Первые грузы самолеты приземлились в аэропорту «Эльга» в Якутии. Два рейса были выполнены самолетами ИЛ-76.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе «Эльги», грузы предназначены для Эльгинского угольного месторождения. ИЛ-76 могут перевозить до 60 тонн груза на расстояния до четырех тыс. км.
В ноябре было запущено регулярное авиасообщение между аэропортом «Эльга», Якутском и Нерюнгри. В конце прошлого месяца на Эльгинском угольном месторождении приняли уже второй пассажирский рейс из Якутска, который выполняет авиакомпания «Якутия» на самолете Bombardier Dash Q300. Воздушное судно доставило 40 работников предприятия.
Начало авиасообщения позволяет существенно сократить время пути до работы для сотрудников угольного комплекса, а также обеспечить оперативную доставку необходимых товаров.
Эльгинское месторождение - крупнейшее в России, запаса угля оцениваются в два млрд тонн. Для его экспорта в страны АТР строится самая длинная частная железная дорога протяженностью 1,33 тыс. километров, она выйдет на побережье Охотского моря на территории Хабаровского края, где также строится порт Эльга.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось снижение цен до уровня 105 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также падение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке.
Кроме того, министры энергетики стран «Большой семерки» в рамках плана по достижению углеродной нейтральности достигли соглашения о постепенном отказе от угля в производстве электроэнергии в первой половине 2030-х годов. Более конкретная целевая дата не была установлена по просьбе Германии и Японии. При этом ограничения касаются мощностей, где не установлено оборудование по улавливанию и хранению выбросов. США также ввели требование, согласно которому электростанции к 2032 г. будут обязаны сократить или улавливать 90% выбросов CO2. Страны «Большой семерки» также согласовали стремление утроить мощности ВИЭ к 2030 г.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 318 долл./1000 м3 (-3 долл./1000 м3 к 24.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA остались практически без изменений, составив 5.6 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 100-105 долл./т. на увеличении предложения со стороны ЮАР благодаря росту ж/д погрузки. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal составили 2.74 млн т. (+0.04 млн т. к 24.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 117 долл./т. в преддверии выходных дней с 1 по 5 мая по случаю Дня труда. Некоторые небольшие шахты/разрезы сократили добычу в связи с достижением месячных целевых показателей. Однако рост котировок ограничен ввиду увеличения гидрогенерации на юге страны и невысокого спроса со стороны промышленных предприятий.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.09 млн т. до 13.78 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 24.17 млн т. (+0.55 млн т. к 24.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 89.60 долл./т. (+0.60 долл./т. к 24.04.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR также незначительно укрепилась до
55.05 долл./т. FOB Kalimantan на фоне роста спроса со стороны КНР и стран Юго-Восточной Азии. В Индии отмечается сокращение складских запасов угля за неделю на 2% в результате роста генерации после резкого потепления. Поддержку ценам также оказывало ограниченное предложение на спотовом рынке, обусловленное неблагоприятными погодными условиями.
По итогам 1 квартала добыча в Индонезии увеличилась на 8%. Однако в некоторых регионах показатели оказались ниже ожиданий в связи с проливными дождями. Таким образом, в 2024 г. объем добычи может составить 790 млн т., что значительно меньше 922 млн т., согласованных правительством на текущий год.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся почти до 145 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны азиатских стран, включая Таиланд, Филиппины и Вьетнам, где наблюдается рекордное потепление, способствующее увеличению энергопотребления. Японская компания Kansai Electric сообщила 30 апреля, что ожидает роста потребления энергоносителей для производства электроэнергии в следующем финансовом году (апрель 2024 – март 2025), при этом Kyushu Electric прогнозирует увеличение объемов импорта угля ввиду снижения загрузки АЭС с 90.8% до 88.1%.
Индекс австралийского металлургического угля HCC удерживался на уровне 240 долл./т., благодаря улучшению конъюнктуры на рынке стали и сокращению добычи в Австралии. Индекс производственной активности PMI в сталелитейной отрасли КНР вырос в апреле на 3.7 процентных пункта до 47.9%, что говорит о восстановлении спроса на сталь в стране.
Компания Glencore отчиталась о падении добычи металлургического угля на 30% по итогам 1 квартала 2024 г. до 1.4 млн т. (-0.6 млн т. к 1 кварталу 2023 г.), что связано с остановкой работы одного из активов в австралийском штате Квинсленд. Компания Coronado Global Resources также заявила о падении добычи металлургического угля на разрезе Curragh на 19% до 2.2 млн т. (-0.5 млн т. к 4 кварталу 2023 г.). Кроме того, негативно на добыче отразились циклоны Jasper и Kirrily.
Сибантрацит попал под санкции США
США ввели санкции против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России. Минфин США также включил в санкционный список 12 организаций, входящих в структуру угольной компании.
В связи с новыми ограничительными мерами, направленными на уменьшение доходов Российской Федерации, Сибантрацит планирует переориентировать поставки на внутренний рынок.
В январе-марте 2024 г. добыча Сибантрацита сократилась до 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -14.1% к январю-марту 2023 г.), экспорт – до 4.2 млн т. (-2.0 млн т. или -32.2% к январю-марту 2023 г.).
При этом по итогам 2023 г. производство увеличилось до 24.2 млн т. (+0.4 млн т. или +1.7% к 2022 г.), экспорт – до 22.5 млн т. (+2.6 млн т. или +10.6% к 2022 г.), в результате чего в экспортных поставках российского угля доля Сибантрацита составила 10.6%.
Таким образом, под санкции США, с учетом объемов СУЭК и Мечела, с начала года попало 30% российского угольного экспорта, что ставит под вопрос энергетическую безопасность стран-импортеров.
С учетом объемов, экспортированных в 1 квартале 2024 г., сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. в результате санкций составит около 50 млн т., в 2025 г., при сохранении санкционного режима, на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Экспортные пошлины на российский уголь отменены до августа 2024 года
Правительство РФ временно отменило экспортные курсовые пошлины на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г. Ранее планировалось, что пошлины будут действовать год — с 1 марта по 28 февраля 2025 г., однако их введение ухудшило положение угольных компаний, которые остаются под ударом из-за снижения мировых цен, роста себестоимости, ограничений на ж/д инфраструктуре и увеличивающегося санкционного давления.
Однако временная отмена экспортной пошлины не позволит решить все проблемы в отрасли, поскольку требуются дополнительные меры, включая возобновление понижающих коэффициентов, которые были приостановлены до конца 2024 г. Кроме того, необходимо расширение железнодорожных мощностей, особенно на Восточном полигоне, а также снижение ставок перевалки в Тамани.
Кроме того, с сентября 2024 г. ставка пошлины вновь составит 4% при курсе 80-85 руб./долл., 4.5% - при 85-90 руб./долл., 5.5% - при 90-95 руб./долл. и 7% - при 95 руб./долл. и более. При курсе менее 80 руб./долл. пошлина нулевая.
По итогам 1 квартале 2024 г. экспорт российского угля сократился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к 1 кварталу 2023 г.). При этом в текущем году падение показателей будет ускоряться, учитывая новые санкции США против российских угольных компаний и неблагоприятную конъюнктуру на международном рынке.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены упали ниже 115 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также существенное падение цен на газ в результате ослабления геополитической напряженности на Ближнем Востоке, которая ранее оказывала рынку поддержку.
Кроме того, партии американского угля, которые не смогли быть отгружены через порт в Балтиморе из-за обрушившегося моста, были перенаправлены на терминалы Hampton Roads, включая Norfolk.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 321 долл./1000 м3 (-29 долл./1000 м3 к 17.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA достигли 5.6 млн т. (-0.3 млн т. или -5% к 17.04.2024 г.), что обусловлено реэкспортом в адрес стран Средиземноморья и сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 105 долл./т. из-за снижения спроса и цен в Европе. Также давление оказывает увеличение предложения со стороны ЮАР. Кроме того, индийские производители губчатого железа обратили внимание на австралийский уголь 5500 ввиду привлекательности цены по сравнению с южноафриканским материалом.
Ж/д оператор Transnet принял решение разорвать 5-летний контракт с охранной организацией, привлеченной с целью обеспечения безопасности ж/д инфраструктуры в августе 2023 г. По заявлению Transnet, подрядчик не смог должным образом выполнить обязательства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно скорректировались ниже уровня 116 долл./т. ввиду невысокого спроса со стороны электростанций и промышленных предприятий, которые на прошлой неделе завершили процесс пополнения запасов. Кроме того, ожидается, что поставки по ж/д ветке Daqin увеличатся после 26 апреля, когда завершится техническое обслуживание, при этом на складах электростанций и в портах уже наблюдается рост запасов. Дополнительное давление на угольную генерацию оказывают обильные дожди на юге Китая, которые способствуют увеличению гидрогенерации.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.4 млн т. до 13.9 млн т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.6 млн т. (+1.2 млн т. к 17.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 89 долл./т. на фоне невысокой активности со стороны индийских и китайских потребителей.
Bumi Resources, крупнейшая индонезийская угольная компания, сообщила о падении доходов по итогам 1 квартала 2024 г., несмотря на увеличение объема продаж. Таким образом, прибыль составила 22.1 млн долл. (-62 млн долл. или -74% к 1 кварталу 2023 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил почти до 135 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны индийских производителей губчатого железа и возможным сокращением добычи в результате ожидаемого окончания явления Эль-Ниньо, по завершении которого в Австралию могут прийти неблагоприятные погодные условия, включая проливные дожди и штормы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до 245 долл./т. в результате сокращения спроса и увеличения предложения. Австралийская Anglo American сообщила о росте добычи металлургического угля в Квинсленде по итогам 1 квартал 2024 г. до 3.8 млн т.
(+0.3 млн т. или +7% к 1 кварталу 2023 г.) благодаря росту производства на шахте Aquila и разрезе Capcoal. При этом компания сохраняется прогноз по добыче на 2024 г. без изменений на уровне
15-17 млн т.
Китайская металлургическая компания Beijing Shougang Co., Ltd заявила, что в 2024 г. планирует сократить производство стали на 6% до 21.6 млн т. в связи со слабым спросом и ужесточением конкуренции.
Два крупных азиатских производителя стали, южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel, согласовали с австралийской Foxleigh бенчмарк на 1 квартал 2024 г. на материал LV PCI на уровне 221 долл./т. FOB (-8 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.).
Прибыль угольных компаний РФ январе-феврале 2024 года упала в пять раз
Прибыль российских угольных компаний (за вычетом убытков) в январе-феврале 2024 г. упала в 5.3 раза со 107.59 млрд до 20.3 млрд руб. (-87.29 млрд руб. к январю-февралю 2023 г.). При этом убытки увеличились в 2.1 раза до 24.3 млрд руб. Доля убыточных предприятий увеличилась с 39% до 46%.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.), что обусловлено падением цен на мировом рынке и кратным увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, введенные экспортные пошлины, растущие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Таким образом, в случае сохранения текущей тенденции экспорт российского угля в 2024 г. сократится на 30-35 млн т. Если же неблагоприятные факторы усилятся и, помимо СУЭК и Мечела, под санкции попадут другие российские угольные компании их морские терминалы и международные транзакции – потери российского экспорта могут составить порядка 50-60 млн т.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2024 г. снизилась до 52.6 млн т. (-1.1 млн т. или -2.1% к январю-марту 2023 г.). Экспорт в 1 квартале текущего года упал до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к январю марту 2023 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы отмечалась высокая волатильность цен, которые двигались в диапазоне 117-126 долл./т. на фоне резкого подорожания газа до 3-месячного максимума в связи с эскалацией конфликта на Ближнем Востоке, а также сокращения доли возобновляемой генерации. При этом доходность угольной и газовой генерации оставалась отрицательной ввиду роста стоимости квот на выбросы СО2. На прошедшей неделе доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии составила 71%, сократившись на 7% по сравнению с предыдущей неделей, тогда как доля ископаемого топлива увеличилась с 22% до 29%.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 350 долл./1000 м3 (+47 долл./1000 м3 к 10.04.2024 г.) в результате снижения поставок норвежского газа и ответа Израиля на удар, совершенный Ираном на выходных.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 110 долл./т., продолжая следовать за высокими ценами в Европе. Со стороны индийских потребителей, включая производителей губчатого железа, наблюдается увеличение спроса. Кроме того, правительство Индии продлило до
15 октября действие директивы в отношении 15 электростанций (18.37 ГВт), работающих на импортном угле, с требованием полной загрузки мощностей во избежание дефицита электроэнергии. Ожидается, что данная инициатива властей продолжит способствовать увеличению объемов импорта.
Экспортные отгрузки угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам 1 квартала 2024 г. выросли до 13 млн т. (+1.9 млн т. или +17% к 1 кварталу 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с транспортировкой материала. Таким образом, экспорт в 2024 г. через RBCT может превысить 50 млн т. против прошлогодних 47 млн т. При этом средний показатель в 2013-2020 гг. составлял 70 млн т. Складские запасы на терминале оцениваются в 2.95 млн т. (практически без изменений к 10.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 116 долл./т. в связи с падением добычи и увеличением потребления. Также отмечается снижение запасов в портах, что связано с сокращением объемов поставок по ж/д ветке Daqin на 0.2 млн т. в день из-за проведения технического обслуживания, при этом нормализация движения ожидается после завершения работ в конце апреля. Снижение добычи обусловлено ужесточением проверок безопасности на шахтах. Согласно опубликованной статистике, добыча в марте сократилась на 4% и по итогам 1 квартала 2024 г. показатель составил 1.11 млрд т. (-4% к 1 кварталу 2023 г.).
Кроме того, в связи с необходимостью увеличения налоговых поступлений в провинции Shanxi был увеличен налог на рядовой уголь с 8% до 10% и на обогащенный уголь – с 6.5% до 9%. Данная инициатива может привести к повышению стоимости угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.5 млн т., потребление выросло с 728 тыс. т./сутки до 730 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.4 млн т. (-0.6 млн т. к 10.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 90 долл./т., поскольку индонезийские угольные компании снижают цены в связи с необходимостью сокращения складских запасов, особенно с учетом расширившегося спреда между уровнем спроса и предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше до 127 долл./т. на укреплении котировок в Европе. Один из индийских производителей губчатого железа закупил австралийский среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг по 91-91.5 долл./т. FOB, который стал привлекательнее с точки зрения цены, хотя индонезийские потребители обычно отдают предпочтение южноафриканскому материалу ввиду большего содержания связанного углерода. Поддержку котировкам также оказывает заявление австралийской метеослужбы о возможном завершении явления Эль-Ниньо, что может привести к сокращению добычи. При этом японская метеослужба выпустила долгосрочный прогноз, согласно которому в Японии летом ожидаются температуры выше нормы. В результате ливней с 5 по 12 апреля прервалось ж/д сообщение на 100-километровом участке до терминала Port Kembla Coal Terminal, что привело к задержкам с погрузкой угля из региона Illawarra.
Индексы австралийского металлургического угля HCC подскочили выше 250 долл./т. на фоне активных покупок со стороны Китая, где также наблюдался рост цен в связи с увеличением загрузки металлургических предприятий и необходимостью пополнения запасов. Также отмечается улучшение конъюнктуры на рынке стали. Некоторые участники рынка пересматривают свои ценовые ожидания в сторону повышения в связи с увеличением торговых объемов на бумажном рынке.
Совместное предприятие BHP и Mitsubishi Alliance (BMA) понизило на 10% прогноз по добыче на финансовый 2024 год (заканчивается 30 июня) с 46-50 млн т. до 43-45 млн т. Объем производства в Квинсленде сокращается из-за 2-х тропических циклонов и роста расходов.
Добыча угля в Кузбассе упала на 2% в январе-марта 2024 года
В январе-марте 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 52.8 млн т. (-1.1 млн т. или -2.0% к январю-марту 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 17.3 млн т. (+0.3 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 35.5 млн т. (-1.4 млн т. или -3.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 34.5 млн т. (-0.8 млн т. или -2.3% к январю-марту 2023 г.), производство подземным способом сократилось до 18.3 млн т. (-0.3 млн т. или -1.6%).
По состоянию на 1 апреля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 21.5 млн т. (+1.8 млн т. или +9.1% к 1 апреля 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Колмар остановил обогатительные фабрики из-за избытка угля на складах
Компания Колмар, добывающая коксующийся уголь в Якутии, с 12 марта остановила работу 2-х обогатительных фабрик и ограничила загрузку третьей на 50% из-за переизбытка угля на складах. Накопление сверхнормативного запаса угля в объеме 1 млн т. стало следствием трудностей при отправке в результате перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне.
Данная ситуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению к терминалам Ванино, а также проблемами с согласованием и приемкой грузов в данном направлении. В апреле компания должна погрузить в вагоны 0.57 млн т., однако РЖД согласовали только 75% от необходимого объема.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
Кроме того, рост железнодорожных тарифов, ставок перевалки в портах, а также ввод экспортной пошлины с марта 2024 г. делают экспортные поставки убыточными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. Данные факторы также оказывают негативное влияние на бюджеты угледобывающих регионов.
Таким образом, доступность высококачественного российского угля существенно снизилась в первом квартале года, а ко второму и третьему кварталу 2024 г. ожидается ухудшение дефицита предложения из России.
На Огоджинском месторождении началось строительство обогатительной фабрики
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения в Амурской области началось строительство обогатительной фабрики мощностью 2 млн т. в год. В будущем здесь планируется построить еще шесть фабрик совокупной мощностью 30 млн т.
Также Огоджинская угольная компания (входит в группу Эльга) ведет строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск протяженностью 140 км, которое позволит нарастить добычу до 17-18 млн т. к 2029 г. На текущий момент проложено 37 км. Пропускная способность будущей железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в 3 раза больше, чем в 2022 г. В 1 квартале 2024 г. добыча снизилась до 0.24 млн т. мл(-0.1 млн т. или -28% к 1 кварталу 2023 г.). угля.
Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили колебаться в диапазоне 117-121 долл./т. Давление на индексы оказывает падение спроса, рост запасов на складах ARA и значительное увеличение генерации ВИЭ. В Германии объем ветрогенерации подскочил на 49% до 22.7 ГВт, генерация на каменном угле сократилась на 22% до 1.71 ГВт, при этом цены на электроэнергию на спотовом рынке упали на 25% (до 45.5 евро/МВт).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 303 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 03.04.2024 г.) на фоне снижения поставок норвежского газа. Запасы угля на складах ARA увеличились на 7% до 6.4 млн т. (+0.41 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепился выше уровня 100 долл./т., достигнув к концу недели 110 долл./т., на фоне сохраняющихся высоких цен в Европе. Кроме того, со стороны индийских потребителей наблюдается увеличение активности в связи с такими факторами, как сокращение запасов на электростанциях впервые за последние 5-6 месяцев
(-0.9 млн т. или -1% к 03.04.2024 г.), а также нарушение логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе, где возобновление отгрузок ожидается не ранее середины-конца мая. Энергетическое управление США понизило прогноз экспорта угля из страны на апрель на 33% до 5.5 млн т. При этом восстановление объема поставок ожидается только к концу лета или началу осени.
В результате схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем 2 апреля были перекрыты три ж/д ветки в направлении порта Richards Bay. 4 апреля была вновь открыта ветка 1, ветки 2 и 3 были открыты вечером 5 апреля. В связи с инцидентом начато расследование, однако Transnet пока не раскрывает причину происшествия. Это уже второй сход вагонов с начала
2024 г., что напоминает участникам рынка об уязвимости инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 2 долл./т. до 115 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса, а также увеличением запасов на складах потребителей и производителей. Компания Shenhua вновь понизила цены, предоставляя крупным потребителям дисконт, оказывая давление на котировки. Среди участников рынка распространяется негативное настроение из-за ожидаемого роста температуры и увеличения генерации ВИЭ. Кроме того, некоторые ж/д сети в КНР понизили тарифы на перевозку в апреле на 15-30%, что позволило поставщикам понизить свои цены на сопоставимую величину с целью увеличения продаж.
Две провинции объявили о планах нарастить добычу по итогам 2024 г. Inner Mongolia планирует увеличить показатель на 9 млн т. до 1.22 млрд т., Shaanxi – на 20 млн т. до 780 млн т. При этом ранее провинция Shanxi, крупнейшая по добыче угля в КНР, объявила о планах сокращения на 50-70 млн т. до 1.3 млрд т. по сравнению к 2023 г., что обусловлено перепроизводством и участившимися проверками техники безопасности. В январе-феврале производство в Shanxi снизилось на 35 млн т. или на 18% к январю-февралю 2023 г. Однако компании не понизили свои цели по выручке, в связи с чем они могут нарастить добычу на фоне падения внутренних цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.1 млн т. до 13.3 млн т., потребление упало с 733 тыс. т./сутки до 728 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 23 млн т. (-0.7 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 91 долл./т. из-за падения внутренних цен в КНР. При этом активность в Индонезии замедлилась в связи с празднованием окончание Рамадана. Спрос со стороны китайских покупателей был невысоким в связи с выходными днями в стране по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается на уровне 125 долл./т., испытывая давление со стороны снижающихся внутренних цен в КНР и ограниченного спроса в других странах АТР, обусловленного межсезоньем.
Тайваньская энергетическая компания Taipower планирует на следующей неделе вновь запустить угольные электростанции, остановленные 3 апреля в связи с землетрясением. Большое количество подземных толчков, последовавших за землетрясением, не позволило более оперативно перезапустить энергоинфраструктуру, включая угольную электростанцию Heping мощностью 1.3 ГВт.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC остаются в нисходящем тренде ниже 225 долл./т. в связи с высоким предложением и ограниченным спросом из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Давление на цены также оказало очередное понижение цен на кокс в Китае. Отмечается, что продавцы предлагают австралийский материал с привязкой к индексу, тогда как покупатели настаивают на фиксированной цене с целью хеджирования против потенциального разворота котировок вверх.
Ставка перевалки в Тамани снизилась, но остается высокой, а экспорт – нерентабельным
Угольный терминал ОТЭКО в Тамани понизил тарифы на перевалку угля на 2 квартал 2024 г. с 32–38 долл./т. до 18-19 долл./т. Однако рентабельность поставок FOB из Кузбасса остается отрицательной, в связи с чем спад экспорта угля продолжится и мощности инфраструктуры будут оставаться незагруженными. Потери в погрузке в адрес Тамани в январе-апреле 2024 г. могут составить 7.6 млн т. (-82% к январю-апрелю 2023 г.).
Учитывая, что котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако предложенная ОТЭКО ставка превышает его на $2/т, а ж/д тариф – почти на
11 долл./т. Кроме того, с 1 марта 2024 г. в расходы угольщиков добавилась экспортная пошлина. С учетом этих факторов, приемлемый уровень ставок, по некоторым оценкам, составляет 12–15 долл./т.
28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Заявки на перевозку в адрес терминала составляют чуть более 1% от объема, который отгружался в прошлом году (порядка 2.5 млн т. в месяц). Недозагрузка данного направления в связи с невозможностью экспорта угля через Тамань за первый квартал привела к потере угольщиками около 52 млрд руб.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале—марте угольные компании перестали отправлять грузы через терминал ОТЭКО в Тамани. Совокупные отгрузки угля в адрес южных портов по итогам 1 квартала 2024 г. составили 2.9 млн т. (-4.9 млн т. или -63% к январю-марту 2023 г.). При этом материал в объеме 4.9 млн т. является потерянным для экспортного рынка, так как его невозможно перераспределить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Колмар сталкивается со сложностями при вывозе угля
Компания Колмар столкнулось с трудностями при отправке угля из-за перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне. Cитуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению терминалов Ванино.
В связи с этим компания стремится определить альтернативные логистические пути для экспорта через другие морские дальневосточные порты. Также планируется создание план-графика грузоперевозок, к разработке которого привлекут РЖД, дальневосточные морские порты и правительство Якутии.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены скорректировались ниже 120 долл./т. Давление на котировки оказало падение цен на газ. Снижению потребления и стоимости электроэнергии также способствовали продолжительные выходные дни в связи с Пасхой.
На прошедших выходных Германия приняла решение отключить от сети и закрыть 15 электростанций совокупной мощностью 4.4 ГВт, работающих на каменном (1.3 ГВт) и буром угле (3.1 ГВт), с целью достижения климатической нейтральности, что также обусловлено сокращением спроса, снижением цен на электроэнергию и увеличением генерации ВИЭ, хотя некоторые эксперты назвали данный шаг вредным для экономики. По итогам 1 квартала 2024 г. угольная генерация в Германии упала на 26% до 28 ТВтч.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 288 долл./1000 м3 (-20 долл./1000 м3 к 27.03.2024 г.). Хранилища по-прежнему заполнены на 60%. При этом запасы на складах ARA сократились до 5.99 млн т.
(-0.21 млн т. к 27.03.2024 г.), опустившись ниже отметки 6.0 млн т. впервые с начала текущего года, что обусловлено снижением поставок и возобновлением реэкспорта в адрес стран средиземноморья, включая Турцию.
Индекс южноафриканского угля 6000 пробил вверх уровень 100 долл./т., достигнув 5-месячного максимума на фоне высоких цен в Европе и нарушения логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе.
Кроме того, 2 апреля по причине схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем были перекрыты все три ж/д ветки в направлении Richards Bay Coal Terminal (RBCT). В связи с инцидентом начато расследование, при этом ожидалось, что движение возобновится в течение дня. При этом за прошедшую неделю недельный объем погрузок в адрес RBCT достиг 1.2 млн т. – максимум для финансового года 2023/2024 (заканчивается 31 марта). В случае сохранения такой динамики экспорт через RBCT может достигнуть 60 млн. т. в финансовом году 2024/2025. Погрузка на ветке North Corridor на прошлой неделе достигла 1.4 млн т., превысив прошлогодний максимум, зафиксированный в июне.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 4 долл./т. до 117 долл./т. На китайском внутреннем рынке наблюдается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса и увеличением запасов на складах. Ухудшение конъюнктуры подтверждается понижением цен со стороны Shenhua и других китайских угольных компаний в провинциях Inner Mongolia и Shanxi. Негативные ожидания также были вызваны падением цен в тендерах на юге страны.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.2 млн т., потребление упало с 758 тыс. т. до 733 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 23.7 млн т. (+0.3 млн т. к 27.03.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR практически не изменился, составив 92 долл./т. Давление на котировки оказывают высокие запасы на складах в Индии и Китае. Спрос на индонезийский материал со стороны китайских покупателей также снижается в связи с предстоящими выходными по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) в КНР с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался до уровня 125 долл./т., после роста неделей ранее, в результате снижения котировок в Европе, продолжающегося падения внутренних цен в КНР и увеличения конкуренции в Южной Корее, где наблюдается рост поставок колумбийского угля.
Дополнительным негативным фактором стало крупнейшее за последние 25 лет землетрясение магнитудой 7.3 на Тайване, в результате которого энергетическая компания Taipower из соображений безопасности временно закрыла 6 электростанций, включая 2 угольные электростанции Taichung мощностью
1.2 ГВт. Также была остановлена угольная электростанция Heping мощностью 1.3 ГВт. В текущее время сроки возобновления работы электростанций остаются неизвестными. Однако эксплуатация трех АЭС продолжается, поскольку их землетрясение не коснулось.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали ниже до 230 долл./т., оставаясь в нисходящем тренде из-за высокого предложения и ограниченного спроса. Давление на цены также оказывает очередное понижение цен на кокс в Китае, которое ожидается на следующей неделе. Кроме того, в преддверии сезона дождей в Индии многие производители стали уже обеспечили себя сырьем в достаточной мере и завершают процедуру закупок.
Ж/д поставки угля в Тамань упали на 80% в 1 кв. 2024 года
Из-за высоких ставок перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани, делающих экспортные поставки угля убыточными, российские добывающие компании приостановили ж/д поставки угля в адрес порта с конца января 2024 г. В первом квартале 2024 г. экспортные ж/д отгрузки в Тамань упали до 1.4 млн т. (-5.0 млн т. или -80.0% к аналогичному периоду 2023 г.).
Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно переадресовать на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки. Например, в январе-марте 2024 г. ж/д поставки в порт Усть-Луга также сильно упали, составив 10.2 млн т. (-2.4 млн т. или -18.9% к январю-марту 2023 г.).
Угольные объемы в планах РЖД уже распределены по экспортным направлениям с учетом снижения добычи рядом угольных компаний из-за убытков, вызванных низкими мировыми ценами и растущими накладными расходами. Из-за жесткой политики Тамани в отношении ставок перевалки многие крупные производители были вынуждены пойти на сокращение производства и теперь, даже в случае уменьшения тарифов компанией ОТЭКО, они не смогут быстро восстановить объемы добычи, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций.
В первом квартале 2024 г. российские производители угля продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, включая: снижение мировых цен, рост ж/д тарифов и стоимости перевалки в портах, экспортную пошлину, а также логистические сложности, выражающиеся в ограниченной пропускной способности на сети РЖД и длинном транспортном плече (дорогой фрахт) при поставках угля на рынок АТР через порты европейской части России.
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Прибыль российских угольных компаний кратно сократилась в 2023 году
Российские угольные компании отчитались об итогах деятельности за 2023 г., согласно которым прибыль предприятий в некоторых случаях кратно сократилась или стала отрицательной по сравнению с 2022 г., что обусловлено падением цен, ростом себестоимости и транспортных расходов.
Прибыль крупнейших в России компаний, таких как Кузбассразрезуголь и Эльгауголь, упала на 30% и 22% соответственно. При этом прибыль Южного Кузбасса (Мечел) обвалилась в 10 раз, Талтэк – в 4 раза, Стройсервиса – в 2 раза, а Якутуголь (Мечел) и КТК получили убыток против прибыли годом ранее.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, вновь введенные экспортные пошлины, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Добыча угля в 2023 г. снизилась до 438.0 млн т. (-6.7 млн т. или -1.4% к 2022 г.). При этом производство в Кузбассе, где добывается высококачественный уголь, упало до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).