Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Туристический сумбур охватил Дальний Восток

Некоторые регионы ДФО формально готовы принимать туристов, однако на деле не открыты для них

Туристическая отрасль Дальнего Востока последние годы развивалась бурными темпами. Сейчас из-за закрытия границ правительство ожидает увеличения спроса на внутренние туристические направления среди россиян со всех концов страны. Однако введение карантинных ограничений парализовало индустрию в большинстве регионов Дальнего Востока. Это ставит под сомнение заявления чиновников разного уровня, о том, что ДФО должен составить конкуренцию курортам Крыма и Кубани.

Туристический сумбур охватил Дальний Восток
Фото: pixabay.com

САХАЛИНСКАЯ КРЕПОСТЬ И КАМЧАТсКИЙ ЗАБОР

Загрузка авиарейса Москва — Южно-Сахалинск сейчас составляет 25-30%, у каждого пассажира в распоряжении есть по два-три кресла. Если раньше в середине июня пассажиры полностью выкупали места в двух широкофюзеляжниках в день, то этим летом самолет один и тот полупустой.

По прилету начинаются проверочные мероприятия. Сначала проверка документов (паспорт и свежая COVID-справка) на входе в терминал. Людей запускают двумя потоками, однако процедура все равно занимает полчаса. Затем — экспресс-тестирование на образце крови. Все как на конвейере — по минуте на человека. Затем заполнение документов: предписание, согласие на обработку персональных данных. Затем процедура фотографии вместе с выданным предписанием на 14-дневную изоляцию — далеко не всем дается с первого раза: маску снять, встать ровно, предписание держать в руке чуть ниже подбородка.

После этих процедур местные жители могут идти на выход, а тех, у кого нет сахалинской прописки, ждет оформление по линии Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области. Чтобы это ведомство санкционировало выход из аэропорта, на руках должен быть заранее оформленный электронный пропуск, а также трудовой договор с компанией, зарегистрированной на Сахалине. Большинство проблем у приезжающих появляются именно на этом этапе. Есть прямое требование губернатора — кроме как родственников и людей, нанятых с материка сахалинским бизнесом, в островном регионе никого не ждут.

Формально самоизоляция на Сахалине снята, однако туристов там не ждут — въезд им пока что им въезд запрещен. Сроков открытия туристического сезона никто сейчас называть не готов — все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. При этом губернатор Валерий Лимаренко в одном из интервью пригрозил сохранять режимный въезд на острова вплоть до вакцинирования, когда бы оно ни состоялось.

Аналогичная ситуация сложилась на Камчатке. Въезд разрешен только трем категориям граждан: тем, кто имеют местную прописку или владеет недвижимостью, тем, кто едет исполнять трудовые обязанности, и тем, кто следует транзитом, например, на Чукотку. Всем въезжающим придется провести 14 дней в изоляции. Действие такого порядка уже продлено до 15 июля. И никакого туризма.

 

ОТПУСК ДОМА

По результатам опроса ВЦИОМ, взять отпуск этим летом планирует каждый третий россиянин (31%). При этом около 61% жителей страны хотят провести его дома и только 4% собираются поехать за границу. При этом в 2019 году за границей отдыхали 13% россиян.

Среди причин, из-за которых некоторые жители России останутся дома, называются нехватка финансов (36%), коронавирус, самоизоляция и закрытые границы (25%). Свои первоначальные планы на отпуск в нынешнем году поменяли 29% россиян, главная причина перемен — пандемия коронавируса (70%).

«В кризис люди обеспокоены подъемом своего благосостояния, поэтому многим в этом году будет не до путешествий. Многие потеряли бизнес, работу, снизился заработок, поэтому люди захотят посидеть дома и сэкономить. Туротрасль будет восстанавливаться, какое-то время», — объясняет коммерческий директор компании «Билетур» Татьяна Солодовникова.

По ее мнению, при снятии ограничений, открытии всех баз отдыха и наличии хорошей погоды Приморье вполне может позволить удовлетворить внутренний туристический спрос для жителей Дальнего Востока. Короновирус может спровоцировать всплеск популярности курортов Приморского края среди туристов ДФО.

Что касается отдыха за пределами Дальнего Встока, то пока дальневосточники могут рассчитывать лишь на путешествия по России. По некоторым прогнозам, открытие российских границ возможно лишь в 2021 году, однако Ростуризм сообщает, что с 1 июля будут готовы принимать туристов 67 регионов России.

«Уже подключились Хакасия, Бурятия и Алтай, путешествия по этим направлениям также найдут своего туриста, как мы надеемся. Они и раньше были в линейке предложений, но не настолько востребованы.
Жители Приморья в связи со сложившейся ситуацией с границами Азиатского региона наконец-то вспомнили и о Центральной части России, интересуются турами по Золотому кольцу, в Санкт-Петербург, Кижи.
Крым и южные направления по-прежнему из-за высокой стоимости перелетов не очень востребованы», — рассказала Ольга Алексеева.

