Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Второй за 40 лет

В Амурской области новый мост через Зею намерены сдать на год раньше

Только недавно закончилось возведение крупного международного проекта — моста через реку Амур, соединившего над сушей и водой Благовещенск и китайский Хэйхэ, а власти Амурской области официально объявили о начале новой стройки. Речь идет о появлении автомобильного мостового перехода, который свяжет два берега Зеи и придет на помощь действующему мосту 40-летней давности постройки.

Второй за 40 лет
Фото: amurobl.ru

РЕТРОСПЕКТИВА

О необходимости новой автомобильной переправы через реку Зея начали говорить очень давно, ведь существующий мост был рассчитан на другую транспортную нагрузку (сейчас поток машин в пять раз выше, чем по расчетам 40-летней давности). В 2014 году был готов проект нового моста через Зею. В 2016 году, на фоне запуска строительства русско-китайского моста через Амур, необходимость срочно разгрузить существующий мост через Зею стала очевидной. В 2018 году губернатор Василий Орлов дал поручение региональному Минтрансу начать подготовку к стройке, в 2019-м власти занимались формированием рабочей площадки и решали вопрос с изъятием земельных участков под эти нужды. Но наиболее остро вопрос встал весной 2020-го. В конце апреля плиты и несущие опоры действующего моста начали разрушаться — из-за этого движение по мосту пришлось частично закрыть, а в бюджете срочно искать деньги на капитальный ремонт.

Восстановительный ремонт проблемных участков мостового сооружения сразу начался — подрядчики приступили к работам в начале августа, взяв на вооружение экстренно подготовленный проект. В течение месяца мост обещают привести в порядок, но это лишь временное решение проблемы: сооружение, которое появилось еще в 1981 году, банально не выдерживает роста транспортного потока в геометрической прогрессии. Временный запрет на проезд грузовозов массой выше 3,5 тонны — не выход, нагрузка на мост и так постоянно увеличивается. Поэтому пришлось подключать к ситуации федеральные мощности.

Благодаря поддержке президента, которому губернатор Амурской области оперативно доложил о проблемах с действующим Зейским мостом, финансирование строительства нового моста ускорили, сдвинув на год – перенесли с 2021 года на 2020-ый. Проект стоимостью 19,8 млрд рублей должны были начать претворять жизнь только в следующем году, но экстренная необходимость скорректировала календарные планы. Как писало EastRussia, федеральное правительство поддержало стремление областных властей сработать на опережение, пока сооружение с 40-летней историей «не посыпалось» на другом участке.

 

ПОДГОТОВКА

Деньги на возведение нового моста через реку Зея оперативно выделили из федерального бюджета. Включение строительства мостового сооружения в федеральную программу позволило оперативно найти средства. За поиском подрядчика далеко ходить не пришлось: контракт на работы заключили с АО «УСК «Мост» . Эта же компания ремонтирует действующий мост, а также отличилась на возведении переправы через Амур, которая связала Хэйхэ и Благовещенск. Официально договор подписали 7 мая — областное правительство представило ГКУ «Амурупрадор».

«В результате проделанной работы из федерального бюджета выделено на 2021 и 2022 годы более девять млрд рублей, но так как строительство необходимо начинать в 2020 году, из областного бюджета были предусмотрены средства для того, чтобы начать вести подготовительную работу. Это и позволило в начале 2020 года провести конкурентные процедуры», — объяснил министр транспорта Амурской области Александр Зеленин.


Новый мост через Зею, согласно проекту, вдвое длиннее трансграничной переправы через Амур — девять км, из которых над рекой протянут только два. Остальные семь — подходы к сооружению. Подрядчик настроен оптимистично и рассчитывает меньше чем за три года полностью закончить работы по контракту. Такое поручение поступило от заказчика.

«Согласно планам, срок строительства объекта — 42 месяца, но поставлена задача максимально быстро сдать объект — за 30 месяцев. Считаю, что подрядчик в силах это сделать», — заявил в июне Василий Орлов.

