Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Льготы – будут

Если бизнес будет выполнять обещания

Получить без проблем той или иной компании преференции ТОР и Свободных портов сегодня не представляется сложным. Так как главным образом от бизнеса требуется лишь вести честный бизнес и соблюдать свои обещания.

Льготы – будут

Павел Кондуков

директор департамента налогообложения и права АО «КПМГ»

Сеть территорий опережающего развития и Свободных портов на Дальнем Востоке создана и уже даже расширена. Но вопросы о том, как не столкнуться с подводными камнями, участвуя в программах государственной поддержки бизнеса по линии Минвостокразвития России, у желающих воспользоваться новыми механизмами по-прежнему остаются. 

По мнению директора департамента налогооблажения и права АО «КПМГ» Павла Кондукова, при участии в режимах ТОРов и Свободных портов сегодня риски для бизнеса сведены к минимуму. Соответствующее законодательство очень подробно регулирует взаимодействие государства и инвесторов; уровень детализации таков, что бизнес действительно может чувствовать себя защищенным. Безусловно, из-за недостатка правоприменительной практики пока сложно приводить конкретные примеры из реальной жизни, однако при добросовестной деятельности “сюрпризов” быть не должно, уверен эксперт.

«Инвестиционные режимы ТОР и Свободный порт Владивосток предоставляют в настоящее время наибольший объем преференций инвесторам. Основные условия предоставления этих преференций названы в одноименных законах и соглашениях об осуществлении деятельности (инвестиционных соглашениях). Главное для инвестора (резидента) – выполнять обязательства, закрепленные в этих соглашениях, и, прежде всего, осуществлять деятельность, указанную в них, а также производить инвестиции в объеме и в сроки, предусмотренные этим соглашением. При этом инвесторы в целом должны также соблюдать требования российского законодательства».

По его словам, с учетом особого правового режима для инвесторов Дальнего Востока, а также сложившейся в России практики применения других инвестиционных режимов, для инвесторов созданы максимально благоприятные законодательные условия. При этом Минвостокразвития России продолжает работать в направлении дальнейшего совершенствования этих условий. Это министерство непосредственно согласовывает плановые и внеплановые проверки, проводимые государственными контролирующими органами в отношении резидентов. Но даже если сложности с исполнением законодательства у компаний и возникнают – к примеру, в рамках тех или иных контролирующих мероприятий, – на помощь придет специализированная структура – Корпорация развития Дальнего Востока. Управляющая компания ТОРов и Свободного порта призвана не только следить за соблюдением инвестором условий соглашения, но и оказывать правовую помощь инвестору в суде в случае предъявления претензий со стороны государственных контролирующих органов. При этом эксперт отмечает, что как такового суда не следует бояться – как показывает практика, если бизнес все делает в соответствии с инвестиционным соглашением и действующим законодательством, то суд на его стороне.

«При помощи той же Корпорации развития Дальнего Востока сегодня обеспечивается упрощенный порядок и скорость ведения деятельности компаний на территории ТОР и Свободных портов, так как Корпорация призвана также помогать резидентам преодолевать административные барьеры и сложности в применении российского законодательства, с которыми зачастую сталкиваются иностранные инвесторы. Например, применительно к резидентам ТОР она выполняет функции многофункционального центра предоставления государственных услуг; организовывает предоставление резидентам услуг, необходимых для осуществления деятельности в ней, в том числе юридических услуг, по ведению бухгалтерского учета и таможенному оформлению; обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры», – добавил Павел Кондуков.

При этом он обратил внимание корреспондента EastRussia на тот факт, что, несмотря на распространенное о российском законодательстве мнение как о жестком законодательном своде, на самом деле возможности и условия для вмешательства государственных органов в дела бизнеса в рамках ТОР и Свободных портов ограничены. То есть сделано многое для того, чтобы резидентам не мешали или вмешивались только в минимально необходимых пределах.

Рассказывая непосредственно о нюансах входа в ТОР, Павел Кондуков отметил, что юридическое лицо, желающее его осуществить, должно быть зарегистрировано на территории ТОР или Свободного порта. Иными словами, если лицо зарегистрировано не на этих территориях, то оно не может стать их резидентом. При этом, что еще касается Свободных портов, то применительно к ним Правительство указало на то, что для получения статуса резидента инвестор должен реализовывать новый инвестиционный проект либо новыми должны быть осуществляемые им виды деятельности.

"В свою очередь, на практике инвестор или несколько инвесторов зачастую создают отдельное юридическое лицо, которое регистрируют на этих территориях, что позволяет исключить возможные нарекания со стороны управляющей компании или контролирующих государственных органов в дальнейшем", – пояснил Павел Кондуков.

По мнению эксперта, если же говорить о раздельном налоговом учете, то законодательство о налогах и сборах возлагает на резидента такую обязанность только если резидент в ходе своей основной деятельности в рамках соглашения об осуществлении деятельности получает доходы (несет расходы) от иных видов деятельности. Также нужно помнить, что для применения льготных ставок по налогу на прибыль доходы резидента по основной деятельности должны быть не менее 90 процентов от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В свою очередь, он дал некоторые пояснения корреспонденту EastRussia относительно другой льготы, предоставляемой режимом ТОР – возможности беспошлинного ввоза оборудования из-за рубежа. По его словам, конкретный, необходимый для его организации, размер затрат оценить сложно. Ответ на этот вопрос нужно формулировать применительно к конкретному резиденту и его проекту. Но то, что точно можно сказать, так это, что здесь резиденту придется произвести большое количество административных действий для выполнения определенных требований. То есть необходимо затратитить много временных и организационных усилий.

При этом, говоря об оборотной стороне созданных на Дальнем Востоке режимов – потенциальных злоупотреблениях, Павел Кондуков указал, что основное из них – это не осуществление деятельности, заявленной в соглашении об осуществлении деятельности, и формальная регистрация юридического лица для получения налоговых льгот. Однако, по его словам, российское законодательство и правоприменительная практика уже проходили эти случаи на примере свободных экономических зон и иных режимов, существовавших в 90-ые годы в виде внутренних оффшоров. Сейчас же, во время существования, ТОРов и Свободных портов, законодательство сформулировано более четко, Корпорация развития Дальнего Востока и контролирующие государственные органы призваны следить за соблюдением этого требования. Минвостокразвития также осуществляет общий надзор за реализацией таких проектов. То есть созданы законодательные условия, препятствующие появлению мошеннических схем. Однако полностью исключить эту возможность, конечно же, невозможно.