На Камчатку впервые напрямую из Китая поступило более 50 тонн свежих овощей. Соответствие партии фитосанитарным требованиям проверили специалисты Россельхознадзора.
Как сообщает пресс-служба ведомства, в Камчатский край доставлено почти 29 тонн белокочанной капусты и 24,5 тонны свежей моркови. Овощи ввозили в контейнерах на теплоходе.
Инспекторами Россельхознадзора отобрали образцы овощей и передали в аккредитованную в области карантина растений лабораторию ФГБУ «НЦБРП». По результатам исследований, карантинные объекты обнаружены не были.
Специалисты ведомства отмечают, что овощи и фрукты на территорию России импортируются, как правило, транзитом через порт Владивосток в направлении порта Петропавловска-Камчатского. Сейчас камчатские предприниматели рассматривают другие логистические цепочки для поставок импортных овощей и фруктов напрямую из Китая.
Чего добилась Якутия за последние пять лет, и с какими сложностями ей приходится сталкиваться, Ленскому клубу рассказала исполнительный директор Центра социального развития российского Севера, доктор экономических наук Вера Сморчкова.
«Якутия, как и Россия в целом, в последние пять лет демонстрирует неплохие темпы роста сельхозпроизводства. Увеличение объема внутренней валовой продукции в 1,2%, которое было продемонстрировано по итогам прошлого года кажется, конечно, небольшим. Но нужно помнить о сложных климатических условиях, в которых развивается сельское хозяйство в республике. Поэтому такой показатель считаю хорошим. Наблюдается положительная динамика по самообеспечению региона яйцом (62%), молоком (54,5%), картофелем (61,5%). Невысокие проценты сохраняются по мясу (26,6%) и овощам (35,7%). Тут есть естественные причины.
Проблема заключается в высоких тарифах на электроэнергию и логистику. Из-за этого складывается такая непростая ситуация. Построить теплицу, как и обеспечивать ее работу в климатических условиях Якутии, – очень затратное удовольствие. По моему мнению, нужно выравнивать цены для северных регионов. Раньше была единая энергосистема на всю страну. Государство обеспечивало тарифы ниже себестоимости. А снабжение продуктами северных регионов было лучше, чем в центральных. Сегодня с перестройкой в энергосистеме и ограничениями в связи с удаленностью территорий выходит, что доставка свежих овощей, фруктов для населения северных регионов становится головной болью. За решение этой проблемы надо браться на государственном уровне.
Несмотря на сложности, видно, что власти Якутии очень много внимания уделяют сельхозпроизводителям по всем направлениям. Финансирование отрасли увеличилось с 10,5 миллиардов рублей в 2018 году до 14,2 миллиардов, это рост на треть. Серьезная цифра. В регионе уделяют существенное внимание табунному коневодству. Оно стало «козырем» Якутии, хорошим имиджевым проектом. По поголовью лошадей республика находится на первом месте в стране, а оленей – на третьем. Рост по количеству лощадей составил 2,2% за 5 лет – со 178,2 до 182,2 тысяч, а оленей – на 14,8%: со 146,6 до 168,3 тысяч.
Разумеется, есть сложности, связанные с уходом молодых представителей коренных народов севера из промысла. Выделение субсидий на улучшение жилищных условий как раз направлено на то, чтобы изменить эти тенденции, чтобы люди, которые этим занимались испокон веков, и слыли лучшими оленеводами на севере, вернулись к традициям. Сейчас молодым специалистам в возрасте до 35 лет, которые 4 года проработали в оленеводстве, предоставляют миллион рублей. В планах – увеличить сумму вдвое. Конечно, жилище для молодой семьи оленевода очень многое значит. По таким мерам, мне кажется, республика вышла на лидирующие позиции. Думаю, что это реальные шаги, которые, во-первых, дают занятому в сельхозпроизводстве уверенность в будущем, а во-вторых, позволяют наращивать объемы производства.
Помогает улучшать жизнь на селе в Якутии ввод нового жилья: по программам комплексного развития территорий за 5 лет было построено почти 900 домов. Вы знаете, что у нас много ветхого жилья на Севере. Новое не строилось долгие годы. Поэтому это очень существенный вклад, актуальный для аграриев. Я думаю, что для молодых людей это будет хороший повод, чтобы остаться на земле и заниматься сельским хозяйством».
В первом квартале 2023 г. семь дальневосточных регионов и Иркутская область продемонстрировали рост производства в сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1). Наибольший рост отмечался в Приморском крае (+17,1%), Чукотском АО (+11,8%) и Бурятии (+9,3%). Следует отметить, что в Приморье в текущем году также растет экспорт сельхозпродукции – к середине июня общая сумма экспортированной продукции агропромышленного комплекса из региона составила 696 млн долларов, увеличившись в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Производство также заметно увеличилось в Амурской, Иркутской и Магаданской областях (рост на 5,7%, на 4,4% и на 3,1% соответственно). А вот в Сахалинской области и Камчатском крае рост был незначителен – только на 1% и 0,2% соответственно. Отрицательная динамика за отчетный период зафиксирована в Якутии, Забайкалье, Еврейской АО и Хабаровском крае. Особенно резкий спад отмечался в Хабаровском крае.
На федеральном уровне рассматривается введение дополнительных мер поддержки дальневосточных аграриев, направленных на поощрение увеличения инвестиций в отрасль и создание новых производств. В первую очередь это касается сферы овощеводства. Минвостокразвития полагает необходимым увеличение размера компенсаций затрат инвесторов при строительстве и модернизации тепличных комплексов для выращивания овощей на Дальнем Востоке на 20%. При этом такую меру предполагается вводить исключительно в Дальневосточном ФО из-за низкой самообеспеченности макрорегиона овощной продукцией и необходимости повышения интереса инвесторов к реализации тепличных проектов.
Министерство предлагает изменить нормативы, по которым рассчитывается размер компенсаций. В частности, в Бурятии максимальные затраты рассчитывающих на господдержку инвесторов должны составить 433 319 рублей на один гектар (в настоящее время они составляют 364 133 рублей), а в Магаданской области – 437 087 рублей (в настоящее время – 367 300 рублей). Минвостокразвития готово компенсировать 20% от суммы вложений, но инвестиции, превышающие эти показатели, учитываться при расчете субсидий не будут.
По данным Росстата, в целом в РФ в 2022 г. было собрано 1,58 млн тонн овощей закрытого грунта, тогда как на Дальнем Востоке – только 31 тыс. тонн от данного объема. В ассоциации «Теплицы России» оценили уровень самообеспеченности овощами закрытого грунта в ДФО (не в сезон) не более чем в 20%, при этом большинство овощной продукции завозится из КНР, и ее стоимость превышает среднюю по стране. Так, стоимость огурцов в ДФО в марте текущего года в оптовой торговле составляла почти 192 рубля за 1 кг (в среднем по России – 122,7 рубля), помидоры стоили почти 240 рублей за 1 кг (в среднем по стране – около 190 рублей).
Из действующих на Дальнем Востоке крупных тепличных хозяйств о росте производства в текущем году отчитался тепличный комплекс компании «Джей Джи Си Эвергрин» в Хабаровском крае (ТОР «Хабаровск», индустриальный парк «Авангард»). В настоящее время в рамках проекта введены в эксплуатацию две очереди теплиц общей площадью 5 га. Рост производства овощей и зелени в первом квартале текущего года составил 39% (по отношению к аналогичному периоду 2022 г.).
Тем временем на Сахалине резидент ТОР «Южная» – «Совхоз «Тепличный» (принадлежит сахалинскому Минимущества) в мае текущего года ввел в эксплуатацию тепличный комплекс площадью 3 га и мощностью производства до 10 тыс. тонн овощей в год. В проект было инвестировано 850 млн рублей.
Новые тепличные объекты должны появиться и в северных регионах. В июне правительство Чукотского АО и ООО «ТК «Чукотский»[1] заключили соглашение о сотрудничестве в целях реализации проекта строительства круглогодичного тепличного комплекса в регионе. Проект предполагается реализовать на территории промышленного парка «Анадырь». Ожидается, что в год тепличный комплекс сможет производить 140 тонн огурцов, 240 тонн томатов, 250 тонн салата и 50 тонн клубники. Плодовоовощную продукцию планируется поставлять в Анадырь, Угольные Копи, Беринговский и Эгвекинот. Выпуск первой продукции должен состояться в 2025 г. Объем инвестиций оценивается в 1,2 млрд рублей.
В рамках отдельных сельскохозяйственных проектов в ДФО предусмотрено создание жилой инфраструктуры для привлечения кадров. В Уссурийске резидент ТОР «Михайловский» компания «Скиф Плюс»[2] рассчитывает построить многофункциональный сельскохозяйственный и элеваторный комплекс. Проект также предусматривает возведение четырех малоэтажных домов для сотрудников предприятия (общее количество квартир – 110). Инвестиции в проект оцениваются в более чем 2 млрд рублей. Ожидается, что комплекс будет ежегодно выращивать 22 тыс. тонн сои и кукурузы. Также предполагается строительство линейного элеватора емкостью 105 тыс. тонн с комплексом хранения и переработки зерновых культур.
Строить жилье для аграриев также предполагается в Амурской области. В селе Ивановка (административный центр Ивановского района) планируется возвести микрорайон на 56 коттеджей. О намерении строить дома заявили работающие на территории сельскохозяйственные предприятия «Луч», «Анновское» и ООО «Имени Негруна». Жилой квартал будет строиться в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»[3]. Ожидается, что к концу декабря текущего года должны быть построены асфальтированная дорога, тротуары, проведено уличное освещение.
В частности, «Луч» к концу июля намерен ввести в Ивановском районе первую очередь молочной фермы, рассчитанную на 1 500 коров. Общая вместимость комплекса в перспективе должна составить 2 400 голов. Стоимость проекта оценивается в 3,8 млрд рублей (стоимость первой очереди – около 2 млрд рублей). Полностью завершить реализацию проекта планируется к концу года. Объем производства молока предприятием должен составить 25,5 тыс. тонн (в 2022 г. общий объем производства молока в Приамурье составил 147,1 тыс. тонн).
На Дальнем Востоке предполагается создание новых производств в сфере переработки зерна и зернобобовых культур. В Амурской области запланировано возведение производственно-логистического комплекса мощностью переработки 2 тыс. тонн соевых бобов в сутки. Инвестором выступит ООО «Дальневосточный агротерминал» (входит в калининградскую ГК «Содружество» А.Луценко). Проект должен быть реализован к 2026 г. Соевые бобы планируется закупать у приамурских производителей, а также у производителей Еврейской АО и Приморского края. Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 16 млрд рублей. В середине мая для реализации данного проекта было предпринято расширение приамурской ТОР.
Между тем в ТОР «Амурская» (площадка «Ровное», Благовещенский район) планируется строительство еще одного, менее масштабного, по сравнению с проектом «Содружества», завода по переработке сои. Его мощность должна составить около 85 тыс. тонн продукции в год. Реализовать проект намерена компания с китайским капиталом «Восход». Объем инвестиций должен составить 208 млн рублей. Завод предполагается разместить вблизи мостового перехода «Благовещенск – Хэйхэ», в целях обеспечения удобной экспортной логистики. Запуск завода намечен на 2026 г.
Тем временем в Иркутской области ООО «Рассвет» рассчитывает в текущем году построить в Тулуне маслозавод по переработке рапса мощностью 100 тыс. тонн в год. Тем не менее инвестор пока не сообщал о предполагаемом объеме инвестиций в строительство.
Что касается логистических проектов по обеспечению экспорта зерновой продукции, то компания «Забайкальский зерновой терминал» (ГК «Новый сухопутный зерновой коридор») в июне приступила к регулярным отгрузкам зерна в КНР через зерновой железнодорожный терминальный комплекс вблизи пограничного перехода «Забайкальск – Маньчжурия» в Забайкальском крае.
Первая партия соевых бобов была отправлена в рамках контракта между производственно-экспортной компанией «ЭПТ» и корпорацией China Chengtong. В рамках комплекса были сооружены 16 емкостей для хранения зерновых культур (объемом 5 тыс. тонн зерна каждый), сформирован парк локомотивов и спецтехники. Грузооборот составляет до 1,2 тыс. тонн в час, мощность предприятия рассчитана на перевалку до 8 млн тонн (134 тыс. вагонов) зерновых, зернобобовых и масличных культур в год и единовременное хранение до 80 тыс. тонн. В рамках проекта также были построены железнодорожные пути широкой и узкой колеи (1520 мм и 1435 мм) на подъездах к терминалу в целях обеспечения сквозного пропуска поездов.
Также продолжается строительство складских комплексов для хранения сельхозпродукции. Так, компания ООО «Монолит-Строй Амур» рассчитывает построить в рамках приамурской ТОР складские комплексы общей площадью порядка 50 тыс. кв. м для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции производителей из региона. Объем планируемых инвестиций составляет 1,2 млрд рублей. Запуск комплекса запланирован на 2025 г.
В Южно-Сахалинске агропарк строит московское ООО «Региональная строительная компания»[4] (РСК). Парк должен разместиться в северной части города на двух земельных участках площадью 13 га и 43 га. Стоимость первой очереди оценивается в почти 5,2 млрд рублей. Первая очередь проекта включает в себя строительство оптово-распределительного центра на 15 тыс. тонн продукции, производственно-складского корпуса на 5 тыс. тонн и овощехранилища на 1 тыс. тонн. Ввод ее в эксплуатацию намечен на конец текущего года. Вторая очередь агропарка предполагает создание торгово-выставочного комплекса с зоной торговли, фудкортом, площадкой для гастрономических фестивалей, выставок и ярмарок
На Чукотке возникла проблема с обеспеченностью продукцией птицеводства. В мае-июне жители города Билибино сообщили о проблемах с поставками куриных яиц, отмечая, что сложная ситуация складывается с февраля текущего года, а также о повышении их стоимости. Стоимость достигала 600 рублей за десять штук, поступали жалобы, что в некоторых торговых точках продажа осуществлялась только по паспорту. Кроме того, жители указывали на высокую стоимость другой сельхозпродукции – в частности, стоимость килограмма огурцов достигала 800 рублей.
Врио главы региона В.Кузнецов в ответ на жалобы поручил правительству округа решить проблему дефицита продуктов в городе. При этом в Билибино строится птицефабрика, но для ее скорейшего запуска требуется субсидировать закупку комбикорма. Еще в 2021 г. сообщалось, что СПК «Орбат» при участии администрации Билибинского района создаст в Билибино птицефабрику на 5 тыс. голов с годовым объемом производства до 1,7 млн яиц. Пока производство так и не было запущено.
В настоящее время в Чукотском АО производством пищевого яйца занимаются «Птицефабрика «Северная» в Анадыре и ее филиал в селе Лаврентия (Чукотский район), ИП Корепов в Певеке, КФХ Федорченко в Эгвекиноте и КФХ Ковригина в селе Марково (Анадырский район).
Тем временем модернизацию птицефабрики планируется завершить до конца июня в Чите (ООО «Читинская птицефабрика»[5]) – увеличить производственную мощность с 5 млн до 18 млн яиц в год. На предприятии будет содержаться 60 тыс. кур (прежде – 17 тыс.). До модернизации предприятие обеспечивало только небольшую часть (лишь 2%) от потребности региона.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первый квартал 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,9 |
Сибирский федеральный округ |
99,6 |
Иркутская область |
104,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,4 |
Приморский край |
117,1 |
Чукотский авт. округ |
111,8 |
Республика Бурятия |
109,3 |
Амурская область |
105,7 |
Магаданская область |
103,1 |
Сахалинская область |
101,0 |
Камчатский край |
100,2 |
Республика Саха (Якутия) |
96,2 |
Забайкальский край |
94,0 |
Еврейская авт. область |
90,8 |
Хабаровский край |
76,0 |
[1] Анадырь, учредитель – К.Росляков.
[2] Учредитель – А.Делех.
[3] Объем финансирования программы в 2020-25 гг. – 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федеральных средств – 1 трлн рублей.
[4] Компания также ведет строительство взлетно-посадочной полосы и реконструкцию пассажирского перрона в аэропорту Южно-Сахалинска.
[5] Учредитель – В.Устинов.
В Дальневосточном ФО предполагается увеличивать инвестиции в развитие новых сельскохозяйственных производств, при этом обсуждается возможность предоставления дополнительной государственной поддержки аграриям, с учетом специфики макрорегиона. Между тем некоторые крупные проекты сталкиваются с трудностями на фоне ограничения поставок оборудования, семян, племенного материала.
Также Минсельхозу было поручено проработать меры, направленные на увеличение производства картофеля и овощей в ДФО. Они, в частности, могут включать возможность получения производителями субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на капитальный ремонт овощехранилищ и на приобретение техники и оборудования для производства картофеля и овощей. На сегодняшний день Дальний Восток обеспечен овощами не более чем на 38%[1], мясом – на 32%, молоком – на 54%.
Предложения относительно поддержки дальневосточных сельхозтоваропроизводителей включают увеличение до 50% размера возмещения части затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Потребность объясняется удорожанием проектов на Дальнем Востоке более чем на 30% из-за роста стоимости логистических услуг, дефицита строительных материалов, климатических особенностей. Предполагается, что мера позволит повысить конкурентоспособность дальневосточных аграриев.
Увеличивать производство овощной продукции в дальневосточных регионах предполагается с помощью расширения мощностей тепличных комплексов. Минвостокразвития совместно с Минсельхозом, Минэкономразвития и Минпромторгом по поручению Ю.Трутнева должны представить в правительство согласованные предложения по увеличению предельного значения стоимости единицы мощности объектов тепличных комплексов для возмещения части затрат на их создание и модернизацию с учетом фактических затрат на строительство в удаленных регионах Дальнего Востока.
В рамках ТОР «Хабаровск» в 2023 г. планируется построить теплицы по выращиванию томатов ООО «ТК «Хабаровский» площадью 11 га и теплицы по выращиванию томатов и огурцов ООО «ТК «Приамурье» на площади 7,4 га. Общий объем инвестиций по двум проектам составляет порядка 35 млн рублей. В Оловяннинском районе Забайкальского края предполагается создать тепличный комплекс «Ясногорский». К настоящему времени заключен договор земельного участка, строительные работы должны начаться в текущем году, а ввод в эксплуатацию намечен на 2024 г.
Создание круглогодичного тепличного комплекса запланировано и в Бурятии (Гусиноозерск, ООО «ТК «Гусиноозерский») – площадью 10,5 га мощностью 10 тыс. тонн овощей в год. Объем инвестиций должен составить 2,3 млрд рублей. Следует отметить, что данный проект сталкивался со сложностями – изначально он был более масштабным (9,2 млрд рублей инвестиций), но в минувшем году было принято решение реализовать пока только первую очередь. При этом строительство комплекса началось в 2018 г., но затем проект был заморожен из-за отсутствия у инвестора средств и отказов в кредитовании (связанных в том числе с масштабностью проекта, не соответствующего потребностям регионального рынка). В текущем году земельные участки для реализации проекта были включены в состав ТОР «Бурятия».
На Сахалине резидент ТОР «Южная» - совхоз «Тепличный», запускает новые теплицы на площади 2,9 га с целью увеличить производство овощей на 2 тыс. тонн в год – до 10 тыс. тонн. Объем вложений инвестора составляет 1 млрд рублей. На Камчатке осенью текущего года должно начаться строительство комплекса по выращиванию овощей в защищенном грунте ООО «Тепличный комплекс «Камчатский» мощностью 2,6 тыс. тонн огурцов и томатов в год в агропромышленном парке «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Инвестор намерен вложить порядка 2,8 млрд рублей. Запуск производства намечен на 2024 г. в рамках ТОР «Камчатка».
Наконец, проект ООО «Арктик Атом-Сервис» в чукотском Певеке включает создание теплицы мощностью 220 тонн овощей в год и продуктового комбината по переработке овощной продукции мощностью 440 тонн продуктов питания и напитков в год. Комплекс предполагается запустить в эксплуатацию в 2024 г., а объем инвестиций должен составить 812 млн рублей.
Напомним, что дополнительной мерой поддержки развития тепличного направления стала компенсация компаниям на Дальнем Востоке 20% затрат на строительство.
При этом в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики выступили с инициативой формирования АгроТОР – единого земельного массива площадью от 10 тыс. га с проведением мелиорации за счет средств федерального бюджета на территории Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области, Бурятии и Еврейской АО. Минвостокразвития по поручению главы правительства М.Мишустина предстоит совместно с Минсельхозом и властями дальневосточных регионов определить перспективные для производства на территории ДФО виды сельскохозяйственной продукции и представить предложения по уровням компенсации затрат на создание и модернизацию объектов, связанных с ее производством и хранением, а также по необходимым объемам финансирования на эти цели. При этом в правительстве Хабаровского края предложили вернуть в федеральную собственность системы мелиорации, в силу высоких затрат на их восстановление для регионов.
В целях расширения возможности хранения производимой овощной продукции в регионах реализуются проекты по созданию логистических комплексов. В частности, в Приморском крае компания «Тейт Продюс» построила новый холодильный склад на 2 500 тонн продукции в рамках ТОР «Надеждинская». Инвестиции в проект составили 164,4 млн рублей.
В Сахалинской области планируется создать к четвертому кварталу 2023 г. складской комплекс с овощехранилищем площадью 12 тыс. кв. м, рассчитанный на хранение 15 тыс. тонн продукции (ООО «Сахалинский промышленный парк»). Объем инвестиций в проект составит 5,8 млрд рублей. Первая очередь проекта включает строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, оптово-распределительного центра по хранению продукции мощностью 15 тыс. тонн, производственного корпуса по переработке сельскохозяйственной продукции, овощехранилища мощностью в 1 тысячу тонн. Рассматривается возможность создания овощехранилища и в Мильковском районе Камчатского края (предложение было озвучено зампредом краевого правительства Р.Василевским). Тем не менее детали данного проекта и потенциальный инвестор пока не определены.
В то же время ряд проектов в агропромышленной отрасли был приостановлен. Так, в Приморье приостановлена реализация проекта ООО «ХАПК Грин Агро» по строительству животноводческого комплекса на 10 тыс. голов. «Грин Агро» в прошлом году произвело в регионе 47 тыс. тонн молока, план на текущий год – 68 тыс. тонн. Первый этап проекта в Ханкайском районе уже реализован – поголовье дойного стада достигло 2,55 тыс. голов. Новые поставки скота были запланированы из Дании, но остановлены с учетом санкционных ограничений. Группа «Мерси Агро Приморье» намеревалась инвестировать 10,7 млрд рублей в создание производства в рамках ТОР «Михайловский» к концу 2028 г. – строительство шести свинокомплексов, из которых построены три больших и один малый. Однако дальнейшее развитие и этого проекта приостановлено в связи со сложностями при поставках импортного оборудования.
Между тем птицефабрика «Уссурийская» (г. Артем, производство – около 150 млн яиц и 325 тонн куриного мяса в год), приобретя в рамках модернизации производства комплект нового оборудования в КНР, пока не смогла приступить к его монтажу из-за закрытой границы. Реконструкция может быть начата в 2023 г. Изначально предприятие заказывало запчасти для действующего оборудования в Германии, но они не были отправлены в связи с санкционными ограничениями, компании возвращены средства. Руководство предприятия отмечает, что эффективность аналогичного оборудования из КНР на производстве еще предстоит оценить, после чего и принимать решения о новых закупках. Проект реконструкции предприятия включает создание нового кормового цеха и логистического центра для сортировки и переработки яиц.
При этом по состоянию на 1 января 2022 г. в хозяйствах всех категорий Приморского края насчитывалось 57,5 тысяч голов крупного рогатого скота (сокращение на 4,6% к началу 2021 г.), из них 28,5 тысяч коров (сокращение на 7%). В то же время поголовье свиней увеличилось за данный период в 2,3 раза – до 330,5 тыс. голов.
На фоне возникающих сложностей в Сахалинской области на дополнительную поддержку местных сельхозпроизводителей решено выделить из областного бюджета 218,7 млн рублей. Так, в связи с ростом стоимости минеральных удобрений размер возмещения расходов за счет средств областного бюджета в регионе увеличен с 30% до 50%. Сахалинские аграрии, которые приобрели семенной материал (травы кормовых культур, высокопродуктивные семена картофеля) или минеральные удобрения в текущем году, смогут возместить расходы за счет субсидии из областного бюджета до момента посева, а после завершения посевной кампании - получить окончательный расчет. Кроме того, для животноводческих хозяйств увеличены субсидии на содержание коров и быков-производителей, в два раза вырос размер возмещения на реализацию мясного молодняка с живой массой не менее 450 кг.
Тем не менее в регионах в текущем году запускаются новые агропромышленные предприятия и происходит расширение производства. В июне на камчатской птицефабрике «Пионерское» (Елизовский район) был запущен новый птичник, позволяющий достичь уровня производства в 65 млн яиц в год (увеличение на 10 млн). В Иркутской области на базе хозяйства ООО «Молочная река» открыта полностью роботизированная молочно-товарная ферма. Согласно планам, ферма должна производить свыше 1 тыс. тонн молока в год. Проект стал пилотным, в целом в регионе запланировано создание еще семи аналогичных ферм. На сегодняшний день поголовье ООО «Молочная река» насчитывает 520 коров.
Тем временем правительство рассматривает возможность введения отдельной экспортной квоты зерновых для дальневосточных регионов. При этом в июле были начаты пуско-наладочные работы на зерновом железнодорожном терминале «Забайкальск-Маньчжурия» в Забайкальском крае (ООО «Забайкальский зерновой терминал»[2]). С помощью терминала предполагается осуществлять раздельное хранение и перевалку до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 9,5 млрд рублей (из них на сегодняшний день уже вложено более 8 млрд рублей).
Что касается проектов переработки, то в Амурской области запланировано создание нового завода глубокой переработки сои ООО «УК «Содружество» мощностью 1,5 тыс. тонн в сутки. Начало строительства намечено на 2023 г., а запуск производства – на 2025 г. Ожидается, что завод сможет перерабатывать порядка 40% приамурской сои. Приамурские производители сои в августе текущего года обращались к Ю.Трутневу с просьбой отменить заградительную пошлину на экспорт сои (ее действие заканчивается 31 августа, вероятно, оно будет продлено). Производители указывают на снижение закупочных цен на сою на внутреннем рынке с 58 до 29 тыс. рублей за тонну при существенном увеличении производственных расходов – росте стоимости пестицидов в 2,5 раза, а импортных семян, запчастей для техники и расходуемых материалов – в два раза.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Средний по РФ показатель по овощам – 86,3%, по мясу – 100,1%, по молоку – 84%.
[2] Группа компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК, 65% - у закрытого паевого инвестиционного фонда «РВМ «Отраслевой» («РВМ Капитал» С.Орлова), 10% - у А.Татур).
РЖД предлагают китайским коллегам вдвое увеличить размеры движения поездов по трансграничному мосту, в том числе за счет дальнейшего расширения номенклатуры экспортируемых в КНР грузов. Одновременно разворачиваются работы по созданию в районе железнодорожного пункта пропуска таможенно-логистического терминала, что должно повысить объём импортируемых товаров.
Справка:
Первый грузовой поезд проследовал железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Нижнеленинское в ноябре 2022 года. Его главный объект – мост, который связывает одноименное российское село и остров Хаюйдао городского уезда Тунцзян города Цзямусы, расположенные на противоположных берегах Амура. Общая длина сооружения составляет 2 209 метров, в том числе российской части – 309 метров. Однопутный мост имеет совмещенную колею 1 520 и 1 435 мм для пропуска российского и китайского подвижного состава. Пропускная способность перехода – 20 млн тонн в год или девять пар поездов в сутки.
Не останавливаться на достигнутом
Перевозки через мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян набирают темп. С начала 2024 года грузооборот ЖДПП составил почти два млн тонн с ростом к прошлогоднему уровню более чем в 2,5 раза. В апреле по мосту в среднем передавалось и принималось четыре пары поездов в сутки, тогда как годом ранее – две пары.
«Ежесуточно сотрудниками Нижнеленинского таможенного поста оформляется до восьми поездов (в обоих направлениях – прим. ред.), что составляет лишь половину от пропускной способности пункта пропуска», – проинформировали в Хабаровской таможне.
На прошлой неделе глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, встречаясь с руководством China Railway, предложил не останавливаться на достигнутом и увеличить через мостовой переход количество составов до восьми пар или 16 поездов. Согласно прежним договоренностям с китайской стороной, размер движения через мост согласован на уровне пяти пар в сутки.
К сведению, в апреле через железнодорожные пункты пропуска с КНР в ДФО, включая ЖДПП Наушки, который во многом обеспечивает транзит между Китаем и РФ, следующий по территории Монголии, среднесуточно передавался 41 поезд, что на два поезда больше, чем годом ранее. Кроме Нижнеленинского, увеличил объём ЖДПП Махалино (Камышовая). В то же время сократил передачу поездов в Китай ЖДПП Гродеково, на уровне прошлого года остался трафик через ЖДПП Забайкальск и Наушки.
Основу перевозок через погранпереход Нижнеленинское – Тунцзян на сегодняшний день составляют железная руда и уголь, вывозимые из России. Тем не менее номенклатура перевозимых грузов постепенно расширяется. Это касается как экспорта, так и импорта.
«В Россию из приграничного Тунцзяна импортируются новые легковые автомобили, автомобильные запчасти, ввозится широкая номенклатура товаров народного потребления (обувь, посуда, мебель, бытовая и компьютерная техника и т.п.). На экспорт следуют преимущественно уголь, руда, алюминий, полиэтилен», – рассказала пресс-секретарь Хабаровской таможни Елена Попова.
Прошлой осенью через мостовой переход в небольших объёмах начала экспортироваться сельхозпродукция. К отправке в Китай предъявлялось зерно, соевый шрот, свекловичный жом. С начала 2024 года сотрудниками Россельхознадзора проконтролирован экспорт 9,1 тыс. тонн жома, другой подобного рода продукции через данный пункт пропуска не поступало.
Как сообщил Олег Белозеров, мостовой переход предложено включить в перечень аккредитованных пунктов пропуска на ввоз мясной продукции в Китай.
Руководитель Приморского межрегионального управления Россельхознадзора Дмитрий Зданович уточнил, что в настоящий момент, согласно правительственному постановлению, ЖДПП Нижнеленинское не предназначен для ввоза продукции животного происхождения (в 2024 году экспорт мяса из России в Китай осуществляется через три пункта пропуска). В случае принятия инициативы РЖД управление Россельхознадзора готово к обеспечению ветеринарного контроля таких поставок.
«Пропускная способность ЖДПП Нижнеленинское определена паспортом пункта пропуска. Наличие персонала, специализированных помещений и оборудования позволяют управлению осуществлять возложенные полномочия по контролю экспортной продукции», – сообщил EastRussia Дмитрий Зданович.
На прошлой неделе при участии Российского экспортного центра был отправлен первый поезд, гружённый рефрижераторными контейнерами с говядиной в направлении погранперехода Гродеково – Суйфэньхэ. Далее рефконтейнеры будут перегружены на вагоны китайских железных дорог и проследуют до Шанхая.
С учётом выхода моста на расчётные параметры перевозок район вблизи пункта пропуска обладает широким потенциалом для развития логистической деятельности и трансграничной торговли, отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. В прошлом году постановлением российского правительства действие ТОР «Амуро-Хинганская» расширено на примостовую территорию общей площадью около двух тыс. га. Образована инвестиционная площадка «Нижнеленинское».
В настоящее время на её земельных участках реализуется первый проект – по созданию транспортно-логистического центра. В дальнейшем здесь могут появиться различные производства, объединённые в индустриальный парк.
Гарант будущих объёмов
Строительство и начало функционирования таможенно-логистического терминала позволит кратно повысить объёмы импортируемых товаров широкой номенклатуры, говорят в Хабаровской таможне. В настоящее время на этой территории реализуется проект ООО «Гарант», являющегося резидентом ТОР «Амуро-Хинганская», с объёмом инвестиций 7,3 млрд рублей.
ТЛТ сможет работать с контейнерами и сельхозпродукцией, в частности, с зерновыми культурами. Предполагаемый грузооборот терминала – 340 тыс. TEU или 3,91 млн тонн грузов в год. Комплекс будет оснащён железнодорожными путями общей протяженностью 4,4 км и тремя складами площадью по 20 тыс. кв. метров каждый.
Сроки ввода в эксплуатацию ТЛТ переносились, что в своё время вызывало критику от вице-премьера РФ – дальневосточного полпреда Юрия Трутнева, бывавшего на месте строительства моста и предмостовой инфраструктуры.
В настоящий момент на месте будущего комплекса ведутся земляные работы, укладка железнодорожных путей, сообщили в инвестиционном агентстве ЕАО. По данным КРДВ, завершение проекта намечено на 2026 год.
В своё время о планах по созданию контейнерного терминала у станции Ленинск-2 информировали в транспортной группе FESCO. В прошлом году она договорилась о сотрудничестве по проекту с Margin Group, располагающей офисами в Китае и России. На сегодня эти намерения не перешли в активную фазу, уточнили в ЕАО.
Известно, что FESCO с другим китайским партнером GeoTour Logistics Hunchun готова заняться развитием контейнерных перевозок через ЖДПП Махалино (Камышовая) – Хуньчунь. Согласно недавно подписанному меморандуму, стороны организуют доставку контейнеров из провинции Цзилинь транзитом через Приморье в такие китайские порты, как Шанхай, Нинбо, Гуанчжоу, Шэньчжэнь. Предполагается загрузка в обратном направлении.
Опасные грузы приблизятся к границе
Тем временем в стадии заключения с КРДВ находится соглашение с ООО «Объёдиненная нефтегазохимическая компания» (ОНГК) по строительству у станции Ленинск-1 комплекса по перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефтехимического сырья для последующих переделов. Объём инвестиций оценивается в 8,1 млрд рублей.
Мощность перегрузочного комплекса, получившего название «Союз», составит 1,2 млн тонн ежегодно, в том числе: по СУГ – 450 тыс. тонн, пентан-гексановой фракции (предназначена в качестве сырья нефтехимических производств) – 200 тыс. тонн, газовому конденсату и сырой нефти – 50 тыс. тонн, прямогонному мазуту (используется, в частности, как компонент при производстве товарных мазутов) – 500 тыс. тонн.
«Объектов на этом комплексе будет немало, и компания уже запросила земельный участок, дополнительно к тому, который они ранее взяли в аренду», – пояснили в инвестиционном агентстве области.
Реализовать этот проект ОНГК планирует с китайским партнером. В прошлом году на ВЭФ она подписала соглашение о совместном финансировании трансграничного перевалочного комплекса с Xuan Yuan Industrial Development. Ориентировочный срок ввода объекта, по данным КРДВ – 2027 год.
На запрос относительно своих планов в ЕАО в Объединённой нефтегазохимической компании не ответили. Стоит сказать, ОНГК вошла в проект ООО «Гарант», выкупив бизнес у прежних владельцев, рассказал информированный источник. При этом ТЛТ должен быть запущен раньше нефтегазового терминала. Что касается последнего, то говорить о сроках его запуска сегодня затруднительно, отмечает собеседник EastRussia, учитывая нынешние сложности с поставками импортного технологического оборудования.
Примечательно, проект комплекса «Союз» в партнерстве с Xuan Yuan Industrial Development отмечен в презентации сопредседателя Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, бизнес-омбудсмена Бориса Титова, представленной 17 мая в ходе IV Российско-Китайского форума межрегионального развития в Харбине, как один из показательных примеров нынешнего участия китайского бизнеса в совместных с РФ производствах.
В этом году исполняется 75 лет с момента образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между СССР и КНР. За прошедшее время КНР стала заметным игроком на мировой арене и вывела свою экономику в топ. Однако, китайский менталитет по-прежнему загадка для европейца, а китайские идеи строительства глобального экономического пространства вызывают массу вопросов и даже отторжение. (см также вторую часть интервью «Куда ведет шелковый путь? Китай, Россия и другие»)
Вместе в Арктику и в космос?
— Виктор Лаврентьевич, сейчас экономика Китая оценивается как вторая, а по некоторым данным, первая в мире. Китай выдвинул ряд глобальных идей и пытается вовлечь в реализацию своих проектов другие страны, расширить свои рынки. Какова роль России в этом процессе? Мы — ситуационный партнер, поставщик ресурсов или у нашей страны иная роль?
— Я думаю, у Китая несколько иной подход. На данный момент с экономической точки зрения для Китая мы, конечно, прежде всего поставщик ресурсов. Как говорится, чем богаты. Но это далеко не все. Смотрите, что происходит: мы превращаемся в одного из главных потребителей продукции китайского автопрома. Мы пережили уход с рынка японских и европейских производителей, и сейчас достаточно быстро их нишу занимают китайские.
Более того, Китай стал лидером в производстве электромобилей. Мировым лидером. То есть замещение будет происходить на новом уровне, более современными моделями.
Конечно, есть вопросы, в том числе и о качестве таких авто, но часть экспертов о них хорошего мнения. Это тема интересная, но достаточно специфическая.
У нас есть и другие общие интересы. Мы для Китая – важное пространство для выхода на мировые рынки. Пока оно еще используется не слишком эффективно, очень медленно мы запрягаем. Но есть Северный морской путь. Китай заинтересован в этом направлении по целому ряду стратегических соображений, например, конкуренции или возможного перекрытия Малаккского пролива в одночасье. Китай нуждается в выходе к морю из северных и северо-восточных районов страны – провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренней Монголии.
Важен не только выход на мировые рынки, но и использование того же порта Владивосток для экономического взаимодействия северных территорий Китая с южными: в конце прошлого года в КНР приняли решение, что Владивосток может быть использован как транзитный порт для перевозки китайских грузов с севера на юг Китая. Это быстрее и дешевле, чем везти их по железной дороге через Китай с его перегруженными железными дорогами.
Дальше. Китай заинтересован в сельскохозяйственной продукции России. Недавно прошла информация, что возобновляется экспорт свинины в КНР. Туда активно идет российская зерновая продукция.
Китай заинтересован также в использовании наших сельскохозяйственных угодий для выращивания ряда культур, тех же соевых бобов.
Кроме того, у нас есть возможность научно-технологического сотрудничества с Китаем.
Это будет непросто, но у нас есть очень хорошие перспективы сотрудничества в космосе – создание космических станций, проведение космических экспедиций. Будущее за совместными проектами, такими как освоение Луны и им подобными.
Мне кажется, есть хорошие перспективы сотрудничества в области изучения Мирового океана. В целом, в экономике очень много сфер для нашей совместной работы.
А еще есть проблемы и вопросы стратегического партнерства. Возьмем позицию, которую занимает Китай по поводу СВО. Фактически это молчаливая, но поддержка России. Китай по целому ряду причин не будет нас поддерживать открыто, но он стоит на наших позициях. Почему? Тоже понятно. У нас один противник и соперник. Сегодня очевидно, что мир находится в фазе очередного противостояния Запада и Востоком, точнее, Запада с Глобальным югом. И Россия с Китаем – два главных игрока этого Глобального юга. Наши интересы здесь совпадают, мы во многом одинаково видим будущее мироустройство, нас одинаково не устраивает нынешняя система глобального управления. Так что у России и Китая много платформ для взаимодействия.
— Очевидно, одна из них –— упомянутый Вами Северный морской путь. Как может выглядеть это сотрудничество? Ведь если я правильно понимаю, китайцы настаивают на создании международной администрации для его управления.
— Как они могут настаивать? Они могут высказывать такие мысли. Но Северный морской путь наш, он проходит по исключительной экономической зоне России, а где-то и по территориальным водам. У Китая есть позиция, что Арктика — это общее достояние человечества, и что Россия и другие арктические государства не могут полностью его контролировать. И это не только китайский подход, об этом говорят и другие страны, не имеющие отношения к Северному морскому пути. Китайцы всегда отстаивают свои интересы: дружба дружбой, а денежки врозь. Поэтому к разговорам о российско-китайской дружбе я всегда отношусь очень осторожно. Она должна быть основана на соблюдении и общности национальных интересов. Если они разойдутся, то все разговоры о дружбе ничего не стоят. Поэтому Северный морской путь, наверно, один из камней преткновения в наших отношениях, но не принципиальный. И китайцы тоже прекрасно понимают, где проходят, как сейчас говорят, «красные линии». А Северный морской путь — это зона жизненных интересов России. И мы явно ими не поступимся.
Настаивая или пытаясь решить вопрос военным путем, можно потерять газ, нефть и другие ресурсы, российские рынки сбыта. В КНР сделали очень мудрый вывод из событий 1969 г. на острове Даманский. Они посчитали, во сколько им обошлось укрепление границы, а они, как и мы, потратили огромные деньги, и пришли к выводу что с Россией лучше не ссориться. Исключительно прагматичный подход. 4000 км границы от Монголии до Кореи — весомый аргумент, чтобы, как минимум, быть нейтральными.
Есть ещё устойчивый миф: китайцы хотят получить наши Сибирь и Дальний Восток. Зачем? Ресурсы они купят, лишняя территория им не нужна: у них идет отток населения с северо-востока на юг, в более экономически развитые и густонаселенные провинции.
Китай ставит во главу угла экономическое развитие, рост благосостояния народа. И он всегда был на это заточен. На этом строилась китайская цивилизация. История показывает, что Китай никогда не был экспансионистским государством, а экспансия происходила тогда, когда страной управляли не китайцы, взять хотя бы завоевания Синьцзяна или Тибета. Это особенности менталитета: у нас все есть, и чужого не надо. Конечно, сейчас трудно сказать, что у Китая есть все. Но тем не менее, это заложено, если хотите, в генах.
Возвращаясь к Северному морскому пути. Поучаствовать в его освоении китайцы будут готовы, там много сложных задач. Мало построить ледоколы и суда ледового класса. Есть вопросы, которые касаются организации навигации, служб спасения, строительства городов и портов, изучения климатических изменений.
Китай во всем этом заинтересован, потому что импортирует сжиженный морской газ из порта Сабетта. И на тех территориях еще очень много неосвоенных ресурсов, необходимых Поднебесной.
Так что, может быть всякое, но, повторюсь, на данном этапе наши интересы совпадают.
Новые вызовы
— Некоторое время назад в обиход вошло словосочетание «китайское экономическое чудо». Сейчас все чаще приходится слышать, что экономика Китая — это пузырь, который вот-вот лопнет.
— Называть экономику Китая пузырем нельзя по одной причине — она базируется на промышленном, сельскохозяйственном, технологическим производстве. Китай завалил своими товарами весь мир, серьёзные проблемы могут разве что в том случае, если мир станет не способен их покупать.
Определенные проблемы у Китая есть на фондовом рынке, со строительной отраслью. Есть и действительно серьезная — замедление темпов экономического развития. Китай развивался по тому же алгоритму, что и другие «азиатские тигры» — Япония, Южная Корея, но продолжительность роста экономики КНР была дольше, чем у них. В мире прогнозировали снижение темпов ее развития, но, вопреки ожидания, они продержалась до начала 2010-х годов.
Но это закономерный процесс, как и то, что сейчас из Китая часть производств уходит туда, где есть дешевая рабочая сила — в Юго-Восточную Азию, а скоро пойдет в Африку. Экономика меняется, и китайцы это понимают, просчитывают, ищут пути.
На состоявшейся недавно сессии Всекитайского собрания народных депутатов обсуждался, в том числе, и эти вопросы. Китайская экономика находится на распутье: какую модель развития выбрать. И совершенно четко была сказано, что таких темпов развития, как было на пике — до 10% процентов ВВП, больше не будет. Они ставят планы 5-6%, но это тоже очень значительный рост. Как это у них получится? Одно из главных направлений — развитие высоких технологий, научно-технический прогресс. Еще в 2015 году была принята программа «Сделано в Китае», главная цель которой — достичь мирового лидерства в целом ряде высокотехнологичных отраслей. Почему США стали вводить санкции против Китая, кстати, особенно в 2017-2018 гг. против высокотехнологичных китайских компаний? Потому что почувствовали, что их могут здесь обойти. Ведь в КНР целенаправленно развивали эти отрасли, покупая, развивая у себя, и продолжают это делать.
У них действительно очень большой прогресс в сфере исследований космоса, глубин океана, высоких технологий. Да, темпы роста Китая замедлились, но при этом они решили целый ряд проблем, скажем, проблему бедности. Бедности как массового явления в Китае больше нет. А ведь это была проблема страны на протяжении тысячелетий!
Сейчас перед ними стоит задача упорядочить миграционные процессы внутри страны, решить проблему дисбаланса между богатыми и бедными регионами. Это решается в том числе и с помощью программ, по которым богатые провинции устанавливают шефство над бедными. Одна из самых развитых провинций Китая Чжэцзян курирует Цзилинь. Богатый Гуандун взял шефство над Хэйлунцзяном. Это проявляется в разных моментах, той же самой научной деятельности. В Китае структура научных учреждений более сложная, чем в России, есть провинциальные институты. И институты юго-востока устанавливает контакты, разными способами поддерживают институты северо-востока.
О китаецентричности, разнице в между американским и китайским подходом к другим странам и китайском менталитете читайте во второй части интервью «Куда ведет шелковый путь? Китай, Россия и другие».
В этом году исполняется 75 лет с момента образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между СССР и КНР. За прошедшее время КНР стала заметным игроком на мировой арене и вывела свою экономику в топ. Однако, китайский менталитет по-прежнему загадка для европейца, а китайские идеи строительства глобального экономического пространства вызывают массу вопросов и даже отторжение. (см также первую часть интервью «Куда ведет шелковый путь? Россия и Китай»)
— До XlX века китайцы считали мир китаецентричным. Ученые-политологи говорят о том, что Китай, выдвигая свои идеи подразумевает, что мир по-прежнему китаецентричен. Вы согласны?
— Сложно сказать. А что, американцы не видят мир американоцентричным? Видят.
— А у России — А Россия?другой взгляд. Она никогда не чувствовала себя центром мира, больше была сосредоточена на себе. У нас очень большие пространства, которые мы сами осваиваем. Нам в принципе по большому счёту окружающего мира ничего не надо — у нас действительно всё есть: ресурсы, вода, энергия, мозги — мощнейший интеллектуальный потенциал, поэтому Россия всегда была самодостаточным государством.До XlX века Китай тоже был самодостаточным государством. Почему Китай считал себя центром мира? Потому что уровень развития китайской империи всегда был выше, чем у других окружающих территорий. Можно вспомнить морские экспедиции Чжэн Хэ в начале XV в. в Юго-Восточную Азию и Индийский океан. Они достигли африканского континента, вернулись, рассказали об увиденном, и правители Китая сделали вывод, что ничего интересного за пределами Поднебесной на существует. Как сказали бы сегодня: мы более развиты, нам с ними не интересно. И после этого Китай замкнулся, что, в общем-то, его и погубило. Самоизоляция никогда не приводит к прогрессу. Китай затормозился в своем развитии, в то время как Европа резко шагнула вперёд. Поэтому можно говорить о том, что китайцы до сих пор представляют мир китаецентричным, но понимаете, в чем дело, любое государство, любая нация пытается отстроить мир под себя. Это нормально. Нормальное государство не будет делать что-то ради кого-то.
Так что то, что Китай сегодня делает — все его планы и стратегии, направлены на собственное развитие, на его интересы. Не надо обольщаться и думать, что это делается на благо мира и человечества, это вообще полная утопия. Конечно, человечество может получить определённые выгоды, но тут многое зависит от того, как оно будет это воспринимать. Нельзя облагодетельствовать весь мир, когда он сам этого не хочет.
— Недавно в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН ученые обсуждали влияния идей Китая — сообщества единой судьбы человечества, инициативы глобального развития, глобальной безопасности, глобальной цивилизации и другие и то, как эти самые инициативы воспринимаются в разных странах мира. Так как их воспринимают?
— По-разному. Ко-то, те же самые США, отвергают. Их не устраивает, как и в целом то, что пропагандирует Китай. Главное различие между китайским и американским подходом: китайцы подают пример, американцы учат, как жить. Поэтому сегодня китайские идеи более конкурентоспособны. Весь глобальный юг — Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия смотрят на эти два примера. На то, как развивается экономика Китая, как растет там уровень жизни населения. И, с другой стороны, — на то, что происходит сегодня в Европе и США. Конечно, в этом сравнении китайцы выигрывают.
Есть и другой момент. Например, в китайской трактовке понятия «сообщество единой судьбы» нет слово «единой». Это кого-то вводит заблуждение или даже пугает. Наиболее точный перевод «сообщество судьбы человечества» или «сообщество человечества». Это трудности перевода, и причём на европейский язык так перевел кто-то из китайцев. Это вопрос понятий и понимания китайцев, некоторые вещи перевести адекватно практически невозможно – в них заложена мудрость тысячелетий, менталитет китайской цивилизации. Поэтому китайцы понимают, о чем идет речь, а мы - не всегда.
Почему Китай думает по-другому
— Можете в нескольких словах охарактеризовать китайский менталитет?
— Нет. Могу рассказать о некоторых чертах, так, как я их вижу.
Во-первых, китайцы меряют историю не годами, а как минимум десятилетиями, а то и столетиями. Это им позволяют 5000 лет письменной истории.
Когда меня спрашивают про китайский менталитет, я вспоминаю хорошо известную китайскую притчу - про Юй Гуна, который передвигал горы. Жил старик, у которого было небольшое поле, а перед его домиком возвышалась гора, мешавшая ему любоваться восходом солнца. Он начал разбирать и переносить эту гору. Ему говорили: ты же не сможешь сделать этого за свою жизнь. Он отвечал: да, но это, возможно, смогут сделать мои дети и внуки.
Во-вторых, это, наверно, уверенность в правильности того, что они делают. Они, конечно, сомневаются в моменте, но обращение к истории, к великому прошлому страны —мощнейший аргумент для веры в себя.
Надо обратить внимание и на то, что китаец всегда остается китайцам, неважно, где он живёт. У нас много говорят о том, что китайские реформы зиждятся на американских деньгах. Но спурт китайской экономики 80-90-е годы основан, в первую очередь, на деньгах зарубежных китайцев.
Ещё одна черта китайцев — прагматизм. Известное выражение Дэн Сяопина «неважно какого цвета кошка главное, чтобы она ловила мышей», объясняет очень многое.
Ещё один показатель китайского прагматизма — конкретность мышления. Как начинается китайская сказка? В деревне такой-то жил человек по имени… То есть чётко и конкретно указано, что, где, когда происходит.
Плюс восприятие мира. Мы видим детали, а китайцы — картину. Формированию этого мышления способствует иероглифическое письмо.
И ещё одна принципиальное отличие Китая от запада. Существует две человеческие политические ценности — деньги и власть. На западе первичны деньги, а на востоке - власть. На первом месте в сословной иерархии традиционного Китая находились шэньши — люди, сдавшие экзамен на учёную степень, из них формировался чиновничий аппарат. Далее шли земледелец, ремесленник, торговец. А воинского сословия в этом списке вообще не было. Хотя военные чиновники были, но гражданские стояли выше. В процессе формирования китайской империи китайцы воевали друг с другом, и их завоевывали, но китайская культура всегда оказывалась сильнее, завоеватели попадали под ее влияние.
Сейчас очень много политологов занимается Китаем, но далеко не все они понимают менталитет этой нации, и делают выводы на основе сложившихся политологических шаблонов, выведенных на европейском и американском опыте, которые на востоке не работают. Тут все по Киплингу: Запад есть Запад, Восток есть Восток, они не сомкнутся нигде.
— Из всего сказанного, можно ли сделать вывод, что у нас в скором времени появится новый гегемон?
— Уверен, что нет. Во-первых, «старый гегемон» еще силен и будет всеми силами бороться за свои привилегии. Во-вторых, «гегемон» — это все же из западного лексикона. В конфуцианском мире главное — это моральный авторитет. И обрести его очень непросто. На это требуются десятилетия и даже века. В-третьих, китайское руководство трезво оценивает как свои возможности, так и потенциал и интересы других мировых держав, и поэтому твердо выступает за строительство многополюсной мировой архитектуры. Этот подход, кстати, и является одной из основ тех самых «лучших в истории» отношений между нашими странами, о которых постоянно напоминают их лидеры. Возможно ли это на практике — это как раз и покажет не такое далекое будущее.