В России начинается создание программы по обновлению флота, который используется для обеспечения северного завоза. Над ней будут работать Минвосток, Минпромторг, Росатом и владельцы судов.
Об этом сообщил глава Минвостока Алексей Чекунков на совещании с участием президента России Владимира Путина и членов правительства. По его словам, от состояния и качества флота напрямую зависит эффективность северного завоза. Водный транспорт обеспечивает свыше 90% общего объёма перевозок.
Согласно проведенному анализу структуры флота, сейчас на северном завозе задействовано 444 судна (172 – морские, 272 – речные).
Чекунков также отметил, что ведётся работа над финансово-экономической моделью Трансарктического транспортного коридора. В его рамках которого планируется создание отечественного флота дноуглубительных судов, что расширит возможности для северной навигации.
Напомним, губернатор Чукоткского АО в ходе совещания доложил президенту РФ о ходе северного завоза.
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.
Эксперт НИУ ВШЭ комментирует обстоятельства, которые привели к принятию Закона о Северном завозе, а также предлагает направления, на которых следует сконцентрироваться, чтобы упростить жизнь в отдалённых территориях и населённых пунктах.
1. Почему назрела необходимость принятия закона, создания единого морского оператора и федерального координатора? Какие механизмы, использовавшиеся ранее при организации северного завоза, перестали работать и почему?
Северный завоз – это централизованный завоз грузов в удаленные районы, где в принципе нет наземного круглогодичного транспортного сообщения – по сути, речь идет о функционировании своего рода «дорог жизни»: по ним поставляется топливо, продукты и другие жизненно важные товары. Только это как раз не дороги в прямом смысле слова – обычно это водные, морские и речные пути, как самые дешевые в тех краях.
Системная беда водных путей в нашей северной стране – их короткий срок эксплуатации. Если не успеть завезти грузы в навигацию, то они просто застрянут в точке отправления, или, в худшем случае, вмерзнут вместе с судном в лед где-то по пути, как не раз бывало в 1990-е, когда более-менее отлаженная советская система северного завоза стала ломаться. Тогда вместо централизованных поставок по Севморпути грузы на Север пошли, в основном, с юга, по рекам – так в большинстве случаев дешевле.
При этом возникли крайне сложные маршруты. В наиболее тяжелом случае грузы идут практически два года в один конец: сначала их по железной дороге подвозят, например, к порту Осетрово на реке Лене, потом они в навигацию идут по Лене до какого-то поселка, в котором дорог уже нет – там они ждут зимы, когда можно будет по снегу организовать зимник (по сути, укатанный снег) и довезти груз до другой реки, там подождать навигации, то есть уже лета – и по воде следующего года везти дальше, до какого-то нового поселка – и если нужно везти в сторону от реки, то в этом втором поселке грузы снова ждут зимы, зимника – и уже на вторую зиму доходят до потребителя.
Современная реформа северного завоза, конечно, не в силах отменить удаленность таких поселков, но может хотя бы немного удешевить завоз путем оптимизации маршрутов и партий грузов. Самое главное – исключить риск для местного населения, связанный с несвоевременным завозом, со срывом сроков завоза. Ведь если грузы не дойдут по реке или морю – их придется везти авиатранспортом, а это тут же сделает такие грузы и вовсе «золотыми» -- либо, в противном случае, в удаленных районах возникнет угроза самого настоящего голода и холода (ведь продукты и топливо, завезенные в прошлом году к моменту нового завоза, в большинстве, заканчиваются – поэтому всегда нужны дополнительные запасы, а это еще больше снижает экономическую эффективность всей истории).
Собственно, современные реформы на Северном морском пути, а именно учреждение единого оператора Севморпути, а затем и оператора Северного завоза, получили старт после чрезвычайного происшествия, когда в ноябре 2021 года более 20 судов вмерзли в лёд в восточной части Арктики, не успев доставить грузы по назначению. Их долго, более месяца, вызволяли ледоколами, экстренно снятыми с плановых работ. Эта ситуация получила в профессиональной прессе название «Певекский кризис», и именно после него ситуация с координацией судоходства по СМП и северного завоза сдвинулась с мертвой точки, где, по сути, пребывала в 1990-е годы. Буквально «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вот для неповторения таких ситуаций и нужна координация Северного завоза.
Есть надежда, что единая система планирования и координации позволит хотя бы частично снизить стоимость грузов для удаленных районов – хотя в целом доставка таких грузов, безусловно, останется за пределами «экономики»: Северный завоз – это про жизнь, а не про выгоду.
Сейчас для территорий с ограниченным сроком завоза грузов действует ряд мер – в частности, ограничения потолка цен на ряд жизненно важных товаров. Предприниматели удаленных районов зачастую предпочитали платить штрафы, чем держать установленные цены, ставящие их на грань рентабельности. Но тут нельзя говорить о «вредности» предпринимателей, предпринимательство в условиях Севера, тем более бездорожного – уже подвиг, и по сути, предпринимателя бездорожных районов можно заносить в категорию «социальных предпринимателей» по определению. Как отразится на них новый закон, пока не совсем понятно, и эта тема требует особого внимания. Как минимум, закон решает вопрос недопущения перебоев в снабжении удаленных районов жизненно важными товарами – и это, безусловно, важное и нужное дело.
Времена героических «спасений челюскинцев» должны, наконец, пройти – в том смысле, что в современном мире с его логистическими возможностями просто не должно возникать ситуаций, когда суда нужно спасать из ледового плена, а население целых поселков – от нехватки продуктов и топлива.
2. Что еще необходимо для совершенствования северного завоза, кроме законодательства (улучшение логистики, качество товаров и т.д.)? Какие меры поддержки для обеспечения товарами труднодоступных территорий нужны сегодня?
Безусловно, нужно улучшение логистики. Помимо централизованного завоза, труднодоступные территории нуждаются в возможности обеспечения еще и экстренной связи – и для этого, в частности, нужны современные транспортные средства.
Возьмем, например, легкомоторные самолеты. В советское время именно небольшие самолеты обеспечивали основную связь во «внедорожный сезон» с удаленными районами (не удивительно, что летчики были настоящими героями местных сообществ – вплоть до того, что в репертуар чукотского ансамбля народного танца вошел номер «Летчик Петренко прилетел», и он был посвящен реальному летчику Петренко). В удаленные районы летали небольшие самолеты, что логично: здесь и пассажиров немного. Здесь не нужны большие скорости, нужна надежность, устойчивость к ветру и т.д. Старые авиаторы до сих пор вспоминают Ли-2 и Ил-14. Многим известен АН-2 – основной спаситель труднодоступных районов позднесоветского периода.
Сейчас такого рода самолетов в России вообще не выпускают; много лет идет речь о наладке выпуска самолета «Байкал», но его пока нет. Сейчас в удаленные районы летают вертолеты, обычно Ми-8, но они неэкономичны (хоть и надежны); самолеты дешевле в эксплуатации. Правда, они требуют посадочную полосу, однако и исторически в СССР, и сегодня на североамериканском Севере активно используются гидросамолеты, которые садятся на воду, зимой – на полозьях – на снег. Едешь, допустим, на севере Канады вдоль берега реки Юкон – по берегам припаркованы гидросамолетики, практически как автомобили в крупном городе. На Аляске, в Канаде у многих жителей просто есть личные небольшие самолеты. И они действительно нужны, эти доступные самолеты, в том числе для местных жителей (для которых, соответственно, должны быть развернуты специальные курсы) – ведь зачастую проще вывести из удаленного села, допустим, больного, на местном транспорте, чем ждать санборт.
К сожалению, у нас требования к малой авиации зачастую – как к Шереметьево, и в итоге, малая авиация вообще зачастую уходит в тень (да, бывают нелегальные авиаперевозчики) – были бы требования по безопасности более разумными, в итоге, риск был бы парадоксально меньше, чем с кучей запретов и регулировок, потому что в «тени» все риски на порядок выше.
Тема малой авиации, включая и производство самолетов, и упрощение регуляторных норм, уже поднималась на самый высокий уровень, но пока подвижки совсем небольшие. Ситуация осложняется тем, что Арктика очень разнообразна, и допустим, одна модель самолета не подойдет для всей Арктики сразу: так, например, Диксон, только что получивший ранг опорного населенного пункта, славится сильными ветрами, и здесь маленькие самолеты не подойдут, нужна более тяжелая техника из соображений уже не экономии, а безопасности. Поэтому следующим шагом должно стать детальнейшее исследование потребностей в дополнительной транспортной техники и инфраструктуре, и развертывание соответствующих производств.
Аналогично, нужны речные суда, грузовые морские суда ледового класса – кроме нефте- и газовозов. Например, по Енисею в удаленные районы до сих возят людей на стареньких теплоходах производства ГДР. И такие старенькие суда на северных реках чудовищно перегружены, потому что альтернативы им просто нет, и везут они в отделанных деревом каютах и людей, и мебель, и картошку с огурцами в товарных масштабах. Коридоры этих теплоходов по осени забиты продуктами под потолок – возвращаясь из отпуска северяне осуществляют индивидуальный северный завоз. Эти свои закупки иной раз люди выгружают, прибыв в родную деревню, с борта теплохода прямо в лодки, потому что во многих селах даже нет пристани. Мужчины буквально на руках передают с теплохода в лодки пожилых родственников, младенцев, кидают в лодки тюки – посреди холодной реки. И только так можно доехать в Сургутиху, Потапово, во многие села в низовьях Енисея – ну или втридорога вертолетом. Что нужно здесь? Причальная инфраструктура, дешевая, но надежная и неприхотливая.
Резюмирую первое направление: нужна новая техника для удаленных районов – компактная, экономичная, универсальная, способная выдержать суровые условия и не требовательная к эксплуатационным навыкам. Да, требования сложно сочетаемые, но так надо.
