В День России в Забайкальском крае планируют установить рекорд по рисованию самого большого флага. В Приморье в праздничную программу вошли мастер-классы по конструированию роботов и компьютерному программированию. А в Хабаровском крае главным символом даты станет российский триколор.
Самый большой флаг России планируют нарисовать в Чите. Жители краевого центра изобразят главный символ страны цветными мелками. Площадь рисунка составит 4 252,5 кв м. Если у читинцев все получится, то нарисованный флаг войдет в книгу рекордов.
Праздничную программу для приморцев в этом году разнообразят различные интерактивные мастер-классы. На площадке школы робототехники Владивостока пройдут мастер-классы по сбору карманных фонариков и разработке компьютерной игры и игры с использованием очков виртуальной реальности, мастер-классы по конструированию роботов и компьютерному программированию на программе Lego WeDo, зоны VR, 3D-моделировани и робофутбола.
А жителям Хабаровского края в День России предлагается принять участие в акции «Окна России» - оформить окна домов, квартир, офисов, используя символику, посвященную празднику. Затем сделать фотографии оформленных окон и разместить их в социальных сетях. Также волонтеры Победы и юнармейцы 12 июня будут раздавать ленты с российским триколором.
Открыли студию «Отдыхай-Зажигай» две подруги, переехавшие в Петропавловск-Камчатский из небольшого поселка на побережье полуострова. Алена Мартынова, 33 года, по образованию инженер-технолог рыбной продукции, по специальности не работала. Сразу после окончания вуза загорелась идеей открыть студию по организации праздников. Общую мечту воплощали вместе с подругой детства – встретились в Петропавловске, подрабатывая в одной компании аниматорами. Подруга – Татьяна Ворсина, 33 года, по образованию журналист, работала на местном телевидении, воспитывает двухлетнего сына. Обе девушки являются основными аниматорами студии.
– Алена, что для вас значит эта работа, почему вы стали аниматором?
– Когда искала работу в 2011 году, увидела объявление о вакансии аниматора. Я даже не знала точного определения этого слова, но интуитивно понимала, что это – человек, развлекающий детей. Мне это было знакомо, интересно, ведь я такой деятельностью занималась еще в школе, и в институте, когда подрабатывала. Теперь я понимаю, что это мое призвание, я нашла себя. Моя работа – моя жизнь и я каждый день дарю радость! Не простые эмоции, а именно счастье. Это очень важно, особенно на Камчатке, где так не хватает развлечений. Детям нужно дарить детство!
– Расскажите поподробней, как вы развлекаете детей, чем заинтересовываете?
– Если сухо и просто – то родители заказывают у нас праздники – дни рождений, выпускные из детсадов, школьные выпускные, новогодние вечеринки. Мы их организовываем и предоставляем пространство для проведения, у нас есть полностью оборудованный для детей стильный красивый клуб со множеством активностей, с неоном и светомузыкой. Ну а если подробнее, то без лишней скромности скажу, что все наши гости от нас в восторге!
У нас несколько форматов развлечений. Основное – это анимационная программа, когда персонажи в ярких костюмах выходят к детям и проводят интерактив. Например, супергерой сообщает, что какой-то злодей украл все подарки, и нужно всем вместе их найти, и мы с ребятами отправляемся в путешествие на поиски подарков. Второй вариант – модные сейчас программы на экране. Появился такой тренд – аниматором выступает популярный блогер на экране, он ведет разные игры, дает задания, логические задачи, ребусы, учит, например, танцевальным движениям – детям очень нравится новый формат. Третий вариант – летом мы проводим активности на улице – квесты, пенные вечеринки и прочее на дачах и базах отдыха. И, наконец, наше любимое – шоу-программа. Любой праздник мы дополняем шоу. Например, есть блестящая дискотека, где дети бросаются блестками, закапываются в них и веселятся. Шоу мыльных пузырей – и дети и взрослые обожают. И наши фирменные – фантастик-шоу, дрим-шоу, шоу спецэффектов. Все секреты раскрывать не буду, но расскажу, что существует дрим-страна, где можно загадать желание, а прилетающая прекрасная фея его обязательно исполнит. У нее яркий красивый наряд, синие волосы, светящиеся крылья, поставленный танец, особенная специально подобранная музыка, ее движения сопровождаются подсветкой и светомузыкой. Можно сказать, это театрализованное представление. Шоу-программы – это наши оригинальные авторские сценарии, которых больше нет ни на Камчатке, ни в России. Из спецэффектов самый любимый всеми – это снег. Снег в помещении с потолка всегда вызывает на Камчатке огромный восторг!
