Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

С новым солнцем!

Коренной народ Дальнего Востока отмечает отдельный Новый год

С новым солнцем!
Фото: предоставлено Анной Кай

«Взгляни на новое солнце, поблагодари духов матушки-природы и встречай Новый год. Только тихо, чтобы твои заветные желания услышало солнце», — такие наставления давали старики малышам, которые впервые встречали эвенский праздник Хэбденэк.


Врата в потусторонний мир

Много веков подряд коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока — эвены встречали Новый год в День летнего солнцестояния — считалось, что именно тогда заканчивается зима и наступает такое долгожданное для жителей севера лето. По поверьям, именно в этот день на небе появляется новое солнце, на земле открываются врата в потусторонний мир и боги могут услышать просьбы смертных.

На рассвете оленеводы с ближайших кочевий родовыми семьями съезжались к священным для них местам, чтобы встретить новое солнце и провести необходимые обряды. Их устраивали, когда в реки Колымы и в Охотское море заходила первая красная рыба. Эвены верили, что от того, как весело и хлебосольно пройдет Хэбденэк, зависит, сколько лосося придет в регион.

Во главе каждого рода стоял шаман, который и проводил все ритуалы — делал это не по определенным стандартам, а как велели ему духи. Церемонии были важнейшей составляющей праздника, поэтому длились четыре дня. Считалось, что люди при этом набирались священной силы — от Хозяйки Вселенной и человеческого рода Энинэ-буг и ее помощника — Хэвки (Бога).



Возрождение традиций

С годами праздник потерял свою силу, малые народы начали отмечать обычный Новый год, однако в 1997 году Хэбденэк решили возродить в Магаданской области и сделать всеобщим — народным праздником. Место его проведения с тех пор не меняется — все обряды проводят на поляне у реки Дукча, название которой переводится с эвенского языка как «остов юрты, стоянка». Теперь каждый год там собираются несколько сотен человек — эвены со всего Дальнего Востока и гости, которым интересно посмотреть на самобытные обряды.

«До сих пор эвены помнят, что в устье реки собирались несколько эвенских родов для встречи Нового времени и начала путины. В это время начинался ход лосося. В 1997 году праздник реконструировали специалисты Центра народного творчества. Все обычаи восстановили и организовали Мария Железная и Людмила Черникова, которые в то время работали методистами Центра», — рассказывает руководитель Центра национальных культур Образовательного творческого объединения культуры Магаданской области Анна Кай.

С помощью ритуалов эвены чествовали пробуждение природы от долгой и суровой зимы. Роль шаманов в проведении ритуалов в современности на себя взяли старейшины эвенских родов — они всегда с почтением относятся к обычаям предков, благодарят духов и чтят традиции. Именно поэтому все участники надевают национальные костюмы, головные уборы и украшения.



«С каждым годом старейшин становится меньше, но они оставили для нас неоценимое богатство своей многовековой культуры. Каждый обычай вписан золотыми словами старшего поколения коренных малочисленных народов Севера в историю Магаданской земли», — отмечает Анна Кай.

 


От встречи до кормления

Один из первых обрядов, которые проводят на Хэбденэк, называется «Встреча». По нему приехавшие из дальних поселений участники праздника дарят друг другу что-нибудь — на память о радостной встрече после долгой зимы. Презент нужно вручить и земле в знак благодарности — ей обычно дарят бусинку или монетку. Затем под звуки варгана происходит встреча солнца. В это время все поворачиваются к восходящему светилу и поднимают к нему руки.

После этого эвены зажигают священный огонь. Хозяева праздника проходят круг по ходу солнца, окуривают поляну, затем подходят к родовому костру и разжигают огонь, а затем «кормят» его принесенными дарами. Следом проходит обряд «Хусил – Священные Лебеди». Хусил — это символ праздника — священный солнечный лебедь. Во время ритуала молодые люди изображают двух лебедей и танцуют вокруг родового костра. Плавно разводя руки, раскачиваются из стороны в сторону, а в руках держат ленточки, которые по преданию лебеди уносят Вселенной для исполнения желаний.

Для встречи с солнцем каждый обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед ним с чистой душой, телом и мыслями. Для этого участники праздника, взявшись за руки, проходят через священные ворота и ритуальные костры, затем загадывают желание и повязывают ленточку на Дэлбургэ — своеобразные небесные ворота, которые делают бечевки, повязанной между двух деревьев.

На празднике Хэбденэк впервые в 2017 году возродили обряд «Встреча нового человека». Младенцев в этот день приобщают к семейному очагу — мажут им лоб оленьей кровью или золой из родового костра, а также одаривают подарками.

Обряды-таинства не должны сопровождаться громкими весельями — каждый должен настроиться на духов и общение с природой. А вот уже после завершения всех ритуалов начинается веселье — все берутся за руки и становятся в круг для исполнения ритуального танца «Хэйде». Люди сменяют друг друга, поэтому танцы могут растянуться на несколько часов. Участники и гости праздника дегустируют народные блюда, исполняют древние песни, состязаются в метании маута или в перетягивании палки. Сейчас эвены на Хэбденэке соревнуются в косторезном мастерстве и лучшему убранству юрты.