Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

There are always those who need help and those who can help

Who said that a benefactor cannot be a beneficiary?

A new social technology is being tested in Khabarovsk. Its creators have come up with a mutual search system that allows donors and beneficiaries to find each other and ... change roles. Now this is done with the help of short announcements, which the authors of the project called "Search cards".

There are always those who need help and those who can help
Photo: Alla Dzhan-Sha

Alla Jan-Sha

director of a production company, curator of social projects, member of the Khabarovsk city public chamber

It all started over a year ago. Once, in a conversation about what kind of real help the municipality provides to the Khabarovsk residents today, the head of the social work department Lela Krush shared with me the problem. It turns out that the point is not even that there is not enough money or resources to help the so-called “unprotected segments of the population”. There are city programs, non-profit organizations are active, social institutions work. The bad news is that many resources remain unclaimed. People either do not know about their capabilities, or do not want to use them.

Our team has been promoting for many years - from social initiatives to advertising - and we were interested and wanted to find a solution. We studied working cases, the experience of successful non-profit organizations. And one day I came across a report that was published in the spring of 2019 by the research center of the Higher School of Economics. It said that more than half of Russians are involved in charity work. In general, our fellow countrymen are responsive and friendly. But what form does this charity take? It turns out that this is mainly alms or point help, from hand to hand. 2% of respondents acted through charitable organizations and foundations, through initiative civic groups and movements - another 2%, through social services only 1%.

First thought: it is necessary to promote funds and services (long, expensive, hardly effective). Second thought: if people want to help people personally, it's easier to give them that opportunity.

In fact, everything turned out, of course, not so simple. But we found a solution that seemed interesting to us as a pilot. True, in order to test it, it was necessary to organize a large city event, attract dozens of partners and interest hundreds of ordinary Khabarovsk residents. This is how the “Towards” charity festival and its main communication platform, which we called “Search Cards”, appeared.



Later, when the project "Towards" took 1st place in the national competition for the development of public relations "Silver Archer - Far East" (our nomination - "Charity"), the experts confirmed - yes, now it is. The ways of communicating ideas are getting more and more expensive. To be noticed and heard, you have to make every effort. We had to organize a festival for the whole day and twelve venues in order to collect three hundred beautiful and sincere "search cards", and then be able to study them.

So what are our "Cards"?

At first glance, these are ordinary printed ad forms. We offered all the participants of the action to fill out a short questionnaire, in which they had to tell about themselves and write what kind of help the author could provide and what he would be glad to accept.

We placed the completed advertisements on a special structure, and those who were interested had the opportunity to get the necessary contacts. Thus, people who need help had the opportunity to find those who can provide it. And vice versa.


It is important that our cards consisted of two parts. It is no coincidence that the slogan of our project sounds like this: “There are always those who need help. There are always those who can help. You can be both at the same time. " In order to take part in the promotion, it was necessary to fill in both parts. Required. Otherwise, the cards were invalidated. Why is that? The fact is that during the development of the project, we discovered another problem. It consists in a kind of social confrontation between beneficiaries and benefactors (we will continue to call these social groups this way). Often one can observe the position of some, something like “Everyone owes us!”, And the position of others “We are already tired of helping everyone!”.

After all, it is believed that charity is when the strong help the weak, the rich help the poor, the healthy help the sick. But if you think about it, it turns out that the strong, the healthy, and the rich themselves often need help. And the weak, the sick and the poor are also capable of helping. You just need to understand who needs what and who can help with what. In our opinion, society is not divided into those very benefactors and beneficiaries. We are all human, and we find ourselves in different situations. And sometimes it is important to be able not only to offer help, but also to ask for it. Even if it is not typical for you. We came to the conclusion that it is with the idea of ​​mutual assistance (the key word is “mutual”!) That the very civil society about which so much is said today begins.


Another important point. We wanted to “facilitate” the very concept of charity as much as possible, not in general, but at least within the framework of our project. Our story is not about sacrifice and wear and tear at the expense of personal life. An extra bag of potatoes left? You need? Excellent, I will go from the dacha, I will deliver. No one to leave the cat with during the vacation? I can shelter. Are the flowers withering? We'll take it to the office, our secretary has all the plants sprouting. In the end, it happened.

And do you know what else our experiment showed? There were almost no cards with financial requests at the stand. Approximately 6% of the participants expressed a desire to become volunteers, and about the same number of volunteers needed help. The second most important request is to get a job or training (almost 20%). And about the same number of participants were ready to provide work or training. But the most important and interesting thing - in the first place, in requests, in proposals - the need for communication. Search for a community of interests, requests for psychological help and simply offers of companionship. People need people. But this is exactly what we proceeded from at the very beginning.

What now? In a pandemic this year, it was not possible to hold a similar festival. But this is what made us look for a solution on the Internet. Now we are working on creating a specialized online platform to maximize the scale of work. As it turned out, this process is also long and difficult. In the meantime, we have posted those cards that were already at our disposal on the festival website "Towards"... Previously, of course, after asking how relevant the requests are and asking permission from the authors. Come in, look, choose, find each other. True, the contacts of the participants can only be obtained from our coordinator, we do not distribute them to the right and to the left. First, you need to make sure that the interest is not idle. But even being at the pilot stage of the project, we consider it very important to see, understand, talk, and delve into everything.

Indeed, in the future, we want to help not only the participants find each other, but also charitable foundations, non-profit organizations and various socially oriented structures to build their work in accordance with the real needs of the Khabarovsk citizens. However, not only Khabarovsk residents, we can safely talk about the entire Far East, the territory where mutual support is a historically formed part of the local mentality. What we had the opportunity to see.

September 27: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Всегда есть те, кому нужна помощь, и те, кто может помочь

Кто сказал, что благотворитель не может быть благополучателем?

В Хабаровске тестируется новая социальная технология. Ее создатели придумали систему взаимного поиска, которая позволяет благотворителям и благополучателям находить друг друга и… меняться ролями. Сейчас это делается с помощью коротких объявлений, которые авторы проекта назвали «Карточки поиска».

Всегда есть те, кому нужна помощь, и те, кто может помочь
Фото: Алла Джан-Ша

Алла Джан-Ша

директор продюсерской компании, куратор социальных проектов, член хабаровской городской общественной палаты

Все началось больше года назад. Как-то в разговоре о том, какую реальную помощь хабаровчанам сегодня оказывает муниципалитет, начальник управления по социальной работе Лела Круш поделилась со мной проблемой. Оказывается, дело даже не в том, что на помощь так называемым «незащищенным слоям населения» не хватает денег или ресурсов. Есть городские программы, активны некоммерческие организации, работают социальные учреждения. Плохо то, что многие ресурсы остаются невостребованными. Люди либо не знают о своих возможностях, либо не хотят ими пользоваться.

Наша команда много лет занимается продвижением – начиная от социальных инициатив, заканчивая рекламой - и мы заинтересовались и захотели найти решение. Изучали рабочие кейсы, опыт успешных некоммерческих организаций. И однажды я наткнулась на доклад, который весной 2019 года опубликовал исследовательский центр Высшей школы экономики. Там говорилось, что больше половины россиян занимаются благотворительностью. В целом наши земляки отзывчивы и дружелюбны. Но какую форму имеет эта благотворительность? Оказывается, в основном это милостыня или точечная помощь, из рук в руки. Через благотворительные организации и фонды действовали 2 % опрошенных, через инициативные гражданские группы и движения – еще 2 %, через социальные службы всего 1 %.

Первая мысль: надо продвигать фонды и службы (долго, дорого, вряд ли эффективно). Вторая мысль: если люди хотят помогать людям лично, проще дать им такую возможность.

На деле все оказалось, конечно, не так-то просто. Но мы нашли решение, которое в качестве пилотного нам показалось интересным. Правда, чтобы его протестировать, пришлось организовать большое городское событие, привлечь десятки партнеров и заинтересовать сотни обычных хабаровчан. Так появился благотворительный фестиваль «Навстречу» и его главная коммуникативная площадка, которую мы назвали «Карточки поиска».



Уже позднее, когда проект «Навстречу» занял 1 место в национальном конкурсе развития общественных связей "Серебряный Лучник - Дальний Восток" (наша номинация – «Благотворительность»), эксперты подтвердили – да, сейчас так. Способы донесения идей все затратнее и сложнее. Чтобы тебя заметили и услышали, приходится прилагать максимум усилий. Нам пришлось организовать фестиваль на целый день и двенадцать площадок, чтобы собрать триста прекрасных и искренних «карточек поиска», а потом иметь возможность их изучить.

Итак, что же такое наши «Карточки»?

На первый взгляд – это обычные распечатанные бланки объявлений. Всем участникам акции мы предлагали заполнить небольшую анкету, в которой необходимо было рассказать о себе и написать, какую помощь автор может оказать и какую был бы рад принять.

Заполненные объявления мы размещали на специальной конструкции, и у заинтересовавшихся была возможность получить нужные контакты. Таким образом, люди, которым нужна помощь, имели возможность найти тех, кто может ее оказать. И наоборот.


Важно, что наши карточки состояли из двух частей. Не случайно слоган нашего проекта звучит так: «Всегда есть те, кому нужна помощь. Всегда есть те, кто может помочь. Ты можешь быть тем и другим одновременно». Для того, чтобы принять участие в акции, необходимо было заполнить обе части. Обязательно. Иначе карточки признавались недействительными. Почему так? Дело в том, что в процессе разработки проекта мы обнаружили еще одну проблему. Она заключается в некоем общественном противостоянии благополучателей и благотворителей (будем так и дальше называть эти социальные группы). Часто наблюдается позиция одних, что-то вроде «Нам все должны!», и позиция других «Мы уже устали всем помогать!».

Ведь считается, что благотворительность — это когда сильные помогают слабым, богатые – бедным, здоровые – больным. Но если подумать, выясняется, что и сильные, и здоровые, и богатые сами нередко нуждаются в помощи. А слабые, больные и бедные тоже способны помогать. Нужно только понять, кто в чем нуждается, и кто чем способен помочь. На наш взгляд, общество не делится на тех самых благотворителей и благополучателей. Все мы люди, и попадаем в разные ситуации. И порой важно уметь не только предложить помощь, но и попросить о ней. Даже если вам это не свойственно. Мы пришли к выводу, что именно с идеи взаимной помощи (ключевое слово «взаимной»!) и начинается то самое гражданское общество, о котором сегодня так много говорится.


Еще один важный момент. Мы хотели максимально «облегчить» само понятие благотворительность, не вообще, так хотя бы в рамках нашего проекта. Наша история – не про жертвенность и работу на износ в ущерб личной жизни. Остался лишний мешок картошки? Вам нужен? Отлично, буду ехать с дачи, завезу. Не с кем оставить кота на время отпуска? Могу приютить. Вянут цветы? Заберем в офис, у нашего секретаря все растения колосятся. В итоге так и получилось.

И знаете, что еще показал наш эксперимент? Карточек с финансовыми просьбами на стенде почти не оказалось. Примерно 6 % участников высказывали желание стать волонтерами, и примерно такому же количеству именно волонтерская помощь оказалась нужна. Второй по значимости запрос – получить работу или обучение (почти 20 %). И примерно столько же участников именно работу или обучение готовы были предоставить. Но самое важное и интересное – на первом месте, что в запросах, что в предложениях – потребность в общении. Поиск сообщества по интересам, просьбы о психологической помощи и просто предложения дружеского общения. Люди нуждаются в людях. А ведь именно с этого мы и исходили в самом начале.

Что сейчас? В условиях пандемии в нынешнем году провести аналогичный фестиваль не удалось. Но именно это и заставило нас искать решение в интернете. Сейчас работаем над созданием специализированной онлайн площадки, чтобы максимально масштабировать работу. Как оказалось, процесс это тоже долгий и непростой. А пока мы выложили те карточки, которые уже оказались в нашем распоряжении, на сайте фестиваля «Навстречу». Предварительно, конечно, поинтересовавшись, насколько актуальны запросы и спросив разрешения у авторов. Заходите, смотрите, выбирайте, находите друг друга. Правда, контакты участников можно получить только у нашего координатора, направо и налево мы их не раздаем. Сначала нужно убедиться, что интерес не праздный. Но и, находясь на пилотном этапе проекта, мы считаем очень важным все видеть, понимать, разговаривать, вникать.

Ведь в перспективе мы хотим помочь не только участникам найти друг друга, но и благотворительным фондам, некоммерческим организациям и различным социально-ориентированным структурам выстроить свою работу в соответствии с реальными запросами хабаровчан. Впрочем, уже не только хабаровчан, смело можно вести речь обо всё Дальнем Востоке, территории, где взаимная поддержка – это исторически сложившаяся часть местного менталитета. В чем мы имели возможность убедиться.

16 января: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика