Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Рыба в углях

Жители Приморского края выступили против строительства угольных терминалов в бухте Суходол

Рыба в углях

На фоне амбициозных подвижек совместного российско-японского проекта по строительству рыбного кластера в бухте Суходол Приморского края набирает обороты скандал вокруг строительства в этой же бухте огромного терминала для перевалки угля.

Приморцы обратились к Президенту России Владимиру Путину с просьбой не допустить строительства порта. Обращение было опубликовано в Интернете и за несколько дней собрало более тысячи подписей.

В письме, автором которого является пользователь Ксения Румянцева (Ksenia Rumyanseva), высказаны опасения, что проект строительства специализированного морского угольного перегрузочного комплекса в бухте Суходол нанесет колоссальный вред экологии Приморского края. «В районах движение воздушных масс таково, что ветрами угольную пыль разнесет по всем близлежащим населенным пунктам, окрестным пляжам, базам отдыха», – говорится в тексте обращения. Также в письме обращено внимание на то, что Уссурийский залив, где будет развернута стройка, является уникальной экосистемой, в том числе морской. А строительство терминала приведет к его полному исчезновению.

На прошедших общественных слушаниях, которые состоялись уже после публикации обращения к Президенту, представители администрации Романовского сельского поселения и присутствующие на обсуждениях жители села Романовка заявили, что «реализуемый проект имеет важное значение для жителей всех близлежащих поселков, в том числе Шкотово и Смоляниново, так как здесь будут созданы новые рабочие места и оптимальные условия труда».

Впрочем, как отметила руководитель Международного центра экологического мониторинга Биолого-почвенного института ДВО РАН Татьяна Вшивкова, которая участвовала в общественных слушаниях, никаких решений по терминалу принято не было. «Решений по проекту на мероприятии не принималось, можно было только послушать и задать вопросы. Кстати, многие местные жители, когда узнали, что голосования не будет, покинули зал. У нас, экологов, к терминалу много претензий, на которые, увы, представители компании не дают ответа», – рассказала она.

Напомним, в декабре 2013 года в Москве в рамках «Транспортной недели» состоялось подписание соглашения о строительстве Морского угольного перегрузочного комплекса в районе бухты Суходол, Приморского края. Документ подписан Федеральным агентством морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт» и ОАО ХК «СДС-Уголь» в присутствии руководителя администрации Президента РФ Сергея Иванова и министра транспорта России Максима Соколова.

Поручение подготовить предложения по строительству на Дальнем Востоке специализированного угольного порта для малых и средних угледобывающих компаний было озвучено еще в январе 2012 года на совещании «Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности» Владимиром Путиным. Проект был включен в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

«Вариант размещения угольного терминала на северном берегу бухты Суходол Приморского края, подготовленный ОАО ХК «СДС-Уголь», был разработан по поручению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. По результатам рассмотрения представленных от заинтересованных инвесторов предложений по реализации проекта, он был признан наиболее оптимальным. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский поддержал проект», – сообщили в пресс-службе холдинга.

Результатом станет строительство специализированного угольного терминала в бухте Суходол мощностью 20 млн т в год (около 300 тыс. вагонов в год или по составу с углем каждые два часа). В портовое хозяйство войдут открытые угольные склады под хранение 1,52 млн т сырья, терминал с выходом в открытое море и погрузочные комплексы. Порт разместится на тыловой части мыса Теляковского, в Шкотовском районе. Инициатором проекта выступает ОАО Холдинговая компания «СДС-Уголь». Объем финансирования составит 18 млрд руб. Срок реализации – 2014-2019 гг.

Эксперты полагают, что создание дополнительных логистических мощностей (в том числе портовых) расширит возможности экспорта российского угля на Азиатско-Тихоокеанский рынок и будет способствовать решению проблемы недостаточности портовых мощностей, которую в настоящее время испытывают российские угольщики. Между тем, они не отрицают вредного воздействия на экологию Приморья.

Главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, член экспертного совета по экологической безопасности, охране окружающей среды и воспроизводству биоресурсов, доктор биологических наук Владимир Раков считает, что открытые угольные терминалы представляют серьезную угрозу.

«Периодически проходят координационные советы, где мы рассматриваем обращения жителей населенных пунктов, в которых сейчас работают угольные терминалы. Статистика заболеваний из-за загрязняющих объектов в последние годы в Приморье не радует, такие производства очень опасны для людей», – сказал он. По его словам, угольная пыль, облака которой разлетаются над угольными терминалами, наносит ущерб не только людям. «У нас есть снимки черных льдин в заливе Посьета, там как раз работает угольный терминал. Кроме того, содержание угля в донных отложениях в таких местах достигает 60% – а это наносит серьезный ущерб створчатым моллюскам, зоопланктону, губкам, актиниям и другим организмам. К терминалу привязывается масса других проблем, которые выливаются в экологическое преступление. Например, строительство судоходных каналов», – заключил эксперт.

«Открытая перевалка угля не соответствуют демографической политике. Никто не захочет дышать пылью. Экологическая политика в крае вообще с 2005 года не рассматривается», - согласился с коллегой председатель общественного экспертного совета (ОЭС), профессор Юрий Журавлев.

Власти края обещают сделать все, чтобы жители Приморья не дышали угольной пылью. «У нас не должно быть требований, какой должен быть склад, мы должны соблюдать экологические требования по пыли в воздухе. Надо ускорить проработку этого вопроса и публично отчитаться», – в ответ на общественные реплики заявил губернатор края Владимир Миклушевский. При этом губернатор добавил: «С учетом, конечно, планов инвесторов. Уголь нам возить надо. Это энергетическая безопасность стран АТР, это и наша экономика». По его словам, задача власти – «поставить заслон и рубеж на конечной цели (пыли в воздухе быть не должно), а как это будет сделано – решат специалисты, тем более что варианты есть», – заявил губернатор. Он отметил, что надо учесть все вопросы еще на стадии проектирования угольных терминалов. «Вопрос экологии для нас – номер один», – заключил глава региона.

Председатель Законодательного собрания Виктор Горчаков сообщил, что на уровне субъекта депутаты уже занимаются рассмотрением законопроекта, который направлен на введение запрета на открытое хранение угля.

Тем временем на бухту Суходол претендует еще один крупный инвестпроект. Власти Приморья по поручению президента намерены построить там рыбный кластер. В перспективе комплекс сможет обслуживать практически весь оборот рыбопродукции Дальнего Востока: переработка составит от 80 до 200 тыс. т, перевалка, логистика, хранение — от 320 до 800 тыс. т, торговля без перевалки на комплексе добавит еще 1 млн т. Главный проектировщик кластера — московский филиал Исследовательского института Номура (Nomura Research Institute, Ltd), исследовав шесть различных площадок, пришел к выводу, что наиболее подходящий вариант – бухта Суходол.

На прошедших общественных слушаниях по вопросу строительства рыбного кластера присутствовавший на обсуждении гендиректор ООО «Морской порт «Суходол» Павел Колбасюк поделился, что неделю назад предприятие направило в адрес Исследовательского института Номура письмо. В нем они предъявили претензии институту, так как «разработчики кластера фактически закрыли глаза на планы строительства угольного терминала в той же бухте Суходол и на тех же земельных участках, которые в свою очередь обременены правами третьих лиц, а именно ОАО Холдинговая компания «СДС-Уголь» и ООО «Морской порт «Суходол». Глава филиала «института Номура» Ивата Акира сообщил, что они «не знали о проекте угольного терминала» и еще есть возможность пересмотреть варианты размещения кластера.