Россияне активно скупают мусор, собранный на берегу Байкала экоактивистами Иркутской области. Необычные лоты можно приобрести в специализированном супермаркете «Мой Байкал».
Онлайн супермаркет появился в конце 2021 года, за это время там было совершено свыше 700 покупок на общую сумму почти 300 тысяч рублей. Все вырученные деньги идут на уборку береговой линии Байкала.
По словам экоактивистов, самые популярные лоты - пластиковые бутылки и обертки от шоколадных батончиков. Цена лота напрямую зависит от того негативного воздействия, которое оказывает мусор на окружающую природу. Чем больше урон наносит он природе, тем дороже стоит. К примеру, жестяная пивная банка стоит почти тысячу рублей, стеклянная бутылка - свыше двух, самый дорогой лот - пара «пальчиковых» батареек, она обойдется в 10 тыс. рублей.
По словам авторов проекта, наибольшую активность в супермаркете проявляют жители Москвы и Санкт-Петербурга.
В середине марта на российско-китайской границе случилось событие, тревожное для многих, чья жизнь крутится вокруг торговли: Китай приостановил пропуск через границу большегрузов, из-за скопления машин с российской стороны границы.
Граница на замке
Пробка на переходе образовалась не впервые. Причиной систематических заторов член Национального комитета народного политического консультативного совета Китая, председатель этого комитета в Маньчжурии Лин Юн считает неисполнение российской стороной своих обязанностей: с момента открытия международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Забайкальск» Россия и власти Забайкальского края так и не организовали двустороннее движение через погранпереход, и грузовые машины идут в Китай одним потоком с пассажирскими, тогда как с китайской стороны эти потоки разделены.
К марту этого года по сравнению с мартом 2022-го объёмы импорта из КНР в Россию выросли почти в 4 раза, превысив 250 тысяч тонн товаров.
Пропуск самоходной техники на границе России и Китая после мартовской блокировки возобновили после того, как на границе разобрались с очередью. Которая, впрочем, образовалась снова - по данным министерства по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края, 26 марта на въезде в Китай стояли 246 автомобилей, выезжали из него 97 машин.
Сразу после заявления соседей
По информации, предоставленной правительством Забайкальского края, нынешний затор носит сезонный характер:
«По информации китайской стороны на территории города Маньчжурия 15 марта находится 5 тысяч единиц самоходной техники, 500 гружёных транспортных средств. Большое количество самоходной техники скопилось в преддверии строительного сезона. В целях разрешения сложившейся ситуации Министерством планирования и развития Забайкальского края достигнуты договоренности с Правительством Маньчжурии о временной приостановке ввоза самоходной техники (14-16.03.2023) и приоритетного пропуска гружёных транспортных средств», - говорится в информационной справке региональных властей.
Правительство Забайкальского края направило в Китай предложение перевести пункт пропуска с китайской стороны на круглосуточный режим, чтобы ситуация с громадной очередью не повторилась. Кроме того, было предложено ограничить количество ввозимой техники сотней единиц в сутки.
«Это позволит снять напряжённость на МАПП Забайкальск. С государственными контрольными органами проработан вопрос оптимизации их работы. Читинская таможня осуществляет оформление техники и грузов круглосуточно: в дневной смене работает до 30 сотрудников, в ночной - 5 сотрудников», - говорится в документе.
Здесь же уточняется, что реконструировать МАПП «под ключ» будут по государственной программе «Развитие транспортной системы» ведомственного проекта «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации». Контракт на 2,8 млрд рублей заключили с компанией «Телеком-Монтаж-Юг».
По подписанному ещё в 2009 году протоколу по расширению МАПП и реконструкции его грузового направления работы переход с российской стороны должны расширить в 2025-2027 годах. В 2022-2024 годах должны были пройти изыскательские работы, начало строительства планировалось на 2025 год, завершение – в 2027-м
Почему реконструкцию не начали раньше
Возникает резонный вопрос – почему с момента открытия МАПП Забайкальск, а это было в 1998 году – там так и не появилась вторая полоса для движения автотранспорта? Как отметил в беседе с корреспондентом EastRussia исполняющий обязанности заместителя председателя правительства края - министр планирования и развития региона Владимир Петраков, нынешняя ситуация не по нраву ни одной из сторон.
– Ни мы, ни наши китайские коллеги не удовлетворены текущей пропускной способностью МАПП, и мы совместно работаем над кардинальным изменением ситуации, это ежедневная скоординированная работа многих ведомств двух дружественных государств, – сообщил он. – Эта проблематика появилась не вчера. Другое дело, что если раньше были более характерны очереди с российской стороны, то сейчас – с китайской. Проблема роста очереди с китайской стороны во многом вызвана ростом количества самоходной техники в преддверии строительного сезона, в связи с чем китайскими коллегами было принято решение по приоритетному пропуску такой техники – то есть в начале дня пропускалась только самоходная техника, а уже после обеда большегрузы. Это спровоцировало рост количества большегрузов в очереди на китайской стороне.
Власти Забайкалья смогли договориться с Минтрансом о сдвиге срока завершения реконструкции МАПП влево почти на 2 года – на 1 квартал 2026 года. Кроме того здесь инициировали недавно принятый Государственной Думой и подписанный президентом закон, позволяющий регулировать очередь на подъезде к МАПП. Это позволило организовать совместно с Росгранстроем внедрение электронной очереди с российской стороны, которая полноценно заработает с 1 сентября 2023 года, а до этого её запустят здесь в тестовом режиме;
– По нашей инициативе с российской стороны МАПП переведён на круглосуточный режим работы и оптимизирован режим работы сотрудников уже давно, - утверждает Владимир Петраков. – Мы неоднократно обращались к нашим китайским коллегам с просьбой перевести МАПП на круглосуточный режим работы с китайской стороны, последнее такое официальное обращение с нашей стороны было сделано 16 марта в связи с осложнившейся обстановкой. Считаем, что это позволит быстро улучшить ситуацию с очередью с китайской стороны и будем настаивать на этом.
После реконструкции планируемая пропускная способность составит 876 тысяч транспортных средств в год, то есть 2400 в сутки. Из них 500 легковых, 300 пассажирских и 1600 грузовых. При этом сооружения грузового направления будут перестроены так, чтобы можно было ввозить крупногабаритные и негабаритные грузы.
В числе намеченных изменений также: обустройство регулярного пассажирского направления. Для этого на МАПП собираются построить дополнительное здание для оформления пассажиров автобусов, в котором будут установлены отдельные кабины паспортного контроля. Кроме того планируется увеличить количество полос движения на легковом направлении и создать пешеходный коридор: построить и оборудовать специализированное здание для оформления физических лиц, следующих в пешем порядке на въезд и выезд из РФ.
В ноябре сити-менеджер Читы Александр Сапожников сначала ушёл в отпуск, а в последний его день на странице «Вконтакте» написал, что решил участвовать в спецоперации в качестве добровольца. Сразу после этого губернатор Александр Осипов предложил на пост и.о. руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова, гордума оперативно одобрила его кандидатуру, но в январе, так и не приступив к обязанностям, Машуков отказался претендовать на пост сити-менеджера. Корреспондент EastRussia взялся выяснить, почему областной центр до сих пор формально обезглавлен? Кто претендует на пост сити-менеджера? Когда закончится неопределённость?
Сапожников. Что было до призыва?
Руководитель администрации Читы Александр Сапожников пришёл на этот пост с должности руководителя кинотеатра «Удокан» осенью 2019 года. Его кандидатуру вносил избранный в то же время губернатором Забайкальского края Александр Осипов. В последние годы город стал активно участвовать в федеральных программах, к исполнению которых у контролирующих органов возникали замечания.
Александр Сапожников, экс сити-менеджер Читы
фото: Юлия Скорнякова
Информация о том, что Сапожников может решить участвовать в спецоперации появилась в конце октября. Возможный уход сити-менеджера связывали с востребованностью его военного опыта, но вероятность такого исхода знатоки местной политической жизни оценивали как невысокую.
— Прогнозировать отставку в большинстве случаев всегда непросто. Александр Сапожников занимался текущей работой, за три с лишним года выработал свой стиль, опирался на своих заместителей и досрочное прекращение его полномочий не предполагалось, по крайней мере в публичном пространстве обсуждений не было, - говорит политолог Роман Амплеев. - Правда, два его предшественника - Владимир Забелин и Виктор Кузнецов - также отработали неполный срок и каждый из них меньшее время, чем Александр Сапожников. Но это не стоит считать каким-то правилом, просто так сложились обстоятельства. А они играют роль в политике весьма существенную.
Роман Амплеев
фото: из личного архива Р. Амплеева
Роман Амплеев считает, что решение Сапожникова участвовать в спецоперации никак не сказалось на жизни Читы.
— Город живёт, работает и в этом тоже есть вклад Александра Сапожникова, кто бы что не говорил. Возможно, при новом руководителе администрации города мы увидим, изменится ли что-то в структуре администрации, заместителях или других чиновниках. Но глобальных изменений не будет. Есть Устав Читы, федеральные законы и законы края. Все вопросы местного значения и полномочия руководителя администрации перечислены, и их перечень чётко ограничен.
Машуков. Затянувшееся назначение и уголовное дело
Почти сразу после заявления Сапожникова – буквально на следующий день – губернатор Забайкальского края Александр Осипов внёс в гордуму Читы предложение назначить исполняющим обязанности руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова.
Управленческий стаж в Читинском районе у него не такой большой - главой района стал летом 2021 года, но уже успел поработать в наводнение лета 2022-го. Быть может, поэтому выбор пал на него.
— У Виктора Машукова хорошая биография, можно сказать, классическая, - считает Роман Амплеев. - Он и на железной дороге достаточно много отработал, и на руководящих должностях. Прошёл в своё время через выборы и отработал полный срок на должности главы крупного и непростого Борзинского района. По моему впечатлению он был крепким главой района. И характера у него хватает для решения самых разных задач. Особых минусов я за ним не наблюдаю.
Спешка в попытке передать полномочия Сапожникова ни к чему не привела. Его проводили сначала в военную часть на обучение, потом к местам боевых действий - всё это время в городе ничего не менялось. И если в первую неделю после его отставки показалось удивительным, что еженедельную планёрку по понедельникам ведёт не Машуков, а замещавший Сапожникова до его отставки Андрей Гренишин, то во второй, третий и последующие понедельники ажиотаж стих. Машукова как будто уже не ждали.
На время до назначения нового и.о. исполняющим обязанности руководителя администрации города и стал Андрей Гренишин.
Андрей Гренишин, и.о. руководителя администрации Читы
фото: пресс-служба администрации Читы
В декабре Следственное управление Следственного комитета России сообщило, что в отношении главы администрации Читинского района Виктора Машукова возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Его обвиняют в бездействии с проблемой бездомных собак - его район гремел с нею давно, но особенно резонансным вопрос стал в январе 2022 года, когда собаки в селе Домна Читинского района разорвали семилетнюю дочку лётчика и учительницы, которая возвращалась из музыкальной школы. Правда, после выяснилось, что псы были не бездомными, а домашними. Виновной после гибели ребёнка признали пенсионерку-хозяйку животных.
Сразу после возбуждения уголовного дела Виктор Машуков заявил, что о его деталях не знает, что же касается ЧП с погибшей девочкой, то есть решение суда, есть и виновный. После выдержанной в пару недель паузы он снял свою кандидатуру, отказавшись претендовать на пост сити-менеджера Читы и оставшись руководить Читинским районом. Объяснил это тем, что в районе есть незавершённые дела, бросать которые он не хочет.
– Да, пока не назначен конкурс, но на системе управления городом это никак не сказалось, – комментируя возникшую в смене руководителей краевого центра брешь, заявил Амплеев. – Если бы СМИ не сообщили, что Александр Сапожников ушёл добровольцем на СВО, то большинство горожан об этом и не знали бы. Поэтому и переживать не стоит. Будет и конкурс, и претенденты и, в конце концов, город получат нового руководителя администрации. И за рамки своих полномочий он не выйдет. Пока нет ни одного человека, кто бы прямо сказал: «Я буду участвовать в конкурсе, я лучший претендент». Появилась Валентина Дымченко, но и она, как говорится, ходит вокруг да около. Хотя, она сейчас своими выступлениями обращает внимание на отсутствие руководителя администрации. Но так как назначают сити-менеджера – хотя нет такой должности в уставе – депутаты городской думы, то читинцев не сильно волнует, кто займёт эту должность. Они ведь этого человека не выбирают и он от мнения горожан тоже не зависит.
Глава города - председатель гордумы Читы Евгений Ярилов на вопрос о том, насколько повлияла отставка руководителя администрации Читы Александра Сапожникова на систему управления в городе, ответил пространно:
– В самом вопросе находится часть ответа. Система, как нам расшифровывает словарь, – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Руководитель администрации – это значимая, но все же только часть системы. Если система выстроена и эффективно работает, то временное отсутствие руководителя системы не влияет на эффективность работы всей системы.
Евгений Ярилов, глава города - председатель Думы городского округа «Город Чита»
фото: пресс-служба Думы городского округа «Город Чита»
Он отметил, что муниципальная система управления Читы выстраивалась более 30 лет, и, не смотря на отдельные недостатки, продолжает выполнять все возложенные на нее горожанами задачи.
С тактическими задачами в соответствии с оперативными и среднесрочными планами справляются руководители функциональных и территориальных органов администрации города. Но это не говорит о том, что система может и должна долго работать без руководителя. Ведь на него возлагается основная задача – стратегическое управление системой.
Евгений Ярилов подчеркнул также, что в городе и Забайкальском крае в целом «резерв для замещения руководящих кадров» есть, однако имена конкретных претендентов называть не стал.
– Нужно понимать, что в соответствии с законом при условии соблюдения соответствующих требований участвовать в конкурсе может любой гражданин РФ, не только кандидаты из списка резерва. Победит в конкурсе сильнейший кандидат.
По словам Ярилова, лучшим руководителем администрации города станет человек, знающий правила муниципального управления и уже имеющий в этом какие-то результаты и победы.
– А еще, это добавляю от себя лично, это должен быть человек, знающий и любящий наш город, искренне желающий сделать его лучше; не боящийся жить открыто и на виду у всех, когда даже личная жизнь является достоянием гласности в режиме 24/7; готовый не замыкаться в себе от постоянной критики в свой адрес, даже если она не заслуженная; относится с пониманием к проблемам граждан как к своим личным, – заявил Евгений Ярилов.
Кто после Сапожникова?
После провалившейся попытки назначить сити-менеджером города Виктора Машукова неизвестный создал в Сети петицию, призывающую к тому, чтобы этот пост заняла общественница Валентина Дымченко, известная проектом благоустройства города времён губернатора Константина Ильковского.
На одном из комитетов гордумы решили, что в качестве претендента предложат кандидатуру исполняющего обязанности руководителя администрации Читы и бывшего первого заместителя Сапожникова Андрея Гренишина. Его и утвердили в должности и.о.
