Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Портам воткнули лом

Власти в третий раз ограничили экспорт металлолома на Дальнем Востоке

На прошлой неделе стало известно об очередном ограничении экспорта металлолома из портов Дальнего Востока - исключив из перечня все связанные с железными дорогами основные универсальные порты юга макрорегиона, правительство фактически ввело запрет на вывоз лома в Азию. Мера вступит в силу в июле и будет действовать минимум 180 дней. На рынке недовольны тем, что в выигрыше остается лишь единственный на Дальнем Востоке металлургический комбинат - "Амурсталь", традиционно испытывающий сильный дефицит сырья. Кто будет основными пострадавшими и каков вообще масштаб бизнеса по заготовке и продаже лома на Дальнем Востоке, выясняло EastRussia.

Портам воткнули лом
Фото: shutterstock.com
ДЕВЯТЬ ПОРТОВ - И НИ ОДНОГО

19 мая правительство РФ приняло постановление № 584 "Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через госграницу для убытия из РФ за пределы таможенной территории ЕЭС отдельных категорий товаров". Норма касается лома черных металлов. С 2015 года металлолом является стратегически важным для внутреннего российского рынка товаром, и в отношении его экспорта могут быть установлены запреты или ограничения. Согласно документу, опубликованному 22 мая, экспорт металлолома будет возможен только через девять дальневосточных портов. Среди них Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Магадан (Магаданская область), Мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри (Хабаровский край), Москальво, Пригородное, Шахтерск (Сахалин). 

Новые правила вступают в силу в течение 60 дней после опубликования и будут действовать 180 дней. Крупнейшие портовые узлы Дальнего Востока, на которые идет основной поток генеральных и навалочных грузов - Ванино, Находка-Восточный, Владивосток - в перечень пунктов экспорта не попали. К перечисленным в постановлении портам железные дороги не ведут, хотя железнодорожный транспорт - ключевой в поставке лома черных металлов. Только в пределах ДВЖД за 2017 год погружено 216 тыс. тонн лома, но основной груз в адрес дальневосточных портов идет из Сибири: по данным объединения ломопереработчиков "РУСЛОМ.КОМ", за прошлый год от Иркутска до Владивостока железнодорожный транспорт перевез 1,33 млн тонн лома, автомобильный - 280 тыс. тонн. По статистике ФТС, из 1,4 млн тонн лома, собираемого на Дальнем Востоке, на экспорт ежегодно уходит порядка 1 млн тонн.

При этом нужно понимать, что часть из портов, через которые будет разрешено вывозить лом, открыты не круглый год, а через некоторые, как, например, Пригородное и Де-Кастри, отправляются в основном наливные грузы (сухие грузы из первого отправляет "Дальлеспром", из второго - никто). По сути, у металлотрейдеров остаются на выбор лишь универсальные порты Магадан и Петропавловска-Камчатского. И теоретически экспортерам, погрузив лом с вагонов на суда, можно довезти его морем до ближайшего "разрешенного" порта, чтобы задекларировать, и затем отправить потребителям - в страны Азии. Но пойдут ли они на столь значительные дополнительные издержки на практике - большой вопрос.

Через какие порты Дальнего Востока можно будет везти лом (данные Росморречпорта)

Морской порт
Пропускная способность грузовых терминалов, тыс. тонн в год
В том числе сухих грузов, тыс. тонн в год
Навигация
Шахтерск
2 300
2 300
1 марта - 1 января
Магадан
2 990
2 050
Круглый год
Петропавловск-Камчатский
2 060,6
1 262
Круглый год
Николаевск-на-Амуре
784,4
695,6
Май - ноябрь
Де-Кастри
12 350
350
Круглый год
Москальво
600
192
Июнь - ноябрь
Охотск
156
150
15 мая - 15 ноября
Мыс Лазарева
100
100
1 мая - 30 ноября
Пригородное
19 600
0
Круглый год


Впрочем, подобные сложности - не новинка для металлотрейдеров. В 2008 году российские власти уже ограничивали экспорт лома через все дальневосточные порты, кроме Петропавловска-Камчатского. Запрет регламентировался приказом ФТС и просуществовал в 2009 году в течение полугода. Экспортеры оспорили его в ФАС, и норма была отменена. 26 ноября 2011 года было принято постановление правительства № 1148, запретившее экспорт лома черных металлов через любые порты Дальнего Востока, кроме Магадана. Оно также действовало полгода. Таким образом, нынешняя попытка ограничения экспорта - третья по счету за последние 10 лет.

ДЕФИЦИТ НА ФОНЕ ИЗОБИЛИЯ

Активная дискуссия о новом возможном запрете экспорта лома через крупнейшие порты Приморского и Хабаровского краев шла с 2017 года. На рынке меру прямо связывали с намерениями Минпромторга поддержать единственное действующее металлургическое производство Дальнего Востока - завод "Амурметалл", для которого металлолом является единственным возможным сырьем. На третьем Восточном экономическом форуме член совета директоров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" Денис Сарана заявил: "Это не первая попытка запретить экспорт. Все это делается ради поддержки одного предприятия - завода «Амурметалл» из Комсомольска-на-Амуре. Но можно поддерживать отрасль, нельзя - отдельное предприятие".

Как бы то ни было, металлургическая отрасль в ДФО представлена пока только "Амурметаллом" (также используется историческое название "Амурсталь"), который после затяжного банкротства в начале 2017 года выкупила группа компаний "Торэкс". До 2017 года по 50% компании с долями в 1 млн руб. принадлежало Николаю Мистрюкову (партнер депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Фургала) и Ларисе Стародубовой. Но весной прошлого года в уставный капитал компании с долей в 2 млн руб. вступил Павел Бальский - партнер Аркадия Ротенберга. Интерес последнего к активу может быть связан с перспективами строительства моста на Сахалин, для которого потребуется очень много металла. В интересах Ротенбергов или нет, но господин Бальский получил 50% компании и стал главой ее совета директоров. Доли соучредителей находятся в залоге у ПАО "Восточный экспресс банк" по договору кредитной линии.

У "Торэкса" на Дальнем Востоке своя ломозаготовительная сеть, но она обеспечивает лишь до 200 тыс. тонн сырья в год. Максимальная докризисная мощность "Амурметалла" - 1 млн тонн стальной продукции в год, но предприятие пока не вышло на добанкротные объемы. В январе 2018 года, принимая на заводе хабаровского губернатора Вячеслава Шпорта, исполнительный директор ООО «Торэкс-Хабаровск» Сергей Зюбр рассказал, что за 2017 год "Амурметалл" произвел 187 тысяч тонн готовой продукции, а в планах на 2018 год - 700 тысяч тонн.

В феврале 2018 года члены "РУСЛОМ.КОМ" сообщали замглавы Минпромторга Сергею Цибу, что готовы добровольно обеспечить поставки на "Амурметалл" до 660 тыс. тонн лома в год. Самые крупные обязательства были готовы взять на себя пять компаний: 140 тыс. тонн обещал поставлять "Транслом" (бывшая структура РЖД, через московское ООО "Кронос" принадлежит партнеру помощника президента Игоря Левитина Алексею Золотареву), 130 тыс. тонн - "Дальвтормет" (через хабаровское ООО "Аквила" контролируется Юрием Писаренко), 100 тыс. тонн - ГК "Металлторг-Восток" (принадлежит приморскому предпринимателю Алексею Митрофанову), 60 тыс. тонн - ГК "Сибирьвтормет" (контролирует хабаровский бизнесмен Андрей Ким), 30 тыс. тонн - ГК "Гефест". Правда, компании ассоциации просили Минпромторг не запрещать экспорт лома, а "Амурметалл" - покупать сырье по рыночной цене и не иметь долгов перед поставщиками. 


