Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Прибайкальская логика

Портовую зону близ Улан-Удэ создают и без режима ТОР

Пока на Дальнем Востоке правят федеральное законодательство для удобства инвесторов, создавая территории опережающего развития (ТОР), власти Бурятии нашли свой альтернативный путь на региональном уровне — зоны экономического благоприятствования. Чем меры поддержки инвесторов в Бурятии лучше или хуже общих для Дальнего Востока, разбиралась EastRussia.


Прибайкальская логика
Фото: Алексей Коваленко / www.tourprom.ru
ЗЭБ вместо ТОР

В Республике Бурятия (РБ) создается региональная альтернатива дальневосточным территориям опережающего развития (ТОР) — это портовая зона, или зона экономического благоприятствования транспортно-логистического типа (ЗЭБ ТЛТ) "Байкал". Она должна появиться вблизи одноименного аэропорта столицы республики — города Улан-Удэ. Как и ТОР, зона призвана стимулировать социально-экономическое развитие отдаленного от федерального центра региона. Создание ЗЭБ "будет способствовать ускоренному выходу российских компаний на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и обеспечит потребности товаропроводящей системы Сибири и Дальнего Востока", говорит глава республиканского министерства экономики Зандра Сангадиев. Чиновник подчеркивает, что в результате функционирования портовой зоны "будет создан современный транспортно-логистический центр, который обеспечит интересы железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозчиков и позволит оптимизировать грузопотоки из Китая и Монголии, сократить время доставки грузов и затраты грузовых и пассажирских перевозок". 

ЗЭБ "Байкал", говорит Зандра Сангадиев, создается в рамках регионального закона "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия", принятого еще в 2007 году. Изначально закон был ориентирован на учреждение зон туристско-рекреационного типа. Правительство республики внесло в народный хурал проект поправок, который, как ожидается, будет рассмотрен в ближайшие месяцы. В законопроекте раскрывается термин "зоны экономического благоприятствования транспортно-логистического типа": под транспортно-логистической деятельностью понимается переработка, в том числе складирование, сортировка, упаковка и сборка транзитных грузов железнодорожного, внутреннего водного, автомобильного и воздушного транспорта.

Справка EastRussia. Согласно предварительным расчетам минэкономики Республики Бурятия, ЗЭБ ТЛТ "Байкал" должна обеспечить 2500 новыхрабочих мест и 9,3 млрд рублей инвестиций. Грузооборот предприятий зоны может составить 570 тыс. тонн в год, объем выручки — 304,1 млрд рублей. В бюджеты всех уровней ожидается поступление 48,5 млрд рублей. Вложения из федерального бюджета не потребуются, из регионального бюджета необходимо 152,58 млн рублей, бюджетов муниципального уровня — 78,06 млн рублей.

Резидентам ЗЭБ предоставляются освобождение на пять лет с момента старта бизнеса от уплаты налога на имущество (в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет), уменьшенная ставка налога на прибыль, возможность освобождения от уплаты налога на землю. Для получения статус резидента достаточно являться ИП или коммерческой организацией, зарегистрированной на территории муниципального образования в границах ЗЭБ. Мнимальный финансовый порог для вхождения в зону — 100 млн рублей капиталовложения для бизнеса, ориетированного на логистиу и транспорт, и 5 млн рублей для бизнеса, специализирующегося на туризме.

По словам Зандры Сангадиева, пока процесс создания ЗЭБ ТЛТ "Байкал" проходит стадию финансово-экономического обоснования. Это не помешало правительству РБ уже заключить соглашения о намерениях с некоторыми потенциальными резидентами будущей транспортно-логистической зоны. Пока это три компании с китайским участием. Это ООО "Сино-Байкал" (учредитель Nikolay Land Port Construction Co. Ltd., объем планируемых инвестиций — 7 млрд рублей), ООО "Байкал Инвест" (учредитель Adding Energy Holdings Co., Ltd., объем инвестиций — 2 млрд рублей) и ООО "Чжунгунсинь хэйлунцзянская компания капиталовложения и развития" (объем инвестиций — 2 млрд рублей).


ЗЭБ вместо ОЭЗ

Интересно, что изначально руководство РБ рассматривало зону "Байкал" на участке в 200 га рядом с международным аэропортом Улан-Удэ как федеральный проект и планировало его реализацию в рамках ФЗ "Об особых экономических зона (ОЭЗ)". В декабре 2015 года в правительство РФ была подана соответствующая заявка. Но в апреле 2016 года из Москвы пришел отказ: центр своим решением приостановил деятельность по созданию новых ОЭЗ, так как уже созданные не оправдали возложенных на них ожиданий и никаких экономических выгод стране не принесли.

Тогда руководство Бурятии решило действовать в рамках республиканского законодательства. При этом объем затрат по строительству внешней инфраструктуры будущей портовой зоны, которые готов взять на себя региональный бюджет — всего около 200 млн рублей. Остальное должны профинанстровать будущие резиденты — это 1,1 млрд рублей на обустройство внутренней инфраструктуры зоны.

Между тем, у Бурятии уже есть опыт привлечения инвесторов в зоны с особым экономическим режимом, хотя и неоднозначный. ОЭЗ "Байкальская гавань" туристско-рекреационного типа создана на побережье озера Байкал решеним правительства РФ от 2007 года. Главная цель — привлечение российских и иностранных туристов в регион. Зона так полноценно и не заработала. На федеральном уровне даже шла речь о ее закрытии. Но в итоге в список на ликвидацию, утвержденный правительством РФ в сентябре 2016 года, ОЭЗ так и не попала. По словам министра экономики Бурятии Зандры Сангадиева, разработан особый порядок передачи инфраструктурных объектов ОЭЗ "Байкальская Гавань"  в республиканскую собственность, а земельных участков — в муниципальную, но результаты мероприятий станут очевидны не ранее конца текущего полугодия. При этом не исключено, что "Байкальская гавань" из ОЭЗ превратится в ЗЭБ и будет, как и "Байкал", развиваться в рамках, предписываемых нормами республиканского законодательства.