Дальневосточный кинокритик Сергей Хамзин сделал подборку тематических фильмов к 8 марта, это истории об интересных и сильных женщинах, которые можно посмотреть в онлайн-кинотеатре KION от экосистемы МТС.
Так, если вам нравятся фильмы в стиле короля ужасов Альфреда Хичкока, то вам должен понравиться психологический триллер «Двойной обман Мадлен Коллинз» (18+). Он совсем новый, снят совместно кинематографистами Бельгии, Франции и Швейцарии.
«Женщина с двумя лицами» - так можно сказать про главную героиню фильма: дома во Франции она заботливая мать, любящая жена и очень известная переводчица, а вот в многочисленных своих командировках в Швейцарию она уже под другим именем. Картина - бенефис французской актрисы Виржини Эфиры.
Главная идея фильма простая: обманывать - всегда плохо. Героиня фильма сначала воспринимала свою двойную жизнь больше, чем игру, но в итоге запуталась - кто же она на самом деле? Выход же из сложившейся ситуации возможен только через боль и страдания близких людей. Премьера фильма прошла на Венецианском кинофестивале.
Еще один фильм про женщину, горе в семье которой заставило совершенно по-другому взглянуть на жизнь и, к ее удивлению, осознать, что не все так плохо. Это музыкальная драма канадского режиссера Тома Фицджеральда «Королева клуба» (18+). У хормейстера Мэйбелин неожиданно умирает сын, и она вынуждена переехать в другой город. Там она продолжает дело сына и руководит клубом. Именно там героиня открывает для себя новый мир. В итоге получилась философская лента, заставляющая зрителя делать разные выводы. Кто-то поймет, что возраст - совсем не помеха начать новую жизнь, а кто-то оценит, что даже самое страшное горе - не повод опускать руки. Главную роль исполнила 75-летняя актриса Джеки Уивер, дважды номинированная на «Оскар» за роли.
Еще одна киноистория о необычной женщине - британская биографическая драма «Колетт» (18+), где героиня пишет популярные романы вместо... своего мужа! Казалось бы, все хорошо: есть почитатели таланта мужа, регулярно выплачиваются гонорары. Но однажды Колетт захотела сама стать яркой личностью. Более 15 лет сценарий этой драмы писателя Уоша Уэстмоленда был никому не интересен, съемки начались только после того, как режиссером решил выступить сам Уош Уэстмоленд.
Действие происходит в конце XIX века и авторам картины удалось показать атмосферу того времени. Особенно гармонично в платьях с корсетом смотрится актриса Кира Найтли.
И еще одна киноистория - российская. Главная героиня - совсем еще маленькая девочка, но и она уже сильная личность, поэтому заслужила того, чтобы попасть в праздничный кинообзор. Речь идет о мелодраме режиссера Урала Сафина «Виктория» (16+) - история о том, как известный спортсмен неожиданно узнает, что он - отец пятилетней девочки.
Основное действие в картине построено на контрасте. Он - брутальный спортсмен боев без правил (роль Максима Щеголева), которому ничего в жизни не страшно. Она - маленькая девочка, требующая нежного и внимательного отношения к себе. В некоторых эпизодах на отношения главных героев нельзя смотреть без смеха, а некоторые, наоборот, слишком сентиментальные.
Из хоккея в кино
Максим Арбугаев родился в 1991 году в семье учителей в небольшом якутском посёлке Тикси, расположенном на берегу Моря Лаптевых. Позже будущий режиссёр вместе с родителями и старшей сестрой Евгенией переехал в Якутск, а в десять лет покинул родной дом, чтобы начать профессионально заниматься хоккеем. В двадцать лет понял, что в жизни пора делать следующий шаг и поступил во ВГИК. Во многом на этот выбор повлияла Евгения, к тому времени успешно занимавшаяся фотопроектами, посвящёнными Северу. Сестра взяла Максима на фотопроект для National Geographic – «Охотники на бивни мамонтов». Именно тогда молодой человек впервые взял камеру в руки и влюбился в этот процесс.