Второе важное направление – это, наоборот, частичная замена завоза местным производством. Завоз чего бы то ни было в бездорожные районы экономически невыгоден по определению (субсидируют завоз продуктов и топлива на Север во всех странах, в том числе в самых что ни на есть «рыночных» США и Канаде). Поэтому хотя бы частично он должен быть заменен местным производством – это касается продуктов, отчасти – топлива (хотя бы печного), в некоторых редких случаях – стройматериалов. Яйца, иногда молоко, овощи вполне могут производиться на Севере (заполярная Игарка в 1930-е славилась своими огородами).
Зачастую проблемы приходят вовсе не от природы, а от особенностей административного регулирования. В Игарке еще несколько лет назад работала ферма, поставляла свежее молоко в местную школу – однако затем вышло постановление о том, что в школу может поставляться только пакетированное молоко. Ферма утратила основного потребителя, и была закрыта – а ведь надо было всего лишь просубсидировать ей оборудование по розливу молока в пакеты. На зарубежном Севере именно школы (точнее, муниципальные закупки со стороны школ и других государственных учреждений) зачастую целенаправленно используются как локомотивы развития местного производства. Подобное замыкание местного производителя на местного же потребителя способно снизить объемы завоза (повторюсь, экономически «благотворительного» по определению).
И третье – нужны разработки инновационных решений в сфере отопления, энергогенерации, домостроения. О чем речь, проще всего объяснить на примере: на Аляске нам демонстрировали проект дома, который изготавливается из легко транспортируемых полимеров. Несколько упаковок с сухим порошком помещается в малый самолет, транспортируется в удаленный поселок – и там полимер разводится водой, разбухает, и этого объема хватает для сооружения целого дома. Вот такого плана технологии нужны – речь не о конкретно полимерах, а о технологиях легко и дешево транспортируемых строительных материалах, видах топлива и т.п. Аналогично, нужны транспортируемые энергетические установки – притом легко обслуживаемые.
В бездорожных, отрезанных от единой энергетической системы районах выгодны разного рода альтернативные источники энергии – не случайно ветряки и солнечные батареи применяют даже на нефтегазовых месторождениях (для снабжения электроэнергией самого месторождения, аппаратуры и т.п.). Тут, правда, возникает еще один нюанс – такая техника, как правило, требует высокой квалификации обслуживающего персонала, а в каждом селе такие кадры найти трудно. Значит, техника для удаленных районов должна отвечать еще и требованиям легкой эксплуатации, должна быть интуитивно понятна.
3. Для чего необходимо закрепление перечня территорий северного завоза?
Территории Северного завоза – это де-факто бездорожные территории, там в принципе нет круглогодичной наземной транспортной связи с внешним миром. Существует перечень так называемых районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов (не путайте с просто «районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями» – это разные перечни). Но он устарел, в него входит немало населенных пунктов, на самом деле, уже давно обладающих нормальной наземной транспортной связью с внешним миром.
Перечень территорий северного завоза – это, по сути, актуализированный и тщательно выверенный перечень районов с ограниченным сроком завоза грузов. А нужен такой перечень, потому что отсутствие дороги создает экономические и социальные условия, резко отличающиеся от «нормальных». Бездорожные районы – это в какой-то мере аналог «маломобильных граждан» -- то есть такая особая категория потребителей услуг, услуги которым оказывают не из соображений экономической выгоды, а из гуманитарных. Законы экономики здесь, по сути, перестают работать. Поэтому, как и в случае получателей иных льгот, будь то люди или территории, нужен четкий перечень их получателей.
В дальневосточных регионах продолжают действовать механизмы поддержки жилищного строительства, в том числе в данных целях увеличен уровень возмещения банкам. Меры влияют на рост объемов льготного жилищного кредитования. Тем не менее стоимость жилья в макрорегионе является одной из наиболее высоких в стране, несмотря на отставание Дальнего Востока по ряду социальных показателей. Проблемными вопросами также являются растущие цены на электроэнергию и низкий уровень газификации. В ряде регионов откладываются сроки возведения крупных социальных объектов.
По итогам 2024 г. показатели Дальневосточного ФО по динамике доходов населения в целом отстают от общероссийских – 6% против 8,4%. Лидерами по росту реальных денежных доходов населения (Таблица 1) стали Амурская область (+9,8%), Еврейская АО (+8,9%) и Приморский край (+8,1%). При этом в Амурской области и Еврейской АО рост в значительной степени обусловлен эффектом низкой базы. Наиболее низкими темпами роста доходов населения отличаются Камчатский край (+0,1%, худший результат в России) и Чукотский АО (+1%, третий с конца результат в России).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, январь-декабрь 2024 г., в % к соответствующему периоду 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
108,4 |
Сибирский федеральный округ |
107,3 |
Иркутская область |
107,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
106,0 |
Амурская область |
109,8 |
Еврейская авт. область |
108,9 |
Приморский край |
108,1 |
Республика Саха (Якутия) |
107,2 |
Забайкальский край |
107,0 |
Республика Бурятия |
105,7 |
Сахалинская область |
105,3 |
Магаданская область |
105,3 |
Хабаровский край |
103,3 |
Чукотский авт. округ |
101,0 |
Камчатский край |
100,1 |
В декабре 2024 г. наибольший рост заработной платы на Дальнем Востоке (Таблица 2) продемонстрировали Забайкальский край (+28,1%), Магаданская область (+22,8%) и Хабаровский край (+21%). Аутсайдером по данному показателю вновь является Камчатский край (+10,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
121,9 |
Сибирский федеральный округ |
117,9 |
Иркутская область |
117,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
117,5 |
Забайкальский край |
128,1 |
Магаданская область |
122,8 |
Хабаровский край |
121,0 |
Чукотский авт. округ |
119,9 |
Еврейская авт. область |
118,5 |
Сахалинская область |
118,4 |
Амурская область |
117,1 |
Республика Бурятия |
115,9 |
Республика Саха (Якутия) |
114,4 |
Приморский край |
114,2 |
Камчатский край |
110,8 |
Темпы роста потребительских цен в январе 2025 г. (Таблица 3) превысили общероссийские (+1,2%) в Амурской области (+1,6%), Хабаровском крае (+1,6%), Камчатском крае (+1,4%), Иркутской области (+1,4%) и Забайкальском крае (+1,3%).
