Взлетно-посадочные площадки в Гижиге, Верхнем Парене, Тополовке, Ямске и Тахтомске планируют восстановить власти Магаданской области для использования местной малой авиации.
Сейчас в эти отдаленные населенные пункты можно добраться лишь на вертолете.
Как рассказали EastRussia в региональном правительстве, о возобновлении рейсов малой авиации попросили сами жители отдаленных поселков. Предполагается, что на линии встанут легкие многоцелевые самолеты ЛМС-901 «Байкал». Для них будет необходимо провести дооснащение действующих вертолетных площадок, на эти цели понадобится 800 млн рублей.
Как отметили в региональном минтрансе, Магаданская область подала заявку на на шесть самолетов «Байкал», а также на финансирование работ из федерального бюджета.
На сегодня в области действуют четыре аэропорта и 10 посадочных площадок, на местных линиях работают авиакомпании «Сибирская легкая авиация», «ИрАэро» и «Поляр-Авиа», полеты выполняются на самолетах Ан-28, Ан-26, Ан-24, ТВС-2МС и вертолетах Ми-8Т.
С объявлением нового поворота на восток, реляции об экономических успехах в ДФО стали в СМИ регулярной повесткой. За пределами всеобщего внимания при этом осталась социальная жизнь небольших поселений, не до конца пришедших в себя после лихих 90-х. Особенно тяжело пришлось северным окраинам – после свёртывания коммунистической доктрины развития страны многие посёлки оставили на произвол судьбы. Но люди там продолжают жить своей обычной жизнью, преодолевают климатические сложности, бытовые трудности и до слёз радуются возрождению авиаперелетов в областной центр.
Отрицательный рост
Один из самых северных регионов Дальнего Востока — Магаданская область — продолжает терять население. По данным местных властей каждый год регион покидает примерно 2500 человек, среди них порядка одной тысячи — люди в возрасте от 14 до 30 лет. Больше всего уезжают из отдалённых посёлков.
Один из таких – Синегорье. Это посёлок городского типа в Ягоднинском районе Магаданской области. История Синегорья началась 12 февраля 1971 года, в 1972-м он получил статус посёлка городского типа.
Посёлок был рассчитан на 10 тысяч жителей и имел благоустроенные (по северным меркам) жилые дома, спортивный комплекс с бассейном, игровым тренажёрным залом, больницу, поликлинику, профилакторий, детский сад, школу и даже аэропорт. Градообразующие предприятия поселка – ПАО «Колымаэнерго» и Восточные электрические сети ПАО «Магаданэнерго», ещё в конце восьмидесятых здесь проживали 11 тысяч человек, но с каждым годом синегорцев становилось всё меньше.
8 июня 2000 года закрылся аэропорт «Синегорье». Сейчас из-за убыли населения, в посёлке заброшено около 2/3 зданий. В 2021 году в Синегорье проживало чуть менее двух тысяч жителей.
Две трети зданий в Синегорье заброшены
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Мой друг уехал в Магадан»
Недавно посёлок стал одним из главных героев документального фильма ростовского режиссёра Анны Барсуковой. Сама Анна из Украины, но в России живёт более двадцати лет, снимает документалки, нередко посвящённые социальным проблемам – например, про отношение общества к ВИЧ-инфицированным людям или детям-сиротам.
Режиссёр давно искала повод снять кино на севере: на Камчатке долгое время служил её брат, а фотографии бескрайних территорий, засыпанных толстыми слоями снега, будоражили воображение кинематографиста. Закон жанра: для того, чтобы попасть на территорию, нужно обязательно найти к ней ключ, а в случае Анны – главного героя для будущего фильма о севере. И герой нашёлся.
Руслан Крысенко, житель Синегорья
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
На видеохостинге режиссёр увидела блог одного из северян – «Русик Бука». Его вёл коренной житель Синегорья Руслан Крысенко. Связавшись с ним Анна подробно расспросила о посёлке и жизни Руслана, через него нашла других героев будущей картины – многие из них работали в доме-интернате.
«Изначально у нас были планы показать в фильме дом инвалидов – одно из предприятий, которое функционирует в Синегорье. Если снимать одну разруху, стоящую в посёлке, то из этого не получилось бы полноценного фильма, да и не было задачи делать чернуху про север. Планировалась следующая история – мама Руслана находилась в доме инвалидов и весь сюжет был завязан на том, что сын навещает там мать, ухаживает за ней. Но перед моим приездом Ларисы Павловны не стало, сюжет картины скорректировался. Но Руслан всё равно оказал нам большую помощь при съёмках – провёл по всем местам, благодаря чему мы отсняли много материала вне интерната», - вспоминает Анна.
Спаси и сохрани
Первые кадры фильма запечатлевают общую картину для многих северных поселений Дальнего Востока страны. Кардинальное отличие только одно – на въезде людей встречает огромный православный крест, на котором написано: «Господи, спаси и сохрани Россию». Сразу за ним виднеется дорога в посёлок и множество пустых домов. Для неподготовленного зрителя такая картина выглядит пугающе. Сам режиссёр признается, что изначально не было понятно, жилое ли это место или люди давно покинули его. Однако на следующих кадрах зритель видит храм Пресвятой Богородицы, центр посёлка, дом-интернат, чуть поодаль видны строения градообразующих энергетических предприятий. Жизнь здесь, несмотря на трудности и суровый климат, определённо продолжается – люди идут на работу, водят детей в детский сад и школу. Но густой туман, горные пейзажи и пустые дома, занесённые снегом, всё равно придают пространству мистическую окраску, что в фильме особо драматически усиливается закадровой музыкой композитора Гюли Камбаровой. По словам Анны, ей, как человеку, живущему на юге, никогда не доводилось видеть такого большого белого безмолвия, окружающего когда-то очень зажиточный посёлок.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Больше всего меня поразило, как человек, родившийся и выросший в Синегорье, рассказывал про советское время. При СССР в посёлке выращивали в теплицах тюльпаны, помидоры и огурцы, разводили коров и свиней, поселок процветал. Потом в одночасье всё рухнуло. Руслан – очень эмоциональный рассказчик и было безумно жаль, что он жил в совсем другом посёлке, а теперь вынужден наблюдать его разрушенное состояние. Во время общения, я видела в глазах моего героя скорбь, горечь, сожаление. Приезжие впечатляются только тем, что видят вокруг себя, рожденному здесь человеку приходится гораздо сложнее. Через какой время Руслан произнес фразу, которая выбила у меня почву из-под ног – «Я думаю, что мое будущее связано не с этим регионом и, наверное, я когда-нибудь уеду», - рассказывает автор фильма.
Другие люди
Несмотря на общее впечатление запущенности посёлка, душевность оставшегося населения с лихвой искупает зияющие инфраструктурные пустоты. Основной локацией для съёмок выступил дом-интернат. Решение об открытии в Синегорье филиала Магаданского областного дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов было принято властями Магадана в 2012 году. Он находится на первом этаже городской больницы. Медицинский персонал и социальные работники ухаживают за колымчанами в преклонном возрасте. После открытия, кроме жителей Синегорья, нуждающихся в постоянном уходе сюда переселили пожилых жителей Ягоднинского, Сусуманского и Среднеканского районов.
«Работники дома-интерната – люди с большой буквы. Я не знаю, откуда они берут свои силы и душевную глубину для ежедневной поддержки своих подопечных, почему этим занимаются. Я бы не смогла стать соцработником, для меня это психологически сложно. Но люди делают свою работу искренне и деньги для них не самый главный фактор. Кстати, сразу после нашего отъезда в доме-интернате сделали хороший ремонт», - рассказывает Анна.
По ее словам, отзывчивость жителей Синегорья стала для неё самым главным откровением. Во время съёмок Анна случайно свернула с протоптанной дороги и ушла в сугроб по грудь. Ситуация усугублялась тем, что в руках у режиссёра была камера и тяжёлый рюкзак. На улице вечерело, температура воздуха опустилась до минус 35 градусов. На помощь Анне пришли прохожие, подсказавшие, как правильно выбраться обратно на дорогу – лечь на снег пластом и ползти.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Безотказность, бескорыстие, доброта, невероятное искреннее безвозмездное желание помочь – поразили Анну до глубины души. Она считает, что на Севере люди отзывчивее и сплочённее, чем на юге страны и всегда готовы подать руку помощи каждому нуждающемуся. Режиссёр старалась снимать работу дома-интерната максимально бережно, чтобы не навредить его обитателям, поскольку жизнь внутри из-за преклонного возраста его обитателей психологически непроста.
От отчаяния к надежде
Сюжетная линия фильма, показывающая искренних и бескорыстных работников дома-интерната, готовых помогать пожилым магаданцам достойно прожить оставшиеся годы, в фильме идеально зарифмовалась с мыслью о том, что брошенные населённые пункты необходимо по мере возможности возрождать.
«В картине много разных посылов, но основной заключается в том, что мы хозяева своей Родины. Если у нас есть сто комнат, то мы должны следить за всеми. Нельзя халатно относиться к тем или иным регионам. От малой Родины рождается Большая. Мне бы хотелось, чтобы зрители после финальных титров осознали – необходимо ухаживать за глубинкой. Север очень жаль, он пострадал больше всех. Нельзя больше такого допустить», - уверена Анна.
В финале фильма есть очень яркий эпизод – прибытие в посёлок первого за очень долгое время самолёта. После закрытия аэропорта у жителей посёлка была всего одна возможность попасть на большую землю – восемь часов на автобусе, при хороших погодных условиях ходившем всего два раза в неделю. Искренность эмоций в глазах северян подделать невозможно – на кадрах фильма они машут руками самолёту, смахивают слёзы из глаз и широко улыбаются. По словам Анны, синегорцы с нетерпением ждут лета, мечтая, что самолёт будет летать к ним чаще, а значит они будут ближе к своим родным.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Она добавляет, что многие синегорцы остаются на месте в силу привычки, но всё же не оставляют мысли о переезде из посёлка. Им очень нравятся здешняя природа, чистый воздух, тишина. И если когда-то синегорцам придётся оставить родной край, то они предпочтут небольшие населённые пункты, где нет много машин, а есть тишина и свобода.
«Я сняла всё, что хотела, но не против вернуться и сделать вторую серию с совершенно другими результатами. Я надеюсь, что положительные перемены в жизни посёлка должны наступить и уде практически сижу на чемоданах», – отмечает Анна.
Сейчас, по её словам, фильм будут предлагать региональному прокату – это показы в школах, вузах, различные киноуроки, на которых зрители знакомятся с большой Россией и малой Родиной. А уже после фестивального продвижения и показа на телевидении у фильма состоится релиз на цифровых площадках. И тогда любой желающий сможет увидеть и узнать, как живётся в одном из самых холодных, но душевно тёплых посёлков Магаданской области Дальнего Востока России.
В экономическом плане 2022-й год для Магаданской области стал в целом успешным, хотя добиться этого было сложно. Если в первом полугодии введенные против страны санкции еще не проявились для региона в полной мере, то во втором проблемы проявили себя весьма ощутимо: главным образом из-за ограничений на экспорт российского золота. Добыча драгметалла на Колыме – это бюджетообразующая отрасль, и от ее успехов зависит благополучие региона.
По итогам минувшего сезона Колыма золота недобрала. По информации министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, в 2022 году в регионе добыто 51,43 т золота и 745,9 т серебра. По отношению к аналогичному периоду прошлого года золота извлечено на 680 кг меньше, а серебра больше – на 67,8 т. План добычи драгоценных металлов на 2022 год составляли: золото – 52 тонны, серебро – 740 тонн.
Это пришлось учесть при обсуждении областного бюджета на 2023 год. Его доходы утверждены в объеме около 44,2 млрд. руб., расходы – около 44,5 млрд. руб., дефицит - 328,8 млн. рублей.
- Бюджет сформирован объемом немного ниже начального плана на 1,3 млрд рублей, но мы надеемся, что он будет увеличиваться. Добыча золота растет, но есть сложности в части его реализации при том, что это основная часть доходов региона. Цифры оптимистичны, но нужна подстраховка. Основные статьи связаны с социальными обязательствами, особенно с тем, что касается поддержки воинов, участвующих в специальной военной операции и их семей, а это не только льготы, но и прямые выплаты. Все, что касается образования, медицины, развития спорта, остается, - пояснил по итогам принятия бюджета области на 2023 год депутат Игорь Донцов.
- Основные налогоплательщики в Магаданской области – это недропользователи, и от исполнения ими производственных планов зависит, в том числе, наполняемость бюджета, - дополнил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. - В бюджете региона основным налогом является налог на прибыль. Он определяет состояние промышленности в целом, но базовая сфера – это недропользование и энергетика.
План добычи золота на Колыме составляет на 2023 год более 56 тонн. Но не ясны цепочки, связанные с его реализацией. Товар есть, золото произведено, его надо продать по нормальной цене, чтобы затраты как минимум окупали производство.
Есть риск, что часть добывающих компаний не выйдет на новый сезон: у одних может не хватить оборотных средств из-за сложностей кредитования и невозможности продать золото, у других – проблемы с подготовкой или покупкой техники. В этих условиях выжить могут те, у кого есть запас денег, оборудования и топлива. Те, кто работал от сезона к сезону, скорее всего не справятся.
Напомним, Минфин США ввел 24 марта 2022 года санкции на сделки с золотом, имеющим отношение к Центробанку РФ, а затем и на добычу драгметалла. Ранее – 9 марта 2022-го – российские аффинажные заводы были лишены статуса «надежного поставщика» (Good Delivery), добывающие компании и банки, которые тоже оказались под санкциями, не смогли продавать золото на биржах в недружественных странах. Те, у кого есть генеральные экспортные лицензии, начали искать новых партнеров, но далеко не у всех это получилось.
Помочь со сбытом могло бы правительство за счет внутренних закупок. В апреле вышло распоряжение Центробанка о заключении сделок с золотом по договорной цене, но банки стали применять значительный дисконт. Если в начале 2022 года грамм золота в среднем стоил 4450 рублей и выше, то осенью - 3100 рублей. Банки брали и по 2900, и по 2800 рублей за грамм.
Для многих, особенно россыпников, уже только поэтому прибыль перестала окупать добычу. Если добавить рост стоимости ГСМ, селитры, материалов и оборудования, геологоразведки, вероятность вхождения в новый сезон приближается к нулю. Соответственно, упадет уровень и добычи, и капитальных затрат, и объем геологоразведочных работ, а значит, упадет производство в будущем, а в настоящем уже грозит сокращение количества предприятий, рабочих мест и уровня налогов.
Магаданская областная Дума в июле 2022 года направила обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости корректировки механизмов регулирования оборота золота, предложив сделать из него товар, который бы был в собственности недропользователей, чтобы они сами искали источник реализации.
В зоне особого риска – малые и средние компании с уровнем годовой добычи до 100 кг. В регионе 147 таких предприятий – почти половина. Для них получение генеральной лицензии на экспорт и заключение договоров с зарубежными покупателями стало практически невозможным. Некоторые мелкие артели в 2022 году уже недоработали сезон, поскольку оборотных средств от реализации металла не хватило.
– Во время заявочной кампании беседовали с представителями 356 предприятий. В конце сезона 72 предприятия не собирались начинать следующий. 151 предприятие не вело вскрышу и подготовку. Из крупных – 18 сомневались. Некоторые сократили добычу в 2022 году, - рассказал генеральный директор одного из крупнейших на Дальнем Востоке поставщиков техники и запасных частей – компании «Модерн Машинери Фар Ист» Даниил Шафеев.
Колымские недропользователи предложили Банку России покупать золото напрямую у золотодобытчиков по рыночной или мировой цене.
Свои рекомендации в текст обращения внесли первый заместитель Председателя областной Думы, председатель Ассоциации недропользователей Магаданской области Александр Басанский и депутат заксобрания, руководитель золоторудной компании «Видное» Игорь Розинов.
– Раньше мы продавали золото банкам, они – за рубеж и получали доллары, которые после конвертировались в рубли, и эта денежная масса шла на развитие отечественной экономики. Сейчас предлагаем, чтобы золото покупал Банк России. При этом цена должна быть экономически обоснованная, – пояснил Александр Басанский.
Магаданская областная Дума предлагает разрешить золотопромышленникам продавать физическим лицам слитки, произведенных на аффинажных заводах из добытого ими золота, без начисления налога на добавленную стоимость, по аналогии с положениями Налогового кодекса РФ, по которым с 1 марта 2022 года от НДС освобождены операции по реализации банками драгметаллов в слитках физлицам независимо от их помещения в хранилища банков.
Также колымчане предлагают разрешить недропользователям продавать слитки гражданам без регистрации договора купли-продажи в Гохране России или при условии регистрации договора в уведомительном порядке. Прозрачность сделок со слитками должна обеспечить Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Депутаты инициировали возобновление закупки золота в Госфонд России по рыночной (мировой) цене Центробанка России с отменой дисконта.
На 2023 год банки практически не заключали договоры купли-продажи золота с недропользователями, а если и заключали, то на кабальных условиях — с дисконтом на 5-20%, пояснил Александр Басанский. Сейчас все ищут возможность реализовывать металл по оптимальным ценам, некоторые предприятия стараются получать лицензии и продавать на экспорт в дружественные страны, некоторые продают российским банкам, у которых есть лицензии. Но из-за низкой цены у части золотопромышленников появился дефицит оборотных средств. Поэтому многие считают, что золото должно стать обычным товаром без специальных условий регулирования его продажи.
– Ситуация с продажей золота сложная. Нужен стабильный сбыт. Если будет принято решение о создании золотых резервов, и государство будет покупать металл по рыночным ценам, будет хорошо, - поделился Александр Басанский. – Золото мы продаем коммерческим банкам. Но, когда становится трудно, они меняют процент. Золото можно продавать на зарубежных рынках, получать генеральные экспортные лицензии. Большим компаниям легче договариваться, чем маленьким.
Есть риск, что бюджет области недополучит часть запланированных доходов, считает он. Казна формируется в зависимости от реализации золота: из налога на добычу полезных ископаемых, на прибыль и на имущество, а они прямо зависят от цены на золото. Цена на золото в начале года была 4900-5000 рублей за грамм, а в сезон у многих она отходила от 2900 до 3400 тысяч, в зависимости банка.
Часть крупных предприятий, у которых есть резервы, вообще решила не продавать золото, и ждать более выгодной цены.
Еще одна проблема – санкции на поставки техники. Сложности начались летом 2022 года, из Японии импорт был приостановлен с 21 сентября. Чтобы продолжить работу в условиях санкций, поставщикам пришлось переформатировать логистические цепочки, найти обходные пути оплаты экспортируемого товара. Ситуация выправляется, но выросла цена.
В Магадане действует сервисный центр «Реман» – единственный в ДФО центр по восстановлению компонентов техники Komatsu до состояния новых. На технику этого производителя в 2021 году пришлось 64% продаж. Ещё один крупный игрок на рынке не только Колымы, но и всего Дальнего Востока – «Модерн Машинери Фар Ист» на его долю приходятся поставки половины бульдозеров, четверти грейдеров, практически всех самосвалы.
Ключевые заказчики компании – колымские и сахалинские, в числе которых концерн «Арбат», «Сусуманзолото», ГДК «Берелех», «Полиметалл», «Полюс», «Павлик».
В 2021 году компания поставила 566 единиц техники, это был рекорд. На 2022 годы план составлял 643 единицы, в январе грамм золота доходил в цене до 7,5 тысяч рублей, ожидали всплеска продаж. Но в течение года снизилась платежеспособность заказчиков из-за падения цены золота.
Теперь расчеты компания ведет через Китай, там открыли предприятие, оттуда и работают. В регион стали завозить не только оригинальные запчасти, но и качественную альтернативу из Турции, Италии, Китая. «Модерн Машинери» дает гарантию на эту технику.
В Магадан в конце 2022 года приезжали представители китайского производителя двигателей Cummins Dong feng, для совместной работы нужно поставить цех для ремонта двигателей - их используют и «Газели», и КАМАЗы.
Главной задачей сейчас остается продление ресурса имеющейся техники, и обеспечение её ремонта, пока идет переход на российские или китайские аналоги. Активно идут переговоры между КАМАЗом и Yuchai, а также с российскими производителями тяжелой техники.
– Мы рассматриваем несколько вариантов: бывшая в употреблении техника, российская (компания ЧЕТРА, «ДСТ-Урал»), китайские аналоги, и некая «кривая» возможность возить американскую или японскую. Если говорить о б/у технике, то встаёт проблема высокого утилизационного сбора, в том числе за бульдозеры типа Komatsu D375A-5, аналогов которому в данной отрасли нет. Первые машины ЧЕТРА Т-40 будут собраны в январе, мы купили четыре машины, будем тестировать, – поясняет гендиректор «Модерн Машинери Фар Ист» Даниил Шафеев.
По мнению председателя облдумы Сергея Абрамова, нужно объединить усилия законодателей, недропользователей и поставщиков тяжелой техники, чтобы повлиять на ситуацию с утилизационным налогом, определить группу техники, чтобы исключения касались не только Магаданской области, но и других регионов и всех видов добычи полезных ископаемых. Тогда по видам техники, которую в стране не производят, можно будет поставить нулевую ставку утилизационного сбора.
Традиционно Россия занимает второе место в мире по объему золотодобычи. Эта отрасль развита в 25 регионах страны, в основном на Дальнем Востоке. Александр Басанский считает, что необходимо формировать золотой резерв России.
— Во времена Великой Отечественной войны Союз рассчитывался золотом за поставки по лендлизу. Иран, который живет под санкциями несколько десятков лет, рассчитывается золотом.
Лично мое мнение, что нужно создавать золотые запасы. Не золотовалютные, а золотые. Валюта дружественных стран — хорошо, но она очень зависима от многих факторов — сегодня может подняться, а завтра опуститься. А золото, если оно и опускается в цене, после все равно идет в определенный рост. Если посмотрим динамику цен на золото за последние 10–15 лет— это стабильный металл, который всегда имеет перспективу реализации и роста.
Бакалдыдяк - одна из древнейших эвенских традиций. В советское время его не отмечали, возродили праздник в 1992 году и празднуют раз в два года. За это время он превратился в один из самых любимых колымчанами и гостями региона.
В переводе с эвенского языка «Бакылдыдяк» значит «встреча». Это радость встречи друг с другом и с первой рыбой, которая подходит в июле. Так народы тунгусо-манжурской языковой группы отмечали начало путины.
Традиционно праздник проходит на Нюклинской косе вблизи устья реки Олы. Это место очень любят местные жители и магаданцы – тут в хорошую погоду можно загорать. А еще здесь высадилась Первая Колымская экспедиция Юрия Билибина и Валентина Цареградского - с неё началось освоение сурового края.
фото: Филипп Жаров
Кроме того, в старину эвены-оленеводы с началом лососевой путины шли сюда, на Охотское побережье, чтобы заготовить вяленую рыбу - юколу. Они договаривались о встрече заранее. Когда наступала пора, эвены покидали стойбища, оставляя несколько человек следить за оленями, и перебирались к морю, где и добывали горбушу, кижуча, кету и морзверя, помогая друг другу, а особенно тем, кто не может позаботиться о себе: старикам, вдовам, сиротам. Этот обычай называется «нимат», и так людям удавалось выжить. Тут же они обменивали шкуры, кожу, прочие товары, пели и танцевали, рассказывали предания, сватали невест из других родов. Заранее девушки шили на Бакылыдяк праздничные наряды, юноши готовились к состязаниям в беге, борьбе, прыжках, поднятию тяжестей, метании маута (аркана – прим.ред).
фото: Ольга Лопатникова
Теперь Бакылдыдяк проходит на Ольском побережье в том же самом месте. На берегу ставят юрты гости из разных округов региона, в каждом из которых есть родовые общины коренных народов Севера и Ассоциации КМНС. Это еще одна возможность сородичам из разных поселений, - а расстояния тут измеряются сотнями километров, - встретиться и пообщаться без телефона, обняться, поделиться новостями. Они готовят уху и таежный чай, жарят рыбу и всех угощают.
фото: Ольга Лопатникова
До наших дней дошли некоторые обычаи, которые составляют основу праздника. Первым старейшины совершают обряд «Встреча гостей». Они окуривают гостей можжевельником или багульником. Те проходят через импровизированные ворота из связанных молодых деревьев, и между двух костров. Дым от веток, по поверьям, не только полезен, но и отпугивает злых духов.
фото: Ольга Лопатникова
Затем зажигают и «кормят» священный огонь. Костер – обязательный элемент всех праздников северных народов, так как он – хранитель очага, защитник от нечисти. Раньше под звуки бубна ритуальный танец - камлание вокруг костра исполнял шаман, изгоняя из собравшихся злых духов и благословляя на удачную рыбалку. Сейчас танец исполняют артисты из местного ансамбля коренных малочисленных народов Севера.
фото: Ольга Лопатникова
После этого старейшины делают подношение родовому костру, бросая в него кусочки рыбы. Кормят огонь и гости. А затем идут кормить и сети, чтобы в них попалось много рыбы.
фото: Ольга Лопатникова
Коряки из Омсукчанского округа провели обряд заманивания рыбы в реки. А потом все желающие присоединились к ритуалу поклонения духу моря. Для этого нужно отпустить в воду «кораблики» из древесной коры, наполненные бисером. При этом стоит загадать желание.
фото: Ольга Лопатникова
Одна из самых важных частей праздника - корякский ритуал разделки нерпы «Нимат». Не всем современным зрителям это нравится, но присутствовать на нем не обязательно, а традиции есть традиции. Как встарь, старейшины просили прощения у морзверя за отнятую жизнь, благодарили за пищу, и, разделав тушу, раздали мясо старикам, вдовам и тем, кто сам не охотится. Тут же на берегу готовили из нерпы шашлык и рассказывали о пользе жира морзверя и его питательных свойствах мяса.
фото: Ольга Лопатникова
Заканчивается праздник обрядовым танцем хэде (переводится как «друг»). Раньше криком: «Хэде!» молодые люди зазывали девушек танцевать. Теперь хэде завершает и Бакылдыдяк, и другие национальные праздники народов Севера. На Колыме это стало хороводом дружбы.
Но зрители не просто наблюдают за происходящим. Кроме ритуалов, они могли участвовать в конкурсе разделки рыбы на юколу. Традиционно сильнейших спортсменов определяют в национальной борьбе, перетягивании палки, метании маута: «Северное многоборье» - это обязательный элемент колымских фольклорных праздников.
фото: Ольга Лопатникова
Два десятка мастеров декоративно-прикладного творчества на выставке-ярмарке «Унили» показали свои изделия из меха, кожи и бисера в манере традиционных ремесел народов Севера. Такие изделия очень хороши в подарок и как сувенир для друзей на «материке», но и для себя иметь такую игрушку или глиняную кружку хотят многие.
фото: Ольга Лопатникова
Весь день со сцены задавали настроение празднику солисты и коллективы Магаданской области: «Энер», «Нэлкэни», «Авландя», а также гости из Камчатского края – фольклорная группа «Легенда».
фото: Ольга Лопатникова
Любителя краеведения и просто любопытным организаторы праздника устроили экскурсию «На край света за золотой мечтой», на которой рассказывали о коренных жителях поселка Ола, их культуре и быте, об участниках Первой Колымской экспедиции и ее вкладе в становление золотопромышленности на Колыме. Учитывая окружающие звуки и запахи погружение получилось достоверным на все 100%!
Увидимся на следующем Бакылдыдяке, хэде!
«Фарта» не было два года. Не проводили из-за пандемии ковида. И вот в зоне отдыха «Горняк» собрались тысячи зрителей, чтобы посмотреть, как за победу будут бороться 60 охотников за золотом из Москвы, Московской и Новосибирской областей, Чукотки, Башкортостана, Карелии, Молдовы, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Кемеровской, Иркутской, Орловской, Тульской, Челябинской областей. В «миру» это люди разных профессий: рыбаки, строители, кладовщики, госслужащие, учителя, продавцы, и, конечно, геологи. Гендерная принадлежность не ограничивалась лишь сильным полом – женщины моют наравне с мужчинами с самого первого фестиваля. Вышли на старт и семейные пары.
Когда руки не только в золоте
фото: Ольга Лопатникова
Все претенденты прошли строгий отбор, имеющих судимость просили не беспокоится. В приоритете «перворазники», причём половина мест отводится гостям региона, потому что «Старательский фарт» — это туристический магнит для приезжих, и не только для дальневосточников, но и жителей всей России. Событие уникальное. Никаких «понарошку» - тут моют настоящее золото.
Инструменты у всех одинаковые, сноровка и фарт - индивидуальные
фото: Ольга Лопатникова
За 15 минут здесь можно заработать миллион рублей — это размер первого приза. Второй результат «стоит» 700 тысяч рублей, третье место – 300 тысяч рублей. Кроме ловкости и умения, большое значение имеет тот самый фарт, ведь никто не знает, попадет ли в лоток заветная тяжелая золотая песчинка. Грунт предоставила артель «Полевая», конкурсанты промывают его по «дедовской» технологии, с помощью лотка, скребка и консервной банки для отбивки намытого драгметалла.
В 2015 году, в ходе первого фестиваля, участников было 34. Время промывки составляло 30 минут, за это время сообща они намыли 50 граммов золота. Через год конкурсантов было уже 80, и время каждого тура сократили вдвое.
«Где ты, моя прелесть?!»
фото: Ольга Лопатникова
- Мы рады приветствовать вас на берегу Охотского моря у реки Дукча. Магадан, как и вся Магаданская область, меняется. Два года перерыва позволили нам внести коррективы в подготовку. У нас есть возможность расширить географию фестиваля, повышать его престиж. Магадан распахивает двери для гостей региона. Пусть победит сильнейший, - напутствовал участников губернатор Магаданской области Сергей Носов.
«Старателей на час» поделили на три группы по двадцать человек. В зоне промывки каждому полагаются своя полубочка, деревянный лоток сибирского образца, скребок, ведро и металлическая баночка.
фото: Ольга Лопатникова
Алгоритм действий довольно простой: берем ведро, набираем песок, бежим к своей полубочке, нагребаем в лоток и с помощью скребка промываем. То, что показалось золотом, аккуратно сливаем в баночку. Чем больше воды, тем сложнее сушить золотоносный песок, и тем сложнее работать отдувщикам. На промывку, просушку и отдувку (отделение золотых частиц - прим. ред.) отводится по 15 минут. После – процедура взвешивания. Побеждает тот, кто намыл наибольшее количество золота.
Есть такая работа - золото отдувать
фото: Ольга Лопатникова
Промывка вручную старым старательским способом - это экзотика, которая позволяет почувствовать себя первопроходцем Колымы. Кстати азам мастерства можно научиться вполне официально - в СВКНИИ ДВО РАН в «Школе промывки».
Но Золотой фестиваль - это не только конкурс старателей. С утра стартовал велопробег «Золотой велосипед», любители походов отправились по экотропе, о добыче драгоценных металлов рассказывали на экскурсии, посвящённой истории колымских недр. В зоне отдыха шли соревнования по пляжному волейболу, тут же приглашали на показательные тренировки на байдарках и катамаранах – в этом сезоне популярный вид спортивного туризма.
Впервые работала арт-зона «Живые статуи», мастер-класс по росписи по камню проводили члены Союза художников России, тут же организовали интерактивную экспозицию «История геологических исследований». Председатель регионального отделения «РОСГЕО» Юрий Прусс, легенда колымской геологии, проводил мастер-класс по промывке.
Озолотились
фото: Ольга Лопатникова
Полевая кухня угощала ухой, кашей и таежным чаем, на выставке народно-прикладного творчества можно было купить сувениры из глины, меха, дерева, кости, бисера. Детей и взрослых со сцены развлекали викторинами, и самым удачливым достались ювелирные изделия в подарок.
Артисты Магаданской области и гости из Камчатского края подготовили концерт, где самой красивой частью стали выступления фольклорных ансамблей коренных народов Севера.
Болельщики на фестивале всегда очень активны. Они приходят группами, рисуют плакаты, придумывают кричалки, аплодируют, дают советы, в общем, полностью вовлекаются в процесс. Их тоже ждали призы: больше двух тысяч человек приняло участие в лотерее «Счастливый зритель», одному достался автомобиль, еще двум - мощные снегоболотоходы.
фото: Филипп Жаров
При подведении итогов фестиваля не обошлось и без «сюрпризов». Два участника принесли золото с собой и подбросили его в свои баночки. Но так фарт не работает. Всю правду о лжестарателях рассказал их же металл.
— Это не наше золото, - пояснил генеральный спонсор соревнований председатель конкурсной комиссии, председатель Совета директоров концерна «Арбат» - председатель Ассоциации недропользователей Магаданской области Александр Басанский. – Что такое пески, которые промывают? Берется обычный песок и заряжается богатым содержанием золота. Мы добавляли мелкодисперсное. Один непорядочный человек подбросил самородок, какой мы точно не добавляли. Мы знаем пробность нашего золота, не надо себя позорить. У нас все по-честному. Жюри у нас профессиональное, и эксперты – дай Бог каждому. Надо с честью участвовать, как это сделали все остальные ребята.
Чемпионом VI Всероссийских соревнований по промывке золота «Старательский фарт» стал гость из Владивостока Иван Саенко. Он намыл 1.89 г золота.
- Насколько я знаю, самородки попались не только мне. Это все-таки больше фарт. Самое тяжелое золото остаётся в лотке, чем тяжелее крупица золота, тем больше шансов, что она останется и не смоется. Так что самородок тоже какой-то плюс дал. Тренировался я накануне на Празднике первой рыбы, промыл четыре или пять лотков с дробинками, понял, что, если золото крупное, то его поймать просто. Перед тем посмотрел видео, как чемпион, который ранее несколько раз занимал первые места, мыл: он делал это быстро, тонкое золото не извлекал, а работал на объём. Я решил делать так же. Промыл два ведра, шесть лотков. Если бы на обдувку время не уменьшили, то результат был бы лучше. Раньше с золотом я не работал, я рыбник с Приморского края, работают продажником-логистом в рыбной компании во Владивостоке.
Фартовые парни - победители
фото: Ольга Лопатникова
Второе место занял оперативный дежурный ГУ МЧС России по Магаданской области магаданец Александр Быць, его результат - 1.65 г золота. Ему достался приз в 700 тысяч рублей. На третьем месте – житель Читы - участковый геолог карьера АО «Полюс Магадан» Сергей Ковалев, он намыл 1,2 г золотого песка. Остальные получили дипломы и памятные подарки и собираются прокачать свой фарт, чтобы испытать его в следующем году.
фото: Филипп Жаров
На фоне проблем с импортной авиатехникой, занятой в обслуживании местных и региональных сообщений, еще большая нагрузка легла на самолеты советского производства, такие как Ан-2, Ан-24, Ан-26. Этот парк стал быстрее отрабатывать ресурс, которого и так остается немного. Однако медленная реализация проектов будущих лайнеров и угроза дефицита флота заставляет эксплуатантов просить власти о максимально возможном продлении срока службы старой техники отечественного образца.
Полагаясь на «Байкал», держать в уме Ан-2
Для единой дальневосточной авиакомпании уточнены объемы поставок воздушных судов в обозримом будущем. В 2024-2026 годах запланировано приобретение 39 единиц авиатехники отечественного производства: 8 самолетов SSJ New, 10 ЛМС-901 «Байкал», 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 Ми-171А3. Об этом сообщил на прошлой неделе замглавы Минвостокразвития Анатолий Бобраков.
До 2030 года для местных авиалиний планируется дополнительно приобрести 95 «Байкалов», которые придут на смену биплану Ан-2, для чего строится сборочный цех в Комсомольске-на-Амуре, добавил чиновник. Планируется, что производитель поставит авиатехнику Государственной транспортной лизинговой компании, после чего та передаст их в финансовую аренду эксплуатанту.
«Совместно с авиакомпанией «Аврора», одним из основных будущих эксплуатантов самолета «Байкал» на Дальнем Востоке, готовим специальные требования под взлетно-посадочные полосы, наземную инфраструктуру для эксплуатации этих самолетов для того, чтобы обеспечить минимизацию затрат на обустройство новых аэродромов», – рассказал замминистра.
На Дальнем Востоке сейчас свыше 400 посадочных площадок, и анализ, проведенный с регионами, показал, что 175 из них необходима модернизация для приема новых легкомоторных лайнеров.
«Заменить на наш взгляд двухдвигательные самолеты L-410 или Ан-28 (могут брать на борт 19 и 18 пассажиров – прим. ред.) однодвигательным самолетом «Байкал», наверное, не совсем удастся, тем более вместимость «Байкала» будет в два раза меньше, – высказал мнение заместитель гендиректора АО «Авиакомпания “ИрАэро”» Сергей Крупнов. – L-410 эксплуатируются не только в Иркутской области, есть также Архангельский объединенный авиаотряд, Камчатское авиационное предприятие, ранее они эксплуатировались в Хабаровском и Красноярском крае».
И все же «Байкал» на сегодня выглядит наиболее продвинутым проектом. До конца текущего года ЛМС-901 должен получить сертификат типа на базовую версию лайнера, проинформировал замдиректора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Михаил Пересадин.
Между тем, полагает гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень, до начала массовых поставок «Байкала» пройдет не менее шести-семи лет. Чтобы не столкнуться с дефицитом парка, работающего в данном сегменте авиаперевозок, необходимо разработать механизм восстановления ресурса Ан-2 с применением инструментов господдержки. Таким образом можно поставить на крыло 40-50 самолетов, подсчитал эксперт.
Напомним, Ан-2 строился в СССР до начала 1970-х, после чего выпуск биплана продолжался по лицензии в Китае и Польше. Из Польши поступали запчасти к двигателю самолета, но в прошлом году прямые поставки прекратились, свидетельствует директор по развитию АО «Полярные авиалинии» Сергей Анциферов.
Конечно, альтернативой Ан-2 являются вертолетные перевозки, хотя себестоимость полета на этой технике несравнимо выше, но и с данными машинами возникают сложности. Так, для продления срока службы вертолетов Ми-8МТВ нужна замена хвостовых балок, говорит Сергей Анциферов: «Мы обратились к промышленности с заявкой на 19 хвостовых балок для нашего парка до 2030 года. Пока не получили ответа. На 2024 год балок нет, это надо учитывать». Кроме того, чтобы снизить зависимость от импортных запчастей, вертолетам Ми-8 требуется замена вспомогательной силовой установки Safir чешского производства на отечественную АИ-9. Здесь также вопрос остается открытым, уточнил менеджер.
Ахиллесова пята авиаотрасли
Не лучшим образом обстоит ситуация с самолетами, обеспечивающими региональные перевозки. В настоящий момент в таком парке насчитывается 150 машин советского производства, из которых 95-98 единиц техники – Ан-24 и Ан-26. Средний возраст самолетов составляет 50 лет.
«Из доклада ГосНИИ гражданской авиации следовало, что к 2030 году будет списана четверть этих самолетов. По нашему мнению, остановка этого парка наступит значительно раньше, а именно с 2028 года», – заявил Сергей Зорин, первый заместитель гендиректора ООО «Группа компаний “Истлэнд”» (в нее входит авиакомпания «Ангара»). Одна из причин высоких темпов списания – техника быстрее стала отрабатывать ресурс из-за перераспределения перевозок с иностранных лайнеров, таких как DHC-8, на отечественный флот.
Перевозчики делают ставку в обновлении парка на будущие самолеты Ил-114-300 и ТВРС-44. Однако первый не является полноценной заменой Ан-24, утверждает Сергей Зорин, поскольку он достаточно требователен к инфраструктуре, не на каждую полосу сможет совершить посадку, а создание «Ладоги», как представляется сегодня, не вполне синхронизировано с темпами выбытия Ан-24.
«В комплексной программе [развития авиатранспортной отрасли] указано, что с 2025 года должны поставляться первые суда, но в общении с заводом-изготовителем услышали, что в лучшем случае первые 10 штук ТВРС-44 появятся в 2027 году», – рассказал представитель «Истлэнда».
Поскольку в нынешних реалиях Ан-24/Ан-26 нет адекватной замены, авиаторы предлагают продлить им ресурс. Хотя в этом направлении немало препятствий. Сказывается высокая стоимость работ (капитальный ремонт оценивается около 200 млн руб.), что ставит под сомнение экономическую целесообразность их проведения. Влияет проблема доступа к украинской документации (одним из производителей Ан-24 являлся Киевский авиазавод), необходимой для поддержания летной годности самолета, и в особенности тот факт, что АО «Арамильский авиационный ремонтный завод», единственное предприятие в РФ, которое ремонтирует турбовинтовые двигатели АИ-24 для Ан-24/Ан-26, не справляется с потоком заказов. Компания работает как на гражданскую авиацию, так и на оборонку.
«Квоты, которые выделяются гражданским эксплуатантам, в 2,5 раза меньше, чем наша потребность по отработке ресурса. И это без учета двигателей, которые отказывают в процессе эксплуатации», – подчеркнул Сергей Зорин.
Действительно, основная проблема по Ан-24 связана с силовыми установками, подтверждает Сергей Крупнов. «В течение 2024-2025 годов нам нужно обслужить 24 двигателя. На сегодняшний день Арамильский завод подтвердил возможность ремонта лишь четырех двигателей в 2024-м и четырех в 2025-м», – проинформировал замгендиректора «ИрАэро».
Он также высказал опасение из-за возможных проблем с лайнерами Sukhoi Superjet, в конструкции которых применена франко-российская силовая установка SaM146. Как известно, ее выпуск стал невозможен после того, как из проекта вышли иностранные партнеры.
В новой версии SSJ New будут использованы отечественные двигатели ПД-8. Однако перейти на машины с российским агрегатом получится не столь быстро, уверен представитель «Ир Аэро». «По нашему мнению, темпы производства новых самолетов SSJ New с ПД-8 будут гораздо медленнее, чем та скорость, с которой Sukhoi Superjet с SaM146 будут останавливаться ввиду отсутствия авиационных двигателей», – говорит Сергей Крупнов.
Таким образом, не исключил он, в обозримом будущем, возможно уже в 2025 году, может образоваться разрыв в эксплуатируемом парке, когда SSJ будет не хватать.
Улетные цены
Для решения вопросов о продлении ресурса советской авиатехнике предлагается создать совместную группу с Росавиацией, Минпромторгом, хотя в федеральных ведомствах выступают все же за усиление контроля за сроками выпуска новых самолетов.
Вместе с тем в авиакомпаниях озвучивают еще одну важную проблематику – относительно ценообразования будущего парка. Стоимость «Байкала» уже оценивается порядка 300 млн руб., что почти в 2,3 раза выше первоначальной цены, сообщил Сергей Анциферов. Напомним, ранее недовольство удорожанием ЛМС-901 высказал вице-премьер Юрий Трутнев.
В немалую сумму обойдется эксплуатантам и флот для региональных сообщений. Поставки самолетов, которые придут на замену Ан-24/Ан-26, стартуют от 1,5 млрд руб. за каждую единицу, называют в «Полярных авиалиниях».
Стоимость ТВРС-44 уже превышает 2 млрд руб., в свою очередь уточнил Сергей Зорин. Это сопоставимо с ценой реактивных среднемагистральных самолетов, которые по вместимости в три-четыре раза больше «Ладоги».
Приобрести технику за такую цену будут способны лишь крупные компании, как «Аврора» и «КрасАвиа», которым затраты профинансирует бюджет, заявил первый замгендиректора «Истлэнда». «Никакой коммерческой составляющей в этом самолете может не быть, если цена останется той же самой. Тем более нужно учитывать, что для региональной авиации себестоимость летного часа выше за счет высоких аэропортовых сборов, ГСМ, а также расходов по транспортировке топлива – всю доставку авиаперевозчики берут на себя», – пояснил Сергей Зорин, добавив, что сильно заработать на новом самолете перевозчики не смогут, поскольку подавляющая часть аэропортов по регламенту не функционирует в ночное время.
«У ТВРС-44 будет выше стоимость летного часа, чем у существующих Ан-24/Ан-26. Соответственно это ляжет на стоимость билета либо на местные бюджеты в качестве субсидирования этих перевозок», – резюмировал менеджер.
Однако цена новых лайнеров смущает и авиапредприятия, контролируемые госструктурами. Исходя из сегодняшних цен, заявляемых разработчиками техники, необходимый объем инвестиций в обновление парка судов «Полярных авиалиний» до 2032 года превышает 15 млрд руб., подсчитали в авиакомпании. При этом, напомнил представитель отрасли, одной из трудностей при окупаемости вложений для дальневосточных перевозчиков является низкий пассажиропоток и платежеспособность населения на фоне высоких эксплуатационных затрат авиаторов.
Поэтому нужны особые меры поддержки со стороны государства. «Предлагается вариант решения вопроса в части установления повышающих поправочных коэффициентов в 1,5 раза в зависимости от стоимости воздушного судна к размеру субсидии, предоставляемой из федерального бюджета российским авиакомпаниям, осуществляющим внутрирегиональные и местные перевозки на территории ДФО, на финансирование обеспечения части затрат на уплату лизинговых платежей», – комментирует Сергей Анциферов.
Но и этого недостаточно с учетом удорожания воздушных судов. Возможно способствовать обновлению воздушного флота будет система долгосрочного авиационного лизинга с привлечением средств из Фонда национального благосостояния, дополнительные меры поддержки системы послепродажного обслуживания и софинансирование затрат в подготовку персонала к работе с новой авиатехникой, сказал представитель авиакомпании.
Повестка инженерного конгресса охватила широкий спектр вопросов от развития беспилотной авиации, ESG-технологий, обратного инжиниринга, кадрового обеспечения технологических стартапов, ИТ-рынка, до роли создаваемого в регионе межвузовского кампуса в формировании технологических инноваций в студенческой среде.
Становление технологического суверенитета страны получило в последние месяцы статус критичной важности. Достичь самодостаточности российская промышленность сможет только если выйдет на новый уровень разработок в микроэлектронике, ИТ-промышленности, транспорте, в разработке новых материалов и лекарств (причем в сжатые сроки). Это также повысит конкурентоспособность отечественных компаний на мировом рынке и в целом обеспечит подъем национальной экономики. Президент России Владимир Путин в апреле этого года отмечал, что успешный опыт развития отечественного оборонно-промышленного комплекса необходимо учесть и в гражданской сфере, где тоже возможно достичь значимых результатов.
В этой связи знаковым является проведение конгресса именно в Комсомольске-на-Амуре – здесь сконцентрированы ведущие высокотехнологичных предприятий РФ: электрометаллургический завод «Амурсталь», Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Гагарина (КнААПО), производственное объединение «Яковлев» - Региональные самолеты», Амурский судостроительный завод, РН-Комсомольский НПЗ и ряд других.
Первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова уверена, что продукция, которая производится в городе президентского внимания, позволяет занимать краю лидирующие позиции в инновационной сфере Российской Федерации.
«Гордость всей России – это боевые самолеты, которые выпускает КнААПО – Су-35 С, Су-57, импортозамещенный SJ-100, корветы, малые ракетные катера, суда гражданского назначения. Наращивание технологической независимости и суверенитета нашей страны включено в важнейшие флагманские региональные проекты. Один из них – "Край инноваций и новых возможностей". Правительство края выстраивает комплексную систему поддержки технологического предпринимательства и инноваций. Главная задача – сформировать удобную экосистему, интегрироваться с федеральными институтами. Мы готовы поддерживать технологическое предпринимательство», – сказала зампред.
В конце августа произошло знаковое для страны событие – собранный в Комсомольске-на-Амуре опытный образец импортозамещенного самолета SJ-100 совершил первый полет.
«Сегодняшний полет Суперджета – лучшая демонстрация технологической независимости нашей страны. Мы доказали, в первую очередь самим себе, что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолеты самостоятельно, без привлечения импортных технологий. Следующие амбициозные задачи – сертифицировать самолет в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании», – заявил тогда гендиректор ОАК Юрий Слюсарь.
Главный конструктор воздушного судна производственного центра «Яковлев» Кирилл Кузнецов отметил это событие как беспрецедентное – от момента решения и первых чертежей до первого полета прошло чуть более четырех лет.
«Это очень короткий срок. Беспрецедентно. Сама постройка опытного самолета заняла порядка полутора лет. Это случилось благодаря инженерной и производственной кооперации, в связке которой 20 предприятий и еще около 40, как говорится, – кооперация второго уровня, в которой участвовали предприятия по всей России. Новый суперджет от старого отличается наличием решений по повышению эксплуатационной пригодности, надежности, расход топлива снижен на 3-5%. Создание одновременно и самолета, и двигателя (ПД-8, замена российско-французскому SaM146) – это второе беспрецедентное событие. Обычно авиационные двигатели создаются реже, чем самолеты, и самолет всегда создается на базе существующего двигателя. Тут их создавали параллельно и ввели в эксплуатацию одновременно», – добавил он.
Хабаровский край делает еще один важный шаг для обеспечения технологического прорыва страны – в Комсомольске-на-Амуре в следующем году откроется новое серийное производство легкомоторных самолетов «Байкал». В планах производить до 20 самолетов ежегодно, начиная с 2025 года.
По словам Марии Авиловой, есть в регионе задачи и по развитию беспилотной авиации. В конце сентября в крае утверждена программа по развитию этого направления, уже четыре местные компании готовы производить беспилотные летательные системы. В рамках гражданского использования в регионе их можно направить на мониторинг лесных пожаров.
Руководитель проекта ОАК по перспективным БПЛА Евгений Рубцов считает, что, помимо решения региональных задач, есть и более амбиционные задачи: за три года Россия может стать мировым лидером в производстве полностью электрических беспилотных летательных систем.
«В мире БПЛА развиваются уже десять лет, другие страны имеют опытные образцы полностью электрических машин с мощностью производства до 500 машин в год. У нас пока нет ни одной полностью электрической или с гибридной силовой установкой беспилотной системы. Мы занялись этим вопросом с 2022 года, но у нас есть все для того, чтобы стать мировыми лидерами: есть необходимые кооперации, есть все: от материалов до силовой установки. Если будет необходимая финансовая господдержка, то в течение трех лет мы станем мировыми лидерами», – уверен он.
Для кадровой поддержки технологического прорыва и импортонезависимости необходимы мощная образовательная база, которую тоже предоставляет Комсомольск.
Как отметила Мария Авилова, в регионе создана масштабная система образования, регион держит лидерство на Дальнем Востоке и занимает пятое место в России по развитию инженерных кадров.