Помимо всего этого есть много приятных дополнений, которые делают праздник более насыщенным – сахарная вата, неоновый бокс с игрушками, откуда каждый ребенок может взять себе подарок, пиньяты с вкусняшками, аквагримм, бьюти-бар для девочек – все это украшает любой праздник.
– Ну вот и мне захотелось к вам на праздник! Вы для взрослых что-то устраиваете?
– Мы занимаемся, в основном, детскими праздниками. Но также по запросу готовим вечеринки и для взрослых. Но это индивидуальные разработки под конкретного клиента, а детские у нас заготовлены, и мы их постоянно пополняем. Мероприятия проводим почти каждый день, а по выходным бывает и несколько заказов. Пик сезона – в декабре (Новый год) и в мае (выпускные).
– Что сейчас в тренде на детских вечеринках?
– Сейчас на волне – Хагги Ваги и Кисси Мисси. Это – страшные монстрики, но дети их обожают. Хоть они и монстры, мы не делаем программу страшной – в конце всегда будет хэппи-энд либо что-то поучительное. Также популярны Уэнсдэй, Куроми, «Цифровой цирк» – все трендовое у нас есть. Но, надо сказать, не всё заходит на Камчатке. Например, на материке были очень популярны Барби после выхода фильма. Мы сделали Барби-шоу, но тут оно не так зашло... Самое популярное сейчас, как и в прошлом году – Уэнсдэй, вот до сих пор на волне. Пользуются популярностью и классические персонажи – супергерои и принцессы. Всего у нас около 100 персонажей. В команде около десяти человек, включая администраторов.
– Вы проходили профессиональную подготовку для работы с детьми?
– Как таковой профподготовки для аниматоров нет. Но каждые полгода мы ездим на разные форумы по всей России, на слеты аниматоров, где собираются около 200-300 человек из нашей сферы. Обмениваемся своими наработками, фишками, ходим на мастер-классы, слушаем лекции психологов, коучей и профессионалов нашей сферы. Лично я была на таких форумах 21 раз. Заряжаемся там, и о себе рассказываем коллегам из других городов, а по приезду домой начинаем креативить. Мы обучились всему, что знаем и умеем, вкладывая много денег.
– Можете раскрыть секрет взаимодействия с ребенком, который, скажем, очень стеснительный в обществе или пришел без настроения?
– Таких ситуаций у нас практически не происходит. Самое главное – работать от души, не просто надеть костюм, выйти к детям и сделать свое дело. Нужно действительно поверить в сказку, в персонажа, которого играешь, и говорить искренне, от сердца и души с ребенком. Когда они это видят, то отдают свои эмоции и энергию взамен, у них блестят глаза и они верят персонажу. Всегда все хорошо проходит. Но я точно знаю, как привлечь внимание детей и как взаимодействовать с родителями.
– Как можете в целом охарактеризовать индустрию развлечений для детей на Камчатке?
– Развлекательная индустрия здесь страдает: мало мест, куда можно пойти с ребенком. Даже детских площадок не хватает. Но у нас есть около десятка детских студий — наших конкурентов в Петропавловске. Как правило, все, что тут появляется, быстро надоедает – у нас маленький город. Появилось детское заведение – и все идут туда, а через год там уже все неинтересно и …испорчено. Мы понимаем, что у нас одна и та же аудитория, и нам необходимо постоянно развиваться – чтобы не надоесть. И мы всегда можем удивить гостей, даже тех, кто у нас был полгода назад.
Каток на льду Амура, иллюминация в центре города и Рождественские колядки – как праздновали Новый год и Рождество в дореволюционном Хабаровске?
Кукла Варя и замороженные мандарины
Больше всего, конечно же, Рождества ждали дети: после обязательных святок, посещения церкви наступала самая приятная пора – елка и подарки. В Хабаровске «елок» было несколько: общественная, для гимназисток и кадетов. Как правило, ее посещал генерал-губернатор, который и вручал подарки. Сергей Михайлович Духовский, к примеру, любил приходить с супругой Варварой Федоровной.
Вот, что она писала по этому поводу в своем дневнике, который вела с раннего детства:
«30 декабря в нашем атаманском зале была устроена елка для гимназисток и для кадет; мы обедали по этому случаю в три часа, а в пять стали уже собираться дети с их родителями. Сначала мальчики и девочки попарно прошлись по залу полонезом, а затем я начала раздавать девочкам подарки, разложенные кругом елки, а муж наделял ими кадет».
Примечательно, что у детей заранее узнавали, какие бы подарки они хотели получить. Для этого, к примеру, однажды нарядили дворника гимназии Дедом Морозом, которому девочки передавали специальные билетики, где и был указан желаемый подарок. У девочек, как правило, это были куклы или зеркало.
Опекали Духовские и сирот: заезжали в приют, где также вручали подарки. Варвара Духовская в один из таких визитов отметила в своем дневнике девочку, которая проявила себя, как настоящий дипломат. Когда генерал-губернатор спросил её: «Как куклу назовешь?», ответила: «Варей».
Были в Хабаровске «в чести» и, выражаясь современным языком, корпоративы: их устраивало практически каждое сообщество. К примеру, в кадетском корпусе в новогодние праздники проходил танцевальный вечер с живыми картинами, в 10-м батальоне – солдатский спектакль, а в общественном собрании водружали огромную елку, куда приглашали воспитанников двух городских училищ. В качестве угощения для них приготовили «диковинку» – мандарины. Правда, они были замороженные: по-другому в те годы фрукты, да и многие другие продукты, доставить в Хабаровск было попросту невозможно.
Елки, кстати, устраивали практически все купцы и торговцы средней и мелкой руки. Среди предпринимателей считалось зазорным не потратить деньги на благотворительность.
В последнюю неделю декабря, с наступлением Рождества Хабаровск становился городом ряженых. Они ходили друг к другу в гости, к соседям, поздравляя с наступающими праздниками и получая небольшие подарки. Правда наряжаться разрешалось далеко не всем – нижним чинам, как бы сейчас сказали, «рекомендовалось» оставаться в форме.
Высшие чины и знать на Рождество ходили на божественную литургию в Успенский собор – тот самый, который в 20-е годы ХХ века разрушили и из его кирпичей построили пожарную каланчу (стоит до сих пор).
Новый Год по-взрослому
Для взрослых на Новый год устраивались маскарады и танцевальные вечера. 1901 год, к примеру, встречали в Общественном собрании, а вечером 1 января «избранное общество» приглашалось в дом генерал-губернатора, где устраивался маскарадный бал. Формат настолько понравился горожанам, что маскарады стали проводить чаще – и в честь других праздников, а потом и вовсе в обычные дни. Была даже своего рода конкуренция между Общественным (читай – гражданским) и Военным собранием в части организации мероприятий. Военные выигрывали – у них было собственное здание с просторным залом.
Готовились к праздникам, как и сейчас, загодя: примерно в начале декабря в единственной газете «Приамурские ведомости» (кстати, учрежденной Духовским) появлялись коммерческие объявления, гласящие, что в тот или иной магазин завезли новогодние товары: елочные игрушки, украшения. Парикмахерские и ателье объявляли о приеме заказов на пошив новогодних костюмов. Одним из самых популярных был костюм Амура.
В числе популярных зимне-новогодних забав было и катание на собачьих упряжках. Для этого в город специально приезжали гольды (так называли нанайцев, а заодно иногда и других коренных жителей – орочей, ульчей), которые устраивали гонки на замерзшем льду Амура (гонки эти, кстати, очень любил генерал-губернатор). За плату они катали всех желающих и даже работали в качестве такси.
Вообще, увеселительные мероприятия сильно зависели от погоды: мороза и ветра. В частности, именно из-за холодов в новогодние праздники в Хабаровске не проводились военные парады, как это было принято в западных регионах страны, а вот оружейные салюты (вместо нынешних фейерверков) были и были долгожданными. Кстати, именно оружейный выстрел извещал о том, что наступил Новый год (вроде боя курантов на Спасской башне сейчас).
А вот распивать спиртные напитки, несмотря на холод, возбранялось. За этим строго следили полицмейстеры, особенно на мероприятиях для простолюдинов – были и такие, для них устанавливали елку возле народного катка у Алексеевской женской гимназии, куда люди попроще приходили пешком, чтобы поглазеть на наряженное дерево и тех, кто катается на коньках.
Кстати, одно время – в начале ХХ века – каток устраивали прямо на льду Амура: выбирали место, где торосов поменьше, расчищали площадку и за небольшую плату пускали посетителей. Здесь же можно было отведать чая из самовара, с бубликами.
В прорубь!
Впрочем, для всех «выпивох» был вполне себе выход – нырнуть в прорубь. Помните, как генерал в «Сибирском цирюльнике»? Собственно, этим и заканчивались празднества – после недельного загула «холодный душ» в Амуре возвращал к рутинной жизни. До следующего Рождества и Нового года…
Празднуют день рождения Хабаровска по традиции в последние выходные мая. Учитывая, что год юбилейный, праздничная программа растянулась на несколько дней. Корреспондент EastRussia отправился на улицы «виновника торжества» в ретроавтомобиле, чтобы попробовать объять необъятное.
Отправился я на арт-фестиваль «Счастливый Хабаровск» вместе с клубом «80'S Old School Autoclub» – сообществом любителей праворульных японских машин, выпущенных в 80-х годах прошлого века. И хотя формально я не подходил под заявленный формат клуба - мой «Чайник» (Toyota Chaser) 1979 года выпуска – в ряды владельцев олдскульных машин меня взяли с охотой.
Мой новый знакомый Михаил на «Тойота Креста» координирует своих по месту, которое нам определили для выставки:
– В автобусном кармашке, прямо перед «Саппоро».
Стоящий рядом молодой парень недоуменно оглядывается по сторонам в поисках неведомого ему «Саппоро». Замечая это, объясняю:
– Вот это здание, где сейчас ресторан «Пани Фазани», новодел, его «воткнули» аккурат между двумя дореволюционными зданиями. А строили его японцы, здесь был один их первых японских ресторанов в современном Хабаровске – «Саппоро», было это в конце 80-х. Как раз наши «Кресты» и «Чайзеры» тут могли парковаться.
Хотя беглый опрос соучастников выставки показывает, что машины в Хабаровске очутились разными путями и некоторые не так давно: «Кресту» Михаил пригнал из Благовещенска, я своего «Чайника» с Сахалина, красная «Тойота Супра», которая стала настоящим магнитом для зрителей, приехали с Камчатки. Все-таки Хабаровск – центр Дальнего Востока, а любители ретро машин готовы проделать немалый путь, не говоря уже о бюджетах, которые приходится тратить на восстановление авто.
– Это же машины из нашего детства! – говорит дама лет 30, рассматривая вместе с сыном и мужем наши машины.
Вот уж действительно: из нашего, дальневосточного детства!
«Японки» из 80-х оказались не единственными автоэкспонатами на ставшей на несколько часов пешеходной зоной главной улице Хабаровска Муравьева-Амурского. Неподалеку расположились отечественные машины, начиная с 40-х годов прошлого века. Это музей «Авторетро-100» экспонирует свои экземпляры. Хабаровчане часто видят их на всевозможных городских и краевых праздниках. Недавняя прогулка у «Авторетро-100» была на День Победы.
Через пару кварталов – «громкие» машины: студии автозвука на колёсах, поражающие всех децибелами. Неподалеку еще «японки», но посвежее и тюнингованные – у таких, как правило, «зверь» под капотом и красивая аэрография.
На «Счастливый Хабаровск» мог заявиться к участию любой клуб, сообщество или компания. И с каждым разом, складывается впечатление, что участников становится все больше. В этот раз их набралось около сотни. Чтобы познакомиться с ними поближе, закрываю «Чайника», беру фотоаппарат и идут по Мур-Амур (так для краткости хабаровчане называют улицу Муравьева-Амурского).
На одном из перекрестков девочки-гимнасты выполняют в воздухе всевозможные упражнения. Всегда поражался – как они не боятся? Тут же «летают» в воздухе велосипедисты, скейтеры и парни на самокатах с маленькими колесиками, для которых на проезжей части установили рампы и боксы.
По соседству художники пишут портреты горожан, у бывшего Центрального гастронома любители Средневековья демонстрируют своих доспехи и предлагают зрителям принять участие в шуточных сражениях. Те, кто соглашался, с азартом «дубасили» противника мягким подобием меча. Пешеходные дорожки отвели для всевозможных арт-мастерских, где можно попробовать смастерить что-либо самому или приобрести готовый хенд-мейд у тех, кто это делать умеет.
После обеда Муравьева-Амурского наполняется людьми, получается эдакое «людское море».
В числе зрителей был и мэр Хабаровска Сергей Кравчук, он каждый год приходит на «Счастливый Хабаровск», считая его «визитной карточкой» Дня города.
–Прекрасный фестиваль. Он показывает, насколько разносторонние люди живут в нашем родном городе! Дорогие хабаровчане, от души поздравляю вас с юбилеем краевой столицы! Благодаря вам наш город растёт и развивается, – поздравил хабаровчан Сергей Кравчук.
Говорят, мэр успел осмотреть все площадки и даже поучаствовал в благотворительных акциях. А я вот не успел - начался ливень! Надо сказать, что по всем признакам день обещал быть солнечным и жарким, поэтому многие не стали брать зонтики. Вот им-то (а их оказалось большинство) и пришлось искать убежища под козырьками, карнизами и крышами. Давно такой картины не наблюдал в Хабаровске: тысячи людей стоят вдоль стен зданий, но при этом все довольные и улыбаются. Лично мне это напомнило первые кадры фильма «Июльский дождь» режиссера Марлена Хуциева.
На какое-то время Мур-Амур опустела, хотя некоторым ливень не помешал принимать ванную из мыльной пены или просто танцевать.
Впрочем, дождь закончился и «людское море» вновь вернулось, уже до самого вечера.
Во второй празднично-выходной день из всего разнообразия мероприятий мы выбрали прогулку-квест «Любимый город». Место старта: городские пруды. Задача: прочитать вопрос из конверта, понять, какое место зашифровано, дойти или добежать до него, найти на месте агента и получить следующее задание. Можно брать подсказки из этого же конверта, но за это с команды снимаются баллы.
«Какая знаменитая историческая личность была взята под охрану государством в 1960 году?»
Так звучит наш первый вопрос. Понятное дело, что речь идет о памятнике, который взяли под охрану. Моя версия: Ерофей Хабаров на привокзальной площади, его как раз к 100-летию Хабаровска установили. Но коллеги по команде отвергают версию – слишком далеко, все места в радиусе километра. Что ж, тогда Владимир Ильич на пл. Ленина, как раз неподалеку. Через несколько минут пыхтения в горку убеждаемся, что версия была правильной.
Потом были «Балалайка и Пипа» на Амурском бульваре, нулевой километр трассы Чита – Хабаровск и «Белый дом» опять же на площади Ленина. Нашу победную спесь сбил финальный вопрос, который звучал так: «Место, где собираются братья и сестры». Конечно же, мы ринулись к Успенскому и Спасо-Преображенским соборам, хотя все в итоге оказалась гораздо ближе – это была аллея побратимских связях на прудах.
Примечательно, что в нашей команде из пяти человек двое оказались гостями из Приморья. Владимир и Ася приехали в Хабаровск из Арсеньева, он - студент ТОГУ, она – медицинского колледжа. На вопрос «почему не ДВФУ?» отвечают, что хотели подальше от родителей, почувствовать себя самостоятельными. Что ж, это тоже в духе Хабаровска – наш город всегда был студенческим и с большим числом приезжих.
С днем рождения, Хабаровск!
Бакалдыдяк - одна из древнейших эвенских традиций. В советское время его не отмечали, возродили праздник в 1992 году и празднуют раз в два года. За это время он превратился в один из самых любимых колымчанами и гостями региона.
В переводе с эвенского языка «Бакылдыдяк» значит «встреча». Это радость встречи друг с другом и с первой рыбой, которая подходит в июле. Так народы тунгусо-манжурской языковой группы отмечали начало путины.
Традиционно праздник проходит на Нюклинской косе вблизи устья реки Олы. Это место очень любят местные жители и магаданцы – тут в хорошую погоду можно загорать. А еще здесь высадилась Первая Колымская экспедиция Юрия Билибина и Валентина Цареградского - с неё началось освоение сурового края.
фото: Филипп Жаров
Кроме того, в старину эвены-оленеводы с началом лососевой путины шли сюда, на Охотское побережье, чтобы заготовить вяленую рыбу - юколу. Они договаривались о встрече заранее. Когда наступала пора, эвены покидали стойбища, оставляя несколько человек следить за оленями, и перебирались к морю, где и добывали горбушу, кижуча, кету и морзверя, помогая друг другу, а особенно тем, кто не может позаботиться о себе: старикам, вдовам, сиротам. Этот обычай называется «нимат», и так людям удавалось выжить. Тут же они обменивали шкуры, кожу, прочие товары, пели и танцевали, рассказывали предания, сватали невест из других родов. Заранее девушки шили на Бакылыдяк праздничные наряды, юноши готовились к состязаниям в беге, борьбе, прыжках, поднятию тяжестей, метании маута (аркана – прим.ред).
фото: Ольга Лопатникова
Теперь Бакылдыдяк проходит на Ольском побережье в том же самом месте. На берегу ставят юрты гости из разных округов региона, в каждом из которых есть родовые общины коренных народов Севера и Ассоциации КМНС. Это еще одна возможность сородичам из разных поселений, - а расстояния тут измеряются сотнями километров, - встретиться и пообщаться без телефона, обняться, поделиться новостями. Они готовят уху и таежный чай, жарят рыбу и всех угощают.
фото: Ольга Лопатникова
До наших дней дошли некоторые обычаи, которые составляют основу праздника. Первым старейшины совершают обряд «Встреча гостей». Они окуривают гостей можжевельником или багульником. Те проходят через импровизированные ворота из связанных молодых деревьев, и между двух костров. Дым от веток, по поверьям, не только полезен, но и отпугивает злых духов.
фото: Ольга Лопатникова
Затем зажигают и «кормят» священный огонь. Костер – обязательный элемент всех праздников северных народов, так как он – хранитель очага, защитник от нечисти. Раньше под звуки бубна ритуальный танец - камлание вокруг костра исполнял шаман, изгоняя из собравшихся злых духов и благословляя на удачную рыбалку. Сейчас танец исполняют артисты из местного ансамбля коренных малочисленных народов Севера.
фото: Ольга Лопатникова
После этого старейшины делают подношение родовому костру, бросая в него кусочки рыбы. Кормят огонь и гости. А затем идут кормить и сети, чтобы в них попалось много рыбы.
фото: Ольга Лопатникова
Коряки из Омсукчанского округа провели обряд заманивания рыбы в реки. А потом все желающие присоединились к ритуалу поклонения духу моря. Для этого нужно отпустить в воду «кораблики» из древесной коры, наполненные бисером. При этом стоит загадать желание.
фото: Ольга Лопатникова
Одна из самых важных частей праздника - корякский ритуал разделки нерпы «Нимат». Не всем современным зрителям это нравится, но присутствовать на нем не обязательно, а традиции есть традиции. Как встарь, старейшины просили прощения у морзверя за отнятую жизнь, благодарили за пищу, и, разделав тушу, раздали мясо старикам, вдовам и тем, кто сам не охотится. Тут же на берегу готовили из нерпы шашлык и рассказывали о пользе жира морзверя и его питательных свойствах мяса.
фото: Ольга Лопатникова
Заканчивается праздник обрядовым танцем хэде (переводится как «друг»). Раньше криком: «Хэде!» молодые люди зазывали девушек танцевать. Теперь хэде завершает и Бакылдыдяк, и другие национальные праздники народов Севера. На Колыме это стало хороводом дружбы.
Но зрители не просто наблюдают за происходящим. Кроме ритуалов, они могли участвовать в конкурсе разделки рыбы на юколу. Традиционно сильнейших спортсменов определяют в национальной борьбе, перетягивании палки, метании маута: «Северное многоборье» - это обязательный элемент колымских фольклорных праздников.
фото: Ольга Лопатникова
Два десятка мастеров декоративно-прикладного творчества на выставке-ярмарке «Унили» показали свои изделия из меха, кожи и бисера в манере традиционных ремесел народов Севера. Такие изделия очень хороши в подарок и как сувенир для друзей на «материке», но и для себя иметь такую игрушку или глиняную кружку хотят многие.
фото: Ольга Лопатникова
Весь день со сцены задавали настроение празднику солисты и коллективы Магаданской области: «Энер», «Нэлкэни», «Авландя», а также гости из Камчатского края – фольклорная группа «Легенда».
фото: Ольга Лопатникова
Любителя краеведения и просто любопытным организаторы праздника устроили экскурсию «На край света за золотой мечтой», на которой рассказывали о коренных жителях поселка Ола, их культуре и быте, об участниках Первой Колымской экспедиции и ее вкладе в становление золотопромышленности на Колыме. Учитывая окружающие звуки и запахи погружение получилось достоверным на все 100%!
Увидимся на следующем Бакылдыдяке, хэде!
Инициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia чего удалось добиться за год, какой функционал уже доступен пользователям метасреды и что появится в ближайшее время.
– Год – это ощутимый срок для инновационного продукта. Мы намного продвинулись с момента нашей встречи, я бы сказал процентов на 80. Это касается всех аспектов – и количества обращений, и расширения функционала. Увеличилось и количество пользователей, причём надо отметить активность бизнеса – мы приросли бизнес-структурами и количественно, и качественно: среди наших пользователей появились крупные предприятия – Мегафон, Газпромбанк, нефтяная компания «Туймаада нефть», «Полярные авиалинии», сеть канцтоваров «Азбука», сеть сувенирных товаров «Камелек».
Само приложение стало работать стабильнее. Сейчас у нас основной упор ведётся на его возможностях как корпоративного мессенджера. Уникальность состоит в том, что пользователь получает возможность связаться с любым сотрудником организации, подключённой к метасреде «Обращайся». Идентификация людей происходит по месту работы. И это, пожалуй, коренное отличие от других мессенджеров, представленных на рынке. В нашей системе поисковик находит пользователей по должности и организации.
Скажем вам нужно решить вопрос, и вы находите нужную организацию – государственное ведомство, орган местной власти или бизнес. Поисковик показывает вам список всех сотрудников и вы обращаетесь напрямую к тому, кто может решить ваш вопрос.
Добавили мы функционал цифровой почты – она отличается от прочих способов электронного взаимодействия тем, что не нужно вводить какой-то электронный адрес, узнавать этот адрес – например email конкретного человека. Нам не нужен адрес – сообщение, файлы можно сразу отправить участнику метасреды.
– Но, чтобы обеспечить такую связь, надо чтобы все организации, которые только существуют, были бы участниками метасреды «Обращайся»?
– Именно так. И мы над этим работаем – над созданием всеобъемлющего пула организаций. Пока в масштабе Республики, но с течением времени, надеюсь, мы эту задачу выполним. Наша главная концепция – создать глобальное сообщество. Сообщество самых разных организаций и людей – от государственных до общественных и бизнеса, включая публичных деятелей – лидеров мнений, общественников, блогеров. Такое сообщество, в котором бы люди, с помощью разнообразных инструментов могли общаться, продвигать свой бизнес, свой контент, инициативы, акции, оповещать своих соседей, односельчан, единомышленников. Чтобы и конкретный человек, и организация могли общаться с другими организациями, заказывать товары, услуги и тому подобное.
Чтобы это организовать мы строим «Обращайся» на основе браузерных цифровых кабинетов. Они имеют разное наполнение в зависимости от нужд и характера пользователя – ведь обычному человеку не нужны многие вещи, крайне необходимые, скажем, муниципальному органу. Например, для организаций есть и возможность ведения архива, и системы отчетности, организованы каналы внутренней коммуникации и каналы связи с другими организациями.
Главная наша гордость это микротендер. Это такое рабочее его название. Это не торговая площадка, которая требует какой-то аккредитации, но это площадка, где можно размещать запросы и коммерческие предложения – такая платформа товаров и услуг. Заказчик может запрашивать различные предложения, выбирать из них и делать заказ. Для поставщика такая система удобна тем, что это короткие прямые заказы, которые он может обслужить и потратить на это минимум усилий и времени. Это не подмена госзакупок. Это решение насущных вопросов, удовлетворение потребностей, не требующих аукциона и соответствующего оформления документов. Например, купить компьютер, картридж, бумагу. Это решение текущих вопросов.
Здесь бизнес может с помощью фото, мультимедиа подробно описать своих товары и услуги, прорекламировать себя подробно. Эта механика сейчас уже начала работать. У нас зарегистрированы 300 муниципальных образований. Они размещают свои вопросы – это может быть изготовление вывесок, баннеров, или вот недавно был запрос на утилизацию автомобилей. Зарегистрированный в системе бизнес видит эти заявки и предлагает свои возможности, назначает цену, клиент – муниципальное образование – сравнивает предложения и делает выбор. Не надо никуда звонить, слать email, искать адрес электронной почты, номер телефона – всё происходить в нашей среде.
Кроме того мы сейчас активно тестируем и уже в ближайшее время запустим видеоконференцсвязь – планируем подключить этот функционал в сентябре. Ещё мы приступили к обучению собственной нейросети – она сможет писать отчеты, статьи, письма заполнять формы справок, то есть станет реальным помощником государственного и муниципального служащего, облегчит жизнь офисным работникам. Плюс мы хотим интегрировать нашу метасреду с популярными мессенджерами и соцсетями с Telegram, Вконтакте, с «Одноклассниками», чтобы можно было продвигать свой контент сразу и там, работать со всей базой клиентов.
– Механизм оплаты услуг и товаров уже интегрирован в «Обращайся»?
– Да, мы встроили платёжную систему ЮKassa – это разработка Сбера, которая имеет механизм «Безопасная сделка», когда деньги покупателя замораживаются и переводятся продавцу, только когда тот предоставляет товар или услугу.
Конечно же участники метасреды «Обращайся» могут между собой договориться о других способах оплаты, включая и выставление счетов, и даже оплату наличными.
– Вы вот только что произнесли слово «безопасность». Какими средствами вы располагаете, чтобы обеспечить безопасность работы внутри вашей метасреды? Ведь её участники делятся весьма чувствительными данными.
– Что касается безопасности приложения, могу сказать, что в январе этого года мы зарегистрировали свои наработки в реестре программного обеспечения Российской Федерации. А чтобы туда попасть, надо пройти очень серьёзную проверку – только по времени она заняла полгода. То есть мы – полностью проверенный, полностью отечественный продукт, который выполняет все требования закона по защите данных. Наши сервера находятся только в России. Благодаря тому, что мы получили аккредитацию, мы становимся востребованными со стороны органов местной власти. Потому что по 149 ФЗ органам местного самоуправления, органам государственной власти запрещено использовать иностранные мессенджеры и другие разработки при оказании муниципальных услуг и выполнения государственных заданий.
Конечно же у нас постоянно ведётся мониторинг и учения по отражению сетевых атак, попыток взлома, DDoS-атак. Мы периодически проводим тестирования в поисках узких мест и уязвимостей, постоянно совершенствуя работу нашей системы. Можем смело утверждать, что готовы к любым нагрузкам и испытаниям.
– Сколько у вас сейчас пользователей – физических лиц, организаций?
– Метасредой «Обращайся» сейчас пользуются около 500 организаций и более 12 тысяч физических лиц. Числа может и не поражают воображение, но при этом мы вообще никакой рекламной деятельности не ведём. От слова «совсем»! Информация и сама метасреда распространяется органически – идёт от человека к человеку, от организации к организации. Это наша сознательная позиция, мы хотим убедиться, что наша система действительно полезная вещь, что её полезность продиктована насущными потребностями наших сограждан, организаций, бизнеса без влияния на неё маркетинговых действий, рекламы и пиара.
Мы за естественный рост ещё и потому, что любой проект растёт, нуждается в корректировках, оптимизации. Когда мы делаем это без резких движений, необходимости справляться с бесконтрольным наплывом пользователей, мы можем гарантировать качество, продуманность и глубокую проработку наших решений.
– Но всё же, насколько я помню, у вас вполне серьёзные амбиции есть в части масштабирования проекта: как в плане увеличения количества пользователей, так и в плане расширения их географии.
– Да, мы не собираемся ограничиваться только Якутией. И, собственно, у нас уже есть пользователи из самых разных уголков страны. Один из них, например, – это аккредитованная организация из Санкт-Петербурга, которая разрабатывает навигационные паспорта, паспорта вертолётных площадок. Очень, к слову, важная для нашей Республики работа – вертолётные площадки при наших расстояниях имеют жизненно-важную функцию.
При этом мы завязываем контакты с другими регионами – буквально на днях я по телефону общался с заместителем главы посёлка в Бурятии. Он очень заинтересовался как раз по тому, что модель, которую мы здесь сделали, это оптимальное решение задач муниципалитета. Что в Якутии, что в Бурятии, что в Тверской области у местной власти одинаковые боли – это работа с населением, это одинаковые по сути задачи взаимодействия с другими организациями будь то властные структуры или бизнес. К «Обращайся», кстати, подключилось больше половины всех муниципалитетов Якутии. Запустили пилотно наш продукт во всех управах Якутска, все пригороды Якутска подключились к нашей системе – сейчас проводим обучение, и скоро они начнут работать в полную силу.
Думаем и о масштабировании за пределами России. Недавно были в Казахстане по линии экспортного центра. Получили хорошие отзывы и высокие оценки от коллег из Казахстана. Они особенно отметили ключевое отличие и преимущество нашей системы, которая заключатся в том, что человек может наблюдать за тем «КАК» и «КТО» решает его вопрос, его проблему: будь то обращение в органы власти, или к бизнесу, в любую в общем-то организацию. Человек контролирует своё обращение.
Ведь что мы видим сейчас? Да у госорганов, у многих бизнес-организаций есть формы обратной связи. Человек пишет туда письмо и… оно часто будто проваливается в черную дыру. Человек ждёт положенный по закону срок, и всё это время он в неведении. Он вообще знает занимается ли кто-то его вопросом. А в «Обращайся» он получает уведомление, что его запрос приняли в работу, он видит, что его обращение получили, что оно в обработке, человек может уточнения какие-то сделать, ему могут уточняющие вопросы задать, попросить какие-то документы – всё происходит прозрачно для того, кто обратился.
Но, конечно, в первую очередь мы делаем ставку на развитие внутри России. Подготовили презентацию, поедем на Восточный экономический форум вместе с нашим IT-парком. С этого момента начнём продвижение по Дальневосточному федеральному округу, сейчас готовим информационные, методический материалы, чтобы наши потенциальные будущие пользователи смогли оценить все плюсы «Обращайся».
– Что ж, до встречи на восьмом ВЭФе!