Как малые сельские предприятия в Приморском крае становятся объектами агротуризма.
Лазовский район Приморья живет морем и тайгой. И никого не удивляет, что в фермерских хозяйствах там наряду с картошкой и овощами выращивают и саженцы дальневосточных деревьев, и кустарников, и лекарственные травы. Однако прибыль от этих культур не так велика, как хотелось бы местным аграриям. Все чаще они прибегают к проверенному способу – расширению спектра деятельности.
Диверсификация экзотики
В 2018 году семья с говорящей фамилией Флоря зарегистрировала неподалеку от поселка Лазо лесопитомник «Земледар». На семи семейных гектарах растут в основном эндемики, по большей части декоративные. Это хвойные и лиственные кусты и деревья - кедр корейский, разные виды пихт, боярышники, яблони, груши. А еще есть травы и женьшень. Оранжереи с ним занимают примерно 1,5 га, и каждый год их площади увеличивают. А под пологом леса тоже размещены около 1,5 га женьшеня.
– Теплицы мы используем как маточники, под пологом леса условия, приближенные к природным, – рассказывает растениевод и ландшафтный дизайнер Анна Флоря. – Хотя корню жизни лучше в лесу, но там его могут объедать дикие животные, повреждать насекомые. В оранжереях мы стараемся все обезопасить. Женьшень и выращиваем из семян, и высаживаем корни, им теперь от 10 до 15 лет. Раньше семенной фонд покупали – сейчас свой. Вот уже третий год мы изготавливаем продукцию на своем корне.
На первом месте – мед с женьшенем. Затем – сухая настойка для самостоятельного приготовления, это высушенный корень в бутылке, который можно залить водой либо спиртом по приложенной инструкции. Еще одно направление – травяные сборы, фиточаи на основе различных собранных и выращенных трав. Основной делают на базе иван-чая, с ягодами шиповника и боярки, часто используют лист элеутерококка, на всей продукции написаны рецепты. И, разумеется, в продажу идут саженцы.
Женьшень дает предприятию примерно половину прибыли. Увеличить доходность от него хотят тремя путями - расширением площадей, поставками на фармпредприятия (в нынешнем году планируют выйти на одно такое во Владивостоке) и привлечением туристов. С этого июля питомник проводит экскурсии для тех, кто хочет увидеть, как растет целебный эндемик и пройти по женьшеневой тропе. Есть шанс, что самым заинтересованным позволят самим выкопать для себя корень. Это еще обсуждается –женьшень из земли извлекают долго.
Пока турпоток тормозит стихия – один за другим Приморский край накрывают тайфуны. В соседней с «Земледаром» мараловодческой «Заповедной долине» к этому относятся спокойно: август в Лазовском районе всегда не сезон, в это время дальневосточники стараются поехать на море. Туристов – пеших – здесь ждут в сентябре–октябре. Отёл на ферме прошел, панты срезаны. В этом году их общий вес составил около 250 килограммов. Но в плюс «Заповедная долина» не вышла.
– У нас еще не вполне рентабельная структура стада, – говорит гендиректор питомника Александр Арнаут. – Деньги приносят панты, это основное направление хозяйства. А это самцы. На сегодняшний день у нас в хозяйстве самцов, которые шли под срезку в 2023 году, 56 голов из общего количества в 300. На следующий год прибавление – 19 голов: если не выбракуем кого-то, не будет падежа. Думаю, еще года три, и у нас структура стада поменяется, и можно будет говорить о рентабельности.
Из пантов в питомнике делают настойки на меду. Реализуют в основном в Приморском крае, сотрудничают с музеем трепанга во Владивостоке, есть точка продаж в Находке, недавно такую и открыли в Санкт-Петербурге. Но главный сбыт – на ферме. Еще деньги приносят экскурсии и сдача домиков туристам. База отдыха появилась тут в прошлом году. Ее доля в бюджете «Долины» – 50 процентов. Столько же дают панты и мясо (изредка, при выбраковке). Пока совокупный доход окупает примерно 70 процентов затрат.
В 2022-ом ферма уже была близка к самоокупаемости, но сентябрьский тайфун размыл дороги и туристический сезон не состоялся. И «Заповедная долина» разработала новый проект – пантовые ванны. Причем не сезонные, а круглогодичные. Подала заявку в Минсельхоз РФ на грант по агротуризму. Краевой этап она прошла, рассмотрение в Москве назначено на сентябрь. Если проект одобрят, финансирование придет в феврале. В мае оттает земля, в июне все будет отстроено, и в июле можно будет запускаться.
Шаг за шагом
«Земледару» тоже оказало помощь государство – Министерство туризма РФ. Оно выделило растениеводам субсидию, на которую и была создана женьшеневая тропа и разработан новый турмаршрут. Система поддержки в сфере вообще развита широко: туристический мастер-план макрорегиона «Дальний Восток» включает в себя развитие инфраструктуры в каждом субъекте федерации. Та же «Заповедная долина» в 2021-ом получила десятимиллионный грант, выиграв конкурс регионального департамента туризма.
– Нам очень сильно помогают администрация Приморского края и Лазовского района. Руководство с большим пониманием относится, - рассказывает Александр Арнаут. – В 2021-ом мы направили средства на гостевые домики. А в 2022 году тоже по линии туризма получили субсидию на возмещение затрат. У нас было благоустройство территории, входной зоны. Мы сделали там столики для посетителей, это еще не кафе, но место, где гостям можно посидеть и съесть то, что привезли с собой.
Непосредственную отдачу от туризма получает район – в первую очередь как новые рабочие места. В «Заповедной долине», к примеру, семь постоянных работников (те, кто ухаживает за животными, администратор на базе отдыха) и 15-20 – выполняющих временные работы. Это экскурсоводы, как правило, молодежь, в летнее время школьники, в остальное - студенты, выпускники школ и вузов. Школьники работают и на заготовке веников. Если стартует проект пантовых ванн, почасовую работу получит и врач-терапевт.