При этом неизвестно, в какой мере дальневосточники смогут воспользоваться традиционным отпускным сезоном. Перелетов пока не так много как в обычный туристический сезон, да ограничений остается много: если курортные города постепенно снимают ограничения для туристов, то после возвращения домой, все равно придется уйти на самоизоляцию, а такая перспектива у многих отбивает желание куда-либо уезжать.

 

КТО ГОТОВ РАБОТАТЬ С МЕСТНЫМИ?

Пока гостиницы, рестораны и турбазы в большинстве регионов ДФО закрыты. Сами туристические компании также по большей части официально не работают. В части регионов хоть и сняли обязательный двухнедельный карантин для приезжих, однако все увеселительные заведения, театры, цирки не работают.

Одно из самых популярных направлений у туристов на Дальнем Востоке — Приморье. Заместитель председателя краевого правительства Константин Шестаков отмечает, что подготовка к открытию туристического сезона идет полным ходом.

«Туристическая сфера региона полностью не работает с начала действия режима повышенной готовности, то есть со второй половины марта. Учитывая, что в отрасли трудится порядка 45 тыс. человек, правительству края крайне важно восстановить работу предприятий, как только это позволит сделать эпидемическая обстановка. Но подготовку к открытию мы уже начали. В настоящее время мы проводим подготовку гостиниц, прошедших классификацию, к возобновлению работы. Из 94 таких гостиниц 80 уже прошли мониторинг на соответствие рекомендациям Роспотребнадзора, оставшиеся должны устранить недостатки в ближайшее время», — рассказал Константин Шестаков.

По словам зампреда, если в регионе отменят действие режима повышенной, гостиницы смогут приступить к работе. Затем на очереди — возобновление работы баз отдыха, открытие пляжей, кафе и ресторанов. Разумеется, все это будет, осуществятся с соблюдением мер санитарной безопасности, которые подразумевают некоторые ограничения относительно обычного режима работы. Власти Приморского края рассчитывают, что регион в этом сезоне в первую очередь будет пользоваться популярностью у местных путешественников.

«В этом году первыми гостями приморских гостиниц и баз отдыха станут жители Приморского края, затем жители других регионов России. А после открытия границы, мы ждем иностранных туристов. Когда это случится, пока сказать сложно, поэтому мы рассчитываем, что основной турпоток в этом году будет внутренний.

Пока же неопределенность, вызванная эпидемией, не мешают туристическим предприятиям планировать свою деятельность на ближайшие месяцы.

«Мы очень рады, что уже официально разрешили путешествия по Приморскому краю, поэтому мы начинаем активно готовить маршруты и программы по Владивостоку и Приморью. В целом мы смотрим в будущее все-таки позитивно. Но вся отрасль находится в режиме ожидания, происходит переоценка направлений и разрабатываются новые маршруты с учетом всех обстоятельств», — рассказала директор по развитию туризма туристического агентства «Фрегат аэро» Ольга Алексеева.

Впрочем, по словам Татьяны Солодовниковой, основная сложность сейчас заключается в том, что из-за приостановки деятельности официальных компаний на рынок хлынули предложения от «серых» и «черных» игроков, которым «официалы» очевидно стали уступать свою долю.

«Огромное количество физических лиц продает туры, походы и экскурсии на уровне Instagram. Все это негативно сказывается на внутреннем состоянии руководителей и сотрудников сферы туризма. Сегодняшняя ситуация вызывает больше вопросов нежели ответов», — отметила Татьяна Солодовникова.


ВЗАИМОСОЖЖЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ БЮДЖЕТОВ

Вице-губернатор Приморского края Константин Шестаков рассказал, что регион скорректировали программы по привлечению туристов с внешнего на внутренний туризм, и уже запустили активную рекламную кампанию в соцсетях и СМИ, ориентированную, главным образом, на молодежную аудиторию Дальнего Востока.

«Как только станут ясны сроки, когда средства размещения туристов смогут возобновить работу, мы нарастим объем информационной поддержки. Но все это станет возможным только тогда, когда позволит эпидемическая обстановка», — отметил Константин Шестаков.

О том, что каждый регион России активно готовится продвигать свою территорию на внутреннем рынке, красноречиво свидетельствуют данные портала госзакупок. Количество бюджетных тендеров на информационные услуги, инфотуры и фам-туры стремительно возросло. Только за июнь Национальный туристский информационный центр «Якутия» заключает три договора с тремя единственными поставщиками по одному млн рублей каждый, Карелия направляет 6,4 млн рублей на пресс-тур для российских блогеров, Пермский край торгует 2,6 млн рублей на продвижение региона, Московская область разыгрывает пять млн рублей на информационную кампанию. Бурятия провела торги на два млн рублей на мероприятие по презентации турпотенциала блогерам, СМИ и туроператорам, Ставропольский край — десять млн рублей на рекламно-информационные публикации, Красноярский край — один млн рублей примерно на те же цели.

Стремительно вкладывается и федеральный центр. Так, Ростуризм провел ряд тендеров, ориентированных на информационное продвижение российских регионов. Отличительной чертой этих закупочных процедур стал демпинг: тендер на создание креативных концепций и роликов потерял в цене 80% (был расторгован за 2,7 млн при стартовой 13,8 млн). А тендер на проведение пресс-туров в регионы России (в котором среди девяти целевых регионов не нашлось места ни одному дальневосточному или арктическому) привел к падению цены более чем вдвое — с 14 до 6,8 млн рублей.

Казалось бы, в этой активности регионов нет ничего необычного и зазорного, это обычная практика, которая и так велась из года в год. Однако текущая ситуация грозит превратиться в настоящие битвы региональных бюджетов за внутреннего туриста. При этом отсутствие централизованной координации информационной активности вполне может создать риск перепродаж на тех или иных направлениях, что, в свою очередь, приведет к снижению качества обслуживания туристов и к неэффективной трате средств.

«Невозможно без увеличения мощностей дать за полгода такой же экономический результат, который регионы показывали за полный год, — отмечает один из экспертов, опрошенных EastRussia. — Понятна логика регионов, которые столкнулись с выпадающим потоком иностранных туристов, особенно тех, в которых эта доля была существенная. Вот этим регионам и надо помогать компенсировать разницу, на Дальнем Востоке — это Приморье и Бурятия. Для остальных эта информационная баталия за туриста рискует обернуться выброшенными деньгами и пшиком».

Это мнение поддерживает представитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Асеева. По ее мнению, нынешняя ситуация с закрытыми границами может действительно спровоцировать рост туристического потока в макрорегионе приблизительно на 20-30%. Однако в Приморье, на Сахалине и на Камчатке туристическая инфраструктура не так сильно развита, как на популярных иностранных курортах, что может отпугнуть отдыхающих.  

«Сейчас в продаже имеется множество туров по России по доступным ценам. Недавно на рынок поступили льготные авиабилеты не только по таким традиционным направлениям, как Кубань или Крым, но и между городами ДФО. Конечно, закрытие границ может популяризировать внутренний туризм. Правда, не стоит забывать, что на путешествия по России приходилось обычно 25-30% поездок наших соотечественников. Так что встает вопрос — где всех этих людей разместят? Ведь гостиниц в курортный сезон и раньше не хватало», — отметила Валентина Ассева.

Сотрудники горно-спортивной базы «Снежная долина» на Камчатке уже отмечают повышенный интерес со стороны туристов. Однако принимать гостей регион сможет не раньше второй половины июля.

«Режим самоизоляции на Камчатке продлен до 15 июля, поэтому работа туристической сферы сейчас стоит на паузе. Между тем мы активно бронируем номера и экскурсионные туры на последующие месяцы. Причем звонков от клиентов поступает больше обычного. Мы прогнозируем увеличение турпотока в этом сезоне примерно на 20-30%», — рассказали EastRussia в горно-спортивной базе.

Сахалин стал одним из первых регионов Дальнего Востока, где сняли режим самоизоляции, оставшись закрытыми для внешней среды. Представители туристического сектора Сахалина отмечают, что многие жители островного региона хотели бы отправиться отдыхать в Приморье, где сезон только должен начаться.

«Зимний отдых на Сахалине пользуется огромной популярностью среди туристов. Но летом, жители Дальнего Востока отправляются отдыхать на побережье Приморского края. Пока нашим туристам сложно попасть в Приморье из-за карантина, но мы уже бронируем туры по региону на август. Желающих отдохнуть на Дальнем Востоке в этом сезоне очень много», — сообщили в туристической компании «Морнинг тур».   

По мнению экономиста Елены Бережновой, ситуация в туриндустии на сегодня намного хуже, чем кажется на первый взгляд.

«Ситуация в туриндустрии сейчас сложилась тяжелая. При этом все попытки государства переориентировать отрасль исключительно на внутренний туризм не спасут ситуацию. Я считаю, что отрасль понесет миллиардные убытки, ведь тут по цепочке пострадают взаимосвязанные экономики — общепит, транспорт, гостиничный сектор. Внутренний региональный продукт по итогу упадет достаточно сильно. К тому же многие предприятия закредитованы или приобретали в лизинг новый транспорт. У бизнеса уже образовались огромные долги», — резюмировала экономист.   

23 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика