В поселке Корфовский вблизи Хабаровска открыли парк имени Владимира Арсеньева. Сквер создан в честь 150-летия со дня рождения известного писателя и исследователя Дальнего Востока. Причем, за создание парка проголосовали сами жители поселка.
В Корфовском был убит друг и проводник Арсеньева Дэрчу Оджал (Дерсу Узала), которому он посвятил одно из своих произведений. В конце прошлого века на месте его гибели был установлен памятный камень, теперь рядом с ним обустроили парк Арсеньева.
В парке установлены баннеры с информацией о Владимире Арсеньеве, а также деревянные скульптуры медведя и тигра – герои его литературных произведений. Их автором стал неоднократный победитель и призер международных конкурсов в области скульптуры и живописи Павел Барсуков.
Напомним, Владимир Арсеньев в начале XX века исследовал юг Дальнего Востока, Камчатку и Командорские острова, возглавлял Хабаровский краевой музей, автор нескольких произведений, посвященных Дальнему Востоку.
Указом Президента РФ в этом году празднуется его 150-летие. Основные торжества пройдут в сентябре.
Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.
Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?
Все началось пять лет назад с «Литра» — именно так называется фестиваль «Литература Тихоокеанской России», который проводится во Владивостоке. На его, как принято говорить, «полях» родилась идея об учреждении литературной премии им. В.К. Арсеньева, поддержанная полномочным представителем Президента РФ в ДФО, зампредом председателя Правительства РФ Юрием Трутневым.
Рассказывает Вячеслав Коновалов:
— Тогда, в первый же сезон, стала приходить мощная литература дальневосточная, и мы уже тогда подумали: вот мы сейчас этих людей отметим, мы сейчас будем их чествовать, литература получили, о них рассказали. А вот что дальше? И уже тогда зародилась такая «многоходовочка»: фестиваль — премия — что-то еще из собранной литературы.
— Какие были варианты?
— Было два возможных направления: создать альманах или сборник, который бы выходил каждый год, но тут возникают серьезные проблемы с авторскими правами, потому что мы принимаем на конкурс только уже напечатанные произведения. Соответственно, автор уже передал права и это достаточно сложный с юридической точки зрения вопрос.
Вторая идея была каким-то образом воплотить это все в изобразительное искусство - кино, в первую очередь, или театр, то есть сценарий. Так появилось «Дальневосточное кино».
— В чем его суть?
— Вот смотрите: за пять лет накоплено огромное количество литературы: каждый год у нас три номинации – «Длинная проза», «Короткая проза» и «Литература для детей». Получается у нас 30 произведений, вычитанных профессиональным литературным советом, появляется каждый год. Всего пять премий уже прошло. Соответственно, 150 произведений. Как их превратить во что-то визуальное?
Разумеется, первый и наиболее логичный шаг — эти произведения дать на вычитку каким-то людям, которые понимают — возможно ли произведение трансформировать в визуальный ряд? Ведь не факт, что хорошая литература сразу становится хорошим кино или хорошим спектаклем.
Механика очень простая: смотрим, какие из этих произведений можно превратить в сценарии. После этого вместе с авторами люди, которые неоднократно множество сценариев написали, начинают превращать произведение в сценарную заявку. Заодно сценаристы еще и обучают сценарному искусству автора произведения.
— Зачем?
— Автора произведения, переработанного в сценарный план, необходимо подготовить к тому, чтобы он выступал, чтобы он мог защитить свою заявку, то есть подготовить его к питчингу сценарных заявок. Затем эти люди выходят перед авторитетным жюри, в которое входят профессиональные сценаристы, известные режиссеры, продюсеры. И жюри будет оценивать каждую из представленных сценарных заявок. Голосование будет проходить примерно также, как на премии им. Арсеньева, когда дается листок, на котором необходимо поставить галочки в каждом конкретном месте и оценить от одного до десяти - что понравилось, что не понравилось, где можно было лучше и так далее.
Проект «Дальневосточное кино» в цифрах:
Что есть: 150 произведений — участников литературной премии им. В.К. Арсеньева за последние пять лет
Что будет: из их числа отбирается 25 произведений, которые переработают в сценарные заявки
Кто оценивает: жюри из 10 человек
Сколько оценивают: 2 дня во время «Креативной недели»
Кто в финале: 5 сценарных заявок
Страничка проекта: https://vk.com/dalnevostochnoe_kino
— А дальше?
— На выходе мы получаем финальный лист из пяти произведений, которые мы уже будем рекомендовать Фонду кино, Фонду развития регионального кино, Министерству культуры. Мы будем приходить и говорить, что у нас есть профессионально отобранные, профессионально написанные и профессионально оцененные кинематографическим сообществом сценарные заявки, которые уже можно воплощать в сценарии и начинать снимать.
— Кто за сценарием к вам придет?
— Не к нам, а мы с ними пойдем! Хотя и к нам тоже можно. А вообще это рассчитано на тех, кто захочет снимать кино о Дальнем Востоке. Мы придем в Фонд развития регионального кино, в Минкульт и скажем: «У нас есть профессиональные отобранный сценарий — вам интересно такое снимать?» В руках будет пакет, который можно дальше «двигать».
Если к нам придет человек и скажет: я хочу снимать о Дальнем Востоке, мы ему скажем — прекрасно! Сморите, выбирайте: есть и про пограничников, и про освоение территории, и про оборону Камчатки, и про исход белогвардейцев из Приморья. У нас будет 25 сценарных планов, которые были на питчинге — выбирайте.
P.S. Получится ли из этих пяти работ кино — покажет время. Кстати, самый любимый фильм у Вячеслава Коновалова про Дальний Восток — «оскароносная» работа «императора» японского кинематографа Акиры Куросавы «Дерсу Узала» - про того самого Арсеньева.
Мало кто внес в изучение Дальнего Востока такой же вклад, как Владимир Арсеньев. Он организовал 12 крупных системных экспедиций по Хабаровскому краю и Приморью, исследовал Сихотэ-Алинь, опубликовал более 130 опубликованных научных исследований и работ о географии региона, о населяющих его народах и о его природном богатстве. Самые значимые вехи его жизни и труда - в материале EastRussia.
Владимир Клавдиевич Арсеньев родился 10 сентября 1872 года в Петербурге в семье железнодорожника. С детства он увлекался историями российских путешественников - Пржевальского, Невельского, Миклухо-Маклая. Во время учебы в юнкерском училище преподаватель и путешественник Григорий Ефимович Грум-Гржимайло рассказал Владимиру о том, что дальневосточные окраины России малоисследованы и там будет чем заняться пытливому человеку. После окончания военного обучения и недолгой службы в Польше в поручик Владимир Арсеньев подает рапорт о переводе на Дальний Восток, где проведет в его изучении 30 лет вплоть до дня своей смерти 4 сентября 1930 года.
1900
Арсеньев едет на Дальний Восток. По пути во Владивосток в Благовещенске он оказывается среди военных мобилизованных Благовещенска и участвует в боях с китайцами во время восстания ихэтуаней. За свои действия награждается своей первой медалью «За поход в Китай»
Фото: Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Во Владивостоке поручик Арсеньев вступает в Общество любителей охоты и Общество изучения Амурского края (ОИАК). По собственной инициативе предлагает пополнить коллекцию музея ОИАК зоологическими, ботаническими и этнографическими материалами. Их он находит и добывает во время первых небольших походов по Приморскому краю. Весь первый отпуск он провел в экспедиции по региону и собрал ценные археологические материалы. Узнав об этом, Приамурский генерал-губернатору Гродеков издал приказ: «считать отпуск офицера, проведенный за исследованиями, служебной командировкой».
1904-1905
Во время русско-японской войны Арсеньев руководит разведывательными операциями в Приморье, проводит картографирование мест возможной высадки японского десанта.
1906-1910
В 1906 году Арсеньев уходи в первую из трех крупных экспедиций в горы Сихотэ-Алиня к северу от залива Святой Ольги до бухты Терней и к истокам реки Уссури. За полгода – с 20 мая по 17 ноября 1906 Арсеньев и его спутники собрали ценнейшую информацию о местности - о проходимости дорог, крутизне склонов, наличии болот и троп через них. Арсеньев сразу же рисовал карты, причем указывал названия рек и по-русски, и по-китайски и на языке местных народов. В этой экспедиции Владимир Арсеньев знакомится с нанайцем Дерсу Узала, который стал его проводником и верным другом, а затем и героем книг.
Владимир Арсеньев и Дерсу Узала
Фото: Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Экспедиция 1907 года стала продолжением первой – главными задачами были обследование горной области хребта Сихотэ-Алинь между 45°—47° северной широты, бассейны рек, впадающих в том районе в море, верхнее течение рек, составляющих систему реки Иман, а также весь бассейн реки Бикин. Цели были теми же, что и в экспедиции 1906 года: военно-географические, военно-статистические, а также колонизационные и естественно-исторические.
