Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
EastRussia analyzed the agrarian agenda of the fourth WEF - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Eastern forum about the fields

EastRussia analyzed the agrarian agenda of the fourth WEF

They fed their own, we will sell to our neighbors: Russian agriculture is switching from providing the country's population with food to the priority development of exports of agricultural products. The presidential "new May decree" sets the goal of doubling exports, to $ 45 billion a year, by the year of the year, the corresponding federal project has already been submitted to the government. The Far East does not stand aside, and at the fourth Eastern Economic Forum in Vladivostok, the agrarian theme was focused on two issues: what kind of Far Eastern agricultural products can be sold (section "Integration of the Far Eastern Agriculture Sector into the Food System of the Asia-Pacific Region") and how to take it there (section "Agrologistics").

Eastern forum about the fields
Photo: shutterstock.com
PLANS: INCOMPLETE TO 37-BACK-UP GROWTH

Assessment of the state of health of Far Eastern agriculture by the section participants was optimistic. Valery Dubrovsky from the "Agency of the Far East for attracting investment and export support," noted that for the period from 2013 to 2020, the state support of the sector will be more than 1,55 trillion rubles, and outlined the prospects for its growth in various indicators. In particular, the area of ​​arable land can be increased from today's 2,2 million hectares to 4,4 million hectares, harvesting of cereals and soybeans - from 2,1 million tons to 11-13 million tons (in 6 times), pork production - from 54 thousand tons to 2 million tons (37 times), poultry meat - from 58 thousand tons to 1 million tons (in 17 times), milk - from 315 thousand tons to 4 million tons (in 13 times), oils - from 90 thousand tons to 0,3 million tons (in 3 times). Thus, the south of the region has a huge investment attractiveness for potential investors, but they are repelled by long payback periods, which is explained by the need to invest in transport, energy and other infrastructure.

Maxim Basov of Rusagro announced an increase in production in the Primorye Territory of corn and soybeans by two times for 7 years due to expansion of arable land and crop rotation. The yield should grow from 2 to 3 t / ha in soybean and from 7 to 9 t / ha in maize. Pork production and dairy farming will be expanded with deep processing of milk into cheeses. By 2020 Rusagro plans to reach the planned level of pork production, which so far only goes to the domestic market of the Far East, hopes of entering the closed Chinese market are connected not least with the plague epidemic in China, which caused destruction 24 thousand pigs from 500 thousand livestock. The best way to promote pork to the Chinese market is to regionalize our pork as a regional, free from ASF. "Rusagro," Mr. Basov said, is the world's fifth largest pork producer in the world with low production costs due to cheap feed, the company plans to enter the markets of Japan, the Republic of Korea and the Philippines.

REALITY: 1% FROM THE COST OF IMPORT OF FOOD TO ASIA

The WEF said that the Far East has unique geographical opportunities for a "short shoulder" in relation to the largest importers of agricultural products. According to ITC data provided by Valery Dubrovsky, countries of East and South-East Asia annually import food products worth $ 270-310 billion. In 2017, China, Japan and Korea imported more than 7 million tonnes of meat (3 million tonnes of beef, 2 million tonnes of pork , 1 million tonnes of poultry), 63 million tonnes of cereals (including 14 million tonnes of wheat and 27 maize), 3 million tonnes of dairy products and over 100 million tonnes of soybeans (mainly China). At the same time, the share of the Far East in these volumes does not exceed $ 3 billion, or 1%.

The explanation of this indicator is contained in the structure of exports, which is dominated by agricultural products with low added value. According to Deputy Minister of Agriculture of Russia Sergey Levin, the gross volume of Russian exports is large, but its specific cost is about $ 300 per ton, while finished products are imported four times more expensive. In order for the existing models of export growth to work, a minimum of 30% is required to increase the cost per ton of products.

For the development of exports in the state program to support the agro-industry, a corresponding subprogram appeared. According to Sergei Levin, the industry's GDP is 5,6 trillion rubles. per year, to achieve the task ($ 45 billion a year), it should be increased by 1,7-1,8 trillion rubles, which, in addition to production, will increase the burden on logistics several times. For the Far East, this risk is higher than for the more developed territories of Russia. While the natural advantage - land border with China - is used by the local economy inefficiently.

The main obstacle to expanding exports is the lack of external transport infrastructure and internal infrastructure of agriculture. Maxim Basov called such elements as roads, gas, drying capacity, elevators and terminals. The development of infrastructure in Primorye is slow, and does not depend on the plans of seaside villagers, but on the strategies of Chinese (and, probably, Japanese) buyers. In the absence of capacity, companies have to design workarounds: for example, Rusagro ships to 100-150 thousand tons of corn through Korea, since seaports are not equipped to form ship lots of grain.

Alexander Sheneryuk-Zhidkov ("Commonwealth") shared the view on the transport infrastructure as the main obstacle to export development, but this is not the only condition. To strengthen the export positions of the Far East, it is necessary to carry out four actions. The first: to create equal rules of the game for all market players ("sellers of soybeans for $ 200-250 in the Amur region - this is unfair competition and lost taxes"). The second: to maintain unchanged economic conditions of activity. In this context, the speaker mentioned the export restrictions discussed by the government for Siberian and Far Eastern companies, which hampers the investment plans of the business. Third, the state should help small-scale producers and develop not only ports and hubs, but also internal infrastructure such as agro-logistics centers, one of which "Sodruzhestvo" builds in the Amur region. Fourth: to introduce a crop rotation. It is known that soybean under constant cultivation depletes the soil, and because of the growing Chinese demand, its production in Russia for the last 10 years has grown five-fold. The absence of crop rotation in many farms is due not to the evil intent of owners, but to the inability to use other crops, such as wheat, because they do not have money for seeds and other required resources. The allocation of current assets by the state will allow it to be used.

The Russian export center, for its part, is trying to compensate for the infrastructure deficit by subsidizing the transportation of agricultural products: as the REC director Andrei Slepnev noted, the volume of subsidies is planned to increase to 1-1,5 billion rubles. In addition, the center launched a special export train to China along the Vorsino-Chendu route, which has both conventional and refrigerated wagons. Mr. Slepnev proposed to link the created network of wholesale distribution centers (ORC) with these trains. To implement such a plan, a responsible logistics operator is required, whose task will be to recruit and send a certain number of trains per month / year; its activities will help to synchronize plans of agrarian companies for the production of marketable goods with the development of infrastructure.

DELIVERY: SPECIALIZED SHIPPING CAPACITIES NEEDED

Export agricultural logistics is not ready for new challenges - such a conclusion could be drawn from the report of Dmitry Krasnov (Ministry of Agriculture): with a twofold increase in exports and maintaining the depth of processing at the same level, traffic will increase by 2,2 times. Comparison of conditions of transportation of products in Russia and in other exporting countries shows that the Russian producer incurs higher costs - for example, Russia has the highest port tariffs. The cost of grain in US ports is 8-12 USD / t, Australia - 11-17, Brazil - 5-6, China - 2-5, Russia (Vladivostok) - 15-18. The volume of investments in the transport infrastructure of the Russian Federation is much lower than in other countries.



According to the forecast of the Ministry of Agriculture, the consumption pattern in the sales markets adjacent to the Far East has a trend of growing demand for high-grade products. According to Mr Krasnov's calculations, the export of agricultural products from the Far East can reach $ 4 billion from today's $ 2,8 billion due to an increase in the level of processing by 30%, as raw raw materials are exported from the region (80% - seafood). Optimistic estimates reach $ 12 billion.
At the same time, the transportation of deep processing products places higher demands on the logistics infrastructure, in which world trends are digitalization, containerization and Internet commerce. In Russia, the degree of containerization of the railway is only 6%, in Canada this figure is 6 times higher.

The cross-border infrastructure should be modernized: the state allocated 30 billion rubles of additional funds for the modernization of 24 border checkpoints, 13 of them in the Far East. For 5 years, their condition should drastically change.

