Приамурский город Тында переведут на природный газ в рамках утвержденного мастер-плана. Мероприятия по газификацию потребуют от 2,5 до 5 млрд рублей.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Амурской области, соответствующее соглашение подписали сегодня губернатор Василий Орлов, мэр Тынды Сергей Гуляев и гендиректор УК ООО «ЖДК-Энергоресурс» Юрий Тартышев.
В этом и следующем годах будут подготовлены проекты, после чего начнутся активные строительные работы, которые должны быть завершены в 2027 году. На газ переведут четыре котельных и частные дома города.
Перевод оборудования котельных с угля на газ, помимо улучшения экологической составляющей в городе, позволит отказаться и от бюджетных дотаций на закупку топлива.
21 марта «Газпром» официально объявил о начале соединения газопроводов «Сила Сибири» и Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Участок трубопроводной системы Белогорск — Хабаровск станет одним из ключевых звеньев Восточной газовой программы, объединяющим Сахалинский центр газодобычи с Якутским и Иркутским. За счет этого появится еще один канал экспорта природного газа в Китай.
Сойдутся в Хабаровске
Пока что, уточнили в Минэнерго, главным образом, ведутся проектные работы по участкам трубопровода-перемычки Белогорск — Хабаровск. В официальном сообщении «Газпрома» не уточняется о сроках реализации данного проекта. Ранее вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что окончание стройки запланировано на 2029 год.
«Соответственно намечена газификация восточной части Амурской области и Еврейской автономной области. Протяженность [соединительного газопровода] — порядка 800 км. Проект, в том числе, поможет снять ограничения, которые у нас присутствуют по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, и подать дополнительные объемы газа для Хабаровска и Приморского края», – проинформировал директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго Артем Верхов.
Действительно, «Газпром» производит расширение мощностей газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, в том числе в свете будущей транспортировки газа на ТЭЦ-4 Хабаровска и Владивостокскую ТЭЦ-2, но это не закроет всех потенциальных потребностей регионов в энергоносителе.
Одновременно выводится на заданные параметры «Сила Сибири». В этом году Чаяндинское месторождение в Якутии должно выйти на проектную мощность, и уже в следующем трубопроводная система сможет поставить потребителям 38 млрд куб. м газа.
По газопроводу протяженностью более трех тыс. км организован экспорт энергоносителя в КНР, а также поставки в рамках газификации территорий Якутии, Амурской и Иркутской области. В настоящее время газ подается по трубе на Свободненскую теплоэлектростанцию, осуществляется проектирование ТЭС Чульман в Республике Саха, которая обеспечит электроснабжение объектов Восточного полигона РЖД.
Стоит сказать, за счет объединения газопроводов появится еще один канал экспорта природного газа в Китай — на участке Дальнереченск — Хулинь.
Развитие трубопроводной инфраструктуры идет на фоне переориентации экспортных поставок углеводородов в АТР, широко начавшейся в 2022 году. Речь не только о газе. К примеру, «Транснефть» увеличила мощности своей нефтетранспортной системы ВСТО для доставки по трубе на специализированный терминал в бухте Козьмино до 42 млн тонн нефти ежегодно. Причем проработана дополнительная возможность приема портом сырья по железной дороге. Была расконсервирована железнодорожная станция Грузовая, примыкающая к терминалу (на I этапе создания ВСТО перевозки нефти в Козьмино осуществлялись железнодорожным транспортом, после завершения прокладки трубопровода потребность в них отпала). В IV квартале 2026 года планируется построить нефтеперекачивающую станцию в Иркутской области с тем, чтобы увеличить отгрузку нефти в цистернах со станции Мегет в направлении Приморья с двух млн до семи млн тонн.
Сила удвоится
Еще более масштабные стройки обещает реализация проекта «Сила Сибири — 2», предполагающего поставки энергоносителя в КНР транзитом через Монголию. В этом случае трубопровод пройдет по Красноярскому краю, Иркутской области, станет источником для газоснабжения Бурятии и Забайкальского края. Проект несет мультипликативный эффект: он позволит снять ограничения в транспортировке газа для Томской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областей.
Сибирские регионы располагают газотранспортной сетью. Это, в частности, трубопровод Парабель — Кузбасс. Однако, поясняют в Минэнерго, он исчерпал возможность дополнительных поставок газа, его хватает пока только на газификацию населения и коммунальных объектов, а для развития новых мощностей промышленности, перевода электростанций на газ его пропускной способности недостаточно. Соответственно, «Сила Сибири — 2» призвана снять эти ограничения.
Что касается Байкальского региона, то, по словам сенатора от Забайкальского края Сергея Михайлова, есть понимание того, что «Сила Сибири – 2» дойдет до юга Байкала, но ни сроки реализации проекта, ни даже дорожная карта по нему пока не просматриваются. Многое здесь зависит от договоренностей с Китаем по условиям контракта. Известно, что «Газпром» проводит переговоры с китайской CNPC (российский монополист оценивает возможности поставок газа в КНР через Монголию до 50 млрд куб. м в год).
«С монгольской стороной все более-менее понятно. Создана специальная компания, ведется проектирование трубопровода через территорию Монголии. С китайскими партнерами посложнее… Не могу все раскрывать, но работа ведется», — заверил Артем Верхов.
Он подтвердил, что при строительстве газопровода к границе с Монголией будут ответвления на Улан-Удэ и Читу. При этом в столице Забайкалья по программе «Чистый воздух» идет подготовка проекта по СПГ-газификации жилого сектора, чем занимается Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация (ВАНК).
Газ доставят по железной дороге
Для реализации проекта газификации привозным сжиженным газом с мэрией Читы было заключено концессионное соглашение. Концессионером выступает ООО «АврораГАЗ» (входит в ВАНК).
Как сообщал ранее гендиректор Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации Станислав Неверов, в Чите планируется газифицировать 13 тыс. домов. Для перевода домовладений на новый вид топлива будет построено более 500 км газораспределительных сетей, возведена станция приема, хранения и регазификации СПГ. Эта станция в настоящее время проектируется рядом с Читой, ведутся подготовительные работы к началу строительства весной-летом 2024 года. На первом этапе для газификации города может ежегодно требоваться сырья эквивалентно 18 млн куб. м.
Энергоноситель будет поступать в Читу по железной дороге с завода по сжижению газа, расположенного в ТОР «Надеждинская», недалеко от Владивостока. Предприятие строит компания «Аврора СПГ», и в ближайшее время должен состояться пуск первой очереди этого производства.
«Правда, СПГ будет дороговат, вести его будет нужно из Владивостока. Думаю, с запуском проектов по малотоннажному производству в Амурской области, Хабаровске плечо доставки снизится, соответственно выпадающие доходы у региона станут меньше», — говорит Артем Верхов.
В руководстве «Авроры СПГ» уже информировали о планах по созданию малотоннажного завода в Хабаровске (площадка «Ракитное») и в Амурской области. Предприятия планировалось ввести в эксплуатацию в 2025-2026 годах.
Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация рассматривает возможность газификации и города Северобайкальск в Бурятии. Местные власти в рамках мастер-плана города предлагали реконструировать центральную котельную с переводом ее на СПГ. В свою очередь в Минэнерго говорят о необходимости анализа и расчета топливно-энергетического баланса территорий и справедливой цены за новый энергоноситель для потребителей.
Договор о купле-продаже природного газа, поступающего в Хабаровский край с шельфового проекта «Сахалин-1», истекает в сентябре 2025 года, и на сегодня нет четкого понимания, кем и каким образом будут налажены дальше его поставки. При этом региональные власти настаивают на необходимости госрегулирования оптовой стоимости энергоносителя, до сих пор привязанной к валютному курсу и биржевым котировкам.
В настоящее время Хабаровский край газифицирован на 62% (среднероссийский показатель – 73%). Природный газ подается в 39 населенных пунктов, расположенных в 10 муниципальных образованиях региона. Его потребителями являются 95 промышленных объектов, в том числе 11 ТЭЦ, 81 котельная, около 110 тыс. домовладений.
Основными покупателями энергоносителя выступают АО «Дальневосточная генерирующая компания» и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток». В 2022 году регион использовал 2,72 млрд куб. м газа.
Хабаровский край является единственным субъектом, которому цена газа регулярно рассчитывается по ценовой формуле в зависимости от котировок нефти на Токийской бирже, а также от курса доллара. Соглашение о поставках энергоносителя на срок 20 лет было подписано в 2005 году с оператором международного проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas («дочка» американской ExxonMobil). Когда оно заключалось, условия контракта казались выгодными – доллар стоил 28 руб. Впоследствии снижение валютного курса рубля приводило к дополнительным нагрузкам на региональный бюджет и поиску необходимых субсидий.
В 2022 году ExxonMobil объявила о выходе из сахалинского проекта. Новым оператором стало ООО «Сахалин-1» (его управляющей компанией была назначена дочерняя структура «Роснефти» АО «Сахалинморнефтегаз-шельф»). Вместе с тем оптовая цена на газ для Хабаровского края по-прежнему не подлежит госрегулированию. В итоге сформированная АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» стоимость 1 тыс. куб. м для региона в сентябре 2023 года составила 9,4 тыс. руб. Тогда как регулируемая ФАС оптовая цена для Сахалинской области – 3,7 тыс. руб., для Приморья – 5,7 тыс., сообщила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева.
Другая проблема связана с неопределенностью дальнейшей подачи газа. Как отметила Ирина Горбачева, в крае реализуются крупные инвестиционные проекты, например создание новой ТЭЦ-4 в Хабаровске и горно-обогатительного комбината на Малмыжском месторождении. В 2025 году возможно увеличить потребление до 5,2 млрд куб. м, однако договорные объемы поставок с «Сахалина-1» ограничены 2,9 млрд куб. м. Более того оператор проекта проинформировал главных покупателей об отсутствии планов по продлению срока действия о купле-продаже природного газа после 2025 года.
Вопрос неоднократно подымался краевым правительством, были соответствующие поручения на федеральном уровне, но ситуация не получила развития. В минувший понедельник проблема была озвучена на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
«Отсутствие поставщика природного газа для Хабаровского края после сентября 2025 года и отсутствие понимания, за счет каких источников будет покрываться дефицит газа, в том числе препятствует привлечению в регион инвесторов, создает угрозы энергетической безопасности», – заявила зампред правительства.
Помимо поиска нового поставщика, по ее словам, необходимо установить государственное регулирование оптовой цены газа, поставляемого в регион, которая не будет зависеть от волатильного валютного курса.
«В Хабаровском крае у инвесторов нет понимания, что будет после 2025 года. Вопрос даже не в цене [на газ], не в каких-то вещах, которые регулируются в рамках договоренностей, вопрос в понимании того, сколько будет и насколько это будет долго и стабильно», – подчеркнул сенатор от краевого правительства Андрей Базилевский.
В Минэнерго РФ дают понять, что именно сам Хабаровский край в свое время заключил контракт с непростыми договорными условиями. Тем не менее есть посыл, чтобы ценообразование на энергоноситель здесь осуществлялось в соответствие с общероссийской практикой. Основным источником для обеспечения будущей потребности региона в газе видится шельфовый проект «Сахалин-3», разрабатываемый «Газпромом». Но в последней не исключают, что поставки с «Сахалина-1» могут быть продолжены за рамками нынешнего договора.
При этом монополия в ближайшие годы должна произвести переключение потребителей с магистрального газопровода Оха – Комсомольск-на-Амуре, который будет выведен из эксплуатации (рассматривается также возможность продления срока службы трубы), на трубопроводную систему Сахалин – Хабаровск – Владивосток.
У «Газпрома» есть и альтернативное решение вопроса относительно того, какой ресурс возможно задействовать при подаче газа в Хабаровский край, сказал первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин, но деталей не привел.
«Коллеги из Хабаровского края предлагают переложить их потребности на всю страну в виде перекрестки (перекрестного субсидирования – прим. ред.) Тогда надо честно об этом говорить, либо использовать другие инструменты», – считает замминистра энергетики.
Ирина Горбачева опровергла такую информацию. По ее словам, краевые власти, согласно поступившему предложению из Минэнерго, готовы рассмотреть возможность присоединения к магистральной сети «Сила Сибири». Однако по имеющимся у края сведениям ее соединение с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток в лучшем случае произойдет в 2026 году.
Одновременно «Газпром» продолжает развивать инфраструктуру последней мили. По плану этого года в Хабаровском крае заканчивается строительство 10 ответвлений газораспределительной системы общей протяженностью 86 км и проектирование по всем остальным объектам программы догазификации до 2026 года. К тому времени будет дополнительно газифицировано 20 населенных пунктов, 20 тыс. домовладений, 23 котельных и промышленных предприятий. Уровень газификации возрастет на 4,4%.
«Потенциально 30 тыс. жителей Хабаровского края в свои дома могут получить природный газ за счет инвестиций «Газпрома» по программе догазификации», – проинформировал генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.
В то же время он указал на проблему с дочерней компанией «Газэнергосеть Хабаровск», которая в регионе является единственным поставщиком сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления. Расценки на газ в данном случае устанавливаются комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. Регион, по данным на сентябрь 2023 года, не произвел дотации вследствие выпадающих доходов в размере 408 млн руб. Если не возместить компании эту сумму, она обанкротится и прекратит поставки СУГ в 17 муниципальных образований региона, заявил Сергей Густов (в краевом правительстве уже сообщили о намерениях изыскать средства по недостающим субсидиям).
По словам председателя комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова, предложения, касающиеся определения поставщика газа в Хабаровском крае, должны предусматривать долгосрочный характер отношений. «Даже десять лет достаточно маленький срок с точки зрения перспектив в нашей экономике. Мы должны говорить о более длительном периоде, чтобы к этому не возвращаться», – считает он.
В ближайшее время ситуацию планируется обсудить с участием вице-премьера РФ Александра Новака, курирующего ТЭК.
Павел Усов
В селе Жемкон Вилюйского улуса Якутии торжественно запустили газ. Глава республики Айсен Николаев принял участие в церемонии зажжения газового факела, отметив, что руководство муниципалитета первыми в регионе выделили софинансирование для строительства газопровода. По его словам, до конца 2025 года власти планируют подключить к «голубому топливу» пять тысяч домовладений. Опыт социальной газификации в регионе по просьбе Ленского клуба оценил старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина, к.э.н. Александр Биев.
Геополитические изменения последних двух лет и уход с большей части западноевропейского газового рынка, как ни парадоксально, открыли новое окно возможностей для реализации социально значимых инфраструктурных проектов в России. Отказ ЕС от российского газа и образовавшийся избыток добычных мощностей ведущих российских нефтегазовых компаний закономерно привел к сокращению добычи в нашей стране. По данным Минэнерго РФ этот показатель снизился в 2022 году на 20%, по прогнозу Международного энергетического агентства, в 2023-м ожидается сокращение еще на 7%. В этой ситуации предельно обострились задачи перенаправления освободившихся объемов энергоресурсов на альтернативные рынки, а также на новые, в том числе внутренние, локальные рыночные ниши. В связи с этим актуализированы планы догазификации или социальной газификации регионов, на территориях которых уже пролегают трассы магистральных газопроводов. Их возможно реализовать с меньшими затратами относительно тех, где газификация будет начинаться практически «с нуля».
Главным среди вопросов о перспективности и оперативности исполнения этих планов остается вопрос наращивания уровня территориального производства, часть которого возможно направить на удовлетворение внутренних энергетических нужд. Актуально это и для добывающих регионов, таких, как Якутия. Мы видим, что при поддержке региональной власти объем добычи природного газа там активно растет, по итогам 2022 года увеличившись на 24,5% – до 17,3 миллиардов кубометров. По этому показателю республика заняла второе место в ДФО.
У власти есть рабочий инструмент для роста внутреннего потребления – это государственные программы социальной газификации и финансовая поддержка домохозяйств на подключение и на закупку газового оборудования. Его могут обеспечить как дотации из федерального и регионального бюджетов, так и социальные инвестиции нефтегазовых компаний, ресурсоснабжающих организаций, участвующих в Программе газификации. Важен размер материальной помощи – именно он в основном определяет степень заинтересованности людей. Практика Якутии в этой связи выглядит выигрышно: власти республики увеличили установленный в России минимальный размер материальной помощи на газификацию для семей с невысоким доходом в полтора раза, до 150 тысяч рублей. По итогам 2022 года Правительством республики выплачено таких дотаций на сумму 225 миллионов рублей, их получили более 1600 семей.
Значительную роль играют решения властей Якутии по расширению категорий участников этой социальной программы. В республике в их число включили, кроме малоимущих, многодетные семьи и семьи участников СВО – вне зависимости от их материального положения. Особое значение приобретает организационная работа по минимизации бюрократических формальностей, сокращению времени проверки заявок на выплаты и перечисление денежных средств на банковские реквизиты поставщиков оборудования, организаций, занимающихся его установкой.
Считаю правильным, что социальную газификацию в регионе проводит единый оператор – компания «Сахатранснефтегаз». Это большое надежное предприятие, обладающее всеми необходимыми компетенциями. При этом основной формой инвестиционного взаимодействия при строительстве объектов газоснабжения и тепловой энергетики в арктических субъектах РФ стали концессионные соглашения. Участие в реализации Программы развития газоснабжения и газификации Якутии на период 2021-2025 годов крупнейшего поставшика на российском рынке – ПАО «Газпром», – с руководством которого главой Якутии Айсеном Николаевым подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве, способно изменить сложившиеся подходы к локальному теплоснабжению, обеспечить заметное снижение себестоимости выработки тепловой энергии. Мероприятия программы включают в себя подготовку к приему газа 58 котельных и предприятий.
Результат особого внимания властей Якутии к вопросам газификации наглядно представлен в цифрах. В прошлом году республика построила 336 километров сетей – в 24 раза больше, чем по итогам 2021-го. Работа идет с перевыполнением планов: вместо 2041 домовладения в регионе подключили 2877. По этому показателю республика вышла на первое место по Дальнему Востоку и на пятое по стране. Благодаря газификации экономика республики получает следующие импульсы: повышение инвестиционной привлекательности коммерческих проектов, реализуемых на газифицированной территории; рост экономической активности и числа новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в местные и региональный бюджеты, связанных с расширением производственной деятельности ресурсоснабжающих компаний.
Кроме того, газ, по сравнению с твердыми видами топлива, хорошо поддается учету и автоматизации, что означает наличие большего потенциала систем управления энергетическими объектами. Это даст более точную детализированную статистику, прогнозирование и составление планов развития, формирования территориального топливно-энергетического баланса.
Если говорить об эффекте для населения, то перевод на газ снижает риски нарушения энергоснабжения, позволяет снизить энергетические издержки домохозяйств и, соответственно, финансовую нагрузку на них, то есть растет качество жизни населения, его социальное самочувствие. Опосредованный, но очень важный эффект данной работы – сокращение миграционного оттока с этих территорий. Люди остаются жить там, где им хорошо и комфортно.
Положительно оцениваю построенную в Якутии систему информирования жителей о возможностях газификации. Используются различные каналы: разработан сайт, проводятся выездные консультации специалистов «Сахатранснефтегаза» при Штабе общественной поддержки «Единой России». Важно при ознакомлении различных социальных групп населения с требованиями и условиями участия в Программе газификации использовать не только Интернет, доступность которого в удаленных населенных пунктах может быть ограничена, но и мероприятия личного, индивидуального консультирования, кураторства, особенно в отношении маломобильных граждан пожилого возраста, пенсионеров и инвалидов.
Арендное жильё
Наиболее высоким уровнем безработицы в ДФО традиционно отличаются Бурятия и Забайкальский край (Таблица 1). В апреле президентом РФ было поручено принять решение о финансировании до 2030 г. реализации программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессионального обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки по наиболее востребованным профессиям в данных двух субъектах – не менее чем для 10 500 человек в Забайкалье и не менее чем для 15 800 человек в Бурятии.
Следует отметить, что в мае правительство распорядилось выделить в текущем году 87 млрд рублей на реализацию программы льготной аренды жилья в дальневосточных регионах. Данный проект также предназначен для создания дополнительных привлекательных условий на дальневосточном рынке труда. На выделенные средства должны быть приобретены акции корпорации «ДОМ.РФ», которая сможет выкупать у застройщиков квартиры с готовой отделкой и мебелью, а затем передавать их в аренду региональным операторам программы.
Аренда квартир будет субсидироваться из федерального и регионального бюджетов. В рамках программы планируется построить не менее 10 тыс. арендных квартир. Арендное жилье на льготных условиях будет предоставляться молодым специалистам, представителям востребованных в ДФО профессий, а также студентам. Такое жилье предполагается строить во всех дальневосточных регионах.
Нерешенным до конца пока остается вопрос газификации дальневосточных регионов. В марте во рабочего время визита вице-премьера, полпреда президента в ДФО Ю.Трутнева в Бурятию обсуждались перспективы газификации республики, а также соседнего Забайкальского края. Председатель правления ПАО «Газпром» А.Миллер заявил о готовности компании провести магистральный газ в данные регионы в 2029-30 гг., но при условии принятия в текущем году инвестиционного решения о строительстве газопровода «Сила Сибири - 2».
Напомним, что газопровод «Сила Сибири - 2» предполагает поставки газа в КНР через территорию Монголии в объеме до 50 млрд куб. м в год. В качестве ресурсной базы могут выступить месторождения Ямала, Ковыктинское месторождение в Иркутской области и месторождения Красноярского края. Однако проект все еще находится под вопросом, в том числе он не был согласован в ходе визита в КНР главы правительства М.Мишустина в мае. В настоящее время отсутствуют заключенные контракты, не определены сроки предполагаемого строительства. В «Газпроме» ранее сообщали только о продолжающейся разработке сметной документации по проекту. В то же время неоднократно подчеркивалось, что для китайской стороны предпочтительными были поставки по «Силе Сибири - 3» – газопроводу с Сахалина, не требующему инвестиций в трубопроводную инфраструктуру. В мае стало известно, что правительство КНР в качестве альтернативы «Силы Сибири - 2» рассматривает проект газопровода через Центральную Азию из Туркменистана «Линия D».