Самой продолжительной и сложной стала третья экспедиция, длившаяся 19 месяцев в 1908-1910 гг. Отряд столкнулся с большим количеством трудностей, утратой припасов и снаряжения, 21 день участники похода голодали – ели, всё что попадалось под руки: зелёные ягоды, листья, мох. Любимая собака Арсеньева, сопровождавшая его восемь лет во всех экспедициях, обессилела и не могла идти, ее пришлось застрелить, а мясо пустить в пищу.
Результатом экспедиций стали обширные этнографические, ботанические и другие коллекции, маршрутрые листы, карты, многочисленные фотопластинки, сведения о реках, флоре и фауне, а также словарные материалы по орочскому и удэгейскому языкам. Хребет Сихотэ-Алинь был пересечен в общей сложности 19 раз.
1911—1913
Арсеньев руководит отрядом, боровшимся с хунхузами – бандитами, которые чувствовали себя полными хозяевами в российско-китайском приграничье. При этом он находит время и для исследовательской работы – Арсеньев провел перепись местного населения, собирал археологический и этнографический материал, и даже сделал научное открытие — обозначил линию биогеографической границы охотской и маньчжурской флоры.
По итогам этих экспедиций Владимир Арсеньев написал книгу «Китайцы в Уссурийском крае». В 1912 году Арсеньев назначается чиновником особых поручений Приамурского генерал-губернатора. В эти же годы Арсеньев активно занимается становлением Хабаровского краеведческого музея, директором которого на общественных началах работал с 1910 по 1918 год.
1917-1918
На общем съезде представителей всех сословий дальневосточного края Владимир Арсеньев избирается комиссаром по делам туземцев. Он активно ездит в командировки по Амуру и Тунгуске, в конце года отправляется в экспедицию по хребту Джаки Унахта-Якбыяна.
В 1918 году по приглашению Переселенческого управления Арсеньева возглавляет двухмесячную экспедицию на Камчатку. Главная задача - изучение полуострова в экономическом отношении и поиск пригодных для заселения мест.
1921-1923
Арсеньев избирается профессором кафедры краеведения и этнографии Владивостокского пединститута, а также становится преподавателем географии и этнографии Восточной Азии в Дальневосточном университете. Он составляет программу лекций по краеведению, по теории и практике научных экспедиций, которые пользуются огромным успехом у слушателей.
Арсеньев читает лекцию в Хабаровске
Фото: Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Осенью 1922 на всем Дальнем Востоке закрепляется советская власть. Арсеньев, как бывший офицер царской армии, был поставлен на специальный учёт в ГПУ при НКВД с обязанностью ежемесячно отмечаться в органах госбезопасности. В этот период Арсеньев устраивается на работу заведующим отделом охоты на морского зверя управления «Дальрыба». В этой должности в 1923 году он совершает экспедицию на Командорские острова и Камчатку, по итогам которой составить и направить в Высший совет народного хозяйства РСФСР рекомендации по использованию и охране природных богатств этих территорий.
1924-1930
В это время Арсеньев занимает множество должностей: директора Хабаровского музея, заведующего отделом территории, природы и населения, производителя работ по обследованию заселяемых земель Дальневосточного управления экспедиции Наркомзема, начальника бюро экономических изысканий новых железнодорожных магистралей. Он является членом многочисленных комиссий и комитетов. Осенью 1924 г. ему удается убедить представителей советской власти в целесообразности организации Дальневосточного отдела Государственного русского географического общества. Общество возобновило свою деятельность, Арсеньев был избран заместителем председателя отдела и способствовал открытию подразделений в Чите, Владивостоке и Никольск-Уссурийске.
В 1927 году Арсеньев отправился в свою последнюю экспедицию – Советская Гавань – Хабаровск, чтобы обследовать земель в бассейнах притоков Амура - рек Немпту, Мухени, Пихцы и Анюя на предмет заселения. В это время им уже активно интересуются сотрудники ОГПУ и НКВД. На Арсеньева поступают доносы. Ученый и писатель чувствует себя подавленно, испытывает бытовые неудобства, но продолжает работу по систематизации информации, полученной в многочисленных экспедициях. В 1930-ом он становится начальником одновременно четырех экспедиций, направляющихся в районы предполагаемого строительства железнодорожных линий. 19 июля 1930 года Владимир Арсеньев выезжает из Владивостока в низовья Амура для инспектирования экспедиционных отрядов. В этой поездке он простывает, заболевает пневмонией, от которой и умирает.
Узнать больше о жизни Владимира Клавдиевича Арсеньева и о мероприятиях «Года Арсеньева» можно на специализированном сайте.
На безлюдном перроне станции Волочаевка-I, где сразу две доминанты — водонапорная башня и огромный для маленького села железнодорожный вокзал с мозаикой, посвященной Гражданской войне, появляется группа людей разного возраста. Судя по флагам: коммунисты или ностальгирующие по советским временам, пришли возложить гвоздики к скульптурам партизана и солдата, установленные на перроне.
Я и сам так ездил с бабушкой, которая в начале 90-х работала на 68-ом военно-механическом заводе. От вокзала до сопки шли пешком, там, на вершине, где вновь открылся музей Волочаевской битвы, торжественные речи, а потом народные гуляния у подножия — обязательно с гармошкой, а мы — детвора и подростки — катались с этой самой сопки Июнь-Корань на ледянках.
Про поезд, вспомнили, конечно же, и организаторы «Волочаевских дней»: за пару недель до назначенной даты в пригородных электричках ходили волонтеры, одетые «как 100 лет назад» — в форме солдат НРА и работников почтовой станции, рассказывали о предстоящем фестивале, а вагоны были увешаны архивными фотографиями того периода.
«Наша мечта - совместно с РЖД реконструировать бронепоезд, хотя, конечно, это потребует значительных финансовых вложений», - поделилась планами пресс-секретарь фестиваля Татьяна Васильченко.
Сегодня на поезде в Волочаевку практически никто не приезжает, зато вся обочина федеральной трассы «Амур», которая проходит через село, уставлена машинами, навигатор показывает участок, как «красный», проезжающие дальнобойщики из западных регионов страны недоумевают — что здесь происходит? Для них это — «белое пятно» истории, мало кто знает, что Гражданская война в Советской России, на самом деле, закончилась не в Крыму, а здесь, на Дальнем Востоке, и не в 1920 году, а двумя годами позже.
Впрочем, об этом далеко и не все дальневосточники знают. Хотя, благодаря таким вот фестивалям, происходит определенный ликбез: взрослые вспоминают, что им рассказывали в их детстве, нынешнее поколение узнаёт, к примеру, что не было здесь «красных» — была Народно-революционная армия Дальневосточной республики.
— 6 «А»! Собираемся возле меня! — пытается созвать своих учеников молодой учитель истории.
— На экскурсию? — спрашиваю его.
— Что-то вроде «открытого «урока», — отвечает, улыбаясь. — Так точно что-то, да запомнят.
Судя по тому, сколько еще я встретил таких учителей и учеников, эта схема приглянулась многим школам.
Вообще, промо фестивалю устроили масштабное: волонтеры фестиваля прошлись практически по всем школам Хабаровска и ЕАО, рассказывая и о событиях столетней давности, и о предстоящем фестивале.
Лучше всего такая информация доносится через мастер-классы и всякого рода активности: всем желающим на входе на фестивальную площадку выдают путевой лист с указанием станций, которые необходимо пройти. Где-то придется чеканить строевой шаг, где-то пробежать по полосе препятствий или изучить азы штыкового боя. В другом месте — петь у костра марш дальневосточных партизан «По долинам и по взгорьям» или кидаться валенками (что-то новенькое!).
После прохождения всего маршрута участник получает деревянные рубли, за которые, к примеру, можно пострелять в тире из оружия СХП (стреляющее холостыми патронами). Стоит ли говорить, что в этой локации была самая длинная очередь из мальчишек. Вторым излюбленным местом у них стала та самая сопка Июнь-Корань — катиться с нее, что 30 лет назад, что сейчас — одно удовольствие.
Кульминацией фестиваля стала реконструкция одного из боев, который случился в феврале 1922 года (бои в Волочаевке и еще на протяжении 20 километров шли несколько дней). В этот раз организаторы выбрали бой, который бойцы НРА проиграли. Лично мне такой подход понравился — показывать историю с разных сторон.
«Любая гражданская война — это плохо, это братоубийство», — комментирует в микрофон происходящее на «поле боя» ведущий.
Расслышать комментатора получалось не всегда — в этом году поддержка Восточного военного округа была мощная как никогда — военные взяли на себя все пиротехнические вопросы. В итоге получилось оглушительно громко полным эффектом присутствия.