«Во время учёбы во ВГИКЕ очень большое влияние на меня оказал польский кинематограф 60-70-х годов. Из режиссёров могу выделить Кшиштофа Кесьлёвского, а также его коллег документалистов, порой авторов всего одного-двух фильмов. Мне нравится, что каждый выверенный кадр в этих фильмах – как фотография, операторы за счет ракурса и плана создают конфликт внутри кадра, драматургия здесь достигается визуальными эффектами без использования интервью. Во многом для меня польские режиссёры того времени являются ориентиром в профессии», – рассказывает режиссёр.
Герой документа
Главный герой «Выхода» – учёный и биолог Максим Чакилев, переехавший на Чукотку из Пермского края. На протяжении 12 лет Чакилев наблюдает за крупнейшим в мире лежбищем моржей, расположенном на мысе Сердце-Камень, фиксирует сроки миграции и численность животных. Результат его работы – подготовка материалов, обосновывающих квоты коренным жителям.
Сердце-Камень – скалистый мыс на северо-востоке Чукотского полуострова, на побережье одноимённого моря, в 11 километрах от Энурмино. Чукотское название – Пыттэлгыянраквын, что означает «отдельный камень на конце вытянувшегося мыса». На побережья мыса в 2009 году учёные зафиксировали крупнейшее в мире лежбище тихоокеанских моржей, где собралось 97 тысяч особей – это порядка 80% мировой популяции животных.
«Когда мы с Евгенией впервые познакомились с Максимом, то увидели, что человек полностью отдаётся своей профессии, такие герои всегда притягивают внимание. Сразу после университета Максим отправился на Чукотку и теперь там постоянно живёт. Мониторинг моржей – его внутренняя миссия как ученого и биолога. Для нас самое важное в герое – внутренняя харизма, и Максим ей определённо обладает. Мы встретились с ним, пообщались и решили, что его история интересна именно в формате документального кино», – рассказывает Максим Арбугаев.
Путь к первому фильму
Для Максима и Евгении Арбугаевых фильм «Выход» стал дебютным в режиссуре. До этого Максим работал на многих проектах как оператор.
Первый выезд в Энурмино состоялся в 2018 году. Тогда Евгения работала над своим большим фотопроектом о жизни коренных народов Севера, где Чукотка была важной частью. О лежбище и Чакилеве рассказали морские охотники – показали фото и видео огромного скопления моржей, чем крайне шокировали гостей, не знавших о таком северном феномене.
Через год Максим и Евгения вернулись на Чукотку и провели рядом с учёным две недели. В 2020 году во время пандемии ребята уже приехали сюда, чтобы снять фильм.
«Первая поездка очень сильно помогла нам подготовиться. В документальном кино ты не всегда можешь предугадать дальнейшие перипетии сюжета. Во время самих съёмок мы наблюдали и придерживались определённой драматургии, делали заметки. А уже потом на монтаже выстраивали картину в единое целое, создавали повествование. У нас стиль скорее поэтический, потому что мы сами родом с Севера, для нас это близкая тема. Мы закладывали в картину много наших внутренних эмоций, чувств», – вспоминает Максим Арбугаев.
Во время съёмок Максим и Евгения Арбугаевы чувствовали себя на Чукотке как дома, что помогло глубоко понять и выразить на экране сильную энергетику северного пространства. По словам режиссёра, родители заложили в него любовь к природе, родным просторам и тундре, поэтому все природные и бытовые условия были ему знакомы. Режиссёр буквально кожей чувствовал пространство и его проблемы.
Моржи в опасности
Самый важный месседж «Выхода» – экологический. Максим Арбугаев рассказывает, что в последние годы видит, как сильно меняется климат в Арктике, глобальное потепление сильно влияет как на животных, так и на людей.
