Поделиться
Отранжированный туристами
Поделиться

Как оценивают привлекательность для поездок регионов Дальнего Востока

shutterstock.com
МИНИСТЕРСКАЯ ОЦЕНКА

В ежегодном рейтинге субъектов России по развитию туризма, составляемом Министерством культуры, регионы ДФО занимают весьма скромные позиции. По итогам 2017 года неплохой результат показал только Приморский край, заняв 23 место и попав в группу «Регионы с относительно высокими показателями развития туризма». В Хабаровском крае показатели развития туристической отрасли экспертами Минкультуры оценены как средние – 47 место. Рядом с ним на 49 месте Республика Саха (Якутия). В эту же группу регионов со средними показателями вошли Сахалинская область (54 место), Амурская область (62 место), Камчатский край (63 место), Магаданская область (74 место). В аутсайдерах оказались Еврейская автономная область (83 место) и Чукотский автономный округ - занял последнее 85 место рейтинга.

Среди всех субъектов Дальнего Востока Приморский край является наиболее привлекательным регионом как для отечественных, так и для иностранных туристов. По данным краевого пограничного управления ФСБ России, в 2017 году Приморье посетили 518 тысяч иностранных граждан, что на 12 процентов больше, чем в 2016 году. Среди них лидирующие позиции занимают граждане КНР. Из этой страны в край приехала 421 тысяча человек. По словам кандидата экономических наук Николая Липатина, такой интерес китайцев к Приморскому краю вызван в том числе и возможностью поиграть в казино.

– Образование в 2009 году недалеко от Владивостока игорной зоны «Приморье» было верным решением. Мощный рост китайской экономики привел к росту благосостояния населения, и сейчас китайцы готовы тратить заработанные юани в туристических поездках, а учитывая любовь жителей Поднебесной к азартным играм, открытие в 2015 году казино Tigre de Cristal в бухте Муравьиная пришлось как нельзя кстати, – говорит Липатин.

Директор туристско-информационного центра Приморского края Дарья Гусева говорит, что основные посетители игорной зоны из Китая – жители южных провинций.

– В Приморье с юга Китая едут состоятельные туристы, которые играют в казино. Они же с удовольствием заказывают туры, связанные со сплавами по рекам, рыбалкой и путешествиями по тайге. В общем потоке туристов из КНР они составляют меньшую часть. Большинство же гостей из Поднебесной – это жители северных провинций, которые приезжают во Владивосток на 3-4 дня позаниматься шопингом, попробовать русскую кухню и приобрести различные БАДы из морской флоры и фауны, – говорит Дарья Гусева.

Владивосток является главным туристическим объектом в Приморском крае. Усилия, приложенные федеральными властями для его реконструкции к саммиту АТЭС в 2012 году, дали очень хорошие результаты. В 2015 году журнал National Geographic включил его в десятку самых красивых морских городов мира, а Forbes – в десятку лучших российских городов для отдыха.

Помимо столицы Приморья, туристов привлекают Сафари-парк, национальный парк «Земля леопарда», парк Драконов, гора Пидан, остров Петрова, бухта Триозерье и множество других мест, которыми так богат Приморский край.

ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО РОССИИ

В 2014 году Ростуризм презентовал туристический бренд «Восточное кольцо России». Его цель объединить достопримечательности и интересные для туристов события 12 регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Предполагается, что в результате реализации проекта будут сформированы туристко-рекреационные кластеры и обеспечивающая инфраструктура.

Каждый из субъектов этого маршрута представляет в нем свои уникальные туристические объекты и достопримечательности: например, в Якутии – это Ленские столбы, в Амурской области – космодром «Восточный», на Камчатке – Долина гейзеров. Кроме того, проект предполагает привязку туров к различным мероприятиям, характерным для каждого из времен года. Так, отправившись по Восточному кольцу России зимой, можно побывать на фестивале национальной кухни «Буузын Баяр» в Бурятии, посмотреть конкурс ледовых скульптур «Ледовая фантазия» в Хабаровске, поучаствовать в традиционной гонке на собачьих упряжках «Берингия» на Камчатке. По задумке авторов проекта, межрегиональные маршруты должны стать локомотивом развития отрасли внутри каждого из регионов.

Однако формирование этого единого туристического маршрута идет медленно. Только в 2016 году было подписано соглашение о взаимодействии сторон по реализации проекта между министерством культуры России, Ростуризмом и заинтересованными регионами. В мае 2018 года на четвертом Тихоокеанском туристском форуме представители субъектов, входящих в Восточное кольцо России, отмечали, что благодаря субсидированным билетам и эффективному продвижению интерес к маршруту вырос. Однако до полной реализации его потенциала еще далеко.

По словам Дарьи Гусевой, сейчас Восточное кольцо России пользуется особым интересом у европейцев. Именно они с удовольствием приобретают туры по этому маршруту, а презентация его в Австралии привлекла туристов и из этой страны.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

Каждый из регионов ДФО имеет свои уникальные исторические и культурные объекты, весьма привлекательные для туристов. Однако обеспечить приемлемый уровень сервиса и достойную инфраструктуру дальневосточным регионам непросто. Кроме того, сказываются высокие транспортные расходы.