– Поселок наш таежный, живем вдалеке от больших городов. Все в основном занимаются огородами, растениеводством, саженцами теми же. И мы решили все это как-то использовать для создания новых рабочих мест и привлечения молодежи. В будущем планируем сотрудничать с различными сельхозинститутами, чтобы студентов на практику присылали, - рассуждает Анна Флоря. – Развивать район мы хотим. Чтобы не отток людей шел из нашего поселка, а наоборот, чтобы ехали к нам и отдыхать, и работать.
Министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц:
– Сельский туризм в Приморье – достаточно новое направление. Так, к настоящему моменту в министерство сельского хозяйства Приморского края за поддержкой обращались семь крестьянско-фермерских хозяйств.
Министерство разработало порядок предоставления грантов «Агротуризм» в форме субсидий на развитие сельского туризма в Приморском крае, и в марте 2023 года правительство региона его утвердило. Этот грант предоставляется однократно. Он может быть направлен на приобретение или строительство средств размещений туристов, развлекательной инфраструктуры сельского туризма, подключения к электрическим, водо-, газо- и теплосетям, приобретение и монтаж оборудования.
Отбор претендентов и утверждение размера гранта осуществляет Минсельхоз России. В 2023 году грант «Агротуризм» получили два сельхозтоваропроизводителя: ИП ГКФХ Пахомова Е.В. «Сыр от альпийских козочек» (сумма гранта – около 9,6 миллиона рублей) и КФХ Юрченко А.Б. «Клевое местечко» (1,4 миллиона рублей).
Когда в январе 2023-го губернатор ЕАО подарил полпреду Президента в ДФО зерна кофе, собранные с деревьев, выращенных в столице Еврейской автономной области, многие восприняли это как незатейливую PR-акцию. Но предприниматель из Биробиджана, чей кофе был презентован Трутневу, решил обеспечить себя собственным сырьём безо всякой медийной поддержки, хотя теперь и благодарен за бесплатную рекламу. Вкусовые качества зёрен первого урожая получили высокую оценку эксперта, и теперь «плантации» решено увеличить. Корреспондент EastRussia отправился в Биро-Би-Жанейро или Хитроград, как сами называют свой город жители Биробиджана, отведать местного «американо» и за историей о кофе по-биробиджански.
Научный эксперимент
Если въезжать в Биробиджан со стороны Хабаровска, то одно из первых заведений, которое вы встретите – это «Кофейня 13». Ее владелец – 33-летний Александр Романов - личность в небольшом городе с некоторых пор довольно известная: EastRussia, местные СМИ и паблики в соцсетях после того, как кофе по-биробиджански попробовал курирующий Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев, наперебой стали рассказывать о его «научном эксперименте».
Фото: «Кофейня 13»
А началось все с того, что Александр для антуража решил поставить в одном из своих заведений кофейное дерево, купленное в местном тепличном хозяйстве. Когда оно дало плоды удивились, и поставили ещё одно дерево, потом другое. Когда зерна собрали и вручную приготовили кофе, получилось граммов 500. Привезли «урожай» в Хабаровск на оценку Q-грейдеру (Q-грейдер – сертифицированный специалист, который определяет качество кофе) Олегу Кустову.
Кофейное дерево
– Как сейчас помню: идет такой Олег к нам, явно скептически настроенный к «биробиджанскому кофе», но, когда сделал первый каппинг, у него глаза расширились. И не только он, все, кто присутствовал на дегустаци, дали высокую оценку, - вспоминает Александр Романов.
Было решено: эксперименту быть! Кофейные деревья расставили во всех кофейнях, дома тоже пустого места не осталось. Первый урожай определили как «Арабика», правда, при этом у ягоды были замечены те или иные мутации: к примеру, кофейное зерно обычно состоит из двух половинок, а здесь одна или три.
Кофейные зерна
– Дерево меняется в новых условиях и по вкусу получается уникальная история, - рассуждает Александр Романов.
Объемы собственного – биробиджанского - кофе стали расти, последний раз собрали два килограмма. Пили сами, угощали других. В коммерческую историю предприятия по выращиванию кофе Александр не сильно верит. Говорит, что создать плантацию в условиях Дальнего Востока вряд ли получится, слишком сложно достичь нужной влажности в 70%.
- Хотя в китайцев три года назад, когда они начали выращивать кофе, тоже никто не верил. Теперь же они сильно «поджали» бразильцев, - размышляет Александр.
«Моя маленькая Колумбия»
Александр все же решил построить теплицу, где будет выращивать кофейные деревья. Региональные власти проект поддержали, обеспечив условно бесплатным теплом – «обраткой» от двух муниципальных котельных.
Комплекс общей площадью тысяча квадратных метров будет готов уже в конце апреля, оранжерея будет небольшой - на 40 «квадратов». Там же откроется новая – пятая по счету – кофейня, а также цех прожарки кофе, спортзал, который могут бесплатно посещать дети в возрасте до 18 лет, и бесплатная репетиционная база с необходимым набором инструментов и аппаратуры для местных музыкантов. Но об этих проектах – отдельный разговор.
– Хочу приходить в теплицу и пить кофе в окружении кофейных деревьев. Пусть это будет «моя маленькая Колумбия», - мечтает Александр.
В теплице будут созданы необходимые условия: температура, свет (кофе не любит прямой свет), влажность.
«Неламповый кофе»
Кофейные деревья разместятся не только в новой оранжерее, но и… на подоконниках бюджетных организаций, ими заменят фикусы и прочие растения. Все же Александр – предприниматель и планирует хоть как-то капитализировать свой «научный эксперимент». Когда число деревьев дойдет до 300, то можно будет собирать пару мешков зерен, обрабатывать их и продавать микролотами на кофейной бирже, как некий «эксклюзив с Дальнего Востока».
- Есть такие лоты, где цена за килограмм кофе может доходить до 50 тысяч рублей. Ведь тот же бразильский кофе обрабатывается в промышленных масштабах, у него нет душевного, кропотливого ручного труда. Мы же обрабатываем вручную, так что наш кофе – «ламповый», - рассказывает Александр Романов.
«Хитрый кофе»
Летом в Биробиджане будут высаживать кофейные деревья прямо на улице, но это уже больше имиджевая история. Пока же Александр проводит в городе кофейный фестиваль «Давай займемся кофе», за плечами организация двух чемпионатов для бариста.
– Я хочу связать два слова: кофе и Биробиджан, поэтому мы стремимся к статусу «Биробиджан – кофейная столица». Думаю, что мы «влетаем» в кофейную повестку, - говорит Александр.
Кстати, отмечает он, в городе увеличились так называемые «офисные продажи», когда кофе покупают в офис. Да и в кофейни люди стали заходить чаще.
Мы, увы, попробовать «кофе по-биробиджански» не смогли - попросту не хватило, партии пока слишком маленькие.
Пятница, 13-е
Напоследок спрашиваю его про название кофеен: почему «Кофейня 13»?
– Это личная история. У меня двое сыновей родились в пятницу, 13-го. Если лечу в самолете, то обязательно 13-й ряд достается. Покупаю машину – в номере по-любому число 13 есть. Поэтому, когда встал вопрос про название для кофейни, то подумал про 13, в ней же есть что-то про суеверие, в суеверии есть про кофе, вот и связалось, - рассказывает Александр.
В Хабаровском каре работает около 300 производителей пищевой и перерабатывающей промышленности. Несмотря на сложности последнего года с закупкой сырья и логистикой, компании наращивают объёмы производства и выпускают на рынок новые виды продукции. По информации краевого минсельхоза, за 2022 местный ассортимент пополнили почти сотней новинок. Но есть и проблемы: среди них сложность с получением льготных кредитов, которые нужны для модернизации предприятий.
Компания «Лесные продукты» на дальневосточном рынке более 20 лет, в ассортименте – более 50 видов продукции: сиропы и десерты на основе натуральных ягод, солёный папоротник, мёд с добавками. В прошлом году компания разработала рецептуру и выпустила в продажу новые виды сиропов. Насыщенные витаминами концентраты шиповника, черной смородины и облепихи, по задумке технологов, должны помочь хабаровчанам быстрее справиться с осенне-зимними вирусными заболеваниями.
Производственная линия по выпуску сиропов «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
– ОРВИ не дремлет, и мы хотим помочь большим и маленьким жителям края, – говорит Элла Пекина, главный технолог компании «Лесные продукты». — Посоветовались с Роспотребнадзором, получили «добро». При составлении рецепта уточнили рекомендации ВОЗ, ведь переизбыток витаминов, может быть даже опаснее, чем их недостаток. Решили внести в состав не больше 30% от суточной нормы. Мы пока выпустили 2 вида сиропов: шиповник с облепихой и витаминами группы В и витамином С, и шиповник с черной смородиной и витамином С. Витамины водорастворимые, не накапливаются в организме. Премикс витаминов группы В, в который входят никотинамид (В3), пиридоксин (В6), тиамин (В1) и пантотеновая кислота (В5) мы получаем из Москвы, его производит компания «Бифилайф». Аскорбинку доставляют из Нижнего Новгорода. Процесс разработки и оформления новых сиропов занял полгода, недавно мы прошли сертификацию в Барнауле, сейчас имеем право сами декларировать свой товар. Он идет в магазины как обычная пищевая продукция.
Директор предприятия говорит, что при составлении рецептуры ориентировались на школьников и дошкольников. Чтобы продукция поступала в образовательные учреждения и детские сады, советовались с министерством образования края. Пока новинки отгружают небольшими партиями в торговые сети. Через месяц планируют витаминизировать и плодово-ягодные десерты.
– Хотелось бы охватить более широкий спектр социальных учреждений края, — говорит Евгений Хрустов. – Объединить бы усилия наших органов управления, наших социальных объектов, ну и нас собственно. С детскими садами мы работаем по прямым контрактам уже порядка 5 лет. Из наших сиропов там делают морсы для малышей. В прошлом году ситуация была тяжёлая – на закупку сахара брали займ 3 миллиона в Фонде развития промышленности на пополнение оборотных средств. Сахар тогда в марте подскочил до 85 рублей, с 53, как было зимой 2022 года. Это, конечно, был определённый шок, ведь мы в России сахар сами производим, и тут такие цены. Из-за импортозамещения пришлось кое-где скорректировать рецепты. Например, мы раньше при производстве десертов работали на каррагинане корейском, это желирующее вещество, выработано на основе морепродуктов. В связи с тем, что поставки из Кореи стали затруднены, мы перешли на российский желатин. Вкус продукта практически не изменился. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, сахар по 70 рублей оптом покупаем. Но обстановка на рынке остаётся напряжённой, потому что инфляция только сейчас, наверное, докатилась до нас. Кроме того, некоторые позиции привязаны у нас всё равно к курсу евро и доллару, например, упаковка часто измеряется в таких валютах. Поэтому цены приходятся повышать.
Евгений Хрустов, директор компании «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Кроме сиропов «Лесные продукты» выпускают натуральный мёд, в том числе с разными добавками. Сырьё закупают у пчеловодов, очищают и слегка нагревают. На фасовочной линии разливают мёд в упаковку. За смену здесь могут произвести больше 4 тысяч банок. Но предприятие работает всего лишь на 25% от полной производственной мощности. Директор говорит, что вместо 4-х бригад посменно трудится одна, которая переходит из цеха в цех. Если бы торговые сети больше уделяли внимание продукции местного производителя, можно было бы работать на склад и принять на работу ещё людей.