Потребность Бурятии и Забайкалья в газе оценивается в 3,5 млрд куб. м в год. Газовую трубу предполагается проложить от поселка Наушки на границе с Монголией (Кяхтинский район Бурятии) на 250 км в северо-восточном направлении до Улан-Удэ, и далее еще на 450 км до Читы.
Минэнерго и «Газпром» тем временем намерены скорректировать Восточную газовую программу[1] в целях ускорения газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2021 г. уровень газификации Дальнего Востока был оценен в правительстве в 18% при общероссийском показателе – свыше 70%.
Кроме того, согласно поручениям президента РФ В.Путина, данным по итогам совещания о развитии дальневосточных городов, прошедшего 14 марта, правительство должно в рамках программы «Чистый воздух» завершить в 2025 г. перевод частных домовладений в Чите (к 2026 г. – в Читинском районе) с печного (угольного) на газовое отопление, субсидировать в 2024-28 гг. затраты граждан в Улан-Удэ на перевод домов на газовое отопление, а сетевым организациям – субсидировать затраты на модернизацию электросетевого хозяйства. При этом при участии «Газпрома» и властей регионов должны быть разработаны дорожные карты газификации Бурятии и Забайкальского края до 2032 г., города Северобайкальска до 2030 г. (в Бурятии) и города Тынды в Амурской области (до 2027 г.).
В Камчатском крае в рамках реализации мероприятий по социальной газификации частных домовладений планируется подвести газ к границам 2,3 тыс. домовладений на территории Елизовского городского поселения, Николаевского сельского поселения, села Сосновка (Елизовский район). В текущем году предполагается газифицировать 221 домовладение. «Газпром» проводит мероприятия в рамках программы развития газоснабжения и газификации края на 2021-25 гг. Так, для газификации поселка Раздольный (Елизовский район) строится газопровод-отвод с газораспределительной станцией (ГРС), ведется подготовка к газификации котельных в Вилючинском городском округе – планируется строительство межпоселкового газопровода для газификации муниципальных и ведомственных котельных. «Газпром» разрабатывает проектную документацию на газопровод.
Напомним также, что полуостров предполагается газифицировать за счет СПГ. В бухте Бечевинская предполагается создать перегрузочный комплекс СПГ компании «НОВАТЭК», который должен стать частью цепочки поставок СПГ из Арктики на экспорт. На текущий момент по данному проекту разрабатывается проектная документация. Также завершается строительство инфраструктуры – плавучего хранилища газа, подходного канала протяженностью 6 км и причала.
Продолжается работа над повышением эффективности «северного завоза» для отдаленных территорий с помощью разработки законодательной основы данных мероприятий. Госдума в конце марта в первом чтении приняла разработанный Минвостокразвития законопроект «О северном завозе». Он предполагает распределение полномочий по выполнению «северного завоза» между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, закрепление приоритета за грузами жизнеобеспечения, введение трехлетнего цикла планирования завоза грузов и перевод работы в данной сфере на цифровую основу. Планируется, что закон вступит в силу 1 сентября 2023 г.
На законодательном уровне проект предлагает закрепить понятия «территории северного завоза» и «территории с ограниченными сроками завоза грузов». Перечень таких территорий предстоит утвердить правительству на основании предложений глав регионов. Под «северным завозом» подразумевается комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов. География северного завоза охватывает 25 регионов, доставка грузов в которые осложняют слабо развитая транспортная инфраструктура и климатические условия. Ежегодно в данные регионы доставляется более 3,4 млн тонн жизненно важной продукции для 3 млн жителей. На Дальнем Востоке к территориям Крайнего Севера, где осуществляется северный завоз, относятся Якутия, Чукотский АО, Магаданская область, Камчатский край, город Оха, Охинский, Ногликский, Курильский, Северо-Курильский, Южно-Курильский городские округа Сахалинской области, Аяно-Майский и Охотский районы Хабаровского края. Входит в эту группу также Катангский район Иркутской области.
Законопроект предусматривает создание единого морского оператора северного завоза, призванного обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами и перевозку речным транспортом. По согласованию с федеральным координатором, в качестве которого выступит Минвостокразвития, оператор будет утверждать маршрут и график движения судов.
Документ также разделяет грузы северного завоза на три категории, в зависимости от их важности для нормальной жизнедеятельности в регионах. К первой категории предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики регионов. К ним относятся социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать правительство РФ. Ко второй категории относятся грузы для государственных и муниципальных нужд. Третью категорию будут составлять все иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.
Кроме того, предполагается создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз») для обеспечения обработки и анализа информации о северном завозе, мониторинга движения грузов и своевременного выявления рисков возникновения сбоев в поставках. На ФГИС предполагается выделить 819,5 млн рублей (176,3 млн рублей в 2024 г., 314,1 млн рублей в 2025 г., 329,1 млн рублей в 2026 г.). После ввода в эксплуатацию обслуживание ФГИС оценивается в 24,7 млн рублей в год.
Законопроект предусматривает субсидии из федерального бюджета на ФГИС «Северный завоз», на возмещение компаниям доходов, недополученных из-за льготных тарифов на перевозки грузов, на содержание инфраструктуры. Так, «РЖД» на возмещение издержек от льготных тарифов на перевозку моторного топлива из федерального бюджета будет выделяться 1,7 млрд рублей в год. Юридические лица за предоставление скидок на перевозку грузов северного завоза между Санкт-Петербургом и Мурманском во Владивосток или порт Восточный и на расходы на судозаход будут получать 560 млн рублей в год. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях оценивается в 2,2 млрд рублей в год.
Правительство также должно определить перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Их финансирование планируется осуществлять с 2026 г. в полном объеме. Расходы федерального бюджета на содержание (ремонт и капитальный ремонт) данных объектов в 2026 г. оцениваются предварительно в 7,4 млрд рублей (на год). В дальнейшем ожидается, что подготовка объектов инфраструктуры будет обходиться примерно в 8 млрд рублей в год. Такие объекты включают внутренние водные пути, автомобильные дороги, аэродромы, находящиеся в федеральной собственности.
В апреле магаданский парламент выдвинул поправки к проекту федерального закона о северном завозе. Так, текущая версия законопроекта содержит критерий определения территорий с ограниченными сроками завоза грузов – отсутствие автодорог. Но в Магаданской области к таким территориям относятся только Северо-Эвенский муниципальный округ и часть Ольского муниципального округа (села Ямск и Тахтоямск). Спикер магаданской областной думы С.Абрамов («Единая Россия») указал на то, что под действие законопроекта должны попадать не отдельные районы, а целые субъекты – в которых отсутствует железнодорожное сообщение. К таким регионам, помимо Магаданской области, относятся Чукотский АО и Камчатский край.
Также в магаданской областной думе предлагают ввести в законопроект норму, предусматривающую финансовую поддержку северного завоза в некоторые регионы Дальнего Востока – компенсацию затрат на перевозку грузов первой категории, к которым относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики[2].
Дополнительная федеральная поддержка направляется для реализации образовательных проектов, в том числе создания крупных университетских кампусов на Дальнем Востоке. В апреле Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту строительства студенческого кампуса «СахалинTech» Сахалинского государственного университета в Южно-Сахалинске, который планируется возвести в рамках национального проекта «Наука и университеты». Проектно-сметная документация предусматривает возведение кампуса на территории квартала между улицами Антона Буюклы, Комсомольской и Музейной, Коммунистическим проспектом.
Кампус будет состоять из учебного и учебно-лабораторного корпусов, в его составе предусмотрены библиотека, актовый зал, спортивные и конференц-залы, музей естественно-научного профиля и оранжерея. Застройщиком выступит Корпорация развития Сахалинской области (принадлежит областному Минимущества). Кампус предполагается построить на месте бывшего Дома офицеров, а студенческий городок (общежития) – на проспекте Победы. Строительство объектов должно начаться в текущем году, завершить работы планируется в 2025 г.
В Бурятии в 2024-27 гг., согласно поручению президента, должно быть обеспечено строительство университетского кампуса за счет средств федерального бюджета. В начале текущего года также сообщалось о планах создания университетского кампуса Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) в Чите. Спикер краевого Заксобрания Ю.Кон сообщал о наличии предварительных договоренностей с федеральным центром о финансировании в размере порядка 17 млрд рублей. Новый кампус может быть построен в 2028-29 гг. Пока не определена территория для его размещения.
Во Владивостоке в конце мая было окончено строительство образовательного комплекса на острове Русский, его общая площадь составила 90 тыс. кв. м. Комплекс включает девять зданий – филиалы Московской государственной академии хореографии и Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, общеобразовательную школу с бассейнами, два интерната для учеников, общежитие для студентов филиала Российского государственного института сценических искусств, три многоквартирных дома для преподавателей и артистов. До сентября будет реализовываться этап подготовки учреждений к новому учебному году. Следует напомнить, что образовательный комплекс является частью культурного кластера во Владивостоке[3]. Культурный кластер состоит из образовательного комплекса на острове Русском и музейно-театрального блока на сопке Орлиное Гнездо, где планируется разместить филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока, школу креативных индустрий и сцену Мариинского театра. Кроме того, территория на острове Русский была недавно включена в ТОР для реализации на ней проекта создания международного детского спортивного центра ЮРАН (ООО «Международный детский спортивный центр – ЮРАН»).
Также в текущем году 15 дальневосточных вузов получат 2,5 млрд рублей в рамках программы «Приоритет-2030». В зависимости от рейтинга, вузы были распределены на группы (от этого также зависит размер гранта). Наиболее крупный грант в 316 246 тыс. рублей (для каждого) предназначен Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова (Улан-Удэ), Морскому государственному университету имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток) и Тихоокеанскому государственному медицинскому университету (Владивосток).
Грант в 210 830 тыс. рублей (для каждого) получат Благовещенский государственный педагогический университет (Благовещенск) и Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский).
Наконец, грант в 158 123 тыс. рублей для каждого университета будет направлен Арктическому государственному институту культуры и искусств (Якутск), Дальневосточному государственному аграрному университету (Биробиджан), Дальневосточной государственной академии физической культуры (Хабаровск), Дальневосточному государственному университету путей сообщения (Хабаровск), Забайкальскому государственному университету (Чита), Приамурскому государственному университету имени Шолом-Алейхема (Биробиджан) и Сахалинскому государственному университету (Южно-Сахалинск).
Правительство выделяет дополнительные средства для поддержки наиболее социально уязвимых групп населения – многодетных семей, пожилых людей, инвалидов. В марте глава правительства М.Мишустин подписал постановление об утверждении правил предоставления межбюджетного трансферта Приморскому краю на финансовую помощь многодетным семьям, выплачивающим ипотеку. Семьи, в которых после 1 января текущего года родится третий ребенок или последующие дети, могут получить на погашение кредита 1 млн рублей. Напомним, что решение об увеличении утвержденной на федеральном уровне выплаты для погашения ипотеки приморским многодетным семьям с 450 тыс. до 1 млн рублей в период до 31 декабря 2025 г. было принято в рамках реализации стратегических инициатив правительства по преодолению негативных тенденций и обеспечению роста численности населения Дальнего Востока. Приморский край был выбран в качестве пилотного региона для введения таких выплат.
Также в текущем году ряд дальневосточных регионов получит средства на строительство домов-интернатов для инвалидов и пожилых людей. Распоряжение правительства было подписано в середине апреля. Наибольший объем средств будет направлен Магаданской области (около 713 млн рублей) и Якутии (более 469 млн рублей). Бурятия получит на данные цели свыше 186 млн рублей, Иркутская область – более 123,8 млн рублей, а Еврейская АО – свыше 109 млн рублей. В целях решения проблем с организацией помощи мобилизованным гражданам в городах-региональных центрах по инициативе федерального центра с 1 июня были открыты отделения фонда помощи ветеранам боевых действий «Защитники отечества». Их работа направлена на оказание помощи по таким направлениям как юридическое сопровождение, получение мер социальной поддержки, социальная адаптация, трудоустройство, обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и средствами реабилитации, содействие в получении услуг по медицинской реабилитации, психологическая помощь.
Таблица 1. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,4 |
75 517,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,6 |
8 189,1 |
Иркутская область |
3,9 |
1 133,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,9 |
4 112,1 |
Республика Бурятия |
6,9 |
407,3 |
Забайкальский край |
6,8 |
484,6 |
Республика Саха (Якутия) |
5,8 |
512,4 |
Еврейская авт. область |
3,9 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,0 |
Сахалинская область |
3,0 |
272,4 |
Амурская область |
3,0 |
407,9 |
Приморский край |
2,6 |
967,9 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,7 |
Камчатский край |
2,2 |
165,1 |
Хабаровский край |
2,0 |
710,5 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, утверждена в 2007 г., работу по реализации курирует «Газпром».
[2] Социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Их перечень будет утверждать правительство.
[3] Генеральным подрядчиком строительства выступает компания «Стройтрансгаз», подконтрольная Г.Тимченко.
Сегмент малотоннажного производства СПГ в России, который сегодня испытывает серьезную недозагрузку мощностей, может расширить рынок сбыта за счет потребностей коммунальных объектов энергетики. EastRussia разбиралась, насколько развитие автономной газификации населенных пунктов будет интересным как для властей, так и потенциальных инвесторов.
Мало-помалу
В 2022 году в России насчитывалось 16 малотоннажных комплексов по сжижению природного газа суммарной мощностью 29 т/час или около 260 тыс. т ежегодно. Кроме того, в стадии строительства – мини-заводы на 0,5 млн т, а с учетом планирующихся проектов – более чем на 2 млн т.
Как сообщил на состоявшемся 15-16 марта форуме «СПГ Конгресс Россия» первый заместитель генерального директора АО «Газпром промгаз» Николай Варламов, сегодня к созданию рассматривается более 40 подобных производств. Согласно целевой программе, к 2025 году общая производительность мини-заводов в России должна достигнуть 83,3 т/час или около 730 тыс. т ежегодно.
Как заверил Николай Варламов, санкционные ограничения не должны повлиять на ход реализации малых СПГ-проектов. В качестве примера, он привел ввод в 2018 году в районе села Дальнее на Сахалине малотоннажного завода (производительность – 1,5 т/час или 12,7 тыс. т/год с возможным расширением мощности). Проект был реализован на базе отечественных технических решений. Комплекс направлен на газификацию муниципальных котельных в Невельске, Макарове, Тымовске, а также на нужды газомоторного транспорта.
Однако, говоря о планах, стоит не забывать о том, что загрузка действующих производств на сегодня не велика. Если брать выпуск в целом – это примерно половина от действующих мощностей. В 2022 году малотоннажные комплексы произвели лишь 135 тыс. т СПГ, хотя и улучшили показатель предыдущего года на 4,5%.
Недостаточная загрузка предприятий отчасти связана со сложностями в расширении экспорта, в то же время постепенно растут потребности внутри страны. В прошлом году впервые объемы продукции малотоннажных СПГ-предприятий на внешний и внутренний рынок сравнялись, уточнил советник постпредства Якутии при президенте РФ Александр Климентьев. До этого отгрузка сжиженного газа превалировала в экспортном направлении.
В «Газпром промгазе» предлагают не сбрасывать со счетов потенциал экспорта, особенно для тех проектов, которые могут быть реализованы в приграничных регионах, например, в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье.
Как заинтересовать инвестора
В настоящее время основная часть проектов в области малотоннажного СПГ ориентирована на потребности автомобильного и железнодорожного транспорта. Только небольшое число перспективных производств может быть увязано с автономной газификацией населенных пунктов.
Тем не менее в свете развития распределенной энергетики такое решение наиболее подходит к районам Дальнего Востока и Арктики, особенно там, где появляются объекты промышленности, новые точки экономического роста, отмечает директор по работе с ключевыми партнерами Института нефтегазовых технологических инициатив Алексей Фадеев.
В некоторых регионах видят в данном подходе и социальный эффект. В частности, в Якутии прорабатывается вариант использования СПГ в качестве альтернативы централизованному газоснабжению для отопления жилых домов и социальных объектов там, где вести трубу и строить газораспределительные сети не слишком экономично. Под такую возможность подпадают порядка 30 населенных пунктов республики.
Вместе с тем государству следует стимулировать инвестиционную активность в рамках автономной газификации населения, поскольку эта деятельность подпадает под тарифное регулирование, рассуждает Николай Варламов. К тому же встает вопрос загрузки предприятия в межотопительный сезон, который, впрочем, возможно решать за счет того же газомоторного транспорта.
Ключевой аспект – достижение экономически разумной цены для конечного потребителя, отмечает первый замглавы «Газпром промгаза», с учетом издержек поставщика топлива по всей цепочке, включая хранение, доставку, регазификацию СПГ. «Важный момент, если сравниваем автономную и сетевую газификацию – минимизация затрат должна идти с определенной мерой господдержки», – считает менеджер.
Обеспечить инвесторам условия для реализации проекта, приемлемые сроки окупаемости, действительно важно, соглашается Максим Губанов, руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Причем СПГ-проекты вполне могут внести свою лепту в модернизацию локальной генерации с привлечением современных технологий, добавил он.
СПГ как ВИЭ
Примеров преференциальной поддержки малотоннажных производств СПГ в целях автономной газификации на Дальнем Востоке пока нет, признал представитель КРДВ. По его мнению, в реализации таких проектов целесообразно задействовать льготные механизмы, которые уже привлекались при создании генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.
Это, например, строительство ветростанции в Анадыре. Проект реализован по концессионному соглашению, инвестор получил льготы ТОР «Чукотка» и содействие со стороны региональных властей. Возврат инвестиций осуществляется за счет достигнутой экономии прежнего вида топлива (угля).
Похожий принцип заложен в работе гибридной электростанции в якутском селе Улахан-Кюель (Табалах). Построенный в 2021 году объект сочетает генерацию с помощью солнечных модулей с промышленными аккумуляторами (мощностью 404 кВт) и современными дизельными генераторами (600 кВт). Проекту помог преференциальный режим арктической зоны РФ. Инвестор заключил с ПАО «РусГидро» (энергокомплекс эксплуатируется АО «Сахаэнерго») энергосервисный контракт: отдача вложений происходит за счет сохранения экономии расходов на топливо в тарифе в течение 10 лет, после чего энергокомплексы перейдут в собственность «Сахаэнерго».
Еще один проект в малой энергетике, хотя и не связан с ВИЭ, достоен особого внимания. В забайкальском поселке Первомайский идет строительство котельной мощностью 70 МВт. Она заменит угольную ТЭЦ, возведенную более 60 лет назад, главный корпус которой пришел в аварийное состояние. Проект реализуется с применением механизма дальневосточной концессии сроком на 20 лет. Одновременно предусмотрена помощь от Фонда содействия реформированию ЖКХ, как объекту теплоснабжения, уточнил Максим Губанов.
По его словам, в КРДВ хотят, чтобы меры поддержки по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ, включая льготное кредитование, распространялись на объекты локальной энергетики. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, например, подготовлен план модернизации (фактически замены) неэффективных дизельных электростанций.
«Сам механизм поддержки таких инвесторов длительное время проходил обсуждение в экспертных кругах. В настоящее время он кристаллизуется. Даже есть поручение президента РФ на эту тему, что даст старт развитию инвестиционных проектов», - рассказал представитель КРДВ.
Говоря о газификации на основе сжиженного природного газа, Максим Губанов отметил, что она может составить конкуренцию другим технологиям локального энергоснабжения, в том числе ВИЭ. Собственно, государство должно отобрать такие проекты, которые покажут наилучшую эффективность на горизонте 15-20 лет с учетом особенностей топливно-энергетического баланса региона, другой местной специфики, и оказать им свою поддержку.
Стоит сказать, и власти на местах вряд ли захотят получить при переводе котельных и электростанций на новый вид топлива очередной дотационный объект. Традиционно на Дальнем Востоке высокие субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства, и одна из преследуемых целей развития распределенной энергетики – снижение таких дотаций. Отсюда прямая заинтересованность, если за счет применения прогрессивных технологий производства, оптимизации логистики и т.п. цена нового энергоносителя окажется более привлекательной по стоимости.
Во всех дальневосточных регионах в первом месяце текущего года росли потребительские цены на товары и услуги (Таблица 1), хотя за отчетный месяц рост не превысил 1%. На Камчатке был зафиксирован наибольший рост (+1%). Менее всего выросли цены в Хабаровском крае (+0,1%) и Магаданской области (+0,2%). Вместе с тем в конце прошлого года (декабрь) все регионы ДФО и Иркутская область демонстрировали рост среднемесячной зарплаты (Таблица 2). Так, рост более чем на 30% был зафиксирован в Бурятии. Далее следуют Забайкальский край (+16,5%) и Амурская область (+13,9%).
В ноябре 2022 г. - январе 2023 г. высокий уровень безработицы (превышающий средний по стране – 3,7%) сохранялся в Забайкалье, Бурятии, Якутии и Еврейской АО (Таблица 3). Самый низкий уровень безработицы вновь демонстрирует Чукотский АО (1,7%).
Создание новой социальной инфраструктуры предусмотрено мастер-планами и планами социально-экономического развития дальневосточных городов. В утвержденном в январе плане комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского, рассчитанном до 2030 г., содержится ряд проектов в сфере здравоохранения и образования. На 2023-25 гг. запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. К 2028 г. на территории городского округа должен быть создан кампус для студентов вузов и колледжей. В 2025 г. планируется запустить детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». В 2024 г. предполагается завершить строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов, а также рекультивировать городские полигоны.
Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает строительство автодороги от Петропавловского шоссе до жилого района «Северо-Восток», создание трассы от входящего в городской округ поселка Заозерный до Халактырского пляжа на побережье Тихого океана. Выполнение всех мероприятий плана оценивается в 149,5 млрд рублей, в том числе 94,9 млрд рублей из федерального бюджета, 6,8 млрд рублей – за счет бюджета Камчатского края и 47,8 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Мастер-план Хабаровской агломерации включает модернизацию общественного транспорта. Государственная корпорация ВЭБ.РФ должна оказать финансовую поддержку реформы общественного транспорта и замены подвижного состава. В том числе в городе предполагается создать Дальневосточный автобусный промышленный кластер (Bakulin Motors Group А.Бакулина) по выпуску автобусов для регионов Дальнего Востока. Мощность предприятия должна составить 1 тыс. единиц в год.
К 2026 г. в Хабаровске планируется создать межвузовский кампус на базе Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и Хабаровского государственного университета экономики и права, где к 2030 г. будут обучаться более 32 тыс. студентов. Строительство предполагается начать летом 2023 г. Площадь кампуса составит 151 тыс. кв. м (новые учебные корпуса, лаборатории, конгресс-центр, общежития). Якорным объектом межвузовского кампуса станет технопарк «Амур», основным направлением деятельности которого видятся информационные технологии и разработка программного обеспечения, высокотехнологичное обрабатывающее производство. Участок земли, определенный под строительство, имеет площадь 3,5 га и расположен рядом с вузами кампуса.
В Бурятии планируется реализовать свой проект строительства международного межвузовского кампуса «Байкал» на 2 500 мест. Республиканское министерство образования и науки направляло заявку на создание кампуса для участия в конкурсе Минобрнауки РФ (второй этап отбора, первые восемь проектов были отобраны в 2021 г.). К настоящему моменту определен участок земли в Улан-Удэ для строительства. Глава Минобрнауки В.Фальков при этом отмечал наличие проблемы кадров для такого крупного проекта. Он предложил правительству республики сформулировать потребности в специалистах для будущего кампуса в целях формирования мер поддержки на федеральном уровне. Разработка проектно-сметной документации объекта должна начаться в текущем году.
Следует отметить, что для реализации мероприятий мастер-планов дальневосточных городов предполагается применять механизм «Единой субсидии», предоставляемой дальневосточным регионам на модернизацию социальной инфраструктуры. В частности, на 2023-24 гг. на строительство и ремонт свыше 300 объектов уже распределено 27,7 млрд рублей.
В городах ДФО предполагается расширять строительство арендного жилья в целях повышения его доступности. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в феврале поручил Минвостокразвития совместно с Минфином, Минстроем, АО «ДОМ.РФ» и властями дальневосточных регионов разработать и представить на утверждение в правительство план строительства на Дальнем Востоке арендного жилья (с мебелью и отделкой). Потребность в арендных квартирах в ДФО оценивается в 10,6 тыс. квартир до 2027 г. Аренда квартир будет субсидироваться из регионального и федерального бюджетов, в целях снижения ежемесячных платежей. В частности, плата за аренду двухкомнатной квартиры должна снизиться с 42 тыс. до 10,5 тыс. рублей.
В настоящее время в дальневосточных регионах отсутствует необходимый для приобретения объем жилья, соответствующий требованиям Жилищного кодекса к наемным домам. Формирование такого жилищного фонда займет не менее трех лет. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» реализует четыре проекта строительства арендного жилья в ДФО – «Айвазовский» и комплекс для ССК «Звезда» в Приморском крае, дом «Полюс Алдан» в Якутии и комплекс «Уюн парк» в Сахалинской области. Минстрой совместно с Минвостокразвития должны предложить изменения в законодательство для обеспечения доступным жильем молодых специалистов в ДФО.
В рамках программы «Дальневосточная ипотека» по количеству выданных кредитов по-прежнему лидирует Приморский край – 17 тыс. кредитов на 75,3 млрд рублей. Далее следуют Якутия с 13 тыс. кредитов на 59,1 млрд рублей и Хабаровский край с 8,2 тыс. кредитов на 35 млрд рублей. При этом более 7 тыс. семей, участвующих в программе, возводят индивидуальные жилые дома.
Больше всего кредитов под цели ИЖС при этом выдано в Якутии (3 362 кредита), далее следуют Приморский край с 1,03 тыс. кредитов и Забайкальский край (703 кредита). Средний размер кредитов на строительство домов равен 4,96 млн рублей. Общая сумма выданных средств в ДФО на эти цели составляет около 35 млрд рублей. Следует отметить, что в программу были внесены некоторые изменения. Участники смогут оформлять кредиты на жилье, входящее в состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов[1].
В рамках общероссийского тренда в регионах вводятся дополнительные меры поддержки для обеспечения социальной газификации. В Сахалинской области из регионального бюджета до 152 тыс. рублей возмещается на подготовку домовладения к приему газа – на устройство внутридомовой системы газоснабжения, фасадных газопроводов, монтаж оборудования (для всех жителей островного региона). Кроме того, в трех городских округах льготным категориям граждан компенсируется часть затрат на приобретение внутридомового газоиспользующего оборудования – плит, водонагревателей, отопительных котлов, приборов учета потребления газа, безопасности и сигнализации. Сумма компенсации составляет 50 тыс. рублей в Южно-Сахалинске и в Анивском городском округе, 60 тыс. рублей – в Корсаковском городском округе.
В целом уровень газификации Сахалина превысил 57%. В 2023 г. планируется газифицировать свыше 1,6 тыс. домохозяйств. На ближайшие годы намечена газификация Холмского, Томаринского, Долинского, Корсаковского, Смирныховского, Макаровского, Поронайского городских округов. В том числе на текущий год намечены завершение строительства и ввод в эксплуатацию газораспределительных станций «Южная», «Макаров» и «Леонидово», газовой котельной в селе Ясное (Тымовский городской округ). Также в текущем году должно начаться возведение 18 газовых котельных – в Южно-Сахалинске, Анивском, Долинском и Корсаковском городских округах. Общий объем инвестиций в программу газификации Сахалинской области на 2021-25 гг. оценивается в более чем 34,9 млрд рублей[2].
Курильские острова тем временем планируется газифицировать с помощью СПГ. Стоит отметить, что стоимость газификации части Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Парамушир) оценивается в сумму порядка 7 млрд рублей (2021-25 гг.). В том числе 6 млрд рублей должны быть выделены из федерального бюджета, еще 1 млрд – из регионального. Объем ежегодного потребления СПГ на Курилах оценивается в 35 тыс. тонн.
Кроме того, в Южно-Сахалинске предполагается построить малотоннажный СПГ-завод «Газпрома» мощностью более 50 тыс. тонн в год. В сентябре 2022 г. сообщалось о сроках запуска предприятия – в четвертом квартале 2023 г., однако вместе с тем допускалась и возможность того, что запуск будет отложен на 2024 г., поскольку к осени прошлого года все еще не была разработана проектная документация. С помощью поставок СПГ должны быть переведены на газ курильские угольные котельные и дизельные электростанции.
В Хабаровском крае льготные категории граждан могут получить на газификацию выплату в 150 тыс. рублей в рамках программы социальной газификации. Данная сумма покрывает проведение газа к границам земельного участка. Регион в текущем году получит дополнительную федеральную поддержку в виде субсидии в 7,5 млн рублей, что обеспечит возможность добавить еще 100 тыс. рублей на расходы по газификации. Увеличенная выплата позволит частично погасить расходы на приобретение газового оборудования и проведение работ на территории самого участка (ранее их должен был оплачивать собственник).
Уровень газификации Хабаровского края составляет на сегодняшний день 25%, газом обеспечены 39 населенных пунктов региона. В 2023 г. планируется начать строительство распределительных сетей в селе Богородское (административный центр Ульчского района), продолжить газификацию села Ильинка (Хабаровский район), поселка Эльбан (Амурский район), микрорайонов Красная речка и Пятая площадка в Хабаровске.
Вопрос транспортной доступности дальневосточных регионов остается одним из актуальных. В январе правительство продлило программу субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам Дальнего Востока (внутри федерального округа) на три года. В 2023 г. на реализацию программы из федерального бюджета должно быть выделено не менее 5,9 млрд рублей. Следует отметить, что в 2022 г. данной программой воспользовались более 350 тыс. человек, а количество маршрутов составило 37. Стоимость перелета в одну сторону колебалась от 1 тыс. до 10,7 тыс. рублей (в зависимости от маршрута). Полеты по социально значимым направлениям осуществляет единая дальневосточная авиакомпания «Аврора».
Кроме того, дальневосточные и арктические регионы запросили финансирование в объеме 14,8 млрд рублей на поддержку региональных авиаперевозок в ближайшие два года – 7,2 млрд рублей в 2023 г. и 7,6 млрд рублей в 2024 г. Исходя из этого, Минтранс предложил дополнить госпрограмму развития транспортной системы правилами софинансирования из федерального бюджета местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне. Следует отметить, что наибольший объем запросила Якутия – 4,5 млрд рублей. Чукотский АО оценивает свою потребность в 2,2 млрд рублей, Камчатский край – в 1,2 млрд рублей, Амурская область – в 670 млн рублей, Забайкальский край – в 236 млн рублей. Приморский край стал единственным регионом, не запросившим средства, поскольку в краевом правительстве заявили о необходимости пересмотра маршрутной сети.
В качестве источника финансирования на данные цели предлагается рассмотреть выделение средств из Резервного фонда правительства на 2023 г., а на 2024 г. – выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В настоящее время местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, а финансовое состояние ряда регионов не позволяет обеспечивать их развитие.
По итогам 2018 г. по маршрутам местных перевозок в целом по стране было перевезено 1,9 млн пассажиров, при этом 97% из них приходятся всего на 14 субъектов. Проект правил софинансирования государством местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне (перевозки внутри регионов) вносился Минтрансом в правительство трижды, начиная с 2020 г., но ни разу не был поддержан. Стоит напомнить, что на сегодняшний день действуют три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок – на перелеты между регионами в обход Москвы, перелеты между дальневосточным регионами, Калининградом, Крымом и европейской частью страны и перелеты внутри Дальневосточного ФО. На вторую и третью программу в бюджете на текущий год заложено 12,3 млрд и 5,9 млрд рублей соответственно.
Что касается мер по улучшению экологии, то в конце февраля стало известно о выделении дополнительного федерального финансирования в размере 10 млрд рублей на продолжение работ по ликвидации накопленного экологического вреда на промышленной площадке бывшего предприятия «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Работы к настоящему времени уже профинансированы на 2,4 млрд рублей, они были направлены на реализацию неотложных мероприятий.
Единым исполнителем работ по ликвидации отходов является ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), входящий в ГК «Росатом». Реализация проекта оценивается в 48 млрд рублей. На сегодняшний день на площадке разобраны все наземные сооружения и обезврежены наиболее опасные объекты, включая цех ртутного электролиза, удалены отходы, представлявшие наибольшую опасность для людей и для экологии. Была также локализована нефтяная линза и предотвращена возможность попадания нефтепродуктов в Ангару.
До конца 2024 г. на площадке планируется завершить строительство экотехнопарка «Восток», основной специализацией которого должны стать обезвреживание и переработка ртутьсодержащих отходов. Помимо того, на территории предполагается создать Федеральный центр химии – совместный проект Минпромторга, Минобрнауки, «Росатома», Иркутского института химии СО РАН, Российского химико-технологического университета, Российского союза химиков и Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Он будет направлен на развитие химических производств (фармацевтика и лесохимия).
Также правительство на постоянной основе вводит систему комплексной интегрированной оценки уровня антропогенного воздействия на озеро Байкал и прилегающие к нему территории. Соответствующее постановление в феврале было подписано главой правительства М.Мишустиным. Система должна быть основана на данных государственного экологического мониторинга экосистемы озера. Росгидромет будет отвечать за данные о радиационной обстановке, состоянии атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод, Федеральное агентство лесного хозяйства – за сведения о лесных пожарах и пожарной опасности, Минприроды – за информацию о состоянии животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях.
В состав участников мониторинга были также введены исполнительные органы власти трех байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края[3]. В их задачи входит сбор информации о биоразнообразии на своих территориях. Результаты государственного мониторинга будут размещаться на интернет-портале «Экологический мониторинг озера Байкал», где должны быть представлены конкретные результаты наблюдений и прогнозы развития экологической ситуации.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, январь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,8 |
Сибирский федеральный округ |
100,8 |
Иркутская область |
100,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
100,7 |
Камчатский край |
101,0 |
Еврейская авт. область |
100,9 |
Республика Бурятия |
100,9 |
Амурская область |
100,9 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Приморский край |
100,8 |
Забайкальский край |
100,8 |
Чукотский авт. округ |
100,7 |
Сахалинская область |
100,6 |
Магаданская область |
100,2 |
Хабаровский край |
100,1 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
112,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
116,6 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
112,2 |
|
Республика Бурятия |
130,1 |
|
Забайкальский край |
116,5 |
|
Амурская область |
113,9 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,1 |
|
Хабаровский край |
111,1 |
|
Еврейская авт. область |
109,9 |
|
Камчатский край |
109,8 |
|
Приморский край |
108,4 |
|
Сахалинская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
107,2 |
|
Чукотский авт. округ |
107,1 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2022 г.-январь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,7 |
75 108,4 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 331,9 |
Иркутская область |
4,4 |
1 156,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,1 |
4 162,5 |
Забайкальский край |
7,5 |
490,0 |
Республика Бурятия |
6,2 |
415,8 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
506,9 |
Еврейская авт. область |
5,3 |
77,3 |
Магаданская область |
3,4 |
81,7 |
Амурская область |
3,3 |
408,1 |
Приморский край |
2,8 |
995,2 |
Сахалинская область |
2,7 |
275,2 |
Хабаровский край |
2,5 |
715,7 |
Камчатский край |
1,8 |
166,7 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
30,1 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Сделки с такой недвижимостью возможны при условии, что пайщики являются первыми собственниками жилых помещений.
[2] Газификация региона осуществляется за счет газа из магистрального газопровода «Сахалин-2», идущего с севера на юг острова, в Корсаковский городской округ, где расположен завод СПГ.
[3] Участниками федерального проекта по сохранению Байкала (нацпроект «Экология») являются регионы, расположенные на Байкальской природной территории – Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область.