Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Pros and cons of the second prime minister of Japan - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Five-year-old Shinzo Abe

Pros and cons of the second government of the Prime Minister of Japan

Five-year-old Shinzo Abe
Photo: 1prime.ru

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
26 December last year in Japan was marked the fifth anniversary of the re-emergence of Prime Minister Shinzo Abe (the first time he lasted in the chair of the country's leader for only about a year at 2006-2007). Five years after Abe headed the state for the second time, the Japanese economy has appreciably strengthened, but still far from the revolutionary changes that he promised to take with the help of the economic course, called "Abenomics" (for more on this, see: https://www.eastrussia.ru/material/abenomika-na-marshe/). Here, in particular, how the successes and failures of Shinzo Abe's five-year activity on the economic front are assessed by Bloomberg experts in an article published by the Japan Times 27 December 2017 newspaper.

In their view, over the past five years, Japan's economic growth has been insufficient to achieve Abe's goals. Nevertheless, the economy increased by 56 trillion yen (494 billion dollars) compared to December 2012. Incidentally, the volume of only one of this growth exceeds Belgium's GDP. Currently, capital expenditure in the country continues to increase, foreshadowing further growth.

However, the problem is that Japan could have done better. Although currently its economy is experiencing the longest period of growth, since the middle of the 1990-ies, other industrialized countries have demonstrated better success. Abe promised structural reforms slowed, and Japan still strongly depends on foreign demand for its products. From month to month, its export earnings are rising, but consumption by households is marking time.

Under Abe, according to the IMF, public debt stabilized at about 240% of GDP. Stabilization is in itself an achievement, but the debt burden is much heavier than in many other large economies, and, most importantly, the prospects for its reduction are now vague. Even more worrisome is the fact that, as Japan's population decreases, this debt in per capita terms continues to grow.

The noticeable success of the last five years was the increased number of employed people, which increased rapidly by 2,7 million people, while the number of unemployed decreased by 1,1 million. In many respects, this increase is due to women returning to workplaces due to the expansion of the number of preschool institutions. However, the primary goal of the Prime Minister to increase the proportion of women to 30% in managerial positions in all areas by 2020 is very far from realization. And the number of women members of Parliament even slightly decreased (to 10,1%), and now only two ministers from 20 in the Abe government represent a beautiful gender.

The stumbling block for Abenomica is the lack of salary growth. As in many other countries, in Japan, the tense situation in the labor market does not translate into a significant increase in its payment. According to the economists surveyed by Bloomberg, in the current year, working Japanese can count only on 1% of the increase in their total revenues. However, much greater growth is required to increase household spending, and the confidence of companies in the stability of price increases has strengthened. Without these two components, the Bank of Japan will be forced through the monetary easing policy to continue the struggle to achieve the target inflation rate of 2%, although the Bank has already virtually finished deflation.

The weak increase in labor productivity, according to Yuki Masujima - economist Bloomberg - is the main failure of Abenomiki. The expert notes that productivity is growing in the manufacturing industry. However, in the service sector in which 70% of the workforce is employed, it fell by more than 10% from 2003 to 2016 years. The decline in labor productivity is a global trend and the “third arrow” of Abenomiki, consisting in structural reforms, was aimed at solving this problem in Japan. In his calculations, Masujima, on the one hand, highlights some of the achievements of the Japanese economy, such as corporate governance and the upsurge of inbound tourism, and on the other, points out its weaknesses, such as agriculture and innovation.

The decision by Donald Trump to pull the US out of the Trans-Pacific Partnership - a regional trading bloc of 12 states - was a blow to Japan, but Abe showed perseverance in maintaining talks on concluding this agreement without US participation. He also concluded a trade agreement with Australia and in December 2017 completed negotiations with the European Union on an agreement on economic partnership.

In his second coming into power, Shinzo Abe, to stop the economic downturn in Japan, closed the door for mass immigration, but at the same time allowed a large number of foreign workers to the country, which now number more than a million people.

Abe has a good chance for the third time to re-elect the chairman of the ruling Liberal Democratic Party in September this year and, accordingly, remain in the prime minister's chair until 2021, which will make him the longest-serving prime minister in the history of Japan. However, he will have to work hard to realize his economic program. In this regard, the aforementioned Yuki Masudzima put it this way: "This is a rare chance for the Japanese leader to really do something - to put the economy back on its feet." And he added: "Unequivocally, Abe will be judged by whether he will increase Japan's opportunities for growth, which still has a long way to go in order to cope with its debt and the aging population."



In the meantime, as the newspaper "Mainiti Shimbun" writes in the issue of 12 January, the fruits of Abenomica are not yet felt by ordinary Japanese. Only 6,5% of Japanese, recently interviewed by the Bank of Japan, said that they are starting to feel comfortable financially. This is 0,8% less than it turned out such Japanese according to the results of the previous poll in September 2017.

The results of a December 2017 survey of Japanese residents about their daily life experiences were published on 11 January. They show that notable improvements in corporate earnings in the context of economic recovery do not affect ordinary households. Only 12,9% of respondents said that their incomes increased compared to the previous year. This is 0,9% less than the results of the previous poll. At the same time 41,5% responded that their expenses increased by 3% compared to September of 2017. According to experts of the Bank of Japan, the worsening of respondents' feelings is caused by growing costs due to the increase in prices and the need to replace durable goods, while their incomes remain unchanged.

The big business is quite different in assessing the economic situation in Japan. Three-quarters of 121, a large Japanese company polled by the Mainichi Shimbun itself, said that the current recovery in the economy will continue, at least until October of the year 2019, when the next increase in the consumer tax is expected from the current 8% to 10%.
If this happens, then the period of economic growth, which began in September of 2012, may exceed the record period of economic growth in Japan for the entire time since the end of the Second World War. This period is 73 months, starting from February 2002 year. At the same time, many companies believe that the recovery will last even longer. So 23% of the companies surveyed believe that economic growth will continue until the summer of 2020, when the Olympic and Paralympic Games will be held in Tokyo.

At the same time, there is a strong fear that the increase of this tax in October 2019 will slow the development of the Japanese economy. However, many companies are also confident that investment in infrastructure for the Olympic Games in Tokyo in 2020 and the massive consumption of foreign game visitors will strengthen the Japanese economy.
In September last year, the government stated that the duration of the current economic growth has already surpassed Idzanagi Keiki, a period of particularly high economic development in Japan, which began in November 1965 and lasted 57 months. Those were the years of accelerated economic development of Japan in the post-war period, which was called the Japanese "economic miracle."

Many companies noted that the growth of exports due to the expansion of the global economy and the weakening of the yen, as well as the improvement of the situation in the sphere of employment and income, have become the factors of the economic recovery observed in Japan. In addition, some companies pointed to the already increased demand in connection with the Olympic construction projects as a reason for the upward trend in the economy.

The main worries, called 121 company, were the upcoming increase in consumer taxes, labor shortages and weak consumer demand. Some large corporations have said that they are also concerned about the impact on the world financial markets of US fiscal policy and geopolitical risks, for example, related to the situation around North Korea. Others highlighted the risks caused by the downward movement of the world economy due to the growing uncertainty in the policies of the countries located in Europe and North America and the slowdown in the growth of emerging economies.

According to the author of these lines, a certain achievement of economic, however, as well as political, Five-Year Plan of Abe can be considered activation of economic and other ties of Japan with Russia. It began in May 2016, when the Japanese Prime Minister invited Russian President Vladimir Putin a well-known plan for economic cooperation, consisting of eight items. And in December of the same year in Tokyo, the two leaders agreed on joint economic activities in the southern Kuriles, which Tokyo claims to be their "northern territories". Last year, active contacts were made between the two countries with a view to the practical implementation of the agreement of their leaders. They also once again turned to this topic, meeting on the margins of the APEC summit in Vietnam in November 2017.

At the same time, the largest Japanese newspaper, Yomiuri Shimbun, published on the last day of 2017, drew attention to the fact that in his New Year's congratulation to the Japanese Prime Minister, the Russian president did not say a word about the planned joint economic activity in the South Kuril Islands.

We will add that the word "economic" in the text of the greeting, stated on the website kremlin.ru, is not available at all, except for mentioning the St. Petersburg International Economic Forum where Vladimir Putin expects Shinzo Abe in May of this year. Perhaps, then, the situation with the implementation of the economic agreements reached by them will become clearer.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пятилетка Синдзо Абэ

Плюсы и минусы второго правления премьер-министра Японии

Пятилетка Синдзо Абэ
Фото: 1prime.ru

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
26  декабря минувшего года в Японии была отмечена пятая годовщина повторного прихода к власти премьер-министра  Синдзо Абэ (первый раз он продержался в кресле руководителя страны всего лишь около года в 2006-2007 гг.).  Пять лет спустя после того, как  Абэ возглавил государство  во второй раз, японская экономика  заметно  укрепилась, но еще далека от тех революционных изменений, которые  он обещал провести с помощью экономического курса, получившего название «Абэномика» (более подробно об этом см.: https://www.eastrussia.ru/material/abenomika-na-marshe/). Вот, в частности,  как оценивают успехи и неудачи пятилетней деятельности Синдзо Абэ на экономическом фронте эксперты агентства Блумберг в статье, опубликованной газетой  Japan Times 27 декабря 2017 года.

 По их мнению, за последние пять лет темпы роста экономики Японии были недостаточны, чтобы достичь поставленных Абэ целей. Тем не менее,  экономика увеличилась на 56 трлн иен (494 млрд долл.) по сравнению с декабрем 2012 года.  Между прочим, объем только одного этого  прироста превосходит  ВВП Бельгии. В настоящее время капитальные расходы в стране продолжают увеличиваться, предвещая дальнейший рост.

Однако проблема заключается  в том, что  Япония могла бы выступить лучше. Хотя в настоящее время ее  экономика переживает самый длительный период роста, начиная с середины 1990-х годов, другие промышленно развитые страны демонстрируют лучшие  успехи. Обещанные  Абэ структурные реформы замедлились, и Япония по-прежнему сильно зависит от зарубежного спроса на ее продукцию. Из месяца в месяц ее  экспортные доходы растут,  но потребление со стороны  домохозяйств топчется на месте.  

При Абэ, по данным МВФ,  государственный долг стабилизировался на отметке приблизительно в 240%  ВВП. Стабилизация сама по себе  является достижением, но долговое бремя  значительно тяжелее, чем во многих других крупных экономиках, а, главное, перспективы его сокращения в настоящее время туманны. Еще больше  беспокоит тот факт, что в связи с сокращением численности жителей  Японии этот долг в пересчете на душу населения продолжает расти.

Заметным успехом последних пяти лет явилось выросшее  количество  занятого населения, которое стремительно увеличилось на 2,7 млн человек, в то время как число безработных сократилось на 1,1 млн. Во многом этот рост обязан женщинам, вернувшимся на рабочие места в связи с расширением числа дошкольных учреждений. Однако первоначальная цель премьер-министра  увеличить долю женщин до 30% на управленческих позициях во всех сферах к  2020 году весьма далека от реализации. А число женщин-членов парламента даже слегка сократилось  (до 10,1%), и ныне лишь два министра из 20 в правительстве Абэ представляют прекрасный пол.

Камнем преткновения для Абэномики остается отсутствие роста зарплат. Как и во многих других странах, в Японии напряженная ситуация на рынке труда не выливается в значительное повышение его оплаты. По мнению опрошенных Блумбергом экономистов, в текущем году работающие японцы могут рассчитывать лишь на 1% прироста  их совокупных доходов.  Однако требуется гораздо больший рост, чтобы увеличились  расходы домохозяйств, и окрепла уверенность компаний в стабильности роста цен. Без этих двух компонентов Банк Японии будет вынужден с помощью политики монетарного смягчения продолжить  борьбу за достижение целевой инфляции в 2%, хотя Банк на настоящий момент уже практически  покончил с дефляцией.

Слабый рост производительности труда, по мнению Юки Масудзимы - экономиста  Блумберга - является главным провалом Абэномики. Эксперт  отмечает, что производительность растет в сфере обрабатывающей промышленности. Однако в области услуг, в которой заняты 70% рабочей силы,  она упала более чем на 10% в период с 2003 по 2016 годы. Снижение производительности труда является глобальной тенденцией и «третья стрела» Абэномики, заключающаяся в структурных реформах, имела своей целью решить эту проблему в Японии. В своих выкладках Масудзима, с одной стороны,  выделяет некоторые области достижений японской экономики, такие как корпоративное управление и скачок въездного туризма, а с другой, указывает на такие ее слабые стороны, как сельское хозяйство и внедрение инноваций.

Решение Дональда Трампа вывести США из Трантихоокеанского партнерства – регионального  торгового блока в составе 12 государств – стало ударом по Японии, однако Абэ проявил упорство в сохранении переговоров о заключении этого соглашения  без участия США. Он также заключил торговое соглашение с Австралией и в декабре 2017 года  завершил переговоры с Европейским Союзом относительно соглашения об экономическом партнёрстве.

В свое второе пришествие во власть Синдзо Абэ,  чтобы остановить экономический спад в Японии, закрыл дверь для массовой иммиграции,  но при этом  допустил  в страну большое количестве иностранных рабочих, которых в настоящее время насчитывается более миллиона человек.

 Абэ имеет хороший  шанс  в третий раз  переизбраться на пост председателя правящей Либерально-демократической партии в сентябре текущего года и, соответственно, остаться в кресле премьер-министра до 2021 года, что сделает его наиболее долго действующим  премьер-министром в истории Японии. Однако ему придется изрядно потрудиться, чтобы реализовать свою экономическую программу.  По этому поводу вышеупомянутый Юки Масудзима выразился так: «Это редкий шанс для японского лидера действительно что-то сделать – поставить экономику обратно на ноги». И добавил: «Однозначно об Абэ будут судить по тому, увеличит ли он возможности Японии к росту, которому предстоит еще большой путь, чтобы справиться с ее долгом и стареющим населением».



Тем временем, как пишет газета «Майнити симбун» в номере от 12 января, плоды Абэномики пока не ощущаются простыми японцами. Лишь 6,5% японцев, опрошенных недавно Банком Японии, сказали, что они начинают чувствовать себя комфортно в финансовом отношении. Это на 0,8% меньше, чем оказалось таких японцев  по результатам предыдущего опроса в сентябре 2017 года.

Результаты проведенного  в декабре 2017 года опроса жителей Японии   относительно их ощущений  повседневной жизни,  были  опубликованы 11 января. Они показывают, что заметные улучшения в доходах корпораций в условиях экономического восстановления не отражаются на обычных домашних хозяйствах. Только  12,9% опрошенных заявили, что их доходы увеличились по сравнению с предшествующим годом. Это на 0,9% меньше, чем по итогам прошлого опроса. В то же время 41,5% ответили, что их расходы возросли на  3% по сравнению с  сентябрем 2017 года. По мнению экспертов Банка Японии, ухудшение ощущений респондентов вызвано растущими расходами из-за увеличения цен и необходимости замены товаров длительного пользования, в то время как их доходы остаются неизменными.

Совсем по-другому оценивает экономическое положение в Японии крупный бизнес.  Три четверти из 121 крупной японской  компании, опрошенной самой "Майнити симбун",  заявили, что нынешний подъем в экономике будет продолжаться, по крайней мере, до октября 2019 года, когда ожидается очередное повышение потребительского налога с нынешних 8% до 10%.
Если это произойдет, то период экономического роста, начавшийся в сентябре 2012 года, может превзойти рекордный срок экономического подъема  в Японии за все время с момента окончания Второй мировой войны.  Этот срок  составляет 73 месяца, начиная с февраля 2002 года. При этом многие компании считают, что подъем продлится еще дольше. Так 23% опрошенных компаний полагают, что экономический рост продлится до лета 2020 года, когда в Токио будут проводиться Олимпийские и Параолимпийские игры.

Вместе с тем существует сильное опасение, что повышение упомянутого  налога  в октябре 2019 года замедлит развитие японской экономики. Однако многие компании также уверены, что инвестиции в инфраструктуру для проведения Олимпийских игр в Токио  в 2020 году и массированное потребление иностранных посетителей игр укрепят экономику Японии.
В сентябре прошлого года правительство заявило, что по своей продолжительности  текущий экономический рост уже превзошел «Идзанаги кэйки» - период особенно высоких темпов экономического развития  Японии, который начался в ноябре 1965 года и продолжался 57 месяцев. То были годы  ускоренного  экономического развития Японии в послевоенное время, получившего название японского «экономического чуда».

Многие компании отметили, что факторами наблюдаемого сейчас экономического восстановления Японии  стали рост экспорта благодаря расширению глобальной экономики и ослаблению иены, а также улучшение ситуации в сфере занятости и доходов. Кроме того, некоторые компании указали на уже возросший спрос в связи с олимпийскими стройками как на причину повышательного тренда в экономике.

Главными тревогами, названными  121  компанией, оказались предстоящее повышение потребительского налога, нехватка рабочей силы и слабый потребительский спрос.  Некоторые крупные корпорации заявили, что они обеспокоены также  влиянием на мировые финансовые рынки фискальной политики США и геополитических  рисков, связанных, например, с ситуацией вокруг Северной Кореи. Другие выделили риски, вызванные понижательным  движением мировой  экономики из-за растущей  неопределенности в политике стран, расположенных в Европе и Северной Америке, и замедлением  роста развивающихся экономик.

По мнению автора этих строк, определённым  достижением экономической, впрочем, как и политической, пятилетки Абэ можно считать активизацию хозяйственных и других  связей Японии с Россией. Она началась  с мая 2016 года, когда японский премьер-министр предложил президенту России Владимиру Путину известный план экономического сотрудничества, состоящий из восьми пунктов. А в декабре  того же года в Токио два руководителя договорились о совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах, на которые претендует Токио, считая их своими «северными территориями». В минувшем году между обеими странами осуществлялись активные контакты с целью практического воплощения договоренности их лидеров. Сами они также в очередной раз обращались к этой теме, встретившись  на полях саммита АТЭС во Вьетнаме в ноябре 2017 года.

Вместе с тем вышедшая в последний день 2017 года самая крупная японская газета «Ёмиури симбун» обратила внимание на то, что в своем новогоднем поздравлении японскому премьер-министру  российский президент ни словом не упомянул планируемую совместную экономическую  деятельность на южнокурильских островах.

 От себя добавим, что слово «экономический»  в тексте упомянутого приветствия, изложенного на сайте kremlin.ru, вообще отсутствует, если не считать упоминания  Петербургского международного экономического форума, на котором  Владимир Путин ожидает Синдзо Абэ в мае текущего года. Возможно, тогда и прояснится ситуация с  ходом реализации достигнутых ими экономических соглашений.