– Вот, например, наш папоротник солёный не хотят брать в некоторые торговые сети, — продолжает директор предприятия. — Говорят, что очень дорого, и требуют снизить цену, или в отказ. При этом торговую надбавку сбавлять не собираются. Но это натуральный продукт, и мы считаем, что в конечном итоге решать должен потребитель – нужен ему такой товар или нет – иметь право выбора и голосовать рублём.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
О сложностях, которые мешают развиваться, рассказывают и другие производители Хабаровска. Компания «Дальневосточная продукция» сегодня единственная на Дальнем Востоке производит макаронные изделия. Запустились в 2020 году, начинали с 4 тонн в месяц, сейчас выпускают порядка 120 тонн 12-ти наименований. Но это предельная мощность, говорит директор Татьяна Ивачева. Чтобы производить больше, нужно ставить ещё одну технологическую линию.
– У нас есть запрос на поставки в торговые сети региона, — говорит Татьяна Ивачева. — Мы уже сотрудничаем с ритейлерами «Спар», «Амбар». Планируем заходить в «Пятёрочку». Наши макароны по прямым договорам компании поставляют в школы и детские сады. В прошлом году мы отгрузили 500 килограммов в помощь мобилизованным в зону СВО. Хотели больше, но линия сломалась, весь декабрь практически простояли, и в январе еще неделю. Так что новое оборудование нужно и для того, чтобы подстраховаться, и объёмы, которые от нас хотят получать, закрыть. Но есть сложности с банками.
Фасовочный участок компании «Дальневосточная продукция»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Предприятие «Дальневосточная продукция» имеет право получить льготный займ как сельхозтоваропроизводитель по линии минсельхоза. Но на деле банки не спешат выдавать 12 миллионов рублей под 4-5% годовых.
– Обращались и в банки, и в ФРП – получаем отказы, – продолжает Ивачева. — В прошлом году направляли запросы, и в этом продолжаем надеяться. Банки рассматривают отчетность прошлых периодов, когда мы начинали, объемы были не такие большие, как сейчас, а то, что у нас сейчас - не учитывают, нужно за несколько лет подать документы с высокими цифрами по продажам. Не доверяют, получается. Хотят в залог деньги, но мы ведь и не просили бы их, если бы они у нас были. Но работать продолжаем, сейчас опять подали заявку в «Россельхозбанк», предоставили документы. С фондом развития промышленности не получилось, потому что они дают от 20 миллионов рублей под 1%, допустим, в лизинг, а нам надо меньше, мы до таких сумм ещё не доросли. Да и документы у них проверяют по полгода. Но мы решаем вопрос. Мука сильно поднялась в цене – с 25 до 28 рублей за килограмм, закупаем оптом. Чтобы пополнить оборотные средства, закупить сырьё и упаковку мы в 2022 году обратились за финансовой помощью в фонд поддержки малого предпринимательства. И благодаря этому мы взяли ещё 2 транспортёра. Загрузочный - который будет у нас в упаковщик ссыпать, и второй - разгрузочный, для выгрузки уже готовых пакетов, на стол, чтобы упаковщик мог наклеивать этикетки.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Сейчас компания «Дальневосточная продукция» подала заявку в центр «Мой бизнес». Там обещали помочь с продвижением – оплатят рекламу на телевидении. В скором времени для предприятия изготовят видеоролик. Кроме того, Татьяна Ивачева обратилась в администрацию города, там в рамках конкурса можно субсидировать часть затрат на основные средства и на оплату электроэнергии.
Хабаровский край должен выйти на полное самообеспечение овощами к 2026 году. Но пока потребность в картофеле в регионе закрыта примерно на 70%, в свёкле, морковке, огурцах и томатах – примерно на 45%. При этом порядка 80% овощной продукции, которая регулярно попадает на стол жителей региона, выращена на полях местных личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. Крупные компании отчего-то не стремятся занять эту нишу. Поэтому в краевом министерстве сельского хозяйства делают ставку на мелкие и средние сельхозпредприятия. Привлекают к делу и начинающих аграриев – они могут получить от трех до пяти миллионов рублей в рамках гранта «Агростартап».
Крестьянско-фермерское хозяйство Татьяны Огай знают в Хабаровске многие. Больше 20 лет семейное предприятие выращивает на продажу овощную и цветочную рассаду, огурцы, перцы, баклажаны и томаты. Свежие овощи продают на ярмарке выходного дня. Петунью и тагетис у растениеводов заказывают предприятия для украшения клумб перед офисами или магазинами. Работа в теплицах практически ни на миг не прекращается. К новому сезону фермеры начинают готовится еще не полностью расторговавшись тем, что вырастили.
— У меня в семье 6 детей, — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Татьяна Огай. — И все приучены к труду с малолетства. Недавно младший сын звонил, говорит – мама, а не нужно ли чем помочь? Вроде, пора уже, сезон начинается. Приехать на выходных? Внучка маленькая, ещё в школу не ходит, тоже с нами. Раньше всё в телефоне сидела и расстраивалась, когда батарейка садилась – баба, у меня там Тик-ток, ты не понимаешь! А теперь летом – баба, я пойду, погуляю? Семья растёт, каждый при деле. Марина, дочка приёмная, в 2021 году взяла грант «Агростартап». У неё своё КФХ, но мы всё делаем вместе.
Татьяна Огай
В селе Ильинка у КФХ Огай три теплицы. Каждый год Татьяна Львовна вместе с мужем Евгением Жатовым высаживают в них около миллиона семян. За всходами присматривают, как за малыми детьми: дважды в день поливают, защищают от сорняков, которые могут легко заглушить нежные ростки. Подросшую и окрепшую рассаду переселяют в открытый грунт. Но Хабаровский край – всё-таки зона рискованного земледелия. И напрасно рисковать фермеры не хотят. Потому на средства, полученные приёмной дочерью Мариной Андреевой в 2021 году, поставили ещё 4 теплицы – уже в селе Некрасовка. Здесь будут под крышей на грядках доращивать рассаду, а после – собирать урожай. Первый выход огурцов сорта «Миг» в этом году планируют снять уже в конце апреля.
