Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
What is the benefit of processing soybean in the Far East - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Soy Takeaway

What is the benefit of soybean processing in the Far East?

Soymilk, meat, butter, protein in canned food firmly hold a place in the diet of a modern man. World production volumes of soybean grow from year to year. Russia is not behind this trend either. The number of sown areas under soybean in the country is increasing. In this process, the regions of the Russian Far East appear as leaders. Here, not only soybeans are grown, but they are also actively sold abroad. About how soybean turns into an important article of domestic exports and what benefits are its processing inside the country, found out EastRussia.

Soy Takeaway
Photo: shutterstock.com
Special project TORA and Free Port
Annual herb soybean belongs to the family of legumes and in the development of human civilization has a very long history. Along with rice and corn, soybean has become one of the first plants that a man has learned to cultivate. Appearing in China, soybean fields quickly conquered the countries of the Far Eastern region. Europeans got acquainted with this plant at the end of the 17th century, when the German naturalist Engelbert Kempfer described it in his book. He also brought from his journey the Japanese word "soy sauce", which transformed, entered the European and including the Russian language, the familiar word for "soy".

In Russia, as in other European countries, soybeans were grown in the XIX century. The main region of its agricultural cultivation has always been the Far East. During the Soviet era, attempts to grow soybeans in other regions did not have much success and its crop areas were relatively modest. This position of soybean in domestic agriculture was maintained until the beginning of the 2000-ies.

"China's fast-growing economy has created a serious demand for soybeans," said Nikolai Lipatin, PhD in Economics. - This coincided with the stabilization of the economic situation in Russia. In addition, derivatives from soybeans are actively used in the food industry as various kinds of additives. The addition of these factors gave a powerful impetus to the development of soybean production in the country.

According to the research of candidate of economic sciences Viktoriya Kurennaya, China's share in 2016 accounted for 71 percentage of world soybean imports. The same year was the record year for soy exports from Russia. According to the expert-analytical center of agribusiness "AB-Center", it amounted to 430 thousand tons, while in 2014 year it did not reach 100 thousand tons. No less successful was 2015 year, then for export was sent slightly less than 400 thousand tons of soy.

Such a significant change in the market conjuncture attracted large business to the Far East. In 2017 year In an interview with EastRussia the general director of GC Rusagro Maxim Basov noted that the group of companies that entered the Far East in 2015 year is interested not only in the production of beans for export, but also in the processing of soybeans at its own capacities. At the beginning of 2018, the group "Commonwealth" announced about the intention to build a soybean processing plant and a sea terminal in the Primorye Territory for transshipment of its products.

The interest of domestic business in the production of soy is understandable - over the past years, China has consistently increased the export of this product, and the geographical location of the Far East reduces transportation costs when exporting soybeans to the Middle Kingdom. This situation allows Russian producers to set records. So, in May of this year, the Rosselkhoznadzor reported that from 1 July 2017 Russia exported to China 1 a million 231 thousand tons of agricultural products, which is the highest indicator for the entire post-Soviet history. At the same time, the share of soy is 846 thousand tons (in second place rapeseed - 108 thousand tons).

SOYA REGIONS

Among the regions that make up the Far Eastern Federal District, the key role in soybean production is occupied by the Amur Region. According to the regional Ministry of Agriculture, in 2017 this crop was planted 967 thousand hectares or 62 percent of the total arable land. Despite the low average yield (in 2017, it was 13,3 a centner per hectare, with 19,2 a centner per hectare in the Belgorod region), Amur residents show good gross fees. According to the Agency of the Far East for attracting investment and supporting exports, 40 percent of all soybeans grown in Russia falls to the Amur Region. This attracts large capital, ready to invest in the construction of processing facilities.

In 2017 the company "Amuragrocenter" (net profit in 2016 year - 411,98 million rubles) built and launched in Belogorsk a plant for deep processing of soy. The total amount of investment is 2,4 billion rubles. A special product of this production is a soy protein isolate, which previously was exclusively an imported commodity. According to the plant's director Vasily Galitsin, the region for construction was chosen precisely because of the large amount of raw materials.

All the soybean oil produced in the enterprise is exported to China, and the meal (concentrate for the production of feed) is sent for further processing to the enterprises of the Urals. By the beginning of 2019, the plant should reach its designed capacity - 240-270 thousand tons of products per year. Characterizing the launch of this project, the associate professor of the Department of Economic and Social Geography of Russia, Moscow State University. M.V. Lomonosov Alexander Danshin in an interview with EastRussia predicted, that its final result can be the formation of a soybean cluster for the entire Far Eastern region. In addition, Amuragrocenter has another soybean processing plant in Blagoveshchensk. It also produces soybean oil, meal and mixed fodder.

The emergence of such industries creates a market for small soybean producers. In the Amur region, these are mainly peasant farms. According to the information of the regional Ministry of Agriculture, they account for 38 percent of all sown areas of soybeans.



The second region of the Far Eastern Federal District, actively developing soybean production, is the Primorsky Territory. If in 2015 year soybeans were sown a little more than 200 thousand hectares, this year, according to the regional department of agriculture, they plan to occupy 250 thousand hectares. Just like in the Amur region in Primorye, soybean is the leader in the number of sown areas, and this, in turn, affects the gross harvest quite well. In 2017, Primorye collected 381 thousand tons of soybeans, increasing this figure by 34 percent compared to 2016 year.

However, for manufacturers this positive dynamics turned into a price collapse. According to the Department of Agriculture, in November 2017, it dropped to 15 rubles per kilogram. And if for big manufacturers, and they are in the province of 17 companies, this did not entail serious problems, then small farms had to be difficult. To avoid a similar situation this year, in May, with the assistance of the regional authorities, a minimum fixed price agreement was signed between agricultural producers and the largest soybean processor, OOO Primorskaya Soya (part of the Rusagro Group). At the moment, this is the only production in the region, capable of processing up to 150 thousand tons of soybeans a year.

The shortage of processing industries leads to an increase in exports. According to the Federal Customs Service, if in 2016, Primorsky Krai exported about 63 thousand tons, in 2017 this indicator increased to 94 thousand tons. The main consumer of seaside soybean is China.

WHY DO ITS SOI?

One of the factors that spurred the increase in soybean production is the world price for this product. According to the All-Russian Research Institute of Pancake Crops, world prices for soybeans from 2000 for 2013 year with some fluctuations showed steady growth. However, a significant increase in the production of soybeans by leading countries in this area, such as the US and Brazil, led to a certain drop in prices in 2013. The International Independent Institute of Agrarian Policy (MNIAP) noted that with 2013 for 2015 year, the price per tonne of soybean fell from 538 to 390 dollars and with some fluctuations remains at this level to this day. This situation is reflected in the domestic market. Thus, in a study conducted by the analytical company Alto Consulting Group, it is noted that with 2015 for 2018 year, average soybean prices fell from 21 147,4 rubles to 19 642,3 rubles per ton.

Significant influence on pricing is exerted not only by weather factors affecting yields, but also by the relationship between the US and China.

"The United States is the largest producer of soy, and China is its main consumer," says Nikolai Lipatin, PhD in Economics. - The aggravation of relations between these countries and the threat of a trade war is reflected, among other things, in the soybean market. However, China, given its dependence on US supplies, is not yet ready to aggravate relations in this area. Therefore, while the market remains fairly stable. However, it must be taken into account that China seeks to reduce import dependence by increasing its own soybean acreage and reorienting to shipments from other countries. In this sense, Russia has prospects for increasing its export potential, but given the climatic factors, it is unlikely that our country will be able to provide a significant share of Chinese soybean imports.

It is obvious that export of soy, as a product of low redistribution, is unlikely to produce a long-term positive effect on the economy of both the country and the producing regions.

"Exporters of unprocessed agricultural products are too dependent on world price fluctuations," said the senior lecturer of the Chita Agrarian Institute, Viktor Ivanov. - Developed agriculture at the present stage is primarily a complex, which includes both the production of the product and its deep processing. In this sense, soy is a very promising product. Due to the large content of useful substances, it allows using it both in the food industry and in livestock. It is only necessary to take into account that products of high redistribution should also be used inside the country. Because the same China is not in a hurry to buy Russian soybean meal. They rely on the development of their own processing industries and will therefore be happy to purchase soybeans, but not redistribution products.

In the Far East, "it is necessary to create industries that will consume soy products - livestock complexes and food processing plants," says the expert.

- Whatever one may say, it is here that the main regions of its growth are the Amur Region and Primorye Territory. In addition, agrotechnics should also be developed, because without this it is unlikely to achieve high protein content in the culture. Thus, soybean, as a very promising agricultural crop, can give impetus to the development of many areas of the economy. In my opinion, there is an understanding of this both in business and in the state, - sums up Viktor Ivanov.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Соя на вынос

Чем выгодна переработка сои на Дальнем Востоке

Соевые молоко, мясо, масло, белок в консервах прочно занимают место в рационе питания современного человека. Мировые объемы производства сои год из года растут. Не отстает от этого тренда и Россия. Количество посевных площадей под сою в стране увеличивается. В этом процессе регионы российского Дальнего Востока значатся в лидерах. Здесь не только выращивают сою, но и активно продают за рубеж. О том, как соя превращается в важную статью отечественного экспорта и какие выгоды несет ее переработка внутри страны, выясняло EastRussia.