Вдруг на поле боя к белоповстанцам подкатили сани, запряженные лошадью — на позиции доставили пулемет. Такого, отмечаю я про себя, в прошлом году не было. Никита Кобзев, главный организатор фестиваля, рассказал, что лошадей в следующем году будет больше — показать атаку конницы.
«Сложность заключается в том, что животные непредсказуемо реагировали на выстрелы из исторического оружия и взрывы», — рассказала пресс-секретарь фестиваля Татьяна Васильченко.
Масштаб фестиваля растет с каждым годом: и по числу зрителей, и по числу участников. В этот раз, в Волочаевку приехали свыше 50 членов военно-исторических клубов из разных регионов ДФО, а также из Красноярска и Саратова. Зрителями стали по разным подсчетам от трех до пяти тысяч человек.
Каток на льду Амура, иллюминация в центре города и Рождественские колядки – как праздновали Новый год и Рождество в дореволюционном Хабаровске?
Кукла Варя и замороженные мандарины
Больше всего, конечно же, Рождества ждали дети: после обязательных святок, посещения церкви наступала самая приятная пора – елка и подарки. В Хабаровске «елок» было несколько: общественная, для гимназисток и кадетов. Как правило, ее посещал генерал-губернатор, который и вручал подарки. Сергей Михайлович Духовский, к примеру, любил приходить с супругой Варварой Федоровной.
Вот, что она писала по этому поводу в своем дневнике, который вела с раннего детства:
«30 декабря в нашем атаманском зале была устроена елка для гимназисток и для кадет; мы обедали по этому случаю в три часа, а в пять стали уже собираться дети с их родителями. Сначала мальчики и девочки попарно прошлись по залу полонезом, а затем я начала раздавать девочкам подарки, разложенные кругом елки, а муж наделял ими кадет».
Примечательно, что у детей заранее узнавали, какие бы подарки они хотели получить. Для этого, к примеру, однажды нарядили дворника гимназии Дедом Морозом, которому девочки передавали специальные билетики, где и был указан желаемый подарок. У девочек, как правило, это были куклы или зеркало.
Опекали Духовские и сирот: заезжали в приют, где также вручали подарки. Варвара Духовская в один из таких визитов отметила в своем дневнике девочку, которая проявила себя, как настоящий дипломат. Когда генерал-губернатор спросил её: «Как куклу назовешь?», ответила: «Варей».
Были в Хабаровске «в чести» и, выражаясь современным языком, корпоративы: их устраивало практически каждое сообщество. К примеру, в кадетском корпусе в новогодние праздники проходил танцевальный вечер с живыми картинами, в 10-м батальоне – солдатский спектакль, а в общественном собрании водружали огромную елку, куда приглашали воспитанников двух городских училищ. В качестве угощения для них приготовили «диковинку» – мандарины. Правда, они были замороженные: по-другому в те годы фрукты, да и многие другие продукты, доставить в Хабаровск было попросту невозможно.
Елки, кстати, устраивали практически все купцы и торговцы средней и мелкой руки. Среди предпринимателей считалось зазорным не потратить деньги на благотворительность.
В последнюю неделю декабря, с наступлением Рождества Хабаровск становился городом ряженых. Они ходили друг к другу в гости, к соседям, поздравляя с наступающими праздниками и получая небольшие подарки. Правда наряжаться разрешалось далеко не всем – нижним чинам, как бы сейчас сказали, «рекомендовалось» оставаться в форме.
Высшие чины и знать на Рождество ходили на божественную литургию в Успенский собор – тот самый, который в 20-е годы ХХ века разрушили и из его кирпичей построили пожарную каланчу (стоит до сих пор).
Новый Год по-взрослому
Для взрослых на Новый год устраивались маскарады и танцевальные вечера. 1901 год, к примеру, встречали в Общественном собрании, а вечером 1 января «избранное общество» приглашалось в дом генерал-губернатора, где устраивался маскарадный бал. Формат настолько понравился горожанам, что маскарады стали проводить чаще – и в честь других праздников, а потом и вовсе в обычные дни. Была даже своего рода конкуренция между Общественным (читай – гражданским) и Военным собранием в части организации мероприятий. Военные выигрывали – у них было собственное здание с просторным залом.
Готовились к праздникам, как и сейчас, загодя: примерно в начале декабря в единственной газете «Приамурские ведомости» (кстати, учрежденной Духовским) появлялись коммерческие объявления, гласящие, что в тот или иной магазин завезли новогодние товары: елочные игрушки, украшения. Парикмахерские и ателье объявляли о приеме заказов на пошив новогодних костюмов. Одним из самых популярных был костюм Амура.
В числе популярных зимне-новогодних забав было и катание на собачьих упряжках. Для этого в город специально приезжали гольды (так называли нанайцев, а заодно иногда и других коренных жителей – орочей, ульчей), которые устраивали гонки на замерзшем льду Амура (гонки эти, кстати, очень любил генерал-губернатор). За плату они катали всех желающих и даже работали в качестве такси.
Вообще, увеселительные мероприятия сильно зависели от погоды: мороза и ветра. В частности, именно из-за холодов в новогодние праздники в Хабаровске не проводились военные парады, как это было принято в западных регионах страны, а вот оружейные салюты (вместо нынешних фейерверков) были и были долгожданными. Кстати, именно оружейный выстрел извещал о том, что наступил Новый год (вроде боя курантов на Спасской башне сейчас).
А вот распивать спиртные напитки, несмотря на холод, возбранялось. За этим строго следили полицмейстеры, особенно на мероприятиях для простолюдинов – были и такие, для них устанавливали елку возле народного катка у Алексеевской женской гимназии, куда люди попроще приходили пешком, чтобы поглазеть на наряженное дерево и тех, кто катается на коньках.
Кстати, одно время – в начале ХХ века – каток устраивали прямо на льду Амура: выбирали место, где торосов поменьше, расчищали площадку и за небольшую плату пускали посетителей. Здесь же можно было отведать чая из самовара, с бубликами.
В прорубь!
Впрочем, для всех «выпивох» был вполне себе выход – нырнуть в прорубь. Помните, как генерал в «Сибирском цирюльнике»? Собственно, этим и заканчивались празднества – после недельного загула «холодный душ» в Амуре возвращал к рутинной жизни. До следующего Рождества и Нового года…
Август 2023-го россиянам, и в особенности дальневосточникам, запомнится паводками катастрофической силы, которые затопили сотни домов и нарушили транспортное сообщение в Приморье. Отдыхающих на пляжах юга Дальнего Востока, оказавшихся заложниками стихии в курортной Андреевке, пришлось эвакуировать военным морякам – их вывезли на борту большого десантного корабля «Николай Вилков». Герой, в честь которого назван корабль, 78 лет назад погиб в боях за острова Курильской гряды – Николай Вилков совершил подвиг, за который получил звание «Герой Советского Союза». В дни окончания военных действий на Дальнем Востоке в сентябре 1945-го мы вспоминаем дальневосточных героев.
По рождению Николай Вилков дальневосточником не был, он им стал, когда очутился на Камчатке. Свой трудовой путь, родившийся в 1918 году в далекой от Дальнего Востока Ивановской области юноша, начал, конечно же, текстильщиком – на фабрике «Парижская коммуна».
Затем был речной техникум и работа на речных судах: сначала на Волге, потом на Енисее, затем на Ангаре, где он дослужился до помощника капитана парохода «Максим Горький». В 1939 году Николай Вилков перешел в военно-морской флот. Служил на Петропавловской военно-морской базе Тихоокеанского флота.
Когда началась советско-японская война, Вилков числился боцманом плавбазы «Север» в звании старшина первой статьи. Война эта была скоротечной, но кровопролитной. Особенно сложно было штурмовать Курильские острова, которые японцы сильно укрепили - десант высаживался прямо в море, многие попросту не доплывали, а кто выбирался на сушу, попадал под шквальный огонь противника. Причем, не только пулеметов, но и танков «Ха-го», «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха», которые до сих пор можно встретить на острове Шумшу.
18 августа десант, в составе которого был и Николай Вилков, штурмовал укрепленные позиции японцев на Шумшу: здесь располагалась пехотная бригада, крепостной артиллерийский полк и до 60 танков.
В итоге восемь японских танков были подбиты, десант двинулся вглубь острова на высоту 171, но его остановил кинжальный огонь двухамбразурного дзота, которые, кстати, стоят на острове до сих пор. Вилков и матрос Петр Ильичев подползли к дзоту и попытались забросать его гранатами, но это не помогло. Тогда они повторили подвиг, который уже не раз свершался на полях Великой Отечественной и советско-японской войн – закрыли амбразуру своими телами: Вилков бросился на правую амбразуру, Ильичев – на левую.
Их похоронили здесь же, на высоте 171.
К 1945-ому о подвигах Гастелло и Матросова знали практически все: фронтовые газеты сделали свое дело, неделей ранее появился свой – «дальневосточный Матросов» – Николай Голубков, который на второй день советско-японской войны закрыл собой амбразуру японского дзота в китайском городе Фуюань, его освобождала Краснознаменная Амурская флотилия. Должен был такой герой появиться и на Курилах, в итоге их оказалось двое.
Кстати, изначально Ильичеву не было присвоено вообще никакого звания. Его подвиг много позже «раскопал» журналист Александр Гритченко, который со слов очевидцев восстановил детали того боя и написал книгу «Путь к подвигу». Благодаря его стараниям, в 1958 году подвиг матроса признали на официальном уровне и присвоили Ильичеву звание «Герой СССР».
Николаю Вилкову звание Героя Советского Союза дали практически сразу же - 14 сентября 1945 года, ему также вручили Орден Ленина и «Золотую звезду». Мемориальные доски в его честь установлены в городах, где он успел «отметиться»: Наволоках, где родился, Нижнем Новгороде, где учился в речном техникуме, Иркутске, где бороздил Ангару, Петропавловске-Камчатском и Вилючинске, где служил.
Но, пожалуй, самое значимое увековечивание памяти для моряка – это корабль, названный в его честь.
Большой десантный корабль «Николай Вилков» «появился на свет» тоже далеко от Дальнего Востока – на заводе «Янтарь» в Калининграде. Всего было построено четыре корабля этой серии, «Николай Вилков» ее замкнул. Кстати, свое имя корабль получил еще на стапелях. Построили его в рекордные сроки – за два года, уже в начале 70-х он отправился нести службу на Тихоокеанском флоте.
Практически сразу начались дальние походы: Индийский океан, Эфиопия, Персидский залив, Вьетнам, Окинава. Были даже боевые столкновения: на рейде Адена БДК обстреляли из пулеметов, пришлось выгнать на аппарель танки, а в Южно-Китайском районе ночью пираты приняли военный корабль за гражданский сухогруз (он действительно на него похож, так как за основу проекта был взят «мирный» сухогруз) и пытались автоматной очередью остановить его. Каким же было удивление пиратов, когда по ним был открыт ответный огонь из зенитной корабельной артустановки.
Сегодня «Николай Вилков» постоянно участвует в учениях от Приморья до Чукотки. А иногда, как сейчас, оказывает помощь и гражданскому населению.
Но были и другие «Николаи Вилковы» на воде – два речных труженика на Ангаре, названные в его честь, но их уже давно списали. Или, к примеру, рыболовный траулер, где капитаном был его друг, тоже Герой, но социалистического труда, Константин Числов. Он служил на Камчатке вместе в Вилковым, вместе из Авачинской бухты отправились штурмовать Курилы.
Позже, не раз проходя Первым курильским проливом, Числов выходил на капитанский мостик и в бинокль рассматривал Шумшу – остров, где в братской могиле остался его друг и боевой товарищ. Примечательно, что в капитаны судна, названного в честь его друга, Числов попросился сам. Тогда он уже командовал «передовиком» рыболовного промысла – траулером «Соликамск», но решил перейти на «отстающего», на «Николая Вилкова». Через девять месяцев Числов вывел экипаж судна в лидеры.
Позже Числов пригласил мать Николая побывать на борту траулера, названного в честь его сына, выслал е денег на дорогу. Женщина, несмотря на преклонный возраст, приехала на полуостров. И все время крестилась и молилась за рыбаков, хотя это и было не принято в Советском Союзе.
«Азбука Хабаровска» – букварь, в котором на каждую букву приходится по несколько узнаваемых образов родного города. Такой проект запустили специально в юбилейный для Хабаровска год (в 2023-м ему исполнилось 165 лет) по инициативе мэра города Сергея Кравчука. Авторами и исполнителями стали как взрослые художники, так и сами дети. Корреспондент EastRussia вместе с ними полистал букварь.
А – Амур, У – утес, Е – Ерофей. Интересно, а что на Ъ?
– На Ъ мы решили написать «Объединение», в этом слове есть Ъ, а над азбукой трудились разные объединения. Мы говорим о том, что объединение – важное событие в жизни людей, потому что оно делает нас всех дружными и сплоченными. В Хабаровске много детских объединений, которые помогают детям найти себя, – рассказывает начальник управления образования мэрии Хабаровска Татьяна Матвеенкова.
Служащие управления образования вместе с художниками почти год трудились над созданием «Азбуки Хабаровска»: вынашивали идею, наполняли образами. Осенью, когда началась активная работа над букварем, мэр Хабаровска Сергей Кравчук предложил к работе по созданию детской азбуки подключить самих детей.
Юные художники разного возраста и из разных школ стали предлагать свои рисунки, посвященные любимым и узнаваемым местам Хабаровска. Так на каждую букву появилось по несколько образов.
– На каждую букву есть определенное место, человек, природный уголок, о котором можно в азбуке рассказать. Это узнаваемые зрительные образы, значимые объекты, любимые хабаровчанами места, – рассказывает Татьяна Матвеенкова.
Таким образом картинок в азбуке стало больше, чем букв в алфавите. В числе тех самых узнаваемых образов утес, колесо обозрения, мост через Амур, набережная, парки, театры и просто счастливые люди.
Авторов набралось больше сотни. Недавно их всех собрали в музее Хабаровска, где с ними встретился мэр Сергей Кравчук.
«Эту потрясающую азбуку первого сентября мы вручим первоклассникам. Их в этом году в Хабаровске более восьми тысяч. Также издание будет передано в библиотеки города и в советы ветеранов. Спасибо нашим педагогам за то, что они со своими воспитанниками так живо включились в реализацию данного проекта. Уверен, азбука Хабаровска запомнится многим поколениям жителей краевой столицы. Те, кто ее получит, сохранят эту ценную книгу, и в дальнейшем будут показывать своим детям», - сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
– Это уникальный проект, который способствует сохранению памяти о родных местах. Причем, азбука рассчитана не только на первоклашек, она будет интересная старшим дошкольникам, детям младших классов. Любому, кто возьмет ее в руки, она будет интересна, – отметил член Союза художников России, заслуженный художник Хабаровского края и почетный гражданин Хабаровска Сергей Логинов, который пришел пообщаться с юными творцами.
Азбука получилась по принципу «дети – детям», причем, это не только картинки, но еще и стихи. Дети писали и рисовали, как они по-своему видят город.
– Честно говоря, мне, первокласснице 80-х, даже немного завидно: кроме одинакового для всех учеников страны букваря у нас ведь ничего похожего не было. И какими бы широкими возможностями ни обладал интернет, многие важные для Хабаровска слова и связанные с ними понятия нынешние хабаровские первоклассники смогут узнать именно из нашей азбуки, - рассказала в своем блоге на страницах «Тихоокеанской звезды» и. о. директора центра развития образования города Хабаровска Светлана Сумарокова.
Автором образа букв стала профессиональный художник, учительница ИЗО школы-лицея «Звездный» Ульяна Викина. Именно она придумывала, как будут выглядеть буквы азбуки. По словам художника, дети воспринимают картинку целиком, поэтому иногда возникали сложности.
– Во-первых, необходимо было, чтобы шрифт был «читабельный» для детей и в тоже время необычный, чтобы привлекал внимание, – рассказывает Ульяна Викина. – Были буквы, образы для которых рождались буквально за секунду, а были, над которыми приходилось размышлять неделями.
К примеру, заминка возникла с тем, как показать объездную дорогу «Обход Хабаровска», которая не так давно появилась? Она была «зашита» в букву Ъ.
- Я долго думала, как это можно показать, чтобы детям было понятно? А потом нарисовала дорогу, змейкой уходящей вдаль, в наши красивые сопки (Хехцир – прим. EastRussia), вокруг лес, – поделилась Ульяна Викина.
С буквой М тоже все было непросто. Здесь, конечно же, прорисовывался образ моста через Амур.
– Нарисовать только части моста? Тогда ребенок не поймет, что это такое. Поэтому изображение выходит за черты буквы, проходит максимально через весь объем и когда дети разукрашивают букву, она как бы из этого изображения выходит. Получилось что-то типа 3D, – рассказывает Ульяна Викина.
Кстати, когда Ульяна продумывала образы букв, то решила «потренироваться» на своих учениках в «Звездном» – выяснила, что они считают достопримечательностями Хабаровска. Как оказалось, нынешняя молодежь вместо традиционных мест-символов: утеса, привокзальной площади с памятником Хабарову и мостом через Амур все чаще называет такие новоделы, как «Платинум» или «Ерофей» арены, ТРЦ «Броско молл».
Всего в азбуку войдут 126 рисунков и 32 стихотворения. Сейчас идет активная работа в типографии: выверка, предпечатная подготовка. Первый тираж – девять тысяч экземпляров. Уже планируется и второе издание, которое хотят дополнить, к примеру, вставками с наклейками для интерактива.