Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Russia-Japan: summit meetings continue

Putin and Abe discussed the pressing problems of bilateral relations

Russia-Japan: summit meetings continue
Photo: TVC

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
In late May, Russian President Vladimir Putin, along with Japanese Prime Minister Shinzo Abe and French President Emmanuel Macron, took part in the St. Petersburg International Economic Forum. And shortly before that, Federal Chancellor Angela Merkel met with Putin in Sochi. A visit to Russia by the heads of the three leading Western countries and their informal communication with the Russian president marked an important trend in the gradual exit of our country from that isolation in the international arena, the main engines of which are the Anglo-Saxon powers.

The communication between Putin and Abe in St. Petersburg and Moscow was a notable event in Russian-Japanese relations. This was the 21st meeting of the two leaders, taking into account their rendezvous during Abe's first term as prime minister in 2006-2007. In addition to active participation in the forum, the Russian and Japanese leaders held intensive personal negotiations, and in addition, they met with representatives of the business circles of both countries and opened the cross years of Russian culture in Japan and Japan in Russia at the Bolshoi Theater. Important topics of talks between Putin and Abe were topical issues of bilateral political relations, economic interaction between the two countries, as well as the situation on the Korean Peninsula.  

As expected, the focus of the negotiations was the territorial issue. It consists in Tokyo's claims to the four islands of the southern Kuriles, which were transferred to the USSR following the Second World War. True, unlike the media and experts from Russia and Japan, the leaders of the two countries delicately prefer to use the euphemism “peace treaty” instead of the term “territorial dispute”. The basis for such delicacy, apparently, is the understanding that the Japanese side cannot imagine concluding this treaty without solving the territorial problem on terms acceptable to it.

A prelude to the May discussion by Putin and Abe of the prospects for concluding a peace treaty was made on the eve of the St. our country in accordance with the agreements between the allied powers, as well as their Russian legal personality during the post-war years. "

The invariability of Russia's principled position on the territorial issue led to the fact that no progress was made on it at the talks between Putin and Abe. This can be judged by the evasive phraseology of the two leaders at their final joint press conference. At it, the President of the Russian Federation, in particular, said: “During the negotiations, we discussed issues related to the peace treaty. We consider it important to patiently continue the search for a solution that would meet the strategic interests of both Russia and Japan, and would be accepted by the peoples of both countries. "

The Prime Minister of Japan, for his part, spoke in more detail on the most difficult problem of Russian-Japanese relations: “A year and a half ago in Nagato (I remember it was snowing there), President Putin and I talked face to face, and then declared our sincere readiness to solve the problem of concluding a peace treaty, which gave a start to work in new directions. "

Obviously, it is on the Russian president that Abe is placing his personal stake, believing that only Putin, given the current conditions in Russia, is capable of making territorial concessions to Japan. This message is confirmed by the following statement by the prime minister at the same press conference: “As I have already noted, in the city of Nagato in my homeland, President Putin and I agreed to express our sincere position and strive to conclude a peace treaty. It is this will, our will, the power of will that opens a new path for relations between Japan and Russia. Therefore, together we once again made sure of our determination to consistently move forward towards the conclusion of a peace treaty with a new approach. " And further: “The issue of a peace treaty that has not been signed for more than 70 years is not easy to solve, but in our generation we want to put an end to this problem. This is the main task of our plan. "

The fact that the Japanese prime minister is pinning his territorial hopes on the Russian president is not concealed by the Japanese officialdom - the Japan Times, which writes: “Abe is betting on Putin, who secured himself another six-year term in the presidential elections in March, in order to accept the landmark judgment on the disputed islands that lie next to Hokkaido ”.

According to the calculations of the Japanese prime minister, it is precisely Japan's economic cooperation with Russia that should open the way to concluding a peace treaty with it. This is the essence of the "new approach" he mentioned to relations with our country. He announced it two years ago in May 2016 at a meeting with Putin in Sochi. Then Shinzo Abe proposed to Vladimir Putin a well-known plan for economic cooperation, including the development of the Far East, from eight points. Since then, representatives of the two countries have been actively working to fill this plan with concrete content, although, apparently, things are moving slowly, and so far no breakthrough projects have been announced within the framework of the said plan.  

This fact was actually recognized by Putin at a meeting in St. Petersburg with the business community of Russia and Japan: “We have received with great interest the initiatives of the Prime Minister of Japan, Mr. Abe, to develop Russian-Japanese relations in eight priority areas, and on this basis we proposed our plan of 80 priority projects. Some of them have already started to develop. " The Russian president also noted the modest level of economic cooperation between Russia and Japan, saying that Japanese investments in the Russian economy do not exceed $ 18 billion, and the bilateral trade turnover last year amounted to only about $ 86 billion, despite the fact that, for example, with China he Russia has reached XNUMX billion.

The Japanese leader, for his part, was inspired to paint bright prospects for economic partnership between Russia and Japan. So, in a conversation with Putin on May 25, Abe shared with him his dreams of the times when a peace treaty will be concluded between the two countries. He said: "The Arctic Ocean, the Bering Sea, the North Pacific Ocean and the Sea of ​​Japan - all these regions will be connected by the sea road of peace and prosperity." In this case, the Sea of ​​Japan will become "a huge logistics highway," he said. It is not clear, however, why these dreams cannot be realized before the conclusion of a peace treaty, if they meet the pressing economic needs of both countries.  

And at a meeting with Russian and Japanese businessmen Abe, in particular, said: "Japan-Russia relations have great potential. In order to realize this potential, exactly two years ago I proposed to President Putin a plan of cooperation from eight points ... We already have more than 130 projects that appeared within the framework of the cooperation plan; half of them have already acquired real features and started implementation. " As to how the priority projects mentioned by Putin and 80 projects of Abe will be combined, we, apparently, have to learn in the near future.

An active exchange of views on the prospects for economic cooperation took place in St. Petersburg at the Russia-Japan Business Dialogue panel discussion, in which Vladimir Putin and Shinzo Abe took part. During the discussion, specific areas of business interaction between the two countries were named, such as energy, automotive, urban economy, transport infrastructure, digital economy, increasing labor productivity and others.

The participants in the discussion emphasized the importance of bilateral cooperation in the field of medicine, including in the modernization of departmental clinics of the Russian Railways, as well as in the fight against oncology. In their opinion, this should contribute to an increase in life expectancy in Russia. The latter seems to be very relevant for the country, including in light of the intention of the world leader in the production and sale of tobacco products, Japan Tobacco, announced at the discussion, to invest a gigantic amount of more than $ 1,5 billion in the purchase of Donskoy Tabak.  

Taking this opportunity, Japanese businessmen expressed a number of claims and wishes against the Russian side. So, the chairman of the Japan-Russian Committee for Economic Cooperation of the Federation of Economic Organizations of Japan (Nippon Keidanren) Teruo Asada, noting that Japanese business is not very active in such projects in the Far East as the TOP and the free port of Vladivostok, stated the need for improvement in the region infrastructure, extension of preferences in the tax system and other measures.

An important part of economic cooperation between Russia and Japan should be the joint economic activities of the two countries in the four disputed Tokyo South Kuril Islands. The agreement was reached by Putin and Abe during the visit of the Russian president to Japan in December 2016. To date, five areas have been identified: aquaculture, hothouse vegetable growing, wind power, garbage processing and so-called package tourism. Putin and Abe agreed that this year the Japanese delegation, consisting of officials and businessmen, will visit the island for the third time in order to study on-site the possibility of implementing joint projects.

However, the stumbling block on this path remains the question of on whose legal basis to carry out such activities. The Japanese side insists that it should not be carried out on the basis of Russian laws, for this would mean Japan's recognition of Russia's sovereignty over the islands, which Tokyo considers its northern territories. To carry out such activities, Tokyo proposes to create a kind of special legal regime that would not prejudice the sovereignty over the islands of either side. Apparently, it was not possible to bypass this obstacle during the May talks between Putin and Abe, although Japanese experts in this respect pinned great hopes on them. True, the leaders of Russia and Japan have agreed on a visa-free trip to the islands by air charter of their former Japanese residents in order to visit the graves of their ancestors, as was the case last year.  