«Многие природные процессы стремительны. Льды тают и это большая трагедия, которую мы ещё пока не особо ощущаем. Через несколько десятков лет вполне возможно, что ледовое пространство начнёт сильно сокращаться, что существенно повысит уровень воды в Мировом океане. В фильме мы передали то, что происходит с моржами, вынужденными чаще выходить со льда на землю, вследствие чего некоторые из них погибают в давке. Моржи – уникальны и когда я увидел такое скопление животных, то долго не мог поверить своим глазам, что существует такое чудо», – рассказывает документалист.
По его словам, любое документальное кино – документ времени, который создаётся для будущих поколений. И если моржи всё же исчезнут через десятки лет, то в «Выходе» ещё можно будет увидеть, как эти удивительные животные собирались на лежбище. Но ещё важнее, что через этот документ можно заявить о самой проблеме и постараться её решить, пока не стало совсем поздно.
Герой нашего времени?
Максим Арбугаев признаётся, что уже давно ищет ответ на вопрос, кто сегодня является героем нашего времени. Если раньше это были известные барды или космонавты, то сейчас на их месте, по крайней мере, в медийном плане, образовалась пустота. И возможно, такие незаметные широкой публике люди как Чакилев, сейчас и стали этими героями. Но героями эпохи уходящей.
«Я восхищён работой Максима, его энтузиазмом, любовью к животным и миссией, которую он несёт как ученый. Сегодня немногих людей можно привлечь работать на Север. Здесь остаются только люди с сильным характером. И в Арктике работают очень интересные специалисты в сфере метеорологии, океанологии, геологии и палеонтологии. Они вносят большую лепту в саму историю, собирая данные для будущих поколений. Насколько я вижу и чувствую, эти люди преданы своей профессии и любят её. Но, на мой взгляд, это уже отголоски романтики Севера, она постепенно угасает. И для нас с Евгенией важно рассказывать истории таких людей», – считает Арбугаев.
В фильме Максим Чакилев – немногословный наблюдатель, следящий за жизнью и состоянием животных. И большое режиссёрское мастерство заключается в том, что авторы показывают, как главный герой крайне органичен в окружающем его пространстве. Он – один из «жителей» этого невероятного места. В одном кадре учёный бродит по пустынному пляжу, в следующем – уже окружен моржами, которые воспринимают его как собрата, а еще через кадр Максим безмолвно оплакивает маленького сироту, оставшегося без матери и самостоятельно ушедшего в большую жизнь. Чакилев – такая же часть этого пространства, как моржи, море и скалы. И в этом картине, несмотря на современную проблематику, есть нечто магически вневременное.
Оскар как стимул
Для авторов «Выхода» номинация на «Оскар» стала полной неожиданностью. Фильм начал жить самостоятельной фестивальной жизнью сразу после премьеры на Берлинале в феврале прошлого года. Далее «Выход» показали более чем на 30 различных международных кинофестивалях, и картина собрала много наград, а американские киноакадемики номинировали фильм на «Оскар».
«Особенно приятно удивило то, что в нынешней непростой политической ситуации творчество может существовать вне политики. Номинация стимулирует меня как автора и показывает, что наша работа крайне важна, а фильм дошёл до широкого зрителя», – считает режиссёр.
Сейчас Максим Арбугаев вместе с коллегой Владимиром Мункуевым завершил съёмки своего первого игрового фильма – «Кончится лето» с Юрой Борисовым. В продюсерах у картины значится довольно известный отечественный кинодеятель Борис Хлебников, с которым Максим познакомился в родной Якутии. Премьера ленты назначена уже на текущее лето.
Про ассоциации говорил и глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Многие, кстати, отмечают, что именно с его приходом северная республика получила развитие в IT-сфере. Сам он, судя по всему, за некую точку отсчета успешного развития отрасли считает победу на Московском международном кинофестивале в 2018 году, а также, когда компьютерные игры, написанные якутскими «айтишниками», вышли на мировые рынки. После такого успеха в республике решили активно развивать креативную индустрию и написали концепцию ее развития.