— Мы раньше для доращивания рассады, для того, чтобы посадить картошку, арендовали землю, — продолжает Татьяна Огай. — Участки брали каждый год у разных собственников, что, согласитесь, неудобно, ведь там нельзя обосноваться, есть сложности по хозяйственной части. У чужих людей не распланируешь участок так, как тебе надо, на длительный срок. А в 2021 году мы выиграли тендер в региональном министерстве сельского хозяйства, по которому получили землю – около 9 гектаров в долгосрочную аренду в Некрасовке. Марине, как начинающему фермеру, дали грант - 3 миллиона рублей на установку теплиц. Плюс наше софинансирование – порядка 400 тысяч – и мы закупили материалы, наняли людей для установки. Честно скажу – едва успели до этого бешенного повышения цен на стройматериалы. Тем, кто не подсуетился сразу, тяжело пришлось: смета была рассчитана по одним прайсам, а расходники на 30-40% подскочили, а где-то и в несколько раз! Мы в прошлом году уже успели новые теплицы испытать. Сделали их по корейской технологии, они всесезонные, в каждой со временем поставим печку, чтобы и зимой можно было работать. Каркас обтянули очень крепкой плёнкой российского изготовления, производитель говорит, что её хватит на 10 лет, но я очень сомневаюсь. Кстати, с некоторыми отечественными компаниями работать ещё хуже, чем с китайскими. Те всегда норовят обхитрить, надуть – не докладывают в заказ чего-то, но, если их уличить – всё восполняют. А вот российский производитель плёнки заявляет, что её в рулоне 100 метров, а по факту там 95. И на вопрос – как же так – заявляет – она при нагреве растянется.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
В теплице + 5, кое-где встречаются прошлогодние вездесущие одуванчики и пожухлая ботва. Мы идём с Татьяной Львовной по уже оттаявшей земле. На улице морозно, а здесь уже пахнет весной. На грядках много снега. Фермер объясняет: так проще напоить землю. Она в парнике должна быть влажной, проливать – долго и дорого, а растаявший снег хорошо подготовит почву к рыхлению.
Новые теплицы перезимовали неплохо, говорит фермер. Выдержали и сильные ветра, и снеговую нагрузку. Сейчас их нужно уберечь от мартовских снегопадов – липкий тяжёлый снег, если его не счищать вовремя, может повалить конструкцию.
— Круглые теплицы, если они большой площади, вот как у нас – 50 на 80 метров – могут и не выдержать, — говорит Евгений Жатов. — У нас в селе Ильинка один парник пострадал в зиму. Хорошо, что здесь мы сделали скатную крышу. Ну, не совсем домиком, но всё же под углом, и снег с неё легко сходит. Ну и мы ещё помогаем – смастерили вот такую «швабру», ею и убираем то, что выпало.
В прошлом году, по словам аграриев, они собрали неплохой урожай – 12 тонн огурцов и порядка 3 тонн томатов. В этом рассчитывают получить не меньше.
— Огурцы сеяли и ранние, и поздние – мы успели за них цену хорошую взять, — делится Татьяна Огай. — А потому что теплицы – это стабильный урожай. В открытом грунте или дождями зальёт, или ветер сильный – может поломать побеги, и заморозки среди лета могут случиться – а что вы хотите – Хабаровский край. А в теплице мы можем печку затопить, если холодно и проветрить, если жарко. В общем, знаем, что всё под контролем, мы свой урожай возьмём. У меня ещё двое детей тоже в этом году хотят податься на «Агростартап», у них зарегистрированы свои КФХ. Если оба пройдут по конкурсу – поставим ещё 8 теплиц. И у хабаровчан будет возможность покупать не китайские, а местные, свежие натуральные овощи. Скоро мы уже начнём пахать в новых теплицах, в марте температура если на улице будет минус 5 градусов, то в теплице уже будет плюс 20-25 – самое то для пахоты. Огурцы ранних сортов растут всего 40 дней. Поэтому в апреле уже будем хрустеть своими зелёненькими.
Традиционная краевая поддержка начинающих сельхозпроизводителей «Агростартап» предоставляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Средства можно потратить на покупку земельных участков, сельскохозяйственных животных, техники, семян, необходимого для аграриев оборудования. Можно получить грант и построить или модернизировать помещения для хранения и переработки сельхозпродукции. Неопытным фермерам выдают от 3 миллионов рублей – на развитие растениеводства, и до 5 миллионов – если человек решил разводить коз или крупный рогатый скот. Для семейных ферм, которые давно работают «на земле», предусмотрены другие суммы – один грант может составлять порядка 30 миллионов рублей.
— За 3 последних года поддержка на «Агростартап» выделялась в размере 30 миллионов ежегодно, — говорит Андрей Романченко, заместитель министра сельского хозяйства Хабаровского края, начальник управления развития сельских территорий, малых форм хозяйствования и кооперации. — Её получили 30 человек. Одни, как Марина Андреева, поставили теплицы, другие купили трактора и другую технику, третьи завели коров. Создано 14 постоянных рабочих мест.
Обычно заявки на конкурс грантов «Агростартап» принимают в марте-апреле. И деньги фермеры получают в мае-июне. Но в этом году краевой минсельхоз объявил приём заявок с 10 по 28 февраля. Это позволит выдать средства до 1 апреля, чтобы аграрии смогли инвестировать гранты в посевную этого года. Тех, кто хочет начать свой сельхозбизнес, но пока даже не знает, с чего начать, ждут на Ленина, 4 кабинет 803. Здесь будущих сельхозпроизводителей проконсультируют и помогут оформить заявку на грант – совершенно бесплатно.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
Общественники предлагают запустить туристические маршруты по Иркутско-Якутскому тракту и по ямщицким подворьям. Для этого необходима работа над сохранением уникальной субкультуры, считает Анжелика Тупицына — автор документального фильма о государевых ямщиках, руководитель ставшего победителем Президентского Фонда культурных инициатив проекта «Малые этносы большой страны».
Ямщик — крестьянин, живущий на почтовой станции и отправляющий извоз и почтовую гоньбу. Они были кучерами на государственной службе, выполнявшей ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казенных грузов и прочих государственных нужд.
