Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Aquaculture on the march

Alexander Saveliev on regulatory and legal regulation of aqua and mariculture

Aquaculture on the march
Photo by: fishretail.ru

Alexander Saveliev

Head of the Fisheries Information Agency
14 March III III All-Russian Congress "Legal regulation of aquaculture in Russia 2018" will be held. One of the key topics: "Innovations of legislation in the regulatory and legal regulation of fish farming in 2018-2019gg." These innovations are regularly reported by the Director of the Department of Regulation in the Field of Fisheries and Aquaculture of the Ministry of Agriculture of Russia Evgeny Katz. And on the day of Vladimir Putin's announcement of a message to the Federal Assembly 2018 EastRussia published a statement AMKOR - Association of Mariculture Organizations of Primorsky Krai "Minvostokrazvitiya helps the development of aquaculture, but other departments are slowing down."

I listened to the President's words about the new hyper-speed weapons of the country, and the impression was that the pace of development of aquaculture in our country fell out of time and space into a surrealistic plane of allusions and paradoxes.

Every year the world aqua and mariculture grows by 4 million tons of high-quality protein. Only in China, where, by the way, there is no law on aquaculture, produce more than 50 million tons of fish. In Russia, the largest country in the world - only 150 thousand tons per year. And could only create in Primorye, Sakhalin, Kuriles, Khabarovsk Territory and in Kamchatka up to one million jobs in mariculture farms ...

The regulatory and legal regulation of aquaculture began to form at the end of the last century. The Russian Federation in 1990 year grew and sold as much about the marketable fish as it is now - about 200 thousand tons.

Then came the decree of the Russian government from 31 October 1999 year N1201 "On the development of commodity fish farming and fisheries in inland waters of the Russian Federation", signed by Prime Minister Vladimir Putin: "Accept the proposal ... on the increase in comparison with 1998 year, the volume of growing and catching fish in inland waters in 2000 year on 100 thousand tons, in 2005 year on 250 thousand tons and on bringing from 2006 this year to 600 thousand tons per year". Next - the order of the Ministry of Agriculture and Food of Russia from 29 November 1999 N 808 "On measures to implement the resolution of the Government of the Russian Federation from 31 October 1999 No. 1201" On the development of commercial fish farming and fisheries in inland waters of the Russian Federation. "

As soon as stimulated the development of aquaculture! Both loans and funds for the purchase of small-size fishing vessels, fish equipment, and appropriations for state support to fisheries management organizations engaged in fish farming, growing and fishing in inland waters, and funds from the target budgetary Fund for Management, Research, Conservation and Reproduction of Aquatic Biological Resources , and means of the federal leasing fund, and projects of Federal programs such as "Aquaculture of Russia in the period up to 2005", providing for They accelerated development of commercial sturgeon breeding. " A lot of documents were released on this topic.

Nothing helped.

We have been developing the law "On Aquaculture".

Fifteen years ago, a discussion and revision of proposals by specialists of enterprises and experts of the fishing industry of the Far East of the Federal Law "On Aquaculture" took place: "In 2003, the" Concept for the Development of the Fisheries of the Russian Federation for the Period until 2020 "was developed, approved by the order of the Government of the Russian Federation , which determined that the most important component of the fishery sector of the economy of any developed state is aquaculture and the intensive development of this area is one of the main tasks. "

In 2005, a draft Federal Law "On Aquaculture" was prepared. At the same time, a draft Federal Law "On Mariculture" was developed.

The following year, at the meeting “On the development of aquaculture in the Russian Federation”, which took place on September 25 in Astrakhan, Dmitry Medvedev said: “I would like to emphasize right away that at the federal and regional levels, until now, this industry has not received sufficient attention, in any case of the attention that this industry deserves today. Meanwhile, in the world fisheries, aquaculture is considered one of the key factors in saturating the domestic food market. Today it is the most dynamically developing market, the most dynamically developing industry. Suffice it to say that over the past 15 years, the volume of aquaculture, the increase in production in the industry amounted to about 45 million tons. Naturally, this means both live and chilled products. The numbers are impressive in themselves, and the leading fishing countries are not only constantly increasing their aquaculture production, but are also competing to be competitive. 

Indeed, it is a very powerful, dynamically developing sector of the world economy, which, based on world estimates, provides more than a third of fish and seafood consumption. And by 2010, according to the forecasts that exist, it will provide 50% of the main fish production ... According to experts, by 2010 the annual volume of aquaculture production can be increased to 240 thousand tons, which is twice as much as last year ... in all, we believe it is right - to include aquaculture in the priority national project "Development of the agro-industrial complex" ... And the level of fish consumption - we understand this very well - is a sign of the quality of life of people. The more fish people eat, the higher the standard of living, the higher the level of income, and the naturally better health. ”

In the next year, 2007, following the results of a visiting meeting of the Presidium of the State Council of the Russian Federation, held in Astrakhan on August 31, President of the Russian Federation Vladimir Putin instructed the Government of the Russian Federation to develop and submit to the State Duma a draft federal law on aquaculture.

Years passed ...

From the minutes of 04.03.2010 No. 3 of the meeting of the commission of the Ministry of Agriculture of Russia on legislative activity and the development of other normative legal acts "On the progress of the preparation of the draft federal law" On aquaculture ": we decided to speed up the coordination with the interested federal executive authorities.

Finally, at the end of 2010, the government of the Russian Federation submitted to the State Duma a draft law on aquaculture.

The next year it was adopted in the first reading, and in the comments it was reported "On the Concept of the Draft Federal Law" On Aquaculture ":" A number of issues in the field of commodity fish farming are regulated by the decree of the Government of the Russian Federation from 31 October 1999 No. 1201 "On the development of commercial fish farming and fisheries in inland waters of the Russian Federation ", a collection of normative and technological documentation for commercial fish farming (in two volumes) approved by the order of the Ministry of Fisheries of the USSR from 24 April 1985 No. XNU MX and other obsolete regulatory documents.

A year later, the head of the government, Dmitry Medvedev, expressed bewilderment at the long terms of discussion of this law. "I do not understand why he is not accepted. I worked for the first time in the government - even then we discussed it, and so far this law has not been adopted. I do not know what pitfalls, and what problems exist, but it seems to me that we need to put a point ".
"It feels like this law is superfluous. I do not know what is the reason, I want to see this today. In any case, I have already been instructed by the Ministry of Agriculture to take control of the necessary amendments to the bill so that to enter the adoption of this very important bill in the autumn of this year, "the head of government said..

The Federal Law "On Aquaculture" was signed by the President of the Russian Federation in July of the year 2013. However, the point in the regulatory legal regulation of this business was not set. A task on the increase in comparison with 1998 year, the volume of growing and catching fish in inland waters in 2000 year on 100 thousand tons, in 2005 year on 250 thousand tons and on bringing from 2006 this year to 600 thousand tons per year"And has not been solved. Moreover, by the time of 2012, the volumes of fish grown had been dramatically reduced to 140 thousand tons. This is about the same as in the Japanese Hokkaido in a year produce a scallop. In addition, about two dozen legal acts have been issued to make the law on aquaculture work in practice.

It was then that I began to doubt that our generation would be able to take advantage of the fruits of this grueling work.

In 1999, I was a young forty-year-old man, and now I'm already in 60 and my grandchildren are growing up. They are very fond of fish and make their own contribution to increasing its consumption, which makes me and my parents very happy.

My grandchildren do not understand anything either in aquaculture or in lawmaking, but they can already visually assess on the globe the territorial advantages of our country. How can they explain that we can not take advantage of these advantages?

Another year passed.

In autumn 2014-th was a statement. "Despite the numerous statements by politicians and officials that the adopted law" On Aquaculture "is an important basis in the development of the aquaculture industry in our country, the absolute majority of entrepreneurs who took part in the profile discussions organized by Rosrybolovstvo at the agricultural exhibition" Golden Autumn " , that this Federal Law does not work. "

Over the past four years, such a number of meetings have been held on aquaculture, so many decisions have been made, so many documents have been signed, which is embarrassing to list. However, the great fishing power, as it grew at the end of the last century 150 thousand tons of fish, and grows 150 thousand tons of fish. And could, as I said, only in Primorye, Sakhalin, the Kuriles, the Khabarovsk Territory and in Kamchatka create up to one million jobs in mariculture farms ...

In the same 2014 year, experts estimated the total area of ​​potential mariculture plantations only in Primorye in 3,8 thousand square meters. km. They can produce more than 600 thousand tons of hydrobionts per year. The most productive area is the Northern Primorye, where the total yield can be almost 350 thousand tons per year.

In general, the potential for the development of the mariculture of the Far East (industrial breeding of marine fish, aquatic plants and aquatic plants) is about 3,5 million tons in coastal zones on an area of ​​more than 0,4 million square meters. km. "To create biotech parks on the basis of public-private partnership, there are natural and climatic conditions, the concentration of scientific and educational institutions, as well as an open perspective for competitive products in the markets of the countries of the Asia-Pacific region", - said then the former head of Rosrybolovstva Andrei Krainy. He presented the program of special territories for outstripping economic development in the field of fisheries and mariculture in the Far East to the plenipotentiary of the president in the Far Eastern Federal District, Yuri Trutnev.

Four more years passed ...
October 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Аквакультура на марше

Александр Савельев о нормативно-правовом регулировании аква- и марикультуры

Аквакультура на марше
Фото: fishretail.ru

Александр Савельев

руководитель Информационного агентства по рыболовству
14 марта состоится III Всероссийский конгресс «Правовое регулирование аквакультуры в России 2018». Одна из ключнвых тем: «Новации законодательства в нормативно-правовом регулировании рыбоводства в 2018-2019гг». Об этих новациях регулярно докладывает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза России Евгений Кац. А в день оглашения Владимиром Путиным послания Федеральному собранию 2018 EastRussia опубликовало заявление АМКОР – Ассоциации марикультурных организаций Приморского края «Минвостокразвития помогает развитию аквакультуры, но другие ведомства тормозят».

Я слушал слова президента о новом гиперскоростном оружии страны, и складывалось впечатление, что темпы развития аквакультуры у нас выпали из времени и пространства в сюрреалистическую плоскость аллюзий и парадоксов.

Ежегодно мировая аква- и марикультура прирастает на 4 миллиона тонн высококачественного белка. Только в Китае, где, кстати, нет никакго закона об аквакутуре, производят более 50 миллионов тонн рыбы. В России, крупнейшем государстве мира - лишь 150 тысяч тонн в год. А могли бы только в Приморье, на Сахалине, Курилах, Хабаровском крае и на Камчатке создать до одного миллиона рабочих мест в марикультурных хозяйствах…

Нормативно-правовое регулирование аквакультуры начали формировать в конце прошлого века. Российская Федерация в 1990 году выращивала и реализовывала столько же примерно товарной рыбы, сколько и сейчас – около 200 тысяч тонн.

Затем вышло постановление правительства России от 31 октября 1999 года N1201 «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации», подписанное председателем правительства Владимиром Путиным: «Принять предложение … об увеличении по сравнению с 1998 годом объема выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах в 2000 году на 100 тыс. тонн, в 2005 году на 250 тыс. тонн и о доведении начиная с 2006 года этого объема до 600 тыс. тонн в год». Следом - приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия России от 29 ноября 1999 г. N 808 "О мерах по выполнению постановления правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года №1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоёмах Российской Федерации".