This news was positively assessed in Japan, however, the lack of progress in resolving the territorial issue, as well as the results of Abe's visit to Russia in general, were met with disappointment by the Japanese media. Thus, according to the newspaper "Hokkaido Shimbun", the former residents of the disputed islands at their rally expressed regret over the lack of progress in returning Japan to the "four northern islands". The liberal newspaper Asahi Shimbun also notes that at the talks between Putin and Abe, not even a hint of a prospective settlement of the long-standing bilateral dispute over the northern territories was found.

A lengthy editorial entitled "Benefits from Russian-Japanese cooperation should lead to progress in territorial negotiations" was published by Japan's largest newspaper, the Yomiuri Shimbun. It reads, in particular: “The Prime Minister at the summit in December 2016 tried to develop a“ road map ”for the solution of the territorial range. However, the reality is that since then there has been no smooth progress, as we would like ... The two countries are at an impasse regarding the "special system" on which joint economic activity will be built, since Russia persistently applies its domestic legislation to this activity ... Acceptance of Russia's approval means recognition of its sovereignty over the northern territories, something that Japan cannot accept. "

A number of publications criticize Prime Minister Shinzo Abe for his policy of a "golden mean" between Russia and the Western countries imposing sanctions and other means of pressure on it in an attempt to obtain territorial concessions from Moscow. In this regard, the Japan Times unequivocally states: "The outcome of the recent negotiations between the Japanese and Russian leaders has reinforced the view that Tokyo is trapped in a constant balancing act in its relations with Moscow, which is facing growing hostility with the West."

The same newspaper publishes an analytical article by James Brown, assistant professor of political science at Temple University in Tokyo and specialist in Russian-Japanese relations, under the characteristic title "Abe's trip to Russia highlights his foreign policy failures." Japanese Prime Minister Shinzo Abe returned largely empty-handed from a four-day visit to St. Petersburg and Moscow, including a disappointing summit with Russian President Vladimir Putin, the publication said. The expert believes that Abe's latest trip to Russia was conceived as the culmination of his so-called "new approach", an initiative of 2016 that aims to provide economic incentives to ensure progress in resolving the long-standing territorial dispute between the two countries over the southern Kuril Islands (Northern Territories in Japan). The timing of the visit was also seen as favorable, as it followed shortly after Putin's re-election as Russian president in March. With this presumably Putin's last term, the Abe administration believed that he might now be more inclined to consider unpopular territorial concessions.

However, says James Brown, the Japanese leader has never been able to reach an agreement on the legal framework for joint economic activities on the disputed islands. This, according to Brown, along with the scandals in which Shinzo Abe was involved, will contribute to a further drop in his rating and calls into question the prospects for re-election the chairman of the ruling Liberal Democratic Party in the elections in September this year and, accordingly, the extension of his stay in the Prime Minister's chair for the third record term.

True, Abe himself does not think so and plans to again take part in the same month in the next Eastern Economic Forum in Vladivostok on September 11-13. There he intends to continue the dialogue with Putin on topical problems of relations between Russia and Japan.
June 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Россия-Япония: встречи в верхах продолжаются

Путин и Абэ обсудили насущные проблемы двусторонних отношений

Россия-Япония: встречи в верхах продолжаются

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
В конце мая президент России Владимир Путин наряду с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом Франции Эммануэлем Макроном принял участие в Петербургском международном экономическом форуме. А незадолго до этого в Сочи с Путиным встречалась федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель. Посещение России главами трех ведущих государств Запада и их неформальное общение с российским президентом обозначили важную тенденцию постепенного выхода нашей страны из той изоляции на международной арене, главными двигателями которой являются англо-саксонские державы.

Общение Путина и Абэ в Санкт-Петербурге и Москве  явилось заметным событием и в российско-японских отношениях. Это была 21-я встреча двух лидеров с учетом их рандеву во время первого премьерского срока Абэ в 2006-2007 годах. Помимо активного участия в форуме российский и японский руководители провели интенсивные личные переговоры, а кроме того, встретились с представителями деловых кругов обеих стран и открыли в Большом театре перекрестные годы культуры России в Японии и Японии в России. Важными темами бесед Путина и Абэ стали актуальные вопросы двусторонних политических отношений, экономического взаимодействия двух стран, а также ситуации на Корейском полуострове.  

Как и следовало ожидать, фокусом переговоров явилась территориальная проблема. Она  заключается в притязаниях Токио на четыре острова южных Курил, которые перешли к СССР по итогам Второй мировой войны. Правда, в отличие от СМИ и экспертов России и Японии, руководители двух стран вместо термина «территориальный спор» деликатно предпочитают использовать эвфемизм «мирный договор». Основанием для такой деликатности, видимо, служит понимание того, что японская сторона не мыслит себе заключение указанного договора без решения территориальной проблемы на приемлемых для нее условиях.

Прелюдией к майскому обсуждению Путиным и Абэ перспектив заключения мирного договора прозвучало сделанное накануне Петербургского форума недвусмысленное  заявления помощника президента  по международным вопросам Юрия Ушакова: «Будущий документ должен базироваться на послевоенных реалиях — однозначно зафиксировано четкое признание Японией итогов Второй мировой войны и законность перехода южных Курил к нашей стране в соответствии с договоренностями между союзными державами, а также их российской правосубъектности на протяжении послевоенных лет».

Неизменность принципиальной позиции России по территориальной проблеме привела к тому, что никаких подвижек по ней на переговорах Путина и Абэ достигнуто не было. Об этом можно судить по уклончивой фразеологии двух руководителей на их заключительной совместной пресс-конференции.  На ней президент Российской Федерации, в частности, сказал: «В ходе переговоров обсудили вопросы, касающиеся мирного договора. Считаем важным терпеливо продолжать поиск решения, которое отвечало бы стратегическим интересам и России, и Японии, и было бы принято народами обеих стран».

Премьер-министр Японии, со своей стороны,  более развернуто  высказался по  самой сложной  проблеме российско-японских  отношений: «Полтора года назад в Нагато  (помнится, там шел снег) мы с президентом Путиным поговорили с глазу на глаз, а затем заявили о своей искренней готовности решить проблему заключения мирного договора, что дало старт работам по новым направлениям».

Как очевидно, именно на российского президента  делает персональную ставку Абэ, полагая, что только Путин в сложившихся в России условиях способен пойти на территориальные уступки Японии. Этот посыл подтверждается и следующим  высказыванием премьера  на той же пресс-конференции: «Как я уже отметил, в городе Нагато на моей родине мы с президентом господином Путиным договорились выразить свою искреннюю позицию, стремиться к заключению мирного договора. Именно такой волей, нашей волей, силой воли открывается новый путь взаимоотношений между Японией и Россией. Поэтому мы вместе еще раз удостоверились в решимости с новым подходом последовательно идти вперед к заключению мирного договора». И далее: «Вопрос мирного договора, неподписанного в течение более чем 70 лет, решить нелегко, однако в нашем поколении мы хотим поставить точку в решении этой проблемы. Это и есть главнейшая задача нашего плана».

Тот факт, что японский премьер возлагает свои территориальные  надежды  на российского президента,  не скрывает и японский официоз – газета Japan Times, которая пишет: «Абэ делает ставку на Путина, который обеспечил себе еще один шестилетний срок на президентских выборах в марте, чтобы принять знаковое решение по оспариваемым островам, которые лежат рядом с  Хоккайдо».

По расчетам  японского  премьер-министра, именно экономическое сотрудничество Японии с Россией должно открыть путь к заключению мирного договора с ней. В этом заключается суть упомянутого им «нового подхода» к отношениям с нашей страной. О нем  он объявил два года назад в мае 2016 года на встрече с Путиным в Сочи. Тогда  Синдзо Абэ предложил Владимиру Путину известный план экономического сотрудничества, в том числе по развитию Дальнего Востока,  из восьми пунктов. С тех пор  представителями двух стран ведется активная работа по наполнению этого плана конкретным содержанием, хотя, судя по всему, дело движется медленно,  и пока не заявлено о каких либо прорывных проектах в рамках упомянутого плана.  

Этот факт фактически признал и Путин на  встрече в Санкт-Петербурге  с деловым сообществом России и Японии: «Мы с большим интересом восприняли инициативы премьер-министра Японии господина Абэ по развитию российско-японских отношений по восьми приоритетным направлениям и на этой базе предложили свой план из 80 приоритетных проектов. Некоторые из них уже начали развиваться». Российский президент отметил также скромный уровень экономического сотрудничества России и Японии, сообщив,  что японские инвестиции в российскую экономику не превышают двух миллиардов долларов, а двусторонний торговый оборот за прошлый год составил всего около 18 млрд долларов, при том, что, например, с Китаем он у России достиг 86 млрд.

Японский  лидер, со своей стороны,  вдохновенно  рисовал  радужные перспективы экономического партнерства между Россией и Японией. Так, в беседе  с Путиным 25 мая Абэ поделился с ним  своими мечтами о временах, когда между двумя странами будет заключен мирный договор. Он сказал: «И Северный Ледовитый океан, и Берингово море, и северная часть Тихого океана, и Японское море — все эти регионы будут соединены морской дорогой мира и процветания». По его словам, Японское море в таком случае станет «огромным логистическим хайвеем».  Не ясно, однако, почему эти мечты  не могут   быть реализованы до заключения мирного договора, если они отвечают насущным хозяйственным потребностям обеих стран.  

А на встрече с российскими и японскими бизнесменами Абэ, в частности, сказал: «Японо-российские связи имеют большой потенциал. В целях реализации этого потенциала ровно два года назад я предложил президенту Путину план сотрудничества из восьми пунктов... Мы имеем уже больше 130 проектов, появившихся в рамках плана сотрудничества; половина из них уже приобрела реальные черты и начала реализацию». О том, как будут сочетаться упомянутые Путиным 80 приоритетных проектов и 130 проектов Абэ, нам, видимо, предстоит узнать в недалеком будущем.

Активный обмен мнениями по поводу перспектив экономического сотрудничества  прошел в Санкт-Петербурге на панельной дискуссии «Бизнес-диалог Россия – Япония», участие в которой приняли  Владимир Путин и Синдзо Абэ. В ходе дискуссии были названы конкретные сферы делового взаимодействия двух стран, такие как энергетика, автомобилестроение, городское хозяйство, транспортная инфраструктура, цифровая экономика, повышение производительности труда и другие.

Участники дискуссии подчеркивали важность двустороннего сотрудничества в сфере медицины, в том числе   в модернизации ведомственных клиник  Российских железных дорог, а также в области борьбы с онкологией. По их мнению, это должно способствовать увеличению продолжительности жизни в России.  Последнее представляется весьма актуальным для страны,  в том числе  в свете объявленного на дискуссии намерения мирового лидера по производству и сбыту табачных изделий – компании Japan Tobacco  инвестировать гигантскую сумму в размере   более 1,5 млрд долл. в покупку «Донского табака».  

Воспользовавшись случаем, японские бизнесмены высказали ряд претензий и пожеланий в адрес российской стороны. Так, председатель Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству Федерации экономических организаций Японии (Ниппон Кэйданрэн) Тэруо Асада, отметив, что японский бизнес не очень активно действует в таких проектах на Дальнем Востоке, как ТОР и свободный порт Владивосток,  заявил о необходимости улучшения в регионе инфраструктуры, продлении преференций в налоговой системе  и других мер.

Важной частью экономического сотрудничества России и Японии должна стать совместная хозяйственная деятельность двух стран на четырех оспариваемых Токио южнокурильских островах. Договорённость о ней была достигнута Путиным и Абэ в ходе визита российского президента в Японию в декабре 2016 года. На сегодняшний день определены пять областей такой деятельности: аквакультура, тепличное выращивание овощей, ветряная электроэнергетика, переработка мусора и так называемый пакетный туризм. Путин и Абэ договорились о том, что в этом году острова в третий раз посетит японская делегация, состоящая из чиновников и бизнесменов, с целью изучения на месте возможности реализации совместных проектов.

Однако камнем преткновения на этом пути по-прежнему является вопрос о том, на чьей правовой основе осуществлять такую деятельность. Японская сторона настаивает на том, чтобы она осуществлялась не на основе российских законов, ибо это означало бы признание Японией суверенитета России над островами, которые Токио считает своими северными территориями. Для проведения такой деятельности Токио предлагает создать некий особый правовой режим, который не наносил бы ущерба суверенитету над островами ни одной из сторон. Судя по всему, обойти это препятствие не удалось и во время майских переговоров Путина и Абэ, хотя японские эксперты в этом отношении возлагали на них немалые надежды. Правда, руководители России и Японии договорились о безвизовой  поездке на острова авиачартером  их бывших  японских жителей с целью посещения могил  предков, как это было и в прошлом году.  

Это известие было положительно оценено в Японии, однако отсутствие прогресса в решении территориального вопроса, как и итоги визита Абэ в Россию в целом,  были  с  разочарованием встречены японскими СМИ. Так, по сообщению газеты «Хоккайдо симбун», бывшие жители спорных островов на своем митинге  выразили сожаление по поводу отсутствия прогресса в деле возвращения Японии «четырех северных островов».  Либеральная газета «Асахи симбун» также отмечает, что на переговорах Путина и Абэ  даже намека на перспективное урегулирование давнего двустороннего спора по северным территориям найдено не было.

Пространную редакционную статью под названием «Выгоды от российско-японского сотрудничества должны привести к прогрессу в территориальных переговорах» опубликовала самая крупная газета  Японии «Йомиури симбун». В ней, в частности, говорится: «Премьер-министр на встрече на высшем уровне в декабре 2016 года попытался разработать "дорожную карту" решения территориального ряда. Однако реальность такова, что с тех пор не было никакого плавного прогресса, как хотелось бы... Две страны находятся в тупике в отношении "особой системы", на которой будет строиться совместная экономическая деятельность, поскольку Россия упорно применяет к этой деятельности свое внутреннее законодательство. Принятие утверждения России означает признание ее суверенитета над северными территориями-то, что Япония не может принять».

Ряд изданий критикует премьер-министра Синдзо Абэ за его политику «золотой середины»  между Россией  и обложившими ее санкциями и другими средствами давления  странами Запада в попытке получить территориальные уступки от Москвы.  На этот счет Japan Times однозначно утверждает: «Итоги последних переговоров между японским и российским лидерами укрепили мнение о том, что Токио оказывается в ловушке постоянного балансирования в своих отношениях с Москвой, которая сталкивается с растущей враждой с Западом».

Эта же газета публикует аналитическую статью доцента кафедры политологии в университете Темпл в Токио и специалиста по российско-японским отношениям Джеймса  Брауна  под характерным названием «Поездка Абэ в Россию подчеркивает его внешнеполитические провалы».  В публикации говорится, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ вернулся в основном с пустыми руками из четырехдневного визита в Санкт-Петербург и Москву, включая разочаровывающий саммит с президентом России Владимиром Путиным. Эксперт считает, что последняя поездка Абэ в Россию была задумана как кульминация его так называемого "нового подхода", инициативы 2016 года, которая направлена на предоставление экономических стимулов для обеспечения прогресса в урегулировании давнего территориального спора между двумя странами по поводу южных Курильских островов (Северные территории в Японии). Сроки визита также были сочтены благоприятными, поскольку он последовал вскоре после переизбрания Путина президентом России в марте. Поскольку это, предположительно, последний срок Путина, в администрации Абэ полагали, что теперь он может быть более склонен рассмотреть непопулярные территориальные уступки.

Однако, констатирует Джеймс Браун, японский лидер так и  не смог добиться договоренности о правовых рамках ведения совместной хозяйственной деятельности на спорных островах. Это, по мнению Брауна, наряду со скандалами, в которые оказался вовлечен Синдзо Абэ, будет способствовать  дальнейшему падению его рейтинга и ставит под сомнение перспективы на переизбрание председателем правящей Либерально демократической партии на выборах в сентябре текущего года и, соответственно, продление своего пребывания в кресле премьер-министра на третий рекордный срок.

Правда, сам Абэ так не считает и планирует снова принять участие в том же месяце в очередном Восточном экономическом форуме во Владивостоке 11-13 сентября.  Там он намерен продолжить диалог с Путиным об актуальных проблемах отношений между Россией и Японией.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow