Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Всегда есть те, кому нужна помощь, и те, кто может помочь

Кто сказал, что благотворитель не может быть благополучателем?

В Хабаровске тестируется новая социальная технология. Ее создатели придумали систему взаимного поиска, которая позволяет благотворителям и благополучателям находить друг друга и… меняться ролями. Сейчас это делается с помощью коротких объявлений, которые авторы проекта назвали «Карточки поиска».

Всегда есть те, кому нужна помощь, и те, кто может помочь
Фото: Алла Джан-Ша

Алла Джан-Ша

директор продюсерской компании, куратор социальных проектов, член хабаровской городской общественной палаты

Все началось больше года назад. Как-то в разговоре о том, какую реальную помощь хабаровчанам сегодня оказывает муниципалитет, начальник управления по социальной работе Лела Круш поделилась со мной проблемой. Оказывается, дело даже не в том, что на помощь так называемым «незащищенным слоям населения» не хватает денег или ресурсов. Есть городские программы, активны некоммерческие организации, работают социальные учреждения. Плохо то, что многие ресурсы остаются невостребованными. Люди либо не знают о своих возможностях, либо не хотят ими пользоваться.

Наша команда много лет занимается продвижением – начиная от социальных инициатив, заканчивая рекламой - и мы заинтересовались и захотели найти решение. Изучали рабочие кейсы, опыт успешных некоммерческих организаций. И однажды я наткнулась на доклад, который весной 2019 года опубликовал исследовательский центр Высшей школы экономики. Там говорилось, что больше половины россиян занимаются благотворительностью. В целом наши земляки отзывчивы и дружелюбны. Но какую форму имеет эта благотворительность? Оказывается, в основном это милостыня или точечная помощь, из рук в руки. Через благотворительные организации и фонды действовали 2 % опрошенных, через инициативные гражданские группы и движения – еще 2 %, через социальные службы всего 1 %.

Первая мысль: надо продвигать фонды и службы (долго, дорого, вряд ли эффективно). Вторая мысль: если люди хотят помогать людям лично, проще дать им такую возможность.

На деле все оказалось, конечно, не так-то просто. Но мы нашли решение, которое в качестве пилотного нам показалось интересным. Правда, чтобы его протестировать, пришлось организовать большое городское событие, привлечь десятки партнеров и заинтересовать сотни обычных хабаровчан. Так появился благотворительный фестиваль «Навстречу» и его главная коммуникативная площадка, которую мы назвали «Карточки поиска».



Уже позднее, когда проект «Навстречу» занял 1 место в национальном конкурсе развития общественных связей "Серебряный Лучник - Дальний Восток" (наша номинация – «Благотворительность»), эксперты подтвердили – да, сейчас так. Способы донесения идей все затратнее и сложнее. Чтобы тебя заметили и услышали, приходится прилагать максимум усилий. Нам пришлось организовать фестиваль на целый день и двенадцать площадок, чтобы собрать триста прекрасных и искренних «карточек поиска», а потом иметь возможность их изучить.

Итак, что же такое наши «Карточки»?

На первый взгляд – это обычные распечатанные бланки объявлений. Всем участникам акции мы предлагали заполнить небольшую анкету, в которой необходимо было рассказать о себе и написать, какую помощь автор может оказать и какую был бы рад принять.

Заполненные объявления мы размещали на специальной конструкции, и у заинтересовавшихся была возможность получить нужные контакты. Таким образом, люди, которым нужна помощь, имели возможность найти тех, кто может ее оказать. И наоборот.


Важно, что наши карточки состояли из двух частей. Не случайно слоган нашего проекта звучит так: «Всегда есть те, кому нужна помощь. Всегда есть те, кто может помочь. Ты можешь быть тем и другим одновременно». Для того, чтобы принять участие в акции, необходимо было заполнить обе части. Обязательно. Иначе карточки признавались недействительными. Почему так? Дело в том, что в процессе разработки проекта мы обнаружили еще одну проблему. Она заключается в некоем общественном противостоянии благополучателей и благотворителей (будем так и дальше называть эти социальные группы). Часто наблюдается позиция одних, что-то вроде «Нам все должны!», и позиция других «Мы уже устали всем помогать!».

Ведь считается, что благотворительность — это когда сильные помогают слабым, богатые – бедным, здоровые – больным. Но если подумать, выясняется, что и сильные, и здоровые, и богатые сами нередко нуждаются в помощи. А слабые, больные и бедные тоже способны помогать. Нужно только понять, кто в чем нуждается, и кто чем способен помочь. На наш взгляд, общество не делится на тех самых благотворителей и благополучателей. Все мы люди, и попадаем в разные ситуации. И порой важно уметь не только предложить помощь, но и попросить о ней. Даже если вам это не свойственно. Мы пришли к выводу, что именно с идеи взаимной помощи (ключевое слово «взаимной»!) и начинается то самое гражданское общество, о котором сегодня так много говорится.


Еще один важный момент. Мы хотели максимально «облегчить» само понятие благотворительность, не вообще, так хотя бы в рамках нашего проекта. Наша история – не про жертвенность и работу на износ в ущерб личной жизни. Остался лишний мешок картошки? Вам нужен? Отлично, буду ехать с дачи, завезу. Не с кем оставить кота на время отпуска? Могу приютить. Вянут цветы? Заберем в офис, у нашего секретаря все растения колосятся. В итоге так и получилось.

И знаете, что еще показал наш эксперимент? Карточек с финансовыми просьбами на стенде почти не оказалось. Примерно 6 % участников высказывали желание стать волонтерами, и примерно такому же количеству именно волонтерская помощь оказалась нужна. Второй по значимости запрос – получить работу или обучение (почти 20 %). И примерно столько же участников именно работу или обучение готовы были предоставить. Но самое важное и интересное – на первом месте, что в запросах, что в предложениях – потребность в общении. Поиск сообщества по интересам, просьбы о психологической помощи и просто предложения дружеского общения. Люди нуждаются в людях. А ведь именно с этого мы и исходили в самом начале.

Что сейчас? В условиях пандемии в нынешнем году провести аналогичный фестиваль не удалось. Но именно это и заставило нас искать решение в интернете. Сейчас работаем над созданием специализированной онлайн площадки, чтобы максимально масштабировать работу. Как оказалось, процесс это тоже долгий и непростой. А пока мы выложили те карточки, которые уже оказались в нашем распоряжении, на сайте фестиваля «Навстречу». Предварительно, конечно, поинтересовавшись, насколько актуальны запросы и спросив разрешения у авторов. Заходите, смотрите, выбирайте, находите друг друга. Правда, контакты участников можно получить только у нашего координатора, направо и налево мы их не раздаем. Сначала нужно убедиться, что интерес не праздный. Но и, находясь на пилотном этапе проекта, мы считаем очень важным все видеть, понимать, разговаривать, вникать.

Ведь в перспективе мы хотим помочь не только участникам найти друг друга, но и благотворительным фондам, некоммерческим организациям и различным социально-ориентированным структурам выстроить свою работу в соответствии с реальными запросами хабаровчан. Впрочем, уже не только хабаровчан, смело можно вести речь обо всё Дальнем Востоке, территории, где взаимная поддержка – это исторически сложившаяся часть местного менталитета. В чем мы имели возможность убедиться.

16 января: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика