Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Будем расставаться с теми, кто не сможет решить поставленные задачи

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в интервью EastRussia рассказал об изменения в региональном правительстве

Сахалинская область уже год живет с новым губернатором, который практически сразу взялся за изменения жизни в островном регионе. С 2020 года областное правительство заработает по-новому — его разделят на два блока, а для чиновников введут KPI. Им придется решать социальные, экономические и другие проблемы региона. О том, как это делается сейчас, и последуют ли кадровые перестановки из-за грядущих изменений, в интервью EastRussia рассказал глава региона Валерий Лимаренко.

Будем расставаться с теми, кто не сможет решить поставленные задачи

– Валерий Игоревич, близится конец года. Назовите главные достижения вашей работы на посту губернатора. 

– Год — небольшой срок для решения каких-то глобальных задач, но в то же время мы смогли достаточно многое сделать для того, чтобы снизить актуальность первоочередных проблем и заложить базу для дальнейшего развития. 

Самая серьезная ситуация была в здравоохранении. Я лично посетил все больницы области, многие поликлиники, пообщался с людьми и понял, что нужно кардинальным образом менять подход в организации медицинской помощи. И за год нам удалось добиться перелома в решении вопроса доступности медицинских услуг. Появились первые поликлиники без очередей, и мы стремимся к тому, чтобы все вскоре стали такими. Это значит, что попасть к терапевту пациент сможет за два дня, пройти обследование и прием у врача узкой специальности — в течение недели.

Мы привлекли 200 врачей со всей России. И если на начало года кадровый дефицит был 20%, то сейчас уже 10%. В следующем году полностью решим эту проблему. В районах, где не хватает врачей, организовано дежурство специалистов вахтовым методом. Отмечу, что мы стали активно применять передвижные медицинские комплексы, которые работают в отдаленных районах области, на предприятиях. Благодаря этому за год было осмотрено более 52 тыс. человек. 

Серьезное внимание уделяем диспансеризации, ведь вовремя выявленная болезнь — важнейшее условие успешного лечения. Так вот с начала года впервые в истории региона профилактический осмотр пройдут 100% от плана, то есть 220 тыс. человек. Это на 30% больше 2018 года. Мы сделали бесплатным обследование на высокотехнологичном оборудовании, что особенно важно для борьбы с онкологией. Развиваем телемедицину — жители области стали получать консультации врачей ведущих клиник России.  

Принимаем беспрецедентные меры по оснащению медицинских учреждений современным оборудованием — финансирование по этому направлению выросло в два раза. За счет этого в 2019 году было поставлено 645 единиц на 1,5 млрд рублей. И сегодня Сахалинская область — одна из самых передовых в России по медицинскому оснащению и сопоставима с ведущими зарубежными странами. Для того чтобы понимать куда двигаться дальше в развитии здравоохранения, какие вопросы еще решать, необходима обратная связь. И она у нас появилась. Мы запустили в работу горячую телефонную линию «1-300», в поликлиниках работают так называемые окна доверия. Кроме того, нам очень помогают серебряные волонтеры — люди старшего поколения стали важным связующим звеном между врачами и пациентами.

Еще одно важное направление — это решение вопросов транспортной доступности островов. Одним из главных итогов года здесь стало возвращение в регион «Аэрофлота». По этому вопросу я достаточно долго вел переговоры с руководством страны и авиакомпании. И с 27 октября «Аэрофлот» возобновил полеты между Южно-Сахалинском и Москвой.  Кроме того, мы добились того, чтобы авиакомпания «Россия» поставила на это направление самолеты большей вместимости. За счет этого в летний период пассажиропоток по сравнению с 2018 годом увеличился на 20%. 

Особо хочу отметить, что по маршруту Южно-Сахалинск — Москва удалось сохранить «плоские» тарифы. Для нас принципиально важно, чтобы у жителей области была возможность без проблем приобретать билеты на это направление. Мы также ввели «единые» тарифы на внутриобластных авиамаршрутах, увеличили частоту полетов. Открыли новые субсидируемые региональные рейсы: в Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский. Впервые в истории появилось регулярное вертолетное сообщение между Курильскими островами Итуруп, Кунашир и Шикотан.

Важное решение было принято в сфере ликвидации аварийного жилья. На заседании Госсовета во Владивостоке я доложил президенту о том, что в Охинском районе до сих пор не расселены дома, пострадавшие от землетрясения в 1995 году. Люди вынуждены жить в небезопасных для себя условиях. Владимир Путин дал поручение подготовить специальную программу по расселению этого жилья. Мы это сделали и направили в министерство строительства РФ. Программой предусмотрено до конца 2024 года расселить порядка 162 тыс. кв. метров поврежденных жилых площадей, где проживает более семи тыс. человек.

Хочу отметить, что с этого года в целом в регионе стали расти темпы строительства жилья. Если в прошлом году возвели около 265 тыс. кв. метров, то к концу этого года должны перешагнуть планку в 300 тыс. Задача на 2020 год — 430 тыс. «квадратов», а далее будем сдавать по 500 тыс. ежегодно.

Особенно важной считаю работу по повышению благосостояния жителей Сахалинской области. Здесь в первую очередь хочу отметить тот факт, что мы вывели пенсионеров из-за черты бедности — установили ежемесячную доплату к пенсии до величины стандарта минимального дохода неработающего пенсионера до 15 тыс. рублей. Кроме того, добавили ежемесячную доплату к пенсии в размере одной тыс. рублей всем сахалинским пенсионерам — это свыше 165 тыс. человек. Цифра скромная, но все равно это шаг вперед. 

Мы создали эффективную систему социальной поддержки, которая постоянно совершенствуется. На сегодняшний день предоставляем более 200 различных льгот. Если говорить о новациях, то в этом году мы ввели «Социальную карту сахалинца». Ее получают пенсионеры в возрасте от 65 лет и старше. Эта карта дает возможность бесплатно посещать киносеансы, спектакли, другие культурно-массовые и спортивные мероприятия. 

Кроме того, у нас развивается система социального контракта. Мы помогаем людям с низкими доходами справиться с финансовыми проблемами, выполняя условия программы социальной адаптации. Сумма выплат по контракту составляет от пяти до 20 тыс. рублей в месяц. Альтернатива — единовременная выплата до 240 тыс. рублей. В большинстве случаев на эти средства жители области открывают свое дело или обзаводятся подсобным хозяйством. Так вот, за год нам удалось увеличить количество заключенных социальных контрактов в 2,5 раза. А если говорить в целом, то благодаря этим и другим мерамподдержки нам удалось вдвое уменьшить количество жителей области, находящихся за чертой бедности. Безусловно, эту работу будем продолжать. 

Думаю, стоит отметить еще одно важное направление — это улучшение коммуникации между властью и жителями региона. Мы стали более активно сотрудничать по решению многих вопросов.  Этому помогают новые каналы взаимодействия. Сегодня любой житель области может рассказать о волнующей его проблеме в социальных сетях и получить полноценную обратную связь. Все сообщения обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти и местного самоуправления. Эту форму общения уже оценили сахалинцы и курильчане, они активно пользуются этим ресурсам. 

 – Вы проводите большие изменения в структуре правительства. Почему вы решили ввести KPI для чиновников? Последуют ли за этим кадровые перестановки? 

– Введение KPI, или ключевых показателей эффективности — это очень важный шаг по усовершенствованию работы регионального правительства. Мы поднимаем требования к работе островных чиновников. Это необходимо для того, чтобы вывести жизнь в Сахалинской области на принципиально новый уровень и повысить доверие к власти.

Люди должны жить в комфортном жилье, ездить по асфальтовым дорогам, получать качественные медицинские и образовательные услуги. Нужно создавать комфортную городскую среду, благоприятную экологическую обстановку, привлекательные условия для инвесторов. Все это учитывают новые показатели эффективности. Мы утвердили их и не будем менять, чтобы войти в чье-либо положение. Нам не нужны управленцы, которые не справляются со своей работой.Отвечать за выполнение своих задач руководители будут рублем. То есть уровень дохода чиновников в 2020 году будет зависеть от того, насколько успешно они справляются с возросшими требованиями.

Оценивать их работу мы будем ежеквартально. Это позволит держать все показатели на контроле. А с теми, кто не сможет решить поставленные задачи, будем расставаться.

– Недавно с полпредом Юрием Трутневым вы обсудили проект строительства центра нефтегазового сервиса на Сахалине. Расскажите о нем подробнее.



– Проект по созданию Сахалинского нефтегазового индустриального парка — это инициатива компании «Сахалин Энерджи», которую поддержало правительство Сахалинской области. Паркразместится на четырех земельных участках общей площадью порядка 70 гектаров в северо-восточной части Южно-Сахалинска. 

На базе индустриального парка планируется сформировать центр технических компетенций для предприятий нефтегазового сектора. Это площадка, на которой будут сосредоточены производственные и сервисные компании, обеспечивающие эффективное и бесперебойное функционирование операторов нефтегазовых проектов. Ожидается, что здесь будет работать 1 600 человек. По предварительным данным, объем инвестиций составит порядка 15 млрд рублей.  

Реализация проекта позволит компаниям сократить риски и издержки на техобслуживание и ремонт оборудования, устранить зависимость от поставок иностранных комплектующих, позволит добиться снижения транспортных расходов предприятий отрасли, оптимизировать затраты и увеличить поступления в региональный бюджет — за десять лет вклад в бюджетную систему составит порядка 594,15 млн рублей.

Таким образом, проект станет началом нового этапа промышленного развития Сахалинской области, точкой роста, позволяющей максимально реализовать экономический, промышленный и кадровый потенциал территории.

– Также недавно вы заявили, что цены на бензин в Сахалинской области очень высокие, в «Роснефти» с этим не согласились. Удалось провести какие-то переговоры с нефтяниками, решить как-то этот вопрос? 

– Пока нам не удалось договориться с «Роснефтью» о снижении цен на топливо, но это не значит, что проблема нерешаема. Мы намерены усилить конкуренцию на топливном рынке. Добиться нормальных цен можно за счет перевода автотранспорта на газомоторное топливо. Оно примерно в два-три раза дешевле бензина, дизельного топлива, электричества. Будем строить сеть газозаправочных станций по всему Сахалину, совместно с дилерами разрабатывать и предлагать льготные условия для покупателей газовой техники. Увеличивать меры поддержки для стимулирования перевода автотехники на газ: кредиты, скидки, иные преференции.

Кстати, уже сегодня мы компенсируем жителям области 70% затрат на переоборудование своих автомобилей, льготным категориям граждан — до 100%. Планируем, что уже в следующем году все, кто пожелает перейти на газ, смогут получить 100% компенсацию.  

– Опять о ценах. Вы предложили Минтрансу увеличить срок действия приказа о субсидированных авиаперевозках как минимум на три-пять лет. Как это поможет сделать авиабилеты более доступными?

– Да, мы действительно предложили Минтрансу продлить срок действия договоров о субсидировании региональных авиаперевозок в рамках постановления правительства РФ №1242. Эта мера необходима авиакомпаниям для разработки долгосрочных и среднесрочных программ развития. В настоящее время при заключении контрактов на один год авиакомпании не могут приступать к решению вопросов по расширению парка воздушных судов и подготовки летного состава. 

Имея утвержденную программу полетов на три-пять лет, авиакомпании смогут спланировать свою деятельность, и как следствие начать собственное развитие, в том числе путем расширения маршрутной сети в рамках постановления №1242. А насчет стоимости авиабилетов, то при включении в перечень субсидируемых маршрутов стоимость тарифа для пассажира предусмотрена самим постановлением. Так, например, для маршрута Южно-Сахалинск — Комсомольск-на-Амуре тариф для пассажира составляет порядка 4,5 тыс. рублей в одну сторону.

– Минобороны начало передавать региону земли на Сахалине. Решено, где и что построят на этих участках?

– На сегодняшний день нам уже передано шесть земельных участков общей площадью порядка 245 гектаров. В скором времени мы получим еще 13 участков на 4,5 тыс. гектаров. Планы на эти земли большие. На них будут построены жилые дома, детские сады, школы, спортивные объекты и общественно-деловые здания. Например, на участке, расположенном в центральной части Южно-Сахалинска, за счет средств инвестора будет построен комплекс объектов социально-спортивной инфраструктуры. На другом появится рекреационная зона для жителей крупного жилого микрорайона. В южной части областного центра в планировочном районе Хомутово намерены возвести школу на 550 мест. В Корсаковском городском округе, где на бывших землях Минобороны располагается аэродром Пушистый, будем строить военно-патриотический парк «Патриот». 

В целом передача военных земель позволит ускорить процесс переселения людей из ветхого и аварийного жилья, решить вопросы ликвидации второй смены в школах, обеспечить людей необходимой социальной инфраструктурой, сделать наши города более комфортными и привлекательными для жизни. 

– Самый глобальный проект для Сахалина — строительство моста, который свяжет остров с материком. Как вы считаете, нужен ли мост региону, и если да, то в какой перспективе  и при каких условиях?

– Безусловно, нужен, и мы рассчитываем на положительное решение по этому вопросу. Ведь по сути, от этого зависят дальнейшие перспективы развития Сахалинской области. Наши незамерзающие порты — Корсаковский, Невельский, Поронайский — сразу будут иметь другое значение. И сразу появится желание сделать мост в Японию или тоннель. Технологии развиваются, и это все становится вполне возможным. И тогда у Японии возникает реальная возможность поставлять грузы по железной дороге буквально из Японии в Европу по БАМу. В этом случае вдоль железной дороги можно выстраивать различные производства, связанные с переработкой газа, нефти, другого сырья. Это важная стратегическая задача. Российские железные дороги уже ведут предпроектные работы. Они попадают в планы социально-экономического развития РЖД и нашего региона. Считаем, что предельный срок строительства — 2035 год, оптимисты говорят о 2030-ом. 

– Иностранные компании интересуют проектами на Сахалине, в основном это касается добычи полезных ископаемых. А есть ли несырьевые проекты, к которым можно привлечь иностранных инвесторов?

– Да, у нас сформирован перечень стратегических проектов, которые могут быть привлекательны для иностранных инвесторов, и мы обсуждаем их с потенциальными зарубежными партнерами. Например, создание медицинского кластера, включая сотрудничество в области фармацевтики и производство медицинских препаратов, в том числе БАДов на основе ламинарии. Мы приглашаем инвесторов принять участие в проектах по созданию крупного транзитного транспортного узла с развитием сахалинских портов, глубокой переработке леса, производстве строительных материалов.  Все это очень перспективные направления, поэтому рассчитываем на интерес со стороны иностранных компаний. 

– Как идет реализация нацпроектов в этом году? Какие проекты идут лучше, а какие проблемно, и почему?

– Сахалинская область принимает участие в реализации 48 федеральных проектов. По итогам девяти месяцев 2019 года по ряду региональных проектов мы превысили запланированные показатели, а в некоторых случаях достигли годовых значений уже к октябрю. Мы добились этого по направлениям «Жилье и городская среда», «Образование», «Культура», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Основные сложности выявляются при реализации региональных проектов в здравоохранении. Это связано пока еще с нехваткой в области высококвалифицированных специалистов, со слабой диагностикой и выявляемостью заболеваний. Но как я уже говорил, мы принимаем беспрецедентные меры, чтобы изменить ситуацию с доступностью и качеством медицинской помощи. Привлекаем в регион врачей, организуем телеконсультации, проводим сплошную диспансеризацию и многое другое. Уверен, что эта масштабная работа принесет положительные результаты.