– Развитие внутреннего туризма очень сильно тормозят высокие цены на авиабилеты, – говорит кандидат экономических наук Николай Липатин. – Дальний Восток и Сибирь заселены слабо, а потому внутри себя массового туристического потока обеспечить не могут. Необходимо привлекать людей из густонаселенной европейской части России, но им дешевле слетать в Европу.

По словам председателя общественного совета по туризму при губернаторе Приморского края Ольги Гуревич, общая проблема для всех дальневосточных субъектов – это слабо развитая туристическая инфраструктура.

– На качество туристского продукта сильно влияют такие факторы как: плохие дороги, недостаточное количество информационных вывесок и табло, низкий уровень сервиса, – говорит Гуревич. – Кроме того, есть большая проблема с кадрами. К сожалению, у нас до сих пор не введена система аттестации гидов, и поэтому иногда попадаются люди, которые проводят экскурсии, абсолютно не зная предмета. Конечно, в каждом регионе есть своя специфика, но по мере развития туристической отрасли, каждый из них столкнется со схожими проблемами. Например, Приморье привлекает туристов прежде всего морским побережьем. Большинство популярных пляжей и мест отдыха располагаются в небольших населенных пунктах, инфраструктура которых просто не рассчитана на большое количество людей. В высокий туристический сезон в этих прибрежных поселках и их окрестностях туристов оказывается в четыре, а то и в пять раз больше, чем местных жителей. Естественно, что медицинские службы и полиция этих поселений просто не в состоянии справиться с таким потоком. Доходит до того, что в окрестных магазинах не хватает элементарных продуктов, – рассказывает Ольга Гуревич.

По ее мнению, проблема еще и в том, что в высокие сезоны цены на Дальнем Востоке не соответствуют качеству. Стоимость услуг оказывается завышенной.

– Мало кто думает о продлении туристического сезона. Большинство игроков отрасли стремятся получить больше денег здесь и сейчас, – отмечает Гуревич.

Еще один серьезный вопрос, который влияет не только на туристическую отрасль, но и на другие сферы Дальнего Востока, это слабая заселенность территорий.

– Никакое развитие без людей невозможно, – говорит социолог Максим Намдаков, – а туристическая сфера прямо завязана на коренном населении. Именно эти люди снабжают кадрами отрасли, обеспечивающие туризм. К сожалению, Дальний Восток, Забайкалье, Сибирь продолжаюттерять население. Конечно, в каждом субъекте этот процесс идет по-разному, но общая тенденция именно такая. Причем, внутренняя миграция также может отражаться на туризме. Люди из малых населенных пунктов перебираются в более крупные, а это, в свою очередь, «оголяет» туристические достопримечательности, находящиеся в глубинке. От этого страдает инфраструктура. Современный массовый турист любит не только красоты, но и комфорт. Поэтому вряд ли он поедет любоваться водопадами и озерами, не имея возможности отдохнуть после прогулки со всеми удобствами. А обеспечить ему их может только население, постоянно проживающее рядом с достопримечательностями, – отмечает социолог.

Дальний Восток обладает огромными ресурсами для развития как внутреннего, так и въездного туризма, а меры государственной поддержки, которые представлены в рамках федерального закона «О свободном порте Владивосток», предоставляют широкие возможности для развития туризма на территории ДФО, говорит доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента ДВФУ Ирина Барашок. 

– Если учитывать удаленность дальневосточного региона от центральных регионов страны, то первое, что хотелось бы отметить – это недостаток информации о Дальнем Востоке. Недавно в Приморском крае прошел форум туроператоров «Тихоокеанский бриз», и его участники как раз отметили, что информации по Дальнему Востоку крайне мало или она «дежурная». Следовательно, необходимо как можно чаще организовывать фам-туры для российских и зарубежных туроператоров, чтобы они больше узнавали о ДФО, могли самостоятельно оценить туристские ресурсы региона. Для повышения информативности о регионе, турбизнесу, по возможности — участвовать в workshop «Турбизнес», больше писать о регионе журналистам, размещая статьи в таких электронных изданиях, например, как RATA-news, - говорит эксперт.
 
Для активизации туристских потоков немаловажным является развитие транспортных перевозок, увеличение числа регулярных рейсов по России и международному сообщению, для решения проблемы качественного сервиса на туристском рынке, - обратить внимание на подготовку кадров для туриндустрии, а именно овладение практическими профессиональными навыками. Одним из способов решения данной проблемы видится внедрение стандартов WorldSkills в образовательный процесс. 

"Увеличить среднюю продолжительность пребывания на территории региона и мотивировать туристов к повторным поездкам возможно путем диверсификации туристских маршрутов и расширения сети межрегиональных маршрутов в рамках проекта Восточное кольцо России. Чтобы разработать новый туристский маршрут, надо знать потребителя туристских услуг, понимать, что он хочет видеть. Поэтому использование маркетингового подхода в деятельности турфирм должно стать обязательным", - говорит эксперт. По мнению Ирины Барашок, также необходима разработка уникальных событийных мероприятий, которые могли бы вызвать интерес у туристов. "Развитие событийного туризма требует нового подхода к его организации - координации многочисленных соисполнителей и соорганизаторов. Кроме того, без финансовой, организационной, информационной поддержки исполнительной власти эффективного туристского события создать не возможно", - резюмирует она.
Егор Савельев, Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов