Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Образцовый бюджет

Сахалинская область застраховала свой бюджет от падения цен на нефть

Образцовый бюджет

Заместитель председателя правительства Сахалинской области – министр финансов области Татьяна Карпова рассказала корреспонденту EastRussia.ru о том, как верстался бюджет региона, насколько сильна в нем социальная составляющая и как Сахалин опережающими темпами взялся за развитие самостоятельности местных бюджетов.

– Сахалинская область – регион, который взял на себя большие социальные обязательства и запустил масштабные проекты развития. Возможности для этого есть. Добыча нефти и газа, производство сжиженного природного газа – все это приносит в региональную казну около 70 процентов доходов. В пору высоких цен на энергоносители ее размер превышал 130 миллиардов рублей в год. Но сейчас цены на нефть пошли вниз. Готов ли к такому повороту судьбы островной регион?

– Проект областного бюджета на 2015-2017 годы, как и федеральный, формировался в очень непростых условиях, связанных с ослаблением национальной валюты, падением цен на нефть. Мы проработали несколько сценариев развития событий. В зависимости от конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа предполагались оптимистичный, консервативный и кризисный варианты формирования бюджета. Например, оптимистичный предполагал сохранение цены на нефть в 2015 году на уровне среднегодовой цены текущего года. Кризисный, напротив, предусматривал падение цен до 80-90 долларов за баррель. В результате рассмотрения в Правительстве Сахалинской области был выбран консервативный вариант, который соответствует показателям прогноза социально-экономического развития России.

Предполагается, что цена барреля нефти в течение ближайших трех лет будет сохраняться на уровне 100 долларов США. А обменный курс, несмотря на временные колебания, будет расти с 37,7 рублей за доллар в 2015 году до 39,5 рублей в 2017. Такая динамика при сравнительно стабильном уровне добычи нефти позволит обеспечить наполнение казны. В целом доходы областного бюджета в 2015 году составят 121 миллиардов рублей, в 2016 году – 120 миллиардов, в 2017 году – 128 миллиардов. Расходы в следующем году запланированы в размере 130 миллиардов.

– Между тем, уже в течение нескольких недель цены на нефть демонстрируют тенденцию к дальнейшему снижению ниже отметки в 90 долларов за баррель.

– Это, конечно, тревожные звонки. Но не думаю, что ситуация будет усугубляться. Наступает зима, время традиционного повышения спроса на энергоносители и роста цен на них. Все это мы постарались учесть, когда планировали поступления налога на прибыль от нефтедобывающих компаний.

В этом году в областной казне мы сформировали собственную «подушку безопасности», резервный фонд. Сейчас в нем 4 миллиарда рублей, в следующем году он пополнится еще на 3,7 миллиарда. Эти средства будут направлены на исполнение расходов бюджета в случае, если падение цены на нефть будет больше прогнозируемого. Предусмотрен резерв и для муниципальных образований – около 1,5 миллиарда рублей. Они будут направлены на оказание дополнительной финансовой помощи муниципалитетам, если они по объективным причинам не получат запланированные доходы.

– Какую главную цель вы ставили перед собой в работе над проектом областного бюджета?

– Главная задача, которую мы ставили, состояла в том, чтобы сбалансировать основные параметры бюджета, сохранив при этом макроэкономическую стабильность и выполнить все социальные обязательства. В области принят серьезный пакет мер социальной поддержки. Их у нас свыше 90. Поэтому крайне важно выполнить принятые на себя обязательства по социальным выплатам, а также заработной плате бюджетников, по инвестициям в развитие инфраструктуры региона. В этом решении нас поддержало население области в ходе общественного обсуждения проекта главного финансового закона области, проходившего в муниципалитетах. В них участвовали депутаты Сахалинской Думы, представительных органов местного самоуправления, мэры, руководители государственных и муниципальных учреждений, общественники и все желающие. Разработанный нами проект бюджета предусматривает, что все эти задачи будут решены в полном объеме. Его можно назвать социально направленным. Судите сами. Если на инвестиционные проекты, которых в области будет реализовано немало, мы в следующем году направляем около 30 процентов средств, то на социальную сферу – 45,3 процента. В 2014 году этот показатель был несколько ниже – 43 процента.

Приоритетные направления наших расходов определены в соответствии с так называемыми майскими указами президента. Они касаются, в частности, повышения зарплат бюджетникам, ликвидации очередей в детские сады, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Надо сказать, что работа по их реализации в нашем регионе ведется опережающими темпами. Например, средняя зарплата врачей в 2015 году достигнет 84,2 тысячи рублей, среднего медперсонала – 46,97 тысячи рублей. У школьных педагогов – 59,27 тысячи рублей, воспитателей – 51,7 тысячи рублей.

Кстати, по решению нашего губернатора Александра Хорошавина, зарплаты бюджетникам будут повышены уже с 1 января, тогда как на федеральном уровне такое увеличение произойдет только с 1 октября 2015 года.

За счет средств областного бюджета будут финансироваться 12 государственных программ социальной направленности. Они объединены общим названием «Новое качество жизни». Самые большие расходы предусмотрены на программе «Развитие образования», на втором месте – «Развитие здравоохранения», на третьем – программа обеспечения населения качественными услугами ЖКХ.

За три года в рамках всех действующих госпрограмм мы должны построить 450 объектов. Надо сказать, что задача по обеспечению населения местами в детских садах, которую поставил Президент, в нашем регионе практически решена. Поэтому мы уже начали строить школы. 1 сентября в Южно-Сахалинске введено в эксплуатацию новое здание гимназии на 800 учащихся. Аналогов ему на всем Дальнем Востоке нет. Объект получился суперсовременный, он стал для нас, можно сказать, эталоном при строительстве новых школ. В трехэтажном корпусе со стеклянным атриумом в центре размещаются не только учебные классы, но и спальные комнаты для ребятишек из младших классов, спортзал и зал для занятий хореографией, столовая на 250 посадочных мест, библиотека с книгохранилищем на 10 тысяч книг и актовый зал на 348 мест. Закончена реконструкция школы в Холмске. Среди объектов, которые мы возведем, на первом месте новая средняя школа в Долинске и несколько школ в Южно-Сахалинске, а также региональный перинатальный центр и психиатрическая больница. Естественно, предусмотрены затраты на капитальный ремонт школ и детсадов, учреждений культуры, дворовых территорий, инженерных коммуникаций, уличного освещения, фасадов и крыш жилых зданий, асфальтирование дорог в районах области.

Чем разработанный проект бюджета отличается от действующего закона?

– Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая на заседании Правительства Российской Федерации в рамках рассмотрения проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы, обратил особое внимание на необходимость принятия мер, связанных с укреплением доходной базы и повышением самостоятельности местных бюджетов. Исходя из этого посыла, мы уже в 2014 году в рамках реализации государственной программы «Управление государственными финансами Сахалинской области» начали серьезную работу по совершенствованию межбюджетных отношений в Сахалинской области.

Программой определено, что наша бюджетная политика будет направлена на повышение устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, поддержание размера муниципального долга на экономически безопасном уровне, повышение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

В текущем году с регионального на местный уровень переданы транспортный налог, часть акцизов на нефтепродукты, а также налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения.

С 2015 года муниципальные бюджеты поэтапно будут получать отчисления от налога на имущество организаций. В 2015 году норматив составит 20 процентов, в 2016 вырастет до 30 процентов, в 2017 году – 50 процентов. На 10 процентов вырастет единый норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц.

Мы также увеличиваем объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Все это даст возможность муниципальным властям с помощью возросших возможностей бюджетов самостоятельно развивать территории.

В прошлом году в районах были сформированы собственные дорожные фонды. В 2015 году они будут полностью финансироваться из местных бюджетов за счет переданных с областного уровня налогов. При этом крупные инвестиционные проекты по строительству или реконструкции дорог районного значения, включенные в адресную инвестиционную программу области, будут, как и прежде, финансироваться за счет областных субсидий местным бюджетам.

При этом мы снижаем уровень софинансирования за счет местных бюджетов для городских округов и муниципального района до 1 процента, а для поселений – до 0,5 процентов.

В предыдущие годы неоднократно обсуждался вопрос о необходимости укрупнения субсидий. При формировании бюджета на 2015-2017 годы проведена работа по консолидации субсидий. В результате этой работы по сравнению с 2013 годом количество субсидий сократилось с 44 до 26.

Сегодня мы в корне меняем подход к формированию муниципальных бюджетов. Всего несколько лет назад, до начала реализации проектов по освоению ресурсов углеводородных ресурсов шельфа острова Сахалин и существенных поступлений средств в казну региона от нефтегазовой отрасли, мы могли обеспечивать полностью только первоочередные расходы – зарплату, лекарства, услуги ЖКХ. Ни о каких планах на будущее и речи не было.

Начиная с 2015 года муниципалитеты будут планировать местные бюджеты на основе муниципальных программ, в которых определены целевые показатели, сроки их достижения и объем необходимых финансовых ресурсов.

Сегодня у муниципальных властей появляется возможность самим определять важнейшие направления расходования средств, чтобы ускорить социально-экономическое развитие территории.