помог ни короед, ни крючки «нужной формы». Ничего. Хотя, справедливости ради, поклевка была, и не единожды. Впрочем, рыбалка – это же не всегда про улов.
Возвращались с твердым желанием вернуться по весне и «наказать всю рыбу». На базе устроили чемпионат по нардам. Я, кстати, выиграл.
Вид на реку Хор, в которую впадает Сукпай
Смотритель Игорь успокоил: мол, не вы первые, кто возвращается с «сухими канами» (кан – емкость для рыбы - прим.ред). Во-первых, близость к населенному пункту практически всегда означает, что рыбы здесь нет – ее попросту выловили местные. К тому же хариус с ленком – рыба достаточно привередливая: то солнце слишком ярко светит, то вода недостаточно мутная, то температура неподходящая. И если на осенней или летней рыбалке ты можешь спокойно поменять локацию, выбрав на реке более подходящую яму или залом, где в горных реках любит прятаться хариус, то на зимней для этого приходится бурить новые лунки.
Развитие импортозамещающих производств в усложнившихся экономических условиях приобрело стратегическое значение. ЕastRussia наблюдает за работой дальневосточных предприятий, стремящихся восполнить дефицит и наполнить рынок отечественной продукцией.
Предприятие «Союзкомпозит» за счет реализации нового инвестпроекта сможет увеличить производство ДКП до 1000 тонн ежегодно (рост производственных мощностей составит 250 тонн), будет создано пять новых рабочих мест (штат сотрудников увеличится до 30 человек). Налоговые отчисления в бюджет края составят 17,5 млн рублей за пять лет, выручка увеличится на 58 млн рублей в год.
Линия по производству террасной доски
фото: EastRussia
Древесно-полимерный композит торговой марки SEQUOIA по сравнению с натуральной древесиной имеет более высокую прочность и долговечность, водонепроницаемость, огнестойкость, устойчивость к плесени и насекомым. Новая продукция поможет сократить потребления сырья. При производстве главным образом используется натуральная древесная мука и высокоплотный полиэтилен. В производстве композитного материала на предприятии практически не используются импортные материалы. Новая линейка материалов будет более атмосферостойкая и иметь значительное сходство с натуральным деревом по тактильным и визуальным ощущениям.
Как рассказал главный инженер компании «Союзкомпозит» Александр Ковалев, продукцию в основном производят из опилков лиственницы, поставляемых из Комсомольска-на-Амуре, пластик получают также от предприятий края – уже очищенный. Добавку, защищающую производимый материал от вредного воздействия солнечных лучей, заказывают в Китае. Это – единственный импортный компонент.
«Ультрафиолетовая защита – это очень дорого, и некоторые недобросовестные производители экономят на этом. Раньше мы все ввозили из Китая, а теперь производим сами – под брендом “Секвойя”. Древесно-полимерный композит может прослужить 50 лет в теории, но так как его выпускаем относительно недавно, реально это еще не проверено. Гарантию даем 25 лет, потом материал можно направить на переработку и вторичное использование», – рассказывает он, добавляя, что на Дальнем Востоке конкурентов у компании нет, а продукция предприятия поставляется потребителям из соседних регионов, а также по всей России, где пользуется большим спросом.
фото: EastRussia
Из древесно-полимерного композита ООО «Союзкомпозит» производит террасную доску и лаги, перила, столбы и балясины для ограждений, доски для заборов, ступени для лестниц, фасадные системы. Чаще всего эту продукцию используют для благоустройства придомовой территории.
Увеличить количество поставок изделий из композитного материала компания сможет за счет расширения производства: в рамках софинансирования 50/50 будет получен льготный пятилетний заем 20 млн рублей на более современное оборудование для выпуска новой линейки продукции из древесно-полимерного композита.
Как отметила и.о. директора Фонда развития промышленности Хабаровского края Татьяна Веретенникова, «Союзкомплекту» не сложно получить поддержку – это действующее производство, зарекомендовавшее себя на рынке.
«Мы не финансируем стартапы и убыточные предприятия, текущее финансовое состояние предприятия должно быть стабильным – мы должны быть уверены, что предприятие вернет полученные средства. Деньги будут выделены из регионального бюджета – 20 млн рублей на покупку технологического оборудования, также 20 млн рублей предприятие вкладывает самостоятельно на развитие своего производства. Займ сроком до пяти лет под 5% годовых с возможностью досрочного погашения. Первые три года предприятие выплачивает только проценты, основное тело займа погашается в последние два года», – уточнила Веретенникова.
фото: EastRussia
Краевой Фонд развития промышленности уже пять лет оказывает поддержку предприятиям обрабатывающего производства. Компании получают льготные займы на развитие и модернизацию производства, покупку и реконструкцию технологического оборудования. Минимальная сумма – пять млн рублей, максимальная – пять млрд рублей (выдается федеральным Фондом развития промышленности при содействии регионального).
В 2022 году в региональный фонд было подано 16 заявок, деньги получили четыре компании, прошли согласование восемь – вскоре они получат средства. По словам Татьяны Веретенниковой, от подачи заявки до получения средств может пройти до полугода, региональные займы выдают быстрее – тут срок до двух месяцев.
«Сроки стараемся не затягивать. Мы продолжаем выдавать предприятиям льготные займы для реализации проектов по приоритетным направлениям российской промышленности. Предприятия могут рассчитывать на займы в сумме от пяти до 100 млн рублей с процентной ставкой 1-5%. И сейчас они как никогда более привлекательны для предприятий», – отметила Татьяна Веретенникова.
В 2022-2023 годах из краевого и федерального бюджетов выделено 268,5 млн рублей на финансирование деятельности регионального Фонда развития промышленности.
Комитет по труду и занятости Хабаровского края совместно с Центром занятости решились на эксперимент, который должен помочь с трудоустройством тем, кто самостоятельно освоил ту или иную профессию, тем, кто пусть и работал по специальности, но делал это долгое время без официального трудоустройства и подтверждения навыков. Профессиональный экзамен платный, оплатить его может либо сам работник, либо его работодатель. Но если у человека нет работы и, соответственно, денег, то государство ему поможет через механизм сертификатов.
– Идею, как часто это бывает, подбросила жизнь, – рассказывает Наталья Мартыненко, заместитель председателя комитета по труду и занятости правительства Хабаровского края. – Разговаривали как-то с директором местного завода железобетонных конструкций, и он пожаловался, мол умеющих, грамотных сварщиков не найти, а иногда приходят с корочкой об образовании, полученной еще в 90-х, говорит, что всё умеет, но работал в «шарашке» без оформления. Как его на работу брать? Обучать времени нет, надо сразу «к станку» и чтобы без брака. Реалии сегодняшней жизни таковы, что вкладываться в обучение человека принимаемого на работу, работодатель не готов.
Наталья Мартыненко, заместитель председателя комитета по труду и занятости правительства Хабаровского края
фото: EastRussia
Эта беседа и стала отправной точкой для кропотливой разработки, опросов людей, находящихся в поиске работы, обсуждения с профильными ведомствами. Результатом этой работы можно воспользоваться уже сегодня – но не каждому. Чтобы получить сертификат на прохождение квалификационного экзамена, человек должен быть зарегистрирован в Центре занятости как безработный и находящийся в поиске работы.
На 2023 год уже выделено финансирование 400 тыс. рублей – эти деньги получат центры оценки квалификации, для самого гражданина услуга будет бесплатной.
Как это работает? Гражданин обращается в Центр занятости и пишет заявление. После проверки – соблюдены ли все условия, обратившемуся предлагают на выбор Центр оценки квалификации (ЦОК). Он идет туда, заключает договор, в котором прописывается сумма, которую необходимо заплатить за конкретный экзамен – она для каждой специальности своя от 10 до 20 тысяч рублей – и с этим договором возвращается в Центр занятости, где получает сертификат на указанную в договоре сумму. Сдаёт экзамен, и, уже улучшив свои позиции, как специалиста, получает поддержку в поиске нового места работы.
– Что даёт этак услуга? Она позволит гражданам, которые трудоустроены вне правового поля, по «серым» схемам, она позволит им легализоваться и подтвердить ту квалификацию, которая не указана у него в трудовой книжке, – рассказывает директор Центра занятости Хабаровска и Хабаровского района Елена Даниленко. – Например, человек работал сварщиком без оформления трудовых отношений, записи в трудовой книжке нет. Когда он вдруг захочет устроиться официально, как он сможет подтвердить работодателю, то, что он на самом деле классный специалист? Кто поверит на слово? А так он проходит экзамен, который оценивают независимые эксперты, и получает официальный документ о его квалификации. При этом наличие документов о профессиональном образовании необязательно. Сертификат на квалификационный экзамен может получить и тот, кто, допустим, освоил профессию самостоятельно.
Елена Даниленко, директор Центра занятости Хабаровска и Хабаровского района
фото: EastRussia
Может случиться и так, что человек провалит экзамен. Повторно получить сертификат на прохождение квалификационной оценки он сможет не раньше, чем через год. В Хабаровском крае действует шесть Центров оценки квалификации и 20 экзаменационных площадок, на которых можно пройти экзамен по различным направлениям.
В списке квалификаций, которые можно подтвердить экзаменом – 440 видов деятельности и специализаций. Это в первую очередь те профессии, которые требуют наличие такого подтверждения с точки зрения законодательства – подъёмно-транспортное оборудование (включая лифтовое хозяйство), сварщики, причем не всегда это касается именно рабочих специальностей – квалификационный экзамен могут сдать и бухгалтеры, и аудиторы, косметологи.
Важный момент – после сдачи квалификационного экзамена, информация об этом попадает в Единый российский реестр специалистов. Речь идёт о базе данных федерального уровня, доступной во всех субъектах РФ. Любой работодатель, например, в Республике Коми может увидеть, что пришедший к нему специалист подтвердил свою квалификацию, сдав экзамен в Хабаровске. Работнику такая запись повышает его конкурентоспособность на рынке труда.
фото: EastRussia
– Есть ряд профессий и специальностей, где документ об образовании можно получить, посетив курсы, или некую школу: те же косметологи, например, или парикмахеры и документы, которые они получают, это отраслевые сертификаты, – поясняет Наталья Мартыненко. – Такие сертификаты подтверждают, что человек прошёл какое-то образование и может предоставлять услуги определенного рода. Но когда мы говорим о профессиональном экзамене в рамках независимой оценки квалификации, мы понимаем, что человек сдаёт теоретическую часть, сдаёт практическую и его знания, умения, навыки подтверждаются на предмет соответствия профессиональному стандарту!
Если востребованность сертификатов на платный профессиональный экзамен окажется высокой, на следующий год комитет по труду и занятости правительства Хабаровского края заложит в бюджет больше средств. В 2023 его смогут пройти примерно 40 человек, если принять за отсчет стоимость экзамена в 10 тыс. рублей, хотя испытание, например, для сварщиков стоит в районе 18-19 тысяч.
Узнать стоимость конкретного экзамена можно, обратившись в соответствующий Центр оценки квалификации – как правило, у каждого них есть свой перечень специальностей, по которым они проводят профэкзамен. Список ЦОК на портале комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края.
Потрясения 2022 года затронули все сферы жизни, включая медицину. В Хабаровском федеральном кардиоцентре нашли ответ на все вызовы – в том числе и на санкционные. Главный врач Евгений Россейкин рассказал EastRussia, как сам пациент может помочь в процессе импортозамещения при операции по замене клапана (спойлер – не деньгами!) и какие у Центра есть поводы для гордости.
Евгений Россейкин, главный врач Хабаровского Федеральногоцентра сердечно-сосудистой хирургии
фото: EastRussia
Стационарный оптимизм
Извлечь максимум из возможного – так можно описать настрой коллектива Хабаровского кардиоцентра. С первых дней работы этого медучреждения, помимо решения чисто профессиональных медицинских задач, пришлось справляться с великим множеством сопутствующих, которые, впрочем, так или иначе влияли на главное предназначение Центра – оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Что это за задачи? Это и перенос неправильно проложенных труб в подвалах, и необходимость наладить собственную водоподготовку, и осознание того, что запроектированных в здании операционных не хватает, а значит нужно проектировать и строить новые. Это не просто «снести перегородки» – это решение целого комплекса вопросов по подведению отсутствующих в проекте коммуникаций, это соблюдение строжайших санитарных норм. А тут начинается пандемия и Центру нужно на пустом месте создать свою ПЦР-лабораторию… Продолжать можно долго.
И, видимо, благодаря полученной закалке, когда часть стран объявила о вводе санкций в отношении России, в Центре не было ни намёка на нервозность. Стали думать и придумывать – что можно и нужно сделать, чтобы ни в коем случае не останавливать прием пациентов и проведение операций. Что из расходников и оборудования можно заменить на отечественные аналоги, что-то закупить в Китае, Индии, других дружественных странах.
«Механические клапаны мы уже много лет используем только отечественные, - говорит Евгений Россейкин. - Биологические клапаны тоже делают у нас в стране. Есть отечественные компании, выпускающие стенты хорошего качества. Что касается «большой хирургии», тут много что заменяется нашими изделиями.
В рентген-хирургии тоже многое заменяется отечественной продукцией – и высокотехнологичные катетеры, баллоны и тому подобное. В аритмологии мы также стараемся максимум позиций заменить отечественными изделиями, или ищем альтернативы, например, в Китае.
Когда тебя прижимают, ты вынужден что-то придумывать. С одной стороны это, конечно неудобно, с другой стороны – хорошо: находятся новые пути, часто более эффективные».
Принять участие в импортозамещении могут сами пациенты, которым необходима замена клапана. Они бывают механические, биологические, есть такие, которые можно сделать из того, что есть у самого пациента – из сердечной сумки, оболочки, которая окружает сердце. Из неё делается аортальный клапан. Технологию предложил японский автор – Озаки, операция получила его имя. В России её могут сделать считанные кардиоцентры, и хабаровский – в их числе.
Оперирует главврач
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
«Это сложная технология, но если мы говорим об импортозамещении, или про то, где найти деньги, то вот вам ответ, - поясняет Евгений Россейкин. - Мы можем меньше закупить клапанов, делать больше операций Озаки, а высвободившуюся сумму направить на другие направления. Жизнь ставит нам условия, мы на них реагируем, становясь в итоге умнее и изобретательнее».
Свобода манёвра есть практически всегда, считает главврач. Надо просто её видеть и уметь воспользоваться. Вот пример: кардиоцентр получает от государства четко определенную сумму, которая складывается из просчитываемых параметров. Учитываются все возможности учреждения – оборудование, количество специалистов, их профиль и тп. Каждая операция имеет свою цену, и количество операций каждого типа прописано в плане. Однако если проанализировать деятельность кардиоцентра за прошлый год, можно увидеть, что по факту операций сделано больше, чем намечалось. Как это происходит?
«Мы не работаем так, что на конкретную методику выделили определенное количество денег и мы должны «налечить» на всю сумму, - рассказывает Евгений Россейкин. - Нет, мы делаем всё, что необходимо, и всегда проводим тщательную калькуляцию, чтобы по возможности минимизировать затраты, конечно же, не в ущерб пациенту. Высвобождающиеся средства перекрывают затраты на пациентов сверх квоты. А за счет того, что у нас большое количество пациентов, у нас есть возможность оперировать тех больных, от которых многие медицинские организации отказываются, понимая, что его лечение обойдётся в 2-3 раза дороже».
В Хабаровске МРТ сердца делают только в Центре
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
Понимая, что кардиоцентр - последняя инстанция, что если здесь откажут, пациенту больше некуда будет обратиться, тут берут на себя не только экономические риски, но и клинические: самых тяжёлых пациентов, «отказников». Тех, кому в других больницах помочь не смогли.
Кому и чем помогают
«Мне очень нравится вот такое сравнение, – говорит Евгений Владимирович – есть в Барселоне футбольный стадион «Камп ноу», он вмещает 100 000 человек, именно столько прошло всего пациентов через наш Центр с момента открытия. А в Санкт-Петербурге есть «Газпром Арена» - он вмещает чуть больше 60 000 человек – это пролеченные нами жители Хабаровского края».
Стадион Камп-Ноу (сверху) и Зенит-арена
Из «открытых» высокотехнологичных операций на сердце и сосудах чаще всего приходится делать аортокоронарное шунтирование. Среди «закрытых» лидирует ангиопластика со стентированием коронарных артерий. Помогают здесь и пациентам с врожденными пороками сердца, имплантируют кардиостимуляторы. Лечат и мерцательную аритмию. Это очень сложная операция, которая требует проведения картирования сердца, чтобы понимать, в каких очагах происходит сбой ритма. Затем производится прижигание этих зон, чтобы предотвратить прохождение этого патологического сигнала.
В этом году в Центре освоили альтернативу аортокоронарному шунтированию: ротаблацию – операцию по удалению атеросклеротических коронарных бляшек при тяжелом, сложном кальцинозе, когда они твердостью не уступают камню. Ротаблатор - это алмазный бур, который подводят к бляшке и он размалывает её на мельчайшие фрагменты, открывая просвет сосуда.
Приезжают в Центр не только дальневосточники, хотя в первую очередь, конечно же, они. Приезжают пациенты и из Нижнего Новгорода, и из Москвы. Любой гражданин РФ, вне зависимости от территории проживания, может попасть на лечение в Центр, всё, что нужно для этого сделать - направить документы на заочную консультацию. Столь же впечатляющ, как и география, возрастной диапазон пациентов – тут лечат всех, и новорожденных, и тех, кому за 90 лет.
У хирургов Центра есть успешный опыт помощи новорождённым - всего на вторые сутки их жизни
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
В год через Центр проходит от 8 тысяч пациентов – включая дневной стационар, где тоже оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2022 году лечение получили около 11000 человек.
Сердечные радости
Какие бы не случились потрясения, важно делать своё дело, добиваться достижения целей и тогда появятся поводы для законной гордости, считает Евгений Россейкин. Эти поводы могут быть как внушительных размеров, так и совсем небольшими, но тоже очень-очень важными. Вот, например, гордостью всего коллектива стало строительство новой рентген-операционной для дневного стационара. Чтобы воплотить это, пришлось напрячься всем и каждому. Другой повод – не менее масштабен – новый ангиограф.
«Но не только новая техника предмет моей гордости, - говорит Евгений Россейкин. – Вот вы были в операционной, обратили внимание на цветные линии на полу? Они определяют положение всего движимого инвентаря в каждый период времени – перед операцией, когда привозят больного, когда операция проводится. Это, казалось бы мелочи, но очень важные мелочи. Они исключают ненужные усилия, экономят время, создают комфорт в работе, и, в конечном итоге, влияют на результат операции. Подъехать с пациентом к столу – это целая наука, так чтобы и врачам было удобно, и чтобы аппаратуру дорогостоящую не задеть.
Те самые цветные линии на полу операционной
фото: EastRussia
Конечно, в этом списке и новые технологии, уникальные операции, которые мы, благодаря им, можем проводить. Тот же Озаки, про который я уже рассказывал. Безусловно, это тоже повод для моей, для нашей общей гордости. И то, что мы делаем малоинвазивные вмешательства – без рассечения грудной клетки. Например, операции по замене клапана через бедро, операции при аневризме аорты с новыми технологиями, и рентгенэндоваскулярная хирургия у нас работает (рентгенэндоваскулярная хирургия - операции на сосудах, когда контроль за действиями хирурга ведётся с помощью высокотехнологичного рентгеновского оборудования – прим. ред.). Если на чистоту – многие поводы для гордости будут понятны только профессионалу и их перечисление займёт много времени. Поэтому просто скажу – практически все существующие современные технологии используются в нашем Центре, мы не занимаемся трансплантацией сердца в силу других причин, не в силу технических, хотя делать мы это умеем.
За год до 8000 пациентов проходят через операционные и дневной стационар Центра
фото: EastRussia
Если вы походите, посмотрите, как у нас тут всё организовано, то вы людей в коридорах слоняющихся не увидите. Все заняты. Все в операционных, в лабораториях, в диагностических кабинетах. Всё работает как механизм, как часы – из операционной пациента вывезли, убрали, навели порядок, 30 минут – и завозится следующий пациент. В рентген-хирургии 15 минут исследование сделали, вывезли, завезли другого… и так на всех уровнях, во всех отделениях. Происходит такой круговорот, насыщенный к тому же такими технологиями, о которых лет 30 назад мы и не мечтали. Всё постоянно в движении! А движение, как известно – жизнь!»