ОТГРУЗКА МИНУС МИЛЛИАРДЫ

Решение правительства оставляет экспортерам хотя бы выбор: продавать сырье только "Амурметаллу" по цене, которую согласует завод, или искать новых покупателей внутри страны. Отметим, что средняя таможенная стоимость тонны лома, исходя из статистики ФТС за 2017 год по портам Дальнего Востока, составила около $172 - 9,9 тыс. руб. В "Торэксе", впрочем, уже заявляли EastRussia, что считают эту статистику заниженной. Средняя цена тонны лома на рынках АТР, по данным metaltorg.ru, весной 2018 года колеблется в пределах $320-350 (19,2-21 тыс. руб.) за тонну. Средняя цена тонны черного лома на внутреннем российском рынке значительно ниже - 11-12 тыс. руб. за тонну. Потенциальные потери экспортеров лома из-за разницы в ценах от 7 руб. на каждую тонну выливаются в миллиарды рублей.

В "Торэксе" сегодня заявили, что готовы выкупить у трейдеров остатки металлолома, которые будут накапливаться после вступления в силу запрета экспорта через порты юга Дальнего Востока, чтобы обеспечить потребности "Амурстали" - это около 100 тыс. тонн ежемесячно, причем "как и ранее, готовы работать со всеми поставщиками по рыночным ценам". За требуемые объемы поставок сырья, подчеркнул гендиректор завода Сергей Кузнецов, "приходится за каждую тонну бороться с комбинатами Южной Кореи", которые "всегда предлагали завышенные цены". "Вопросов об ограничении конкуренции вообще не должно быть по причине того, что в Дальневосточном регионе закупку металлолома, совместно с заводом «Амурсталь», на протяжении многих лет активно осуществляют крупные западные металлургические комбинаты – «Магнитогорский металлургический комбинат» и «ЕВРАЗ» («СГМК-Трейд»)", - добавил он..

Между тем, очевидно, что главные пострадавшие в этой ситуации - отнюдь не трейдеры. А вот у стивидоров юга Приморья выбора на период действия нового правительственного ограничения уже нет. Денис Сарана оценивал в прошлом году возможные потери портов региона от запрета на экспорт лома в $10 млн выручки, самих экспортеров - еще в $30-40 млн. Месяцем позднее приморские стивидоры оценили потери от запрета как "около миллиона тонн в год стабильной грузовой базы для портов" и падение их выручки на 700-800 млн рублей.

Конечно, металлолом - далеко не главный груз для портов Дальнего Востока. По данным Ассоциации морских портов России (АПМ), в 2017 году суммарный грузооборот портов ДФО по трем зонам составил 192,75 млн тонн. 63%, или 120,7 млн тонн, приходится на зону Приморского края и Восточной Арктики. По данным Дальневосточного таможенного управления, за 2017 год из ДФО экспортировано 1,036 млн тонн лома черных металлов и 61,16 млн тонн грузов всего. Таким образом, по тоннажу металлолом - это всего 0,5% от суммарного грузооборота дальневосточных портов, или 1,7% от официально зарегистрированного экспорта. Общая таможенная стоимость вывезенного лома - $177,92 млн (исходя из среднегодового курса доллара в 58,3 руб. - около 10,38 млрд руб.), или 0,8% от задекларированных экспортерами $22,24 млрд. 

Впрочем, в бизнесе отдельных стивидоров лом черных металлов занимает значительное место. Например, одним из крупнейших отгрузчиков металлолома в порту Владивосток является "Владморрыбпорт". В 2015 году компания, по данным последнего годового отчета, перегрузила 289 тыс. тонн лома, в 2016-м - 376,7 тыс. тонн, в 2017-м - 408 тыс. тонн. Это около 40% от суммарного экспорта лома с Дальнего Востока. ОАО на 51,9% принадлежит московскому ООО "Геотэкс", контролируемому сингапурским Sparklin Holdings Pte Ltd (ранее учредителем компании выступала дочь экс-совладельца холдинга Evraz Александра Катунина Мария Катунина, сейчас входит в совет директоров порта), еще на 20,33% - калифорнийской Asian Metal Resources Group, бенефициаром которой считается Денис Сарана.