Как отмечает кандидат исторических наук Екатерина Строгова, сегодня потомки государевых ямщиков являются ярким пятном в многонациональной палитре страны и развивают туристический кластер региона. «Настоящие ямщики сохранились только на берегах Лены. Их будущее в настоящее время связано с сохранением культурного разнообразия, исторической памяти, традиций. И, думаю я, что если они также активно будут продолжать этим заниматься, растить своих детей, внуков в этой сфере их традиционной культуры, их самосознания специфического, то они могут таким образом просуществовать еще долгие-долгие годы», — считает эксперт.
Освоение северо-востока
Со времени присоединения северо-востока России к Российской империи в 1629 году прошло более столетия, пока в регионе установились устойчивые пути сообщения. Замыкающим в системе путей сообщения стал учрежденный в 1738 году Иркутско-Якутский почтовый тракт. В 1743 году здесь стали появляться почтовые станции. В 1772 году между Витимом и Якутском их было уже 35. Для ямской службы из центральных губерний России было прислано 33 крестьянских семьи.
Екатерина Строгова на протяжении многих лет занимается изучением русских старожилов Якутии. «Это были люди, которые происходили из самых разных областей России и несли с собой культурные традиции. Это были люди умные и очень храбрые. Ехать в Якутию, в места, о которых они ничего не знали, ничего не слышали, а если слышали, то только всякие страшилки — это, конечно, надо иметь мужество», — рассказывает историк.
В случае приезда в Якутию они переставали принадлежать своим помещикам. Они становились государственными крестьянами. Государство выкупало у помещиков их семьи: жен, детей, чтобы прислать их сюда. В отличие от крепостных, государственные крестьяне считались лично свободными. «Фактически эти люди своим мужеством, своим умом сделали своих потомков уже людьми не крепостными, а людьми свободными», — говорит историк.
К середине 20-ых годов XVIII века в пределах Иркутской провинции от Иркутска до Витима сложилось круглогодичное сообщение. Летом по Лене, зимой по учрежденным от Иркутска до Витима селам. Так в пределах Иркутской провинции появились реальные предпосылки для быстрого превращения приленских сел в почтовые станки — станции.
Решающее же значение в организации и обустройстве путей сообщения на северо-востоке Сибири имели экспедиции. Военная — казачьего главы Афанасия Федотовича Шестакова, Вторая Камчатская — командора Витуса Беринга. Таким образом, в 1738 году с установлением регулярного сообщения между Витимом и Якутском началось полноценное функционирование не только Иркутско-Якутского почтового тракта, но и установилась сухопутная почтовая связь между Санкт-Петербургом и Охотским портом. Политика правительства была направлена на обеспечение охвата почтовым сообщением самых отдаленных уголков державы.
С 1810-ых годов ямщикам тракта стали выделять пахотные и сенные угодья. Они начали заниматься земледелием. Линия тракта была проложена по левому берегу Лены, от Витима до Якутска, по совершенно незаселенным местам. Там было основано 28 станций. Расстояние между ними составляло 40 верст.
Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья. К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения. Туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.
Особая субкультура
Ямщики Приленья представляют собой редкую, имеющую свой колорит субкультуру русского старожильческого населения Якутии. В ходе контактов с якутским населением русские ямщики, адаптируясь к местным суровым условиям, сумели сохранить свои традиции, вынесенные из тех мест, откуда прибыли их предки.
Как отмечают эксперты, роль русского крестьянства в развитии производительных сил Якутии огромна. Приехав на постоянное жительство в Якутию, русские крестьяне стали тем социальным слоем общества, которое впоследствии произвело переворот в экономике края.
Переселенцы быстро освоили якутский язык, распространили в Якутии землепашество и хлеборобство, оказав тем самым большое влияние на уклад жизни коренного населения. Тем не менее, они сохранили свой образ жизни, род занятий, обряды, предания, песни, танцы и игры.
Филолог, фольклорист, исследователь фольклора русских старожилов среднего Приленья Ольга Чарина рассказывает, что ямщики в быту говорили на якутском языке. «Долгое время в быту разговаривали на якутском языке, а песни сохраняли русские», — говорит она.
Руководитель общественной организации, объединяющей потомков ямщиков, Ирина Стрекаловская рассказывает, что уже во втором-третьем поколении ямщики начали говорить на якутском языке для общения с местными жителями. «Это особенность, уникальность вот именно потомков ямщиков. Они считают якутский язык родным языком. Песни и частушки стали сочинять на двух языках», — рассказывает она.
Спустя столетие двуязычие является главной особенностью приленских русских старожилов. Сегодня многие потомки ямщиков одинаково хорошо говорят на двух языках. «На самом деле, когда даже я отсюда уезжаю ненадолго, я очень скучаю по якутскому языку. С мужем хоть и особо не разговариваем, имея в виду на якутском, но всё равно какие-то фразочки всё равно выскакивают. И иногда кажется, что некоторые слова лучше высказываются на якутском языке», — рассказывает жительница Валерия Петрова.
Сохранять традиции
Потомки ямщиков государевых бережно хранят русскую культуру, из поколения в поколение передавая традиции. Они восстанавливают в селах часовни и церкви, бережно хранят православные традиции. «Часто под звон колоколов и с молебна начинаются многие мероприятия потомков ямщиков. Православие – это основа их идентичности, самосознания. Если над вопросом о своей национальной принадлежности многие потомки ямщиков задумаются, то в ответ на вопрос о вероисповедании никаких сомнений нет. Он будет однозначен — мы православные», — отмечает Анжелика Тупицына.
Общественная организация «Потомки государевых ямщиков» занимается возрождением и сохранением историко-культурного наследия предков, проведением этнокультурных экспедиций по ямщицким станциям Иркутско-Якутского почтового тракта. Налажен выпуск печатных и электронных изданий об истории и фольклоре приленских ямщиков. Ежегодно проходит республиканский фестиваль «Играй, гармонь, живи, частушка!». В прошлом году он прошёл в 21 раз. Этот фестиваль стал народным праздником. На него съезжаются жители всех ямщицких деревень.