Таблица 3. Потребительские цены на товары и услуги, январь 2025 г., в % к декабрю 2024 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,2 |
Сибирский федеральный округ |
101,5 |
Иркутская область |
101,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,2 |
Амурская область |
101,6 |
Хабаровский край |
101,6 |
Камчатский край |
101,4 |
Забайкальский край |
101,3 |
Сахалинская область |
101,2 |
Еврейская авт. область |
101,2 |
Приморский край |
101,1 |
Чукотский авт. округ |
101,1 |
Республика Бурятия |
101,1 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Магаданская область |
100,9 |
Самый высокий уровень безработицы на Дальнем Востоке (Таблица 4) в ноябре 2024 г. – январе 2025 г. сохраняется в Якутии (5,3%), Забайкальском крае (4,9%) и Бурятии (4,1%). Также уровень безработицы превышает общероссийский (2,4%) в Иркутской области (3,1%). Наиболее низкий уровень безработицы фиксируется в Амурской области (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2024 г. - январь 2025 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
75 977,2 |
Сибирский федеральный округ |
2,8 |
8 290,5 |
Иркутская область |
3,1 |
1 170,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 166,4 |
Республика Саха (Якутия) |
5,3 |
529,9 |
Забайкальский край |
4,9 |
492,9 |
Республика Бурятия |
4,1 |
431,1 |
Приморский край |
2,3 |
964,7 |
Еврейская авт. область |
2,1 |
79,9 |
Камчатский край |
1,9 |
168,6 |
Сахалинская область |
1,8 |
270,7 |
Магаданская область |
1,7 |
77,9 |
Хабаровский край |
1,7 |
711,1 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,8 |
Амурская область |
1,1 |
409,8 |
Важным решением последнего времени в сфере социальных программ стало увеличение Минфином РФ уровня возмещения банкам по программе «Дальневосточная и арктическая ипотека» для поддержки выдачи льготных ипотечных кредитов в условиях текущей кредитно-денежной политики. Уровень возмещения для российских банков на весь срок действия льготных ипотечных кредитов был увеличен до 3 процентных пунктов по кредитам, выданным с 7 февраля по 6 августа 2025 г. на приобретение жилья в многоквартирных домах. По кредитам, выданным в этот же период на индивидуальное жилищное строительство, уровень возмещения увеличивается до 3,5 п.п. Прежде компенсация выпадающих расходов банков по дальневосточной ипотеке на ИЖС и многоквартирные дома рассчитывалась как ключевая ставка, увеличенная на 1,5 п.п.
Решение направлено на повышение маржинальности льготных ипотечных продуктов и заинтересованности банков в том, чтобы участвовать в льготных программах. Рентабельность льготных программ для банков стала снижаться на фоне роста ключевой ставки, тогда как предлагаемое субсидирование не компенсировало выросшие затраты.
По итогам 2024 г. объем выдачи кредитов по «Дальневосточной ипотеке» составил 232,6 млрд рублей, увеличившись на 21% относительно 2023 г. (на фоне сокращения выдач по ипотеке в рамках остальных льготных программ). Лидером по выдаче дальневосточных ипотек в 2024 г. среди банков[1] стал Сбер (больше половины годового объема) – 156 млрд рублей (рост на 6,5% относительно 2023 г.). Известно также, что в ВТБ количество сделок по дальневосточной ипотеке выросло на 60% относительно 2023 г. Среди регионов лидерами по объемам выдачи стали Приморский край (53 млрд рублей), Якутия (36 млрд рублей) и Хабаровский край (31 млрд рублей).
Всего в регионах Дальнего Востока в 2024 г. оформлено 92,1 тыс. договоров ипотеки на сумму 378,7 млрд рублей. Общая задолженность дальневосточных заемщиков на 1 января 2025 г. составила 1,4 трлн рублей (рост с начала 2024 г. – 11,8%). При этом по данным СберИндекса в ноябре 2024 г. четыре дальневосточных региона вошли в первую десятку российских регионов по стоимости жилья (квадратного метра) в новостройках – Сахалинская область (на четвертом месте[2], 189,9 тыс. рублей за кв. м), Якутия (шестое место, 185,3 тыс. рублей за кв. м), Амурская область (восьмое место, 181,5 тыс. рублей за кв. м) и Приморский край (десятое место, 167,6 тыс. рублей за кв. м). На тринадцатом месте находится Забайкальский край (162,4 тыс. рублей за кв. м), а на пятнадцатом месте – Хабаровский край (156,2 тыс. рублей за кв. м).
Строительство новых крупных объектов в сфере образования в регионах сталкивается с проблемами с финансированием и выбранными ранее концессионерами. В феврале в Хабаровском крае было расторгнуто концессионное соглашение на строительство университетского кампуса в Хабаровске. Концессионером выступает ООО «Кампус 2025» (входит в состав «Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации» (ВАНК) [3]. Ранее с требованием расторгнуть заключенное в 2023 г. концессионное соглашение между ООО «Кампус 2025» и министерством образования и науки края обратилась в суд региональная прокуратура. После принятия иска к рассмотрению, суд наложил обеспечительные меры, запретив любые работы, а также денежные переводы по проекту. Надзорное ведомство полагает, что с момента заключения концессионного соглашения и во время его реализации у концессионера отсутствовали собственные и заемные денежные средства в требуемом объеме. Кроме того, краевое Минимущество в 2024 г. расторгло договор аренды земельного участка на улице Карла Маркса, где и предполагалось возвести кампус.
Предполагалось, что хабаровский кампус будет включать два девятиэтажных корпуса общежития общей площадью 54 тыс. кв. м на 2 500 человек (635 номеров), многоуровневый паркинг на 148 машино-мест. В корпусах, согласно проекту, также планируется разместить поликлинику на 200 посещений в смену, детский сад на 30 мест, столовую, кафетерий, торговые помещения, зоны отдыха.
Также структуры ВАНК должны были построить в Хабаровске три школы - концессии на их строительство отменены по решению суда. Власти края тем временем заявляют о поисках нового концессионера. Центральный районный суд Хабаровска рассмотрит уголовное дело о мошенничестве при строительстве объектов образования в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях (школ и детских садов в Чите, Хабаровске, Акше, Борзе, Владивостоке и Вольно-Надеждинском) и при газификации Читы, расследование которого завершилось в конце февраля. По версии надзорных органов, фигурантами дела, связанными с ВАНК, было присвоено около 900 млн рублей бюджетных средств в 2022 г. с помощью заключения ряда мнимых договоров поставок материалов и оборудования для строительства общеобразовательных школ и для газификации в рамках концессионных соглашений.
Помимо Хабаровского края университетские кампусы планируется построить в Забайкальском и Камчатском краях, Сахалинской области. Правительство Забайкальского края в феврале подписало с пятью крупными работающими на территории региона бизнес-структурами соглашения о сотрудничестве при строительстве межвузовского кампуса в Чите[4]. Объем финансирования в рамках соглашений составляет 3,2 млрд рублей (в 2026-28 гг.) В число компаний вошли «Дальцветмет» («Мангазея Майнинг» С.Янчукова), «Корпорация Мостстройтранс» (учредитель М.Чочуа[5]), «Норникель» («Интеррос» В.Потанина), «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова), Highland Gold В.Свиблова. На территории кампуса в Чите планируется разместить здание учебно-лабораторного корпуса с технопарком, IT-парком, центром генных исследований, конгрессно-выставочный комплекс с интерактивным музеем и актовым залом, общежитие, гостиницу, спорткомплекс с бассейном и ледовой ареной, стадион.
В начале года одной из обсуждаемых проблем стал рост цен на электроэнергию в дальневосточных и байкальских регионах, связанный с введением трех диапазонов потребления электроэнергии для населения[6] (в зависимости от объемов потребления) с 1 января 2025 г. После расчета стоимости потребления электроэнергии последовал рост недовольства жителей регионов увеличившимися платежами (в первую очередь, для жителей домов с электроотоплением), выросло количество обращений в муниципальные и региональные органы власти с просьбой пересмотреть принцип расчета. Стоит отметить, что востребованность электроотопления в восточных регионах страны велика в связи с низким уровнем газификации.
В итоге в конце февраля новое постановление правительства расширило возможность применения сезонного коэффициента к максимальному значению потребления электроэнергии для граждан, проживающих в домах, оборудованных электроотопительными установками, в отсутствие альтернативных источников теплоснабжения. Повышающий коэффициент 1,8 для граждан, проживающих в жилых или садовых домах, оборудованных электроотопительными установками, по решению региональных властей может применяться в любом регионе в течение всего отопительного сезона (в каждом регионе разные сроки) вне зависимости от диапазона потребления. Новое постановление также предполагает пересчет стоимости электроэнергии с начала 2025 г. для граждан, проживающих в домах с электроотоплением.
Ранее применение коэффициента допускалось только в регионах, уровень газификации которых составляет менее 5% (к таковым, в частности, относятся Амурская область, Еврейская АО, Иркутская область, Забайкальский край, Бурятия, Магаданская область). При этом применение коэффициента было невозможным для Приморского края (уровень газификации 23,44%) и Хабаровского края (уровень газификации 63%)[7]. Стоит отметить, что для Дальневосточного ФО характерен наиболее низкий уровень газификации среди всех федеральных округов – 24%, что связано со слабо развитой трубопроводной магистральной и газораспределительной инфраструктурой, отсутствием газоперерабатывающей инфраструктуры.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В программе участвуют Сбер, ВТБ, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Банк ДОМ.РФ, Дальневосточный банк, КБ УБРиР, Московский кредитный банк, Ланта Банк, Банк Долинск, СКБ Приморья «Примсоцбанк», Банк СГБ, АО ВБРР, Газпромбанк, Новикомбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Алмазэргиэнбанк.
[2] После Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Алтай.
[3] Владелец – О.Кадиев.
[4] В нем должны проходить занятия студентов, аспирантов и ординаторов Забайкальского государственного университета, Читинской государственной медицинской академии, Забайкальского аграрного института, Забайкальского института железнодорожного транспорта и Читинского института Байкальского государственного университета.
[5] Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» в 2002-12 гг.
[6] Первый диапазон (льготный) включает от 0 до 3,9 тыс. киловатт-часов в месяц. Цена на электроэнергию для него устанавливается согласно предельным показателям для каждого региона и ежегодно индексируется. Второй диапазон (от 3,6 до 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает, что плата не может опуститься ниже экономически обоснованного тарифа. Третий диапазон (свыше 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает цены не ниже, чем при уровне напряжения 220–380 Вт (как для коммерческих потребителей). Изменения не касаются жителей многоквартирных домов.
[7] Самый высокий уровень газификации в ДФО наблюдается в Сахалинской области (55%), Якутии (43%) и Камчатском крае (22%).
Недавно федеральный девелопер Unikey перенес запуск четырех проектов в Хабаровске и во Владивостоке на 2026 год. Пойти таким же путем готовы и другие компании – таких решений требует нынешнее положение на строительном рынке в ДФО. Чего ждать от застройщиков и как это скажется на стоимости квадратных метров, рассказала EastRussia управляющий партнер компании Unikey Айгуль Юсупова.
– Строительный рынок Дальнего Востока в 2025 году будет балансировать между вызовами и возможностями. Высокая ключевая ставка и инфляция продолжают давить на себестоимость строительства: дорожают материалы, рабочая сила, кредиты. Однако это не повод ожидать снижения цен. Напротив, девелоперы пересматривают планы: новые проекты запускаются только при острой необходимости — например, в рамках комплексного развития территории или при наличии уже освоенного финансирования. Это означает, что к 2026 году объем предложения на рынке снизится, а спрос, напротив, вырастет — как только ЦБ уменьшит ставку, и вклады в банках перестанут быть столь привлекательными.
Спрос на жилье в ДФО сохраняется. Льготная ипотека под 2% все еще работает, но логистика бьет по карману: доставка материалов из центра добавляет к себестоимости 15-20%. При этом цены в Якутии или на Сахалине уже входят в топ-10 по стране, а во Владивостоке средняя стоимость «квадрата» составляет 200 тыс. рублей. Однако важно учитывать, что стоимость квадратного метра значительно варьируется в зависимости от сегмента.
Получить льготную ипотеку в 2025 году стало сложнее. Если в 2023 году минимальный первоначальный взнос по дальневосточной ипотеке составлял 10%, а затем 20%, и кредиты одобряли практически каждому заемщику, то к концу 2024 года условия ужесточились. Сейчас, например, федеральные банки существенно ограничили доступ к программе: с первоначальным взносом 20% ипотеку выдает только ВТБ, а Сбербанк и Дом.рф требуют минимум 50%. Вместе с этим сокращается доля одобряемых заявок. Кроме того, застройщикам приходится самостоятельно субсидировать ставку по ипотеке, что увеличивает их затраты. Эти расходы девелоперы вынуждены закладывать в цену жилья. Все это в свою очередь сказывается на спросе на недвижимость в регионе.
Что делать застройщикам? Концентрироваться на точечных проектах, оптимизировать издержки, предлагать рассрочки и гибкие условия для покупателей. А покупателям не стоит надеяться на снижение цен: себестоимость строительства не позволяет этому случиться, а в 2026 году дефицит предложения на рынке лишь усилит рост цен.
2025 год станет периодом естественного отбора для рынка: слабые игроки уйдут, а сильные укрепят свои позиции. Однако Дальний Восток остается территорией роста: господдержка, преференции ТОР и СПВ, а также масштабные инфраструктурные проекты создают основу для развития. Да, застройщикам придется адаптироваться к новым условиям, но именно те, кто сумеет это сделать, будут определять будущее региона на ближайшие десятилетия.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
На Дальнем Востоке сохраняется рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1). В мае текущего года рост превысил 3% в Чукотском АО и Якутии (при среднероссийском показателе роста 2,4%). Более высоким, чем в среднем по стране оказался рост цен в Камчатском крае, Забайкальском крае и Амурской области. Менее всего цены в отчетном месяце выросли в Хабаровском крае и Сахалинской области (на 0,6% и 1,4% соответственно).
Следует отметить, что для северных регионов проблема высоких цен на продукты питания остается одной из актуальных, так как ситуация осложняется транспортными расходами. В Камчатском крае губернатор В.Солодов поручил региональному Минэкономразвития включить все районы региона в программу субсидирования транспортных расходов на доставку продуктов. Эксперимент по организации доставки продуктов питания в отдаленные районы полуострова в рамках северного завоза начался в 2022 г. В нем приняли участие Олюторский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Пенжинский районы и городской округ «Поселок Палана». Доставка на данные территории субсидируется из краевого бюджета[1].
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле росла заработная плата работников организаций (в сравнении с апрелем прошлого года, (Таблица 2). Наиболее существенный рост был отмечен в Забайкальском крае (на 15,5%), далее следует Бурятия (на 13,8%). При этом данные же регионы традиционно отличаются в ДФО наиболее существенным уровнем безработицы (Таблица 3). Низкие показатели роста зарплат фиксируются в Магаданской области (рост только на 2,9%). Помимо Бурятии и Забайкалья высокий уровень безработицы сохраняется в Якутии.
Следует отметить, что в части дальневосточных регионов в январе-апреле текущего года был отмечен миграционный прирост населения (Таблица 4). Тем не менее в большинстве случаев прирост являлся небольшим, исключение составляет Хабаровский край, где реализуется значительное количество проектов, предлагающих рабочие места. Так, сальдо миграции в данном регионе в январе-апреле составило 868 человек (13 739 человек прибывших, 12 871 – покинувших регион). Положительным за отчетный период было сальдо миграции в некоторых северных регионах – в Магаданской области (сальдо миграции – 41 человек[2]), Камчатском крае (177 человек), а также на Сахалине (188 человек).
Развитие рынка доступного жилья и социальной инфраструктуры остается одной из основных мер по борьбе с оттоком населения, в первую очередь молодого и трудоспособного. Помимо Приморья, строительство арендного жилья предполагается развивать на Сахалине, с финансовым участием института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» (ДОМ.РФ – оператор).
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагается, что ДОМ.РФ профинансирует строительство шести корпусов 17-этажных домов в жилом комплексе «Уюн-парк» в Южно-Сахалинске. Заселение должно начаться не позднее третьего квартала 2025 г. Аренду квартир предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов для снижения ежемесячных платежей.
Напомним также, что ДОМ.РФ предоставляет Сахалину инфраструктурные облигации на обустройство инженерных коммуникаций данного микрорайона – 1,5 млрд рублей для строительства теплотрасс и насосных станций, 2,5 млрд рублей и 6,8 млрд рублей – для строительства сетей электроснабжения и дорожной инфраструктуры соответственно.
В целом программа «Доступное арендное жилье» предполагает строительство 13 тыс. арендных квартир в дальневосточных регионах. В этом году ДОМ.РФ как оператор программы планирует заключить договоры долевого участия на строительство 3 тыс. квартир. В Приморье тем временем ожидается, что в конце года будут сданы в аренду в рамках программы первые 42 квартиры в ЖК «Айвазовский» (Владивосток).
Что касается льготной дальневосточной ипотеки, то, по данным КРДВ, этой мерой воспользовались для приобретения и строительства собственного жилья более 71 100 семей. Общая сумма выданных кредитов превысила 300 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных кредитов являются Приморский край (19,9 тыс. кредитов на 89,4 млрд рублей), Якутия (15,1 тыс. кредитов на 70,3 млрд рублей), Хабаровский край (9,5 тыс. кредитов, 41,6 млрд рублей).
При этом на строительство индивидуального жилья было выдано 8,96 тыс. кредитов на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по регионам ДФО составляет 5 млн рублей. В данном сегменте программы среди регионов лидирует Якутия, где на строительство собственного дома выдано 4,16 тыс. кредитов.
Следует отметить, что крупные девелоперские компании также планируется привлекать к реализации социальных проектов. В июне ВЭБ.РФ и ПИК заключили соглашение о стратегическом партнерстве по созданию проектов социальной инфраструктуры в дальневосточных городах. Соглашение предполагает строительство объектов образования по концессии в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Хабаровске и Улан-Удэ. С помощью проекта предполагается создать более 7 тыс. мест в школах и детских садах параллельно с вводом нового жилья. Стоимость объектов, включая строительство и оснащение, оценивается в сумму около 15 млрд рублей. Концессионером выступит компания «ПроШкола» (группа компаний ВЭБ.РФ).
Тем временем заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин вновь поднял вопрос о необходимости усиления контроля за решением проблемы обманутых участников долевого строительства на Дальнем Востоке. В макрорегионе на сегодняшний день недостроенными остаются 28 таких домов. В числе требуемых мер Д.Демешин назвал предбанкротный мониторинг застройщиков и анализ их финансовой устойчивости, а также личное инспектирование главами регионов объектов долевого строительства для изучения ситуации.