The growth of grain exports to Asia is hampered by the lack of specialized terminals in the region. Grain can be loaded into containers and delivered to anywhere, but for this there are no capacities in the ports - said Vyacheslav Bakaev (group "Summa"). We need "rear areas", on which sorting of large quantities of food products for export, from wagons to ships, could be made. Foreign investors are ready to invest in such sites. They can also develop primary processing, as it is in Europe - for example, flour. We also need cheap and efficient refrigerated transport, the cost of which in the Far East is high today. Mr. Bakaev suggested using empty containers, which are returned to China from the EU, to ensure Russian exports of food products, which requires the modernization of loading and unloading operations.

Andrey Hollandtsev ("Slavtrans-Service") presented the audience with "agrohab", which his company creates in the Primorsky Territory. Its key element is the "dry port" in Ussuriysk, a logistics and warehousing platform that provides access to the Trans-Siberian Railway, where a wholesale distribution center for agricultural products is being built. Agrohab also includes the trade and exhibition complex "Pogranichny - Sunfeihe" and seaside ports specializing in trans-shipment of agricultural cargo. Mr. Hollandtsev showed the participants of the section a "triangulation" scheme, which should solve the problem of returning empty freight cars: it is the route of China-Moscow (through Central Asia) -Siberia-Far East-China, thereby ensuring reverse loading.

The main problem now is the ability to track containers, for which it is necessary to create an IT platform that will verify all data on the shelf life of products, manufacturers, temperature regimes, and will allow synchronizing supplies with obtaining veterinary certificates, thereby increasing consumer confidence in Russian products. The platform should exclude the possibility of business intervention in the data, provide data transfer via GLONASS - this, among other things, and securing commercial secrets, as the volatility of prices for perishable products is higher than in the foreign exchange market. In addition, such a platform will overcome the barrier of veterinary barriers, which are a big problem for Russian producers.

Two more speeches were devoted to the topic of ORC. Alexei Vanchugov (RosAgroMarket) cited data on which almost 40% of vegetables deteriorate during storage and transportation, which makes Russian production uncompetitive in the foreign market. The storage infrastructure is not updated everywhere, therefore, the ORC should reduce losses. In addition to logistics, they will also perform production functions, providing users with a line for cleaning and packaging products. IT systems, according to Mr. Vanchugov, are also an important element of trust between wholesale participants, which today is built on trust within the ethnic groups that deal with it.

Nikolay Tsekhomsky (Vnesheconombank) characterized the large project of the ORC network, which can become the backbone of the distribution system for fresh agricultural products ("fresh"). The food market in the country is 8% of GDP, it is more than 13 trillion rubles. half of them are fresh. And most, more than 30%, fresh is in the gray zone: this production is distributed chaotically, quality is not provided, taxes are not collected from it, its price varies greatly in seasons, which affects inflation. This is a big problem for the country. The ORCs should become a "distribution pipe", which will allow them to be used as an element of pre-export.

PRICE OF FOREIGN INVESTMENTS: PRESSURE ON THE LOCAL MARKET

There is no doubt that the joint efforts of the state, transport workers, logistics and producers within five to seven years, the infrastructure for the export of agricultural products in the region will be expanded and updated. The task of increasing the level of processing of export products seems to be more difficult, since the access control regulators to the main export market - the PRC - actively protect it from penetration of imported products, guided by the principle of "importing as much cheap raw materials and as few finished goods as possible."

Chinese investments in Far Eastern agricultural projects, for which even a special joint bank was created, are also oriented towards the production of raw materials. In cases where Chinese investors invest in the final product, it is not intended for export to China, but primarily for marketing in local markets. For example, Sun Guoqiang (president of Zhongding Dairy Farming, investing in milk production in Primorsky Krai) said that his company's primary goal is to meet the needs of the local market, only after that it is planned to start exporting. A similar policy is adhered to by the Vietnamese company TH True Milk, which intends to produce dairy products in Primorye and sell it under its own brand in the local market. Thus, Asian investors will increase competition in a small and, in general, rather tight domestic market of Primorye, thereby increasing risks for local peasant and farm economies.

The plot with the increase in soybean production is very relevant for the Far East, since this culture forms the basis of grain exports to China (3 million tons), while the demand is three times more (up to 10 million tons per year), the Chinese are ready to invest in soy production. Nevertheless, the prospects for such a development are unlikely, since there is no free land in the south, and the increase in yield is constrained by a number of factors, including soil depletion in the absence of crop rotation and free money from producers. For more details, see, for example, here. Such disagreements between the strategies of various market participants inevitably generate tension that does not promote productive joint activities, which must be removed through regular, meaningful communication between them.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Восточный форум о полях

EastRussia проанализировало аграрную повестку четвертого ВЭФ

Своих накормили, будем продавать соседям: российское сельское хозяйство переходит от обеспечения продовольствием населения страны к приоритетному развитию экспорта аграрной продукции. В президентском «новом майском указе» поставлена задача увеличения экспорта вдвое, до $45 млрд в год, к 2024 году – соответствующий федеральный проект уже внесен в правительство. Дальний Восток не остается в стороне, и на четвертом Восточном экономическом форуме во Владивостоке аграрная тема была сфокусирована на двух вопросах: какую дальневосточную сельхозпродукцию можно продать (секция «Интеграция сектора сельского хозяйства Дальнего Востока в продовольственную систему АТР») и как ее туда вывезти (секция «Агрологистика»).

Восточный форум о полях
Фото: shutterstock.com
ПЛАНЫ: ВПЛОТЬ ДО 37-КРАТНОГО РОСТА

Оценка самочувствия дальневосточного сельского хозяйства участниками секций была оптимистичной. Валерий Дубровский из "Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" отметил, что за период с 2013 по 2020 годы господдержка сектора составит более 1,55 трлн руб., и обозначил перспективы его роста по различным показателям. В частности, площадь пашни может быть увеличена с сегодняшних 2,2 млн га до 4,4 млн га, сбор зерновых и сои - с 2,1 млн т до 11-13 млн т (в 6 раз), производство свинины - с 54 тыс. т до 2 млн т (в 37 раз), мяса птицы - с 58 тыс. т до 1 млн т (в 17 раз), молока – с 315 тыс. т до 4 млн т (в 13 раз), масла – с 90 тыс. т до 0,3 млн т (в 3 раза). Таким образом, юг региона обладает огромной инвестиционной привлекательностью для потенциальных инвесторов, но их отпугивают большие сроки окупаемости проектов, что объясняется необходимостью вложений в транспортную, энергетическую и прочую инфраструктуру.

Максим Басов из «Русагро» анонсировал увеличение производства в Приморском крае кукурузы и сои в два раза за 7 лет за счет расширения пашни и севооборота. Урожайность должна вырасти с 2 до 3 т/га по сое и с 7 до 9 т/га по кукурузе. Будет расширяться производство свинины и молочное животноводство с глубокой переработкой молока в сыры. К 2020 году «Русагро» планирует выйти на запланированный уровень производства свинины, которая пока идет только на внутренний рынок Дальнего Востока, надежды выхода на закрытый до сих пор рынок Китая связаны, не в последнюю очередь, с эпидемией в КНР чумы, которая стала причиной уничтожения 24 тыс. свиней из 500 тыс. поголовья. Лучший способ продвигать свинину на китайский рынок – регионализировать нашу свинину как региональную, свободную от АЧС. «Русагро», заявил господин Басов, является пятым в мире производителем свинины в мире с низкой себестоимостью производства из-за дешевого корма, компания планирует выход на рынки Японии, Республики Корея и Филиппин.

РЕАЛЬНОСТЬ: 1% ОТ СТОИМОСТИ ИМПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В АЗИЮ

На ВЭФ говорили, что Дальний Восток обладает уникальными географическими возможностями «короткого плеча» по отношению к крупнейшим импортерам сельхозпродукции. Согласно данным ITC, приведенным Валерием Дубровским, ежегодно страны Восточной и Юго-Восточной Азии импортируют продуктов питания на $270-310 млрд. В 2017 году Китай, Япония и Корея завезли более 7 млн т мяса (3 млн т говядины, 2 млн т свинины, 1 млн т птицы), 63 млн т зерновых (включая 14 млн т пшеницы и 27 кукурузы), 3 млн т молочных продуктов и свыше 100 млн т сои (в основном, Китай). При этом доля Дальнего Востока в этих объемах не превышает $3 млрд, или 1%.

Объяснение такого показателя содержится в структуре экспорта, в котором преобладают сельхозпродукты с низкой добавленной стоимостью. По словам замминистра сельского хозяйства России Сергея Левина, валовый объем российского экспорта большой, но его удельная стоимость - порядка $300 за тонну, тогда как импортируется готовая продукция в четыре раза дороже. Для того, чтобы существующие модели увеличения экспорта сработали, требуется минимум на 30% повысить стоимость за тонну продукции.

Для развития экспорта в госпрограмме поддержки агропрома появилась соответствующая подпрограмма. По словам Сергея Левина, ВВП отрасли составляет 5,6 трлн руб. в год, для достижения поставленной задачи ($45 млрд в год) его надо увеличить на 1,7-1,8 трлн руб., что, помимо производства, в несколько раз увеличит нагрузку на логистику. Для Дальнего Востока этот риск выше, чем для более обустроенных территорий России. Пока естественное преимущество - сухопутная граница с Китаем - используется местной экономикой неэффективно.

Основным препятствием для расширения экспорта участники называют недостаточность внешней транспортной инфраструктуры и внутренней инфраструктуры сельского хозяйства. Максим Басов назвал такие элементы, как дороги, газ, сушильные мощности, элеваторы и терминалы. Развитие инфраструктуры в Приморье происходит медленно, и зависит не от планов приморских селян, а от стратегий китайских (и, возможно, японских) покупателей. В отсутствие мощностей компаниям приходится конструировать обходные пути: например, «Русагро» отгружает в Японию 100-150 тыс. т кукурузы через Корею, поскольку приморские порты не оборудованы для формирования судовых партий зерна.

Мнение об инфраструктуре транспорта как главном препятствии для развития экспорта разделяет и Александр Шендерюк-Жидков («Содружество»), но это не единственное условие. Для усиления экспортных позиций Дальнего Востока необходимо выполнить четыре действия. Первое: создать равные правила игры для всех игроков рынка («продавцы соевых бобов по $200-250 в Амурской области - это нечестная конкуренция и потерянные налоги»). Второе: поддерживать неизменные экономические условия деятельности. В этом контексте выступающий упомянул обсуждаемые в правительстве ограничения экспорта для сибирских и дальневосточных компаний, что препятствует инвестиционным планам бизнеса. Третье: государство должно помочь некрупным производителям и развивать не только порты и хабы, но и внутреннюю инфраструктуру - такую как агрологистические центры, один из которых «Содружество» строит в Амурской области. Четвертое: вводить севооборот. Известно, что соя при постоянном культивировании истощает почву, а из-за растущего китайского спроса её производство в России за последние 10 лет выросло в пять раз. Отсутствие севооборота у многих хозяйств обусловлено не злым умыслом собственников, а невозможностью использования других культур, вроде пшеницы, поскольку у них нет денег на семена и другие требуемые ресурсы. Выделение государством оборотных средств позволит его использовать.

Российский экспортный центр, со своей стороны, старается компенсировать дефицит инфраструктуры субсидированием перевозок сельхозпродукции: как отметил директор РЭЦ Андрей Слепнев, объем субсидий планируется увеличить до 1-1,5 млрд руб. Кроме этого, центром запущен специальный экспортный поезд в Китай по маршруту Ворсино – Чэньду, имеющий и обычные, и рефрижераторные вагоны. Господин Слепнев предложил увязать с этими поездами создаваемую сеть оптово-распределительных центров (ОРЦ). Для реализации такого плана необходим ответственный логистический оператор, в задачу которого будет входить комплектование и отправка определенного числа поездов в месяц/год; его деятельность поможет синхронизировать планы аграрных компаний по производству товарной массы с развитием инфраструктуры.

ДОСТАВКА: НУЖНЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МОЩНОСТИ ПО ОТГРУЗКЕ

Экспортная сельскохозяйственная логистика не готова к новым вызовам – такой вывод можно было сделать из доклада Дмитрия Краснова (Минсельхоз): при двухкратном росте экспорта и сохранении глубины переработки продукции на прежнем уровне объем перевозок увеличится в 2,2 раза. Сравнение условий транспортировки продукции в России и в других странах-экспортерах показывает, что российский производитель несет более высокие издержки – например, РФ самые высокие портовые тарифы. Стоимость зерна в портах США составляет 8-12 долл./т, Австралии – 11-17, Бразилии – 5-6, Китая – 2-5, России (Владивосток) – 15-18. Объем инвестиций в транспортную инфраструктуру РФ гораздо ниже, чем в других странах. 

По прогнозу Минсельхоза, структура потребления в соседних с Дальним Востоком рынках сбыта имеет тренд роста спроса на продукцию высокой степени переработки. По расчетам господина Краснова, экспорт сельхозпродукции с Дальнего Востока может достичь $4 млрд с сегодняшних $2,8 млрд за счет повышения уровня переработки на 30%, поскольку из региона вывозится в основном необработанное сырье (80% - морепродукты). Оптимистичные оценки доходят до $12 млрд.
В то же время, перевозка продукции глубокой переработки предъявляет более высокие требования к логистической инфраструктуре, в которой мировыми трендами являются цифровизация, контейнеризация и интернет-торговля. В РФ степень контейнеризация железной дороги составляет всего 6%, в Канаде этот показатель в 6 раз больше.

Должна быть модернизирована трансграничная инфраструктура: государством выделено 30 млрд рублей дополнительных средств на модернизацию 24 пограничных пунктов пропуска, 13 из них на Дальнем Востоке. За 5 лет их состояние должно кардинально измениться.

Рост экспорта зерна в Азию тормозится отсутствием в регионе специализированных терминалов. Зерно можно грузить в контейнеры и доставлять его куда угодно, но для этого в портах нет мощностей - сообщил Вячеслав Бакаев (группа «Сумма»). Нужны «тыловые площадки», на которых могла бы производиться сортировка крупных партий продовольственных товаров на экспорт, из вагонов на суда. Иностранные инвесторы готовы вкладывать в такие площадки. На них также можно развивать и первичную переработку, как это происходит в Европе – например, муку. Также нужны дешевые и эффективные рефрижераторные перевозки, стоимость которых по Дальнему Востоку сегодня высока. Господин Бакаев предложил использовать пустые контейнеры, которые возвращаются в Китай из ЕС, для обеспечения российского экспорта продуктов питания, для чего требуется модернизировать погрузо-разгрузочные работы.

Андрей Голландцев («Славтранс-Сервис») представил аудитории «агрохаб», который его компания создает в Приморском крае. Его ключевой элемент – «сухой порт» в Уссурийске, логистическая и складская платформа, обеспечивающая выход на Транссиб, где строится оптово-распределительный центр для сельхозпродукции. В агрохаб также входит торгово-выставочный комплекс «Пограничный – Суньфэйхэ» и приморские порты, специализирующиеся на перевалке сельскохозяйственных грузов. Г-н Голландцев показал участникам секции схему «триангуляции», которая должна решить проблему возврата порожних товарных вагонов: это маршрут КНР – Москва (через Среднюю Азию) – Сибирь – Дальний Восток – КНР, за счет чего обеспечивается обратная загрузка. 

Главной проблемой теперь является возможность отслеживания контейнеров, для чего необходимо создать ИТ-платформу, которая будет верифицировать все данные по срокам хранения продукции, производителям, температурным режимам, и позволит синхронизировать поставки с получением ветеринарных сертификатов, тем самым, повышая доверие потребителей к российской продукции. Платформа должна исключать возможность вмешательства бизнеса в данные, обеспечивать передачу данных через ГЛОНАСС – это, кроме прочего, и обеспечение коммерческой тайны, поскольку волатильность цен на скоропортящуюся продукцию выше, чем на валютном рынке. Кроме того, подобная платформа позволит преодолевать заградительные ветеринарные барьеры, которые представляют для российских производителей большую проблему.

Теме ОРЦ были посвящены еще два выступления. Алексей Ванчугов («РосАгроМаркет») привел данные, по которым почти 40% овощей портится при хранении и перевозке, что делает российское производство неконкурентоспособным на внешнем рынке. Инфраструктура хранения обновлена далеко не везде, поэтому ОРЦ должны уменьшить потери. Помимо логистических, они будут выполнять и производственные функции, предоставляя в аренду пользователям линии по очистке и фасовке продукции. ИТ-системы, по мнению господина Ванчугова, являются также важным элементом доверия между участниками оптовой торговли, которая сегодня выстроена на доверии внутри этнических групп, которые ей занимаются. 

Николай Цехомский (Внешэкономбанк) охарактеризовал большой проект сети ОРЦ, которые могут стать хребтом системы распределения свежей сельхозпродукции («фреша»). Рынок продовольствия в стране составляет 8% ВВП, это более 13 трлн руб. половина из них - это фреш. И большая часть, более 30%, фреша находится в серой зоне: эта продукция распределяются хаотично, качество не обеспечивается, налоги с неё не собираются, её цена сильно меняется по сезонам, что влияет на инфляцию. Это большая проблема для страны. ОРЦ должны стать «товаропроводящей трубой», что позволит использовать их как элемент до-экспорта.

ЦЕНА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ДАВЛЕНИЕ НА МЕСТНЫЙ РЫНОК

Нет сомнения, что общими усилиями государства, транспортников, логистов и производителей в течение пяти-семи лет инфраструктура для экспорта сельхозпродукции в регионе будет расширена и обновлена. Задача повышения степени переработки экспортной продукции представляется более трудной, поскольку регуляторы доступа на основной экспортный рынок – КНР - активно защищают его от проникновения импортных продуктов, руководствуясь принципом «ввозить как можно больше дешевого сырья и как можно меньше готовых товаров». 

Китайские инвестиции в дальневосточные аграрные проекты, для чего даже был создан специальный совместный банк, также ориентированы на производство сырья. В тех случаях, когда китайские инвесторы вкладываются в конечный продукт, он предназначен не для вывоза в Китай, а в первую очередь - для сбыта на местных рынках. Например, Сунь Гоцян (президент Zhongding Dairy Farming, инвестирует в производство молока в Приморском крае) заявил, что первоочередная цель его компании – удовлетворить потребности местного рынка, только после этого планируется начать экспорт. Сходной политики придерживается вьетнамская компания TH True Milk, которая намерена выпускать в Приморье молочную продукцию и продавать её под собственным брендом на местном рынке. Таким образом, азиатские инвесторы будут увеличивать конкуренцию на небольшом и, в общем, довольно тесном внутреннем рынке Приморья, увеличивая тем самым риски для местных крестьянских и фермерских хозяйств.

Сюжет с увеличением производства сои весьма актуален для Дальнего Востока, поскольку эта культура сегодня составляет основу зернового экспорта в Китай (3 млн т), при этом спрос в три раза больше (до 10 млн т в год), китайцы готовы инвестировать в соевое производство. Тем не менее, перспективы такого развития событий маловероятны, поскольку свободной земли на юге уже не осталось, а повышение урожайности сдерживается целым рядом факторов, в числе которых – истощение почвы ввиду отсутствия севооборота и свободных денег у производителей. Подробнее об этом см., например, здесь. Подобные рассогласования стратегий различных участников рынка неизбежно порождают напряжение, не способствующее продуктивной совместной деятельности, которое должно быть снято за счет регулярной содержательной коммуникации между ними.