С момента отставки сити-менеджера пошёл третий месяц. Пресс-служба гордумы Читы сообщила, что «сроки нормативно-правовыми актами не установлены», при этом уточнив: конкурс проведут в первой половине 2023 года, и необходимые для этого документы уже начали готовить.
Предновогодние хлопоты закрутили мир, но этот вихрь как будто не коснулся одного из старейших золотодобывающих поселений Забайкальского края и всего Дальнего Востока – посёлка Вершино-Дарасунский в Тунгокоченском районе с населением порядка 5000 человек. Здесь тревожно. В первой половине года собственник золоторудного месторождения, после открытия которого и возник населённый пункт, заявил о сокращениях на предприятии, а чуть позже – о консервации шахт с последующим затоплением части из них. В конце ноября-декабре ситуация накалилась настолько, что группа активистов из местных жителей не раз заявляла о возможности акции протеста – на конец декабря наметили голодовку. К такому способу протеста здесь уже прибегали – в 2017 году, из-за хронических невыплат заработной платы. Сейчас «пороховая бочка» может взорваться в любой момент.
В истории с Вершино-Дарасунским есть три основных действующих силы: предприятие–собственник Highland Gold, которое заявляет о законности своего права затопить шахты, жители, которые зависят уже не столько от существования предприятия – хотя и от этого тоже – сколько от незатопленных шахт, откуда можно выносить золото. Третья сила — это администрации посёлка и района, которые с одной стороны должны ратовать за соблюдение закона, а он, насколько можно судить, на стороне собственника, а с другой – защищать интересы местных жителей, большинство из которых уверены – если шахты затопят Вершино-Дарасунский, скорее всего, перестанет существовать.
Почему жители восстали против затопления шахт?
Машина чужаков, приближающаяся к Вершино-Дарасунскому, заметна больше, чем огромный прыщ на идеально чистом лице – о её приближении в посёлке и на его подступах будут знать ещё до того, как автомобиль подъедет к первым брошенным зданиям фабрики. Здесь, между пустыми разрушающимися исполинами высотой в несколько этажей, с пустыми тёмными проёмами вместо окон и дверей, есть входы в шахту, куда ежедневно за золотом идут десятки местных жителей, каждый раз подвергая жизнь смертельной опасности – своды шахты могут обрушиться в любой момент.
С раннего детства в посёлке учатся добывать золото. И взрослые, и дети идут вглубь земли, часами роют там породу в поисках золотоносных жил, перемывают тонны песка, чтобы по крупицам после сдать добытый драгоценный песок перекупщикам. В Вершино-Дарасунском, помимо официального, есть теневое устройство жизни, которое здесь и является реальной властью.
Люди идут в шахты даже под угрозой увечий и смерти, потому что другого заработка здесь нет. Поэтому весь посёлок против его затопления. Впрочем, активисты называют и ещё одну причину: вода, поданная в шахты, со временем размоет почву, и посёлок либо его часть могут уйти под землю, а это риски для жизней всех тех, кто может вместе с домами и участками ухнуть в полости под землёй.
Как появился Вершино-Дарасунский? Коротко про историю
В 1865 году в пади Узур-Малахай нашли месторождение россыпного золота, запасы которого в первые десятилетия его разработки не были точно определены. Было понятно лишь одно: месторождение крупное, золота здесь много.
Мыли драгоценный песок на прудах неподалёку. Постепенно в эти места стали съезжаться те, кому предстояло осваивать огромные залежи. Полноценно разрабатывать месторождение начали в 1911 году, а в 1927–м оно, уже ставшее основой рудника «Дарасунский», вошло в «Востокзолото».
В годы после распада Союза предприятия тут менялись. С 1999 по 2002 годы на руднике работала компания «Талатуй–Чита», после этого разработкой копей Вершины Дарасуна стало заниматься предприятие Highland Gold Mining Ltd.
7 сентября 2006 года в 14:15 местного времени на шахте Центральная Дарасунского рудника произошла трагедия, потрясшая всю страну. В стволе шахты из-за нарушений техники безопасности во время сварочных работ начался пожар. В тот момент под землёй находились 64 рабочих. Операцию по их спасению возглавил занимавший тогда пост министра МЧС страны Сергей Шойгу.
Погибли 25 человек, в их числе четыре женщины, а 36 получили ожоги и отравления дымом.
В мае 2017 года 81 шахтёр, работавший на шахте Юго-Западная, отказался подниматься на поверхность. Люди требовали погасить долги по зарплате и восстановить прежний коэффициент трудового участия, который тогда руководство предприятия снизило с 1 до 0,3. Говорить с бастовавшими шахтёрами выезжали полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло (в то время Забайкальский край был в составе СФО) и губернатор региона Наталья Жданова.
В сентябре этого же года Forbes сообщил о том, что владелец предприятия Константин Струков, а, точнее, его компания «Южуралзолото» продала «Дарасунский рудник» за 1 миллион долларов компании «Урюмкан», от которой, в свою очередь, он перешёл к Highland Gold, которая летом 2022 года объявила о сокращении части сотрудников, а потом – о планах по консервации шахт Центральная и Юго–Западная.
В 2019 Вершино-Дарасунский попал в список 11 самых проблемных российских моногородов по версии Минэкономразвития.
Почему именно затапливать?
Комментируя решение о консервации, в компании Highland Gold отметили, что подземная добыча на Дарасунском месторождении идёт почти 100 лет, и в последние годы промышленная отработка велась на двух участках шахт Юго–Западная и Центральная на горизонтах 500–600 метров.
«Летом 2022 года работы на этих участках были приостановлены, а позже прекращены, – говорится в ответе компании на запрос EastRussia. – Проект консервации затрагивает как эти шахты, так и выработки, пройденные ранее в советские годы. Во всех этих выработках запасы промышленным способом отработаны, золото есть только в охранных целиках, которые, согласно технологическим требованиям, предприятие обязано оставлять для поддержания устойчивости горного массива».
После решения о консервации подземных участков компания Highland Gold на руднике переориентировалась на открытые горные работы в карьере Талатуй в 12 километрах от посёлка Вершино-Дарасунский.
«Запасы Дарасунского месторождения, действительно, не изменили свой статус и относятся к экономически обоснованным. При этом указанные запасы поставлены на баланс в 1976 году, после этого их переоценка не велась, а месторождение все эти почти 50 лет продолжали отрабатывать – причем и промышленным способом (недропользователи), и нелегально (так называемые черные копатели). Поэтому на данном этапе компания готовит для государственной экспертизы материалы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций с целью переоценки балансовых запасов Дарасунского месторождения. Проведение данных работ в период консервации закреплено протоколом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). Это никак не влияет на обоснование и ход проекта консервации, но позволяет увидеть реальную картину по актуальным запасам на глубоких и поверхностных горизонтах», – сообщает пресс-служба Highland Gold в ответе на запрос издания.
Запасы, по данным собственника, на месторождении есть, и лицензию на его отработку продлили до 2039 года, также есть техническое решение подойти к запасам действующей лицензии по новым выработкам. Для этого, по данным пресс-службы компании, требуется дополнительное время, чтобы дополнительно изучить месторождение и согласовать проектную документацию.
О том, планируется ли после консервации месторождение разрабатывать, представитель Highland Gold говорит осторожно: «Решение о консервации не исключает возможности дальнейшей разработки месторождения. Компания проводила мероприятия по восстановлению ствола шахты Центральная и подземной инфраструктуры рудника, однако обеспечить рентабельную работу при текущей конъюнктуре рынка и безопасность добычи при текущем состоянии шахты не представляется возможным – это и стало главными причинами консервации».
Здесь подчёркивают, что на участках, которые планируется законсервировать, стало опасно не только работать, но и просто находиться – слишком велик риск обвалов.
Первый этап – сухая консервация – уже начался, его предполагается закончить не позднее 2024 года.
«Водоотливы, насосы, системы технического обслуживания горных выработок в необходимых местах откачки воды продолжают функционировать. На данном этапе всё насосное оборудование работает в штатном режиме, уровень грунтовых вод мониторится и поддерживается на соответствующих отметках», – добавили в пресс-службе компании.
Вторым этапом должна стать мокрая консервация, то есть затопление шахт, но решение о ней примут только в случае положительных заключений независимых научно–исследовательских институтов, учитывающих устойчивость горных пород и возможные риски на участках, где предприятие вело подземную добычу.
«Мы планируем привлечь несколько организаций для всесторонней оценки возможных последствий мокрой консервации. Даже в случае принятия положительного решения после получения результатов исследований компания будет проводить дополнительный мониторинг за земной поверхностью – планируется установка более 70 мониторинговых станций, контролирующих уровень воды в горных выработках, состояние горного массива, земной поверхности и так далее. Ход мокрой консервации будет полностью прогнозируемым и управляемым», – пояснили в компании.
Здесь уточнили, что решение о затоплении шахт могло быть уже принято, потому что необходимый для этого документ уже есть – это проект консервации, согласованный протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (ЦКР) Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). Научно–исследовательские изыскания в пресс–службе назвали лишь рекомендацией Роснедр, которой предприятие решило следовать, чтобы исключить все возможные риски.
«Ход мероприятий в процессе консервации контролируется надзорными органами, в том числе Ростехнадзором. Мы действуем в строгом соответствии с законодательством, получения других разрешений, помимо протокола ЦКР Роснедра, не требуется. Мы уже неоднократно проводили встречи с инициативной группой [жителей Вершино-Дарасунского], подробно объясняли причины консервации, её безопасности для дальнейшего существования посёлка. Рассказывали о наших планах по развитию Вершино-Дарасунского, социальных инвестициях, предоставлении рабочих мест для попавших под сокращение сотрудников как в Забайкалье, так и в других регионах, возможностях по переобучению за счет компании, – отметили в компании. – Для тех, кто принял приглашение о переводе с подземных горных работ на открытые, мы сохранили высокий уровень заработной платы. В целом, уровень зарплат, которые предлагает “Дарасунский рудник”, втрое превышает среднюю заработную плату по Забайкалью. Однако наши доводы услышаны не были – на последней встрече в декабре представители инициативной группы заявили, что не видят дальнейшего смысла в диалоге с предприятием. У нас есть основания полагать, что одна из главных целей нынешней активности группы местных жителей – недопущение мокрой консервации для сохранения доступа в шахты и продолжения ведения незаконной золотодобычи».
Сокращения и провалившиеся огороды в 2022–м
При этом местные жители категорически отвергают версию того, что они защищают нелегальных золотодобытчиков. Нелегалы, соглашается Ксения Чеберяк, живущая в Вершино-Дарасунском уже много лет, есть, но это точно не основная часть жителей. Волнуются и говорят об акциях протеста здесь совсем по другим причинам.
«Они (руководство «Дарасунского рудника» – авт.) говорят, что мы боремся едва ли не для того, чтобы [к шахтам] был доступ чёрным копателям. Это далеко не так. У нас там работают, может быть, десятки людей, но никак не большинство, – утверждает Ксения Чеберяк. – Я понимаю, что Дарасунскому руднику выгодно представить население ворами, какими–то такими неблагополучными людьми. Им это на руку, поэтому в СМИ они стараются эту тему преподнести, но забывают о том, что рудник – единственный крупный налогоплательщик в районе и градообразующее предприятие. Поэтому [с затоплением] здесь население конкретно не согласно».
Работать в Вершино-Дарасунском, говорит она, кроме как на руднике практически негде, разве что в соцобъектах: детсадах, больнице, школе, – да у предпринимателей в магазинах, которых здесь не много.
«Больше никакого производства здесь нет, и быть его не может, потому что мы не можем выращивать пшеницу, добывать энергоносители и что–то другое делать, потому что у нас здесь такие климатические условия»,– заявляет местная жительница, тут же ещё раз назвав враньём слухи о повальности нелегальной добычи жителями золота в шахтах.
На прошлой неделе жители посёлка встретились с приехавшими в Вершино-Дарасунский для решения вопроса с шахтами представителями администрации губернатора Забайкальского края, замминистра минприроды и представителями компании–собственника рудника.
«Каждый остался при своём после неё. Мы говорим о том, что этого делать категорически нельзя, они говорят, что это консервация. Мы понимаем, что это не консервация – это уничтожение. Никто не будет эти шахты потом откачивать, если их сейчас затопить. У нас такое же месторождение Теремкинское, которое в своё время также утопили, и по сию пору его никто не расконсервирован. Не могу сказать, какая там была консервация: временная или постоянная, но факт остаётся фактом: оно затоплено. Тогда не было такого ажиотажа, потому что эта шахта с остальными не соединяется и находится за посёлком, тогда были другие шахты – работа была. Повозмущались немножко, но не так», – говорит Чеберяк.
По словам нашей собеседницы, у жителей Вершино-Дарасунского есть ещё два огромных страха перед затоплением шахт: заражение питьевой воды и провалы почвы.
«Рудник говорит, что все провалы в почве, которые уже есть – результат действий чёрных копателей, но у них [этому] нет подтверждающих документов. А провалов очень много. У нас практически нет ни одной улицы, на которой не было бы провалов, они образуются постоянно. Они достаточно большие. Когда появляется провал, его начинают засыпать камнями. В некоторые высыпали по 6 машин. Вот и представьте, – объясняет Ксения. – У меня в своё время провалился огород. Туда сыпали–сыпали, и засыпать не могли. В конце концов туда кинули вагон – есть такие небольшие вагончики, которые руду перевозят, – он встал где–то поперёк, и сверху засыпали камнями. Потом пошли дожди, стенки у обвала подмыло, вагон рухнул дальше вниз, и опять всё это ушло, снова засыпали. Буквально летом провалилось у людей пол–огорода. Везёт, что никого в такие моменты так не оказывается.
По счастливой случайности у нас ещё не провалился ни один дом и не пострадал ни один человек. Это счастье великое.
Тут живут горняки не в одном поколении, и люди боятся этого. Все понимают, чем это грозит».
Местные горняки утверждают, что при затоплении шахт вода в них станет ядовитой и может смешаться с питьевой водой из двух водозаборов, которыми они пользуются.
«То есть мы можем остаться без питьевой воды, хотя рудник говорит о том, что этого не будет», – объясняет Ксения Чеберяк.
С её слов, представители компании Highland Gold уже уверенно говорят, что затопления не избежать. Возможно, одной из основ этой уверенности стало количество уже сокращённых работников.
«На последнем заседании нам озвучили цифру в 140 сокращённых. Но это как: люди же ещё увольняются сами, кто–то, может быть, напугался и, пока есть возможность уехать, уехал. У нас идёт большой отток населения, стало много продаваться много жилья, никогда столько не продавалось», – утверждает она.
Продать 2–3–комнатную квартиру в Вершино–Дарасунском сейчас можно примерно за 1,3–1,5 миллиона рублей, и это для местных жителей неплохие деньги. Вот только купить жильё на эту сумму в Чите практически невозможно. Даже однокомнатную квартиру. Поэтому кто–то ещё надеется, что шахты не будут топить, а кто–то уже уехал или планирует ехать в другие сёла или даже регионы, где жизнь стабильнее и дешевле. Проблема в том, что их на карте России ещё нужно найти.
«Мы написали обращение в Генеральную прокуратуру, его спустили в забайкальскую краевую прокуратуру, оттуда – в районную, районная прокуратура провела проверку, и нам пришёл ответ: “В действиях “Дарасунского рудника” нарушения федерального законодательства при согласовании и планировании мероприятий по консервации горных выработок не установлено, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено».
Получив этот ответ, мы снова написали обращение в Генеральную прокуратуру, где указали на то, чтобы прокуроры опросили людей, которые работали на руднике и могут озвучить какие–то факты. Мы понимаем, что проверка была проведена только документально, а сейчас мы просим, чтобы создали компетентную комиссию и уже вместе с работниками вопрос изучили», – Ксения Чеберяк делает упор на последнее слово.
Пока есть надежда на выводы прокурорской проверки, акции протеста стихли, но про голодовку местные жители не забыли. Она как будто всё–таки планируется на январь – время после праздников, когда вопрос, по всей видимости, может встать ребром. Время, когда настанет момент проверять, сбываются ли желания, загаданные под бой курантов. Особенно если загадывать их всем посёлком.
Глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Ю.Слюсарь летом сообщал, что первый полет SSJ 100 с компонентами преимущественно[1] российского производства (Sukhoi Superjet New) должен состояться в середине 2023 г. Российско-французские двигатели SaM-146 в них планируется заменить на ПД-8 (АО «ОДК – Авиадвигатель»). Генеральный директор корпорации «Иркут» А.Богинский анонсировал поставку первых двух самолетов с новыми двигателями до конца 2023 г., тогда как Ю.Слюсарь говорил об их серийном производстве в 2024 г. (с объемом поставки около 20 самолетов в год).
Летом в холдинге «Росэлектроника» (ГК «Ростех») сообщали об успешной разработке электронных компонентов для связного оборудования SSJ 100 и МС-21. Компоненты прошли испытания в составе бортовой аппаратуры связи и были признаны пригодными для эксплуатации в гражданской авиации. При этом первый заместитель главы ОАК В.Артяков отмечал, что в SSJ New сохранятся отдельные импортные компоненты. Напомним, что разработка модификации SSJ New оценивалась в 120 млрд рублей.
В производственном центре корпорации «Иркут» (ОАК, Комсомольск-на-Амуре) в производстве находятся пять фюзеляжей SSJ New в различной степени готовности, один планер был передан Центральному аэрогидродинамическому институту им. Жуковского (ЦАГИ) для проведения наземных испытаний. Производственный план на 2023 г. предусматривает сборку двух серийных машин.
В сентябре Минпромторг предложил до конца текущего года предоставить порядка 5,14 млрд рублей на выпуск МС-21 и SSJ 100. Ассигнования в виде имущественного взноса должен получить «Ростех», далее они будут направлены в уставной капитал ОАК. Согласно стратегии развития транспортной отрасли РФ до 2030 г., на рынок должны поступить к этому времени 142 SSJ New и 270 МС-21-310.
Между тем у авиаперевозчиков возникают проблемы с эксплуатацией SSJ 100 в связи с усложнившимися условиями технического обслуживания лайнеров. В ноябре «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заявила о намерении в одностороннем порядке расторгнуть лизинговые контракты на поставку лайнеров SSJ 100 с авиакомпанией «Якутия». Самолеты ГТЛК рассчитывает передать другим авиакомпаниям – «ИрАэро» и «Азимут», которым поступало соответствующее предложение (финансовые условия не раскрываются). Свое намерение в ГТЛК объясняли нарушениями платежной дисциплины со стороны «Якутии». Известно, что ГТЛК рассматривает возможность передать новому арендатору три самолета возрастом семь и восемь лет (в компоновке на 103 кресла), при этом для одного из них предстоит завершить техническое обслуживание до конца года.
В целом «Якутия» располагает четырьмя SSJ 100 от ГТЛК – два из них задействованы на маршрутах, еще два находятся вне летной годности (для одного из них компания намерена ее восстановить). Помимо SSJ 100 от ГТЛК, «Якутия» ранее имела в парке также один SSJ 100 от «ВЭБ Лизинг», но он утратил летную годность после жесткой посадки в октябре 2018 г.
фото: авиакомпания «Якутия»
Потенциальный интерес к лайнерам «Якутии» проявили только в авиакомпании Red Wings (ее парк включает 17 SSJ 100). В октябре 2021 г. Минпромторг и ГТЛК уже заявляли о возможности изъять SSJ 100 у «Якутии», в случае если компании не удастся решить проблемы обслуживания. Так, глава Минпромторга Д.Мантуров говорил о несвоевременном обслуживании самолетов.
ГТЛК планирует провести технический аудит неисправных самолетов SSJ 100 «Якутии» с целью определения возможности их приведения в состояние летной годности и оценки стоимости данных работ. В «Якутии» при этом сообщали о принятии технических решений по восстановлению одного из самолетов совместно с ПАО «Иркут» и «Объединенной двигателестроительной корпорацией». У другого лайнера повреждена горячая часть двигателей, ремонт которой может осуществить только компания PowerJet на расположенных во Франции мощностях. Задержки с обслуживанием в «Якутии» объясняли техническими дефектами судна, которые были выявлены в 2018 г. и потребовали проведения дорогостоящих внеплановых ремонтов двигателей. Также в «Якутии» указывали, что проблему с ремонтом усугубили пандемия и санкционные ограничения (поставщик двигателей SaM146 – PowerJet остановил производство).
В ноябре комиссия ГТЛК подтвердила, что авиакомпания «Якутия» разукомплектовала два из четырех взятых в лизинг SSJ 100. На самолетах отсутствуют маршевые силовые установки и ряд других ключевых агрегатов[2]. В ГТЛК и «Иркуте» признают, что восстановить данные лайнеры в условиях санкций невозможно, но их все же планируется изъять у перевозчика.
В целом же российские авиакомпании по итогам текущего года должны получить 10 лайнеров SSJ 100, из которых только семь являются полностью новыми машинами, а три из них – ремаркетированные (уже использовались другими перевозчиками). При этом количество в десять самолетов в два раза меньше, чем было изначально анонсировано Минпромторгом (в марте сообщалось о 19 лайнерах). Пока что сообщалось о поставке в середине ноября только одного из этих лайнеров.
В Минпромторге подчеркивали, что для запланированного количества самолетов полностью хватало импортной комплектации. Новые лайнеры планируется поставить авиакомпаниям «Азимут», «Россия» и Red Wings. В 2021 г. эксплуатанты получили 24 новых лайнера SSJ 100, в 2020 г. было поставлено 12 машин, а меньше всего – в 2019 г. (восемь самолетов). Хотя в «Иркуте» не объявляли о причинах сокращения поставок в текущем году, эксперты отрасли отмечают, что в компании столкнулись с существенными проблемами после прекращения поставок импортных комплектующих в результате санкций.
При этом известно, что «Азимут» в текущем году впервые получит (от «ПСБ-Лизинга») самолет SSJ 100 с подержанными двигателями, взятыми из подменного пула (резерва для всех эксплуатантов SSJ 100). Двигатели имеют небольшой налет. В 2023 г. авиаперевозчикам планируется поставить еще десять SSJ 100, часть из них также с двигателями из подменного пула. При этом в 2019 г. подменный пул включал 17 двигателей SaM146, но авиаперевозчики отмечали их нехватку (а для «Аэрофлота» компанией PowerJet был создан отдельный пул). Известно, что с 2019 г. количество подменных двигателей не увеличилось. Из 314 планируемых до 2030 г. к выпуску двигателей ПД-8 284 двигателя предполагается установить на новые лайнеры SSJ 100, но оставшихся 30 не будет достаточно для замены на уже эксплуатируемом флоте и формирования подменного пула.
Следует отметить, что проблемным вопросом также являются происшествия с лайнерами SSJ 100, хотя производители не выявляли технических неисправностей. Тем не менее представители погибших и пострадавших пассажиров[3] во время авиакатастрофы 2019 г. с SSJ 100 в московском аэропорту Шереметьево (следовал по маршруту «Москва - Мурманск») потребовали компенсацию в размере 26 млн евро от международных корпораций (французская Safran Landing Systems, российско-французская PowerJet, французские Liebherr-Aerospace Toulouse SAS и Thales Avionics Lcd SAS, европейское подразделение американской Leach International Europe, американская Curtiss-Wright Corp.), поставлявших комплектующие для сгоревшего после неудачной аварийной посадки самолета. К производителю SSJ 100 ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» материальных претензий не предъявлялось.
Что касается лайнеров МС-21, то на расширение их производства правительство выделило осенью текущего года 15 млрд рублей. Средства предназначены для закупки современного оборудования для заводов ОАК в 2022-25 гг. ОАК намерена обеспечить серийное производство не менее чем 36 лайнеров в год. Ранее «Аэрофлот» подписал соглашение о поставке 210 самолетов МС-21 и 89 SSJ New до 2030 г.
фото: ТГ-канал #кобзевнасвязи
Следует отметить, что правительство приняло решение направить 44 млрд рублей «Объединенной двигателестроительной корпорации» в течение двух лет на расширение производства авиационных двигателей. Так, должны быть выпущены около 50 двигателей ПД-8 для SSJ 100 и 14 двигателей ПД-14 для МС-21.
Продолжается работа над запуском в производство самолетов, которые должны стать заменой старых моделей «Ан» на региональных маршрутах. При этом сроки работы могут также увеличиться. В августе вице-премьер Ю.Трутнев сообщал о планах сформировать госзаказ на строительство новых воздушных судов ЛМС-901 («Байкал») взамен выбывающих из эксплуатации Ан-2 и Ан-3 (на Дальнем Востоке на сегодняшний день используется 41 самолет такого типа). В Росавиации предварительно оценивали сроки завершения сертификации нового самолета – до конца 2023 г. Предполагается, что основным заказчиком должна стать единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» (ей планируется поставить 105 самолетов).
Тогда же в августе Ю.Трутнев поручил Минпромторгу и Минтрансу проанализировать сроки всех этапов сертификации самолета в базовой комплектации. При этом для обеспечения эксплуатации новых самолетов необходимо создать и восстановить еще 196 посадочных площадок в регионах.
В том числе для реализации проекта были расширены границы ТОР «Комсомольск» в Хабаровском крае, где ООО «Байкал-Инжиниринг» (АО «Уральский завод гражданской авиации») намерено создать авиационный центр региональной и беспилотной авиации. В рамках центра предполагается проводить сборку, сервисное обслуживание, а также подготовку пилотов и инженерных кадров. На сегодняшний день известно, что первые ЛМС-901 должна получить красноярская авиакомпания «КрасАвиа». С ней был подписан контракт на поставку десяти самолетов в 2025-29 гг.
Первый полет «Байкала» состоялся в январе текущего года – с использованием мотора General Electric H80-100. Тем не менее пока не решен вопрос по замене двигателя производства американской General Electric для «Байкала», что ставит под вопрос возможные сроки его серийного производства. В настоящее время продолжается разработка двигателя для данного самолета ВК-800, но его выпуск ожидается не ранее, чем через два года.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По данным ОАК, порядка 97%.
[2] Генеральный директор «Якутии» А.Винокуров сообщил, что один самолет был разобран в 2018 г., а второй – в 2021 г.
[3] В авиакатастрофе погиб 41 человек (на борту находилось 83 человека).
На гербе Забайкальского края, который, кстати, полностью скопирован с герба Читинской области, помимо всего прочего, изображен и лук. По законам геральдики он символизирует мощь и неприкосновенность рубежей, но можно в этом усмотреть и другое – жители региона умеют держать в руках оружие и метко стрелять. Один из жителей Забайкалья стрелял так метко, что выиграл серебряную медаль на Олимпиаде в Стокгольме. Случилось это летом 1912 года.
Звали этого меткого стрелка Павел Иванович Войлошников. Прежде чем стать спортсменом, коим он не был в классическом понимании, Войлошников успел повоевать в Порт-Артуре, под Мукденом, в Маньчжурии и объездить степи родного Забайкалья.
Герб Забайкальского края
Потомственный казак
Родился будущий олимпийский призер 29 декабря 1878 (10 января 1879) в станице Цаган-Олуевская – это недалеко от границы с Монголией и Китаем. Он был старшим из 11-ти (!) детей в семье коллежского асессора, военного чиновника Забайкальского казачьего войска. Учился потомственный казак, конечно же, в военных заведениях: сначала в Омске, в Сибирском кадетском корпусе, затем в Санкт-Петербурге, в Николаевском кавалерийском училище. В самом начале ХХ века вернулся в родное Забайкалье и в составе 1-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска отправился в Китай, подавлять Боксерское восстание, два года служил в Порт-Артуре. Там его и застала русско-японская война.
Четвертая сотня, в которой состоял Войлошников, патрулировала Порт-Артур и обороняла город, в частности, штаб и квартиру коменданта крепости генерал-лейтенанта Стесселя. Однажды, Войлошникову приказали пробраться в основное расположение русских войск. Для этого ему пришлось пройти через территорию, занятую японцами. Успешно выполнив задание, хорунжий Войлошников в Порт-Артур уже не вернулся, но воевал в Маньчжурии. Был ранен, получил четыре ордена. После Китая Павел Иванович какое-то остается на Дальнем Востоке: подавлял восстание во Владивостоке, затем служил в Приамурском полку.
Но где бы он ни был, везде активно занимался спортом, в первую очередь, стрельбой, постоянно выбивая право на Императорский приз.
1-й Верхнеудинский полк Забайкальского казачьего войска, группа офицеров, 1905 год
О, спорт, ты – мир!
Увлечение подъесаула не осталось незамеченным и когда в России стали собирать национальную сборную для участия в V летней Олимпиаде в Стокгольме, Войлошникова позвали в команду стрелков, в нее же вошли Амос Каш, Николай Мельницкий и Георгий Пантелеймонов, тоже офицеры.
Всего на тех играх Российскую империю представляли 181 человек (кстати, это была одна из самых представительных сборных) они выступали практически во всех видах спорта, несмотря на то, что некоторые появились на Олимпиаде впервые: например, современное пятиборье, женское плавание и женские прыжки в воду. Примечательно, что в те годы Финляндия входила в состав Российской империи, но на Олимпиаде выступала отдельно, хоть и под российским флагом. Финские спортсмены, кстати, взяли в пять раз больше медалей, чем российские.
А еще впервые были представлены все пять континентов, впервые участвовали Япония, Египет, Люксембург, Португалия, Сербия. Одним словом, интерес к играм был огромный и неподдельный: на торжественное открытие пришли 32 тысячи человек - трибуны Королевского стадиона, специально построенного к V Олимпиаде, были забиты до отказа, на церемонии присутствовал и король Швеции Густав V.
Королевский стадион в Стокгольме
Длились игры долго - почти два месяца. Одним из самых массовых видов спорта на этой Олимпиаде была стрельба: участвовали 284 спортсмена из 16 стран, разыгрывалось 18 комплектов медалей. Стреляли по-разному: сидя, лежа, стоя, из пистолетов и винтовок, по «бегущему оленю» и даже по подкидываемым голубям. Россия особые надежды возлагала как раз на своих стрелков, ведь в сборную отбирали лучших армейских снайперов.
Наш герой в составе команды из четырех человек принимал участие в стрельбе из пистолета на 30 метров, дисциплина называлась красиво – «Дуэльный пистолет». В результате стрелки выиграли одну из двух серебряных медалей, доставшихся российской сборной, второе «серебро» взял борец Мартин Клейн. Еще три «бронзы» достались русским в академической гребле, парусном спорте и стрельбе (как раз по тем самым подбрасываемым голубям, отличился Гарри Блау). К сожалению, это все, чего смогли добиться русские, в итоге национальная сборная заняла в общекомандном зачете лишь 16-е место из 18-ти.
Конечно, много говорили о том, что шведы подсуживали сами себе и в качестве примера пересказывали, как в самый разгар состязаний по стрельбе пошел сильный дождь и спортсменам пришлось соревноваться под ливнем, в то время как для шведских стрелков соорудили навес, под который других не пускали. В итоге в восемнадцати видах стрелковых упражнений шведы завоевали семь золотых, шесть серебряных и четыре бронзовые медали.
Кстати, тогда же российская сборная по футболу потерпела самое сокрушительное в своей истории поражение, проиграв в товарищеском матче сборной Германии со счетом 0:16.
…и вновь война…
Мирная жизнь после Олимпийских игр закончилось в 1914 году – с началом Первой мировой войны, которую подъесаул Войлошников встретил в роли командующего 4-й Приамурской сотней лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. Воевал честно и храбро, за что получил повышение в звании и несколько наград.
В Первую мировую Войлошников и сотоварищи отличились, подстрелив… аэроплан. Причем, им удалось найти место авариной посадки, взять летчика в плен, а самолет доставить в расположение штаба. Примечательно, что до сих пор ходит легенда, согласно которой Войлошников поймал этот аэроплан с помощью аркана.
Впрочем, удивляться нечему – в перерывах между боями Войлошников устраивал соревнования среди офицеров на меткость.
В день праздника лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. 6 апреля 1907 года.
Не нужен берег турецкий
Октябрьскую революцию Войлошников встретил в звании полковника и в должности командующего 1-м Аргунским конным полком. Не приняв постулаты революции, он становится активным участником Гражданской войны и Белого движения в Сибири, примкнув к армии Колчака. Когда того расстреляли в Иркутске в 1920 году, Войлошников, на удивление, не пытается уйти на Дальний Восток или в Китай, как это сделали многие, а остается в Советской России. Неудивительно, что уже в середине марта его арестовали как белого офицера. В середине ноября его доставили в «Бутырку», где и приговорили к 10 годам концлагерей: держали сначала в московском Ново-Песковском концентрационном лагере, а после выслали в Сибирь.
После освобождения Войлошников пытается устроить «мирную» жизнь: устраивается чертежником отдела капитального строительства строительного управления в Иркутске. На несколько лет ему даже удалось стать обычным советским служащим, но грянул 37-й год, и бывший царский офицер арестован. В сентябре 1938 года его приговорили по статьям 58-1 «а», 58-2, 58-8 УК РСФСР – «контрреволюционная деятельность» – к высшей мере наказания, через два месяца приговор был приведен в исполнение….
Обсуждению туристической области было уделено особое внимание в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), где, в частности, при участии президента В.Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам туризма.
Рост интереса к туристическим дальневосточным направлениям предполагается увеличивать с помощью дополнительной финансовой поддержки. С 1 октября на Дальнем Востоке начинает действовать повышенный размер кэшбэка (20%, возврат до 40 тыс. рублей). Осенний этап продаж таких туров продлится до 25 декабря. При этом рассматриваются возможности для дальнейшего расширения данного механизма. Губернатор Приморского края О.Кожемяко, курирующий сферу туризма в рамках Госсовета, предложил вводить повышенный кэшбэк для поддержки отдельных направлений туризма (круизный, экологический, детский). В частности, покупателям турпутевок предлагается возвращать 50% стоимости летнего отдыха в детском лагере. Отмечается рост количества туристических проектов в рамках преференциальных экономических режимов. За последние пять лет их число достигло 210 (рост в пять раз). Совокупный объем инвестиций в данные проекты составляет 90 млрд рублей (из них 20 млрд рублей уже вложено).
В ряде дальневосточных регионов рассчитывают на рост туристического потока в текущем году. Рост турпотока по итогам восьми месяцев текущего года отмечается в Иркутской области – на 10% относительно аналогичного периода 2021 г., до 1,1 млн человек. Основной поток приходится на Иркутск и прилегающие к Байкалу территории – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы.
На данных территориях предполагается и далее развивать инфраструктуру для туристов. Губернатор региона И.Кобзев предложил генеральному директору ОАО «РЖД» О.Белозерову организовать новый туристический маршрут с включением Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). В «РЖД» выразили готовность поддержать идею.
Также планируется развивать туристическо-рекреационный кластер в поселке Большое Голоустное на берегу Байкала[1], где в настоящее время, тем не менее, отмечается дефицит инфраструктуры. В текущем году была подготовлена дорожная карта проекта (до 2026 г.). Пока в поселке действует 35 средств размещения (включая сезонные). Дорожная карта предусматривает асфальтирование всех дорог общего пользования местного значения, завершение капитального ремонта автодороги в Иркутск, строительство парковки на въезде в поселок и парковочных зон в пади Семеновка, благоустройство зон общего пользования в центре Большого Голоустного, реновацию фасадов на улицах Байкальской и Кирова, увеличение зоны покрытия мобильной связи. Также в проработке находятся вопросы строительства взлетно-посадочной полосы малой авиации и создание музея.
В Слюдянском районе между тем запланированы строительство пешеходного моста через впадающую в Байкал реку Снежная (пользуется популярностью для организации водных маршрутов) и капитальный ремонт подъезда к рекреационной зоне в поселке Новоснежная. В Байкальске резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» ООО «Талисман Соболиная» рассчитывает построить гостиничный комплекс на 93 номера. Строительство должно начаться в 2023 г., объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Также в городе предполагается построить глэмпинг-отель на берегу Байкала (инвестор – ООО «Под небом Байкала»), вложив 118 млн рублей.
В Бурятии основная часть туристических проектов также связана с Байкалом. В июне были расширены границы ТОР для развития туристического кластера в Выдринском районе – в рамках него планируется построить отель на 200 номеров, ресторан, бассейн, яхтенный порт, маяк со смотровой площадкой и благоустроенный пляж. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Кроме того, регион выиграл грант в размере 337 млн рублей от Ростуризма, которые должны быть направлены на обустройство пляжных зон на Байкале, развитие национальных туристических маршрутов, оборудование кемпингов и автокемпингов.
Следует отметить, что на полях ВЭФ было подписано соглашение по реализации комплексного туристического проекта компании «ТОР Мыс Капитанов» в рамках межрегионального культурно-экологического парка «Озера на Снежной» на границе Бурятии и Иркутской области (соглашение заключено между компанией, КРДВ и правительством Бурятии). Инвестор имеет в собственности земельные участки в рамках ТОР «Бурятия». В проект планируется вложить порядка 400 млн собственных средств.
В Якутии в текущем году власти ожидают восстановления допандемийного уровня туристического потока – до 200 тыс. человек. За первый квартал года туристические маршруты в республике посетили 40,4 тыс. человек (за аналогичный период прошлого года – 28,2 тыс. человек). В Хабаровском крае также рассчитывают на рост турпотока на 9% к концу года по сравнению с 2021 г.
В целом, по данным Росстата, коллективные средства размещения в ДФО за первое полугодие 2022 г. приняли 1,25 млн человек, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2021 г. Так, в Камчатском крае число постояльцев в отелях выросло в три раза – до 177,7 тыс. человек, в Бурятии рост составил 76% - до 176 тыс. человек, в Хабаровском крае количество посетителей в отелях выросло на 8,5%, до 204,6 тыс. человек. В то же время на популярных направлениях отмечался и рост стоимости размещения в отелях – на Камчатке рост в июле составил 15-30%, рост также наблюдался на Сахалине. Ситуация в том числе связана с ограниченным предложением комфортабельных средств размещения в данных регионах (общая вместимость гостиниц Сахалина – 5 тыс. мест, Камчатки – 7 тыс. мест, треть из них приходится на комфортабельный сегмент).
Новые проекты в регионах предполагают в связи с этим создание новых мест размещения. В рамках проекта по созданию рекреационного кластера на Курильских островах компанией «Архипелаг Онекотан»[2] (резидент ТОР «Курилы») предполагается в первую очередь построить туристическую деревню в бухте Шелехова (остров Парамушир) с домами, пунктами проката инвентаря и оборудования, кафе, пешими маршрутами и смотровыми площадками.В целом в создание туристических объектов на островах Парамушир, Онекотан, Шумшу, Шикотан, Атласова, Харимкотан, Расшуа и Ушишир инвестор намерен инвестировать 900 млн рублей. Так, на острове Онекотан развитие туристической инфраструктуры должно начаться с обустройства береговой линии для причаливания катеров, также предполагается проложить до 30 км экскурсионных маршрутов и экологических троп. На островах планируется создание глэмпингов и ферм с открытыми вольерами. Объекты предстоит обеспечить собственной инженерной инфраструктурой. С помощью реализации проекта власти региона рассчитывают увеличить турпоток на 40 тыс. ежегодно (в 2021 г. он составил 211,5 тыс. человек).
Кроме того, на Итурупе планируется построить отель на 120 номеров площадью более 1 200 кв. м компании «Антерра» (проекты под брендом «Грин Флоу»). Также гостинично-термальный комплекс на 154 номера инвестор намерен построить в Камчатском крае. Соответствующие соглашения были подписаны на полях ВЭФ. В реализацию каждого проекта предполагается вложить 2 млрд рублей.
Между тем в рамках сахалинской ТОР «Горный воздух» в октябре запланировано начало строительства отеля «Большевик» площадью 14,2 тыс. кв. м на 230 посетителей с ресторанами, кафе, конференц-залами, сауной и бассейном (объем инвестиций - 1,5 млрд рублей) и гольф-клуба (объем инвестиций - 17 млрд рублей). Строительство гольф-клуба (крытый гольф-клуб, бассейн, площадка для тенниса) должно завершиться к 2026 г.
Новый отель «Легенда Аэро Сахалин» на 175 номеров предполагается построить на территории аэропорта Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Инвестором выступит ООО «Парк-отель Бурдугуз» (входит в группу En+). Для реализации проекта была создана компания «Отели Сахалина». Аналогичный проект инвестор намерен реализовать в аэропорту Владивостока («Легенда Аэро Владивосток»). Проекты планируется завершить к 2026 г.
В Якутии планируется развивать туристическо-рекреационный кластер «Ленские столбы» - на полях ВЭФ было подписано соглашение между правительством республики, КРДВ и компанией «Аарыма Турс». В 2021 г. в рамках первого этапа проекта была проведена реконструкция основного гостевого дома с видами на Ленские столбы и реку Лена. Туристическая база стала первым крупным современным объектом туристической инфраструктуры в данной местности. Было начато возведение глэмпингов. В рамках второго этапа также запланировано создание банного комплекса и проведение благоустройства территории.
В Минвостокразвития допускают возможность создания на Дальнем Востоке единого туристического вертолетного оператора. Тем не менее для этого требуется восстановление малых посадочных площадок. Между тем в мае, столкнувшись с проблемой поставки самолетов, прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[3]), которая намеревалась работать в сфере туристических перевозок. Решение было принято в связи с отказом от поставок самолетов Cessna Grand Caravan EX модели 208B[4] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company[5]. Летом 2021 г. «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, дающий право выполнять коммерческие перевозки.
Следует отметить, что с ростом популярности природных туров количество происшествий с туристами, преимущественно на маршрутах, предполагающих экстремальный туризм, также увеличивается, что становится проблемой. В частности, в сентябре при восхождении на вулкан Ключевская сопка, организованном новосибирской компанией[6], погибли туристы. Шестеро туристов из группы погибли, сорвавшись с высоты более 4 тыс. м, после чего был подан сигнал о помощи (3 сентября). До прибытия спасателей погибли еще двое туристов из группы[7]. Спасательному вертолету Ми-8 МЧС удалось совершить посадку на склон вулкана только 5 сентября с четвертой попытки (из-за погодных условий – сильного ветра и облачности) и эвакуировать четверых выживших (двух туристов и двух гидов). По направлению к туристической группе также была направлена группа спасателей со скалолазным снаряжением, но в горах Камчатки исход поисково-спасательных операций в значительной степени зависит от погодных условий, наличия пепловых облаков на склонах, таяния ледников, схода селевых потоков и камнепадов.
Причины и обстоятельства гибели туристов, сорвавшихся при восхождении на вулкан, предполагается устанавливать в рамках расследования уголовных дел о причинении смерти по неосторожности и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью. В августе в регионе также погибли один турист при спуске с Мутновского вулкана и гид, сопровождавший группу туристов в пешем и водном маршруте в Усть-Большерецком районе.
Представители туристической отрасли в Камчатском крае уже высказывали опасения по поводу появления на рынке большого количества компаний (в том числе из других регионов), не знакомых с местной спецификой и не обладающих необходимыми навыками. Кроме того, возникают вопросы относительно подготовленности туристов к отдельным сложным маршрутам. После происшествия на Ключевской сопке вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев предложил запретить туристическим группам выходить на сложные маршруты без разрешения квалификационной комиссии. Он заявил о намерении обсудить данный вопрос с МЧС и Ростуризмом. В настоящая время квалификацию для работы на маршрутах должны проходить только гиды (работающие в компаниях официально). Также предполагается в два раза увеличить финансирование из федерального бюджета санитарной авиации в Камчатском крае.
Другой проблемой является возможная угроза флоре и фауне природных территорий в связи с планами по увеличению количества туров. Ранее в пользу введения жестких правил поведения туристов на особо охраняемых природных территориях высказывался спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Иванов. Вице-премьер В.Абрамченко в июле поручила Ростуризму совместно с регионами разработать дорожную карту по системному развитию экологического туризма на Байкале с учетом прогнозируемого роста турпотока и минимизации антропогенной нагрузки. В настоящее время на побережье озера отмечается дефицит инфраструктуры для комфортного размещения, часть проектов только находится в разработке.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2007 г. поселок планировалось сделать центром ОЭЗ «Ворота Байкала».
[2] Учредитель – ООО «Евроспортфинанс».
[3] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[4] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[5] Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем выступило подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Стороны также намеревались оформить опцион еще на девять таких самолетов с поставкой в 2023-27 гг. Парк авиакомпании насчитывал один самолет Grand Caravan EX 208.
[6] Директор компании «Экстрим Тайм» А.Степанов был задержан в Новосибирске. Он не признает вину.
[7] Группа в составе десяти туристов и двух гидов начала восхождение на вулкан 30 августа. В составе тургруппы были жители Алтайского, Приморского, Камчатского краев, Москвы, Новосибирской и Владимирской областей.