Заместитель генпрокурора указал на необходимость усилить контроль за работой профильных министерств и ведомств относительно исполнения дорожных карт по достройке домов. Так, в Приморском крае завершение строительства многоквартирного дома в Уссурийске за последний год переносилось дважды. В Хабаровском крае все еще остается нерешенным вопрос в отношении восьми проблемных домов для 599 человек, требующих дополнительного финансирования в 2,3 млрд рублей.
Объекты незавершенного строительства находятся в пяти регионах ДФО. В том числе в Хабаровском крае их насчитывается 14, в Приморском крае – 6, Бурятии – 4, по два – в Якутии и в Амурской области. По десяти из них способы восстановления прав дольщиков пока не выбраны. Из 20 застройщиков, возводящих объекты, в отношении 15 открыты конкурсные производства.
Кроме того, Д.Демешин подверг критике власти Бурятии, Приморского и Хабаровского краев – за неиспользование возможности достройки проблемных объектов за счет привлечения средств «Фонда развития территорий». Критике при этом была подвергнута также работа Фонда, поскольку им все еще не были рассмотрены ходатайства правительства Хабаровского края, направленные в ноябре 2021 г. и июле 2022 г., о привлечении средств Фонда для восстановления прав участников долевого строительства незавершенных объектов местных компаний «Лидер», «Аметист» и «Томари-ОРО».
На региональном уровне власти принимают дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости и закрепление молодых семей в регионах. Власти Иркутской области с января 2024 г. намерены предоставлять региональный материнский капитал на второго ребенка. Соответствующие изменения были внесены в областное законодательство. Согласно изменениям, получить сертификат на региональный маткапитал смогут женщины в случае рождения, усыновления или удочерения второго ребенка начиная с 1 января 2024 г. С апреля текущего года размер регионального маткапитала составляет 130 тыс. 438,24 рубля. Он ежегодно индексируется.
Следует отметить, что иркутский губернатор И.Кобзев поручил областному правительству не позднее ноября текущего года разработать Социальный кодекс региона, включающий все действующие льготы, выплаты и меры поддержки, предоставляемые за счет областного бюджета, исключив дублирующие и утратившие актуальность меры поддержки.
В свою очередь в Якутии дополнительную поддержку предполагается направлять молодым семьям. Так, жители республики, впервые вступившие в брак до 25 лет, с 1 января 2024 г. смогут получать единовременную денежную выплату. Соответствующий проект закона должен быть внесен в четвертом квартале 2023 г. на рассмотрение Госсобрания республики. По оценкам республиканских властей, на реализацию новой меры поддержки в следующем году потребуется 76,5 млн рублей. Однако точный размер выплаты на семью не уточняется.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, май 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,4 |
Сибирский федеральный округ |
102,0 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,0 |
Чукотский авт. Округ |
103,3 |
Республика Саха (Якутия) |
103,3 |
Камчатский край |
103,0 |
Забайкальский край |
102,8 |
Амурская область |
102,5 |
Республика Бурятия |
102,1 |
Еврейская авт. область |
102,0 |
Приморский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,4 |
Хабаровский край |
100,6 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, апрель 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
109,2 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
109,5 |
|
Забайкальский край |
115,5 |
|
Республика Бурятия |
113,8 |
|
Еврейская авт. область |
111,0 |
|
Сахалинская область |
110,3 |
|
Камчатский край |
110,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
110,0 |
|
Хабаровский край |
109,8 |
|
Чукотский авт. округ |
108,5 |
|
Приморский край |
106,9 |
|
Амурская область |
106,1 |
|
Магаданская область |
102,9 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, март-май 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,3 |
75 640,3 |
Сибирский федеральный округ |
3,5 |
8 232,7 |
Иркутская область |
3,6 |
1 135,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,8 |
4 118,8 |
Республика Бурятия |
6,7 |
415,2 |
Забайкальский край |
6,7 |
481,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,7 |
515,3 |
Еврейская авт. область |
3,8 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
271,8 |
Амурская область |
2,8 |
405,9 |
Приморский край |
2,5 |
974,7 |
Чукотский авт. округ |
2,2 |
30,1 |
Камчатский край |
2,0 |
166,2 |
Хабаровский край |
1,9 |
704,0 |
Таблица 4. Миграционный приток населения, январь-апрель 2023 г. (на основе доступной информации).
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
13 739 |
12 871 |
868 |
Магаданская область[3] |
1 438 |
1 397 |
41 |
Чукотский АО |
1 464 |
1 509 |
-45 |
Сахалинская область |
5 974 |
5 786 |
188 |
Камчатский край |
3 705 |
3 528 |
177 |
[1] Всего перечень субсидируемых продуктов питания включает восемь наименований – свинина, мясо куриное, масло подсолнечное, сахар-песок, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая, мука пшеничная.
[2] Данные за январь-март текущего года.
[3] Данные за январь-март 2023 г.