Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
The cards of Gazprom and Rosneft disclosed to the president - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The cards of Gazprom and Rosneft disclosed to the president

What was presented to Vladimir Putin at the rehearsal meeting of the WEF

The meeting of President Vladimir Putin at the Nizhne-Bureyskaya HPP, dedicated to the projects of the Far East, looked like a rehearsal for the third Eastern Economic Forum: the head of state outlined the priorities of state policy, officials and representatives of state companies reported on the largest projects. EastRussia tried to catch what was said to Vladimir Putin, and what - did not say.

The cards of Gazprom and Rosneft disclosed to the president
Photo by: kremlin.ru
WHAT HAVE THE GOOD SAY VLADIMIR PUTIN
Meeting with federal officials and heads of state corporations, Vladimir Putin began with the confirmation of investment figures. He mentioned also 85 enterprises at 115 billion rubles and 5,5 thousand new jobs, which should be introduced in the Far East by the end of this year. And those notorious "2,2-2,3 trillion, and together with the companies" Gazprom "and SIBUR - more than three, it turns out, trillions", which should receive the macroregion in the long term. Focusing, of course, on the largest infrastructure projects, which will be implemented at the expense of state corporations. And the state here is ready to help with financing, the president confirmed.

The most important message of Vladimir Putin about the sources of such financing was a reminder. "Here's another. We planned all these plans for the development of the Far East, it was assumed, not only was it supposed, but proceeded from the fact that ministries and departments, when planning their events, would take into account the plans for the development of the Far East, and we did not agree that ministries and departments would demand any kind of " Then additional resources. Apparently, this is not very successful for our colleagues. I want to draw your closest attention to this, the most intimate. I understand that somewhere, it may be more convenient, more comfortable spending money, but we agreed that there are priorities that the state is building, and these priorities indicate where it is necessary to do it, "the president said, and then gave the floor Their subordinates.

Energy Minister Alexander Novak has laid out a whole fan of promising projects before Vladimir Putin.

First, the Eastern petrochemical complex, the first two phases of which should be introduced to 2022: refinery capacity of up to 12 million tons of oil and petrochemical capacity at 3,4 million tons of raw materials per year. "The volume of investments will be in two lines of 796 billion rubles. Today, technical conditions have been obtained for all external infrastructure facilities, funding sources and mechanisms are being worked out with all companies: with Russian Railways, with FGC, with Transneft. There are proposals, and in principle here we do not see any special problems, "the minister assured.

Secondly, "to increase supplies of petroleum products to the domestic market and export to China, the issue of construction of an Amur refinery with an annual capacity of 6 million tons is also under consideration," the minister said. "This project involves the participation of foreign investors," he noted in one sentence, but did not go into details.

Thirdly, the main gas pipeline "Power of Siberia", according to which Gazprom should supply 38 billion cubic meters of gas per year to China. "As of today, welding works on the main gas pipeline" Power of Siberia "have been carried out in the volume of 1150 kilometers - this is just over half already. The beginning of gas supplies, as Alexei Borisovich Miller reported to you today, - 20 December 2019, "Alexander Novak cheerfully reported.

Fourthly, the Amur gas processing plant in the Free region, which was launched by 3 August, the president, and the associated complex of gas chemistry SIBUR. "Gazprom plans to launch the first line of the plant in 2021, the second - in 2024 year. The volume of investments is 1344 billion rubles. "SIBUR Holding" estimates the amount of investments in 500 billion rubles. Commissioning is expected in 2024 year, "the minister said.

Fifth, the third stage of the plant for liquefying gas on Sakhalin. "It is planned to make a final investment decision before the end of the first quarter of 2019. The target date for commissioning the third stage is 2023-2024 years. The operator of the Sakhalin Energy project is currently negotiating the purchase of gas with potential suppliers, this is the operator of the Sakhalin-1 project, and also with Gazprom under the Sakhalin-3 project, "Alexander Novak said.

Sixth, the coal projects: the project of the Elga coal mining complex Mechel in Yakutia with the capacity of 27 million tons per year, the construction of the Inaglinsky coal complex in South Yakutia with the capacity of up to 10 million tons, the Urgalsky coal deposit in the Khabarovsk Territory with the capacity of 10 million tons, the Amaam coal deposit In the Chukotka Autonomous Okrug, projects on Sakhalin and in the Magadan Region.

Seventh, the Minister mentioned the construction of four RusHydro facilities with a capacity of more than 500 megawatts. "The second phase of Blagoveshchenskaya CHPP has already been put into operation, in 2016 year. This year, the first phase of the Yakutsk SDPP-2 with an output of 193 megawatt is expected to be put into operation, and the first stage of the Sakhalin SRPS-2 and CHPP in the city of Sovetskaya Gavan will be put into operation at 2018-2019, "he recalled.


WHAT VLADIMIR PUTIN SAID BAD
Igor Sechin reported to the head of state that according to the VNKhK project in Primorye, "positive conclusions were obtained from environmental, and most importantly, state expertise on the production complex and infrastructure facilities of the project." Under the project, created a TOP, allocated land, expanded the territory of the nearby port of Nakhodka. But the VNKh project has a number of unresolved issues. For example, foreign investors did not enter the project, although the Chinese, and even Americans, showed interest in it, Igor Sechin specified. But this is not the main thing, he said.

"There is no confirmation of the full provision of funding for the external infrastructure of the VNKhK through the appropriations of the federal budget. The company fulfilled all its obligations in accordance with the "road map", and sent all the necessary justifications for the legislation. We are in dialogue with Minvostokrazvitiya. We believe that for some items of expenditure we can find a compromise solution, say, for including a petrochemical sea terminal in the project, but, of course, subject to the provision of project financing on long-term conditions, "Igor Sechin said.

"The key problem" he called providing the complex with natural gas in the amount of 2,3 billion cubic meters. "There is no confirmation on the part of Gazprom of the necessary volume and readiness to ensure the increase in the throughput capacity of the main gas pipelines by the required date, this is the second quarter of 2020. In connection with the lack of necessary decisions, there is a risk of failure of planned terms of project implementation and deterioration of its economic performance, "said a representative of Rosneft.

"Gazprom," he said, suggested that the state company find gas resources from its projects (Rosneft fully supplies VNKhK with crude oil through supplies from the ESPO and from Sakhalin), but the company does not have free gas on Sakhalin. "Even if we refuse this, we will reorient these volumes to the VNKhK, although it seems unlikely to us, we will have to disconnect from the power generation facilities that are currently provided by these gas volumes, but even with the existing production capacities for gas, we will not have enough To provide VNHK, "Igor Sechin complained.



The head of Gazprom, Alexei Miller, sitting at the same table about VNKh's project did not say a word, preferring to report on the project of its monopoly - the Amur Gas Processing Plant. "The construction of temporary buildings and facilities for the plant builders is being completed, and in the current period of time we are also at the final stage of the construction of the transport infrastructure: roads and railways are not in common use," Miller reported. With RZhD, he said, there are no issues on cooperation, but when building river logistics it would be nice to get state aid.

"Until the end of the year, a berth on the Zeya river will be put into operation, the delivery of large-sized heavy cargo will begin in the navigation of 2018 year.In order to carry out the delivery of these cargoes, it is necessary to carry out dredging works on the Zeya river, while the depth of the navigable course must be at least 1,1 meter Vladimir Vladimirovich, please instruct the Ministry of Transport of the Russian Federation to provide appropriate financing and ensure dredging for the entire project implementation period, for the whole The period of construction of the plant, "- he asked. At the same time, there is an alternative option: to provide discharge from the Zeya reservoir during the approach of cargo, which will help maintain depth. But even for this, the Ministry of Natural Resources has to issue an instruction to amend the rules for the use of the water resources of the Zeya Reservoir.

Not everything is good for the project both in terms of interaction and with customs, continued Alexey Miller. It turns out that at one time NIPIgazpererabotka (the Gazprom structure) achieved the adoption of unified codes for the commodity nomenclature of foreign economic activity for the supply of equipment to the GPP, but could not get a zero customs duty. This right was then received by another "daughter", "Gazprom processing Blagoveshchensk", who became a resident of the TOP, but now needs to adjust the decision of the Ministry of Finance and the FCS. Mr. Miller also asked the Ministry of Labor and the Ministry of Internal Affairs to "promptly consider and take decisions on quotas for foreign labor for the project for the entire construction period." The closest agreement on the attraction of foreign workers should occur 12 August.


WHY VLADIMIR PUTIN DO NOT SAY
VNKhK has problems not only with Gazprom on loading the enterprise with gas, but also with the sea terminal. According to the FEI, at the first stage, it is planned to build an oil refinery for 658,7 billion rubles in the structure of VNKhK. And infrastructure for another 129,3 billion rubles. The terminal is attributed to the last item of the cost for 3,5 million tons per year - it will cost, as calculated in the company, 55 billion rubles. Build an object "Rosneft" offers an outside investor with a return on investment of 1,6 billion rubles. Per year for 30 years. But such a project refused to coordinate the FSUE "Rosmorport" - as "inefficient". Concerning the attraction of investments by ChemChina, which can buy up to 40% of VNKhK with a proportional participation in financing, the last agreement in this respect was concluded with Rosneft with the Chinese side in September of 2016 - with the clarification that the model needs further development.

Project Amur Refinery - also one of the controversial. Earlier this year, it became known that railroad workers were ready to transport raw materials to the plant, although investors insisted on deliveries through the pipeline. Previously, major suppliers, and primarily Transneft, refused to cooperate. The project can be saved by Grigory Berezkin's "Energoaktiv" through the Ujarsky terminal - there will be additional spare capacity when the Komsomolsk refinery of Rosneft is connected to the ESPO pipeline through a branch. At the same time, the Chinese enterprise, which is the main potential investor in the refinery, Meng Lan Sin He, bought out the Yakut oil company Tuymaada Oil and reached preliminary agreements on the supply of products from the Krasnoyarsk oil company Kharyaga and the Irkutsk oil company Dulisma. However, Kharyaga has not yet been engaged in oil production, but only owns exploration and production licenses at the Shushukskoye field with small reserves. Tuymaada-Oil owns licenses for oil exploration and production at four sites in the Olekminsky district of Yakutia with total oil resources of 130 million tons. According to the deputy director of Tuymaada-oil for oil and gas projects, Alexander Matveev, the company will not start production until 2021.

No less interesting project Amur GEA Gazprom. The raw materials that will be supplied by the "Force of Siberia" inevitably need to be recycled: in gas from the Chayandinskoye field - only about 85% of methane, the rest of 1 is ethane, propane-hexane fraction, 6,5% nitrogen and 0,6% helium. Just to bring gas, then transferred to Russian or foreign consumers, to the state of the art, Gazprom starts construction of the GPP. But even before it is put into operation, gas supplies to China start, which is beneficial for receiving crude gas - and CNPC originally wanted to buy just that gas to create its refining. And the appearance of the Amur GPP will not be profitable for the Chinese, who can influence Gazprom thanks to the concluded contract for deliveries to the PRC. Therefore, there is nothing surprising in the fact that the project of the GPP will be delayed, it will not. Nevertheless, Alexey Miller assured Vladimir Putin: the Amur Gas Processing Plant will start operating at full capacity from 1 January 2025, there are no deviations in the implementation schedule of its construction.

The third stage of the LNG plant on Sakhalin is at all jeopardized by the disagreements between Rosneft and Gazprom over the raw materials. Just as companies can not agree on gas supplies to VNKh, there is no agreement between them on gas sources for an LNG plant.

Finally, RusHydro's facilities in the Far East, as already reported recently by EastRussia, Are being built with a significant delay, which the president somehow decided not to report - or this part of the report was not public.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Карты Газпрома и Роснефти раскрыли президенту

Что представили Владимиру Путину на совещании-репетиции ВЭФ

Совещание президента Владимира Путина на Нижне-Бурейской ГЭС, посвященное проектам развития Дальнего Востока, выглядело репетицией третьего Восточного экономического форума: глава государства обозначил приоритеты госполитики, чиновники и представители госкомпаний отчитались о крупнейших проектах. EastRussia попыталось уловить, что сказали Владимиру Путину, а что — не сказали.

Карты Газпрома и Роснефти раскрыли президенту
Фото: kremlin.ru
ЧТО ХОРОШЕГО СКАЗАЛИ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ
Встречу с федеральными чиновниками и руководителями государственных корпораций Владимир Путин начал с подтверждения цифр инвестиций. Он упомянул и 85 предприятий на 115 млрд рублей и 5,5 тыс. новых рабочих мест, которые должны быть введены на Дальнем Востоке к концу текущего года. И те самые пресловутые «2,2–2,3 триллиона, а вместе с компаниями «Газпром» и СИБУР — более трех, получается, триллионов», которые должен получить макрорегион в отдаленной перспективе. Сосредоточившись, конечно, на крупнейших инфраструктурных проектах, которые будут реализовываться на средства госкорпораций. И государство здесь готово помогать с финансированием, подтвердил президент.

Важнейший посыл Владимира Путина насчет источников такого финансирования прозвучал в виде напоминания. «Вот еще что. Мы верстали все эти планы по развитию Дальнего Востока, предполагалось, не только предполагалось, исходили из того, что министерства и ведомства при планировании своих мероприятий будут учитывать планы развития Дальнего Востока, и мы не договаривались о том, что министерства и ведомства будут требовать какие-то дополнительные ресурсы. Судя по всему, это пока не очень удаётся нашим коллегам. Я хочу обратить на это ваше самое пристальное внимание, самое пристальное. Понимаю, что где-то, может быть, удобнее, комфортнее тратить деньги, но мы же договорились, что есть приоритеты, которые государство выстраивает, и эти приоритеты говорят о том, где нужнее это делать»,— сказал президент, после чего предоставил слово своим подчиненным.

Министр энергетики Александр Новак разложил перед Владимиром Путиным целый веер перспективных проектов.

Во-первых, Восточный нефтехимический комплекс, первые две очереди которого должны быть введены к 2022 году: НПЗ мощностью до 12 млн тонн нефти и нефтехимические мощности на 3,4 млн тонн сырья в год. «Объем инвестиций составит по двум очередям 796 миллиардов рублей. Сегодня получены технические условия на все объекты внешней инфраструктуры, прорабатываются источники и механизмы финансирования со всеми компаниями: с РЖД, с ФСК, с «Транснефтью». Есть предложения, и в принципе здесь мы особых проблем не видим»,— заверил министр.

Во-вторых, «для увеличения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и экспорта в Китай прорабатывается также вопрос строительства Амурского НПЗ мощностью 6 млн тонн в год», сказал министр. «В этом проекте предполагается участие иностранных инвесторов»,— отметил он одной фразой, но в детали вдаваться не стал.

В-третьих, магистральный газопровод «Сила Сибири», по которому «Газпром» должен поставлять 38 млрд кубометров газа в год в Китай. «По состоянию на сегодняшний день сварочные работы по магистральному газопроводу «Сила Сибири» выполнены в объёме 1150 километров — это чуть более половины уже. Начало поставок газа, как доложил вам сегодня Алексей Борисович Миллер,— 20 декабря 2019 года»,— бодро отчитался Александр Новак.

В-четвертых, Амурский газоперерабатывающий завод в районе Свободного, строительству которого 3 августа же дал старт президент, и связанный с ним комплекс газохимии СИБУРа. ««Газпром» планирует запустить первую линию завода в 2021 году, вторую – в 2024 году. Объем инвестиций составляет 1344 млрд рублей. «СИБУР Холдинг» оценивает объем инвестиций в 500 миллиардов рублей. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2024 году»,— сказал министр.

В-пятых, третья очередь завода по сжижению газа на Сахалине. «Планируется принятие окончательного инвестиционного решения до конца первого квартала 2019 года. Целевой срок ввода в эксплуатацию третьей очереди – 2023–2024 годы. Оператор проекта «Сахалин Энерджи» в настоящее время проводит переговоры по покупке газа с потенциальными поставщиками, это оператор проекта «Сахалин-1», также с «Газпромом» по проекту «Сахалин-3»»,— сообщил Александр Новак.

В-шестых, угольные проекты: проект Эльгинского угледобывающего комплекса «Мечела» в Якутии производительностью 27 млн тонн в год, строительство угольного комплекса Инаглинский в Южной Якутии мощностью до 10 млн тонн, Ургальское каменноугольное месторождение в Хабаровском крае мощностью 10 млн тонн, Амаамское месторождение угля в Чукотском автономном округе, проекты на Сахалине и в Магаданской области.

В-седьмых, министр упомянул о строительстве четырех объектов «РусГидро» мощностью более 500 мегаватт. «Уже введена в эксплуатацию вторая очередь Благовещенской ТЭЦ, в 2016 году. В этом году ожидается ввод в эксплуатацию первой очереди Якутской ГРЭС-2 мощностью 193 мегаватта, а также ввод в эксплуатацию первой очереди Сахалинской ГРЭС-2 и ТЭЦ в городе Советская Гавань в 2018–2019 годах»,— напомнил он.


ЧТО ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ СКАЗАЛИ ПЛОХОГО
Игорь Сечин доложил главе государства о том, что по проекту ВНХК в Приморье «получены положительные заключения экологической, а главное государственной экспертизы по производственному комплексу и объектам инфраструктуры проекта». Под проект создали ТОР, выделили землю, расширили территорию близлежащего порта Находка. Но у проекта ВНХК есть целый ряд так и не решенных вопросов. Например, иностранные инвесторы в проект так и не вошли, хотя к нему проявляют интерес и китайцы, и даже американцы, уточнил Игорь Сечин. Но не это, по его словам, главное.

«Отсутствует подтверждение обеспеченности в полном объеме финансированием объектов внешней инфраструктуры ВНХК за счет ассигнований федерального бюджета. Компания выполнила все свои обязательства в соответствии с «дорожной картой», также направила все необходимые по законодательству обоснования. Мы ведем диалог с Минвостокразвития. Считаем, что по каким-то статьям расходов мы можем найти компромиссное решение, скажем, по включению в проект нефтехимического морского терминала, но, конечно, при условии предоставления проектного финансирования на долгосрочных условиях»,— сказал Игорь Сечин.

«Ключевой проблемой» он назвал обеспечение комплекса природным газом в объеме 2,3 млрд кубометров. «Отсутствует подтверждение со стороны «Газпрома» поставок в необходимом объеме и готовность обеспечивать увеличение пропускной способности магистральных газопроводов к необходимому сроку, это второй квартал 2020 года. В связи с отсутствием необходимых решений существует риск срыва плановых сроков реализации проекта и ухудшение его экономических показателей»,— сказал представитель «Роснефти».

«Газпром», по его словам, предложил госкомпании найти ресурсы газа со своих проектов («Роснефть» полностью обеспечивает ВНХК сырьем по нефти за счет поставок по ВСТО и с Сахалина), но свободного газа на Сахалине у компании нет. «Даже если мы откажемся от этого, переориентируем эти объемы на ВНХК, хотя нам это представляется маловероятным, придется отключать от электрогенерации объекты, которые сейчас обеспечиваются за счет этих объемов газа, но даже при этом действующих производственных мощностей по газу нам не хватит, для того чтобы обеспечить ВНХК»,— посетовал Игорь Сечин.

Сидевший за этим же столом глава "Газпрома" Алексей Миллер о проекте ВНХК не проронил ни слова, предпочтя доложить о проекте своей монополии — Амурском ГПЗ.  "Завершается строительство временных зданий и сооружений для строителей завода, и в текущий период времени также мы находимся на завершающей стадии строительства транспортной инфраструктуры: автомобильных дорог и железнодорожных дорог не общего пользования",— доложил господин Миллер. С РЖД, сказал он, вопросов по взаимодействию нет, а вот при выстраивании речной логистики неплохо было бы получить помощь государства.

"До конца года будет введен в эксплуатацию причал на реке Зея, в навигацию 2018 года начнется поставка крупногабаритных тяжеловесных грузов. Для того чтобы осуществлять поставку этих грузов, необходимо вести дноуглубительные работы на реке Зея. При этом глубина судоходного хода должна быть не менее 1,1 метра. Владимир Владимирович, просьба дать поручение Министерству транспорта Российской Федерации предусматривать соответствующее финансирование и обеспечивать проведение дноуглубительных работ на весь период реализации проекта, на весь период строительства завода",— попросил он. В то же время, есть альтернативный вариант: обеспечивать сброс из Зейского водохранилища в период подхода грузов, что поможет поддержать глубину. Но и для этого нужно поручение Минприроды — внести изменения в правила использования водных ресурсов Зейского водохранилища.

Не все хорошо по проекту и в плане взаимодействия и с таможней, продолжал Алексей Миллер. Оказывается, в свое время "НИПИгазпереработка" (структура "Газпрома") добилось принятия единых кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности для поставок оборудования на ГПЗ, но не смогло получить нулевую таможенную пошлину. Это право затем получила другая "дочка", «Газпром переработка Благовещенск», ставшая резидентом ТОР, но теперь нужна корректировка решения Минфина и ФТС. Также господин Миллер попросил поручение в адрес Минтруда и МВД — "оперативно рассматривать и принимать решения по квотам по иностранной рабочей силе для проекта на весь период строительства". Ближайшее согласование по привлечению иностранных рабочих должно произойти 12 августа.


ЧЕГО ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ НЕ СКАЗАЛИ
У ВНХК проблемы не только с "Газпромом" по загрузке предприятия газом, но и с морским терминалом. Согласно ФЭО, на первом этапе в составе ВНХК предполагается построить НПЗ за 658,7 млрд руб. и инфраструктуру еще за 129,3 млрд руб. К последней статье расходов отнесен и терминал на 3,5 млн т в год — он будет стоить, как подсчитали в компании, 55 млрд руб. Строить объект "Роснефть" предлагает стороннему инвестору с возвратом вложений по 1,6 млрд руб. в год — в течение 30 лет. Но такой проект отказалось согласовывать ФГУП "Росморпорт" — как "неэффективный". По поводу привлечения инвестиций  ChemChina, которое может выкупать до 40% ВНХК с пропорциональным участием в финансировании, последнее соглашение на этот счет заключалось "Роснефтью" с китайской стороной в сентябре 2016 года — с уточнением, что модель требует доработки.

Проект Амурского НПЗ — также один из спорных. В начале этого года стало известно, что сырье на завод готовы возить железнодорожники, хотя инвесторы настаивали на поставках по трубопроводу. Ранее крупные поставщики, и в первую очередь "Транснефть", отказались от сотрудничества. Спасти проект может "Энергоактив" Григория Березкина через Уярский терминал — там появятся дополнительные свободные мощности, когда Комсомольский НПЗ «Роснефти» подключат к трубопроводу ВСТО через отвод. В то же время, китайское предприятие, являющееся основным потенциальным инвестором НПЗ, "Мэн Лань Син Хэ", выкупило якутское НК "Туймаада нефть" и достигло предварительных договоренностей о поставках продукции с красноярской НК «Харьяга» и иркутским ЗАО НК «Дулисьма». Однако «Харьяга» пока не занимается добычей нефти, а только владеет лицензиями на разведку и добычу нефти на Шушукском месторождении с малыми запасами. «Туймаада-нефть» владеет лицензиями на разведку и добычу нефти на четырех участках в Олекминском районе Якутии с совокупными ресурсами нефти 130 млн тонн. По словам замдиректора «Туймаада-нефть» по нефтегазовым проектам Александра Матвеева, компания начнет добычу не раньше 2021 года.

Не менее интересен проект Амурского ГПЗ "Газпрома". Сырье, которое будет поставляться по "Силе Сибири", неизбежно нуждается в переработке: в газе с Чаяндинского месторождения — всего около 85% метана, остальное 1 это этан, пропан-гексановая фракция, 6,5% азота и 0,6% гелия. Как раз чтобы довести газ, затем передаваемый российским или иностранным потребителям, до товарного состояния, "Газпром" и начинает строительство ГПЗ. Но еще до его ввода в эксплуатацию начинаются поставки газа в Китай, которому выгодно получать неочищенный газ — и CNPC изначально хотела покупать именно такой газ, чтобы создавать свою переработку. А появление Амурского ГПЗ будет не выгодно китайцам, которые могут влиять на "Газпром" благодаря заключенному контракту на поставки в КНР. Поэтому ничего удивительного в том, что и проект ГПЗ будет запаздывать, не будет. Тем не менее, Алексей Миллер заверил Владимира Путина: Амурский газоперерабатывающий завод заработает на полную мощность с 1 января 2025 года, никаких отклонений в реализации графика его строительства нет.

Третья очередь завода СПГ на Сахалине и вовсе поставлена под угрозу из-за разногласий "Роснефти" и "Газпрома" по сырью. Точно так же, как компании не могут договориться о поставках газа для ВНХК, между ними нет согласия и по источникам газа для предприятия по производству СПГ.

Наконец, объекты "РусГидро" на Дальнем Востоке, как уже писало недавно EastRussia, строятся с существенным опозданием, о чем президенту почему-то решили не докладывать — либо эта часть доклада была непубличной.