Как только ни стимулировали развитие аквакультуры! И кредитами, и средствами на приобретение маломерных рыбопромысловых судов, рыбоводного оборудования, и ассигнованиями на государственную поддержку организаций рыбохозяйственного комплекса, занимающихся рыборазведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах, и средствами из целевого бюджетного Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, и средствами федерального лизингового фонда, и проектами Федеральных программ типа «Аквакультура России в период до 2005 г.», предусмотревая в них ускоренное развитие товарного осетроводства». Уйму документов выпустили на эту тему.

Ничего не помогло.

Принялись разрабатывать закон «Об аквакультуре».

Пятнадцать лет назад состоялось обсуждение и доработка предложений специалистами предприятий и экспертами рыбной промышленности Дальнего Востока Федерального закона «Об аквакультуре»: «В 2003 г. была разработана «Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г.», одобренная распоряжением правительства Российской Федерации, которая определила, что важнейшей составляющей рыбохозяйственного сектора экономики любого развитого государства является аквакультура и интенсивное развитие этого направления – одна из главных задач».

В 2005 году был подготовлен проект Федерального закона «Об аквакультуре». Тогда же был разработан и проект Федерального закона «О марикультуре».

На следующий год на совещании «О развитии аквакультуры в Российской Федерации», которое прошло 25 сентября в Астрахани, Дмитрий Медведев заявил: «Сразу хотел бы подчеркнуть, что на федеральном и на региональном уровне до настоящего времени этой отрасли не уделялось достаточного внимания, во всяком случае того внимания, которое сегодня эта отрасль заслуживает. Между тем в мировом рыбном хозяйстве аквакультура считается одним из ключевых факторов насыщения внутреннего продовольственного рынка. Это сегодня самый динамично развивающийся рынок, самая динамично развивающаяся отрасль. Достаточно сказать, что за последние 15 лет объем аквакультуры, прироста продукции в отрасли составил порядка 45 млн. тонн. Это, естественно, имеется в виду и живая, и охлажденная продукция. Цифры сами по себе впечатляющие, и ведущие рыболовные страны не только постоянно увеличивают объемы продукции аквакультуры, но и борются за ее конкурентоспособность. 

Действительно, это очень мощный, динамично развивающийся сектор мировой экономики, который обеспечивает, исходя из мировых подсчетов, более трети потребления рыбы и морепродуктов. А к 2010 году, по тем прогнозам, которые существуют, он будет давать 50% основной рыбной продукции… По мнению экспертов, к 2010 году ежегодный объем продукции аквакультуры можно увеличить до 240 тыс. тонн, что в два раза превышает показатели прошлого года… Прежде всего, мы полагаем, правильно — включить аквакультуру в приоритетный национальный проект «Развитие АПК»… А уровень потребления рыбы — это мы с вами хорошо понимаем — это признак качества жизни людей. Чем больше люди рыбы едят — тем выше уровень жизни, тем выше уровень доходов и тем, естественно, лучше и здоровье».

В следующем, 2007-м году по итогам выездного заседания президиума Госсовета Российской Федерации, состоявшемся в Астрахани 31 августа, Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона об аквакультуре.
Читайте также:

Шли годы…

Из протокола от 04.03.2010 № 3 заседания комиссии Минсельхоза России по законопроектной деятельности и разработке иных нормативных правовых актов «О ходе подготовки проекта федерального закона «Об аквакультуре»: решили ускорить согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Наконец, в конце 2010 года правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную думу проект закона «Об аквакультуре».

На следующий год он был принят в первом чтении, а в комментариях сообщалось «О концепции проекта Федерального закона «Об аквакультуре»: «Ряд вопросов в области товарного рыбоводства регламентируется постановлением правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 г. № 1201 «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации», сборником нормативно-технологической документации по товарному рыбоводству (в двух томах), утвержденным приказом Минрыбхоза СССР от 24 апреля 1985 г. №241 и другими устаревшими нормативными документами.

Ещё через год глава правительства Дмитрий Медведев выразил недоумение длительными сроками обсуждения данного закона. «Я вообще не понимаю, почему он не принят. Я еще в первый раз в правительстве работал — уже тогда мы его обсуждали, и до сих пор этот закон не принят. Я не знаю, какие подводные камни, и какие проблемы существуют, но мне кажется, что нужно точку ставить».
«Такое ощущение, будто этот закон лишний. Я не знаю, в чем причина, хочу, чтобы сегодня мы в этом разобрались. В любом случае, мною уже было дано поручение Минсельхозу взять на контроль внесение необходимых поправок в законопроект с тем, чтобы выйти на принятие этого очень важного законопроекта осенью текущего года», — сказал глава правительства.

Федеральный закон «Об аквакультуре» президент Российской Федерации подписал в июле 2013-го года. Однако точка в нормативно-правовом регулировании этого бизнеса не была поставлена. Задача об увеличении по сравнению с 1998 годом объема выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах в 2000 году на 100 тыс. тонн, в 2005 году на 250 тыс. тонн и о доведении начиная с 2006 года этого объема до 600 тыс. тонн в год» так и не была решена. Более того, к 2012-му году объёмы выращенной рыбы катастрофически сократились до 140 тысяч тонн. Это примерно столько же, сколько на японском Хоккайдо в год производят гребешка. В дополнение выпустили около двух десятков правовых актов, чтобы закон об аквакультуре заработал на практике.

Именно тогда я начал сомневаться, что наше поколение сможет воспользоваться плодами этой изнурительной работы.

В 1999 году я был молодым сорокалетним мужчиной, а нынче мне уже за 60 и у меня подрастают внуки. Они очень любят рыбу и вносят свой посильный вклад в увеличение её потребления, чем очень радуют и меня, и родителей.

Мои внуки ничего не понимают ни в аквакультуре, ни в законотворчестве, но они уже могут визуально оценить на глобусе территориальные преимущества нашей страны. Как им объяснить, что мы не можем воспользоваться этими преимуществами?

Минул ещё год.

Осенью 2014-го прозвучало заявление. “Несмотря на многочисленные заявления политиков и чиновников о том, что принятый закон «Об аквакультуре» является важной основой в развитии отрасли аквакультуры в нашей стране, абсолютное большинство предпринимателей, принявших участие в организованных Росрыболовством профильных дискуссиях на площадке агропромышленной выставки «Золотая осень» констатировали факт, что данный Федеральный закон не работает».

За последние четыре года на тему аквакультуры состоялось такое количество совещаний, вынесено такое количество решений, подписано такое количество документов, что стыдно перечислять. Однако, великая рыболовная держава, как выращивала в конце прошлого века 150 тысяч тонн рыбы, так и выращивает 150 тысяч тонн рыбы. А могли бы, как я уже сказал, только в Приморье, на Сахалине, Курилах, Хабаровском крае и на Камчатке создать до одного миллиона рабочих мест в марикульутрных хозяйствах…

В том же 2014 году эксперты оценивали общую площадь потенциальных плантаций марикультуры только в Приморье в 3,8 тыс. кв. км. На них может производиться более 600 тыс. тонн гидробионтов в год. Наиболее продуктивным районом считается Северное Приморье, где общая урожайность может составить почти 350 тыс. тонн в год.

В целом же потенциал развития марикультуры Дальнего Востока (промышленное разведение морских рыб, гидробионтов и водных растений) составляет порядка 3,5 млн тонн в прибрежных зонах на площади более 0,4 млн кв. км. «Для создания биотехнопарков на основе государственно-частного партнерства существует природные и климатические условия, концентрация научных и образовательных учреждений, а также открытая перспектива для конкурентных продуктов на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — заявил тогда бывший глава Росрыболовства Андрей Крайний. Он представил вице-премьеру – полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу программу специальных территорий опережающего экономического развития в области рыбного хозяйства и марикультуры на Дальнем Востоке.

Минуло ещё четыре года…
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике