Минвостокразвития, Минтранс, МИД и «Росатом» решили отказаться от идеи расширения границы Северного морского пути (СМП). Главная причина в том, что могут возникнуть противоречия с международным правом.
Как сообщает РБК со ссылкой на три источника, близких к участникам совещания у вице-премьера Юрия Трутнева, который возглавляет госкомиссию по Арктике, больше всего против выступал «Росатом». В ведомстве считают, что технически можно внести изменения в Кодекс торгового мореплавания, однако тогда действие правил плавания по Севморпути автоматически расширится на новые акватории, а это вызовет противоречия с международным правом.
Сейчас прибрежные государства могут в пределах исключительной экономической зоны устанавливать особые правила для судов только в покрытых льдами районах. Из-за глобального потепления доказать наличие льдов в акваториях сложно, а ряд портов, которые хотели включить в состав Севморпути, вообще не замерзает.
В мае Юрий Трутнев поручил профильным ведомствам вместе с «Росатомом» обсудить идею расширения границ СМП, включив в них акватории Баренцева, Белого, Печорского, Берингова и Охотского морей. Это позволило бы обеспечить к 2024 году перевозку по Севморпути 80 млн тонн грузов ежегодно.