Соя на вынос
Фото: shutterstock.com
Однолетнее травянистое растение соя принадлежит к семейству бобовых и в развитии человеческой цивилизации имеет весьма давнюю историю. Наряду с рисом и кукурузой соя стала одним из первых растений, которое человек научился возделывать. Появившись в Китае, соевые поля быстро покорили страны дальневосточного региона. Европейцы познакомились с этим растением в конце XVII века, когда германский натуралист Энгельберт Кемпфер описал ее в своей книге. Он же привез из своего путешествия японское слово «соевый соус», которое трансформировавшись, вошло в европейские и в том числе русский язык, привычным для нас словом «соя».

В России, как и в других европейских странах, сою стали выращивать в XIX веке. Основным регионом ее сельскохозяйственного возделывания всегда являлся Дальний Восток. В советское время попытки выращивания сои в других регионах большого успеха не имели и ее посевные площади были относительно скромными. Такое положение сои в отечественном сельском хозяйстве сохранялось вплоть до начала 2000-х годов.

– Быстрорастущая экономика Китая создала серьезный спрос на сою, – говорит кандидат экономических наук Николай Липатин. – Это совпало со стабилизацией экономического положения в России. Кроме того, производные из соевых бобов активно используются в пищевой промышленности как различного рода добавки. Сложение этих факторов дало мощный толчок развитию производства сои в стране.

Согласно исследованиям кандидата экономических наук Виктории Куренной, на долю Китая в 2016 году приходился 71 процент мирового импорта сои. Этот же год стал рекордным по экспорту сои из России. По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», он составил 430 тысяч тонн, тогда как в 2014 году не достигал и 100 тысяч тонн. Не менее успешным был и 2015 год, тогда на экспорт было отправлено чуть меньше 400 тысяч тонн сои.

Такое существенное изменение конъюнктуры рынка привлекло на Дальний Восток крупный бизнес. В 2017 году в интервью EastRussia генеральный директор ГК «Русагро» Максим Басов отмечал, что группа компаний, зашедшая на Дальний Восток в 2015 году, заинтересована не только в производстве бобовых на экспорт, но и в переработке сои на собственных мощностях. В начале 2018 года группа «Содружество» объявила о намерении построить в Приморском крае завод по переработке сои и морской терминал для перевалки своей продукции.

Заинтересованность отечественного бизнеса в производстве сои понятна – на протяжении последних лет Китай последовательно увеличивает экспорт этого продукта, а географическое положение Дальнего Востока снижает транспортные издержки при экспорте сои в Поднебесную. Такая ситуация позволяет российским производителям ставить рекорды. Так, в мае этого года, Россельхознадзор сообщил, что с 1 июля 2017 года Россия экспортировала в Китай 1 миллион 231 тысячу тонн сельхозпродукции, что является самым высоким показателем за всю постсоветскую историю. При этом на долю сои приходится 846 тысяч тонн (на втором месте рапс – 108 тысяч тонн).

СОЕВЫЕ РЕГИОНЫ

Среди регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, ключевую роль в производстве сои занимает Амурская область. По данным областного министерства сельского хозяйства, в 2017 году этой культурой было засеяно 967 тысяч гектаров или 62 процента от общего количества пахотных земель. Несмотря на невысокую среднюю урожайность (в 2017 году она составила 13,3 центнера с гектара, при 19,2 центнера с гектара в Белгородской области), амурчане показывают хорошие валовые сборы. По информации Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, 40 процентов всех выращиваемых соевых бобов в России приходится на Амурскую область. Это привлекает крупный капитал, готовый вкладываться в строительство перерабатывающих мощностей.

В 2017 году компания «Амурагроцентр» (чистая прибыль в 2016 году – 411,98 млн рублей) построила и запустила в Белогорске завод по глубокой переработке сои. Общий объем инвестиции составляет 2,4 млрд рублей. Особым продуктом этого производства является соевый белковый изолят, который до этого был исключительно импортным товаром. По словам директора завода Василия Галицина, регион для строительства был выбран именно благодаря большому количеству сырья. 

Все соевое масло, производящееся на предприятии, экспортируется в Китай, а шрот (концентрат для изготовления кормов) направляется для дальнейшей переработки на предприятия Урала. К началу 2019 года завод должен выйти на проектную мощность – 240-270 тысяч тонн продукции в год. Характеризуя запуск этого проекта, доцент кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Даньшин в интервью EastRussia прогнозировал, что его конечным результатом может стать формирование соевого кластера для всего дальневосточного региона. Кроме того, «Амурагроцентру» принадлежит еще один завод по переработке сои, находящийся в Благовещенске. На нем также производится соевое масло, шрот и комбикорма.

Появления таких производств создает рынок сбыта для мелких производителей сои. В Амурской области это в основном крестьянско-фермерские хозяйства. По информации областного минсельхоза, на их долю приходится 38 процентов всех посевных площадей занятых соей.

Вторым регионом ДФО, активно развивающим соевое производство, является Приморский край. Если в 2015 году соей засевали чуть более 200 тысяч гектаров, то в этом году, по данным краевого департамента сельского хозяйства, планируют занять соей 250 тысяч гектаров. Также как и в Амурской области в Приморье соя лидирует по количеству посевных площадей, а это, в свою очередь, неплохо сказывается на валовом сборе. В 2017 году приморцы собрали 381 тысячу тонн сои, нарастив этот показатель на 34 процента по сравнению с 2016 годом.

Однако для производителей эта положительная динамика обернулась обвалом цены. По информации департамента сельского хозяйства, в ноябре 2017 года она опустилась до 15 рублей за килограмм. И если для крупных производителей, а их в крае 17 компаний, это не повлекло серьезных проблем, то небольшим фермерским хозяйствам пришлось трудно. Чтобы избежать подобной ситуации в этом году, в мае при содействии властей региона был подписан договор о минимальной фиксированной цене между сельхозпроизводителями и крупнейшим переработчиком сои ООО «Приморская соя» (входит в ГК «Русагро»). В настоящий момент это единственное производство в крае, способное перерабатывать до 150 тысяч тонн сои в год.

Недостаток перерабатывающих производств приводит к наращиванию экспорта. По данным Федеральной таможенной службы, если в 2016 году Приморский край экспортировал около 63 тысяч тонн, то в 2017-м этот показатель вырос до 94 тысяч тонн. Главным потребителем приморской сои является Китай.

ПОЧЕМ БОБ СОИ?

Одним из факторов, подстегнувших наращивание объемов производства сои, остается мировая цена на этот продукт. Согласно данным Всероссийского научно-исследовательского института масленичных культур, мировые цены на соевые бобы с 2000 по 2013 год с некоторыми колебаниями показывали постоянный рост. Однако значительное наращивание производства сои ведущими в этой сфере странами, такими как США и Бразилия, привело к некоторому падению цен в 2013 году. В Международном независимом институте аграрной политики (МНИАП) зафиксировали, что с 2013 по 2015 год цена за тонну сои упала с 538 до 390 долларов и с некоторыми колебаниями остается на этом уровне по сегодняшний день. Эта ситуация отразилась и на отечественном рынке. Так, в исследовании, проведенном аналитической компанией Alto Consulting Group, отмечается, что с 2015 по 2018 год средние цены на сою упали с 21 147,4 рублей до 19 642,3 рублей за тонну.

Существенное влияние на ценообразование оказывают не только погодные факторы, влияющие на урожайность, но и взаимоотношения между США и Китаем.

– США являются крупнейшим производителем сои, а Китай ее главным потребителем, – говорит кандидат экономических наук Николай Липатин. – Обострение отношений между этими странами и угроза торговой войны отражается в том числе и на рынке сои. Однако Китай, учитывая его зависимость от американских поставок, пока не готов обострять отношения в этой сфере. Поэтому пока рынок остается достаточно стабильным. Впрочем, надо учитывать, что Китай стремится снизить импортозависимость путем увеличения собственных посевных площадей сои и переориентацией на поставки из других стран. В этом смысле у России есть перспективы для наращивания экспортного потенциала, однако, учитывая климатические факторы, вряд ли наша страна сможет обеспечить значимую долю китайского импорта сои.

Очевидно, что экспорт сои, как продукта низкого передела, вряд ли произведет долгосрочный положительный эффект на экономику как страны, так и соепроизводящих регионов.

– Экспортеры не обработанных сельхозпродуктов слишком зависимы от мировых колебаний цен, – говорит доцент читинского аграрного института Виктор Иванов. – Развитое сельское хозяйство на современном этапе это прежде всего комплекс, включающий как производство продукта, так и его глубокую переработку. В этом смысле соя очень перспективный продукт. Благодаря большому содержанию полезных веществ она позволяет использовать ее как в пищевой промышленности, так и в животноводстве. Только необходимо учитывать, что продукты высокого передела также должны использоваться внутри страны. Потому что тот же Китай закупать российский соевый шрот не спешит. Там делают ставку на развитие собственных перерабатывающих производств и потому будут с удовольствием закупать сою, но не продукцию передела. 

На Дальнем Востоке "необходимо создавать производства, которые будут потреблять продукты из сои – животноводческие комплексы и пищевые комбинаты", говорит эксперт. 

- Как ни крути, а именно здесь основные регионы ее произрастания – Амурская область и Приморский край. Помимо этого, следует еще развивать и агротехнику, потому что без этого вряд ли получится добиться высокого содержания белка в культуре. Таким образом, соя, как весьма перспективная сельскохозяйственная культура, может дать толчок развитию многих областей экономики. На мой взгляд, понимание этого есть как у бизнеса, так и у государства, - резюмирует Виктор Иванов.