«Сегодня внутренний туризм востребован как никогда, и Якутия может предложить уникальные маршруты по Иркутско-Якутскому тракту, по ямщицким подворьям. Это не только природа и кухня, но и колорит, такой уникальный русский мир Якутии! Ведь наши потомки ямщиков сохранили фольклор и культуру и на территории России они сохранились только в Приленье. Культура гостеприимства у потомков ямщиков на высоком уровне, но необходима поддержка государства для развития», — резюмирует Анжелика Тупицына.
Прямые рейсы из Владивостока в Пекин набирают популярность среди дальневосточников, а с 16 мая, помимо «Аэрофлота» и «Авроры», выполнять их будут «Уральские авиалинии» и S7. Корреспондент EastRussia посетил столицу Поднебесной в четвертый раз и впервые — после ковида и принятия санкций. Своим опытом он делится в этой статье.
Как платить
Первый вопрос, который волнует путешественника — это способы оплаты в Китае. Сразу скажем, что «русский» UnionPay работает. Во всяком случае, не возникало проблем с картами от Примсоцбанка и Россельхозбанка.
Для расчетов в КНР по карте нужно вводить шестизначный код. У Россельхозбанка (рублёвая карта, тарифный план «Амурский тигр») он четырёхзначный, но к четырем цифрам вы просто добавляете два ноля и совершаете операцию. При этом за снятие наличных в банкомате взимается комиссия 1% от суммы, но не менее 199 рублей. Для карты в юанях комиссия составила бы уже 3%.
У разных банков разные условия в части тарифов, обслуживания и кешбэка, так что стоит внимательно изучить предложения от нескольких кредитных организаций.
Но в любом случае, UnionPay примут у вас не везде, а только там, где поддерживаются операции с помощью этой платежной системы, например, в крупных сетевых магазинах, поэтому стоит запастись старой-доброй наличкой. Вопреки широко распространенным слухам — дескать весь Китай рассчитывается безналом — её у автора статьи принимали везде: в автобусах, такси, кафе и ресторанах, маленьких и больших магазинах. Хотя сами китайцы обычно расплачиваются по QR-коду и наличные используют не так часто.
Виза и билеты
Визы в Китай подорожали со времен ковида. Туристическая однократная виза категории L обойдется порядка восьми тыс. рублей. Подавать документы лучше заранее, желательно месяца за два — теперь их оформляют дольше, рассказывают турагенты.
За четыре месяца до поездки авиабилеты с багажом туда-обратно стоили автору 44 тыс. рублей. Чем ближе к дате вылета, тем дороже. Следите за акциями – они дают реальную возможность сэкономить.
И к сожалению, в апреле это будет не самый приятный перелет в вашей жизни. Время в пути составит примерно 2 часа 40 минут (обратно можно долететь за 2 часа 5 минут). Но дело в том, что прямые рейсы из Владивостока в Пекин обычно ночные, как и в обратном направлении. На конец марта путешественники выбирали из двух ночных рейсов. Автор вылетел рейсом SU 6611 «Аэрофлота» в 02:10. Разница во времени Владивостока с Пекином составляет два часа, так что прилетите вы в 02:45 по местному времени. Пока пройдёте таможенный контроль и получите багаж, уйдет еще час. Плюс дорога до Пекина минут 50-60. В лучшем случае, окажетесь в гостинице в начале шестого.
Однако если собираетесь лететь в мае, есть хорошие новости. С 16 мая «Уральские авиалинии» запускают прямой рейс из Владивостока в Пекин по понедельникам, четвергам и субботам. Из дальневосточной столицы он отправляется в 09:15 утра. Обратно из Пекина вылет так же ночной. Со 2 апреля свои рейсы запустил и S7, но тоже ночью: вылет из столицы Приморья в 01:10, прилёт в Пекин в 01:50 (время местное). Вылет из Пекина в 02:50, прибытие в аэропорт Владивосток – в 07:15 (время местное).
Вы прибываете в новый крупнейший в мире пекинский аэропорт Дасин в 46 км к югу от центра Пекина. Первый российский рейс он принял только в 2023 году. Общий объем инвестиций в строительство этого гиганта составил 80 млрд юаней — рекордная сумма для китайской гражданской авиации. Но несмотря на то, что Дасин — огромный хаб, поражающий своим исполинским размахом, там достаточно удобная навигация для путешественников.
Добраться в центр Пекина можно на автобусе, поезде или метро. Однако многие туристы, утомлённые ночным перелётом, предпочитают такси.
При выходе из аэропорта через дорогу есть указатели. Выбирайте стрелочку с надписью Beijing. Рядом дежурит сонный работник такси-сервиса — поездка с учетом ночного тарифа обойдётся примерно в 260 юаней или 3 400 рублей. К слову, туроператор за ночной трансфер просил 13 (!) тыс. рублей.
Итак, вы в Пекине. Первое, что поражает — достаточно плотный трафик даже в такой предрассветный час. За несколько лет столица Поднебесной изменилась: появились новые дороги, развязки, выросли целые кварталы. Но центр остался прежним, и особенно он прекрасен в обрамлении цветущей вишни и магнолий, которые распускаются уже в конце марта.
Жизнь здесь бьёт ключом. Со своими широкими проспектами и современной архитектурой Пекин напоминает Нью-Йорк или Москву. В его архитектурном ансамбле смешались фасады из стекла и металла и строго-изысканный китайский ампир, а откуда-нибудь из-за поворота выглядывают традиционные домики с наклонными черепичными крышами и красными воротами.
Автор останавливается в четырехзвездочном отеле рядом с главной торговой улицей Ванфуцзин в районе Дунчэн. Кстати, не самый лучший вариант. Номер убитый и очень холодный, несмотря на кондиционер с функцией обогрева.
Транспорт
Передвигаться по городу можно относительно недорого. Поездка в автобусе стоит всего два юаня (26 рублей). Для оплаты наличными установлены специальные ящики, куда вы кидаете деньги, вот только сдачи никто не даст, о чем предупреждают надписи на английском. Лучше разменять крупные купюры заранее. Или приобрести транспортную карту Пекина на одной из станций метро.
Поездка в метрополитене стоит от двух юаней. Такси обойдтеся примерно 25 юаней (330 рублей) за несколько км. Наличные принимают везде. Можно попросить вызвать автомобиль сотрудника отеля или, например, торгового центра, куда вы отправились на шопинг. Тот же Uber в Китае не работает. В Поднебесной свои такси-сервисы, и для китайского приложения didi нужна привязка китайской банковской карты.
Автор часто пользовался одной из стоянок такси возле культового торгового центра Oriental Plaza в конце улицы Ванфуцзин, где практически всегда есть свободный транспорт. А по большей части передвигался на автобусах. Это действительно очень удобно и абсолютно безопасно. На автобусных остановках написаны номера маршрутов, которые там останавливаются, каждая остановка объявляется по-английски и высвечивается на электронном табло.
Если будете в центре Пекина, рекомендуем запомнить номер маршрута 52. Он проходит по прямой от знаменитой площади Тяньаньмэнь перед Императорским дворцом, затем останавливается в районе Ванфуцзин и сворачивает к железнодорожному вокзалу Пекина. Дальше без необходимости ехать не нужно, там уже ничего интересного.
По схожему маршруту идёт автобус №1, только не сворачивает к вокзалу, а продолжает свой путь по прямой и останавливается возле шоппинг-молла China World.
Пекин — отличное место для шопинга. Если это цель вашей поездки, то обязательно стоит посетить торговый комплекс The Place, расположенный практически в самом центре, в районе Чаоян. Узнаете его по огромному экрану и обилию розового цвета на фасадах. Здесь, пожалуй, самый «русский» шопинг в Пекине, потому что The Place — это средоточие покинувших Россию массовых мировых брендов. Рядом расположены один из самых больших магазинов Zara, H&M, Massimo Dutti, Victoria's Secret, а UNIQLO занимает едва ли не целое крыло большого здания и радует вещами отличного качества за 100-200 юаней (1 300 - 2 600 рублей).
Выйдя из «Зары», стоит спуститься ниже этажом на фудкорт — по нашим субъективным оценкам, один из лучших в Пекине. Всего за 20 юаней (260 рублей) там вы отведаете жареную лапшу с мясом и овощами или пибимбап, какого не предложат в лучших ресторанах Владивостока.
Для ориентира: The Place расположен в шаговой доступности от торгового центра Parkview Green, построенного в виде огромной стеклянной пирамиды. Это культовое место сочетает в себе шопинг и музей современного искусства с картинами, инсталляциями, скульптурами и небольшой галереей. Здесь уже продаются бренды подороже, включая тяжёлый люкс. Но даже если вы не собираетесь покупать себе «Ролекс», стоит насладиться шедеврами таких авторов, как Сальвадор Дали, Энди Уорхол и Цзэн Фаньчжи.
Вообще в Пекине огромное количество торговых центров: блошиные и уличные рынки Pearl Market, магазины Qianmen Main, Street Mall, Yandai Xie Street и множество других.
О культурном
Что касается исторических достопримечательностей, «маст хэв» для туриста — площадь Тяньаньмэнь, где находятся Памятник народным героям и Мавзолей Мао Цзэдуна. В нескольких минутах ходьбы от нее раскинулся красивейший дворцовый комплекс — «Запретный город». Рядом расположился национальный музей, известный своей африканской коллекцией.
Конечно, обязательный пункт культурной программы — экскурсия на Великую китайскую стену. Внимания заслуживают также Храм Неба, ботанический сад и зоопарк Пекина.
Поклонников современного искусства впечатлит квартал художников 798 Art Zone — микс из старых заводских зданий, труб и лестниц, граффити, лозунгов со времен Культурной Революции и хипстерских кафе.
Только учитывайте, что многие музеи нельзя посетить без предварительной записи или гида — к сожалению, эта практика распространилась после ковида.
А если хотите ещё глубже погрузиться в национальную культуру, добро пожаловать на шоу «Легенда о кунг-фу», водное шоу «Золотая маска», в Императорский Пекинский Цирк или китайскую оперу — с билетами подороже во время представления вы будете сидеть за столом и пить зеленый чай. Удивительно, но храм искусства не требует полной тишины и выключенных телефонов. Пока выступают артисты, китайцы могут разговаривать довольно громко.
Интернет
В Китае все пользуются социальным сервисом WeChat. Twitter, YouTube, Google, WhatsApp, Skype, Telegram недоступны жителям Поднебесной. Они работают только с VPN. Однако, приехав в гостиницу, автор обнаружил, что VPN-сервисы, которые он использовал в Пекине несколько лет назад, уже заблокированы. Прогресс не стоит на месте.
Важно
Китайцы подавляющим большинством не говорят по-английски. Начиная с аэропорта, стоит запастись адресом своей гостиницы на китайском и в дальнейшем всегда носить с собой визитку отеля. А таксистам, например, показывать скрины на смартфоне с китайскими названиями и фотографиями пункта назначения.
Также проблемы коммуникации решает самый простой онлайн-переводчик.
И не повторяйте ошибок автора, который в 2019 году был обманут таксистом-мошенником. Водитель вернул купюру в 100 юаней, жестами изобразив, что она «не годится» и попросил другую, которая тоже его не удовлетворила. Лишь выйдя из такси, автор понял, что мошенник брал настоящие банкноты, а возвращал фальшивые, что позже подтвердилось в ближайшем магазине. Причем на подобный трюк попадались и его знакомые.
Резюмируя: со времен ковида Пекин, конечно, изменился, но остаётся таким же гостеприимным и всё ещё дешёвым, хотя уже не настолько, как в 2019 году. Здесь, как нигде, ощущается мощь великого китайского дракона, и не может не радовать, что к российским туристам он настроен крайне доброжелательно.