Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Fish put in a cluster

How Kamchatka enterprises try to enter the world market together, EastRussia understood

Fish put in a cluster
Extraction and processing of fish products is one of the fastest growing sectors of agriculture in the world. According to the UN Food and Agriculture Commission, over the decade after 2015, the global fisheries and aquaculture market will grow to 196 million tons (by 17%), with Asia remaining the largest consumer of products in the industry (89% of the global volume in 2025). Russia is traditionally one of the leaders in the catch of marine bioresources, ranking fourth after China, Indonesia and the United States. At the same time, due to the increasing globalization of the world fisheries, small enterprises find it increasingly difficult to gain access to new markets due to high product requirements.

The fishing region number one in Russia is the Kamchatka Territory. The natural potential of Kamchatka allows us to withdraw more than 1,5 million tons of aquatic bioresources annually. Kamchatka Territory is also the first in the country in terms of investment in the fisheries industry. Due to the investments of tens of billions of rubles, new processing facilities are being built, the fleet is being modernized, and large projects are being implemented. In 2018, the fishing industry of Kamchatka with honor stood the record entry of salmon into the Kamchatka rivers, processing almost 500 thousand tons of red fish for Putin. The previous record catch, slightly exceeding 250 thousand tons, occurred in 2012 year.

Biological resources in Kamchatka produce more than 200 enterprises, more than 500 are engaged in the activities of the fishery complex year-round or seasonally. However, not all of them have the same scale. The largest fish producers are PJSC Okeanrybflot, AO Akros, the Lenin Fishery Collective Farm, Vityaz-Avto LLC, Tymlatsky Fishery Plant LLC, Pollux LLC, Ozernovsky RKZ JSC No. XXUMX, Ustkammachryba LLC, - long ago gained prestige in the global market. At their disposal are the largest mining fleet, their own deep processing enterprises, producing products under well-known trademarks in Russia and abroad, logistics companies, which allow them to organize transshipment.

They became the core of the association of Kamchatka fish industry on a cluster basis. Other enterprises participating in the cluster interact with their business within the framework of the development of cooperation and specialization: small and medium enterprises. Coordinates the activities of the cluster members Center for Cluster Development (CCR), created by the “Development Corporation of the Kamchatka Territory”. CDC is funded by the federal and regional budgets, solving the widest range of tasks - from training entrepreneurs and preparing business plans for their projects to developing programs for the development of the industry and feasibility study of infrastructure projects.

According to the TsKR, 18 of large enterprises, 31, a small and medium-sized business enterprise, two industry associations and the Public Fund for the Revival and Development of Reindeer Breeding and Fisheries in the Kamchatka Territory have already entered the cluster. It is quite easy to get access to financing of your projects: it is enough to submit an application, a questionnaire and proposals to the cluster work plan, and then sign an agreement on joining the agreement.

The fisheries cluster should help its members to solve the most important tasks that each enterprise cannot solve individually - because of their scale. Thus, for the entire industry it is important to ensure the delivery of its products to end-users abroad while minimizing costs. New sea terminals in the south of Kamchatka: the project of Terminal Seroglazka LLC and Alliance-Kamchatka can become a channel for such deliveries. Another important task is the construction of refrigeration facilities for storing products in the main domestic market of the country - in Moscow. Cluster members have the opportunity to develop and maintain a joint marketing policy: create trademarks, develop coherent marketing strategies.

The three other centers of the cluster, according to the plan of its organizers, should be, firstly, the Kamchatka State Technical University and three technical schools that train personnel for the fishing industry, secondly, the Kamchatka Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, which explores the biological resources of thirdly, reproduction and aquaculture enterprises, first of all, five federal salmon plants operating in Kamchatka. Thus, the cluster should start to solve the whole complex of tasks facing the industry as a whole: from forecasting to reproduction.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Рыбу складывают в кластер

Как камчатские предприятия пытаются вместе выйти на мировой рынок, разбиралось EastRussia

Рыбу складывают в кластер
Добыча и переработка рыбной продукции – один из наиболее динамично развивающихся секторов сельского хозяйства в мире. По данным продовольственной и сельскохозяйственной комиссии ООН, за десятилетие после 2015 года мировой рынок рыболовства и аквакультуры вырастет до 196 млн тонн (на 17%), причем лидером потребления продуктов отрасли останется Азия (89% от мирового объема в 2025 году). Россия традиционно является одним из лидеров по объемам вылова морских биоресурсов, занимая четвертое место после Китая, Индонезии и США. Вместе с тем, из-за нарастающей глобализации мирового рыбного хозяйства небольшим предприятиям все сложнее получить доступ к новым рынкам – вследствие высоких требований к продукции.