Стартовой площадкой для возведения моста стал участок на пересечении улиц Первомайской и Горького в Благовещенске. Там располагаются промышленные объекты, землю которых все это время оформляли в собственность области: передачу прав для государственных нужд практически завершили. Строительная компания позаботилась и об обеспечении удобства живущих в этом районе частных лиц — их нужно максимально оградить от шума. Фрагмент Зейского моста, который будут строить в черте Благовещенска, будет выполнен в виде эстакады — это существенно упрощает работу подрядчика.

«На стадии строительства место производства работ будет обеспечено ограждением, работы вблизи жилых зданий будут проводиться в соответствие с нормативными требованиями в дневное время суток, до 20:00 часов вечера. В период эксплуатации перехода в районе городской застройки проектом предусмотрены шумозащитные экраны, начало моста — это пересечение улиц Горького и Первомайская, затем подъем на эстакаду на путепровод, только потом сам мост, таким образом будет минимизировано воздействие шума от движения транспорта по мосту», — объяснил представитель АО «УСК «Мост» Эдуард Давыдов.

 

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

В начале июля заказчик — ГКУ «Амурупрадор» — официально передал подрядной организации инженерный проект и строительную площадку на левом берегу Зеи.

«С начала стройки подрядчик приступил к работам на участке на левом берегу реки, пока заканчивалась работа по переоформлению в собственность земельных участков в черте Благовещенска правого берега реки», — рассказал заказчик строительства объекта, начальник ГКУ «Амурупрадор» Алексей Карпенко.

К началу августа подрядчик построил модульный штаб, где координируют оперативную работу специалистов, а также приступил к возведению вахтового городка для рабочих — для них запланировали четыре общежития, которые вместят 752 человека, а также столовую и медицинский пункт. Но, по данным компании, в активной фазе на площадке будут работать гораздо больше людей.

«Во время пикового объема работ у нас будет задействованы около одной тыс. специалистов, большинство из них будут жить в этом вахтовом городке. Для вахтовика это второй дом, нам важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно, после работы могли отдохнуть, привести себя в порядок», — сообщил замдиректора дирекции по строительству АО «УСК МОСТ» Евгений Швецов.

В конце июля строители начали работать над опорами моста. На площадке идет активное бурение и бетонирование свай, параллельно специалисты собирают арматурные каркасы для них. Чтобы ускорить работы, на территории собран собственный бетонный завод. А министерству природных ресурсов Амурской области нужно выбрать доступные карьеры, откуда АО «УСК «Мост» будет вывозить инертные стройматериалы — в первую очередь песок и щебень.

Последний актуальный отчет о ходе строительства нового моста через Зею подрядчик предоставил в правительство региона 6 августа. Тогда на рабочей площадке трудились 322 работника с привлечением 90 единиц техники. Еще 15 машин приедут до конца августа, тогда же планируют увеличить и штат специалистов. Технологические дороги для транспорта к начальным опорам моста — от 21-й до 26-й — уже проложили. На четырех из них уже монтируют арматурный каркас, еще на двух ставят буронабивные сваи.


Параллельно подрядчик протягивает на рабочей территории временную ЛЭП напряжением 10 кВ, обустраивает вахтовый городок и завозит грунт.

«Буквально на днях началась работа и на правом берегу реки — на территории Благовещенска. Подрядчик уже готовит площадку на опоре № 6, а в течение недели — как только доставят буровую установку — начнут готовить место под сваи», - добавил начальник ГКУ «Амурупрадор» Алексей Карпенко.

Руководство АО «УСК «Мост» не скрывает, что для разработки проекта за основу взяли концепцию трансграничного перехода через Амур. Конструкцию пришлось корректировать под реалии новой стройплощадки, но общий стиль, инженерные решения и технические нюансы остались прежними. Если подрядчику не помешают форс-мажоры, и новый мост через Зею удастся закончить за три года, этот проект по праву, как и путепровод Благовещенск — Хэйхэ, сможет назваться «стройкой века», хоть и в локальных амурских масштабах.

28 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика