Представители туристической отрасли рассказали EastRussia, на что могут рассчитывать туристы, выбравшие Дальний Восток целью своего отпуска, и с какими проблемами им возможно придется столкнуться.
Терпкая Камчатка
Хабаровчанин Евгений Носов в начале марта с супругой отправился на Камчатку. До этого полуостров он посещал в далеком уже 2007 году. Первое, что бросилось в глаза в этот раз – туристическая инфраструктура.
«На Халактырский пляж можно проехать спокойно, там есть визит-центр, настилы. На Мишенную сопку можно подняться без проблем. Вообще очень много видовых площадок появилось. Раньше ничего этого не было», — делится впечатлениями Евгений.
Халактырский пляж. Камчатка. Фото: Евгений Носов
Порадовала и база отдыха «Лагуна» в поселке Паратунка, где они остановились. В 2021 году ее выкупили москвичи и полностью переоборудовали. Новые владельцы интересно решили вечную проблему персонала: сюда для работы вахтовым методом привозят молодежь из Москвы. Приятно порадовали скидки: при проживании более четырех суток — 25%, для дальневосточников — 25%.
Супруги Носовы на Камчатку поехали самостоятельно, экскурсии и туры брали уже на месте, отдавая предпочтение неофициальным туроператорам — так дешевле минимум в два раза.
У Авачинского вулкана. Камчатка. Фото: Евгений Носов
«В соцсетях, в Интернете полно объявлений, можно присоединиться к любой группе», — рассказывает Евгений.
За последние пару лет Евгений побывал на плато Путорана, прошел Чарские пески и посетил Алтай — ему есть, с чем сравнивать Камчатку. Говорит, что на полуострове, как и на Алтае, два главных преимущества: основные достопримечательности доступны практически круглый год и наличие неофициальных (читай — более дешевых) гидов.
«Смущает только цена перелета. Да, в низкий сезон из Хабаровска и обратно можно слетать за 15-16 тыс. рублей, а вот в высокий — уже 40 тыс. При этом москвичи летят в августе за 25 тыс., хотя расстояние несоизмеримо», — отметил Евгений.
Транспортная (не)доступность
Транспортная составляющая — главная проблема при организации туров. Судя по ответам, которые редакции удалось получить из региональных министерств по туризму, пока не запланировано ни одного чартерного рейса с туристами на Дальний Восток. По словам специалистов, туроператоры по-прежнему предпочитают летать за рубеж.
«Сейчас нет возможности заказывать по разумным ценам самолеты дальневосточным туроператорам, они не настолько финансово мобильны, чтобы вкладывать такие деньги. Это по карману только крупным туроператорам, у которых есть свои авиакомпании, но они стараются летать за рубеж, куда больше спрос», — рассказала EastRussia представитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Асеева.
Впрочем, дело не только в самолетах — уверена директор туристической компании «Дальгео Турс» Татьяна Яковенко.
«У нас на Дальнем Востоке чартеры не будут работать до тех пор, пока у нас не будет нормального номерного фонда во всех городах, потому что, когда принимается чартер, люди должны жить в стандартных одинаковых номерах: сразу 200-400 человек. У нас ни один город не обладает таким номерным фондом, это все разбросанные гостиницы разного уровня и класса», — рассказала Татьяна Яковенко.
Хотя, по ее словам, интерес от туркомпаний к Дальнем Востоку есть. Особенно это стало заметно на выставке «Россия», которая проходит на ВДНХ.
Причем, туристы хотят ехать цивилизованно, через турпакеты.
«Европейские регионы России повернулись в сторону Сибири и Дальнего Востока, и турпоток потихоньку растет. Но местные туркомпании после трехлетнего затишья оказались не готовы к большим объемам», — отмечает Татьяна Яковенко.
В Минтуризма Бурятии, куда EastRussia обратилось с запросом, также ответили, что в этом году чартерные рейсы в республику не предусмотрены. Но в регионе летом ждут туристов, которые прибудут регулярными рейсам и маршрутами. Для них готовят соответствующую инфраструктуру: так, в прошлом году Бурятия получила грант в размере 337,5 млн рублей, которые потратили на оборудование семи пляжей, строительство 17 модульных отелей, создание 14 туристических маршрутов.
Увеличатся ли цены, пока не знают даже сами участники рынка: в Бурятии еще идет зимний сезон, летний правильно будет обсуждать в конце апреля — начале мая.
Недорого, недалеко, вкусно
Хабаровский туроператор «Дальгео Турс» сейчас активно продвигает туры «выходного дня». Это относительно новое направление для дальневосточников, когда можно за сравнительно небольшие деньги на пару-тройку дней отправиться в соседний регион.
К примеру, желающих покататься на горных лыжах на ГЛК «Холдоми» спецпоезд «Лыжная стрела» доставит в Комсомольска-на-Амуре. Летом программа более насыщенная: экскурсия по городу с посещением авиазавода, где собирают самолеты «Сухой Суперджет-100», во второй день — поездка на высокогорное озеро «Амут» с заездом в геологический музей и заповедник.
ГЛК «Холдоми». Хабаровский край. Фото: Telegram-канал ГЛК «Холдоми»
Еще одно направление — космодром Восточный в Приамурье, но там есть определенные ограничения: списки необходимо подавать за месяц, существует ограничения по количеству людей.
Также популярны туры во Владивосток с посещением Приморской сцены Мариинского театра, аквафермы и обзорной экскурсией по городу.
«Людей привлекает, что это недалеко, недорого и вкусно», — резюмирует Татьяна Яковенко.
Туры выходного дня во Владивосток, кстати, предлагают исключительно зимой-весной, летом на юг Дальнего Востока и без того наблюдается настоящее паломничество: при этом треть туристического трафика дают жители Хабаровского края, билеты на самолеты и поезда в приморском направлении раскупаются загодя.
Кстати, РЖД в этом году огорчили, повысив стоимость билетов. К примеру, если в конце прошлого года пакет на «Холдоми» из Хабаровска стоил за 12,5 тыс., то сейчас эта же поездка только из-за подорожавших железнодорожных билетов обойдется уже в 14,8 тыс. рублей.
«У нас много говорили о скидках для туристов из западных регионов, которые хотят приехать на Дальний Восток. А мы говорим, что необходимо субсидировать авиабилеты для дальневосточников внутри макрорегиона, чтобы жители могли побывать в соседних территориях», — говорит Валентина Асеева.
Что посмотреть?
А посмотреть есть что: на ,помимо традиционных достопримечательностей, которые никуда не делись (Долина гейзеров, вулканы и т.п.) практически каждый регион постарался привнести что-то новое. На Сахалине, к примеру, решили отремонтировать одну из достопримечательностей юга острова — маяк Анива. В остальном, как рассказала EastRussia президент «Ассоциации туриндустрии Сахалинской области» Ирина Ли, предложения остались без изменений: экологические маршруты, гастротуризм и рыбалка.
Маяк Анива. Сахалин. Фото из Telegram-канала Геометка: Сахалин (краеведы)
Хотя и появились новые направления. Одно из них – медицинский туризм. Это направление активно развивает областной Минздрав. Суть его следующая: туристы, приезжающие на Сахалин, могут заранее подать заявку и записаться на «чек-ап» (обследование основных параметров здоровья), чтобы пройти его между, к примеру, между катанием на «Горном воздухе» и рыбалкой. На «чек-апе» можно будет проверить все основные параметры и получить назначение на дальнейшее лечение. Причем это можно будет сделать круглогодично.
Также туристам предложат посетить бивуаки с минеральной водой, которые есть во многих гостиницах. Это вода из района Синегорских минеральных вод, которая уникальна по своим показателям и ничем не уступает знаменитым «Ессентукам», а по некоторым критериям и превосходит ее. В профессиональной среде такое направление прозвали «курсовка», когда туристу назначают лечебные процедуры, грязелечение.
«На Кунашире у нас открылся прекрасный "Кунашир Resote & Spa", ориентированный на люксовый сегмент и определенных туристов, которые хотят отдохнуть на лоне природы, но в комфортных условиях, наслаждаться термальными источниками. Это будет настоящее открытие сезона, ведь раньше из-за отсутствия такого люксового размещения на Кунашир не ехал массово такой турист», — рассказала Ирина Ли.
Также она отметила, что на Итурупе, который считается самым обустроенным из Курильских островов, открываются небольшие новые отели. Среди них гостиница «Янкито», которая находится рядом с одноименным гостевым домом, ориентированная на «випов».
«В июне должна открыться, но уже все места забронированы», — отметила Ирина Ли.
Большую популярность на Сахалине набирает рыбалка на тунца. Тунец — крупная рыба, поэтому такая рыбалка считается трофейной, и в этом сезоне может составить конкуренцию рыбалке на палтуса.
На рыбу (вернее, млекопитающих) делают ставку и в Хабаровском крае — там активно продвигают туры на «к китам» на Шантарские острова. Причем последние могут стать доступнее для жителей края: накануне было анонсировано, что с 1 апреля в продажу поступят льготные путевки — по 99 тыс. рублей за восьмидневный отдых, включая дорогу. Правда, пока не определены компании, которые будут выступать в роли туроператоров.
Владивосток, помимо традиционного «отдыха у моря» и событийного туризма, в этом году предлагает поездки в КНДР. Причем группа, состоящая из туристов из абсолютно разных российских регионов, собирается именно во Владивостоке и уже оттуда отправляется в Пхеньян. Собственно, затем в Приморье и возвращается. В этой связи власти Владивостока надеются «перехватить» часть туристического трафика.
Пхеньян. Фото: правительство Приморского края
Обширный пакет обновлений подготовили на Камчатке. Этим летом компания SALMONICA TRAVEL готова предложить совместить вертолетный тур на Курильское озеро с направлением промышленного туризма — посещением старейшего рыбопромышленного предприятия Камчатки, где туристы смогут наблюдать за заходом рыбы в устье реки Озерная, узнают секреты переработки выловленного лосося, продегустируют готовую продукцию и смогут порыбачить.
Также популярностью пользуются туры от «Мотопарка. Камчатка» на мотоциклах, квадроциклах, классических и пятиместных багги по различным направлениям: мыс Маячный, Налычевская долина, горный массив Вачкажец, Банные источники, туры к домашним вулканам.
Новый тур представил «ВИТЯЗЬ-ТРЕВЕЛ», который включил в себя три основные точки: облет на вертолете Авачинской бухты и Авачинского вулкана с посадкой на Тимоновских источниках. Стоимость данной экскурсии составит 44 тыс. рублей на одного человека.
Кроме того, в крае начинает практиковаться HELISURF — путешествие на вертолете к нетронутым местам Камчатки, где есть условия поймать волну, вместе с командой Snowave Kamchatka.
На полуострове появился первый национальный туристский маршрут «Камчатка – здесь начинается Россия», который объединяет самые популярные туристические локации края. Шестидневное путешествие организовано таким образом, чтобы турист успел одновременно познакомиться с камчатской природой, историей, культурой и гастрономией, посетив основные точки притяжения полуострова.
Для туристов, путешествующих в рамках нацтурмаршрута, будут действовать специальные цены в некоторых музеях и при посещении особо охраняемых территорий.
На данный момент Камчатский край — второй регион в ДФО, обладающий маршрутом в статусе «национальный». В его программе посещение исторического центра Петропавловска-Камчатского, Никольской сопки, смотровых площадок города, острова Старичков, Авачинского перевала, музеев «Вулканариум» и «Океанрыбфлот», термальных источников. Стоимость тура в низкий сезон составляет 80 тыс. рублей на человека, в высокий сезон — 99 тыс. рублей.
Цены, кстати, подросли. Если раньше посещение Долины гейзеров в высокий сезон обходилось в 56 тыс. рублей, то теперь — 70 тыс. Чуть меньше, но тоже выросла стоимость экскурсии и пакетных туров на Сахалин и Курилы — на 10-15%.
В Приморье все большую популярность набирает гастротуризм, причем как среди российских, так и среди иностранных туристов. С учетом этого в крае решили предложить несколько событий.
Одной из новинок стал фестиваль минтая «О!Мега Вкус»: его впервые провели в прошлом году в ресторанах и на улицах, и сразу получили внушительную цифру – мероприятия фестиваля посетили 83 тыс. человек. Всероссийский фестиваль дальневосточных гребешков «На гребне!» пройдет уже в седьмой раз.
Но, как говорится «не хлебом единым» — фестиваль «Грани Миллионки» погружает в атмосферу исторического района Владивостока: тут вам и умелые мастера каллиграфии, и предсказания, и лекция о значении китайских узлов.
Также большую популярность у туристов приобрели вертолетные экскурсии над Владивостоком и акваторией залива Петра Великого.
«Миллионка». Владивосток. Фото Владимира Макеева
В Якутии ставку сделали на уже полюбившиеся экскурсии. Одна из них – посещение Ленских столбов. В прошлом году к ним приехали больше 31 тыс. туристов. В республике для этого приобрели новое речное судно – теплоход «Ломоносов», он выйдет на линию летом.
В Приамурье рассчитывают на серьезное увеличение турпотока в связи с открытием пассажирского сообщения по автомобильному мосту между китайским городом Хэйхэ и Благовещенском. По нему смогут проезжать по 800 автомобилей в день, в том числе личный транспорт. Кстати, два раза мост уже задействовали для провозки пассажиров: первый раз, когда во время ледостава на границе застряли почти 500 российских и китайских туристов, второй – когда пришлось в срочном порядке эвакуировать в Благовещенск россиянина, который получил серьезную травму при разгрузке в порту Хэйхэ. Открыть регулярное пассажирское движением по мосту планируют этим летом. Для удобства туристов у моста уже появился свой Telegram-канал.
Одним словом, направлений и предложений хватает. Осталось только выбрать подходящее.