Рыбодобывающий регион номер один в России – Камчатский край. Природный потенциал Камчатки позволяет изымать ежегодно более 1,5 млн тонн водных биоресурсов. Камчатский край также является первым в стране по объему инвестиций в рыбохозяйственный комплекс. За счет вложений десятков миллиардов рублей строятся новые перерабатывающие мощности, модернизируется флот, реализуются крупные проекты. В 2018 году рыбопромышленники Камчатки с честью выдержали рекордный заход лососевых в камчатские реки, переработав за путину почти 500 тыс. тонн красной рыбы. Предыдущий рекордный улов, немногим превышающий 250 тыс. тонн, произошел в 2012 году.

Биоресурсы на Камчатке добывают более 200 предприятий, более 500 заняты в деятельности рыбохозяйственного комплекса круглогодично или сезонно. Впрочем, не все из них имеют одинаковый масштаб. Крупнейшие рыбопромышленники – ПАО «Океанрыбфлот», АО «Акрос», Рыболовецкий колхоз имени Ленина, ООО «Витязь-Авто», ООО «Тымлатский рыбокомбинат», ООО «Поллукс», АО «Озерновский РКЗ №55», ООО «Устькамчатрыба», – давно уже завоевали авторитет на мировом рынке. В их распоряжении – самый большой добывающий флот, собственные предприятия по глубокой переработке, производящие продукцию под известными в России и за рубежом торговыми марками, логистические компании, позволяющие организовать перевалку.

Именно они стали ядром объединения рыбопромышленников Камчатки на кластерной основе. С их бизнесом в рамках развития кооперации и специализации взаимодействуют остальные предприятия-участники кластера: малые и средние предприятия. Координирует деятельность участников кластера Центр кластерного развития (ЦКР), созданный «Корпорацией развития Камчатского края». ЦКР финансируется за счет средств федерального и регионального бюджетов, решая самый широкий спектр задач – от обучения предпринимателей и подготовки бизнес-планов для их проектов до разработки программ развития отрасли и технико-экономического обоснования инфраструктурных проектов.



По данным ЦКР, уже сейчас в кластер вошли 18 крупных предприятий, 31 предприятие малого и среднего бизнеса, два отраслевых объединение и Общественный фонд возрождения и развития оленеводства и рыболовства в Камчатском крае. Получить доступ к финансированию своих проектов довольно просто: достаточно подать заявку, анкету и предложения в план работы кластера, после чего подписать договор о присоединении к соглашению.

Рыбохозяйственный кластер должен помочь его участникам решать важнейшие задачи, которые не может решить каждое предприятие по отдельности – из-за их масштабности. Так, для всей промышленности важно обеспечить доставку своей продукции конечным потребителям за рубеж при минимизации затрат. Каналом таких поставок могут стать новые морские терминалы на юге Камчатки: проект ООО «Терминал Сероглазка» и «Альянс-Камчатка». Еще одной важной задачей является строительство холодильных мощностей для хранения продукции на главном внутреннем рынке страны – в Москве. Участники кластера получают возможность разработать и вести совместную сбытовую политику: создавать торговые марки, разрабатывать согласованные маркетинговые стратегии.

Тремя другими центрами кластера, по замыслу его организаторов, должны стать, во-первых, Камчатский государственный технический университет и три техникума, готовящие кадры для рыбной промышленности, во-вторых, Камчатский НИИ рыбного хозяйства и океанографии, исследующий промысловые запасы биоресурсов, и в-третьих, предприятия воспроизводства и аквакультуры, в первую очередь – пять федеральных лососевых заводов, работающих на Камчатке. Таким образом, кластер должен начать решать весь комплекс задач, стоящих перед отраслью в целом: от прогнозирования до воспроизведения.