Самый креативный регион
Четыре года спустя – новый успех: по итогам российской национальной премии в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards проекты, представленные Якутией, были признаны лучшими в номинации «Креативный регион». Причем, дальневосточники обошли здесь такие именитые регионы, как Татарстан, Красноярский край, Нижегородскую и Тюменскую области.
Премию получал глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, причем, из рук мэра Москвы Сергея Собянина – в прошлом году победителем в данной номинации была именно столица. Согласитесь, символично забрать пальму первенства у столицы.
Айсен Николаев получает «переходящий кубок» от Сергея Собянина
Справка: Russian Creative Awards — единственная в мире премия, охватывающая все креативные отрасли. Это высшая награда для креативного сообщества страны, которая ежегодно вручается за вклад в развитие креативного сектора экономики. В премии 10 номинаций – это не только проекты и персоналии года, но также креативные пространства и образовательные проекты.
Всего в конкурсе участвовали больше двух тысяч заявок, но в финал прошли лишь 50, которые и поборолись за лидерство в 10 номинациях: «Человек года», «Меценат года», «Открытие года», «Событие года», «Креативное пространство года», «Цифровой проект», «Образовательный проект», «Культурный код», «Креативный социальный проект», «Креативный регион».
Члены жюри отметили, что самый большой регион страны стал лидером сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это наибольшее количество инициатив, которые получили федеральное распространение, при этом республике налажена лучшая в стране система поддержки тех самых креативных индустрий.
Церемония вручения премии Russian Creative Awards
Речь идет, конечно же, о первом созданном в нашей стране креативном кластере с режимом территории опережающего развития (это дает резидентам налоговые льготы), и где находится самый активный предпосевной венчурный фонд, а также крупнейший на Дальнем Востоке IT-Парк. Идея создания подобного парка настолько понравилась курирующему Дальний Восток вице-премьеру Юрию Трутневу, что он поручил масштабировать данную практику на весь ДФО.
IT-куб в Якутске
Еще одна интересная практика, которая имеет все шансы стать всероссийской: в Якутске открыли первый и единственный на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда». Согласно трендам, запустили его на месте заброшенного мясокомбината - пятиэтажное здание общей площадью 14,6 тыс. кв. метров. В нем разместятся более 150 резидентов, работающих в области IT, анимации, моды, дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фото и видеопродакшена.
Якутское кино
Разместятся в нем и «киношники». Якутское кино – отдельная тема для разговора. Это сегодня оно имеет определенную известность в мире (да-да, уже), но еще 15 лет назад это было сугубо локальным продуктом.
В 2007 году я впервые столкнулся с якутским кино, когда в Якутске пошел в кинотеатр «Центральный» на премьеру какого-то художественного фильма местного режиссера. Сюжет был незатейливым: парень из улуса приезжает в Якутск учиться, борется с бытовыми трудностями и хулиганами, находит первую любовь… Все это тогда мне чем-то напомнило индийский Болливуд, и сильно удивило, что фильм был на якутском языке с титрами на русском. Кстати, русских в полном зале было лишь трое.
Сегодня якутское кино один из брендов республики. Этим летом, к примеру, фильм «Дьулуур. Мас-рестлинг» был лидером проката в стране (хотя, безусловно, здесь свою роль сыграло и то, что в российских кинотеатрах не увидишь теперь мировые премьеры).
постер фильма «Дьулуур. Мас-рестлинг»
Справка: «Дьулуур. Мас-рестлинг» - спортивная драма якутского режиссера Валентина Макарова, в которой помимо сюжетной линии, где молодой парень пытается заработать, чтобы вытащить из детского дома свою младшую страну, популяризируются такие якутские национальные явления и события, как праздник лета Ысыах и мас-рестлинг – борьба, где спортсмены, сидя друг к другу лицом, перетягивают палку.
Осенью прошло первое заседание единой Дальневосточной кинокомиссии, она также была создана по инициативе Якутии. Всерьез идет речь о программе дальневосточных кинорибейтов, по которой на производство кино на Дальнем Востоке государство будет субсидировать половину затрат.
Показательно и то, что на фоне общего спада на рынке IT-специалистов (число предложений в IT-сфере на Дальнем Востоке по данным hh.ru снизилось на 20%, а в целом по стране на 30%) в Якутии на 22%, отмечается рост предложений IT-вакансий. При этом растет не только количество, но и качество этих самых предложений, так что не исключено, что мир еще не раз услышит не про холодную, а про цифровую Якутию. У региональных властей на этот счет – «планов громадье». И кто знает, может быть, вслед за «самой ожидаемой видеоигрой в мире» (такую характеристику якутяне дают игре The Day Before, в разработке которой принимают участие IT-разработчики из Якутии) на мировом рынке появится и другая цифровая продукция с маркировкой Made in Yakutia.
Он уехал из «города у моря», будучи шестилетним мальчиком, но его все равно называют «самым известным выходцем из Владивостока», потому что он вернулся, уже покинув этот свет – приз его имени вручается победителям кинофестиваля «Меридианы Тихого», который проходит во Владивостоке.
«Кино – в массы! Каждому районному центру кинотеатр!», – вспомнил советские плакаты руководитель Якутской республиканской киносети Петр Чиряев и за три года создал отечественный аналог кинопроектора для кинозалов, который работает с защищённым видеофайлом. Импортозамещенная разработка стоит в разы дешевле иностранной техники, которая оценивается в четыре-пять млн рублей. Проект будет сначала запущен в Якутии и затем тиражирован в другие регионы России. В настоящее время кинопроектор проходит пилотную апробацию в десяти населенных пунктах республики. На приобретение оборудования муниципальным учреждениям выделяют средства из бюджета Якутии. Проект, разработанный на базе технопарка «Якутия», официально запустят 27 августа ко Дню российского кино. Как шла разработка, как именно работает новая система в интервью EastRussia рассказал его автор Петр Чиряев.
Пётр Чиряев, директор Якутской республиканской киносети, автор проекта Extra Cinema
– Что из себя представляет ваш проект – аналог кинопроектора для кинозалов?
– Благодаря проекту «Extra Cinema» смотреть кино на большом экране смогут жители даже самого маленького и отдаленного села. Причем затраты на организацию кинопроката существенно снижаются. Проектор планируем выпускать в двух версиях. Первая модель идет в WUXGA разрешении (плотность пикселей такая же, как и в 2К), он имеет яркость в 6000 ANSI Lm, 100000:1 контрастности, и дает изображение до десяти метров в ширину. Этого достаточно чтобы, закрыть потребность практически любого дома культуры. Вторую модель мы выпустим в ближайшее время в формате 4К – она будет ориентирована на небольшие премиальные залы с экранами до шести метров и там, где сиденья стоят ближе, чем в стандартных домах культуры. Дело в том, что, когда вы смотрите изображение на экране кинозала с расстояния десять метров, вы не отличите 2К от 4К, а как правило в большинстве кинотеатров стоят проекторы 2К. Другое дело, когда вы смотрите на экран с близкого расстояния. Уникальность кинопроектора в его сервере. Он работает в связке с цифровой платформой, которая автоматически отслеживает стоимость авторских прав и отправляет отчисления, обеспечивает безопасность от несанкционированного доступа к контенту. Также платформа имеет свою билетную систему с функциями бронирования и реализации билетов, и ведения отчетности перед правообладателями и органами власти.
– Как он работает?
Технически это проектор со встроенным видеосервером, сервер работает со своим файлом, он зашифрован и его не сможет прочесть никакое другое устройство. Это обеспечивает защиту от пиратства. Доступ к файлу с фильмом имеет организация, владеющая проектором. Файл попадает на платформу непосредственно от правообладателя. Все эти действа юридически закрепляются договорами так же на платформе. Раньше файлы или DVD-диски отправляли в районные дома культуры для показа кино, но случались инциденты, когда сотрудники домов культуры копировали киноновинки и выкладывали в сеть. Теперь такое прекратилось.
– Создавая что-то новое, всегда работаешь на лучший результат, закладываешь более высокие показатели, чтобы усовершенствовать проект. В чем преимущества вашего аналога кинопроектора?
– Расписание сеансов можно составлять по собственному желанию, можно отслеживать каждую продажу, каждый показ как со стороны демонстратора, так и от правообладателя – все отчеты попадают в ЕАИС. Сейчас кинопрокат организован очень сложным образом. Есть целые цепочки прав: автор, производитель, прокатчик, дистрибьютор, логисты, киносети, демонстраторы, билетные системы, интернет-ресурсы, продающие билеты, банки, получающие эквайринг и в конце где-то за всю цепочку заплативший и купивший право просмотра зритель. Мы упростили всю эту цепочку посредников. Ведь фильм — это идея, история, рассказанная режиссером, и любой режиссер мечтает, чтобы его творение попало на большие экраны. Но наличие на рынке огромного количества посредников лишает возможности (особенно мелких и региональных студий) довести фильм до зрителя, и лишает возможности заработка. С нашей системой любой производитель сможет напрямую закинуть свой фильм в библиотеку, и, если местное население заинтересовано в этом фильме – оно его получит. Это гибрид онлайн и офлайн просмотра.
– Почему решили развивать именно это направление, как возникла идея создания?
– Мои друзья снимали кино, показы шли только в Якутске, а их расходы едва окупали доходы. Так как я всегда занимался мультимедиа-техникой, они попросили придумать что-то для показа кино на всей территории республики. Решили делать сеть. Деятельностью в кинопрокате я занимаюсь почти десять лет. Когда открывал первый свой кинотеатр я понял, что для сельской местности – это не бизнес. И создал первую в стране киносеть в форме НКО – так проще работать с муниципалитетами. При поддержке Фонда кино мы кинофицировали почти все райцентры. Остались Арктические территории с крайне низкой плотностью населения, в которых существующий DCP формат не приживется никак. Параллельно с открытием кинозалов в DCP формате в райцентрах, мы начали показывать якутское кино и в селах, отправляли шифрованные файлы с фильмами которые можно было открыть лишь на одном компьютере дома культуры. Однако программной защиты от пиратства недостаточно, защита должна быть так же и на уровне «железа». И тогда я обратился к своим японским коллегам с просьбой произвести доступный по стоимости проектор со встроенным сервером. В 2020 году они создали прототип, однако пандемия заморозила проект, а потом сильно просел рынок электроники, и японцы отказались работать дальше. А введение санкций подтолкнуло меня начать производство и сборку проекторов у нас в технопарке «Якутия».
Что нам мешает там показывать наше кино в поселковых домах культуры? Там есть все условия. Во времена пленки люди всей деревней пару раз в месяц могли собраться в ДК. Мы в век цифровых технологий в эти деревни можем в один клик доставить кино. Существующая модель кинопоказа основана на западных технологиях – есть DCI лицензия, которая стоит очень дорого доступна далеко не всем. Существуют очень жесткие условия проката, невыполнимые в селах. Например, каждый фильм нужно показывать в 4-5 сеансов в течении 3-4 недель. А для села с маленьким населением это не имеет смысла. Жители нашей республики очень любят кино. Раньше наши производили фильмов брали под мышки обычный мультимедиа-проектор и ездили по деревенским домам культуры, показывали свои фильмы. Теперь это невозможно в связи с ужесточением законодательства по контрольно-кассовой технике, бланков строгой отчетности и с введением законов по ЕАИС.
– Какова стоимость создания кинопроектора и в какую сумму он обойдется потребителю?
– Насчет стоимости создания: это заняло три года моей жизни, огромного количества переговоров, выпуска нескольких опытных образцов в нескольких странах, сотен если не тысяч часов работы команды программистов. Финансированием разработок пока что занимаемся мы сами. Стоимость проекторов: первая партия у нас вышла по цене 650 тыс. рублей за проектор, его надо оснастить билетно-кассовой системой, необходимой коммутацией, если нет в зале экрана и звука, соответственно и ими, это все индивидуально.
– В Якутии планируют запуска кинозалы с новыми проекторами в конце сентября. Уже появились интересанты из других регионов РФ?
– Интересующихся из других регионов много, все ждут старта пилота в Якутии. Как и все ИТ-продукты мы должны потратить какое-то время на опытную апробацию и при необходимости внести какие-то правки – это совершенно нормальный путь любого стартапа. В целом закономерно, что такие проекты рождаются в Якутии, мы по праву считаемся кинорегионом и только у нас есть свое кино, которое так любит и с нетерпением ждет наш зритель.
По данным Box Office Mojo — веб-сайта, постоянно отслеживающего кассовые сборы от кинопроката, в ТОП-5 по сборам в мире в 2021 году – три китайские ленты. В рейтинге крупнейшего российского киносервиса три фильма из КНР занимают «пьедестал», а всего в первой десятке – пять картин из Поднебесной.
Лидером мирового кинопроката в неожиданно короткий срок стала китайская военная кинодрама «Битва при Чосинском водохранилище», вышедшая в прокат в конце сентября текущего года. К удивлению многих и вопреки всяческим ожиданиям картина заняла верхние строчки хитобзоров. При бюджете в $200 млн. военно-исторический эпик заработал в мировом прокате более $860 млн. и продолжает лидировать в национальных и зарубежных списках кинохитов. Разумеется, львиную долю от этой суммы фильм собрал на внутрикитайском прокатном рынке, Который является самым большим в мире с его пятидесятью тысячами кинозалов и более миллиарда кинозрителей. Так, к середине октября, совокупный объем сборов в Китае превысил 5,04 млрд юаней (около $786,65 млн). Потрясающий успех идеологически насыщенной киноленты заставил зарубежных прокатчиков обратить самое пристальное внимание на современное китайское кино.
Постер к фильму битва у Чонсинского водохранилища источник фото - официальный микроблог фильма
Составляющие коммерческого успеха этой кинодрамы многочисленны и многообразны. Создатели картины пошли нестандартным путем: у киноленты – три режиссера, и каждый из них – с мировым именем. Первый из них – китайский киноклассик Чэнь Кайгэ, мастер авторского кино, режиссер знаменитых исторических эпических костюмированных лент «Прощай, моя наложница», «Император и убийца», остросоциальной драмы о китайских крестьянах «Желтая земля», трагической киноленты «В сетях паутины» о растущей зависимости людей от интернета и социальных сетей. Второй – Данте Лэм, непревзойденный гонконгский мастер многочисленных криминальных и полицейских кинобоевиков, сюжеты которых нередко заимствовали голливудские производители фильмов в жанре экшн. Третий – Цуй Харк, еще один знаменитый кинопостановщик, снимавший кинофэнтези и фильмы о китайских боевых искусствах.
Еще одним важным компонентом успеха упомянутой в начале военной кинодрамы стал выбор темы об участии китайских добровольцев в Корейской войне. По иронии судьбы выход фильма совпал с нарастанием военно-политического давления на Китай со стороны США и стран НАТО.
Среди персонажей этой киноистории мы увидим «Великого кормчего» китайского народа – Мао Цзэдуна и его единственного сына Мао Аньнина, который служил в советской армии, участвовал в Великой Отечественной войне, закончил ее в Берлине и получил от И.В. Сталина наградной пистолет. Потом Сын Мао Цзэдуна ушел добровольцем воевать с американцами в Корее, где и погиб. Еще мы увидим соратников Мао Цзэдуна, например, знаменитого маршала Пэн Дэхуая, а также его противника, американского генерала Дугласа Макартура.
Фильм рассказывает о событиях, о которых в период сближения между Китаем и США китайцы не любили вспоминать. Речь идет, как уже упоминалось, об участии китайских добровольцев в Корейской войне 1950-1953 гг. Лента повествует о начальном периоде китайско-американской схватки на Корейском полуострове. В фильме много символических пробросов и откровенных намеков, связывающих события 70-летней давности с современностью. Эти реминисценции вызывают высокие чувства и горделивые эмоции у китайских кинозрителей, и количество зрителей продолжает расти.
Первыми перешли китайско-корейскую границу и вступили в схватку с американцами бойцы 9-го добровольческого корпуса. Напутствуя плохо одетых солдат в канун наступления лютой зимы 1950 года, маршал Пэн Дэхуай сказал: «Перед нами общий враг – американцы! У них лучшее в мире снаряжение и снабжение. Но мы должны им показать, что такое крепко сжатый кулак настоящего китайца!»
Этот «кулак» действительно разбил сотни тысяч американских носов, и не пропустил к китайской границе армию Макартура, пообещавшего закончить корейскую кампанию за неделю. Несмотря на ковровые бомбометания американской авиации и плохое снабжение китайских солдат, американцы были остановлены у Чосинского водохранилища и не решились идти дальше на север, где уже разворачивалась армия китайских добровольцев – «кулак» стал весьма и весьма увесистым.
Лента на протяжении двух часов демонстрирует почти непрерывное сражение, наполненное боевыми спецэффектами, подвигами и жертвенностью простых китайских крестьян, решивших стать солдатами-добровольцами.
Показательно, что выход фильма по времени совпал с развертыванием в Китае кампании патриотического воспитания молодежи и борьбы с гедонизмом и аполитичностью в молодежной среде. В ходе кампании власти потребовали убрать с экранов женоподобных телеведущих мужского пола. Молодые китайские эпикурейцы нередко утверждают, что «лучше грустно ехать в BMW, чем, весело смеясь, – на велосипеде».
Героическое военное кино призвано напомнить молодым о патриотизме и великих деяниях их дедов и прадедов.
За последние два-три года китайские кинематографисты выпустили более трех десятков военных фильмов, к производству которых приложили руку самые известные китайские режиссеры. Так, в начале октября 2021 года московские кинозрители смогли посмотреть киноленту мэтра китайского кинематографа Чжан Имоу «Идущий по краю», в которой рассказывается история китайской разведывательно-диверсионной группы, прошедшей обучение в СССР и заброшенной зимой 1945 года в тыл японских оккупантов.
Сегодняшнее китайское военное кино отличается жанровым многообразием и оригинальными сюжетами. Например, лента «Основание армии» – исторический эпос о создании Народно-освободительной армии Китая и «Война боевых волков» – о героических деяниях китайского спецназа в Китае и на севере Африки. Стоит обратить внимание на еще одного лидера кассовых сборов – кинокартину «Операция в Красном море», которая в 2018 году заработала почти $ 100 млн., и в которой китайская армия показана способной вести высокотехнологичные боевые действия и применять современную стратегию ведения сетецентрической войны.
Изображение: кадр из фильма «Операция в Красном море»
Но вернемся к фильму «Битва при Чосинском водохранилище». Один из героев картины спрашивает командира: «Зачем мы воюем?» Командир отвечает: «Чтобы не воевали наши дети». Солдат удовлетворенно кивнул.
Возникает вопрос: устраивает ли такой ответ молодых китайских гедонистов, которые привыкли черпать знания из социальных сетей, а материальные блага получать от родителей и из интернет-магазинов?